Результаты исследования по методическому сопровождению педагогов в процессе участия в конкурсах. Инновационный продукт.

Стуглева Людмила Викторовна

Результаты исследования по методическому сопровождению педагогов в процессе участия в конкурсах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Результаты исследования по методическому сопровождению педагогов в процессе участия в конкурсах. Инновационный продукт.

        Современный воспитатель дошкольного учреждения – это инициативный, самостоятельный, мобильный, творческий специалист, готовый решать профессиональные задачи в условиях вариативности и изменчивости деятельности детского сада. Педагоги ДОУ эта особенная категория людей, у них в руках самое начало детской жизни. Их главная задача – создать условия для радостного проживания детьми их детства, что бы каждый из них чувствовал и знал, что он нужен этому миру и любим. Педагог должен быть как источник, из которого можно черпать: знания, уверенность в завтрашнем дне, навыки творчества, мастерства, позитива. Найти и оценить талантливых педагогов, рассказать о свои педагогических наработках и исследованиях и идеях, все это можно в конкурсном движении педагогического мастерства.

Исследуя вопрос о методическом сопровождении педагогов в участии в профессиональных конкурсах на сегодняшний день есть апробация методики и получение результатов исследования. В выборке принимали участие педагоги с разным уровнем образования (педагоги ДОУ, бакалавры, магистранты и заочники). Старшие воспитатели различных дошкольных учреждений. С итоговыми результатами хочу поделиться с вами.

Анализ массовой практики показывает, что повышение профессиональной компетентности педагога чаще всего осуществляется посредством самообразования, постановки цели, задач и последовательного приближения к этой цели через определенные действия. Профессиональное развитие осуществляется за счет внутренних и внешних источников. Это обязательно добровольное участие педагога в мероприятиях, организованных образовательным учреждением.

Анализируя актуальность, мы выявили ряд противоречий:

Нужен педагог компетентный, но его никто не выявляет

Есть много конкурсов, они хаотичные и могут быть однодневными.

Есть методическое сопровождение педагогов, но оно не достаточное для полноценной подготовки и участия в профессиональных конкурсах.

Поэтому данная тема исследования является актуальной.

Конкурсы педагогических достижений любого уровня должны решать целый комплекс задач.

Однако, практика показывает, что сегодня конкурсы профессиональных достижений представляют собой соревновательные мероприятия по выявлению и публичному представлению опыта работы лучших педагогов. Так же конкурсы позволяют «выходить» за пределы образовательного учреждения, знакомиться с передовым опытом коллег, представлять профессиональному педагогическому сообществу собственный опыт, прогнозировать дальнейшее профессиональное развитие.

Анализ виртуальных образовательных ресурсов и сайтов профессиональных сообществ позволяет говорить, что в настоящее время существует целая система профессиональных конкурсов, представленная вариативной классификацией, имеющий различные линии объединения:

  • По субъектам - участникам профессиональных конкурсов выделяют адресные конкурсы для воспитателей дошкольных организаций, педагогов дополнительного образования, специалистов: логопедов, дефектологов, тифлопедагогов, для руководителей изобразительной деятельности, педагогов по краеведению, инструкторов по физической культуре.
  • По уровню организации – международные, всероссийские, региональные, районные или муниципальные, внутриорганизационные.
  • По способам участия – очные, заочные, дистанционные, а также платные и бесплатные.
  • По содержанию – затрагивающие одно из направлений деятельности педагога дошкольной организации или оценивающие качество профессиональной компетентности педагога в целом.

Такое многообразие профессиональных конкурсов влечет за собой вариативность требований к участию, критериальной системы оценки, к профессиональной компетентности участников. Очевидно, что необходимо систематизировать данную информацию, создать единый банк профессиональных конкурсов и обеспечить вариативность методического сопровождения педагогов.

Конкурсом сщитается процесс определения самого лучшего претендента на победу с определенными правилами, которые озвучивают перед началом конкурса. Конкурс – это огромная ответственность, которая формирует добросовествное отношение к своему труду.

Цель конкурсов – систематизация теоретического и практического опыта в области дошкольного образования воспитания, а также тематического тестирования.

Мы рассмотрели основные критерии, которые влияют на педагога в процессе подготовки к участию в профессиональных конкурсах:

  • Мотивация педагогов
  • Выявление трудностей при участии в профессиональных конкурсах
  • Наличие методического сопровождения со стороны администрации ДОУ -

Для выявления этих критериев я использовала метод: анкетирования и беседы

Основные факторы влияющие на принятие решения педагогом участвовать в конкурсе.

Чем мотивируются педагоги, принимая решения участвовать или не участвовать?

В следствии анкетирования педагогов дошкольного образования мы выявили, что на первом месте стоит фактор - возможность самообразования педагогов. На втором месте – дополнительные баллы к аттестации и третье место занимают – материальное поощрение и потребность в самореализации.

        Участие в профессиональных конкурсах имеют не только положительные стороны, но и отрицательные. При исследовании анкет мы определили с какими трудностями и проблемами наиболее часто сталкиваются педагоги в процессе подготовки и участия в конкурсе.

Самой большой трудностью для педагогов оказалась (70%)– боязнь публичного выступления. Затем, педагоги не уверенны в своих силах (20%), и ещё одна из важных проблем, является трудность в оформлении конкурсной документации (10%) в частности в составлении презентации.

Методическое сопровождение педагога в процессе подготовки и участия в профессиональных конкурсах очень важный и профессиональное мероприятие. Так как в данном процессе связаны психологические, материальные, трудовые, временные факторы. При исследовании данного критерия мы выявили, что методическое сопровождение педагогам оказывают, и оно заключается в: моральной поддержке, помощи в подготовке к публичному выступлению, заполнение заявки и документации, а также помощь в выборе конкурса.

А какое методическое сопровождение ожидают педагоги от методистов/старших воспитателей? При анализе анкет, мы выявили, что моральная поддержка - это не достаточное методическое сопровождение для педагогов. Важнее для них является: уверенность в дальнейшем сопровождении администрации ДОУ при участии в конкурсе и полное, систематическое информирование о конкурсе.

При исследовании данного вопроса и анкетировании старших воспитателей дошкольных учреждений было выявлено, что большинство (75%) методистов не принимали участие в профессиональных конкурсах, поэтому и методическое сопровождение педагогов в процессе участия в профессиональных конкурсах на низком уровне.

В свою очередь методисты стараются поддерживать и методически сопровождать педагогов своих дошкольных учреждений при рассмотрении данного вопроса, было определено, что основная трудность, возникающая у педагогов на взгляд методистов– является большое вложение сил, времени и боязнь публичного выступления, что совпадает с мнений педагогов.

Необходимо отметить, что, проведя 1-ю с педагогами и 2-ю серию с старшими воспитателями при исследовании и апробации, мы увидели, что процесс подготовки педагогов к профессиональным конкурсам запущен, но он формальный и методическое сопровождение со стороны старших воспитателей осуществляется как помощь на уровне дать, показать, как оформить документы, морально поддержать – эта первичный этап методического сопровождения. Второго этапа методического сопровождения со стороны старших воспитателей мы пока не наблюдаем, но из бесед с педагогами мы выявили, что для дальнейшей подготовки и выступления педагоги сами ищут информацию, встречаются с педагогами-победителями соседних дошкольных учреждений консультируясь для принятия и осуществления дальнейших шагов.

Важным процессом исследования была 3 серия, в которой принимали участие методисты районов (6 – Центральный, Кировский, Адмиралтейский, Фрунзенский). Эта серия направлена на выявление: методического сопровождения педагогов конкурсантов после участия в профессиональных конкурсах (создание сообществ, консультирование); участие педагогов в конкурсах более высокого уровня: районного, всероссийского.  

Для комплексного методического сопровождения педагогических сотрудников государственных и муниципальных учреждений в процессе подготовки и участия в профессиональных конкурсах. Возникла необходимость создать «Навигатор», данный продукт нужен для оказания методического сопровождения педагогов по следующим направлениям:

  • Поиске профессиональных и актуальных организаторов конкурсов;
  • Информировании о конкурсах разного уровня и правильности выбора тематики;
  • Раскрытие возможных трудностей;
  • Подборе ссылок и рекомендаций, направленных на поддержку;
  • Подборе информации о наличии мастер-классов, в написании и выступлении презентации;
  • Поддержка морального духа.

Данный продукт возможно использовать в разных районах и регионах

Подводя итог, мы увидели, что включение старшего воспитателя в методическое сопровождение - это оказание конкретной практической помощи воспитателям в совершенствовании форм и методов в подготовке и участию в профессиональных конкурсах. Технология сопровождения педагогов в данном направлении должна быть направлена на индивидуальное методическое сопровождение с разработанным маршрутом и включение в сопровождение группы, состоящие из:

- методиста района;

- педагогов, участвовавших в конкурсах разного уровня;

- представителя методической районной службы.

В данном контексте мы говорим о процессном подходе сопровождения педагога в процессе участия в профессиональных конкурсах и разработке методического продукта «Навигатора», а дальнейшее внедрение данного продукта, на наш взгляд позволит повысить готовность педагогов принимать активное участие в профессиональных конкурсах.