Программа курсов повышения квалификации "Реализация принципа индивидуализации образования Средствами образовательных технологий при переходе на ФГОС"
Программа дополнительного профессионального образования по повышению квалификации педагогических работников.
Цель реализации программы:
Совершенствование профессиональных компетенций обучающихся через освоение образовательных технологий, реализующих принцип индивидуализации образования в контексте требований ФГОС.
Программа разработана для педагогов начальной, основной, старшей школы, заместителей директоров по учебной и воспитательной работе, по содержанию образования, иные педагогические работники.
Форма обучения: очная.
Форма контроля: зачёт/незачёт.
Навыки, полученные в рамках данной, дисциплины будут использованы педагогами:
1. В составлении адаптированных образовательных программ;
2. В проектировании индивидуальных образовательных маршрутов;
3. В выборе методического и технологического инструментария, необходимого для реализации функций индивидуального обучения;
4. В применении методического и технологического инструментария для стимулирования активной познавательной деятельности обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт педагогики и психологии образования
Шилина Анастасия Анатольевна
Программа курса
Реализация принципа индивидуализации образования
Средствами образовательных технологий при переходе на ФГОС
Направление: психолого- педагогическое образование
Уровень подготовки: магистрант
Программа: 1 ППОМ ППВШ о-д
Москва, 2017
- Цель реализации программы:
Совершенствование профессиональных компетенций обучающихся через освоение образовательных технологий, реализующих принцип индивидуализации образования в контексте требований ФГОС.
2. Задачи курса:
1. Знакомство с организацией индивидуального обучения в школе
2. Совершенствование профессиональных компетенций в разработке адаптированных и индивидуальных программ, индивидуальных образовательных маршрутов.
Программа разработана для педагогов начальной, основной, старшей школы, заместителей директоров по учебной и воспитательной работе, по содержанию образования, иные педагогические работники.
Форма обучения: очная.
Форма контроля: зачёт/незачёт.
Навыки, полученные в рамках данной, дисциплины будут использованы педагогами:
- В составлении адаптированных образовательных программ;
- В проектировании индивидуальных образовательных маршрутов;
- В выборе методического и технологического инструментария, необходимого для реализации функций индивидуального обучения;
- В применении методического и технологического инструментария для стимулирования активной познавательной деятельности обучающихся.
3. Место дисциплины в структуре ООП:
№ п/п | Компетенции | Направление подготовки «Педагогическое образование» | ||
Бакалавриат | Магистратура | |||
4 года | 5 лет | |||
1 | Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебновоспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения. | ПК - 2 | ||
2 | Способен организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности. | ПК - 7 | ||
3 | Готов к осуществлению проектирования образовательных программ и индивидуальных маршрутов | ПК - 8 | ||
4 | Способен проектировать формы и методы контроля качества образования, виды КИМ, | ПК - 9 |
4. Планирование результатов образования
№ п/п | Компетенции | Направление подготовки «Педагогическое образование» | ||
Бакалавриат | Магистратура | |||
4 года | 5 лет | |||
1 | Особенности реализации принципа индивидуализации образования средствами образовательных технологий при переходе на ФГОС. | ПК-7 | ||
2 | Технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), в частности: базовую модель технологии; технологические приёмы и стратегии реализации функций урока средствами технологии РКМЧП. | ПК – 2 | ||
3 | Знать современные нормативные требования, документы | ПК – 8, ПК – 9, ПК - 10 | ||
4 | Уметь разработать адаптированную и индивидуальную программу, индивидуальный образовательный маршрут. | ПК – 8, ПК – 9, ПК - 10 | ||
5 | Проводить экспертную оценку разработанных образовательных программ | ПК – 8, ПК – 9, ПК – 10, ПК – 11. | ||
6 | Педагогическую технологию мастерских, в частности: основные понятия технологии педагогических мастерских; принципы и правила педагогической технологии мастерских; алгоритм педагогической технологии мастерских; особенности организации обучающихся на уроке/учебном занятии- мастерской. | ПК – 2 | ||
7 | Особенности применения в образовательном процессе технологий РКМЧП и педагогической технологии мастерских для реализации принципа индивидуализации, в частности технологические приёмы, направленные на реализацию принципа индивидуализации в рассмотренных технологиях. | ПК - 7 | ||
8 | Этапы проектирования урока/учебного занятия в педагогической технологии мастерских и РКМЧП. | ПК - 2 |
Общекультурные (ОК):
- ОК-3 – готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала.
Общепрофессиональные (ОПК):
- ОПК-6: способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
Профессиональные (ПК):
- ПК-2 - способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования;
- ПК – 7 - способностью проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии;
- ПК – 8 - готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов
- ПК – 9 - способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9);
- ПК – 10 - готовностью проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения;
- ПК – 11 - готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
5. Структура и содержание дисциплины
- 5.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов/ зачётных единиц | Полугодие I |
Аудиторные занятия (всего) | 36 /1 | 36/1 |
В том числе: | ||
Лекции | 14 | 14 |
Практические занятия | 36 | 36 |
Самостоятельная работа (всего) | 22 | 22 |
В том числе: | ||
Индивидуальная работа (КСР) | - | - |
Другие виды самостоятельной работы | - | - |
Вид промежуточной аттестации | зачет | |
Общая трудоемкость час | 72/2 | 72/ 2 |
5.2. Содержание дисциплины
Тема 1.Реализация принципа индивидуализации образования средствами образовательных технологий при переходе на ФГОС.
Работа с понятиями «индивидуализация образования», «индивидуальный подход», «индивидуализация обучения». Принцип индивидуализации в образовании: методологический и антропологический аспект. Условия реализации принципа индивидуализации в процессе обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Реализация принципа индивидуализации образования средствами образовательных технологий.
Тема 2: Современные нормативные требования, регламентирующие индивидуальное обучение.
Особенности новых требований ФГОС по реализации принципа индивидуализации образования средствами образовательных технологий.
Тема 3: Современные нормативные требования, регламентирующие составление адаптированной ОП, индивидуального образовательного маршрута.
Особенности разработки адаптированных образовательных программ в образовательных учреждениях. Знакомство современными регламентирующими документами.
Тема 4: Возможности педагогической технологии мастерских в реализации принципа индивидуализации в образовании.
Основные понятия технологии мастерских; принципы и правила педагогической технологии мастерских; алгоритм педагогической технологии мастерских. Особенности организации обучающихся на уроке/учебном занятии-мастерской как нестандартной формы проведения урока/учебного занятия.
Тема 5: Возможности технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» для реализации принципа индивидуализации в образовании.
Особенности реализация принципа индивидуализации образования в базовой модели технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: «Вызов», «Смысловая стадия», «Рефлексия». Понятия «критическое мышление» и «творческое мышление» их признаки и принципы, стадии, механизмы работы и технологические приемы, реализующие принцип индивидуализации. Использование различных форм организации групповой работы и стратегий обучения для реализации принципа индивидуализации.
Тема 6: Проектирование и экспертиза качества адаптированных ОП.
Работа в мини – группах. Разработка адаптированных ОП. Перекрёстная экспертиза обучающимися проектов коллег на основании технологических карт. Выявление и корректировка нарушений требований законодательства.
Тема 7: Реализация принципа индивидуализации при проектировании урока/учебного занятия в педагогической технологии мастерских.
Особенности отбора учебного материала для построения урока/учебного занятия-мастерской. Проектирование урока на основании реализации этапов технологии педагогических мастерских. Отработка навыка построения урока/учебного занятия-мастерской в контексте требований ФГОС.
Тема 8: Проектирование урока /учебного занятия в педагогической технологии мастерских и технологии РКМЧП.
Разработка слушателями урока/учебного занятия в одной из технологий: педагогической технологии мастерских или РКМЧП. Работа в микрогруппах. Анализ урока/учебных занятий в технологии РКМЧП. Работа в микрогруппах над проектированием урока/учебного занятия на основе технологии РКМЧП. Презентация результатов групповой работы.
Итоговая аттестация: защита собственного проекта.
5.3. Структура дисциплины
Наименование тем дисциплины | Виды учебной работы (час) | Всего часов | Форма промежуточной аттестации | ||
Лекции | Семинарские (практические) | СР | |||
Тема 1.Реализация принципа индивидуализации образования средствами образовательных технологий при переходе на ФГОС. | 2 | 4 | 2 | 8 | Работа с понятиями «индивидуализация образования», «индивидуальный подход», «индивидуализация обучения». Принцип индивидуализации в образовании: методологический и антропологический аспект. Заполнение маркировочной таблицы. |
Тема 2: Современные нормативные требования, регламентирующие индивидуальное обучение | 2 | 2 | 4 | Анализ нормативно – правовых документов | |
Тема 3: Современные нормативные требования, регламентирующие составление адаптированной ОП, индивидуального образовательного маршрута | 2 | 2 | 4 | Анализ нормативно – правовых документов | |
Тема 4: Возможности педагогической технологии мастерских в реализации принципа индивидуализации в образовании. | 2 | 6 | 4 | 12 | Работа в микро-группах, разработка уроков, мастерских |
Тема 5: Возможности технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» для реализации принципа индивидуализации в образовании. | 2 | 4 | 4 | 10 | Работа в микрогруппах над проектированием урока/учебного занятия на основе технологии РКМЧП. Презентация результатов групповой работы. |
Тема 6: Проектирование и экспертиза качества адаптированных ОП | 2 | 6 | 8 | 16 | Проектирование адаптированной образовательной программы, проведение экспертизы |
Тема 7: Реализация принципа индивидуализации при проектировании урока/учебного занятия в педагогической технологии мастерских. | 2 | 4 | 2 | 8 | |
Тема 8: Проектирование урока /учебного занятия в педагогической технологии мастерских и технологии РКМЧП. | 4 | 2 | 6 | Работа в микрогруппах по разработке урока/учебного занятия | |
Итоговая аттестация | 4 | 4 | Представление разработок уроков , индивидуального образовательного маршрута, адаптированной ОП | ||
Итого | 72 часа | ||||
6. Образовательные технологии
Освоение дисциплины предполагает использование инновационных образовательных технологий с использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, таких как: проблемное занятие.
Перечень необходимых технических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения программы:
- компьютерное и мультимедийное оборудование - компьютер или ноутбук для преподавателя, проектор и экран или интерактивная доска;
- свободный доступ к сети Интернет для использования портала ИКТ-поддержки обученияhttp://mioo.seminfo.ru/, что дает возможность обучающимся:
- получать доступ к материалам очных занятий, к дополнительным материалам, ориентированным на расширение общего и
профессионального кругозора и совершенствование профессиональных компетенций;
- Размещать выполненные задания для проведения итоговой аттестации;
- Обмениваться информацией по интересующим вопросам курсовой подготовки с преподавателями и коллегами по группе.
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Самостоятельные работы, после каждой из пройденных тем.
Примерный перечень заданий:
Задание 1: Прочитайте текст об одном из условий реализации принципа индивидуализации в процессе обучения и заполните маркировочную таблицу.
«-» | «+» | «?» |
Запись своими словами (1-2 слова) информации, которую вы знали до чтения текста | Запись своими словами новой информации | Запись своими словами непонятной информации |
Задание 2: Определите, какие приемы вы можете использовать на разных этапах урока/учебного занятия в педагогической технологии мастерских.
Заполните таблицу, используя материал к заданию.
ЭТАПЫ УРОКА-МАСТЕРСКОЙ | ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ДАННОМ ЭТАПЕ |
ИНДУКЦИЯ | |
ДЕДУКЦИЯ | |
РЕКОНСТРУКЦИЯ | |
РАЗРЫВ | |
РЕФЛЕКСИЯ |
А. Проанализируйте представленные разработки уроков в педагогической технологии мастерских. Реализован ли принцип индивидуализации, и на каких этапах урока/учебного занятия мастерской он реализован? Аргументируйте свой ответ. Заполните таблицу.
Аргументы за: принцип индивидуализации реализован | Аргументы против: принцип индивидуализации не реализован |
Задание 3: Проектирование адаптированной образовательной программы.
Задание 4: Проектирование индивидуального образовательного маршрута.
Задание 5: Заполните таблицу «Реализация принципа индивидуализации образования средствами технологии РКМЧП».
Стадия технологии РКМЧП | Цели данной стадии, направленные на индивидуализацию образования | Стратегии и приемы, применяемые на данной стадии и позволяющие реализовать принцип индивидуализации |
Стадия вызова | ||
Смысловая стадия | ||
Стадия рефлексии |
Задание 6: Проанализируйте представленные разработки уроков/учебных занятий в технологии РКМЧП. Реализован ли принцип индивидуализации? Аргументируйте свой ответ. Заполните таблицу.
Аргументы за: принцип индивидуализации реализован | Аргументы против: принцип индивидуализации не реализован |
7.4. Форма промежуточного контроля – зачет
Материалы проекта урока/учебного занятия в одной из изученных технологий должны включать:
- Сценарный план урока/учебного занятия, в котором должны быть
обязательно отражены: цель, планируемые результаты (предметные,
метапредметные, личностные), этапы проведения урока/учебного занятия, деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока/учебного занятия, технологические приёмы и методы, необходимые для реализации каждого этапа урока/учебного занятия и организации взаимодействия обучающихся при работе в группах, индивидуально.
- Дидактические материалы и необходимое ресурсное обеспечение проведения урока/учебного занятия.
- Критерии оценивания результатов деятельности обучающихся.
- Проект
8. Образовательные технологии и методические указания
Проведение практических занятий построено на групповой совместной деятельности студентов. Во время занятий используются:
информационно-развивающие технологии, направленные на формирование системы знаний, запоминание и свободное оперирование ими. Используется лекционно-семинарский метод, самостоятельное изучение литературы, применение новых информационных технологий для самостоятельного пополнения знаний, включая использование технических и электронных средств информации.
Деятельностные практико-ориентированные технологии, направленные на формирование системы профессиональных практических умений, обеспечивающих возможность качественно выполнять профессиональную деятельность.
Развивающие проблемно-ориентированные технологии, направленные на формирование и развитие проблемного мышления, мыслительной активности, способности видеть и формулировать проблемы, выбирать способы и средства для их решения. Используются виды проблемного обучения: освещение наиболее сложных вопросов на лекциях, учебные дискуссии, коллективная мыслительная деятельность в группах при выполнении индивидуальных групповых заданий, поиск оптимальных решений в рамках предложенной ситуации общения. При этом используются первые три уровня (из четырех) сложности и самостоятельности: проблемное изложение учебного материала преподавателем; создание преподавателем проблемных ситуаций, а обучаемые вместе с ним включаются в их разрешение;
преподаватель лишь создает проблемную ситуацию, а разрешают ее обучаемые в ходе самостоятельной деятельности.
Личностно-ориентированные технологии обучения, обеспечивающие в ходе учебного процесса учет различных способностей обучаемых, создание необходимых условий для развития их индивидуальных способностей, развитие активности личности в учебном процессе. Личностно-ориентированные технологии обучения реализуются в результате индивидуального общения преподавателя и студента при выполнении домашних индивидуальных заданий, на консультациях.
8.2. Интерактивные формы обучения
Интерактивная форма занятий
1. Ролевая игра «Работа экспертов оценки качества образования»
9. Описание возможностей изучения дисциплины лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
При необходимости обучения студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья аудиторные занятия могут быть заменены или дополнены изучением полнотекстовых лекций, презентаций, видео- и аудиоматериалов в ПТК «УМНИК». Индивидуальные задания подбираются в адаптированных к ограничениям здоровья формах (письменно или устно, в форме презентаций). Выбор методов обучения зависит от их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В целях реализации индивидуального подхода к обучению студентов, осуществляющих учебный процесс по индивидуальной траектории в рамках индивидуального рабочего плана, изучение данной дисциплины базируется на следующих возможностях:
- индивидуальные консультации преподавателя (очно, в часы консультаций, по электронной почте, а также с использованием программ Skype, Wiber, TeamViewer, DropBox, а также возможностей социальных сетей);
- максимально полная презентация содержания дисциплины в ПТК «УМНИК» (см., в частности, полнотекстовые лекции, презентации, аудиоматериалы, тексты для перевода и анализа и т.п.).
10. Учебно-методическое и информационно обеспечение дисциплины
а) основная литература
- Бондаренко Н. А. Возможности использования технологии мастерских в системе общего среднего образования / Н. А. Бондаренко // Реализация принципа технологичности в образовательном процессе современной школы: Сб. статей. - М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. - С.12- 16.
- Бондаренко Н. А. Педагогическая технология мастерских как средство формирования языковой личности школьника: под ред. Г. А. Мейчик / Н. А. Бондаренко // Оптимизация деятельности учителя средствами открытых образовательных технологий. - М.: МПА-ПРЕСС, 2012. - С.21-25 .
- Мейчик Г. А. Модель реализации педагогической технологии мастерских/ Г. А. Мейчик // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. Научный журнал. - 2014. - №5.
- Мейчик Г. А. Педагогическая технология мастерских как нестандартная форма организации учебных занятий; под ред. Г. А. Мейчик / Г. А. Мейчик // Оптимизация деятельности учителя средствами открытых образовательных технологий. - М.: МПА- Пресс, Карпов Е. В, 2012.
- Мейчик Г. А. Педагогическая технология мастерских как средство реализации современных тенденций развития образования / Г. А. Мейчик // Компетенции и образование: модели, методы, технологии. - М., 2014.
- Мейчик Г. А. Педагогическая технология мастерских как средство
- совершенствования системы общего образования / Г. А. Мейчик, Л. А. Тропкина // Открытые уроки в начальной школе. Реализация требований ФГОС. - Волгоград: Учитель, 2013.
- Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
- Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2011 - 223 с.
- Реализация принципа технологичности в образовательном процессе современной школы: Сб. статей / - М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. - 176 с.
- Фещенко Т. С. Новые стандарты - новое качество работы учителя. Практикоориентированное учебно-методическое пособие. - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 224 с.
- Хачатрян Э. В. Применение технологии развития критического мышления в образовательных учреждениях / Э.В. Хачатрян // Методическое пособие. - М.: АПО, 2011г. - 84 с.
- Хачатрян Э. В. Конструирование урока на основе концептуальной технологической карты / Э. В. Хачатрян // Педагогика. - 2015. - №4. - С.31-38.
- Чернобай Е. В. Проектирование учебного процесса учителем в современной информационной среде: М.: УЦ Перспектива, 2011. - 112 с.
Дополнительная учебная и учебно-методическая литература:
- Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. - М.: Логос, 2009.
- Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.
- Иоффе А.Н. Целеполагание в преподавании истории и обществознания / А. Н.Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2014. - № 5. - С. 3-7.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов и др.; - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
- Шишов С. Е., Кальней В. А., Гирба Е. Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: Монография. - М.: ИНФА-М, 2013. - 206с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии PDF Борьба с негативными явлениями в жизни школы требует разработки принципиально новой педагогической технологии. В книге предложен комплекс средств педагогической технологии и показаны пути их практического применения в условиях перестройки и преодоления формализма в сценке деятельности учащихся и... №47 13.05.2010 03:14 23.08Mb.
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».