Ключевые аспекты и проблемные зоны реализации в образовательном процессе методики преподавания по межпредметным технологиям

Введение

Одним из путей повышения стандартов качества образования является внедрение в образовательный процесс и активное развитие межпредметных технологий. Межпредметные технологии являются эффективным инструментом интеграции знаний, полученных обучаемым при изучении различных предметов и средством, обеспечивающим комплексный подход к решению сложных проблем реальной действительности.

Использование методики межпредметных технологий позволяет сформировать у обучаемых обобщенные, а не частные умения, которые, в свою очередь, будут использованы при изучении других дисциплин и в практической деятельности.

Межпредметные связи существенно повышают практическую и научно-теоретическую подготовку обучаемых, позволяя овладеть обобщенным характером познавательной деятельности.

Интеграция междисциплинарных знаний и навыков обеспечивает всестороннее рассмотрение и принятие решений в будущей практической, производственной, научной и общественной жизни выпускников.

Учитывая важную роль межпредметных связей в повышении качества образования, Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы предусматривает повышение доли учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей к 2020 году до 43%.

Как и всякая инновационная педагогическая методика, методика преподавания по межпредметным технологиям имеет свои ключевые аспекты и проблемные зоны.

Ключевые аспекты реализации в образовательном процессе методики предподавания по межпредметным технологиям

 

Одно из наиболее всеобъемлющих определений межпредметных связей гласит: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве».

В соответствии с этим определением можно выделить основные ключевые аспекты межпредметного взаимодействия:

- изучение одного и тоже объекта, процесса или явления комплексно, с позиций различных наук. Например, для глубокого изучения отдельных тем информатики необходимо привлекать знания, полученные обучаемыми в рамках таких образовательных дисциплин, как математика, физика, английский язык, история и обществознание.

- использование базовых методов, теорий и законов одной науки для изучения объекта, процесса или явления в рамках других наук. Например, в рамках образовательной дисциплины «Информатика» для изучения темы «Организация и представление данных в ПК» используется методика перевода чисел из одной системы счисления в другую из раздела математики «Системы счисления»;

- использование различными науками одних и тех же методов, теорий и законов для изучения разных объектов, процессов и явлений. Например, общая методика создания алгоритма, разработанная в рамках структурного программирования, широко применяется в математике, физике, химии, лингвистике и ряде прочих наук.

Примерный перечень межпредметных связей образовательной дисциплины «Информатика» с разбивкой по темам, представлен в приложении 1.

Для реализации этих аспектов в учебном процессе необходимо детально рассмотреть и проанализировать структуру межпредметных связей, их классификацию и взаимодействие.

Только глубокий анализ межпредметных связей позволит разработать научно-методические и практические основы для реализации этих связей в образовательном процессе, выявить проблемные зоны и пути их ликвидации.

Основными классификационными признаками межпредметных связей являются:

1. Состав межпредметных связей.

Состав межпредметных связей является основой межпредметной методики. Именно он определяет, каким образом формируются межпредметные связи, знания из каких других дисциплин дополнительно используются в изучении основного предмета, какие законы, методы и теории других дисциплин привлекаются к изучению различных тем данного основного предмета.

Состав межпредметных связей формируется с учётом следующих аспектов:

А. Научно-теоретический - формируется по законам, теориям и методам, применяемым в различных науках и используемых в нескольких учебных дисциплинах.

Научно-теоретический аспект межпредметных связей позволяет выделить несколько видов межпредметных связей:

- фактические связи – позволяют установить общность различных фактов изучаемых в рамках различных учебных дисциплин, аналогии и их всестороннее рассмотрение этих фактов с целью формирования у обучаемых полной и целостной модели факта;

- понятийные связи – позволяют выполнить поэтапно и поэлементно расширить и углубить связи между понятиями, общими для разных учебных дисциплин;

- теоретические связи – обеспечивают пошаговое добавление новых компонентов общенаучных теорий из знаний, получаемых в рамках различных дисциплин с целью формирования у обучаемых целостной теоретической системы знаний.

2. Методический – формируется по использованию педагогических методов и приемов, используемых в межпредметных технологиях.

Методический аспект нацелен на формирование познавательных умений и интересов обучаемых под влиянием межпредметных связей, на развитие творческой активности обучаемых в процессе вычленения межпредметной задачи, на корреляцию знаний из различных дисциплин обучаемых для решения межпредметной задачи.

Усиление обобщающего характера учебного материала за счёт использования межпредметных связей требует существенного изменения методов обучения. Межпредметные связи активизируют все стимулы познавательного интереса: привносят в изучение дисциплин проблемность, элементы исследования и творчества, разнообразят формы самостоятельной работы, побуждают к овладению новыми умениями.

Межпредметные связи оказывают влияние на изменение организационных форм процесса обучения, так как наиболее эффективное решение межпредметных задач требует коллективных форм организации учебной работы.

Кроме того, следует учесть, что практически универсальным инструментом наглядной демонстрации любых процессов и явлений является компьютер, его широкое использование в методике преподавания по межпредметным технологиям значительно повышает эффективность обучения.

Поэтому методический аспект должен быть ориентирован на активное использование компьютерных технологий.

Цель методического аспекта межпредметных связей - увеличение широты и диапазона применения обучаемым полученных знаний и умений.

3 Деятельностный аспект - формируется по практическим навыкам и умениям которые прививаются обучаемым посредством использования межпредметных связей в процессе обучения.

Межпредметные связи по видам деятельности формируют у обучаемого диалектическое восприятие общего, особенного и единичного в познании мира и дают мировоззренческую ориентацию в процесс обучения.

Деятельностный аспект предполагает:

- умение обучаемого решать практические проблемы с привлечением знаний и умений, полученных в рамках различных дисциплин,

- использование обучаемым уже полученных знаний одной дисциплины в изучении других дисциплин;

- навыки обобщения и классификации фактов, явлений и событий с использованием знаний, полученных в рамках различных дисциплин.

4. Материально-технический – формируется по материально-техническому обеспечению реализации межпредметных технологий в учебном процессе.

Для обеспечения полноценного учебного процесса с использованием межпредметных технологий требуется пересмотреть материально-техническое обеспечение каждой дисциплины, введя в его состав дополнительные наглядные пособия, оборудование, модели, реактивы и т.д.

Б. Направления межпредметных связей.

Направления межпредметных связей выявляют количество учебных дисциплин, которые являются источниками дополнительной информации в изучении основной дисциплины и направленность связей между основной дисциплиной и источниками дополнительной информации в виде других учебных дисциплин.

Такие связи могут быть:

1 Односторонними – основная дисциплина берёт информацию из одного источника дополнительной информации;

2 Многосторонние - основная дисциплина берёт информацию из нескольких источников дополнительной информации;

3 Двусторонние – основная дисциплина становиться источником для своего источника дополнительной информации.

В. Последовательность межпредметных связей.

Последовательность межпредметных связей выявляет временные факторы изучения учебных тем основной дисциплины и привлекаемых к их изучению тем из других дисциплин.

Последовательность межпредметных связей может быть предварительной, сопутствующей или последующий (перспективной).

Проблемные зоны реализации в образовательном процессе методики преподавания по межпредметным технологиям

Для успешного и эффективного внедрения межпредметных технологий в учебный процесс необходимо соблюдение ряда условий. Каждое из этих условий может рассматриваться, как проблемная зона, т.к. несоблюдение данного условия приведёт к снижению эффективности использования методики преподавания по межпредметным технологиям.

Итак, к проблемным зонам методики преподавания по межпредметным технологиям могут быть отнесены:

1. Соответствие Федеральным государственным образовательным стандартам, которые призваны обеспечивать цельность образовательного пространства России; преемственность основных программ дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего образования.

Методика преподавания по межпредметным технологиям должна использоваться строго в рамках разработанных образовательным учреждением основных образовательных программ (ООП). В состав основных образовательных входят учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов. Кроме того, ООП содержит оценочные и методические материалы, которые должны определять содержание и объем материала по межпредметным связям в школьном курсе.

Необходимо обеспечить достижение обучающимся межпредметных результатов в условиях сохранения предметного обучения.

1. Качественная подготовка педагогических кадров к проведению занятий по методике межпредметных технологий.

На сегодняшний день методика межпредметных технологий является инновационной и находится на этапе становления и развития.

Поскольку до последнего времени педагогические вузы не обучали будущих педагогов методике межпредметных технологий, вопрос подготовки кадров на сегодняшний день стоит достаточно остро. Основная подготовка педагогических кадров к проведению занятий по методике межпредметных технологий проходит в рамках курсов повышения квалификации.

По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации проводится исследование региональных систем общего образования на предмет создания и широкого внедрения массовых моделей консультационной и экспертной поддержки педагогов, использующих методику преподавания по межпредметным технологиям. Целью исследования является разработка средств и методов освоения этих технологий практически каждым педагогом Российской Федерации, а так же дальнейшее развитие методики преподавания по межпредметным технологиям.

Стандартизация и унификация межпредметных связей.

Установление межпредметных связей является творческим процессом и в значительной степени зависит от интеллекта и ширины кругозора педагога.

В зависимости от этого фактора, межпредметные связи по одной и той же учебной дисциплине у разных педагогов могут быть различными как по привлекаемым дисциплинам, так и по привлекаемым темам из привлекаемых дисциплин. Поэтому так важна и необходима классификация и унификация межпредметных связей по каждой учебной дисциплине. Видится необходимым разработка стандартов межпредметных связей по каждой дисциплине и создание унифицированного методического обеспечения для работы с ними. Стандартизация и унификация межпредметных связей возможна на основе широкого сбора информации по уже сформированным межпредметным связям по дисциплинам, обобщения и анализа этой информации.

Стандарты межпредметных связей должны постоянно обновляться в связи с появлением новых фактов, теорий, законов и явлений в различных областях знаний.

Методика установления межпредметных связей

Установление межпредметных связей производится по определённой методике и состоит из двух этапов. Подготовительный этап - проводится на начальном этапе изучения учебной темы по межпредметным технологиям.

Целью подготовительного этапа является формирование у обучаемых общей ориентации в содержании учебной темы, её целях и задачах.

Для достижения цели на подготовительном этапе используются педагогические методы и приёмы, которые позволяют обучаемым осознать интегративный характер содержания темы, целесообразность использования знаний из других учебных дисциплин при раскрытии ведущих положений рассматриваемой темы. Педагогические методы и приёмы должны так же способствовать пониманию оптимального способа организации работы по раскрытию темы с привлечением межпредметных связей. Результатом подготовительного этапа должен стать план изучения темы по методике межпредметных технологий, составленный совместными усилиями педагогов.

Основной этап проводится на этапе непосредственного изучения и раскрытия темы с привлечением межпредметных связей.

В рамках основного этапа в соответствии с разработанным педагогами планом изучения темы, выполняется непосредственное раскрытие темы с привлечением межпредметных связей.

Повышение качества учебного процесса мотивирует педагога глубже и шире знакомиться с содержательной частью других учебных дисциплин. Педагог вынужден обращаться за дополнительной информацией к внешним источникам информации, принимать участие в педагогических форумах, сетевых педагогических сообществах, конференциях, семинарах и обращаться к системам консультационной и экспертной поддержки.

В результате, работа по реализации межпредметных связей в образовательном процессе выходит за рамки уроков и приводит к более активной научно-методической деятельности педагогов.

Инвариантная и вариативная характеристики педагога.

Освоение, внедрение и развитие методики преподавания по межпредметным технологиям предъявляет более высокий уровень требований к личностным и интеллектуальным качествам педагога. Инвариантная и вариативная характеристики педагога получают новое содержательное наполнение. Инвариантная (личностная) составляющая характеристики педагога отражает общий уровень информационной культуры педагога вне зависимости от его специальности. Инвариантная составляющая включает интеллектуальный, культурный, общеобразовательный, мировоззренческий, психолого-педагогический и технологический уровни педагога, его стремление к саморазвитию, к освоению новых знаний и навыков, умение искать информацию и работать с ней.

Вариативная (квалификационная) составляющая характеристики педагога для конкретной педагогической специальности отражает знания и навыки, присущие данному педагогу в его предметной области, применяемые педагогом методы и методики преподавания, педагогический опыт, квалификацию педагога, уровень его компетентности.

В свете реализации в образовательном процессе методики преподавания по межпредметным технологиям, вариативная составляющая педагога должна содержать не только соответствие педагога высоким требованиям к его предметной и методической подготовке, но и дополнительные требования к знаниям по интеграционным и общеметодологическим проблемам в образовании. Инвариантная и вариативная характеристики педагога являются критериями, определяющими уровень его подготовки к реализации в образовательном процессе методики преподавания по межпредметным дисциплинам.

Для реализации в образовательном процессе методики преподавания по межпредметным дисциплинам педагог должен:

понимать роль и функции межпредметных связей в современном образовательном процессе, видеть направления и перспективы их развития;

изучить структуру, классификацию и виды межпредметных связей, знать особенности реализации межпредметных связей в образовательном процессе;

владеть методикой установления межпредметных связей;

владеть формами, методами и средствами реализации межпредметных связей в образовательном процессе;

знать о проблемах реализации межпредметных связей в образовательном процессе и способах их разрешения на современном этапе развития системы образования;

владеть основными организационными принципами учебно-методической работы по реализации межпредметных связей в образовательном процессе;

знать структуру создания и функционирования дидактической системы межпредметных связей;

знать психолого-педагогические проблемы реализации межпредметных связей в процессе обучения и психолого-педагогические аспекты обучения с использованием межпредметных связей.

Для эффективной реализации методики преподавания по межпредметным технологиям в образовательном процессе педагог должен иметь:

глубокое понимание целей и функций межпредметных связей, их значение в формировании кругозора и мировоззрения обучающихся;

концептуальный стиль мышления, открытый для освоения новых знаний и навыков, методов и форм педагогической деятельности;

знания методов, форм и приемов, способствующих реализации межпредметных связей;

умение применять методы, формы и приемы, способствующих реализации межпредметных связей в образовательном процессе;

навыки ведения исследования исследовательской работы в своей профильной области, в методической и организационной работах.

Межпредметная нтеграция содержания учебных дисциплин

Межпредметная нтеграция содержания учебных дисциплин представляет собой процесс установления связей между структурными компонентами содержания различных образовательных дисциплин в рамках определенной системы образования. Целью межпредметной интеграции является формирование у обучаемых целостного представления о природных и социальных явлениях, об окружающем мире, ориентированное на комплексное развитие и саморазвитие личности обучаемого.

Межпредметная интеграция содержания учебных дисциплин представлена тремя видами:

внутрипредметная интеграция – это интеграция на уровне понятий, знаний, умений внутри определенной образовательной дисциплины;

межпредметная интеграция – это синтез фактов, понятий, принципов двух и более образовательных дисциплин;

транспредметная интеграция — это синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Интегрированный урок – это междисциплинарная форма образовательного процесса, основой которого является теория познания и поиска знаний по образовательной дисциплине за её рамками.

Основными характеристиками интегрированного урока являются:

строгая структурированность и четкость изложения учебного материала;

логическая система взаимообусловленности и взаимосвязей между разными образовательными дисциплинами;

полнота и информационная емкость учебного материала;

элементы исследовательской и аналитической деятельности.

Результативность применения методики преподавания по межпредметным технологиям в образовательном процессе.

Инновационная методика преподавания по межпредметным технологиям призвана повысить образовательные стандарты, выводя систему образования на новый качественный уровень. Интеграция знаний и умений из нескольких образовательных дисциплин требуют качественно новых методик и форм преподавания и организации образовательного процесса. Усилия, приложенные к разработке и внедрению в образовательный процесс методики преподавания по межпредметным технологиям, оправдываются высокой результативностью её использования. Поэтому необходимо провести сравнительный анализ результативности изучения образовательных дисциплин по традиционной методике и по методике преподавания по межпредметным технологиям и разработать специальную систему оценки результативности применения межпредметных технологий в образовательном процессе.

Терминология межпредметных технологий

Согласно определению, терминология – это совокупность терминов определённой области знаний, сферы деятельности, науки, техники, искусства, культуры и т. п. Терминология каждой отрасли знания строится на основе понятийных связей профессиональных знаний, выраженных языковыми средствами. К сожалению, в межпредметной технологии на сегодняшний день отсутствует единая терминология, четкое определение понятий и объектов. Отсутствие единой терминологии значительно усложняет проведение анализа, определение перспективы и направления развития методики преподавания по межпредметным технологиям.

Работа по данной теме так же была усложнена разночтением и разно пониманием терминов, используемых в методике преподавания по межпредметным технологиям.

Поэтому разработка тезауруса методики преподавания по межпредметным технологиям является необходимой и актуальной.

Материально-техническая база межпредметных технологий

Реализация методики преподавания по межпредметным технологиям в образовательный процесс требует существенного пересмотра материально-технического обеспечения образовательных дисциплин.

Это связано с тем, что образовательным дисциплинам, преподавание которых ведётся по межпредметным технологиям, может потребоваться не присущее им традиционно оборудование, модели, реактивы, приспособления.

Кроме того, следует учитывать, что межпредметная технология преподавания, как ни одна другая, требует использования компьютерных и сетевых технологий.

ВЫВОДЫ

Реализация в образовательном процессе методики преподавания по межпредметным технологиям призвана:

способствовать развитию научного стиля мышления обучаемых;

прививать обучаемым навыки широкого применения естественнонаучного метода познания;

формировать интегрированный комплексный подход к учебным дисциплинам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на любую проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

расширять кругозор обучаемых, развивать их творческие возможности;

способствовать более глубокому осознанию и усвоению материала учебных дисциплин;

прививать обучаемым навыки научно-исследовательской деятельности;

повышать качество знаний обучаемых.

Ключевыми аспектами реализации в образовательном процессе методики преподавания по межпредметным технологиям являются:

изучение одного и тоже объекта, процесса или явления комплексно, с позиций различных наук;

использование базовых методов, теорий и законов одной науки для изучения объекта, процесса или явления в рамках других наук;

использование различными науками одних и тех же методов, теорий и законов для изучения разных объектов, процессов и явлений.

Для реализации ключевых аспектов в образовательном процессе методики преподавания по межпредметным технологиям требуется решение таких проблем, как:

- соответствие Федеральным государственным образовательным стандартам (методика преподавания по межпредметным технологиям должна использоваться строго в рамках разработанных образовательным учреждением основных образовательных программ (ООП));

- качественная подготовка педагогических кадров к проведению занятий по методике межпредметных технологий;

- стандартизация и унификация межпредметных связей – методика преподавания по межпредметным технологиям является инновационной, межпредметные связи формируются практикующими педагогами, опыт которых не проанализирован и не обобщён;

- инвариантная и вариативная характеристики педагога;

- межпредметная интеграция содержания учебных дисциплин - процесс установления связей между структурными компонентами содержания различных образовательных дисциплин требует методического обеспечения и постоянного развития в свете научно-технического прогресса, вновь появляющихся знаний и навыков;

- результативность применения методики преподавания по межпредметным технологиям в образовательном процессе – необходимо разработать систему оценки результативности реализации в образовательном процессе методики преподавания по межпредметным технологиям;

- терминология межпредметных технологий – отсутствие тезауруса методики преподавания по межпредметным технологиям значительно усложняет научно-методические исследования в области межпредметных технологий, их анализ и развитие;

- материально-техническая база межпредметных технологий – требует детального пересмотра, т.к. использование межпредметных связей вызывает потребность в использовании наглядных пособий, макетов, реактивов и т.д., которые не использовались в ходе изучения образовательной дисциплины по традиционной методике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f-174-16_statya-7.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:


КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПО МЕЖПРЕДМЕТНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Аннотация

Статья посвящена реализации в образовательном процессе методики преподавания по межпредметным технологиям. Выявлены ключевые аспекты реализации данной методики, основные классификационные признаки межпредметных связей. Проанализированы проблемные зоны методики преподавания по межпредметным технологиям. Автором обоснована необходимость и направления стандартизации и унификации межпредметных связей. Рекомендована общая схема тематического планирования межпредметных связей.

Введение

Одним из путей повышения стандартов качества образования является внедрение в образовательный процесс и активное развитие межпредметных технологий. Межпредметные технологии являются эффективным инструментом интеграции знаний, полученных обучаемым при изучении различных предметов и средством, обеспечивающим комплексный подход к решению сложных проблем реальной действительности.

Использование методики межпредметных технологий позволяет сформировать у обучаемых обобщенные, а не частные умения, которые, в свою очередь, будут использованы при изучении других дисциплин и в практической деятельности.

Межпредметные связи существенно повышают практическую и научно-теоретическую подготовку обучаемых, позволяя овладеть обобщенным характером познавательной деятельности.

Интеграция междисциплинарных знаний и навыков обеспечивает всестороннее рассмотрение и принятие решений в будущей практической, производственной, научной и общественной жизни выпускников.

Учитывая важную роль межпредметных связей в повышении качества образования, Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы предусматривает повышение доли учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей к 2020 году до 43%.

Как и всякая инновационная педагогическая методика, методика преподавания по межпредметным технологиям имеет свои ключевые аспекты и проблемные зоны.

Ключевые аспекты реализации в образовательном процессе методики предподавания по межпредметным технологиям

Одно из наиболее всеобъемлющих определений межпредметных связей гласит: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве».

В соответствии с этим определением можно выделить основные ключевые аспекты межпредметного взаимодействия:

- изучение одного и тоже объекта, процесса или явления комплексно, с позиций различных наук. Например, для глубокого изучения отдельных тем информатики необходимо привлекать знания, полученные обучаемыми в рамках таких образовательных дисциплин, как математика, физика, английский язык, история и обществознание.

- использование базовых методов, теорий и законов одной науки для изучения объекта, процесса или явления в рамках других наук. Например, в рамках образовательной дисциплины «Информатика» для изучения темы «Организация и представление данных в ПК» используется методика перевода чисел из одной системы счисления в другую из раздела математики «Системы счисления»;

- использование различными науками одних и тех же методов, теорий и законов для изучения разных объектов, процессов и явлений. Например, общая методика создания алгоритма, разработанная в рамках структурного программирования, широко применяется в математике, физике, химии, лингвистике и ряде прочих наук.

Примерный перечень межпредметных связей образовательной дисциплины «Информатика» с разбивкой по темам, представлен в приложении 1.

Для реализации этих аспектов в учебном процессе необходимо детально рассмотреть и проанализировать структуру межпредметных связей, их классификацию и взаимодействие.

Только глубокий анализ межпредметных связей позволит разработать научно-методические и практические основы для реализации этих связей в образовательном процессе, выявить проблемные зоны и пути их ликвидации.

Основными классификационными признаками межпредметных связей являются:

1. Состав межпредметных связей.

Состав межпредметных связей является основой межпредметной методики. Именно он определяет, каким образом формируются межпредметные связи, знания из каких других дисциплин дополнительно используются в изучении основного предмета, какие законы, методы и теории других дисциплин привлекаются к изучению различных тем данного основного предмета.

Состав межпредметных связей формируется с учётом следующих аспектов:

А. Научно-теоретический - формируется по законам, теориям и методам, применяемым в различных науках и используемых в нескольких учебных дисциплинах.

Научно-теоретический аспект межпредметных связей позволяет выделить несколько видов межпредметных связей:

- фактические связи – позволяют установить общность различных фактов изучаемых в рамках различных учебных дисциплин, аналогии и их всестороннее рассмотрение этих фактов с целью формирования у обучаемых полной и целостной модели факта;

- понятийные связи – позволяют выполнить поэтапно и поэлементно расширить и углубить связи между понятиями, общими для разных учебных дисциплин;

- теоретические связи – обеспечивают пошаговое добавление новых компонентов общенаучных теорий из знаний, получаемых в рамках различных дисциплин с целью формирования у обучаемых целостной теоретической системы знаний.

2. Методический – формируется по использованию педагогических методов и приемов, используемых в межпредметных технологиях.

Методический аспект нацелен на формирование познавательных умений и интересов обучаемых под влиянием межпредметных связей, на развитие творческой активности обучаемых в процессе вычленения межпредметной задачи, на корреляцию знаний из различных дисциплин обучаемых для решения межпредметной задачи.

Усиление обобщающего характера учебного материала за счёт использования межпредметных связей требует существенного изменения методов обучения. Межпредметные связи активизируют все стимулы познавательного интереса: привносят в изучение дисциплин проблемность, элементы исследования и творчества, разнообразят формы самостоятельной работы, побуждают к овладению новыми умениями.

Межпредметные связи оказывают влияние на изменение организационных форм процесса обучения, так как наиболее эффективное решение межпредметных задач требует коллективных форм организации учебной работы.

Кроме того, следует учесть, что практически универсальным инструментом наглядной демонстрации любых процессов и явлений является компьютер, его широкое использование в методике преподавания по межпредметным технологиям значительно повышает эффективность обучения.

Поэтому методический аспект должен быть ориентирован на активное использование компьютерных технологий.

Цель методического аспекта межпредметных связей - увеличение широты и диапазона применения обучаемым полученных знаний и умений.

3 Деятельностный аспект - формируется по практическим навыкам и умениям которые прививаются обучаемым посредством использования межпредметных связей в процессе обучения.

Межпредметные связи по видам деятельности формируют у обучаемого диалектическое восприятие общего, особенного и единичного в познании мира и дают мировоззренческую ориентацию в процесс обучения.

Деятельностный аспект предполагает:

- умение обучаемого решать практические проблемы с привлечением знаний и умений, полученных в рамках различных дисциплин,

- использование обучаемым уже полученных знаний одной дисциплины в изучении других дисциплин;

- навыки обобщения и классификации фактов, явлений и событий с использованием знаний, полученных в рамках различных дисциплин.

4. Материально-технический – формируется по материально-техническому обеспечению реализации межпредметных технологий в учебном процессе.

Для обеспечения полноценного учебного процесса с использованием межпредметных технологий требуется пересмотреть материально-техническое обеспечение каждой дисциплины, введя в его состав дополнительные наглядные пособия, оборудование, модели, реактивы и т.д.

Б. Направления межпредметных связей.

Направления межпредметных связей выявляют количество учебных дисциплин, которые являются источниками дополнительной информации в изучении основной дисциплины и направленность связей между основной дисциплиной и источниками дополнительной информации в виде других учебных дисциплин.

Такие связи могут быть:

1 Односторонними – основная дисциплина берёт информацию из одного источника дополнительной информации;

2 Многосторонние - основная дисциплина берёт информацию из нескольких источников дополнительной информации;

3 Двусторонние – основная дисциплина становиться источником для своего источника дополнительной информации.

В. Последовательность межпредметных связей.

Последовательность межпредметных связей выявляет временные факторы изучения учебных тем основной дисциплины и привлекаемых к их изучению тем из других дисциплин.

Последовательность межпредметных связей может быть предварительной, сопутствующей или последующий (перспективной).

Проблемные зоны реализации в образовательном процессе методики преподавания по межпредметным технологиям

Для успешного и эффективного внедрения межпредметных технологий в учебный процесс необходимо соблюдение ряда условий. Каждое из этих условий может рассматриваться, как проблемная зона, т.к. несоблюдение данного условия приведёт к снижению эффективности использования методики преподавания по межпредметным технологиям.

Итак, к проблемным зонам методики преподавания по межпредметным технологиям могут быть отнесены:

1. Соответствие Федеральным государственным образовательным стандартам, которые призваны обеспечивать цельность образовательного пространства России; преемственность основных программ дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего образования.

Методика преподавания по межпредметным технологиям должна использоваться строго в рамках разработанных образовательным учреждением основных образовательных программ (ООП). В состав основных образовательных входят учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов. Кроме того, ООП содержит оценочные и методические материалы, которые должны определять содержание и объем материала по межпредметным связям в школьном курсе.

Необходимо обеспечить достижение обучающимся межпредметных результатов в условиях сохранения предметного обучения.

1. Качественная подготовка педагогических кадров к проведению занятий по методике межпредметных технологий.

На сегодняшний день методика межпредметных технологий является инновационной и находится на этапе становления и развития.

Поскольку до последнего времени педагогические вузы не обучали будущих педагогов методике межпредметных технологий, вопрос подготовки кадров на сегодняшний день стоит достаточно остро. Основная подготовка педагогических кадров к проведению занятий по методике межпредметных технологий проходит в рамках курсов повышения квалификации.

По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации проводится исследование региональных систем общего образования на предмет создания и широкого внедрения массовых моделей консультационной и экспертной поддержки педагогов, использующих методику преподавания по межпредметным технологиям. Целью исследования является разработка средств и методов освоения этих технологий практически каждым педагогом Российской Федерации, а так же дальнейшее развитие методики преподавания по межпредметным технологиям.

Стандартизация и унификация межпредметных связей.

Установление межпредметных связей является творческим процессом и в значительной степени зависит от интеллекта и ширины кругозора педагога.

В зависимости от этого фактора, межпредметные связи по одной и той же учебной дисциплине у разных педагогов могут быть различными как по привлекаемым дисциплинам, так и по привлекаемым темам из привлекаемых дисциплин. Поэтому так важна и необходима классификация и унификация межпредметных связей по каждой учебной дисциплине. Видится необходимым разработка стандартов межпредметных связей по каждой дисциплине и создание унифицированного методического обеспечения для работы с ними. Стандартизация и унификация межпредметных связей возможна на основе широкого сбора информации по уже сформированным межпредметным связям по дисциплинам, обобщения и анализа этой информации.

Стандарты межпредметных связей должны постоянно обновляться в связи с появлением новых фактов, теорий, законов и явлений в различных областях знаний.

Методика установления межпредметных связей

Установление межпредметных связей производится по определённой методике и состоит из двух этапов. Подготовительный этап - проводится на начальном этапе изучения учебной темы по межпредметным технологиям.

Целью подготовительного этапа является формирование у обучаемых общей ориентации в содержании учебной темы, её целях и задачах.

Для достижения цели на подготовительном этапе используются педагогические методы и приёмы, которые позволяют обучаемым осознать интегративный характер содержания темы, целесообразность использования знаний из других учебных дисциплин при раскрытии ведущих положений рассматриваемой темы. Педагогические методы и приёмы должны так же способствовать пониманию оптимального способа организации работы по раскрытию темы с привлечением межпредметных связей. Результатом подготовительного этапа должен стать план изучения темы по методике межпредметных технологий, составленный совместными усилиями педагогов.

Основной этап проводится на этапе непосредственного изучения и раскрытия темы с привлечением межпредметных связей.

В рамках основного этапа в соответствии с разработанным педагогами планом изучения темы, выполняется непосредственное раскрытие темы с привлечением межпредметных связей.

Повышение качества учебного процесса мотивирует педагога глубже и шире знакомиться с содержательной частью других учебных дисциплин. Педагог вынужден обращаться за дополнительной информацией к внешним источникам информации, принимать участие в педагогических форумах, сетевых педагогических сообществах, конференциях, семинарах и обращаться к системам консультационной и экспертной поддержки.

В результате, работа по реализации межпредметных связей в образовательном процессе выходит за рамки уроков и приводит к более активной научно-методической деятельности педагогов.

Инвариантная и вариативная характеристики педагога.

Освоение, внедрение и развитие методики преподавания по межпредметным технологиям предъявляет более высокий уровень требований к личностным и интеллектуальным качествам педагога. Инвариантная и вариативная характеристики педагога получают новое содержательное наполнение. Инвариантная (личностная) составляющая характеристики педагога отражает общий уровень информационной культуры педагога вне зависимости от его специальности. Инвариантная составляющая включает интеллектуальный, культурный, общеобразовательный, мировоззренческий, психолого-педагогический и технологический уровни педагога, его стремление к саморазвитию, к освоению новых знаний и навыков, умение искать информацию и работать с ней.

Вариативная (квалификационная) составляющая характеристики педагога для конкретной педагогической специальности отражает знания и навыки, присущие данному педагогу в его предметной области, применяемые педагогом методы и методики преподавания, педагогический опыт, квалификацию педагога, уровень его компетентности.

В свете реализации в образовательном процессе методики преподавания по межпредметным технологиям, вариативная составляющая педагога должна содержать не только соответствие педагога высоким требованиям к его предметной и методической подготовке, но и дополнительные требования к знаниям по интеграционным и общеметодологическим проблемам в образовании. Инвариантная и вариативная характеристики педагога являются критериями, определяющими уровень его подготовки к реализации в образовательном процессе методики преподавания по межпредметным дисциплинам.

Для реализации в образовательном процессе методики преподавания по межпредметным дисциплинам педагог должен:

понимать роль и функции межпредметных связей в современном образовательном процессе, видеть направления и перспективы их развития;

изучить структуру, классификацию и виды межпредметных связей, знать особенности реализации межпредметных связей в образовательном процессе;

владеть методикой установления межпредметных связей;

владеть формами, методами и средствами реализации межпредметных связей в образовательном процессе;

знать о проблемах реализации межпредметных связей в образовательном процессе и способах их разрешения на современном этапе развития системы образования;

владеть основными организационными принципами учебно-методической работы по реализации межпредметных связей в образовательном процессе;

знать структуру создания и функционирования дидактической системы межпредметных связей;

знать психолого-педагогические проблемы реализации межпредметных связей в процессе обучения и психолого-педагогические аспекты обучения с использованием межпредметных связей.

Для эффективной реализации методики преподавания по межпредметным технологиям в образовательном процессе педагог должен иметь:

глубокое понимание целей и функций межпредметных связей, их значение в формировании кругозора и мировоззрения обучающихся;

концептуальный стиль мышления, открытый для освоения новых знаний и навыков, методов и форм педагогической деятельности;

знания методов, форм и приемов, способствующих реализации межпредметных связей;

умение применять методы, формы и приемы, способствующих реализации межпредметных связей в образовательном процессе;

навыки ведения исследования исследовательской работы в своей профильной области, в методической и организационной работах.

Межпредметная нтеграция содержания учебных дисциплин

Межпредметная нтеграция содержания учебных дисциплин представляет собой процесс установления связей между структурными компонентами содержания различных образовательных дисциплин в рамках определенной системы образования. Целью межпредметной интеграции является формирование у обучаемых целостного представления о природных и социальных явлениях, об окружающем мире, ориентированное на комплексное развитие и саморазвитие личности обучаемого.

Межпредметная интеграция содержания учебных дисциплин представлена тремя видами:

внутрипредметная интеграция – это интеграция на уровне понятий, знаний, умений внутри определенной образовательной дисциплины;

межпредметная интеграция – это синтез фактов, понятий, принципов двух и более образовательных дисциплин;

транспредметная интеграция — это синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Интегрированный урок – это междисциплинарная форма образовательного процесса, основой которого является теория познания и поиска знаний по образовательной дисциплине за её рамками.

Основными характеристиками интегрированного урока являются:

строгая структурированность и четкость изложения учебного материала;

логическая система взаимообусловленности и взаимосвязей между разными образовательными дисциплинами;

полнота и информационная емкость учебного материала;

элементы исследовательской и аналитической деятельности.

Результативность применения методики преподавания по межпредметным технологиям в образовательном процессе.

Инновационная методика преподавания по межпредметным технологиям призвана повысить образовательные стандарты, выводя систему образования на новый качественный уровень. Интеграция знаний и умений из нескольких образовательных дисциплин требуют качественно новых методик и форм преподавания и организации образовательного процесса. Усилия, приложенные к разработке и внедрению в образовательный процесс методики преподавания по межпредметным технологиям, оправдываются высокой результативностью её использования. Поэтому необходимо провести сравнительный анализ результативности изучения образовательных дисциплин по традиционной методике и по методике преподавания по межпредметным технологиям и разработать специальную систему оценки результативности применения межпредметных технологий в образовательном процессе.

Терминология межпредметных технологий

Согласно определению, терминология – это совокупность терминов определённой области знаний, сферы деятельности, науки, техники, искусства, культуры и т. п. Терминология каждой отрасли знания строится на основе понятийных связей профессиональных знаний, выраженных языковыми средствами. К сожалению, в межпредметной технологии на сегодняшний день отсутствует единая терминология, четкое определение понятий и объектов. Отсутствие единой терминологии значительно усложняет проведение анализа, определение перспективы и направления развития методики преподавания по межпредметным технологиям.

Работа по данной теме так же была усложнена разночтением и разно пониманием терминов, используемых в методике преподавания по межпредметным технологиям.

Поэтому разработка тезауруса методики преподавания по межпредметным технологиям является необходимой и актуальной.

Материально-техническая база межпредметных технологий

Реализация методики преподавания по межпредметным технологиям в образовательный процесс требует существенного пересмотра материально-технического обеспечения образовательных дисциплин.

Это связано с тем, что образовательным дисциплинам, преподавание которых ведётся по межпредметным технологиям, может потребоваться не присущее им традиционно оборудование, модели, реактивы, приспособления.

Кроме того, следует учитывать, что межпредметная технология преподавания, как ни одна другая, требует использования компьютерных и сетевых технологий.

ВЫВОДЫ

Реализация в образовательном процессе методики преподавания по межпредметным технологиям призвана:

способствовать развитию научного стиля мышления обучаемых;

прививать обучаемым навыки широкого применения естественнонаучного метода познания;

формировать интегрированный комплексный подход к учебным дисциплинам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на любую проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

расширять кругозор обучаемых, развивать их творческие возможности;

способствовать более глубокому осознанию и усвоению материала учебных дисциплин;

прививать обучаемым навыки научно-исследовательской деятельности;

повышать качество знаний обучаемых.

Ключевыми аспектами реализации в образовательном процессе методики преподавания по межпредметным технологиям являются:

изучение одного и тоже объекта, процесса или явления комплексно, с позиций различных наук;

использование базовых методов, теорий и законов одной науки для изучения объекта, процесса или явления в рамках других наук;

использование различными науками одних и тех же методов, теорий и законов для изучения разных объектов, процессов и явлений.

Для реализации ключевых аспектов в образовательном процессе методики преподавания по межпредметным технологиям требуется решение таких проблем, как:

- соответствие Федеральным государственным образовательным стандартам (методика преподавания по межпредметным технологиям должна использоваться строго в рамках разработанных образовательным учреждением основных образовательных программ (ООП));

- качественная подготовка педагогических кадров к проведению занятий по методике межпредметных технологий;

- стандартизация и унификация межпредметных связей – методика преподавания по межпредметным технологиям является инновационной, межпредметные связи формируются практикующими педагогами, опыт которых не проанализирован и не обобщён;

- инвариантная и вариативная характеристики педагога;

- межпредметная интеграция содержания учебных дисциплин - процесс установления связей между структурными компонентами содержания различных образовательных дисциплин требует методического обеспечения и постоянного развития в свете научно-технического прогресса, вновь появляющихся знаний и навыков;

- результативность применения методики преподавания по межпредметным технологиям в образовательном процессе – необходимо разработать систему оценки результативности реализации в образовательном процессе методики преподавания по межпредметным технологиям;

- терминология межпредметных технологий – отсутствие тезауруса методики преподавания по межпредметным технологиям значительно усложняет научно-методические исследования в области межпредметных технологий, их анализ и развитие;

- материально-техническая база межпредметных технологий – требует детального пересмотра, т.к. использование межпредметных связей вызывает потребность в использовании наглядных пособий, макетов, реактивов и т.д., которые не использовались в ходе изучения образовательной дисциплины по традиционной методике.


Приложение 1

Общая схема тематического планирования межпредметных связей

Тема

Связь с другими предметами

Методы и приемы обучения

Наглядные пособия

Задания по предмету и межпредметные связи

Основные этапы развития информационного общества

История
Литература
Обществознание

Объяснительно-иллюстративный
 
Поисковый
 
Проблемный



















































 

Презентация

Поиск информации в Интернете

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

История
Математика
Физика
Английский язык

Презентация. ЭОР

Оформить таблицу по теме в рабочих тетрадях

Правовые нормы и правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения

Право
 

Презентация. ЭОР

Опорный конспект

Организация и представление данных в ПК

Математика
Физика

Презентация

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Алгоритмы и способы их описания

Математика
Физика
Химия
Русский язык

Презентация

Подобрать задачи по математике, физике, химии

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров

Математика
Физика

Презентация

Оформить таблицу по теме в рабочих тетрадях

Передача информации между компьютерами

Физика
Английский язык

Презентация

Опорный конспект

Основные характеристики компьютеров

Физика
Английский язык

Презентация. ЭОР

Презентации по отдельным типам компьютеров

Архитектура компьютеров

История
Физика

Презентация. ЭОР

Разобрать принцип Джона фон Неймана

Виды программного обеспечения компьютеров

Английский язык
Русский язык

Презентация. ЭОР

Сообщения о программистах

Возможности и основные области применения информационно-вычислительной техники

Спецпредметы
Русский язык

Презентация. ЭОР

Сообщения по теме «Информатика в моей профессии»

Линии связи, их основные компоненты и характеристики

Физика

Презентация

Опорная таблица в рабочих тетрадях

Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему мест

Физика
Химия

Презентация

Опорный конспект

Текстовый редактор Microsoft Word

Общеобразовательные предметы
Спецпредметы

Презентация

Оформление письменных экзаменационных работ

Графический редактор Microsoft Paint

Общеобразовательные предметы
Спецпредметы
Русский язык

Презентация

Тематические рисунки в векторной и растровой графике

Электронные таблицы Microsoft Excel

Общеобразовательные предметы
Спецпредметы

Презентация

Расчётные задания по профессиям

Базы данных Microsoft Access

Общеобразовательные предметы
Спецпредметы

Презентация

Составление баз данных

Представление о мультимедийных средах. Программа Microsoft Power Point

Общеобразовательные предметы
Спецпредметы
Русский язык

Презентация

Презентации к защите ПЭР, по предметам по заданию преподавателей

История возникновения и структура сети Интернет

История
География
Иностранный язык
Русский язык

Презентация. ЗОР

Поиск информации в Интернете. Презентации

Основные услуги сети Интернет

Обществознание
История
Иностранный язык 
Спецпредметы

Презентация. ЭОР

Рефераты

Современные тенденции развития интернет-технологий

Обществознание
История
География
Иностранный язык 
Русский язык

Презентация. ЭОР

Поиск информации в Интернете