Статья "Процесс формирования критического мышления в рамках философской мысли"

Мусич Анастасия Андреевна

Статья посвещена исследованию процесса развития критического мышления, которое неразрывно связано с жизнедеятильностью человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

А.А. Мусич

Московский Государственный Гуманитарный Университет имени М.А. Шолохова

Процесс формирования критическое мышление в рамках философской мысли.

Аннотация. Данная статья направлена на изучение процесса формирования критического мышления, которое неразрывно связано с жизнедеятельностью человека.

Ключевые слова: критическая техника, критическое мышление, рефлексия, мышление.

Логическая «критическая техника», впервые появившаяся более двух с половиной тысяч лет тому назад, способствовала появлению второй половине 20 века такого понятия как "Критическое мышление". Критическое мышление представляет собой форму рационального мышления, вносящего порядок, гармонию, в хаос иррационального, неструктурированного мышления.

Осознание событий, происходящих вокруг нас происходит благодаря процессу мышления. Оно является своего рода проводником, передающим знания. Следовательно, можно говорить о том, что мир вокруг нас – это представления в нашем сознании и мышлении. В тоже время наши мысли - это наши представления об окружении. Думать - означает мыслить, прибывать в процессе мышления. Однако этот процесс  неразрывно связан с осмыслением, переработкой полученной информации. Мышление – это не только «субъективный образ объективного мира» (В. Ленин), но и область внутреннего мира человека.

В чем же отличие мыслящего человека от мыслящих животных? Ответ на это вопрос достаточно прост: человек мыслит культурно, то есть рефлексивно. Рефлексия - важнейший признак культуры, культуры как духовного и интеллектуального явления. В свете этой закономерности сегодня можно с уверенностью утверждать, что насколько человек развил в себе рефлексивное мышление - настолько он и культурен[1].

Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. (Джуди А.Браус, Дэвид Вуд). Из этого следует, что критически мыслить человек начинает с момента, когда осознает себя человеком, носителем и творцом своей культуры.

Национальный Совет по развитию критического мышления предлагает такое определение: «Критическое мышление — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения»[2].

Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов. 
1.Критическое мышление есть мышление самостоятельное. 
2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. 
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. 
4. Критическое мышление есть мышление социальное. 

Д. Клустер утверждает, что критически мыслящий человек всегда задается вопросами:

- Что я знаю?

- Что я узнал нового?

- Как изменились мои знания?

- Что я буду с этим делать?[3]

Критическое мышление определяется Американской философской ассоциацией как: «целеустремленное, саморегулирующееся суждение, которое завершается интерпретацией, анализом, оценкой и интерактивностью, а также объяснением очевидных, концептуальных, методологических, или контекстных соображений, на которых основано это суждение.

Идеальное критическое мышление человека обычно связано:

  • с любознательностью,
  • хорошей осведомленностью,
  • причиной доверия,
  • непредубежденностью,
  • гибкостью,
  • справедливостью в оценке,
  • честностью в столкновении с личными предубеждениями,
  • благоразумием в суждениях,
  • желанием пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы,
  • тщательностью в поиске нужной информации,
  • разумностью в выборе критериев,
  • постоянностью в поиске результатов, которые являются столь же точными, как использованные первоисточники.

Эта комбинация, связывающая развитие умения критического мышления с пониманием основ рационального и демократического общества»[4].

Другие определения дополнительно указывают, что для критического мышления характерно:

  • построение логических умозаключений (Simon & Kaplan, 1989),
  • создание согласованных между собой логических моделей (Stahl & Stahl, 1991),
  • принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение (Moore & Parker 1994), оценка самого мыслительного процесса – хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения[5].

Рассмотрев некоторые аспекты критического мышления, можно сделать вывод о том, что в совокупности своих методов и способов представления критическое мышление формируется в рамках философской мысли.

ЛИТЕРАТУРА

          1. Коханова E.. Критическое мышление. - электронный ресурс: http://o-ch.ru/reviews/critiacal/.

2. Садыгова Е.Н.. Сущность технологии критического мышления. - электронный ресурс: http://teacher.at.ua/publ/innovacijni_tekhnologiji_navchannja/63-1-0-8440.

3.Сухорукова Н.А.. Технология критического мышления. - электронный ресурс: http://www.slideboom.com/presentations/705059.

        4. Ошмарин А.Н.. Первый - принципы и признаки критического мышления. Критическое мышление. - электронный ресурс: http://rudocs.exdat.com/docs/index-244969.

          5.  Федоров А.В.. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. – М: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 c.