Проектно-ориентированная деятельность при изучении курса математики в 5-6 классах

Статья содержит советы и идеи по реализации проектно-ориентированной деятельности при изучении математики в 5-6 классах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-ориентированная деятельность при изучении курса математики в 5-6 классах

В настоящее время, активно внедряются в систему образования новые методики и совершенствуются подходы к изучению материала. Современные ФГОС предполагают использование таких методик, которые позволят учащимся не просто заучить необходимый материал, а понять его, «прочувствовать» и осознать его важность и необходимость, а так же применять их на практике. Именно поэтому любая тема, изучаемая в рамках курса математики, имеет практическое применение. Всем знакомы примеры, которые приводятся при изучении действий с целыми числами, например, простые задачи типа: «У Васи 5 карандашей, 2 он отдал Оле. Сколько карандашей осталось у Васи?» Такая же ситуация при изучении обыкновенных дробей: «Мама купила торт на день рождения Пети. На праздник пришли 8 человек. На сколько частей нужно разделить торт, чтобы у каждого было по 1 кусочку? Какая часть торта будет у каждого из гостей?» Или действий с десятичными дробями: «На полив огорода расходуется один бак с водой. Сколько литров воды нужно для полива воды, если высота бака 2,1 м, длина 2,5 м, а ширина 1,8?» Всё просто и понятно, но ведь использование целых и дробных чисел не ограничивается выше описанными задачами, поэтому у учащихся возникают вопросы: «Где ещё нам могут пригодиться дроби?», «Где в жизни мы можем использовать полученные знания?» Учитель может просто рассказать, что действия с дробями нужны инженерам при конструировании различных аппаратов, при проектировании и строительстве зданий, даже при выполнении ремонтных работ дома, то есть снова же «сухая» информация, которую дети должны просто принять. Гораздо лучше, если учащимся предложат самим увидеть, что пройденная тема необходима. Удачным экспериментом в данной работе, для меня, как молодого педагога, стал проект «Спортивная площадка в школе». Что для этого нужно? Измерительная рулетка, энтузиазм и терпение. Учащиеся были разбиты на команды, одна работала с теоретической частью -  требования безопасности и санитарные нормы на спортивных площадках. Вторая занималась измерениями площади участка и расположением на нём конструкций так, чтобы они соответствовали технике безопасности. Третья отвечала за вычисление стоимости материала для сооружения спортивной площадки по найденному прайс-листу. В итоге учениками был разработан проект, который был представлен на школьной конференции. Такая проектная деятельность очень многогранна, направлена на формирование универсальных учебных действий: во-первых, работа с информационными ресурсами, во-вторых, развитие творческого подхода к выполнению работы, а так же формирование навыков коллективной работы, ответственности, самоорганизации, взаимопомощи.

В современной системе образования проектно-ориентированная деятельность является одним из принципов государственной политики в условиях постоянного реформирования образования. Но проектная деятельность это не нововведение, данный подход реализовывался и в школах советского периода. Учащиеся 5-6 классов находятся на том этапе изучения математики, когда любая информация является новой и, если не получится сразу её усвоить, в дальнейшем непонимание материала будет только усиливаться. Современные ученики начального и среднего звена привыкли к работе «один на один», в этом можно отметить заслугу компьютеризации, на уроках всё иначе – детей много, а учитель один, который объясняет информацию сразу всем, а не каждому отдельно, поэтому некоторые усваивают её гораздо хуже. Чтобы исправить положение вполне целесообразно использовать проектно-ориентированный подход к изучению материала.

В результате практической деятельности учащиеся получили новые знания посредством решения проблемных задач, в созданных для этого проблемных ситуациях. Сталкиваясь с трудностями, учащиеся применяли не только стандартные способы решения, но и находили новые – неординарные. Они выполняли такое задание, для которого не существует готового решения. А именно способность нестандартно мыслить обеспечивает успех на олимпиадах. Творческий элемент позволяет заинтересовать учеников, мотивировать, пробудить тягу к исследованиям, ведь математика – сложный предмет, поэтому за внимание детей нужно бороться, если нет интереса, не будет желания изучать дисциплину, а значит, не будет результата.

Проектная деятельность позволяет школьникам лучше познакомиться с информационными технологиями, овладеть умением создания презентаций, которые являются неотъемлемой частью не только на уроках, но и при защите в научно-исследовательских конференциях, и самое важное - научит из большого количества материала выбирать главное, необходимое.

Математика – это дисциплина, где ученик, чтобы понять материал должен сам «создать велосипед». То есть руководствоваться не готовой идеей, а своими размышлениями, найти решение опытным путём. Учитель не должен навязывать предмет, к предмету «Математика» дети должны быть расположены, настроены на получение знаний. При обучении стоит показать школьникам насыщенность предмета, его богатство и разнообразие, взаимосвязь с другими дисциплинами, которая не ограничивается задачами в учебнике.

Ученики должны понимать, что формирование правильного представления о математике невозможно без математической деятельности, а это и является математической наукой. Каждый школьник должен чувствовать себя первооткрывателем. Радость от успеха будет лишь усиливать интерес к предмету.

Если вовремя не сформировать у учащихся проектно-ориентированного мышления, они не смогут в дальнейшем прогнозировать итоги своей деятельности, анализировать их, планировать ход работы, оценивать уровень её значимости, применять теоретические знания в решении практических задач, будут не способны к самоорганизации.

Только учитывая выше сказанное, можно добиться эффективности занятий и подвести учеников как к успешной сдаче экзаменов по математике, так и к взрослой самостоятельной жизни.