Педагогичесское искусство патриотического воспитания

Пешкова Ольга Владимировна

Патриотизм не может быть навязан, насильно внедрён в сознание и чувства детей, но он воспитывается. Педагогическое искусство заключается в том, чтобы создавать оптимальные условия для самосозидания, самореализации и саморазвития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patriotizm.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Пешкова Ольга Владимировна;

Магистрант, Факультет  дошкольного и начального образования, Оренбургский государственный педагогический университет, г.Оренбург;

peshkova-ol@yandex.ru

Слонь Ольга Васильевна;

Научный руководитель, кандидат фил. наук, доцент, Факультет  дошкольного и начального образования, Оренбургский государственный педагогический университет, г.Оренбург;

Совсем непросто овладеть искусством патриотического воспитания. Ни для кого не секрет, что нельзя приказать или запретить любить, верить, гордиться.  Всё это происходит на подсознательном уровне. А подсознание людей практически всегда непредсказуемо. Патриотизм не может быть навязан, насильно внедрён в сознание и чувства детей, но он воспитывается. Педагогическое искусство заключается в том, чтобы создавать оптимальные условия для самосозидания, самореализации и саморазвития личности.

Проблема патриотизма в нашей стране сейчас особенно актуальна. Современная  Россия пытается возродить былую мощь и славу, несмотря на негативное отношение других стран.  Для этого ей нужны истинные патриоты. Настоящий патриот тот, кто знает, как и чем он может служить своему Отечеству. Школы, по сути, создают новых граждан, формируют их сознание. Хорошо учиться, получать больше знаний, образовывать себя сегодня – это значит быть готовым отдать свои знания, своё умение своей стране завтра. Патриотизм – это не просто красивые слова. Это, прежде всего, дело, служение своей Родине, стране, своему народу… [6, с.45,47] Патриотическое воспитание является важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной страны. Об этом свидетельствует и программа «Патриотическое воспитание граждан России».

Процесс патриотического воспитания должен быть целостным, систематическим, основанным на педагогике патриотизма. Патриотическое воспитание  младших школьников – сложный многофакторный процесс, включающий в себя следующие составляющие [1, с.5]:

  • формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности;
  • организация практической деятельности, направленной приобщение младших школьников к жизни своей страны (города, села);
  • массовая патриотическая и военно-патриотическая работа;
  • деятельность средств массовой информации.

Кроме того, педагогика патриотизма может стать общенациональной идеей, если будут соблюдаться следующие условия:

  • всеобщий характер;
  •  участие высококвалифицированных специалистов;
  • содействие  объединению общества и поддержанию порядка в нём;
  • открытый характер с помощью СМИ, которые раскроют  сущность педагогики патриотизма, значимость, делая её тем самым привлекательной.

Важнейшим фактором педагогического искусства является эмоциональное единство воспитателя и воспитанников. Ни для кого не секрет, что лучше усваивается то, что человек «пропустил через душу». Как бы красиво не говорил воспитатель о патриотизме, но если он сам равнодушен к этой теме, никакие слова не помогут. Энергетика воспитателя, увлекающая за собой всех воспитанников, имеет гораздо большее влияние, нежели красивые слова, сказанные монотонно и не нашедшие эмоционального отклика в сердцах детей. Патриотизм – явление живое, и богатство души учителя, его творческий потенциал, несомненно играют ведущую роль для достижения поставленных целей и задач патриотического воспитания. Существует два основных фактора патриотического воспитания. Первый – технологический, он заключается в подборе материала для организации данной работы. А второй – личностный, он  включает в себя личностные достоинства педагога: любовь к Родине, гражданская позиция,  жизненное кредо,  его любовь к ученикам – части Родины, от которых зависит, каким будет её будущее. Такой педагог не только пробуждает в детях гражданско-патриотические чувства, но и закладывает на всю жизнь духовные основы, служащие фундаментом формирования подлинного гражданина своей страны.

При организации внеурочной деятельности необходимо учесть все тонкости работы с младшими школьниками, выбрать наиболее оптимальные средства, чтобы патриотическое воспитание не стало мучительным навязыванием общечеловеческих ценностей. Особенно большое значение играет накопление опыта посредством участия воспитуемых в дискуссии. Это позволит:

  • учителю выяснить нравственную позицию ученика и тактично скорректировать её по мере необходимости.
  • учащимся научиться аргументировать и отстаивать свою точку зрения в диалоге, защищать свою позицию и в то же время прислушиваться к мнению других, признавать свои ошибки .

Воспитать патриота своей Родины – задача сложная и очень ответственная. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, совместные усилия школы и семьи, ответственное отношение взрослых к своим словам и поступкам могут дать положительные результаты и заложить фундамент для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система будет способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом и духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям.

Несомненно, основы патриотического воспитания закладываются в семье. Поэтому,  одним из направлений организации внеурочной деятельности может стать составление родословной семьи. Невозможно говорить о патриотическом воспитании младших школьников даже в самом малом приближении в отрыве от окружающей его, ребенка, действительности. А действительность – это семья. Что может дать семья в патриотическом воспитании? Семья может дать как минимум две важнейшие вещи: сценарии поведения и знакомство с историей.

Сценарии поведения - это всё то, что ребенок видит в бытовой семейной жизни: как папа обращается с мамой, как мама комментирует политические события в стране, что говорят родственники про правительство, руководителей нашей страны . Что друзья семьи говорят о состоянии страны и как родители  относятся к своей работе. Всё, абсолютно всё в ребенка закладывает семья. И, если принять во внимание тот факт, что патриотизм состоит из мелочей – то именно эти мелочи, а значит и патриотизм, закладывает семья. Ведь наше Отечество, если разобраться, состоит из каждого из нас. Каждый голос имеет значение. Каждый гражданин и каждая мелочь в вашем представлении о своей стране сыграет роль в восприятии ребенком своей Родины.

А как же семья осуществляет знакомство с историей? Знает ли  ребенок своих прадедов и истории об их прошлом? А пра-прадедов? А что рассказывает ему бабушка? Иногда именно с таких бабушкиных рассказов и пробуждается интерес к истории государства. Психологи утверждают, что невозможно воспитать ребенка патриотом и привить ему хоть какую-то любовь к Родине без любви к своей семье, без знакомства с историей земли. Данное направление работы решает следующие задачи:

  • Воспитывать в школьниках чувство самоуважения через его добрые поступки, чувство уважения к старшим, любви к своей семье и друзьям.
  • Воспитывать любовь к малой родине через развитие интереса к истории семьи и ее традициям.
  • Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Ещё одним направлением внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников может стать краеведческая работа. Краеведение позволяет учащимся не только познакомиться с историей своего города, края, села, но и воспитывает у них уважение к делам и заслугам предшествующих поколений. Формирование основ гражданственности осуществляется через личное участие школьников в исследовательской работе.

Главная цель школьного краеведения - воспитание высоконравственного гражданина, любящего и знающего свой край территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов.[5]

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Познакомить обучающихся с историей и современной жизнью края, города, села.

2. Сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края, города, села.

3. Способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине.

4. Способствовать развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения.

5. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к малой родине.

6. Способствовать повышению авторитета школы на основе знакомства с историей школы, с ее интересными и знаменитыми выпускниками, а также с уважаемыми жителями республики, города, села и т.д.

7. Формировать качества личности, способствующие успешному обучению школьников.

8. Способствовать усвоению учащимися этических норм и правил поведения в соответствии со статусом учащегося школы, жителя России.

Краеведческая работа может развиваться по различным направлениям: музейное краеведение (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея, музеев районного и областного центров), экскурсионное краеведение (участия в плановых экскурсиях), историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное), естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, и др.),

Всё более широкое распространение приобретают ученические краеведческие конференции, главной целью которых является расширение кругозора обучающихся, формирование навыков исследовательской работы, что способствует реализации ФГОС НОО.

Введение элементов краеведения в структуру внеурочной деятельности в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия. Развитие любви и привязанности к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания младших школьников.

Но не стоит забывать, что мы говорим сейчас о детях в возрасте 7-10 лет, и с этими задачами можно справляться только через игры и увлекательные мероприятия, которые доступны для понимания детей. Основные мероприятия, направленные на формирование патриотизма: классные часы, деловые игры, встречи с ветеранами, викторины, беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, соревнования, выставки, экскурсии, походы, знакомство с историческим прошлым малой родины, ее традициями, фольклором, обычаями своего народа.

Военно-патриотическое воспитание является одной из главных составляющих школьной программы. Основной целью является формирование любви к Родине, психологической и моральной готовности к службе в армии, защите своей страны. Справиться с этой задачей помогают экскурсии в исторические музеи, походы по местам боевой славы, встречи с участниками боевых и локальных действий. Всё это способствует приобщению школьников к истории нашей страны, ее духовности.

Спортивная составляющая патриотического воспитания не менее важна. Участие в различных соревнованиях, спортивных праздниках вместе с родителями сплачивает семьи, и цепочка школа-семья-педагог становится сильнее, крепче, авторитетнее в глазах младших школьников. А победы наших спортсменов на соревнованиях разного уровня формируют чувство гордости.

Ещё одним направлением внеурочной деятельности по организации патриотического воспитания может стать тимуровская работа. Традиции тимуровского движения существует в нашей стране давно. Современные младшие школьники не знают про Тимура и его команду, а зря. Такая работа  способствует решению следующих задач:

1. Обеспечение преемственности поколений:

2. Способствование формированию нравственных качеств (сострадания, отзывчивости, внимательности, скромности, предупредительности и сознания собственной полезности и т.п.);

3. Воспитание у учащихся понимания сущности добровольной помощи людям;

4. Вовлечение учащихся в различные виды милосердной деятельности;

5. Популяризация трудовой деятельности детей;

6. Предупреждение бродяжничества.

В ходе тимуровской работы дети налаживают контакт с людьми, обладающими богатым  жизненным опытом, уважаемыми в обществе, которые в результате общения оказывают положительное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев. Выполняемые тимуровцами дела - это обретение гражданственности, приобщение к делам взрослых, по сути, их социализация.

Список литературы:

  1. Азаров Ю. Педагогическое  искусство патриотического воспитания /Ю. Азаров // Воспитание школьников. – 2008. - №6. – С. 3 – 11
  2. ВединяпинаВ.А. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям / В.А.Вединяпина, В.В.Горшкова // Начальная школа. – 2011. - №2. – С. 55 – 59
  3. Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды / Т.Ф.Кузина, Г.И.Батурина. -  2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001. – 144с.
  4. Низова С.В., Харчевникова Е.Л. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения/ С.В.Низова, Е.Л.Харчевникова.-Владимир: ВИПКРО. -  2010. - 32с.
  5. Ривкин Е. Ю., www.portal-slovo.ru
  6. Путин В.В. Из стенограммы встречи президента России с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи / В.В.Путин // Вестник образования России. – 2012. - №22. – с.42-47