Педагогичесское искусство патриотического воспитания
Патриотизм не может быть навязан, насильно внедрён в сознание и чувства детей, но он воспитывается. Педагогическое искусство заключается в том, чтобы создавать оптимальные условия для самосозидания, самореализации и саморазвития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_patriotizm.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Пешкова Ольга Владимировна;
Магистрант, Факультет дошкольного и начального образования, Оренбургский государственный педагогический университет, г.Оренбург;
Слонь Ольга Васильевна;
Научный руководитель, кандидат фил. наук, доцент, Факультет дошкольного и начального образования, Оренбургский государственный педагогический университет, г.Оренбург;
Совсем непросто овладеть искусством патриотического воспитания. Ни для кого не секрет, что нельзя приказать или запретить любить, верить, гордиться. Всё это происходит на подсознательном уровне. А подсознание людей практически всегда непредсказуемо. Патриотизм не может быть навязан, насильно внедрён в сознание и чувства детей, но он воспитывается. Педагогическое искусство заключается в том, чтобы создавать оптимальные условия для самосозидания, самореализации и саморазвития личности.
Проблема патриотизма в нашей стране сейчас особенно актуальна. Современная Россия пытается возродить былую мощь и славу, несмотря на негативное отношение других стран. Для этого ей нужны истинные патриоты. Настоящий патриот тот, кто знает, как и чем он может служить своему Отечеству. Школы, по сути, создают новых граждан, формируют их сознание. Хорошо учиться, получать больше знаний, образовывать себя сегодня – это значит быть готовым отдать свои знания, своё умение своей стране завтра. Патриотизм – это не просто красивые слова. Это, прежде всего, дело, служение своей Родине, стране, своему народу… [6, с.45,47] Патриотическое воспитание является важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной страны. Об этом свидетельствует и программа «Патриотическое воспитание граждан России».
Процесс патриотического воспитания должен быть целостным, систематическим, основанным на педагогике патриотизма. Патриотическое воспитание младших школьников – сложный многофакторный процесс, включающий в себя следующие составляющие [1, с.5]:
- формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности;
- организация практической деятельности, направленной приобщение младших школьников к жизни своей страны (города, села);
- массовая патриотическая и военно-патриотическая работа;
- деятельность средств массовой информации.
Кроме того, педагогика патриотизма может стать общенациональной идеей, если будут соблюдаться следующие условия:
- всеобщий характер;
- участие высококвалифицированных специалистов;
- содействие объединению общества и поддержанию порядка в нём;
- открытый характер с помощью СМИ, которые раскроют сущность педагогики патриотизма, значимость, делая её тем самым привлекательной.
Важнейшим фактором педагогического искусства является эмоциональное единство воспитателя и воспитанников. Ни для кого не секрет, что лучше усваивается то, что человек «пропустил через душу». Как бы красиво не говорил воспитатель о патриотизме, но если он сам равнодушен к этой теме, никакие слова не помогут. Энергетика воспитателя, увлекающая за собой всех воспитанников, имеет гораздо большее влияние, нежели красивые слова, сказанные монотонно и не нашедшие эмоционального отклика в сердцах детей. Патриотизм – явление живое, и богатство души учителя, его творческий потенциал, несомненно играют ведущую роль для достижения поставленных целей и задач патриотического воспитания. Существует два основных фактора патриотического воспитания. Первый – технологический, он заключается в подборе материала для организации данной работы. А второй – личностный, он включает в себя личностные достоинства педагога: любовь к Родине, гражданская позиция, жизненное кредо, его любовь к ученикам – части Родины, от которых зависит, каким будет её будущее. Такой педагог не только пробуждает в детях гражданско-патриотические чувства, но и закладывает на всю жизнь духовные основы, служащие фундаментом формирования подлинного гражданина своей страны.
При организации внеурочной деятельности необходимо учесть все тонкости работы с младшими школьниками, выбрать наиболее оптимальные средства, чтобы патриотическое воспитание не стало мучительным навязыванием общечеловеческих ценностей. Особенно большое значение играет накопление опыта посредством участия воспитуемых в дискуссии. Это позволит:
- учителю выяснить нравственную позицию ученика и тактично скорректировать её по мере необходимости.
- учащимся научиться аргументировать и отстаивать свою точку зрения в диалоге, защищать свою позицию и в то же время прислушиваться к мнению других, признавать свои ошибки .
Воспитать патриота своей Родины – задача сложная и очень ответственная. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, совместные усилия школы и семьи, ответственное отношение взрослых к своим словам и поступкам могут дать положительные результаты и заложить фундамент для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система будет способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом и духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям.
Несомненно, основы патриотического воспитания закладываются в семье. Поэтому, одним из направлений организации внеурочной деятельности может стать составление родословной семьи. Невозможно говорить о патриотическом воспитании младших школьников даже в самом малом приближении в отрыве от окружающей его, ребенка, действительности. А действительность – это семья. Что может дать семья в патриотическом воспитании? Семья может дать как минимум две важнейшие вещи: сценарии поведения и знакомство с историей.
Сценарии поведения - это всё то, что ребенок видит в бытовой семейной жизни: как папа обращается с мамой, как мама комментирует политические события в стране, что говорят родственники про правительство, руководителей нашей страны . Что друзья семьи говорят о состоянии страны и как родители относятся к своей работе. Всё, абсолютно всё в ребенка закладывает семья. И, если принять во внимание тот факт, что патриотизм состоит из мелочей – то именно эти мелочи, а значит и патриотизм, закладывает семья. Ведь наше Отечество, если разобраться, состоит из каждого из нас. Каждый голос имеет значение. Каждый гражданин и каждая мелочь в вашем представлении о своей стране сыграет роль в восприятии ребенком своей Родины.
А как же семья осуществляет знакомство с историей? Знает ли ребенок своих прадедов и истории об их прошлом? А пра-прадедов? А что рассказывает ему бабушка? Иногда именно с таких бабушкиных рассказов и пробуждается интерес к истории государства. Психологи утверждают, что невозможно воспитать ребенка патриотом и привить ему хоть какую-то любовь к Родине без любви к своей семье, без знакомства с историей земли. Данное направление работы решает следующие задачи:
- Воспитывать в школьниках чувство самоуважения через его добрые поступки, чувство уважения к старшим, любви к своей семье и друзьям.
- Воспитывать любовь к малой родине через развитие интереса к истории семьи и ее традициям.
- Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.
Ещё одним направлением внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников может стать краеведческая работа. Краеведение позволяет учащимся не только познакомиться с историей своего города, края, села, но и воспитывает у них уважение к делам и заслугам предшествующих поколений. Формирование основ гражданственности осуществляется через личное участие школьников в исследовательской работе.
Главная цель школьного краеведения - воспитание высоконравственного гражданина, любящего и знающего свой край территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов.[5]
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Познакомить обучающихся с историей и современной жизнью края, города, села.
2. Сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края, города, села.
3. Способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине.
4. Способствовать развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения.
5. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к малой родине.
6. Способствовать повышению авторитета школы на основе знакомства с историей школы, с ее интересными и знаменитыми выпускниками, а также с уважаемыми жителями республики, города, села и т.д.
7. Формировать качества личности, способствующие успешному обучению школьников.
8. Способствовать усвоению учащимися этических норм и правил поведения в соответствии со статусом учащегося школы, жителя России.
Краеведческая работа может развиваться по различным направлениям: музейное краеведение (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея, музеев районного и областного центров), экскурсионное краеведение (участия в плановых экскурсиях), историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное), естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, и др.),
Всё более широкое распространение приобретают ученические краеведческие конференции, главной целью которых является расширение кругозора обучающихся, формирование навыков исследовательской работы, что способствует реализации ФГОС НОО.
Введение элементов краеведения в структуру внеурочной деятельности в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия. Развитие любви и привязанности к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания младших школьников.
Но не стоит забывать, что мы говорим сейчас о детях в возрасте 7-10 лет, и с этими задачами можно справляться только через игры и увлекательные мероприятия, которые доступны для понимания детей. Основные мероприятия, направленные на формирование патриотизма: классные часы, деловые игры, встречи с ветеранами, викторины, беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, соревнования, выставки, экскурсии, походы, знакомство с историческим прошлым малой родины, ее традициями, фольклором, обычаями своего народа.
Военно-патриотическое воспитание является одной из главных составляющих школьной программы. Основной целью является формирование любви к Родине, психологической и моральной готовности к службе в армии, защите своей страны. Справиться с этой задачей помогают экскурсии в исторические музеи, походы по местам боевой славы, встречи с участниками боевых и локальных действий. Всё это способствует приобщению школьников к истории нашей страны, ее духовности.
Спортивная составляющая патриотического воспитания не менее важна. Участие в различных соревнованиях, спортивных праздниках вместе с родителями сплачивает семьи, и цепочка школа-семья-педагог становится сильнее, крепче, авторитетнее в глазах младших школьников. А победы наших спортсменов на соревнованиях разного уровня формируют чувство гордости.
Ещё одним направлением внеурочной деятельности по организации патриотического воспитания может стать тимуровская работа. Традиции тимуровского движения существует в нашей стране давно. Современные младшие школьники не знают про Тимура и его команду, а зря. Такая работа способствует решению следующих задач:
1. Обеспечение преемственности поколений:
2. Способствование формированию нравственных качеств (сострадания, отзывчивости, внимательности, скромности, предупредительности и сознания собственной полезности и т.п.);
3. Воспитание у учащихся понимания сущности добровольной помощи людям;
4. Вовлечение учащихся в различные виды милосердной деятельности;
5. Популяризация трудовой деятельности детей;
6. Предупреждение бродяжничества.
В ходе тимуровской работы дети налаживают контакт с людьми, обладающими богатым жизненным опытом, уважаемыми в обществе, которые в результате общения оказывают положительное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев. Выполняемые тимуровцами дела - это обретение гражданственности, приобщение к делам взрослых, по сути, их социализация.
Список литературы:
- Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания /Ю. Азаров // Воспитание школьников. – 2008. - №6. – С. 3 – 11
- ВединяпинаВ.А. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям / В.А.Вединяпина, В.В.Горшкова // Начальная школа. – 2011. - №2. – С. 55 – 59
- Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды / Т.Ф.Кузина, Г.И.Батурина. - 2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001. – 144с.
- Низова С.В., Харчевникова Е.Л. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения/ С.В.Низова, Е.Л.Харчевникова.-Владимир: ВИПКРО. - 2010. - 32с.
- Ривкин Е. Ю., www.portal-slovo.ru
- Путин В.В. Из стенограммы встречи президента России с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи / В.В.Путин // Вестник образования России. – 2012. - №22. – с.42-47