Семинар- практикум«Современные образовательные технологии в дополнительном образовании».

Ольга Сергеевна Еричева

семинар - практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx55.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы Советского района» г. Брянска

Семинар – практикум

Тема: «Современные образовательные технологии в

 дополнительном образовании».

Разработал и провел

 методист центра Еричева О.С.

Брянск -2017

Современные образовательные технологии в дополнительном образовании.

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов, выработка единой педагогической позиции.

Осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Ход семинара

        Наступила весна все оживает, расцветает  перед вами лежат цветы разного цвета на доске дерево без листьев и цветов . Я предлагаю взять цветы которые вам больше всего понравиться и приклеить его к дереву. ( Бумажные цветы разного цвета

Красный- тревога, напряжение, не уверенность.

Желтый- общение, человек пришел общаться,

Синий – цвет спокойствия,

Зеленый – цвет интереса,

Розовый – волнение,

Белый – человек имеет свое мнение, не расположен к разговору.,

дерево распечатанное на бумаги, клей).

        Я хочу сегодняшний семинар начать с притчиИголка в стоге сена

Однажды одного мудрого и учёного человека спросили, в чём секрет его мудрости, в чём он видит основное различие между собственным разумом и разумом других людей. Он задумался ненадолго, а затем ответил:

- Если люди ищут иголку в стоге сена, то большинство из них останавливаются, как только найдут её. А я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень повезёт, даже четвёртую и пятую иголку.

        Если провести аналогию с данной притчей , то не стоит останавливаться на достигнутом, следует идти вперед.

        Тема нашего семинара «Современные образовательные технологии в дополнительном образовании»

        Показ презентации, что такое технология –Техно- искусство, мастерство, умение.  Логис – закон наука. Дословно – наука о мастерстве. Педагогическая технология – обучение о мастерстве, обучение ребенка.Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

Отделения дополнительного образования детей – особое подразделение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.

Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации

        Сегодня насчитывается более сотни образовательных технологий .Существует ряд причин возникновения новых педагогических технологий:

  1. Необходимость более глубокого учёта и использования психофизических и личностных особенностей детей;
  2. Замена вербального способа передачи знаний системно- деятельным подходам;
  3. Возможность проектирования учебного процесса;
  4. Снижается положительная мотивация обучения у детей, нет признаков любопытства, интереса, удивления дети совсем не задаются вопросами.

Мы  рассмотрим те  пед. технологии которые мы используем в своей работе.

1)В дополнительном образовании используются три основных вида здоровьесберегающих технологий;

- санитарно – гигиенические (влажная уборка кабинета, проветривание, обеспечение оптимального освещения ,соблюдение правил личной гигиены).

- психолого – педагогические (создание благоприятной психологической обстановки, на занятиях, создание ситуации успеха, соответствие содержания обучения возрастным особенностям детей, чередование видов деятельности ).

- физкультурно - оздоровительные (использование физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз).

Эффективность применения данной здоровьесберегающей технологии; поддержание умственной и физической работоспособности детей на протяжении всего занятия и предупреждение переутомления, снятие напряжения с глаз, связанного с особым видом деятельности, что способствует сохранению хорошего зрения; снятие напряжения и расслабление мышц спины и шеи.

Таким образом, становится очевидным, что здоровьесберегающие технологии позволяют параллельно решать задачи охраны здоровья детей как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Задача педагога - обучить ребёнка сохранению своего здоровья.

Уже нельзя представить современное обучение и воспитание учащихся без применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий). Компьютер дает достаточно большие возможностями для создания благоприятных условий для работы. А также, применяемые информационные технологии становятся эффективны, если умело сочетаются с соответствующими педагогическими технологиями,

  Информационные технологии дают дополнительный импульс для развития образования. Помогают  увеличить учебные ресурсы, расширить их, происходит обучение на более высоком уровне.

В сфере образования чаще всего  применяются такие виды пособий, как: 

- электронные учебники; 

- электронные энциклопедии, путеводители и справочники; 

- коллекции,

-галереи

- мультимедиа-библиотеки; 

- тесты и мн. др. 

Презентации становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Есть занятия, где нужно на доске показать большое количество схем, а для этого требуется много времени и места.

Иногда и дети опаздывают на занятие, не отвлекая остальных, можно ребенка познакомить с материалом. Данная задача успешно решается с помощью компьютера и экрана. Презентации помогают в проведении занятий ,а заодно педагог пополняет базу своих методических разработок . 

В ходе просмотра презентации уобучающихся возникает познавательный интерес и задействованы все виды памяти, что способствует лучшему усвоению материала. Да и память у детей слайдовая. Самое яркое они запоминают.

Проектор дает большое поле деятельности: просмотр репродукций, увеличивание фрагментов на картине, изучение манеры письма художников. Проведение динамичных физминуток, просмотр видео материала к занятию. Что я отметила живой интерес ребят к старым советским мультфильмам, когда занятие закончилось, но ребенок хочет досмотреть - не уходит, досматривают и мамы.

Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделитьуровни коллективной деятельности в группе:

  • одновременная работа со всей группой;
  • работа в парах;
  • групповая работа на принципах дифференциации.

Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучения осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

Групповая технология складывается из следующих элементов:

  • постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;
  • планирование работы в группах;
  • индивидуальное выполнение задания;
  • обсуждение результатов;
  • сообщение о результатах;
  • подведение итогов, общий вывод о достижениях.

Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется Технология коллективной творческой деятельности(И.П. Волков, И.П. Иванов) которая широко применяется в дополнительном образовании.

В основе технологии лежат организационные принципы:

  • социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
  • сотрудничество детей и взрослых;
  • романтизм и творчество.

Цели технологии:

  • выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)
  • воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности.

Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т.д.), в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.

Возрастные этапы технологии творчества:

Младшие школьники: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.

Средние школьники: творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях.

Старшие школьники: выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира; исследовательские работы; сочинения.

Черты технологии творчества:

  • свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;
  • педагогика сотрудничества, сотворчества;
  • применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия;
  • стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.

Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.

Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

  • Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.
  • Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Принципы проблемного обучения:

-самостоятельность обучающихся;

-развивающий характер обучения;

-интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;

-использование дидактических алгоритмизированных задач.

Методические приемы создания проблемных ситуаций могут быть следующими:

-педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;

-излагает различные точки зрения на вопрос;

-предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

-побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы;

-ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания.

Особенностью данного подхода является реализация идеи "обучение через открытие": ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Различают следующие классификации педагогических игр:

-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

Основные принципы игровых технологий:

-природо – и культуросообразность;

-умение моделировать, драматизировать;

-свобода деятельности;

-эмоциональная приподнятость;

-равноправие.

Цели образования игровых технологий обширны:

-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

-развивающие: развитие качеств и структур личности;

-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.


Проектные технологии в дополнительном образовании.

Опыт работы показывает, что обучение наиболее эффективно при освоении модуля «Творческий проект», в основе которого лежит схема «от идеи до конечного результата»:

ПРОБЛЕМА - актуальная, исследовательская, информационная, практическая. Она обуславливает мотив деятельности, направленный на разрешение проблемы.

Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задачи проекта формируются как задачи достижения цели в определенных условиях. Задачи формируются педагогом или при его активном участии в самых общих чертах так, чтобы они обязательно нуждалась в конкретизации, которую должны сделать дети. Тогда происходит личностное «присвоение» задачи, включается самостоятельное мышление по поиску способов ее решения, включается пусковой механизм творческой активности ребенка. Задачи могут быть: исследовательские, инновационные, экономические, обучающие, экологические, эстетические, развивающие, творческие.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ - планирование, пооперационная разработка, реализация и оценка проектов. Степень самостоятельности детей зависит: от возрастных и индивидуальных особенностей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе.

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – информация должна быть найдена, обработана, осмыслена и представлена.

ПРОДУКТ - это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы, это их воплощенный замысел.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - представление продукта своей деятельности, хода работы. Это так называемая «рефлексия деятельности». Для детей момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализ.

ПОРТФОЛИО – папка, в которой собраны рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и др.

Проектная деятельность требует от педагога создания условий для расширения познавательных интересов детей и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Творческий педагог активизирует самостоятельность и изобретательность детей.

Я разработала систему «учебных проектов», где дети постигают основы различных технологий, овладевают умениями по выполнению технологических операций, вырабатывают трудовые навыки. В результате проектной деятельности формируется личность с технологическим мышлением и определенным уровнем технологической культуры. Ведь главной целью использования метода проектов является обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования, организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.

Проектный метод обучения может быть использован в изучении любого предмета. Он уникален, так как ориентирован на достижение целей самих обучающихся, формирует невероятно большое количество умений и навыков, формирует опыт деятельности.

Преимущества персональных проектов:

  1. План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.
  2. У детей формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого.
  3. Обучающиеся приобретают опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии.
  4. Формирование у детей важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Образовательный процесс реализуется через разработанную мной программу «С игрушкой по жизни». Содержание программы представлено блок – схемой, которая помогает обучающемуся выбрать тему проекта.

Структура учебного проекта

Каждый этап работы над проектом должен иметь задачи и конкретный продукт.

Первый этап

Второй этап

Третий этап

Стартовый

Практическая реализация

Защита

Разработка и выполнение проекта по изготовлению изделия из ткани:

  • анализ базовой конструкции изделия (например, тряпичная кукла);
  • демонстрация педагогу процесса изготовления изделия;
  • анализ по технологической карте этапов изготовления изделия;
  • изучение метода гармоничного моделирования формы;
  • изучение методы поиска конструкторского решения (обоснование принятых и отвергнутых вариантов);
  • расчет себестоимости изделия.
  • выбор

технологии изготовления продукта;

  • процесс конструирования, разработки технологий, изготовления игрушки, эскизов, чертежей;
  • разработка рекламы изделия.
  • практическое применение изделия
  • представления хода работы, обсуждения вариантов идей и их выбора;
  • оценка своего труда по критериями: новизна и функциональность конструкции, наличие разнообразных форм и видов деятельности, эстетическое оформление, экологическая безопасность, экономическая целесообразность.
  • демонстрация изделий и фотоматериалов их использования
  • вывод из проделанной работы

Результат проектной деятельности – это прежде всего ход самой деятельности (сама деятельность), а продукт (игрушка-подушка, игрушка-коврик) – это одно из воплощений замысла, он помогает представить каков был замысел решения проблемы проекта.

12.Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:  Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);

  Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация

 обучения, метод проектов);  Коллективный способ обучения

.  Технологии адаптивной системы обучения;

  Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);

  Технология КТД;

  Технология ТРИЗ;

  Проблемное обучение;

  Коммуникативная технология;

  Технология программированного обучения;

  Игровые технологии;

  Технологии развивающего обучения.

 Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога. Задача педагога дополнительного образования – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка. В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития. В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения. В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как:  комплектование учебных групп однородного состава;  внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного

 интереса;  профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и

 рекомендаций детей и родителей.Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:  Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми, о том, как они

 будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, которые выбирает самостоятельно.  Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию,

 актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.  Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.  Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями дет


Разобрав технологии я предлагаю упражнения.

  1. Нам надо разбиться на микро группы  ( раздать листы на которых напечатаны технологии) Задание: как в своих занятиях вы используете технологии .

Обсуждение.

       2.Два листа (педагоги ., обучающиеся),  маркер, Задание: какие технологии на взгляд педагога  являются эффективными , а на взгляд обучающихся с помощью каких технологий интересно получать знания.

       3. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сен- Экзюпери

« Маленький принц» .  «Если я повелю своему генерал обернуться чайкой морской, и если генерал не выполнил приказа, это будет не его вина, а моя». Что можно означать для нас эти слова?

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципам: « Главное – не навреди!».

В заключение я хочу вам предложить украсить еще одно дерево для украшения.


1 Наступила весна все оживает, расцветает  перед вами лежат цветы разного цвета на доске дерево без листьев и цветов . Я предлагаю взять цветы которые вам больше всего понравиться и приклеить его к дереву. ( Бумажные цветы разного цвета)

Красный- тревога, напряжение, не уверенность. 

Желтый- общение, человек пришел общаться,

Синий – цвет спокойствия, 

Зеленый – цвет интереса,

Розовый – волнение, 

Белый – человек имеет свое мнение, не расположен к разговору.,

дерево распечатанное на бумаги, клей).

  1. Я хочу сегодняшний семинар начать с притчи

Иголка в стоге сена

Однажды одного мудрого и учёного человека спросили, в чём секрет его мудрости, в чём он видит основное различие между собственным разумом и разумом других людей. Он задумался ненадолго, а затем ответил:

- Если люди ищут иголку в стоге сена, то большинство из них останавливаются, как только найдут её. А я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень повезёт, даже четвёртую и пятую иголку.

        Если провести аналогию с данной притчей , то не стоит останавливаться на достигнутом, следует идти вперед.

  1. Тема нашего семинара

«Современные образовательные технологии в дополнительном образовании»

Что такое технология –

Техно- искусство, мастерство, умение.

Логис – закон наука.

Дословно – наука о мастерстве.

 Педагогическая технология – обучение о мастерстве, обучение ребенка.

Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

4.Сегодня насчитывается более сотни образовательных технологий .

Существует ряд причин возникновения новых педагогических технологий:

  1. Необходимость более глубокого учёта и использования психофизических и личностных особенностей детей;
  2. Замена вербального способа передачи знаний системно- деятельным подходам;
  3. Возможность проектирования учебного процесса;
  4. Снижается положительная мотивация обучения у детей, нет признаков любопытства, интереса, удивления дети совсем не задаются вопросами.

5.Мы рассмотрим  пед. технологии которые мы используем в своей работе.

Здоровьесберегающие технологи.

- санитарно – гигиенические (влажная уборка кабинета, проветривание, обеспечение оптимального освещения ,соблюдение правил личной гигиены).

- психолого – педагогические (создание благоприятной психологической обстановки, на занятиях, создание ситуации успеха, соответствие содержания обучения возрастным особенностям детей, чередование видов деятельности ).

- физкультурно - оздоровительные (использование физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз).

ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).

Компьютер дает достаточно большие возможностями для создания благоприятных условий для работы. А также, применяемые информационные технологии становятся эффективны, если умело сочетаются с соответствующими педагогическими технологиями,

В сфере образования чаще всего  применяются такие виды пособий, как: 

- электронные учебники; 

- электронные энциклопедии, путеводители и справочники; 

-галереи

- мультимедиа-библиотеки; 

- тесты ;

- презентации;

-проектор.

Групповые технологии.

Разновидности групповых технологий:

 -групповой опрос;

-общественный смотр знаний;

 -учебная встреча;

-дискуссия;

 -диспут;

 -нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы. Задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ребенка.

Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Уровни коллективной деятельности в группе:

  • одновременная работа со всей группой;
  • работа в парах;
  • групповая работа на принципах дифференциации.

Технология коллективной творческой деятельности

В основе технологии лежат организационные принципы:

  • социально-полезная деятельности детей и взрослых;
  • сотрудничество детей и взрослых;
  • романтизм и творчество.

Цели технологии:

  • выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)
  • воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Возрастные этапы технологии творчества:

Младшие школьники: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.

Средние школьники: творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях.

Старшие школьники: выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира; исследовательские работы; сочинения.

Технология исследовательского (проблемного) обучения.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

  • Педагог создает проблемную ситуацию, направляет обучающихся  на ее решение, организует поиск решения.
  • Обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Принципы проблемного обучения:

-самостоятельность обучающихся;

-развивающий характер обучения;

-интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;

-использование дидактических алгоритмизированных задач.

Методические приемы создания проблемных ситуаций могут быть следующими:

-педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;

-излагает различные точки зрения на вопрос;

-предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

-побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы;

-ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания.

Игровые технологии

В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Различают следующие классификации педагогических игр:

-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

Цели образования игровых технологий обширны:

-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

-развивающие: развитие качеств и структур личности;

-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Проектные технологии в дополнительном образовании.

Обучение наиболее эффективно при освоении модуля «Творческий проект», в основе которого лежит схема «от идеи до конечного результата»:

ПРОБЛЕМА - актуальная, исследовательская, информационная, практическая. Она обуславливает мотив деятельности, направленный на разрешение проблемы.

Целью проектной деятельности -поиск способов решения проблемы.

Задачи могут быть: исследовательские, инновационные, экономические, обучающие, экологические, эстетические, развивающие, творческие.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ - планирование, пооперационная разработка, реализация и оценка проектов.

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – информация должна быть найдена, обработана, осмыслена и представлена.

ПРОДУКТ - это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы, это их воплощенный замысел.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - представление продукта своей деятельности, хода работы. Это так называемая «рефлексия деятельности». Для детей момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализ.

ПОРТФОЛИО – папка, в которой собраны рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и др.

Проектный метод обучения  уникален, так как ориентирован на достижение целей самих обучающихся, формирует невероятно большое количество умений и навыков, формирует опыт деятельности.

Личностно-ориентированная  технология:

Задачи

Формы организации

1.Гуманистическая направленность.

2.Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

3.Приоритет личностных отношений.

4.Индивидуальный подход к воспитанникам.

1.Игры, занятия, спортивные досуги.

2.Упражнения, наблюдения,

экспериментальная деятельность.

3.Упражнения, игры, гимнастика, массаж.

4.Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.