Семинар- практикум«Современные образовательные технологии в дополнительном образовании».
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы Советского района» г. Брянска
Семинар – практикум
Тема: «Современные образовательные технологии в
дополнительном образовании».
Разработал и провел
методист центра Еричева О.С.
Брянск -2017
Современные образовательные технологии в дополнительном образовании.
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов, выработка единой педагогической позиции.
Осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.
Ход семинара
Наступила весна все оживает, расцветает перед вами лежат цветы разного цвета на доске дерево без листьев и цветов . Я предлагаю взять цветы которые вам больше всего понравиться и приклеить его к дереву. ( Бумажные цветы разного цвета
Красный- тревога, напряжение, не уверенность.
Желтый- общение, человек пришел общаться,
Синий – цвет спокойствия,
Зеленый – цвет интереса,
Розовый – волнение,
Белый – человек имеет свое мнение, не расположен к разговору.,
дерево распечатанное на бумаги, клей).
Я хочу сегодняшний семинар начать с притчиИголка в стоге сена
Однажды одного мудрого и учёного человека спросили, в чём секрет его мудрости, в чём он видит основное различие между собственным разумом и разумом других людей. Он задумался ненадолго, а затем ответил:
- Если люди ищут иголку в стоге сена, то большинство из них останавливаются, как только найдут её. А я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень повезёт, даже четвёртую и пятую иголку.
Если провести аналогию с данной притчей , то не стоит останавливаться на достигнутом, следует идти вперед.
Тема нашего семинара «Современные образовательные технологии в дополнительном образовании»
Показ презентации, что такое технология –Техно- искусство, мастерство, умение. Логис – закон наука. Дословно – наука о мастерстве. Педагогическая технология – обучение о мастерстве, обучение ребенка.Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Отделения дополнительного образования детей – особое подразделение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.
Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.
Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации
Сегодня насчитывается более сотни образовательных технологий .Существует ряд причин возникновения новых педагогических технологий:
- Необходимость более глубокого учёта и использования психофизических и личностных особенностей детей;
- Замена вербального способа передачи знаний системно- деятельным подходам;
- Возможность проектирования учебного процесса;
- Снижается положительная мотивация обучения у детей, нет признаков любопытства, интереса, удивления дети совсем не задаются вопросами.
Мы рассмотрим те пед. технологии которые мы используем в своей работе.
1)В дополнительном образовании используются три основных вида здоровьесберегающих технологий;
- санитарно – гигиенические (влажная уборка кабинета, проветривание, обеспечение оптимального освещения ,соблюдение правил личной гигиены).
- психолого – педагогические (создание благоприятной психологической обстановки, на занятиях, создание ситуации успеха, соответствие содержания обучения возрастным особенностям детей, чередование видов деятельности ).
- физкультурно - оздоровительные (использование физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз).
Эффективность применения данной здоровьесберегающей технологии; поддержание умственной и физической работоспособности детей на протяжении всего занятия и предупреждение переутомления, снятие напряжения с глаз, связанного с особым видом деятельности, что способствует сохранению хорошего зрения; снятие напряжения и расслабление мышц спины и шеи.
Таким образом, становится очевидным, что здоровьесберегающие технологии позволяют параллельно решать задачи охраны здоровья детей как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Задача педагога - обучить ребёнка сохранению своего здоровья.
Уже нельзя представить современное обучение и воспитание учащихся без применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий). Компьютер дает достаточно большие возможностями для создания благоприятных условий для работы. А также, применяемые информационные технологии становятся эффективны, если умело сочетаются с соответствующими педагогическими технологиями,
Информационные технологии дают дополнительный импульс для развития образования. Помогают увеличить учебные ресурсы, расширить их, происходит обучение на более высоком уровне.
В сфере образования чаще всего применяются такие виды пособий, как:
- электронные учебники;
- электронные энциклопедии, путеводители и справочники;
- коллекции,
-галереи
- мультимедиа-библиотеки;
- тесты и мн. др.
Презентации становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Есть занятия, где нужно на доске показать большое количество схем, а для этого требуется много времени и места.
Иногда и дети опаздывают на занятие, не отвлекая остальных, можно ребенка познакомить с материалом. Данная задача успешно решается с помощью компьютера и экрана. Презентации помогают в проведении занятий ,а заодно педагог пополняет базу своих методических разработок .
В ходе просмотра презентации уобучающихся возникает познавательный интерес и задействованы все виды памяти, что способствует лучшему усвоению материала. Да и память у детей слайдовая. Самое яркое они запоминают.
Проектор дает большое поле деятельности: просмотр репродукций, увеличивание фрагментов на картине, изучение манеры письма художников. Проведение динамичных физминуток, просмотр видео материала к занятию. Что я отметила живой интерес ребят к старым советским мультфильмам, когда занятие закончилось, но ребенок хочет досмотреть - не уходит, досматривают и мамы.
Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделитьуровни коллективной деятельности в группе:
- одновременная работа со всей группой;
- работа в парах;
- групповая работа на принципах дифференциации.
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Обучения осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.
Групповая технология складывается из следующих элементов:
- постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;
- планирование работы в группах;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение результатов;
- сообщение о результатах;
- подведение итогов, общий вывод о достижениях.
Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется Технология коллективной творческой деятельности(И.П. Волков, И.П. Иванов) которая широко применяется в дополнительном образовании.
В основе технологии лежат организационные принципы:
- социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
- сотрудничество детей и взрослых;
- романтизм и творчество.
Цели технологии:
- выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)
- воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности.
Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т.д.), в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.
Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.
Возрастные этапы технологии творчества:
Младшие школьники: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.
Средние школьники: творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях.
Старшие школьники: выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира; исследовательские работы; сочинения.
Черты технологии творчества:
- свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;
- педагогика сотрудничества, сотворчества;
- применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия;
- стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.
Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.
Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:
- Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.
- Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.
Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.
Принципы проблемного обучения:
-самостоятельность обучающихся;
-развивающий характер обучения;
-интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;
-использование дидактических алгоритмизированных задач.
Методические приемы создания проблемных ситуаций могут быть следующими:
-педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;
-излагает различные точки зрения на вопрос;
-предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
-побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы;
-ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания.
Особенностью данного подхода является реализация идеи "обучение через открытие": ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Различают следующие классификации педагогических игр:
-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
Основные принципы игровых технологий:
-природо – и культуросообразность;
-умение моделировать, драматизировать;
-свобода деятельности;
-эмоциональная приподнятость;
-равноправие.
Цели образования игровых технологий обширны:
-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
-развивающие: развитие качеств и структур личности;
-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.
Проектные технологии в дополнительном образовании.
Опыт работы показывает, что обучение наиболее эффективно при освоении модуля «Творческий проект», в основе которого лежит схема «от идеи до конечного результата»:
ПРОБЛЕМА - актуальная, исследовательская, информационная, практическая. Она обуславливает мотив деятельности, направленный на разрешение проблемы.
Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задачи проекта формируются как задачи достижения цели в определенных условиях. Задачи формируются педагогом или при его активном участии в самых общих чертах так, чтобы они обязательно нуждалась в конкретизации, которую должны сделать дети. Тогда происходит личностное «присвоение» задачи, включается самостоятельное мышление по поиску способов ее решения, включается пусковой механизм творческой активности ребенка. Задачи могут быть: исследовательские, инновационные, экономические, обучающие, экологические, эстетические, развивающие, творческие.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ - планирование, пооперационная разработка, реализация и оценка проектов. Степень самостоятельности детей зависит: от возрастных и индивидуальных особенностей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе.
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – информация должна быть найдена, обработана, осмыслена и представлена.
ПРОДУКТ - это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы, это их воплощенный замысел.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ - представление продукта своей деятельности, хода работы. Это так называемая «рефлексия деятельности». Для детей момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализ.
ПОРТФОЛИО – папка, в которой собраны рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и др.
Проектная деятельность требует от педагога создания условий для расширения познавательных интересов детей и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Творческий педагог активизирует самостоятельность и изобретательность детей.
Я разработала систему «учебных проектов», где дети постигают основы различных технологий, овладевают умениями по выполнению технологических операций, вырабатывают трудовые навыки. В результате проектной деятельности формируется личность с технологическим мышлением и определенным уровнем технологической культуры. Ведь главной целью использования метода проектов является обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования, организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.
Проектный метод обучения может быть использован в изучении любого предмета. Он уникален, так как ориентирован на достижение целей самих обучающихся, формирует невероятно большое количество умений и навыков, формирует опыт деятельности.
Преимущества персональных проектов:
- План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.
- У детей формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого.
- Обучающиеся приобретают опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии.
- Формирование у детей важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Образовательный процесс реализуется через разработанную мной программу «С игрушкой по жизни». Содержание программы представлено блок – схемой, которая помогает обучающемуся выбрать тему проекта.
Структура учебного проекта
Каждый этап работы над проектом должен иметь задачи и конкретный продукт.
Первый этап
Второй этап
Третий этап
Стартовый
Практическая реализация
Защита
Разработка и выполнение проекта по изготовлению изделия из ткани:
- анализ базовой конструкции изделия (например, тряпичная кукла);
- демонстрация педагогу процесса изготовления изделия;
- анализ по технологической карте этапов изготовления изделия;
- изучение метода гармоничного моделирования формы;
- изучение методы поиска конструкторского решения (обоснование принятых и отвергнутых вариантов);
- расчет себестоимости изделия.
- выбор
технологии изготовления продукта;
- процесс конструирования, разработки технологий, изготовления игрушки, эскизов, чертежей;
- разработка рекламы изделия.
- практическое применение изделия
- представления хода работы, обсуждения вариантов идей и их выбора;
- оценка своего труда по критериями: новизна и функциональность конструкции, наличие разнообразных форм и видов деятельности, эстетическое оформление, экологическая безопасность, экономическая целесообразность.
- демонстрация изделий и фотоматериалов их использования
- вывод из проделанной работы
Результат проектной деятельности – это прежде всего ход самой деятельности (сама деятельность), а продукт (игрушка-подушка, игрушка-коврик) – это одно из воплощений замысла, он помогает представить каков был замысел решения проблемы проекта.
12.Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);
∙ Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация
∙ обучения, метод проектов); Коллективный способ обучения
.∙ Технологии адаптивной системы обучения;
∙ Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
∙ Технология КТД;
∙ Технология ТРИЗ;
∙ Проблемное обучение;
∙ Коммуникативная технология;
∙ Технология программированного обучения;
∙ Игровые технологии;
∙ Технологии развивающего обучения.
∙ Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога. Задача педагога дополнительного образования – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка. В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития. В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения. В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как: комплектование учебных групп однородного состава;∙ внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного
∙ интереса; профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и
∙ рекомендаций детей и родителей.Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения предполагает несколько этапов: Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми, о том, как они
∙ будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, которые выбирает самостоятельно. Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию,
∙ актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие. Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко,∙ четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам. Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.∙ При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями дет
Разобрав технологии я предлагаю упражнения.
- Нам надо разбиться на микро группы ( раздать листы на которых напечатаны технологии) Задание: как в своих занятиях вы используете технологии .
Обсуждение.
2.Два листа (педагоги ., обучающиеся), маркер, Задание: какие технологии на взгляд педагога являются эффективными , а на взгляд обучающихся с помощью каких технологий интересно получать знания.
3. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сен- Экзюпери
« Маленький принц» . «Если я повелю своему генерал обернуться чайкой морской, и если генерал не выполнил приказа, это будет не его вина, а моя». Что можно означать для нас эти слова?
По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципам: « Главное – не навреди!».
В заключение я хочу вам предложить украсить еще одно дерево для украшения.
1 Наступила весна все оживает, расцветает перед вами лежат цветы разного цвета на доске дерево без листьев и цветов . Я предлагаю взять цветы которые вам больше всего понравиться и приклеить его к дереву. ( Бумажные цветы разного цвета)
Красный- тревога, напряжение, не уверенность.
Желтый- общение, человек пришел общаться,
Синий – цвет спокойствия,
Зеленый – цвет интереса,
Розовый – волнение,
Белый – человек имеет свое мнение, не расположен к разговору.,
дерево распечатанное на бумаги, клей).
- Я хочу сегодняшний семинар начать с притчи
Иголка в стоге сена
Однажды одного мудрого и учёного человека спросили, в чём секрет его мудрости, в чём он видит основное различие между собственным разумом и разумом других людей. Он задумался ненадолго, а затем ответил:
- Если люди ищут иголку в стоге сена, то большинство из них останавливаются, как только найдут её. А я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень повезёт, даже четвёртую и пятую иголку.
Если провести аналогию с данной притчей , то не стоит останавливаться на достигнутом, следует идти вперед.
- Тема нашего семинара
«Современные образовательные технологии в дополнительном образовании»
Что такое технология –
Техно- искусство, мастерство, умение.
Логис – закон наука.
Дословно – наука о мастерстве.
Педагогическая технология – обучение о мастерстве, обучение ребенка.
Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
4.Сегодня насчитывается более сотни образовательных технологий .
Существует ряд причин возникновения новых педагогических технологий:
- Необходимость более глубокого учёта и использования психофизических и личностных особенностей детей;
- Замена вербального способа передачи знаний системно- деятельным подходам;
- Возможность проектирования учебного процесса;
- Снижается положительная мотивация обучения у детей, нет признаков любопытства, интереса, удивления дети совсем не задаются вопросами.
5.Мы рассмотрим пед. технологии которые мы используем в своей работе.
Здоровьесберегающие технологи.
- санитарно – гигиенические (влажная уборка кабинета, проветривание, обеспечение оптимального освещения ,соблюдение правил личной гигиены).
- психолого – педагогические (создание благоприятной психологической обстановки, на занятиях, создание ситуации успеха, соответствие содержания обучения возрастным особенностям детей, чередование видов деятельности ).
- физкультурно - оздоровительные (использование физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз).
ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
Компьютер дает достаточно большие возможностями для создания благоприятных условий для работы. А также, применяемые информационные технологии становятся эффективны, если умело сочетаются с соответствующими педагогическими технологиями,
В сфере образования чаще всего применяются такие виды пособий, как:
- электронные учебники;
- электронные энциклопедии, путеводители и справочники;
-галереи
- мультимедиа-библиотеки;
- тесты ;
- презентации;
-проектор.
Групповые технологии.
Разновидности групповых технологий:
-групповой опрос;
-общественный смотр знаний;
-учебная встреча;
-дискуссия;
-диспут;
-нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы. Задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ребенка.
Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
Уровни коллективной деятельности в группе:
- одновременная работа со всей группой;
- работа в парах;
- групповая работа на принципах дифференциации.
Технология коллективной творческой деятельности
В основе технологии лежат организационные принципы:
- социально-полезная деятельности детей и взрослых;
- сотрудничество детей и взрослых;
- романтизм и творчество.
Цели технологии:
- выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)
- воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
Возрастные этапы технологии творчества:
Младшие школьники: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.
Средние школьники: творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях.
Старшие школьники: выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира; исследовательские работы; сочинения.
Технология исследовательского (проблемного) обучения.
Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:
- Педагог создает проблемную ситуацию, направляет обучающихся на ее решение, организует поиск решения.
- Обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.
Принципы проблемного обучения:
-самостоятельность обучающихся;
-развивающий характер обучения;
-интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;
-использование дидактических алгоритмизированных задач.
Методические приемы создания проблемных ситуаций могут быть следующими:
-педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;
-излагает различные точки зрения на вопрос;
-предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
-побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы;
-ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания.
Игровые технологии
В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Различают следующие классификации педагогических игр:
-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
Цели образования игровых технологий обширны:
-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
-развивающие: развитие качеств и структур личности;
-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Проектные технологии в дополнительном образовании.
Обучение наиболее эффективно при освоении модуля «Творческий проект», в основе которого лежит схема «от идеи до конечного результата»:
ПРОБЛЕМА - актуальная, исследовательская, информационная, практическая. Она обуславливает мотив деятельности, направленный на разрешение проблемы.
Целью проектной деятельности -поиск способов решения проблемы.
Задачи могут быть: исследовательские, инновационные, экономические, обучающие, экологические, эстетические, развивающие, творческие.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ - планирование, пооперационная разработка, реализация и оценка проектов.
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – информация должна быть найдена, обработана, осмыслена и представлена.
ПРОДУКТ - это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы, это их воплощенный замысел.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ - представление продукта своей деятельности, хода работы. Это так называемая «рефлексия деятельности». Для детей момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализ.
ПОРТФОЛИО – папка, в которой собраны рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и др.
Проектный метод обучения уникален, так как ориентирован на достижение целей самих обучающихся, формирует невероятно большое количество умений и навыков, формирует опыт деятельности.
Личностно-ориентированная технология:
Формы организации | |
1.Гуманистическая направленность. 2.Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов. 3.Приоритет личностных отношений. 4.Индивидуальный подход к воспитанникам. | 1.Игры, занятия, спортивные досуги. 2.Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность. 3.Упражнения, игры, гимнастика, массаж. 4.Тренинги, этюды, образно-ролевые игры. |