курсова работа
Влияние семейных традиций на формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kovaleva_kursovaya_vliyanie_semeynyh_traditsiy.docx | 149.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сахалинский государственный университет»
Институт психологии и педагогики
Кафедра теории и методики
обучения и воспитания
Ковалева Ирина Валерьевна
Влияние семейных традиций на формирование нравственных качеств у
детей дошкольного возраста
Курсовая работа по дошкольной педагогике и детской психологии
студентки 2 курса заочной формы обучения
Направления «Психолого-педагогическое образование»
Профиль: психология и педагогика дошкольного образования
Научный руководитель:
к. п. н., доцент
М.В.Фалей
Защита состоялась «___» ______________2016 г. Оценка
Южно-Сахалинск
2016 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические аспекты формирование нравственных качеств
детей дошкольного возраста……………………………………………..........10
1.1. Научные подходы в раскрытии проблемы нравственного воспитания у детей дошкольного возраста……. ……………………………………………..10
1.2. Характеристика нравственных качеств у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая категория ……………………………..……...11
1.3 Особенности развития нравственных качеств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...16
1.4. Краткие выводы по главе 1…………………………………………………19
Глава 2. Психолого-педагогические аспекты формирования семейных традиций в научной литературе……………………………………………..20
2.1. Семья как социальная микросреда……………………………………….20
2.2. Семейные традиции как психолого-педагогическая категория………….22
2.3. Роль семейных традиций в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста ………………………………………………………….26
2.4. Краткие выводы по главе 2……………………………………………….29
Глава 3. Практическое исследование влияния семейных традиций на формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста...30
3.1. Краткая характеристика испытуемых и методов исследования……………………………….…………………………………….30
3.2.Установления влияния семейных традиций на формирование нравственных качеств………………... ………………………………………...34
3.3. Краткие выводы по главе 3…………………………………………………38
Заключение……………………………………………………………………...39
Список использованной литература………………………………………...43
Приложение 1…………………………………………………………………...48
Приложение 2…………………………………………………………………...50
Приложение 3…………………………………………………………………...52
Приложение 4…………………………………………………………………...55
Введение
Актуальность исследования. Состояние нравственности в современном мире, это предмет для беспокойства многих педагогов, психологов, философов, социологов. Без целенаправленной воспитательной работы с детьми, начиная с раннего детства, улучшить нравственное состояние личности невозможно.
Проблемами формирования личности ребенка на протяжении многих лет занимались такие выдающиеся мыслители, педагоги и психологи, как А,Я.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Пестолоцци Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.А.Бодалев, И.С.Кон, А.Я.Варга, Э.Г.Эйдеми.
Формировать и воспитывать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт начинает накапливаться. Именно в детстве появляются первые моральные установки, определяется направленность личности.
В российской педагогике духовно-нравственное воспитание – это воспитание таких нравственных качеств у ребенка, как честность, уважение, совесть, скромность, ответственность, трудолюбие. Маленький человек входит в сложный, многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, корыстью, нечестностью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с высокой моралью, с прочными идейными убеждениями, культурой поведения и труда.
Большое значение в воспитания нравственных качеств у дошкольников, имеют труды таких ученных, как Б.И.Лихачев, В.Г.Нечаева, В.И.Логинова, С.Н.Николаева, В.Г Фокина.
По мнению О.В. Ковальчук, задача взрослого – определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.[1]
Большое значение в воспитания нравственных качеств у дошкольников, имеют труды таких ученных, как Б.И.Лихачев, В.Г.Нечаева, В.И.Логинова, С.Н.Николаева, В.Г Фокина.
Каждый ребенок проходит естественный путь от младшего к старшему, и бывает в разных ролях: от неопытного малыша, и до уверенного опекуна младших, а приобретенный опыт, умение правильно поступать в той или иной ситуации, несомненно, способствует развитию его нравственных качеств. Ребенок понимает чужую боль, сочувствует, это воспитание нравственного качеств милосердие, способность оказать помощь; искренне радуется успехам других, не допускает разногласий между словом и делом, взвешивает свои поступки и суждения, это воспитание нравственных качеств дружелюбие и отзывчивость; делает добрые дела, не требуя похвалы и вознаграждения, это воспитание нравственных качеств, как доброжелательность и щедрость.
В семье, как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Обьединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.[2]
Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, играет семья. Нравственный и культурный уровень родителей, их жизненный опыт, социальные связи, семейные традиции имеют огромное значение в развитии личности человека. Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей[3].
Семья формирует нормы и традиции у ребенка. Семейные традиции продолжают родовой опыт социального развития семьи, обозначают прошлое и настоящее семьи. Именно в семье, ребенок приобщается к разным видам деятельности – игровой, познавательной, коммуникативной, предметной, образовательной, творческой. В общении с близкими людьми, ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, в совместном бытовом труде формируется чувство долга, взаимопомощи. Но в последнее время, семейное воспитание претерпевает изменения. Социально – политическая обстановка в стране, компьютерные игры, насилие и жестокость в средствах массовой информации вытесняют воспитательный процесс и заменяют детям родительское общение, подрывая авторитет семьи и дошкольного учреждения. Изменилось и качество семьи, нарушены нравственные представления о браке, утрачены традиционные восприятия родительства и детства.
С.А. Шмаков выделяет ряд признаков семейных традиций[4]:
1. Длительность, повторяемость в общественной практике, привычность в восприятии семьи, одобрение семьей. Традиция - то, что устоялось, отложилось, приложилось и постоянно воссоздается в жизни семьи.
2. Своеобразие, самобытность - пафос традиции. Традиции не признают канонов и потому открывают путь к творчеству.
3. Семейный досуг удивительным образом сохраняет прошлый опыт, стабильные ценности, нравственные нормы.
Семейные традиции изучались Т.А. Куликовой, Т.М. Бариновой, Н.В. Демидовой, Н.В.Дружинин, О.А.Карабанова, А.Г.Лидерс, Р.В.Овчарова .
Вдохновляющим примером преемственности поколений является семья Л.Н. Толстого. Одной из традиций было изготовление маленьких игрушек-куколок из картона за месяц до наступления Нового года. С наступлением праздника эти игрушки дарились крестьянским детям. Удивительно, но эта традиция сохранилась на Ясной Поляне и по сей день.
Объект исследования – воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования - влияние семейных традиций на формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Цель исследования состоит в определении влияния семейных традиций на формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- На основе анализа психолого-педагогической литературы проанализировать обосновать понятия "семейные традиции" и "нравственные качества" у детей дошкольного возраста.
- Определить влияние семейных традиций на формирование нравственные качеств у детей дошкольного возраста.
- Дать методические рекомендации теме исследования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сформированные в семье традиции способствуют развитию таких качества, как доброта, честность, ответственность, дисциплинированность, милосердие, справедливость, дружелюбие и щедрость.
Новизна исследования заключается в установлении влияния семейных традиций на формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста на данной выборке испытуемых.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в системе педагогического просвещения родителей.
Методами исследования являются:
1.Педагогическое наблюдение;
2.Методика «Разложи картинки» Л.М.Фридмана, цель которой: выяснить осознают ли дети нравственную сторону взаимоотношений в предметной деятельности;
3.Тестовая методика «Какие вы родители?» Ю.И. Родзинской, цель которой: определить отношения родителей с детьми, и сформированность семейных традиций в семье.
4. Метод математической статистики: U-критерий Манна-Уитни.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются параметры исследования: объект, предмет, цель, задачи и гипотеза, определены новизна и практическая значимость исследования, выделены этапы исследования.
В первой рассматриваются теоретические аспекты формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Во второй главе описаны психолого – педагогические аспекты формирования семейных традиций в научной литературе.
В третьей главе представлено описание практического исследования влияние семейных традиций на формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
В заключении приведены основные выводы.
Список литературы содержит 55 источника.
В приложении содержатся описания методов исследования, таблицы.
Глава 1. Теоретические аспекты формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста
1.1 Научные подходы в раскрытии проблемы нравственного воспитания
Изначально сама педагогика определялась, как «наука о воспитании». Рассматривая роль нравственного воспитания детей классиками зарубежной и отечественной дошкольной педагогики, оценивая педагогические системы западных и отечественных исследователей, необходимо учитывать историческую обстановку той эпохи, в которую жил педагог.
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. В древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось, что нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека[5].
Впервые развернутая система обучения и воспитания человека от рождения до зрелости была разработана чешским педагогом 18 в. Я.А.Коменским[6]. Цель обучения Я.А.Каменского,- вооружить детей всесторонними знаниями и научить применять их в жизни. В его известном трактате «Наставление нравов», автор приводил изречение древнеримского философа Сенеки, что научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней[7]. Так же он цитировал, что кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает[8].
Большой вклад в нравственное воспитание внес, выдающийся швейцарский педагог 18-19 в. И.Г.Песталоции. Он считал, что нравственное воспитание это главная задача воспитательного учреждения. По его мнению, именно оно формирует в детях добродетельный характер и сочувственное отношение к людям[9].
Ф.Фребель, ученик И.Г.Песталоции, - представитель буржуазной педагогики первой половины 19 в., исследователь. Он создал свою оригинальную педагогическую систему общественного дошкольного воспитания. Ф.Фребель не представлял жизнь ребенка без тесной связи с природой, считал ее важным средством всестороннего воспитания детей. Уход за растениями и животными исследователь рассматривал, как важный источник знаний и опыта, как действенное средство нравственного воспитания. Для развития нравственных качеств личности дошкольника, трудовых умений и навыков, он рекомендовал создать в детском саду участки[10].
Итальянский педагог конца 19 в. – первой половины 20 в. М.Монтесори, утверждала, что природное окружение влияет на физическое воспитание ребенка и развитие у него любознательности. В процессе наблюдений и труда в природе у детей воспитываются положительные моральные качества, заботливое отношение к живым существам[11].
Русский педагог М.Демков утверждал, что громадную роль в жизни людей, играют религия и нравственность. Нравственное поведение человека во многом зависит от влияния этих культурных факторов. Укрепление их влияния составляет задачу нравственного- религиозного воспитания[12].
Нравственное воспитание, пронизывает все стороны жизнедеятельности человека, поэтому выдающийся педагог современности В.А.Сухомлинский, разработал воспитательную систему о всестороннем развитии личности и считал, что нравственное воспитание является важным признаком в этой системе.
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс, который направлен на формирование нравственных чувств и нравственных качеств.
Задачи нравственного воспитания:
- формирование нравственного сознания;
- воспитание и развитие нравственных чувств;
- выработка умений и привычек нравственного поведения.
Содержание нравственного воспитания упорядоченно вечными ценностями и конкретными потребностями общества, которые с течением времени изменяются. Так, С.А. Козлова считает, что результатом нравственного воспитания, это появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих[13].
Таким образом, выдающиеся мыслители прошлого и современные педагоги, психологи придают большое значение к изучению проблемы нравственного воспитания, то есть целенаправленному процессу, приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
1.2. Характеристика нравственных качеств у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая категория
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В этот период изменяется система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, появляется совместная деятельность со сверстниками, усложняются и активизируются виды деятельности. Для формирования нравственных качеств, дошкольный возраст является самой лучшей порой, так как в это время в ребенке происходят те значимые изменения, на которые впоследствии можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребенка начинают закладываться нравственное поведение, нравственное сознание, нравственные качества, которые могут повлиять на его характер и дальнейшую жизнь.
Еще в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий и способы употребления предметов. Это привело его к взрослому, как носителю, общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо сравнивать себя. Ребенок внимательно изучает мир взрослого и начинает выделять в нем взаимоотношения между людьми, как считает П.Н. Енгалычев, что всякого благоразумного человека обязанность состоит в том, чтоб доставить детям своим телесное здравие, основательный разум, твердую душу, хороший нрав и доброе сердце[14].
Дошкольник познает законы, по которым выстраивает взаимодействие людей, то есть нормы поведения. У ребенка появляются первые нравственные качества, это симпатия и сочувствие к окружающим людям, прежде всего к матери, и отцу. Стремится подражать взрослым, тем самым учится подчинять свои действия общественным нормам и правилам поведения.
На протяжении всего дошкольного возраста у ребенка закладываются основы важных и сложных человеческих чувств, таких как честь, правдивость, чувство долга, любви и уважение к труду. Если ребенок совершает определенный поступок, привычный для него, то он испытывает радостные чувства, а если что-либо препятствует выполнению этого поступка, то ребенок переживает беспокойство, которое в дальнейшем перерастает в чувство стыда. Нравственные качества, приобретенные ребенком, лежат в основе нравственного поведения. Как считает выдающийся педагог В.А.Сухомлинский, процесс воспитания всесторонне развитой, гармонической личности состоит в том, что заботясь о совершенстве каждой грани, стороны, черты человека, воспитатель в то же время не упускает из виду то обстоятельство, что гармония всех человеческих граней, сторон, черт определяется чем-то ведущим, основополагающим. Живая, человеческая плоть и кровь всесторонне развитого человека воплощают в себе полноту и гармонию сил, способностей, страстей, потребностей, в которой воспитатель видит такие стороны, черты, грани, как моральное, идейное, гражданское, умственное, творческое, трудовое, эстетическое, эмоциональное, физическое совершенство. Ведущим, определяющим компонентом в этой гармонии является нравственность. Это очень тонкая, можно сказать, деликатная проблема процесса воспитания всесторонне развитой личности[15].
Нравственные качества личности дошкольника – это выражение тех отношений, которые предписываются моралью общества к другим людям, труду, родине. Нравственные качества личности являются системным объектом формирования, целостным результатом воспитания и развития. Качество, как философское понятие выражает неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от другого[16].
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, становится сюжетно – ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, взаимоотношения и действия взрослых. В игре на первый план выдвигается отношения людей и смысл их труда. Подражая взрослым и выполняя роли, ребенок учится действовать и жить в соответствии с нравственными нормами, принятыми в обществе. Дети играют, развиваются, осваивают представления о нравственном поведении, получают определенные эмоции. Взрослые, создавая игровую среду, окружая ребенка любовью и внимание, демонстрируя общение на личном примере, играя с детьми, должны формировать нравственные качества у ребенка.
Для формирования нравственных качеств у детей, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности дошкольника, как считает В.А.Сухомлинский, что жизнь другого живого существа изнутри, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувство сострадания, сопереживание определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду животным и растениям. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, беречь и заботиться о ней[17].
В каждой возрастной группе дошкольников проявляются индивидуальные различия: особенности развития психических процессов (восприятие, воображение, внимание, память, мышление, устная речь), уровни развития способностей, направленности интересов, склонностей и потребностей, своеобразие проявления темперамента и характера. Неодинаково проявляются формирование нравственных качеств у детей, поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности девочек и мальчиков разного возраста.
В раннем детстве, ребенок особо искренен в чувствах и поступках, старается помочь, успокоить , поделиться с другими, на примере, как делает это его мама, формируется уважение к взрослым, доброта, забота, сопереживание.
В среднем дошкольном возрасте нравственные качества становятся более осознанными. У детей формируются нравственное качество, честность, говорить правду, ответственность, внимание и положительное отношение к сверстникам. .патриотизм, это любовь к родному дому, к краю, где живет, к родине, уважение и признательности к старшим.
В старшем дошкольном возрасте формируются такие нравственные качества, как чувство долга, достоинства, справедливости, честности патриотизм, это любовь к родному дому, к краю, где живет, к родине. Вот почему принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – один из основных в педагогике.
Полезна для воспитания нравственных качеств совместная деятельность младших и старших дошкольников. Общаясь со старшими, маленькие дети учатся принимать помощь, их привлекает близость интересов. У старших детей хорошо формируются нравственные качества такие, как доброта, ответственность, внимание, забота, сопереживание за ребят , которые младшие. Младшим дошкольникам, взрослый демонстрирует пример, как надо поступить в той или иной ситуации, обращаясь к конкретному ребенку, одобряя малейшее проявление самостоятельности, инициативы. Он получает знания под непосредственным руководством взрослого. Старший дошкольник уже владеет некоторым нравственными качествами и знаниями, поэтому способен самостоятельно сделать выбор, как ему поступить в той или иной ситуации.
Таким образом, для формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности дошкольника.
1.3. Особенности развития нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте, ребенок еще не способен к сознательным нравственным поступкам, поэтому под руководством взрослого, он усваивает нравственные привычки и нравственное поведение, которые соответствуют нормам морали и этики, принятые в обществе. Нравственная привычка, это потребность к совершению нравственных поступков. Для формирования у дошкольников нравственных качеств, необходимо помнить, чтобы оно проходило осознанно. Для этого ребенок овладевает постепенно определенными знаниями и представлениями этого качества, у дошкольника появляется нравственный опыт. Поэтому для формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста можно использовать не только занятия, но и игры, и упражнения. Педагог должен гуманно относиться к детям, четко формулировать задачи воспитания нравственных качеств, создать необходимые условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку.
Доктор педагогических наук В.Н.Петрова считает, что для формирования нравственных качеств дошкольников нужны следующие задачи:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать окружающих хорошими поступками; воспитывать честность;
- воспитывать уважительное и доброе отношение к окружающим;
- научить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как справедливость, отзывчивость, ответственность;
- продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости: приветствие, прощание, просьбы, извинения;
- воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказать помощь, не стесняясь приглашать девочек на танец, воспитывать щедрость;
- воспитывать у девочек скромность, доброту, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков, воспитывать милосердие;
- сформировать умение отстаивать свои поступки и поступки других людей; воспитывать сопереживание, дисциплинированность;
- развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Решение данных задач и поможет дошкольникам обогатить чувства, повысит осознание и сформируются способности управлять чувствами. Помогут сформировать такие нравственные качества, как отношение детей к сверстникам, к труду, к природе.
При формировании нравственных качеств педагоги опираются на фундаментальные позиции отечественной педагогики и психологии, это деятельностный подход и определяющую роль обучения. Деятельность педагога служит педагогическим инструментом для развития и воспитания ребенка. Обучение дошкольников, тесно взаимосвязано с деятельностью, дает для нее содержательный материал. Постепенно, благодаря игре , дошкольник овладевает разнообразными видами деятельности. В результате планомерного формирования нравственных качеств личности детей дошкольного возраста, их отношения с окружающими людьми приобретают черты нравственной направленности, развивается способность управлять поступками и чувствами. Нравственные представления детей становятся более осознанными, формируется самостоятельность, дисциплинированность, элементы ответственности, привычки культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные отношения со сверстниками, уважение и внимание к старшим.
Таким образом, задачи воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста, являются важной составляющей нравственного воспитания.
1.4 Краткие выводы по главе 1
Анализ литературы показывает, что выдающиеся мыслители прошлого и современные педагоги, психологи придают большое значение к изучению проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Это - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества, развитии нравственных чувств и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологией.
Нравственные качества личности дошкольника, являются системным объектом формирования, целостным результатом воспитания и развития. Мы видим, что для формирования нравственных качеств у детей, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности дошкольника, главное, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка дошкольного возраста будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
Дошкольный возраст является самой лучшей порой, так как в это время в ребенке происходят те значимые изменения, на которые впоследствии можно повлиять с положительной позиции. Поэтому, особенности развития нравственных качеств, их прочность, устойчивость у детей дошкольного возраста зависят от того, как они сформировались, какие задачи были заложены в основу педагогического воздействия, которые являются важной составляющей нравственного воспитания.
Глава 2. Психолого-педагогические аспекты формирования семейных традиций в научной литературе
2.1 Семья как социальная микросреда
Проблемой семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. В сочинениях таких великих мыслителей, как Аристотель, Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо мы находим их отношение к семье, как фактору воспитания, оценку ее роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. Изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые, как Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, В.Ф.Одоевский, А.И.Герцен, Н.И.Пирогов, Н.А.Добролюбов, К.Д.Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, А.С.Макаренко, В.С.Сухомлинский.[18]
Так же российские социологи, психологи и педагоги уделяют достаточно большое внимание, в своих работах о семейном воспитании, это такие ученые, как А.Г. Харчев, А.И Антонов, А.И.Захаров, Т.А.Куликова, С.А. Козлова
Семья – это дом, объединяющий людей, в нем закладываются основы человеческих отношений. Семья, как основная ячейка общества, объединяет вместе людей, регулирует воспитанию нового поколения, детей и обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разные виды деятельности. Именно в семье начинается приобщение к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Первоначально взрослые действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя ее активность. Но по мере того, как ребенок овладевает отдельными действиями, представляется возможность организовать его деятельность как совместно-раздельную со взрослым[19].
Семья является индивидуальной средой жизни и развития детей, качество которой определяется рядом параметров, это и структура семьи, и образовательно-культурный уровень родителей, и социально-экономический уровень родителей, и условия проживания, и образ жизни родителей.
От поведения отца и матери, их роли в воспитании ребенка, зависит их статус семьи. В семье, как правило, заботятся и укрепляют здоровье детей, развивают ум и способности ребенка, воспитывают личность. В семье, родители закладывают гуманные черты характера ребенку, такие, как доброта и сердечность, ребенка учат оценивать свои поступки. Родители учат трудиться детей , демонстрируя личный опыт. Подражая родителям, ребенок овладевает нормами поведения, способами общения с окружающими его людьми.
Многие великие педагоги считают, что семейное воспитание – это, прежде всего, самовоспитание родителей, потому что очень трудно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и сложно переучить от тех, которые постоянно демонстрируются. Семья – главный фактор развития ребенка, как личности, от которого во многом зависит дальнейшая его судьба.
Домашняя, семейная среда – это богатейшая пища для развития чувств, мыслей, поведения ребенка. Атмосфера семьи и семейные ценности влияют на личность ребенка, на его саморазвития и самореализацию. Жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций, таких как приветствие, друг друга по утрам, расставание перед уходом в детский сад или школу, сборы на прогулку, прощание перед сном. Воспитание в семье, это постоянное и длительное воспитательное воздействие родителей в разнообразных жизненных ситуациях, повторяющихся каждый день. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации, превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции, обычаи. Отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Эмоции, сопровождающие это общение, помогают ребенку понять смысл, который придается окружающему миру близкими людьми. Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт.
Воспитание в семье, это осознанные усилия по воспитанию и заботе ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представления о том, каким должен быть и стать ребенок, впоследствии подросток и юноша. Выражение «дети – зеркало семьи», точно передает смысл ориентации ребенка на такие моральные и духовные ценности, которыми располагает семья. Однако не все семьи реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные, одни не хотят воспитывать детей, другие не умеют. В таких случаях нужна квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Сотрудничество, это важный фактор взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Важно помнить, что процесс воспитания осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами. Важно, чтобы их действия в процессе воспитания маленького ребенка были согласованны – согласованны цели, методы, средства и содержания воспитания[20].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья, как основная, социальная микросреда, объединяет вместе людей, регулирует воспитанию нового поколения, детей и обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разные виды деятельности.
2.2. Семейные традиции как психолого-педагогическая категория
Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления называются традициями. Традиция складывается на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личностную пользу. С изменением социальной ситуации развития той или иной общности традиция может разрушаться, трансформироваться и замещаться новой. Традиции служат важным фактором регуляции жизнедеятельности людей, составляют основу воспитания[21].
Выдающиеся мыслители и философы К. Маннгейн, П,К,Фейерабенд, Х.Г. Гадамер, П.А.Флоренский, Э. Кассирер прошлого придавали большое значение традициям и изучению их.
Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, закладываются нравственные ценности. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. Ребенок, наблюдая отношения отца и матери в повседневной жизни, усваивает определенный тип отношений мужчины и женщины. Тон семейной жизни, это действия многих факторов, таких как моральный уровень родителей, взаимоотношения между членами семьи, культура домашнего быта, семейные традиции.
Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка отчётливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.
Во - первых, семейные традиции помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщения к которым дает каждому из них чувство сопричастности с миром коллективных ценностей. Во - вторых, сам факт непохожести, уникальности данной семьи, выраженный в ее традициях, ее история и сложившееся вокруг семьи общественное мнение переносится на конкретных членов этой семьи.
Семейные традиции организуют связь поколений, сближают близких и родных людей. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Стремление к семейному счастью и благополучию находит выражение в семейных традициях. Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей[22].
Для детей очень важны семейные традиции, с помощью их ребенок черпает уверенность, что в доме все идет своим чередом. Правильный режим дня, который включает весь распорядок дня в течении суток, это время на сон, закаливающие процедуры, упорядоченный прием пищи, все виды труда и отдыха. Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает его в эти моменты. Семейные праздники являются любимыми традициями в семье, они могут быть различными. День рождения, шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть ребенок с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей, привыкает к традиции отмечать дни рождения.
Очень хорошая традиция, это совместные экскурсии и походы в лес, на речку, за грибами и ягодами, на рыбалку. Совместный труд с семьей, привлекая детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду, в совместном бытовом труде у ребенка формируется чувство долга, взаимопомощи.
Замечательная традиция, вместе с ребенком заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, марки или открытки. Главное, чтобы ребенок испытывал радость за этим занятием и почувствовал внимание, и целостность семьи. Нужно помнить, что детство формирует ребенка на всю жизнь.
Несмотря на динамичную современную жизнь, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность встреч между членами семьи. Идет обмен информацией, текущими новостями, обсуждение семейных дел, обмениваются впечатлениями и это, подтверждает целостность семьи. Каждому хочется, чтобы его дом был уютным, гостеприимным, неповторимым, чтобы всегда, где бы кто не находился вдали от дома из членов семьи, он знал, что его ждут дома, всегда выслушают и поймут, помогут в трудную минуту. А еще в семье должны бытовать традиции, которые дети должны перенять и перенести в свои будущие семьи[23].
Очень полезна традиция семейных чтений, обсуждений прочитанного, свободных высказываний и обмена мнениями. Часто родители читают своим детям сказку на ночь и эту традицию ребята ждут с нетерпением. Зародившийся интерес к чтению, приведет ребенка в библиотеку или в книжный магазин. У ребенка появятся герои, которым он будет подражать. Семейные традиции несут радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, уверенности в будущем.
Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно[24].
В каждом доме, в каждой семье, складываются свои семейные традиции за время их существования. Дом привыкает к своим жильцам, его энергетика несколько изменяется под влиянием традиций. Потому что, традиции – это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи.
Многие семьи живут без традиций, ссылаясь на дефицит времени, это поверхностная причина, проблема в том, что этими людям в тягость видеть и говорить с родными людьми. Такая семья и дом, в котором живет эта семья, не прочен.
Таким образом, семейные традиции, как психолого-педагогическая категория, являются ценностью и целостностью семьи, которая развивает и формирует личность человека, закладываются нравственные ценности, определяет смысл традиционного поведения. Специалисты отмечают, что семейные традиции и обычаи вносят свой вклад в психологическую атмосферу, определяя тем самым условия развития и воспитания ребенка.
2.3. Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольника
Семейное воспитание детей должно быть сознательным. Воспитание ребенка, очень трудоемкий процесс, который не терпит пренебрежительного отношения, ведь каждый родитель хочет не просто вырастить ребенка, но и помочь сформироваться своему чаду, как личности. Каждая семья уникальна, следовательно, и дети в ней растут самые разные.
Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Семейные традиции в жизни ребенка дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, укрепляют родственные связи, ребенок гордится своей семьей, развивают чувство долга и ответственности. Ребенок ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всеми членами семьи, так принято. Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Соблюдение традиций прививает ребенку чувство любви, привязанности, уважения. Семейные традиции для детей важны больше, чем для взрослых. Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы, как должное. Родители в первые годы жизни ребенка определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения его с социумом. Ведь именно в семье, ребенок познает первый опыт межгендерных отношений, матери и отца, опыт отношений поколений, отцы и дети.
Будучи постоянно вовлеченным в дела семейные, дела бытовые, ребенок чувствует себя частью единого целого, частью своей семьи. Он испытывает чувство причастности. Если в семье преобладают теплые дружеские отношения, то и ребенок к другим будет относиться также, ведь он считает такое поведение образцом. Пребывая поначалу в роли пассивного наблюдателя, ребенок постепенно становится активным участником семейной жизни, каждый раз все больше включаясь в совместную деятельность. И каким будет в дальнейшем эмоциональное и психологическое состояние ребенка, зависит от взаимоотношений всех членов в семье. Смысл семейных традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что.
Традиции всегда показывают и ярко подчеркивают особенности семьи. Через традиции можно увидеть к какому профессиональному классу принадлежит семья, ее веру исповедания, национальность, культурное развитие. И чем семья богаче на традиции, тем разносторонней будет ребенок. Если празднование дня рождения сопровождается весельем, задорными играми, сюрпризами, гостями в доме, то и ребенок будет дружелюбным, добрым, активным, гостеприимным. Но, если праздник сводится к застолью, и нет никаких игр и конкурсов, то ребенок потеряет к этому интерес, он будет думать, что в каждой семье празднования проводятся именно так. Хорошая семейная традиция сплачивает семью, делает всех людей, проживающих в одном доме или квартире, семьей. Она дает ребенку ощущение единства с отцом и матерью, близости с братьями и сестрами, уверенности в том, что он не один, его всегда поддержат, поймут и защитят.
Существование семейных традиций помогает понять ребенку свою индивидуальность, особенность, раскрыть способности и таланты. Ведь знание ребенка, того что он отличается от кого-то, потому что существует такая славная традиция, помогает самоутвердиться и самореализоваться. Традиции несут в себе много разнообразных функций, прежде всего это воспитание, эмоциональное развитие ребенка, насыщение его жизни событиями, которые дадут ему определенный опыт, они позволят более гармонично и успешно воспитать ребенка, и сплотить семью.
Таким образом, роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольника играет первостепенную роль, так как семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувство долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство, являясь инструментом укрепления семьи.
2.4 Краткие выводы по главе 2
Мы видим, что семья, среди различных социальных факторов, влияющих на формирование личности, является как основная, социальная микросреда, объединяет вместе людей, регулирует воспитание нового поколения, детей и обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разные виды деятельности. Итогом системы воспитания является личность – со своими индивидуальными особенностями, со своим отношением к миру, к окружающим людям и к самому себе, т.е. семья обеспечивает условия для формирования личности дошкольника
Поэтому, постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Контакт необходим в воспитании каждого ребенка начиная с дошкольного возраста. Семейные традиции, как психолого-педагогическая категория, являются ценностью и целостностью семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Специалисты отмечают, что семейные традиции и обычаи вносят свой вклад в психологическую атмосферу, определяя тем самым условия развития и воспитания ребенка.
Таким образом, семейные традиции помогают создать в семье общепринятых условностей, приобщение к которым дает каждому из них чувство сопричастности с миром семейных ценностей, укрепляют родственные связи, развивают чувство долга и ответственности, дают устойчивость и уверенность в будущем. Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольника играет первостепенную роль, являясь инструментом укрепления семьи.
Глава 3. Практическое исследование влияния семейных традиций на формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста
3.1. Краткая характеристика испытуемых и методов исследования
Исследование было проведено в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 8 «Журавленок», г. Южно-Сахалинска. Исследование проводилось с 18.10.2015 по 27.02.2016. В исследовании принимали участие дети и родители средней группы детского сада. Средний возраст детей 4 года. В группе испытуемых 22 ребенка, из них 10 мальчиков и 12 девочек.
Характеризуя группу испытуемых, можно отметить, что в группе благоприятный психологический климат.
Дети активные, любознательны, внимательные, уравновешенные, открыто относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от взрослых помощи и поддержки, легко идут на контакт, дисциплинированны, помогают воспитателю. Адекватно реагируют на поощрения и замечания воспитателя. Дети много рисуют, любят музыкальные занятия, с удовольствием играют в настольные, дидактические, подвижные игры. Дружелюбно относятся друг к другу и к новым людям. Навыки самообслуживания у детей соответствуют возрасту. Физическое состояние детей соответствует их возрасту.
Для проведения исследования мы использовали следующие методы:
1. Педагогическое наблюдение. ( Приложение 1).
2. Методику Л.М. Фридман «Разложи картинки».
3.Тестовую методику Ю.И. Родзинской «Какие вы родители?».
(Приложение 3).
4. Метод математической статистики, U-критерий Манна-Уитни.
Методика 1:«Разложи картинки» Л.М. Фридман. Результаты представленные в таблице 1 (Приложение 2).
Цель: выяснить осознают ли дети нравственную сторону взаимоотношений в предметной деятельности.
Ход выполнения: Каждому ребёнку даётся набор картинок, на которых изображены различные поступки детей. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых изображены хорошие поступки, с другой – плохие. Затем ребёнок объясняет, почему он так разложил картинки. Сюжеты картинок подбираются педагогом в соответствии с изучаемым нравственным качеством.
Обработка полученных данных. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.
1 балл – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.
Анализ результатов показал, что 12 детей из 22 (55%) безошибочно разложили картинки по стопкам, с легкостью объясняли свои действия (легко отделили «плохие» поступки от «хороших», могли аргументировать, почему именно эту картинку относят к тому или иному поступку);
- 7 детей из 22 (32%) с помощью наводящих вопросов педагога разложили картинки по стопкам и испытывали некоторые затруднения во время пояснения своих действий;
- 3 ребёнка из 22 (13%) при раскладывании картинок по стопкам нуждались в помощи педагога, не могли объяснить свои действия (не знали к какой категории поступков отнести действия, изображенные на картинках, испытывали трудности в понимании контекста изображенных ситуаций. Например, про картинку, где один мальчик делится игрушкой с другим, ребенок говорил, что тот мальчик просто показывает игрушку и не мог сказать, зачем он это делает).
Представим полученные результаты графически:
Рис.1. На диаграмме представлены результаты исследования по методике «Разложи картинки» Л.М. Фридман
По результатам проведенных методик можно сделать вывод о том, что не все дети имеют нравственные представления о честности, доброте, дисциплинированности, ответственности, милосердии, справедливости, дружелюбие, щедрости, родители этих детей приложили недостаточно усилий для того, чтобы сформировать у них понятия о некоторых нравственных качествах
Тестовая методика 2: «Какие вы родители?» Ю.И. Родзинской. Результаты представлены в таблице 2 (Приложение 4).
Цель: определить отношения с детьми, и о сформированности семейных традиций в семье.
Методика проведения: Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить отношение к детям и соблюдение традиций в их семьях.
Обработка полученных данных.
Утвердительный ответ оценивался в 2 балла, «отчасти» и «иногда» - 1 балл, если ответ отрицательный - 0.
Высокий уровень (более 20 баллов) говорит о том, что между детьми и родителями благополучное общение и сформированы добрые семейные традиции.
Средний уровень (от 10 до 20 баллов) говорит о том, что отношения у родителей с детьми удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Семейные традиции не сформированы.
Низкий уровень (менее 10 баллов) говорит о том, что контакт у родителей с детьми не налажен. Семейные традиции отсутствуют. Духовные ценности не являются приоритетными в семье.
Обработка результатов показала, что благополучные отношения сложились между детьми и родителями в 7 семьях (32%). В данных семьях сформированы семейные традиции, сохраняется связь между поколениями, теплые и нежные отношения между родителями и детьми; в 10 семьях (45%) отношения с детьми удовлетворительные, но недостаточные, односторонние, семейные традиции не сформированы ; в 5 семьях (23%) контакт родителей с детьми не налажен, семейные традиции отсутствуют.
Таким образом, результаты исследования показали, что 32% семей сформировались семейные традиции, у 45% семей недостаточно сформированы семейные традиции, в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на всех сторонах воспитания, в том числе и нравственно, а у 23% семей, семейные традиции отсутствуют. Возможно, в этих семьях нет сложившихся и устоявшихся семейных традиций, у родителей из-за занятости на работе не хватает времени на совместное проведение досуга с ребенком.
3.Метод математической статистики, U-критерий Манна-Уитни, использовался для изучения достоверности полученных результатов
3.2. Установления влияния семейных традиций на формирование нравственных качеств
С целью определения степени подтверждения гипотезы, заявленной в начале исследования, мы использовали метод математической статистики,U-критерий Манна-Уитни.
По итогам проведения исследования нами были получены два ряда :
1 ряд (по методике Л.М. Фридмана) – 15; 23; 11; 24; 18; 22; 19; 23; 10; 14; 23; 16; 10; 19; 18; 20; 24; 24; 20; 21; 20; 24 n = 22 детей
2 ряд ((по методике Ю.И. Родзинской) – 13; 26; 20; 9; 15; 10; 7; 17; 8; 26; 7; 18; 19; 28; 20; 27; 22; 28; 20; 22; 28; 28 n = 22 родителя
Составим вспомогательную таблицы:
Таблица 4
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
1р | 15 | 23 | 11 | 24 | 18 | 22 | 19 | 23 | 10 | 14 | 23 | 16 | 10 | 19 | 18 | 20 | 24 | 24 | 20 | 21 | 20 | 24 |
2р | 13 | 26 | 20 | 9 | 15 | 10 | 7 | 17 | 8 | 26 | 7 | 18 | 19 | 28 | 20 | 27 | 22 | 28 | 20 | 22 | 28 | 28 |
Таблица 5
Дети нравственные качества | Родители семейные традиции | ||
Показатели | Ранги | Показатели | Ранги |
28 28 28 28 | 1 1 1 1 | ||
27 | 2 | ||
26 26 | 3 3 | ||
24 24 24 24 | 5,5 5,5 5,5 5,5 | ||
23 23 23 | 7,5 7,5 7,5 | ||
22 | 10,5 | 22 22 | 10,5 10,5 |
21 | 13 | ||
20 20 20 | 15 15 15 | 20 20 20 | 15 15 15 |
19 19 | 17,5 17,5 | 19 | 17,5 |
18 18 | 20 20 | 18 | 20 |
17 | 22 | ||
16 | 24 | ||
15 | 26 | 15 | 26 |
14 | 28 | ||
13 | 30 | ||
11 | 32 | ||
10 10 | 34,5 34,5 | 10 | 34,5 |
9 | 36 | ||
8 | 39 | ||
7 7 | 41 44 | ||
Сумма рангов | 367 | 388 |
Формула эмпирического подсчета:
U= (n1 * n2 ) + n x * ( n x + 1) – T x = ( 22*22) + 22* ( 22+1) – 388 = 484 +
2 2
506 – 388 = 484 + 253 – 388 =349
2
Сформулируем гипотезы:
Н0: уровень нравственных качеств в группе дошкольников ниже уровня семейных традиций в группе родителей.
Н1: уровень семейных традиций в группе родителей выше уровня нравственных качеств в группе дошкольников.
Строим график:
t 0.01 ? t 0.05
Зона незначимости Зона значимости
349
Таким образом, проведенные нами исследования свидетельствуют, о том что, если родители сохраняют семейные традиции, то такие качества как, доброта, честность, ответственность, дисциплинированность, милосердие, справедливость, дружелюбие и щедрость, - то эти качества будут сформированы у детей; если родители не сохраняют семейные традиции, то эти качества не будут сформированы у детей.
3.3 Краткие выводы по главе 3
Практическое исследование влияния семейных традиций на формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста было проведено по двум методикам.
Свою работу мы начали с обследования дошкольников. Для этого использовали методику Л.М.Фридман «Разложи картинки» и нами было установлено, что не все дошкольники имеют нравственные представления о честности, доброте, дисциплинированности, родители этих детей приложили недостаточно усилий для того, чтобы сформировать у них понятия о некоторых нравственных качествах.
В соответствии с целью и задачами исследования с родителями также была проведена тестовая методика Ю.И. Родзинской «Какие вы родители» и нами было установлено, что в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на воспитании , в том числе и нравственных качеств у дошкольников.
В ходе анализа проведенной диагностики было выявлено, что такие феномены как семейные традиции и нравственные качества находятся в прямо-пропорциональной зависимости в период дошкольного возраста: если родители сохраняют семейные традиции, то такие качества как, доброта, честность, ответственность, дисциплинированность, милосердие, справедливость, дружелюбие и щедрость, - то эти качества будут более выражены у детей; если родители не сохраняют семейные традиции, то эти качества будут у детей менее выражены
Заключение
Теоретическое изучение литературы по проблеме и исследование, проведенная в старшей группе в муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 8 «Журавленок», г. Южно-Сахалинска, позволяет сделать следующие выводы :
Проанализировав научные подходы к изучению проблемы нравственного воспитания у дошкольников, мы убедились, что этой проблеме уделялось большое внимание такими учеными, как Ф.Фребель, И.Г.Песталоции, М.М.Монтесори, М.Демков, а С.А.Козлова считала, что чем прочнее сформированы нравственные качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Изучив характеристику нравственных качеств у детей дошкольного возраста, как психолого-педагогическаю категорию, определенно, что необходимо учет возрастных и психологических особенностей дошкольников, для формирования нравственных качеств, нужны знания, на основе которых у ребенка дошкольного возраста будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Главное, чтобы формирование этих качеств, проходило осознанно. Как считает выдающийся педагог В.А.Сухомлинский, процесс воспитания всесторонне развитой, гармоничной личности состоит в том, что заботясь о совершенстве каждой грани, стороны, черты человека, воспитатель в то же время не упускает из виду то обстоятельство, что гармония всех человеческих граней, сторон, черт определяется чем-то ведущим, основополагающим.
Раскрыв сущность и содержание задач воспитания нравственных качеств и особенности их развития у детей дошкольного возраста, как аспект нравственного воспитания, определено, что педагог должен гуманно относится к детям, четко формулировать задачи воспитания нравственных качеств, создать необходимые условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку. Поэтому, прочность, устойчивость нравственных качеств у детей дошкольного возраста зависят от того как они сформировались, какие задачи были заложены в основу педагогического воздействия, которые являются важной составляющей нравственного воспитания.
Определив, что семья, как социальная микросреда, среди различных социальных факторов, влияющих на формирование личности, объединяет вместе людей, регулирует воспитание нового поколения, детей и обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разные виды деятельности. Итогом системы воспитания является личность – со своими индивидуальными особенностями, со своим отношением к миру, к окружающим людям и к самому себе, т.е. семья обеспечивает условия для формирования личности дошкольника. Семья является индивидуальной средой жизни и развития детей, качество которой определяется рядом параметров, это и структура семьи, и образовательно-культурный уровень родителей, и социально-экономический уровень родителей, и условия проживания, и образ жизни родителей.
Показав роль семейных традиций, как психолого-педагогическую категорию, было отмечено, что семейные традиции и обычаи вносят свой вклад в психологическую атмосферу, определяя тем самым условия развития и воспитания ребенка. Постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Контакт необходим в воспитании каждого ребенка, начиная с дошкольного возраста. Семейные традиции, как психолого-педагогическая категория, являются ценностью и целостностью семьи, которая определяет смысл традиционного поведения.
Показав роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольника, определено, что семейные традиции помогают создать в семье общепринятые условности, приобщение к которым дает каждому из них чувство сопричастности с миром семейных ценностей, укрепляют родственные связи, развивают чувство долга и ответственности, дают устойчивость и уверенность в будущем. Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольника играет первостепенную роль, являясь инструментом укрепления семьи. Семейные традиции в жизни ребенка дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, укрепляют родственные связи, ребенок гордится своей семьей, развивают чувство долга и ответственности.
При проведении практического исследования влияния семейных традиций на формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста были использованы методика Л.М.Фридмана «Разложи картинки» и по результату проведенной методики можно сделать вывод о том, что не все дети имеют нравственные представления о честности, доброте, дисциплинированности, родители этих детей приложили недостаточно усилий для того, чтобы сформировать у них понятия о некоторых нравственных качествах.
Тестовая методика Ю.И.Родзинской «Какие вы родители» и по результату проведенной методики можно сделать вывод о том, что в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на всех сторонах воспитания, в том числе и нравственно. Возможно, в этих семьях нет сложившихся и устоявшихся семейных традиций, у родителей из-за занятости на работе не хватает времени на совместное проведение досуга с ребенком.
Применение методов математической статистики позволило сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась: семейные традиции и нравственные качества находятся в прямо-пропорциональной зависимости в период дошкольного возраста: если родители сохраняют семейные традиции, то такие качества как, доброта, честность, ответственность, дисциплинированность, милосердие, справедливость, дружелюбие и щедрость, - то эти качества будут более выражены у детей; если родители не сохраняют семейные традиции, то эти качества будут у детей менее выражены.
Список использованной литературы
- Международный пакт о гражданских и политических правах - Конвенция о правах ребенка – Конвенции и соглашения [Электронный ресурс] //Un.org: сайт . URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl _conv/conventions/pactpol.shtml
- Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. 2006. № 1.
- Баринова Т.М. Семейные традиции: содержание и формирование. СПб.: Сова, 2004. 96 с.
- Белкина В.Н. Детская психология. Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 1994. 164 с.
- Верб Л.Я. Под одним кровом. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
- Ветлугина Н.А. Нравственное эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М.: Просвещение, 1995. 49 с.
- Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. М., 1982.
- Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. Минск, 1983. 61 с.
- Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие.СПб.: Речь, 2010. 693с.
- Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб., 2002. 236 с.
- Дик Н.Ф. Семейные традиции в воспитании. Ростов-на-Дону: Феникс, 1993. 254 с.
- Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ/ Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1978. 416 с.
- Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 176 с.
- Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара: СамГПУ, 1997. С.22.
- Евдокимова Е. Образ взрослого в событийной картине дошкольного детства // Дошкольное воспитание. 2008. № 11. С. 47 — 49.
- Енгалычев П.Н. О физическом и нравственном воспитании. Спб.:1824. С.1-25.
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды.: В 2-х т. Т.1 Психология развития дошкольника. /Под редакцией В.А. Давыдова, В.П.Зинченко. М.: ,1985. 272 с.
- Зверева С., Ганичева А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000. 256 с.
- Каган Е.В. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту. // Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. М., 1992. 128 с.
- Каптерев П.Ф. О семейном воспитании. / сост.: Н. Н. Андреева. М.: Academia. 2000.
- Краткий психологический словарь. Под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону:ФЕНИКС, 1998. 430 с.
- Кондратьева М.Ю. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., исправ. и доп. М.: Академия, 2001. 416 с.
- Ковальчук О.В. Украинское народознавство. К.: Знание, 1994. 156 с.
- Коменский Я.А., Лок Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. С.43.
- Кузьмишина Т.Л. Семейное воспитание: родительские запреты и требования. М.: МОСУ, 2006.
- Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие. М.: Просвещение.2003. 175 с.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений. 2 изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. 232 с.
- Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. Пособие.- М.: Гардарики, 2006. 542 с.
- Левин-Щидрина Ф.С. Методы и приёмы воспитания поведения дошкольника // Дошкольное воспитание. 2008. №4. с.15 — 23.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991. 176 с.
- Любимова Н.Е. Семья и ее традиции// Народное образование. 1999. №6. С. 12-16
- Маматов О. В. Семья как важнейший институт социализации // Молодой ученый. 2014. №6. С. 865-867.
- Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Семья как фактор воспитания. М.: Просвещение, 1981. 143с.
- Монтессори М. Помогите мне сделать это самому. М.: Карапуз, 2000.156с.
- Нечаева А. М. Брак. Семья. Закон. - М., 1999. 144 с.
- Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос,2007. 143с.
- Репринцева Г. Гармонизация детско — родительских отношений //Дошкольное воспитание. 2008. № 12. С. 100 — 110.
- Родзинская Ю.И. Семья: традиции и современность. М.: ИЭА РАН, 1990. 154 с.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2011. 384 с.
- Семейное воспитание: Хрестоматия / сост.: П.А. Лебедев. М.: Academia, 2001. 407 с.
- Семья и формирование личности /под ред. А.А. Бодалева. М., 1989.
- Семья как фактор воспитания/ Т.А. Маркова, Л.В. Загик, В.М. Иванова и др. М.: Просвещение, 1981. 240 с.
- Середенко П.В. Психолого-педагогическое исследование: методология и методы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / П.В. Середенко. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. 188 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2002. 350 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Слестенина. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2005. 276 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Электронный ресурс] // Lib.podelise.ru: [сайт]. 2013. URL:http:lib.podelise,ru/doc /2925/index-409.html
- Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. 352 с.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 336 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. 346 с.
- Широких О., Космачёва Н. Вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. 2008. №4. С.42
- Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 2004. 240 с.
- Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьёй: учебное пособие. М.: Дрофа, 2007. 256 с.
- Этика Аристотеля [ Электронный ресурс ] // Philosoff.ru: [сайтъl. URL:http://philosoff.ru/rus/philosophy/library/trudi_izvestni/etika_aris53.shtml
Приложение 1
План наблюдения
Объект: дети дошкольного возраста
Цель: выяснить осознают ли дети дошкольного возраста нравственную сторону взаимоотношений в свободной деятельности.
Продолжительность: 10.00 – 11.00.
Время 1 час.
Предполагаемый результат: наблюдение за детьми дошкольного возраста в процессе свободной деятельности, игре поможет нам выявить нравственную сторону взаимоотношений.
Программа наблюдения:
- Вовлечение детей в игру.
- Внимательность.
- Уметь на основе предыдущего опыта самому развить сюжет игры.
Игра: « Лиса и гуси».
Эта игра способствует воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе. Но главная цель ее – вызвать желание помогать другому ребенку. Задача ребенка состоит в том, чтобы не только самому избежать опасности, но и выручить того, кто попался ловящему (лисе). Таким образом, игра имеет важное значение для нравственного воспитания детей, так как вселяет в них убеждение, что никто не должен остаться в беде, что нельзя смеяться над чьей-либо неловкостью, потому что это может случится с каждым.
В наблюдении принимало участие 10 человек, обработка результатов проведенного наблюдения показала, в игру были погружены все дети 100% (10 детей), но одни 60% (6 детей) играли с интересом, пока их не позвали на прогулку, а другие 40% (4 ребенка) отвлекались, теряли интерес к игре; внимательными были 70% (7 детей), они слушали правила и четко их соблюдали, оставшиеся 30% (3 ребенка) были не внимательны, чем отвлекали других ребят от игры; во время игры 70% (7 детей) детей легко развивали свой сюжет игры на основе имеющегося опыта, они привлекали оставшихся 30% (3 детей) и описывали им ход дальнейшей игры. Таким образом, наблюдение за детьми показало, что в процессе свободной деятельности, игре взаимоотношения влияет на нравственную сторону поведения ребенка.
Код имени | 1 | 2 | 3 |
1.С.Д. | + | + | + |
2.П.В. | + | + | + |
3.М.Д | + | + | + |
4.В.Ч. | - | - | + |
5.К.Д | - | + | + |
6.Х.О | + | + | + |
7.И.Л | - | - | + |
8.Е.А | + | + | + |
9.К.К | + | + | + |
10.М.Ц | - | - | + |
Приложение 2
Таблица 1
Результаты исследования по методике «Разложи картинки» Л.М. Фридман у дошкольников средней группы Муниципального бюджетного дошкольного общеразвивающего учреждения № 8 « Журавленок»
Код имени | Нравственные качества у детей дошкольного возраста | Общий балл | |||||||||||
Честн-ть | Добр-та | Ответ-ть | Дисц-ть | Милос-ие | Справ-ть | Друж-ие | Щедр-ть | ||||||
1.С.Д. | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 15 | ||||
2.П.В. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 23 | ||||
3.М.Д | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 11 | ||||
4.В.Ч. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 | ||||
5.К.Д | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | ||||
6.Х.О | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 22 | ||||
7.И.Л | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 19 | ||||
8.Е.А | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 23 | ||||
9.К.К | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 10 | ||||
10.М.Ц | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 14 | ||||
11.Т.Э | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 23 | ||||
12.К.М | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 16 | ||||
13.П.И | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 10 | ||||
14.Д.Н | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 19 | ||||
15.Р.Щ | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 18 | ||||
16.С.А | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 20 | ||||
17.Е.К | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 | ||||
18.Л.Г | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 | ||||
19.А.Л | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 20 | ||||
20.К.Г | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 | ||||
21.В.С | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 20 | ||||
22.Л.Е | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 |
Приложение 3
Тестовая методика «Какие вы родители?» (Ю.И. Родзинская)
Утвердительный ответ «оцените» как 2 очка; «отчасти», «иногда» – 1 очко; если ответ отрицательный – 0.
- Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
- Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
- Интересуются ли дети вашей работой?
- Знаете ли вы друзей своих детей?
- Бывают ли друзья вашего ребенка у вас дома?
- Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?
- Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
- Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
- Предпочитают ли дети, чтобы во время детских праздников вы были вместе с ними?
- Бываете ли вы вместе с детьми в театрах, на выставках, концертах?
- Обсуждаете ли вы с детьми телепередачи?
- Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
- Участвуете ли вы в экскурсиях, походах, прогулках?
- Предпочитаете ли вы проводить вместе с детьми свободное время?
Ключ к тесту
Поставьте по два балла за каждый положительный ответ, по одному баллу – за ответ «иногда». Отрицательный ответ не принесет ни одного балла.
Если набрано более 20 очков, то в общении с детьми все благополучно и у вас сформировались семейные традиции.
Если в результате получилось от 10 до 20 очков, то отношения с детьми удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Семейные традиции не сформированы . Подумайте, что можно и нужно изменить.
При результате ниже 10 очков можно констатировать, что контакт с детьми у вас не налажен. Семейные традиции отсутствуют.
Приложение 4
Таблица 2
Результаты исследования по тестовой методике «Какие вы родители» Ю.И. Родзинской.
Код имени | Высокий балл | Средний балл | Низкий балл |
1.С.Д | 13 | ||
2.А.В. | 26 | ||
3.М.Д | 20 | ||
4.У.Ч | 9 | ||
5.Г.Д | 15 | ||
6.Л.О | 10 | ||
7.И.Л | 7 | ||
8.Д.А | 17 | ||
9.Д.К | 8 | ||
10.Я.Ц | 26 | ||
11.Н.Э | 7 | ||
12.Ю.М | 18 | ||
13.М.И | 19 | ||
14.Р.Н | 28 | ||
15.Ю.Щ | 20 | ||
16.Е.А | 27 | ||
17.А.К | 22 | ||
18.И.Г | 28 | ||
19.Р.Л | 20 | ||
20.О.Г | 22 | ||
21.В.С | 28 | ||
22.О.Е | 28 | ||
Всего | 7 | 10 | 5 |
Всего в % | 32% | 45% | 23% |
[1] Ковальчук О.В. Украинское народознавство. К.: Знание, 1994. С. 83.
[2] Международный пакт о гражданских и политических правах - Конвенция о правах ребенка – Конвенции и соглашения [Электронный ресурс] //Un.org: сайт . URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl _conv/conventions/pactpol.shtml
[3]Зверева С., Ганичева А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000.С. 34.
[4]Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 2004. 240 с.
[5] Этика Аристотеля [ Электронный ресурс ] // Philosoff.ru: [сайтъl. URL:http://philosoff.ru/rus/philosophy/l ibrary/trudi_izvestni/etika_aris53.shtml
[6] Коменский Я.А., Лок Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. С.43.
[7] Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. С.342.
[8] Там же. С.342.
[9] Там же. С.342.
[10] Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара: СамГПУ, 1997. С.22.
[11] Монтессори М. Помогите мне сделать это самому. М.: Карапуз, 2000. С.43.
[12] Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос,2007. С.43.
[13]Козлова С.А., Куликова Т.А Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2001. С.62.
[14] Енгалычев П.Н. О физическом и нравственном воспитании. Спб.:1824. С.1-25.
[15]1.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Электронный ресурс] // Lib.podelise.ru: [сайт]. 2013. URL:http:lib.podelise,ru/doc /2925/index-409.html
[16] .Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Слестенина. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2005. 156 с.
[17] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Электронный ресурс] // Lib.podelise.ru: [сайт]. 2013. URL:http:lib.podelise,ru/doc /2925/index-409.html
[18]Маматов О. В. Семья как важнейший институт социализации // Молодой ученый. 2014. №6. С. 865-867.
[19]Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Семья как фактор воспитания. М.: Просвещение, 1981. С. 35-43.
[20]Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000. С. 107.
[21] Кондратьева М.Ю. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
[22]Зверева С., Ганичева А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000. С. 34.
[23]Баринова Т.М. Семейные традиции: содержание и формирование. СПб.: Сова, 2004. С. 8.
[24]Родзинская Ю.И. Семья: традиции и современность. М.: ИЭА РАН, 1990. С. 45.