Исследовательская работа. Гуманно-личностная педагогика Ш. А .Амонашвили

Кузьменкина Светлана Геннадьевна

Работа выполнена в рамках изучения дисциплины "Актуальные проблемы теории и практики образования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota._sh.a.amonashvili.docx62.72 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Гуманно-личностная педагогика

Ш.А. Амонашвили

Подготовила аспирантка:                 Кузьменкина Светлана Геннадьевна

                                             

                                                                                                      

Москва

2017

Содержание

Введение

3

Обоснование выбора образовательного проекта для исследования

5

Краткая характеристика изучаемого образовательного проекта

9

Краткая информация об авторе исследуемого образовательного проекта, обстоятельствах его создания, процессе и результатах реализации

10

Анализ и оценка значения проекта для понимания и решения актуальных проблем теории и практики современного российского образования

13

Анализ и оценка использования в проекте особенностей и возможностей педагогической среды

13

Анализ и оценка возможных (или наступивших) деструктивных последствий образовательного проекта  и степень их учета авторами  проекта

14

Анализ и оценка осмысления педагогических проблем дисциплины в образовательном проекте

15

Анализ и оценка осмысления педагогических проблем свободы в образовательном проекте

16

Анализ и оценка гуманистической ориентации образовательного проекта                                                                                                                

17

Анализ и оценка демократической ориентации образовательного проекта

20

Заключение

22

Список литературы

24

Введение

Особенностью начального образования всегда был нерасторжимый союз обучения и воспитания. На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

Исследования в области педагогической психологии дали жизнь новой педагогической идее — гуманно-личностной педагогике.  Она является основой для образования будущего, раскрывает духовную и часть земной природы ребенка — психику.

Слово "гуманизм" в переводе с латинского языка означает человеческий, человечный.

Гуманная педагогика считает самым важным ценность человека как личности, его право на развитие способностей, заложенных в нём от природы.

Шалва Александрович Амонашвили пишет: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона»[1].

Гуманная педагогика формирует личность, которая руководствуется в жизни гуманистическими духовными ценностями, способна выбрать свою точку зрения и делать выбор на её основе, ставить и решать проблемы, помогать другим людям. Важнейшая способность такой личности – способность к творчеству в любой области жизни.

Гуманная педагогика опирается на идеи великих педагогов - Коменского, Песталоцци, Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, которые стремились к формированию личности каждого ребёнка и раскрытию её талантов.

Фундаментальные духовные качества личности формируются с детства. Осознание себя как личности, поиск нравственных ориентиров, смысла жизни и своего места в ней являются основополагающими для каждого. Если взрослые не могут дать эти ответы, то дети вырастают и остаются с глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами один на один. Это является основной причиной любых проблем в жизни.

Обоснование выбора образовательного проекта для исследования

Актуальность этой работы заключается в том, что в ХХI веке людям не хватает доброты и понимания, особенно детям. Родители часто уходят в работу с головой, контролируя жизнь ребенка по телефону. Они так искренне переживают каждую плохую оценку ребенка, так бурно на нее реагируют, что порой не замечают проблемы морального и душевного плана, которые одолевают их детей. Учителя тоже, к сожалению, в борьбе с прочими проблемами (оценки, отчеты, куча всевозможных нужных и ненужных мероприятий, оформление документации в немыслимом количестве) также часто оказываются в положении людей, которые буквально вынуждены смотреть не на ребенка, а на необходимость выглядеть «успешными» в глазах начальства и окружающих. В конечном счете, дети оказываются один на один со своими проблемами.

Известным педагогом-гуманистом является Амонашвили Ш.А.

Он ставит ребенка со всеми его радостями и болью в центр учительского внимания и в центр внимания всего педагогического процесса. Любовь к ребенку, причем, последовательная, огромная, заставляет автора этой теории войти в жизнь каждого ребенка, помочь каждому. При этом никто не говорит ему: «Какое вы имеете право вмешиваться в наши (мои) дела?». И дети и их родители понимают, что причиной всех поступков Ш.А. Амонашвили является желание помочь всем и каждому не только хорошо и успешно освоить науки, но и вырасти сильными и добрыми, разумными людьми. Любовь учителя и родителей дает ребенку чувство защищенности и уверенности.

Гуманная педагогика прежде всего предлагает организовать жизнь ребёнка так, чтобы его энергия была направлена на созидательные занятия.

Такой подход к ребёнку приводит к тому, что он учится улучшать что-то в своей жизни, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. У него формируются основные духовные качества личности, нравственные ориентиры и понимание своего места в жизни, своих целей и выбора.

Амонашвили был первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества, синтезировав опыт предшественников и современников.

Его педагогика не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью. Поэтому она и привлекла мое внимание.

Шалва Александрович придерживается таких принципов при работе с детьми:

  • любить ребенка;
  • очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;
  • проживать в ребенке свое детство, т.е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие[2].

Следуя этим принципам, учитель чувствует детей, а ребята ему доверяют. Познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены, они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. При этом сам ответ учителя глубоко затрагивает чувства детей, стимулирует их интерес к явлениям действительности. Это надежный путь к многостороннему познанию и саморазвитию ребенка. Так как я работаю в начальной школе, гуманная педагогика для меня очень важна и актуальна.

Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависит от личности учителя, который должен:

  • уметь понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным во всем;
  • быть деятельным оптимистом, верить в результат;
  • обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, быть интеллигентным.

Как же бывает иногда трудно быть сдержанным! Приходится контролировать себя, свои эмоции, чтобы не накричать, не обидеть ребенка своим грубым тоном. Быть добрым, любить своих учеников, стараться быть лучше – этому и учит гуманная педагогика Амонашвили.

Только тогда, когда учитель идет в класс с хорошим настроением, с любовью к детям – ребенок становится соратником в своем воспитании, а учитель — проводником между ребенком и духовностью.  Гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.

При этом дети всегда чувствуют поддержку и доброжелательность учителя, готовность всегда прийти на помощь. Амонашвили считает, что нет отстающих детей. Их просто надо любить и заниматься с ними в подходящей духовно-нравственной среде, которую создают учителя.

Поэтому школы Шалвы всегда ставят перед собой такие задачи:

  • дать толчок культурному саморазвитию ребенка;
  • сделать уроки познавательными, развивающими общение, позволяющими детям взрослеть (уроки счастья);
  • энергию детей умело перенаправить на занятия;
  • подстегивать познавательный инстинкт детей.

В таких школах нет оценочной системы, унижающей достоинство ребенка. Успехи детей не сравниваются. Он соревнуется только сам с собой, собственными достижениями. Исчезает соперничество, на его место приходит взаимопомощь и взаимовыручка, которые очень поощряются. Дети учатся вместе с учителем радоваться чужим успехам.

Ученики привлекаются к выстраиванию учебного процесса: составляют задания, создают собственные учебники, строят уроки. Все это вместе дает уникальный результат. Познание идет добровольно и на очень высокой духовной ноте. В процессе обучения гуманный педагог не только дает знания, но и помогает осваивать моральные и духовные ценности общества, помогает понять целостность взрослой и детской жизни. Система Амонашвили рекомендована Минобразованием РФ для массового внедрения в школах.

Краткая характеристика изучаемого образовательного проекта

Методика Амонашвили в настоящее время получила широкое распространение. Она близка многим учителям и родителям, потому что дает ответы на простые вопросы: «Как установить контакт с ребенком? Как правильно наказывать за проступки? Как прививать трудовые навыки? и т.п.». Взрослые имеют возможность увидеть суть проблемы.

Ученики школ Амонашвили учатся радостно, без всякого диктаторства взрослых, без соперничества. Они имеют чувство собственного достоинства, по-взрослому размышляют над проблемами, умеют оценивать свой труд и происходящие события. В школах Амонашвили детям всячески помогают преодолевать трудности в овладении знаниями.[3]

Методика Амонашвили ныне официально признана как система образования. Начиная с 1961 г., она уверенно внедряется в практику не только у нас в стране, но и во всем мире.

В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном Центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики.

Амонашвили создал 200 лабораторий гуманной педагогики в России и странах бывшего СССР. Московская лаборатория гуманной педагогики разрабатывает спецкурсы для студентов, учителей и аспирантов.

Существует Ассоциация гуманной педагогики, которая объединяет лаборатории во всех странах. На базе этих лабораторий действуют экспериментальные школы на всем постсоветском пространстве.

Интерес к системе Амонашвили усиливается. Открывается много дошкольных и начальных приватных учебно-воспитательных учреждений, которые используют гуманную педагогику. Они пользуются популярностью.

Краткая информация об авторе исследуемого образовательного проекта, обстоятельствах его создания, процессе и результатах реализации

Родился 8 марта 1931 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году. 

В 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР.

В 1970—1980-е годы он активно взаимодействует с известными московскими педагогами и психологами, в частности с В. В. Давыдовым, который оказывает ему помощь, когда деятельность Амонашвили подвергается резкой критике со стороны официальной педагогики, и его пытаются освободить от должности заведующего лабораторией.

С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии — лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.

В 1989—1991 годах был народным депутатом СССР, членом ВС СССР.

С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете имени С. С. Орбелиани (Тбилиси).

С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ).

В 70-х годах он возглавлял массовый эксперимент «Гуманно-личностный подход к детям в воспитательном процессе» в школах Грузии. Этот эксперимент получил широкий отклик по всему миру. Шалва Александрович – академик Российской Академии Образования, учёный-практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучению языку и математике. Является автором гуманно-личностной технологии, которая по своему характеру является обучающей и воспитательной. Он педагог и психолог, один из основных создателей системы начального обучения детей с шестилетнего возраста в нашей стране.

Ш.А.Амонашвили написал много книг для учителей и детей, они издаются по всему миру. Сам педагог ныне является главой Издательского дома Амонашвили при рериховском центре в Москве. Он является автором десятков книг, переведенных на многие языки: «Здравствуйте, дети», «Единство цели», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа жизни», «Исповедь отца сыну», «Письма к дочери», «Истина школы» и др.

Шалва Александрович Амонашвили проводит большую деятельность по распространению идей гуманной педагогики, проводит семинары с учителями России и стран СНГ, также в странах Балтии. Основал свыше 150 лабораторий гуманной педагогики в этих странах.

Вместе с академиком Д.Д. Зуевым издает «Антологию Гуманной Педагогики». 

В настоящее время Шалва Александрович Амонашвили:

  • Доктор психологических наук.
  • Профессор.
  • Академик Российской Академии Образования.
  • Действительный иностранный член Академии Педагогических Наук Украины.
  • Почетный доктор Софийского Университета имени Святого Климента Охридского.
  • Почетный профессор Тюменского, Дагестанского, Уральского (Казахстан), Нефтекамского государственных университетов, Новосибирского, Челябинского, Самарского и других педагогических университетов.
  • Руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики.
  • Организатор ежегодных Международных Педагогических Чтений.
  • Руководитель Лаборатории гуманной педагогики при Московском Государственном Педагогическом Университете.
  • Глава Издательского Дома Шалвы Амонашвили.
  • Научный руководитель экспериментальных школ № 200, № 1607, № 1715 г. Москвы и № 38 г. Санкт-Петербурга.
  • Международным Общественным Жюри признан «Рыцарем Гуманной Педагогики», награждён золотым значком «Сердце и лебедь».
  • Международная Ассоциация Детских Фондов наградила Амонашвили почетной золотой медалью имени Льва Николаевича Толстого. 

Анализ и оценка значения проекта для понимания и решения актуальных проблем теории и практики современного российского образования

В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном Центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики.

 Его возглавил Шалва Александрович Амонашвили – выдающийся педагог-новатор, доктор психологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования (РАО), заведующий лабораторией гуманной педагогики ГОУ МГПУ, автор многочисленных трудов и оригинальных методик по гуманно-личностной педагогике, опубликованных в нашей стране и за рубежом («Размышления о гуманной педагогике», «Педагогическая симфония», «Школа Жизни» и др.), инициатор создания 100-томной «Антологии гуманной педагогики».

 Вместе с совокупностью идей, сложившихся в классическом духовно-философском и педагогическом наследии человечества, а также творческими достижениями современного образования, Живая Этика составляет основу теории гуманно-личностной педагогики – педагогики третьего тысячелетия.

Анализ и оценка использования в проекте особенностей и возможностей педагогической среды

Образовательная среда - система условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся.

Чтобы создать гуманистическую образовательную среду, нужно соблюдать, по мнению Ш.А. Амонашвили, следующие педагогические требования.

Первое. В гуманистической образовательной среде ребенка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора.

Второе. Гуманистическая образовательная среда должна характеризоваться ярко выраженной развивающейся тенденцией. Необходимое условие и источник развития – трудности. В гуманистической образовательной среде, построенной на личностно-гуманных началах, трудности в познании и обретении жизненного опыта, навыков нравственного поведения приобретают для ребенка совершенно иной психологический смысл: посильная трудность создает условие для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания, веры в свои силы.

Третье. Гуманистическая образовательная среда должна предоставлять ребенку радость жизни. Образовательная среда должна обогатиться всей гаммой интересов детей. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если между педагогом и ребенком царит духовная общность.

Таким образом, содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.[4]

Анализ и оценка возможных (или наступивших) деструктивных последствий образовательного проекта  и степень их учета авторами  проекта

«То, что творится в школах (авторитаризм, силовой подход к детям) — горе наше, и от этого очень трудно отойти, если не задуматься, как же дальше строить педагогическое сознание, образ педагогического мышления. Изменение мышления должно вызвать изменения в практике. Слово есть всемогущая сила, которая в состоянии произвести практические перемены. Практика обязательно будет корректировать образ мышления, но и продвинутый образ мышления будет выстраивать практику» -  говорит Ш. Амонашвили.

Школа может быть понята как лестница (скале — лестница). Лестница нужна для восхождения души, духовности человека. Эта лестница находится в учителе, и только. Она не выстроится вовне. У нас это слово закрепилось как название здания, где собираются дети, учителя и происходит то, что мы называем обучением и воспитанием. Но скале находится в учителе, учитель и есть школа. Где он — там и школа.[5]

Отсюда следует, что главная проблема реформы школы в настоящее время заключается не только и не столько в разработке различных образовательных технологий, сколько в самом учителе: реформирует школу только учитель, он же ее и деформирует. Только от него зависит, какое скале он вынашивает внутри самого себя, видит ли внутри себя это скале.[6]

Анализ и оценка осмысления педагогических проблем дисциплины в образовательном проекте

В гуманной педагогике действует дисциплина духа, а не дисциплина тела (Ш.А.Амонашвили).[7]

«Вопрос о дисциплине опять-таки возникает при императивном обучении. И когда обучаешь и воспитываешь детей императивно, то часто приходится повышать голос. Но ведь дети могут через минуту забыть о том, что произошло, и опять попытаться высвободить себя из сети императивности, чтобы заняться более интересным делом! Так не лучше ли опираться не на такие способы восстановления порядка, а на изменение характера отношения к детям, изменение самого процесса обучения и воспитания; наконец, установление в классе общей атмосферы доброжелательности, чуткости», - пишет в своей книге «Дух школы» Шалва Амонашвили. Он говорит, что все это Л. Н. Толстой называет «духом школы», который, по его мнению, составляет «сущность, успешность учения». Он призывает  установить этот дух в общении с детьми - и проблема порядка в классе возникнет в совершенно ином плане: ежели оживление это имеет предметом урок, то лучше и желать нечего. Ежели же оживление это перешло на другой предмет, то виноват был учитель, не руководивший этим оживлением. «Задача учителя... состоит в том, чтобы постоянно давать пищу этому оживлению и постепенно отпускать поводья ему». (Толстой Л. Н. Указ, соч., с. 200).

Анализ и оценка осмысления педагогических проблем свободы в образовательном проекте

Педагогика по Амонашвили поражает, как свежий воздух на пороге школы, когда после уроков выходишь из ее сутолоки и духоты. Но педагогика и должна быть экологически чистой, по убеждению Шалвы Александровича, в отличие от загрязненной – силовой.

«Мы все соработники у Бога. Воспитывая ребенка, мы сотрудничаем с Богом. Если так подходить к ребенку, то многое станет ясным, и мы увидим, что все дети стремятся к развитию, и нам не нужно заставлять их учиться, наоборот, нужно не мешать им в этом, как это делает авторитарная педагогика.

Но любовь – не хаос, гуманная педагогика – не вседозволенность. Это воспитание любовью, которая организовывает и созидает»[8].

"Школа жизни" Ш.А. Амонашвили основана на принципах гуманно-личностной педагогики. Автор выделяет 6 особенностей образовательного процесса.

Первая состоит во внутренней преемственности созидательной деятельности Природы и человека-воспитателя. Природа, по мнению Шалвы Амонашвили, закладывает в ребенка возможности безграничного развития. Школа берет на себя ответственность продолжить дело природы и сотворить из него благородного человека.

Вторая особенность образовательного процесса в гуманной школе - его целостность, понимаемая как целостность жизни ребенка, устремленного в будущее.

Третья особенность касается урока, который рассматривается как аккумулятор, как ведущая форма жизни детей, а не только их учения.

Благополучие жизни ребенка на уроке обеспечивается благодаря сотрудничеству с учителем, другими детьми. Четвертая особенность педагогического процесса и состоит в том, что сотруднические взаимоотношения учителя с детьми становятся его естественным качеством.

Пятая особенность гуманного педагогического процесса проявляется в развитии у детей способности к оценочной деятельности при одновременном упразднении школьных отметок, что является залогом успехов детей в учении.

Шестая особенность "Школы жизни" - в особой, гуманной миссии учителя в ней. "Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса есть высшая забота учителя".[9]

Анализ и оценка гуманистической ориентации образовательного проекта

Последние годы идеи гуманно-личностной педагогики успешно распространяются в России академиком РАО Ш.А. Амонашвили («Здравствуйте дети», «Как живете дети», «Единство цели», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа Жизни» и др.), возглавившим в настоящее время лабораторию Гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете.

Как утверждает Ш.А. Амонашвили, гуманное педагогическое мышление и основанная на нем гуманно-личностная педагогическая система выступают антиподом традиционно утвердившейся в советской школе (и господствующей в российской школе поныне) авторитарно-императивной педагогики.

Гуманистическая позиция педагога заключается в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть. То есть включить в содержание своего общения и отношений с ребенком его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником. В своей школе Амонашвили проявляет интерес к жизни детей, даже организовывал «приём по личным вопросам». Действуя с такой позиции, педагог имеет возможность узнать детей, увидеть мир их глазами, разобраться в их стремлениях и направить жизнь и учение каждого ребёнка на познание мира и утверждение добра.

Основные установки в гуманно-личностной технологии Ш. Амонашвили:

  • Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности – основа совместной работы учителя и детей.
  • Всегда должны быть вера в возможности каждого ученика и поощрение детей.
  • Необходимо радоваться вместе с детьми, проявлять интерес к их жизни, учитывать их мнение.
  • Обязательно учить этике общения, искусству спора, добиваться от детей обдуманных решений.
  • Создавать ситуации морального выбора, использовать на практике приобретённые морально-этические знания и нравственные убеждения.
  • Законы для учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.
  • Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.
  • Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
  • Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
  • Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

Гуманно-личностный подход к детям в общеобразовательном процессе, изложенный как система академиком РАО Ш.А. Амонашвили в трактате «Школа Жизни», есть один из возможных вариантов реализации гуманного педагогического мышления в практике школы XXI века.[10] 

«Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов… Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий… Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики» (Амонашвили Ш.А.).

Анализ и оценка демократической ориентации образовательного проекта

В организации педагогического процесса Ш.А. Амонашвили исходит из принципов гуманного личностного подхода к детям. Одновременно он следует также классической педагогическом мысли о том, что ребенок не только готовится к жизни но он уже живет. Учитель пытается проследить пути становления личности каждого ребенка, связывая этот процесс с организованным им педагогическим процессом. Он утверждает, что в тех педагогических условиях, которые он, Ш.А. Амонашвили, создает для детей, у школьников проявляются широкие познавательные интересы и возможности, желание учиться. Ребята становятся более податливы к воспитанию, более ответственными. Ш.А. Амонашвили относится к своим ученикам с большим уважением. Педагог оставляет за детьми право ребенка на свое мнение, воспринимает его на полном серьезе, выслушивая его также внимательно, как мнение любого взрослого человека.

Он принимает детей такими, какие они есть и при этом верит в то, что они все могут стать лучше. Ребенок рождается с великой миссией: стать человеком, неповторимым и уникальным, полезным для себя и для общества. Он как бы с протянутыми руками, умоляющими глазами просит нас помочь ему стать человеком. Сам он этого не сможет сделать. Без заботы и помощи взрослых он погибнет. Но зато он несет в себе всю безграничность Природы и импульс к жизни. Несет в себе даже улыбку, такую мягкую, такую добрую. Природа выдвигает свой главный принцип воспитания: верить в человека, относиться к нему гуманно и оптимистично. Не ребенок должен быть силой взрослых в авторитарно-императивный и потому удобный для нас педагогический процесс, а педагогический процесс должен стать притягательной силой для ребенка, смыслом его жизни. Очеловечивание ребенка, становление его уникальной жизни зависит от того, насколько очеловечена жизнь в обществе, а особенно- жизнь вокруг ребенка, сам педагогический процесс со всеми своими   составляющими: людьми профессионалами, программами и учебниками, методами, формами, коридорами и классными комнатами школ.

       Согласно Ш.А. Амонашвили учитель для учеников лишь старший товарищ, богатый опытом и знанием, который помогает учащимся научиться самостоятельно учиться. Он указывает им приемы, методы приобретения знаний, помогает организовать совместную работу самообразования, учит, как надо в деле обучения помогать друг другу. Педагог определил для себя заповедь: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной, интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами».[11] 

       При этом педагог исходил из нормального стремления человека стать ценным в этой жизни и получить признание от других людей в оценке его личных качеств. Очень важной частью педагогического процесса Ш.А.Амонашвили считает воспитание самостоятельности у детей, воспитание и развитие в них самостоятельной жизни.

Заключение

Творцом будущего является учитель. Гуманная педагогика есть достояние для устремлённого учителя, для учителя такого склада, который целенаправленно развивает в себе высшие человеческие качества, так необходимые для профессиональной жизни: любовь и доброту, творчество и новизну, интуицию и мудрость, оптимизм и терпение, мужество и преданность, понимание своего учительского величия и скромность. К ожесточённому сердцем человеку, к человеку озлобленному или равнодушному гуманная педагогика не придёт, для него Школа Жизни и её принципы будут неприемлемы.

Гуманная педагогика может существовать лишь как состояние учительского духа. Она такая наука – личная, своя, единственная, доверительная, выраженная, скорее, в чувствах, чем в словах. В ней находят раскрытие все лучшие духовные и естественные начала учителя, в ней свершается его благая, возвышенная жизнь.

В работе с детьми от каждого педагога требуются огромные затраты душевных сил. Человеческое существо требует длительной заботы родных, созидательного, творческого труда многих учителей и воспитателей, требует педагогики, то есть мудрой науки о том, как вселить в души и сердца детей светлую любовь к людям и потребность вдохновенного труда для них.

Особенно важна в воспитании ребенка личность первого учителя. Настоящий первый учитель должен остаться для ребят точкой опоры их нравственности и человечности. Среди десятков других учителей, с которыми они будут иметь дело и среди которых они найдут своих любимых учителей, духовных наставников, первый учитель должен остаться первым добрым очагом их человечности. Учитель должен сделать все зависящее от него для того, чтобы сотворить ребенка способным выжить в этом мире не любой ценой, но благодаря способности этого ребенка, а в последствии, взрослого человека, понимать окружающий его мир, устанавливать с ним нормальные человеческие контакты, используя знания, умения и навыки, приобретенные в школе.

Поэтому мне очень важно, как первому учителю, какую роль я сыграю в жизни своих учеников. Я люблю чудеса! А разве не чудо, когда маленький человек научился читать, красиво писать, решать уравнения?! А разве не чудо - зажигать звезды радости в глазах моих учеников? Радость от того, что сам прочитал первую книгу, сделал для себя открытие, решил сам трудную задачу. В звездном небе есть частичка души каждого человека, поэтому невозможно оторвать глаз от мерцающих искорок. Так же невозможно оторвать глаз от таких же искорок в глазах моих воспитанников. С детства я мечтала научиться летать, мне очень хочется научить летать моих детей. Притом летать высоко, стремительно – красиво! Я уверена, настанет срок, когда мои дети раскроют крылья и полетят! Мои дети это птицы, которые наделены свободой. Почему мы отнимаем свободу у детей? Дети должны быть свободны. Уроки я веду в духе сотрудничества и уважения личности каждого. Моя скрытая роль ведущего заключается именно в том, как и в чем буду «ошибаться», о чем я буду «догадываться», как буду «выражать недоумение» и вместе с детьми радоваться победе. Одним из самых ценных человеческих качеств является способность творить. Творить чудеса: но чудеса творят волшебники. Я не волшебник, я только учитель. Мне думается, что «неталантливого учителя» не может быть по определению, как и не может быть «неталантливого ребенка». Надо только не уставать работать над собой, повышать свой профессионализм, и тогда дети потянутся за тобой. У взрослых существует расхожее мнение, - будто мы готовим детей к жизни. Нет, не готовим! Они уже живут! И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. И наша задача, взрослых, - научить ребенка преодолевать их.

Шалва Александрович Амонашвили – это тот человек, стоя рядом с которым, мне так хочется «встать на цыпочки» (Е.Ямбург), хочется дорасти до тех высот, которых он достиг в своей жизни, служа детям.

Использованная литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Вера и Любовь. – М., 2009.
  2. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвили – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001.
  3. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни [Текст] / Ш.А. Амонашвили – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998.
  4. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М., 1986.
  5. Астафьева Е.Н. Идея свободы в педагогике С.Н. Дурылина / Е.Н.Астафьева. – Москва, 2016. (Сер. «Историко-педагогическое знание». Вып.100).
  6. Корнетов Г. Б. История педагогики: монография / Г. Б. Корнетов. – М.: АСОУ, 2013. – 460 с. (Сер. «Историко-педагогическое знание». Вып. 62).
  7. Корнетов, Г. Б. Педагогика. Образование. Школа: пути обучения и воспитания ребенка: монография/ Г.Б. Корнетов. – М.: АСОУ, 2014. – 256 с.
  8. Корнетов Г. Б. Педагогическая среда: современные подходы и интерпретации / Г. Б. Корнетов, М. А. // Завуч – 2005. – № 2.
  9. Корнетов Г. Б. Дисциплина: педагогические подходы и позиции / Г.Б.Корнетов. // Культура взаимодействия детей и взрослых. Новые ценности образования. –  2009. – Вып.1(39).
  10. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С.Мануйлов // Педагогика. -  2000. - № 7.
  11. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины / С.В.Кривцова. – М., 2004.
  12. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики: пер.с ит. / М.Монтессори. – М., 2004.
  13. http://vp-ch.ru/amonashvili
  14. http://www.gumannajapedagogika.com/о-нас.html


[1] http://vp-ch.ru/gumannaya-pedagogika

[2] Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] /       Ш.А. Амонашвили – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001.

[3] Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983.

[4] Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] /      Ш.А. Амонашвили – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001.

[6] http://amonashvili.com/books/4/1-OGP.pdf. Шалва Амонашвили. Опыт гуманной педагогики. Семантика гуманной педагогики.

[7] Амонашвили Ш.А. Вера и Любовь. – М., 2009.

[8] http://mirznanii.com/a/174282/ideya-shkoly-amonashvili

[9] Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. Книга 3. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. – М.: Амрита, 2012.

[10] Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. Книга 3. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. – М.: Амрита, 2012.

[11] Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М., 1986, с.31.