Педагогический конфликт в образовательном учреждении.
Педагогический конфликт является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_konflikt.docx | 52.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Сыктывкар 2017
Ведение
Педагогический конфликт как феномен образовательно-воспитательного пространства распространенное и активно исследуемое в различных отраслях современного гуманитарного знания явление. Результаты психолого-педагогических исследований констатируют неизбежность возникновения напряженности и конфликтности в образовательных учреждениях различного уровня. [3, 5]
На необходимость изучения конфликтов в педагогическом процессе обращали внимание еще в свое время известные отечественные психологи и педагоги: В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, А. Р. Лурия, А. С. Макаренко и др. Б. М. Бехтерев, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев
В последние годы изучением педагогического конфликта занимались М.М. Рыбакова, С.М. Илюсизова, А.К. Маркова, Л.В. Симонова, Н.В. Самоукина, Б.Т. Лихачев, Б.И. Хасан, В.Н. Мясищев, А.С. Белкин, А.Я. Анцупов, С.В. Баныкина, К.С. Лисецкий, А.И. Сахаров и др. [2, 65]
В настоящее время потребность в научном исследовании причин, условий возникновения и способов регулирования педагогическими конфликтами стала совершенно очевидной.
Слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять конфликтами в ученической среде, находить оптимальные способы их предупреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении
Цель работы : раскрыть понятие «педагогический конфликт»
Задачи:1) Раскрыть понятие, виды, структуру и функции педагогического конфликта.
2) Выявить причины возникновения конфликтов между учителем и учеником, изучить способы управления и разрешения педагогических конфликтов.
Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Понятие педагогического конфликта
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - «столкновение» и обозначает столкновение сил, сторон, мнений иинтересов людей, вызывающее определенные действия. [1 , 17]
.Даниленко С. В отмечает, что конфликт — это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.
Говоря иначе, конфликт — ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других [1 , 500]
В рамках нашей работы мы рассматриваем педагогический конфликт, то есть конфликт, субъектами которого являются участники педагогического процесса В своих работах Селиванова Е. А. выделяет четыре субъекта деятельности рассматриваемого нами конфликта: ученик, учитель, родители и администратор.
Анализ научных трудов показал, что однозначного определения конфликта в педагогической теории нет, хотя виды педагогических конфликтов исследовались Ф. Аланом, С. Е. Аксененко, А. Я.Анцуповым, Ю. В. Гиппенрейтер, А. И. Донцовым, Б. П. Жизневским, Я. Л. Коломинским, Д. М. Маллаевым, Л. А. Петровской, Т. А. Репиной, А. А. Рояк, М. М. Рыбаковой,А. И. Шипиловым и многими другими учеными. [4]
Сферой протекания этих конфликтов является образовательная среда.
По словам С. В. Баныкиной, педагогический конфликт можно рассматривать, как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин» [4]
А. В. Мельничук специфику педагогического конфликта видит в отсутствии «согласия в межкультурном педагогическом взаимодействии субъектов образовательного процесса, в структурных подсистемах учебного учреждения по достижению целей образования и выполнения социокультурного заказа общества» Акцент при этом делается на негативных последствия конфликтов, выражающихся в невыполнении государственных стандартов, программ, социокультурных общественных требований. Однако личностный аспект педагогических конфликтов в данном случае выпадает из поля зрения.
Н. Б. Мельник подчеркивает, что «существенным в идентификации конфликта как педагогического является то влияние, которое он оказывает на формирование тех или иных качеств личности, на развитие личности» [4, 7 ]
Конфликты, которые возникают в педагогическом процессе, имеют целый ряд особенностей:
‒ разница в жизненном опыте участников, который в свою очередь порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
‒ ответственность педагога за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций;
‒ профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы участников;
‒ участники конфликтов имеют разный социальный статус, чем и определяется и их поведение в конфликте;
‒ различное понимание событий и их причин; ‒
—всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которую включаются и другие участники.
Источниками возникновения педагогических конфликтовявляются базовые потребности человека: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви и принадлежности, потребности в уважении и признании, познавательные потребности и самореализации.
Можно выделить три основные группы причин, которые приводят к конфликту в сфере образования.
Во-первых, это причины, связанные с содержанием совместной деятельности, организацией учебной деятельности, то есть лежащие в содержании взаимодействия участников образовательного процесса.
Вторая группа причин связана с особенностями межличностных отношений.
Третья — с личностными особенностями участников конфликта. [10, 124]
Таким образом, на основании вышеизложенного можем сделать вывод:
-сфера протекания педагогического конфликта - учебно-воспитательный процесс,
-активность участников -взаимодействие, в основе которого лежат субъект-субъектные противоречия;
-эмоциональный фон -отрицательные эмоции,
-педагогические конфликты имеют ряд особенностей,
-причины конфликта связанны с содержанием совместной деятельности, с особенностями межличностных отношений, личностными особенностями участников конфликта.
1.2 Классификация педагогических конфликтов.
В зависимости от того, какие структурные элементы конфликта рас-
сматривались, Ф. Е. Василюк, Н. В. Гришина, М. Дойч, Дж. Доллард, А. А. Ершов, К. Левин, Н. Д. Левитов, А. Р. Лурия, Н. Миллер и другие ученые
создавали свои классификации конфликтов.
Рассмотрим классификации некоторых авторов.
Автор (авторы) | Виды конфликтов |
К. Боулдинг | ● Конфликты между отдельными личностями; ● между личностью и группой; ● между личностью и организацией; ● между группой и организацией; ● конфликты между разными типами групп и орга- низаций |
С. Чейз | ● Конфликтные явления внутриличностного и межличностного уровня; ● конфликты между государствами, нациями и т. д. |
А. Г. Здравомыслов | ● Межиндивидуальные конфликты; ● межгрупповые конфликты: – между группами по интересам; – группами этнонационального характера; – группами, объединенными общностью положения; ● конфликты между ассоциациями (партиями); ● внутри и межинституциональные конфликты; ● конфликты между секторами общественного раз- деления труда; ● конфликты между государственными образованиями; ● конфликты между культурами или типами культур |
А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов | ● Внутриличностные конфликты; ● социальные конфликты: межличностные конфлик- ты, конфликты между малыми, средними и больши- ми социальными группами; ● международные конфликты между отдельными го- сударствами и их коалициями |
Обобщив основные тенденции в построении типологии педагогических
конфликтов, представленных в научной литературе, С. В. Баныкина приходит к выводу, что наиболее адекватной для изучения школьных конфликтов в системе взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса является следующая типология:
1) «учитель - ученик»,
2) «учитель - администратор»,
3)«учитель - родитель»,
4)«учитель - учитель»,
5) «ученик - ученик».
К вышеперечисленной типологии Селиванова добавляет следующие взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса:
1) ученик-родители,
2) ученик-администратор,
3) родители-родители,
4) родители-администратор,
5) администратор-администратор. [4]
Л. В. Симонова выделяет следующие виды педагогических конфликтов
1) Конфликты, возникающие в процессе учебной деятельности как реакция на препятствие к достижению целей учебной деятельности. Этот тип конфликтов возникает при нарушении взаимосвязей делового характера.
2) «Конфликты ожиданий». Конфликты, возникающие в процессе учебной и внеучебной деятельности, как реакция на поведение, не соответствующая принятым нормам отношений между педагогами и учениками, не соответствующее уровню ожиданий их по отношению друг к другу. Этот тип конфликтов возникает при нарушении взаимосвязей «ролевого» характера.
3) «Конфликты межличностной несовместимости». Конфликты, возникающие в процессе учебной и внеучебной деятельности из-за личностных особенностей учителя и учеников, особенностейхарактера и темперамента. [3, 8]
По источникам возникновения конфликты различают объективно и субъективно обусловленные. Объективно обусловленные конфликты — конфликты, связанные с объективными причинами и не зависящие от взаимоотношений работников (нечеткое разделение труда и ответственности, социальная напряженность и т. д.). Конфликты, связанные с личностными особенностями конфликтующих и с ситуациями, препятствующими выполнению желаний и удовлетворению интересов людей называются субъективно обусловленными. [10, 124]
Шараева Л. Г. классифицирует педагогические конфликты по масштабу, (по числу участников) выделяет четыре вида конфликтов
-внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности
- межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели
ученик-ученик.
- стремление к лидерству в микрогруппе
- демонстрация личного превосходства (между М и Д)
- отсутствие сострадания, цинизма.
2) ученик-учитель.
- возникают в старших классах, доминирование концепции "Я-взрослый", стремление к автономии, самостоятельному решению проблем
- острая и резкая реакция на замечания
- конфликты могут возникать и из-за несправедливых оценок.
3) учитель-учитель.
- соперничество между преподавателям.
- демонстрация превосходства опытных учителей над новыми,молодыми педагогами.
- создание благоприятного впечатления не деятельностью, а ее имитацией (самореклама).
- межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления
- личностно-групповой — возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.
Таким образом, проанализировав литературу , мы пришли в выводу , что нет единой классификации педагогического конфликта. В рамках нашей работы мы выделили следующие виды педагогических конфликтов -по субъектам учебно-воспитательного процесса, по источникам возникновения, по масштабу, по числу участников.
1.3 Структура педагогических конфликтов
Конфликты в педагогической деятельности имеют общую структуру. Структурными компонентами педагогических конфликтов являются конфликтная ситуация, участники конфликта, объект конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации и конфликтное взаимодействие.
Конфликтная ситуация в педагогике предшествует конфликту, ее
составляющими являются субъекты и объект конфликта с их отношениями
и характеристиками (М. Р. Битянова, Н. М. Вереникина).
Конфликтная педагогическая ситуация представляет собой совокупность объективных и субъективных условий, возникающих в образовательном пространстве и создающих определенное психологическое напряжение, благодаря чему ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий.
Конфликтной ситуации предшествует инцидент. По мнению М. Р. Би-
тяновой, инцидент – это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в интересах и целях. Инцидент является неосознанным фактом и выступает как повод к конфронтации. Инцидент способствует переходу конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие, которое проявляется в поведении субъектов (культура конфликтного поведения субъектов).
В педагогической конфликтологии под конфликтующими сторонами подразумевают субъектов конфликта. Ими могут быть отдельные личности или группы лиц (учащиеся, педагоги, педагогические коллективы, администрация, родители).
Объектом педагогического конфликта служат различия в системе цен-
ностей, ресурсы или статус, по поводу которых этот конфликт происходит.
Под предметом педагогического конфликта подразумеваются мате-
риальные образования, с ним связанные. [3, 12]
1.4 Функции педагогического конфликта.
Обычно выделяются две функции конфликтов: деструктивную и конструктивную. При определении функций реального конфликта необходим конкретный подход, поскольку один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную - на другом этапе, в другой ситуации. Деструктивный конфликт возникает в двух случаях:
А ) когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны;
Б) когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его.
В конфликте можно выделить негативные стороны:
1.Участие в конфликте приводит к серьезному ухудшению настроения сторон, участвующих в конфликте. Требуется довольно длительное время, чтобы вернуть стороны в первоначальное состояние или даже в относительное равновесие.
2. Некоторые конфликты могут сопровождаться серьезными психическими и моральными травмами.
3. Конфликт в обязательном порядке вызывает стресс у каждой из сторон, участвующей в конфликте.
4. В межличностном конфликте поражение понижает самооценку личности. Негативные последствия конфликта в коллективе:
1. Конфликт приводит к нарушению коммуникации в группе и коллективе в целом. 2. В случае разрешения конфликта с использованием деструктивного решения наблюдается серьезное ухудшение взаимоотношений в коллективе.
3. При учащении конфликтов наблюдается резкое снижение групповой сплоченности.
4. Конфликт может привести к ухудшению группового взаимодействия. Нежелательность конфликта часто объясняют его способность нарушать нормальное функционирование коллектива, поскольку изначально он является чуждым элементом системы, которая обладает ресурсами для саморегулирования, позволяющими ей вернуться в состояние равновесия и стабильности.
Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы [3, 12]
С точки зрения конфликтующих сторон в конфликте можно выделить следующие позитивные моменты:
1. Конфликт может полностью или частично нейтрализовать организационные противоречия, вызванные недостатками организации деятельности.
2. Результатом конфликта может стать более объективная оценка социально-психологических качеств людей, вовлеченных в конфликт. Способы противоборства показывают ценностные ориентации участников конфликта, их истинные мотивы, демонстрируют степень их психологической стойкости и стрессоустойчивости
3. Участие в конфликте позволяет снизить степень психологической напряженности у противоборствующих сторон. Действия оппонентов, которые часто сопровождаются сильными эмоциональными реакциями, могут снизить интенсивность последующих отрицательных эмоций. Так, например, возникает феномен катарсиса, что означает освобождение накопившейся отрицательной энергии, оказывавшей сильное давление на человека.
4. Конфликтное взаимодействие может стать толчком к развитию личности, улучшению межличностных отношений. Конструктивное разрешение конфликта позволяет человеку сформировать позитивный опыт действий в конфликтных ситуациях, получить навыки эффективного взаимодействия, повысить свой статус.
5. Конфликт может послужить инструментом социализации личности, существенно повысить самооценку индивида.
Все это говорит о необходимости овладения педагогом средствами управления конфликтными ситуациями. Как показывают исследования (Ю.Н. Козырев, В.Б. Ольшанский), хуже всего преподаватели подготовлены к тому, чтобы работать с людьми.. Требованием времени является обеспечение высокого уровня управления общением, соблюдение каждым педагогом норм профессиональной этики, умение преподавателя направлять конфликты в конструктивное русло. Поэтому закономерно, что приоритетной составляющей профессиональной компетентности современного педагога является его конфликтологическая компетентность, которая включает набор определенных знаний и умений. Будет ли конфликт иметь конструктивное или деструктивное воздействие на учащегося, зависит от правильно оцененного педагогом противоречия и от оптимально выбранного стиля поведения. Эффективный процесс управления конфликтом предполагает лишь некоторую нейтрализацию ущерба разрушительных последствий конфликтного взаимодействия, переводя его из деструктивной в конструктивную плоскость. [5, 167]
Таким образом, конфликты несут в себе не только отрицательный, но и положительный эмоциональный заряд. Управление конфликтной ситуацией предпринимается преподавателем не только ради самой ситуации или собственной безопасности. Каждая конфликтная ситуация, возникшая на занятии стихийно или смоделированная педагогом, должна стать мощным источником развития ее участников.
Глава 2 2.1 Причины возникновения конфликтов в системе отношений «учитель – ученик»
Конфликты в системе «учитель — ученик» являются самыми распространенными, и их разрешение требует от учителя определенного профессионального мастерства и психологической компетентности.
В работах Я. Л. Коломинского и Н. А. Березовина отмечается, что одним из важнейших факторов формирования межличностных отношений в классных коллективах является стиль отношения педагога.
По мнению А. И. Щербаков, характер взаимоотношений учителя и учащихся находится в прямой зависимости от положительных или отрицательных качеств личности учителя.
Н. В. Кузьмина утверждает, что существует прямо пропорциональная зависимость между уровнем мастерства учителя и его взаимоотношениями с учащимися, его отношением к работе, требовательностью к себе и к ученикам. Автор так же утверждает, что организаторские навыки и учения часто компенсируют отсутствие конструктивных способностей в сфере преподавания и в целом могут обеспечить успешность деятельности; эти же способности дают возможность лучше и быстрее устанавливать взаимоотношения с учениками; также оказывается, что умение устанавливать правильные взаимоотношения с учениками вовсе не обязательно опирается на любовь к детям.
А. И. Щербаков отмечает, что в отношениях, складывающихся между учителем и учениками, существенное значение имеют внимательность, требовательность учителя к ученику, объективность оценки, которую он дает достижениям ученика. [8,75]
В своих работах Слепцова С. А. выделяет следующие причины возникновения конфликта между учеником и учителем.
Название причины конфликтов | Основное содержание |
1. Объективные причины | К ним относятся главным образом те обстоятельства социального взаимодействия учителя и ученика, которые приводят к столкновению их интересов, мнений, установок и создают предконфликтную обстановку (неожиданные поступки, высказывания учащихся, нарушающие запланированный ход урока и вызывающие у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»). |
2) Социально – психологические причины конфликтов | Потери и искажения информации в процессе межличностного общения (установка, как результат негативного опыта общения в системе «учитель-ученик»; неадекватность собственной деятельности; фобии, недостаток времени, ограниченность словарного запаса ученика, неправильное понимание друг друга). - Ролевая асимметрия участников педагогического процесса, когда за учеником закрепляется роль пассивного участника, готового лишь к восприятию информации - Разные позиции учителя и ученика в решении сложных проблем, непонимание того, что несовпадение взглядов вызвано различным подходом к решению проблемы. - Различные способы оценки результатов деятельности. - Психологическая несовместимость учителя и ученика (противоречие в жизненных ценностях и идеалах, мотивах, социальная принадлежность, неудачное сочетание темпераментов и характеров). - Немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками («фавориты» и «нестандартные»). - Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность. Такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников. |
3) Организационно – управленческие причины | А)Функционально – организационные причины конфликтов. - Конфликтное общение в педагогическом коллективе. - Недостаточное обеспечение учебно-воспитательной и материальной базы (школьные принадлежности, учебники, оснащение кабинетов, оборудование для внеклассных мероприятий и пр.). Б) Личностно – функциональные причины конфликтов. - Небольшой опыт педагогической практики учителя (молодой учитель). - Несоответствие требований к нравственным качествам, предъявляемых в отношениях «учитель-ученик». - Трудности постановки и решения педагогических задач, выражающиеся в недостаточно полном и точном планировании результата их действия; игнорирование учителем своих прошлых ошибочных действий; недостаточной гибкости изменения и перестройки задач по ходу урока, сужения их содержания за счет исключения воспитывающей и развивающей функций. Это приводит к формализации урока, снижению интереса учащихся (А.К. Маркова); - Используемый учителем метод обучения не соответствует возможностям учащихся. - Недооценка возрастных особенностей учащихся старших классов (неуважение к личности, несправедливость, формализм отношений с учащимися). - Отсутствие педагогического мастерства (организационная беспомощность, немотивированность действий). В) Ситуативно – управленческие причины конфликтов. - Малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников. - Недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения. - Учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. - Ошибки и необоснованные выводы при анализе поступка ученика. - Учитель торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит. - Свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной. |
4) Личностные причины возникновения конфликтов | Потери и искажения информации в процессе межличностного общения (установка, как результат негативного опыта общения в системе «учитель-ученик»; неадекватность собственной деятельности; фобии, недостаток времени, ограниченность словарного запаса ученика, неправильное понимание друг друга). - Ролевая асимметрия участников педагогического процесса, когда за учеником закрепляется роль пассивного участника, готового лишь к восприятию информации - Разные позиции учителя и ученика в решении сложных проблем, непонимание того, что несовпадение взглядов вызвано различным подходом к решению проблемы. - Различные способы оценки результатов деятельности. - Психологическая несовместимость учителя и ученика (противоречие в жизненных ценностях и идеалах, мотивах, социальная принадлежность, неудачное сочетание темпераментов и характеров). - Немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками («фавориты» и «нестандартные»). - Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность. Такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников. |
Таким образом, можно отметить, что причины, нарушающие взаимодействие учителя с учеником, имеют свою специфику и достаточно разнообразны. Однако анализ психолого-педагогической литературы и конкретных ситуаций позволил выделить типичные конфликты в системе отношений «учитель-ученик». В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе [7,261-263]
2.2 Способы управления педагогическими конфликтами.
Современная конфликтологическая парадигма ориентирует всех участников педагогического процесса на понимание неизбежности конфликтов в образовательной среде. Однако слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять конфликтами, находить оптимальные способы их предупреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. [3, 5]
По мнению Д.Зеркина, управление конфликтами включает в себя прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение конфликтов Предупреждение конфликта в образовательной организации — педагогическая деятельность, направленная на недопущение его возникновения и негативного влияния на результаты обучения и воспитания. Предупреждение конфликта связано с его прогнозированием. Прогноз — представление о возможном конфликте с определенной указания вероятности места и времени его возникновения. Основными способами прогнозирования являются: экстраполяция, моделирование предполагаемой конфликтной ситуации, опрос экспертов. Отправной точкой в предупреждении конфликтов считается установление противоречия, обуславливающего возникновение проблемной ситуации, являющийся причиной возможного конфликта. Регулирование педагогического конфликта играет важную роль в управлении конфликтами и представляет собой педагогическое воздействие на конфликтную ситуацию с целью смягчения, ослабления или перевода ее в иное русло
Существуют несколько этапов регулирования педагогического конфликта:
1-й этап — признание и выявление конфликта в образовательном процессе как действительности.
2-й этап — институционализация конфликта, которая предполагает установление правил и общепризнанных норм его функционирования и развития.
3-й этап — легитимизация конфликта. Она включает признание и соблюдение конфликтующими субъектами существующих норм и правил поведения.
4-й этап — совершенствование конфликта, которая содействует стимулированию участников конфликта к принятию даже невыгодных предложений, однако допускающих устранение враждебности.
5-й этап — структурирование конфликтующих групп. Он позволяет измерить «силовой потенциал» участников конфликта и установить иерархию. А кроме того посредством структурирования определяется истинное состояние и взаимоотношение интересов, обнаружение приоритетных из них, с поддержкой которых возможно добиться компромисса и сотрудничества.
6-й этап — последовательное ослабление конфликта с помощью его переноса в иную плоскость взаимодействия конфликтующих сторон либо на другой уровень. Завершающим этапом, на котором происходит затухание конфликта является разрешение конфликта.
[10, 124]
Для установления педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического взаимодействия конфликт нуждается в конструктивном разрешении [3, 12].
Выбор способа разрешения конфликта зависит от способности учителей как взрослых людей и компетентных профессионалов объективно оценивать ситуацию и стремиться не к эскалации конфликта, а к его разрешению посредством применения адекватных стратегий. В психолого-педагогической литературе они определены как «соперничество», «уступка», «уход», «компромисс», «сотрудничество».
Остановимся на анализе каждой из них в контексте применения в педагогической практике.
1. Соперничество - наименее предпочтительная с педагогических позиций форма выхода из конфликтной ситуации. Как правило, она предполагает ориентацию оппонентов на личные интересы. Конфликтующие стороны в такой ситуации обладают значительными ресурсами, это может быть власть, сила закона, связи, авторитет в коллективе и так далее. При внешней негативности данная стратегия может быть педагогически оправдана в случае, когда необходимо, к примеру, защитить общее дело от посягательств конфликтной личности, от которой страдают многие члены школьного коллектива. Рассматриваемая стратегия также может показать себя эффективно и в случае, когда один из учеников ставит себя в оппозицию по отношению к другим и отказывается от выполнения трудных заданий, стремиться свалить свою работу на других и т. п. Стратегия соперничества в конфликте предусматривает постановку вопроса «Кто кого?», за которым стоит демонстрация силы, авторитарность и неизбежная психологическая травма одного из оппонентов, вероятнее всего проигравшего.
2. Следующий стратегический подход в разрешении педагогического конфликта - уход (избегание) Он отличается стремлением уйти от конфликтного взаимодействия. В стратегии ухода нет направленности
ни на личные интересы, ни на интересы оппонента. Применять данную стратегию имеет смысл, если проблема действительно малозначимая или субъект конфликта наверняка сам осознает свою неправоту (например, дисциплинированный и ответственный ученик опоздал на урок, и учитель уверен, что это единичный случай).
3.Уступка. При данном подходе кто-то из оппонентов достигает своей цели за счет эксплуатации личностных особенностей другого, которые характеризуется низкой направленностью на личные интересы. Иначе говоря, человек, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. Использование этой стратегии оправдано в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
Вышеперечисленные «соперничество», «избегание» и «уступка» являются довольно популярными психосоциальными технологиями и часто встречаются в педагогической практике. Однако в условиях утвердившейся гуманистической парадигмы наиболее эффективными и ресурсными стратегическими подходами в разрешении конфликтов нам представляются «компромисс» и «сотрудничество».
4. Безусловно, позитивно заряженной и педагогически подкрепленной стратегией разрешения конфликта является компромисс. Однако, несмотря на то, что он характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон, при компромиссе потребности обеих сторон не удовлетворяются полностью, что может стать базой для развития новой напряженности.
5. В этом контексте стратегия сотрудничества на основе партнерских отношений в ситуации конфликта в настоящее время является наиболее культуросообразной, в том числе и в образовательной среде. Залог ее эффективности в высоком уровне направленности как на собственные интересы, так и на интересы оппонента. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Стратегия сотрудничества предполагает совместный поиск принципиально нового решения противоречия, при котором устраняются причины и предмет конфликта. В основе стратегии выхода из педагогического конфликта посредством сотрудничества всегда лежит договор, закрепляющий партнерский формат общения конфликтующих оппонентов. Его безусловная воспитательная ценность состоит в том, что младший участник конфликтной ситуации, прежде всего ученик, ребенок, получает опыт принятия на себя ответственности. Также в этой ситуации важен опыт совместного с педагогом, который является для ученика значимым взрослым, преодоления сложной жизненной ситуации, что само по себе и есть развитие, социализация, становление личности. [10, 124]
Таким образом, проблема управления педагогическими конфликтами является одной из актуальных в современной образовательной организации. Эффективное управление педагогическими конфликтами представляет собой целенаправленное воздействие на процесс столкновения противоположных интересов, обеспечивающее решение общественно важных задач. Процесс педагогического управления конфликтами включает в себя прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение конфликтов.
Заключение
Таким образом, педагогические конфликты это неотъемлемая часть жизнедеятельности общеобразовательных школ. Ни один педагогический коллектив, ни одна школа, ни один педагог не может с полной уверенностью утверждать, что кто-либо, или сам процесс защищен от конфликтов на почве столкновения образовательных интересов сторон. Поэтому для каждого педагога важно умело использовать конфликт в педагогическом процессе, необходимо иметь теоретическую базу: хорошо знать динамику его и все ее составляющие. Умелое использование конфликта в педагогическом процессе необходим не только педагогам,, но и всем участникам образовательного процесса, а именно родителям, администрации, ученикам. средних специальных учебных заведений, ПТУ, общеобразовательных школ средних школе
А. Я. Анцупов и А. И.Шипилов отмечают, для того чтобы грамотно вести себя в конфликтах, человек должен знать закономерности их возникновения, развития и разрешения. Конфликтология может сохранить здоровье, благосостояние и даже жизнь миллионам россиян, ежегодно
Подводя итог всей проделанной работы, можно сказать, что цель, поставленная в начале работы, была достигнута, т.е. было раскрыто понятие «педагогический конфликт» В результате изучения литературы, соответствующей выбранной теме, были раскрыты понятие, виды, структура и функции педагогического конфликта, выявлены причины возникновения конфликтов между учителем и учеником, изучены способы управления и разрешения педагогических конфликтов. Таким образом, были разрешены все поставленные задачи.
Список использованной литературы .
- Даниленко С. В. Педагогические конфликтные ситуации, технологии их разрешения // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 500-502
- Каршибаева Г. А., Абдукадырова Н. Х., Тулаганова Н. И. Психологические особенности педагогических конфликтов [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 65-68
- Клименских, М. В.Педагогические конфликты в школе : [учеб. пособие] /М. В. Клименских, И. А. Ершова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федерал, ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2015. — 76 с.
- Курочкина, И. А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. 229 с.
- Севастова Т. Н. Деструктивные и конструктивные процессы в педагогических конфликтах // Молодой ученый. — 2009. — №9. — С. 167-169.
- Селиванова Е. А. Роль учителя в возникновении и разрешении педагогических конфликтов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. №3 (5). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchitelya-v-vozniknovenii-i-razreshenii-pedagogicheskih-konfliktov
- Слепцова С. А. Учитель и ученик: причины возникновения конфликтов // Молодой ученый. — 2010. — №3. — С. 261-263.
- Тайлакова Е. В., Теплякова Е. С. Некоторые особенности педагогических конфликтов и пути их разрешения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 74-76.
- Холмуминова Б. А. Причины и некоторые особенности педагогических конфликтов // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1312-131
- Шараева Л. Г. Разрешение конфликтов в образовательной организации [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 123-127