Личностно-ориентированные технологии образования.

Личностно- ориентированные технологии ставяит в центр личность ребёнка.  Они должны  обеспечивать  оптимальные   условия для  развития его личностных  качеств, полную реализацию его потенциальных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannye_tehnologii.docx47.06 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно ориентированные технологии образования.

Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, logos — учение, понятие) — это совокупность знаний о способах и средствах проведения каких-либо процессов, а также сами эти процессы, при которых происходит качественное изменение какого-либо объекта.

В научно-технической литературе широко применяются понятия, связанные с социальными, информационными, биологическими, производственными и другими технологиями. В научно-педагогической литературе используются термины «педагогические технологии», «технологии обучения», «психотехнологии», «инновационные технологии» и др. Рассмотрим эти понятия. Исходным является понятие «педагогическая технология». Его общепризнанного определения в отечественной педагогике и психологии пока нет.

В. М. Монахов, рассматривая инновационные технологии в профессиональном образовании, приводит 12 определений технологии, среди них — определение ЮНЕСКО. Педагогическая технология — это систематический метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Исследователь дает и собственную трактовку: «Технология — это радикальное обновление инструментальных и методологических средств педагогики и методики при условии сохранения преемственности в развитии педагогической науки и школьной практики»[1].

Итак, педагогическая технология — это набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантирован-ность конечного планируемого результата.

Психологические технологии — это совокупность способов, приемов, упражнений, техник взаимодействия субъектов деятельности, направленных на развитие их индивидуальности.

Особенностью психотехнологий является их направленность на раскрытие и развитие индивидуальности людей, активизацию и реализацию их потенциала, оптимизацию взаимоотношений всех участников профессионально-образовательного процесса. [1 ]

Психотехнологии по своим задачам, формам и методам представляют собой многообразные виды психологической помощи и поддержки людей. Основными из них являются психологическое консультирование, психопрофилактика, психокоррекция, психологическая реабилитация, личностно ориентированная терапия и др

Реализуются эти виды психологической помощи в процессе разного рода психологических тренингов.

Все многообразие методов, приемов, техник, используемых в психологических тренингах, можно объединить в следующие группы:

В обобщенном виде репертуар психотехнологий представлен на рис. 7

1              Психотехнологии     1        i

Формы психологической поддержки и помощи:

        психологическая профилактика

        психологическое консультирование

        психологическая коррекция

        личностно ориентированная терапия

        психологическая реабилитация

Методы психологического взаимодействия в тренингах:

        дискуссионные

        игровые

        релаксационные

        интеллектуальные

        сенситивные

        психогимнастические

•        дискуссионные методы (групповые дискуссии, тренинг ведения переговоров, партнерского общения и т. д.);

  • игровые методы (ролевые и деловые игры, психодрама, трансактный анализ и т. д.);
  • релаксационные методы (техники релаксации и медитации);
  • интеллектуальные тренинги (тренинги рефлексии, креативности);
  • сенситивные тренинги (тренировка межличностной чувствительности, уверенности в себе и др.);

•        психогимнастические упражнения.

Анализ литературы по проблемам личностно ориентированного образования показывает, что авторы не приводят определения личностно ориентированных технологий. Педагоги в основном используют понятие «педагогические технологии», психологи — «психологические технологии». Возникает вопрос: а есть ли, собственно, свой состав технологий у личностно ориентированного образования?

В рамках когнитивно-ориентированного образования накоплен огромный репертуар форм, методов, средств его реализации. В педагогической психологии, в свою очередь, также разнообразные технологии. Очевидно, что при определении состава личностно ориентированных технологий неизбежно заимствование из уже имеющихся педагогических и психологических технологий.

Личностно ориентированные технологии образования, направленные на обучение, воспитание и развитие личности, частично совпадают и с педагогическими и с психологическими технологиями. Соотношение педагогических, психологических и личностно ориентированных технологий схематически представлено на рис. 8.

И. С. Якиманская подчеркивает, что организация личностно ориентированного обучения требует новых технологий, «целью которых (на всех этапах обучения) является не накопление знаний, умений, а постоянное обогащение опыта творчества; формирование механизма самоорганизации и самореализации личности каждого ученика»1. [1, ]

Основываясь на вышеизложенной сущности личностно ориентированного образования,  Зеер  даёт следующее определение личностно ориентированных технологий профессионального образования. Это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в профессионально-педагогических ситуациях, образующих интеграционное единство форм и методов обучения при взаимодействии обучаемых и педагогов в процессе развития индивидуального стиля деятельности.

Личностно ориентированное образование представляет собой интеграцию обучения, воспитания и развития. Поэтому технологии должны быть направлены на достижение этих трех составляющих, обеспечивающих становление личности. Единицей анализа личностно ориентированных технологий выступают способы. Наглядно взаимосвязь всех составляющих личностно ориентированного образования представлена на рис

 К  технологиям в наибольшей степени удовлетворяющим принципы личностно ориентированного образования Зеер  Э Д относит

-диалогические методы обучения: групповые дискуссии, анализ социально-профессиональных ситуаций, диалогические лекции

-игровые технологии: дидактические, деловые, ролевые игры

-тренинговые технологии ( в меньшей степени) -тренинг рефлексивности, профессионально-поведенческий тренинг

-проектирование интегративных личностно ориентированных техноологий- диагностирующие семинары-тренинги, проектирование сценариев профессионального роста, виртуальная реструктуризация социально-профессиональной жизни.

 Также на продуктивность реализации личностно ориентированного образования влияет учебно-пространственная среда, в которой осуществляется профессионально-образовательный процесс. Проектирование этой среды также представляет вид технологии.

Однако в системе  личностно-ориентированного  профессионального образования еще не все благополучно. Предстоит сделать переход от  профессионального образования от знаниевой к личностной парадигме. Преподаватель должен иметь ясное представление о том, как осуществляется процесс личностно-ориентированного образования. В его основе лежит создание особого рода педагогической ситуации, которая ставит учащегося перед необходимостью проявить себя как личность: отвечать за свои слова и поступки, принимать решения, быть самостоятельным, внутренне свободным и творчески инициативным, владеть собой, выбирать жизненные смыслы и принципы.

Как показывает практика, использование личностно-ориентированных технологий в учебном процессе положительно сказывается, прежде всего, на практической деятельности студентов, они начинают чувствовать себя более свободно, открыто, раскрепощенно и уверенно не только в отношении со сверстниками, но и при взаимодействии с потенциальными клиентами. Преподаватель, основываясь на индивидуально психологических характеристиках студентов, их мотивах учения, адаптации к учебному процессу, способностях, коммуникативности, уровнях притязаний, самооценке, определяет учебную цель занятия и формирует, направляет весь учебный процесс в целях развития каждого.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии ставят в центр учебного процесса личность учащегося, обеспечение достаточных и хороших условий развития его личных качеств, полную реализацию потенциальных способностей. Приоритетными качествами личности являются высокие этические ценности. Педагогический стиль педагогов состоит в следующем: не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не управлять, а соуправлять; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. [5, 102]

Библиографический список.

  1. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений [Текст] / Э.Ф. Зеер. – М.-Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
  2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений [Текст] / Э.Ф. Зеер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007
  3. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст] / Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М., 2005.
  4. Меликулова Ф. А. Организация личностно-ориентированного учебного занятия в профессиональных колледжах // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 100-102.
  5. Мокроусова О. А. О концепции личностно-ориентированного образования в процессе профессиональной подготовки // Научные исследования в образовании. 2007. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-kontseptsii-lichnostno-orientirovannogo-obrazovaniya-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 12.01.2017).
  6. Петров А.  Ю., Губарева О. Н. Сущность ключевых компетенций в допрофессиональном и профессиональном образовании // Вестник ВятГГУ. 2011. №4-3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-klyuchevyh-kompetentsiy-v-doprofessionalnom-i-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 20.01.2017).
  7. Тихонова Т. М. Реализация личностно ориентированного подхода в профессиональном образовании // Вестник ЧГПУ. 2011. №12-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-v-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 14.02.2017).