Работа педагога-психолога в формате командной коуч-сессии на методическом объединении учителей-логопедов «Коучинговые технологии для личностного развития педагогов»

Гафурова Гульнара Нязифовна

Работа педагога-психолога в формате командной коуч-сессии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kouching.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Работа педагога-психолога в формате командной коуч-сессии на методическом объединении учителей-логопедов

«Коучинговые технологии для личностного развития педагогов»

  1. Мини-лекция «Коучинг в образовании»

Российское образование, став на путь модернизации образовательного процесса и провозгласив развитие личности, способной к самореализации и саморазвитию, главной ценностью и целью образования,  испытывает потребность в инновационных технологиях психолого-педагогического сопровождения индивидуально-личностного развития обучающихся. И именно коучинговый  подход, суть которого состоит в актуализации внутренних ресурсов и субъектной позиции личности, отвечает  принципам личностно-ориентированного, персонифицированного обучения и воспитания, и  в полной мере соответствует требованиям образовательных стандартов нового поколения.

Что же такое коучинг? Международная федерация коучинга (ICF) дала следующее определение коучинга: « Коучингом называется процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует мышление и творчество клиентов и вдохновляет их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала».

На такой же процесс нацеливают образование и все новые государственные педагогические концепции образования, которые ориентируют современного педагога  на переход от компетентностей ментора и организатора фронтальной, обезличенной деятельности обучающихся  к овладению компетентностями организатора отношений и персонифицированного взаимодействия с обучающимися в позиции наставника, советчика, партнера (тьютора), фасилитатора (коуча).

Работа с детьми не бывает улицей с односторонним движением – идет обмен, взаимодействие, переход  активностей. И тут многое зависит от  качества ресурсов педагога. Они, конечно, есть у каждого, но не каждый умеет включить их в поток. А ведь только так они начинают наращиваться с огромной силой. Педагоги часто жалуются, что перегружены работой, так что на семью, здоровье, творчество, на себя не остается ни сил, ни времени. И тогда возникает синдром хронической усталости, эмоциональное выгорание и т.д. При этом, есть учителя, которые не только сохраняют баланс в своей жизни, но и активно развиваются профессионально. И кстати, изучение коучинговых технологий способствует  и первому, и второму.

При взаимодействии с ребёнком учитель-коуч использует 5 принципов Милтона Эриксона:

1.​ Со всеми детьми всё ОК.

2.​ Каждый из них способен сделать для себя наилучший выбор.

3.​ Изменения не только возможны, но и неизбежны.

4.​ У каждого ребёнка есть все ресурсы для того, чтобы достичь желаемого.

5.​ Любое намерение ребёнка основано на позитивном стремлении для себя.

Сейчас вы изучите и попробуете на себе такие известные инструменты, как колесо жизненного баланса и формат конечного результата.
Техника “Колесо Жизненного Баланса” – это инструмент стратегического планирования жизни/проекта, позволяющий наглядно отобразить, из каких ключевых сфер состоит жизнь или проект, наметить приоритеты развития, видеть текущее положение дел и динамику развития сразу по всем сферам.
Для участия в вебинаре приготовьте бумагу и ручку для применения технологии на практике прямо во время вебинара.

  1. Этап мотивации и постановки цели

Педагог-психолог рисует на доске перед участниками линию времени. Фиксирует первую точку: это настоящее. Посмотрим еще вперед. Что вы хотите видеть в своем будущем?

«Скажите, пожалуйста, куда мне идти?

А куда ты хочешь попасть?  -  ответил Кот.

Мне все равно...  - сказала Алиса.

Тогда все равно, куда идти, -  заметил Кот».

В этом отрывке сформулирован один из важнейших принципов жизни — цель определяет направление движения. Многие люди терпят неудачи в жизни, так как не имеют хорошо продуманных целей. При формулировке своих целей используйте SMART формат («Умные» цели в формате конечного результата: конкретные, измеримые, достижимые, значимые и экологичные, определенные во времени). Представьте, что ваша цель достигнута. А теперь посмотрите на свою жизнь, из каких областей она состоит?

Далее педагог-психолог рисует «Колесо», состоящее из следующих областей:

а) личностный рост, хобби, отдых;

б) работа, финансы;

 в) здоровье;

г) отношения с близкими.

После получения списка 8-12 тем, участники голосуют, например, методом многоточечного голосования (когда каждый подходит к доске и может поставить 3 точки-голоса, отдав все 3 одной теме или распределив между темами). После чего следует детальная  проработка 3 тем. 

  1. Мозговой штурм (по У.Диснею). 

Выбирается Хозяин (Спикер) каждого стола. Его задача – принимая участие в командном обсуждении, внимательно слушать и наблюдать, консолидировать получаемую информацию, чтобы в максимально компактной и понятной форме рассказать, что здесь было наработано.

На первом этапе все команды выступают в роли Мечтателей, Генераторов идей, задача которых – найти как можно больше идей, как можно достичь состояния максимальной удовлетворенности решением данной задачи (как если бы по шкале от 1 до 10 это было на 10).

Стимулирующие слова и вопросы: «Бросьте взгляд в будущее.Пусть Ваше видение развернется перед Вами панорамой восхитительных возможностей. Чего Вы хотите? Увидьте это, как наяву, и опишите… Как Вы узнаете, что цель достигнута?» 

На втором этапе команды меняются столами, все входят в роль Реалистов, задача которых – выписать, какие конкретные шаги надо делать для реализации идей Мечтателей. Стимулирующие слова и вопросы: «Какие идеи Вы видите наиболее приоритетными с точки зрения конкретной реализации и соотношения эффективности и затрат? Какие будут этапы достижения этой цели? Если пройтись по ним? Сколько времени необходимо на каждый этап? Когда его необходимо сделать? Представьте свои действия, как если бы вы это делали прямо сейчас? Какие еще ресурсы Вам необходимы для этих шагов?»

В завершение все команды показывают презентации своих решений (по два представителя от каждой команды).

        На  третьем этапе возвращаемся в сегодня. Каждый оценивает степень удовлетворенности каждой области колеса. Оценка-шкала удовлетворенности продвижением цели от 1 до10. Ищем ключевую цель (запускающая кнопка).

 

  1. Подведение итогов, рефлексия

Таким образом, в результате встречи создано несколько вариантов конкретных планов действий по достижению наилучшего результата. Авторы (участники методического объединения) вдохновлены на претворение планов в жизнь, ответственность за исполнение решений возлагают на себя.

С целью получения обратной связи педагог-психолог просит ответить участников на следующие вопросы:

Что ценного и полезного для вас было в сегодняшней встрече?

Что вам понравилось?

Педагог-психолог благодарит всех педагогов за активную совместную работу. Прощается до новой встречи, приглашая к дальнейшему активному сотрудничеству. 

 

Используемая литература:

1.Аткинсон М., Чойс Р.Т. Пошаговая система коучинга. К.: Companion Group, 2010.

2.Видеолекции Гульчевской Н.Е. по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации «Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО», 72 часа.

3.Материалы Международных открытых онлайн конференций «Коучинг в образовании» 2013, 2014 год http://coachingineducation.ru