Банк форм взаимодействия ДОУ с семьей.
В таблице собраны традиционные, нетрадиционные и инновационные формы взаимодействия детского сада с семьей. Подобран аннотированный каталог по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bankform.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Банк форм взаимодействия ДОУ с семьей
Традиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи | ||
Посещение семей. Цель: выяснение состояния условий для игровой деятельности ребенка, наличия игрушек и выявление их места в жизни малыша; изучение, установление контакта с ребенком, его родителями, выяснение условий воспитания. Профессиональный социальный педагог уже с первого посещения семьи увидит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи. При каждом последующем посещении семьи воспитатель или социальный педагог должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. | День открытых дверей. Цель: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий. | |
Дежурство родителей и членов родительского комитета. Цель: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей. | Родительские собрания. Цель: познакомить родителей с содержанием и методами игры в условиях семьи и детского сада. Родительские собрания - действенная форма общения воспитателя с родителями. Роль воспитателя - организовать встречу, спланировать ее ход, грамотно расставить акценты на наиболее значимых вопросах, помочь в разрешении затруднений, подготовить раздаточный материал, памятки, продумать практическую часть, подвести итоги работы, поблагодарить родителей за активность, желание работать вместе. Можно проводить тематические родительские собрания. Но открытые просмотры родители не очень любят, поэтому их могут заменить современные технические возможности, например, использование фотоальбомов, стенгазет, записи занятий, игр с детьми или других видов деятельности на видеопленку. | |
Семейные клубы. Цель: развитие и укрепление партнёрских отношений между ДОУ и семьей, повышение психолого - педагогической культуры родителей. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. С целью выявления запроса участников и получения дополнительной информации перед началом каждого заседания клуба проводится анкетирование. | Беседы. Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам, повышение психолого - педагогической культуры родителей. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем воспитатель может помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. | |
Консультации. Цель: усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Консультации проводятся как индивидуально, так и для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Формы проведения консультаций различны: сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие. | Родительские конференции. Цель: обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений и т.п. | |
Семинары-практикумы. Цель: дает возможность рассказать о способах и приемах обучения игры и показать их. Такая форма необходима родителям, особенно молодым, которые нуждаются и в приобретении практических навыков воспитания детей. | Наглядная пропаганда. Цель: повышение психолого - педагогической культуры родителей, их педагогическое просвещение. Педагог должен тщательно продумывать содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов. Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители», содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье. В разделе «Советы и рекомендации» под руководством психолога и социального педагога помещаются рекомендации по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета о посещениях семей, дежурствах. Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей. | |
Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи | ||
Вечера вопросов и ответов. Цель: установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. | Папки-передвижки. Цель: установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Они помогают при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными, например, папка на тему «Игра детей как средство воспитания». | |
«Родительская почта» и «Телефон доверия». Цель: помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. | Библиотека игр. Цель: установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми. | |
Встречи за «круглым столом». Цель: установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. | http://festival.1september.ru Шкарабейникова Н. В. | |
Инновационные формы взаимодействия ДОУ и семьи | ||
Презентация семьи. Цель: установление тесного сотрудничества между образовательным учреждением и семьей; развитие у ребенка понимания значимости семьи, родственных связей, роли отца, матери, братьев, сестер, бабушки, дедушки и других членов и творческого восприятия семейных ценностей. Каждому ребенку и его семье в течение двух лет посвящается две недели. Подготовка к презентации включает в себя: выставку семейных фотографий, контурный обвод тела ребенка; знакомство с любимой книгой и ее чтение; знакомство с любимой игрушкой и рассказ о ней ребенка; выставку совместных работ ребенка и членов семьи. Алгоритм проведения презентации семьи: просмотр видео или рассказ родителей с демонстрацией фотографий членов семьи, проигрывание любимой игры ребенка вместе с детьми, «Угадай-ка» – найти среди нескольких чужих фотографий, фотографию ребенка, когда он был маленький, «Пресс-конференция» - вопросы детей к членам семьи, рассказ о традициях семьи, приготовление любимого блюда ребенка всеми детьми под руководством мамы. | Научная конференция «Мудрые совы и совята» Цель: Вооружение детей разносторонней, доступной возрасту информацией с умением ее добывать и правильно интерпретировать. Развитие коммуникативной деятельности с различными видами общения. Установление тесного взаимодействия с родителями, ориентация их на роль воспитателя в семье, на конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком. Для детей и родителей старших и подготовительных групп предлагается выбрать тему «доклада», с которым они могут выступить перед детьми, педагогами и родителями своей группы. Решением большинства голосов, 1 – 2 ребенка с группы выбираются участниками научной конференции «Мудрые совы и совята». После выступлений «докладчикам» задаются вопросы всеми присутствующими, на которые они отвечают вместе с родителями. Все участники «научной конференции» награждаются орденом «Мудрого совенка». |
Аннотированный каталог по теме: «Взаимодействие ДОУ с семьей»
1. Название: Взаимодействие ДОУ и семьи.
Авторы: Дедешко Л.В., Лунева Т.И., Косенкова О.С.
Источник: http://festival.1september.ru
В статье описывается роль семьи и взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и развитии детей. Выделены этапы работы с семьей для установления доверительных отношений с родителями, рекомендованы эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи, подробно описана форма: «Семейный клуб».
Адресаты статьи: педагогам дошкольных учреждений.
2. Название: Методические рекомендации по взаимодействию ДОУ с семьёй.
Автор:
Источник: http://ldv.metodcenter.edusite.ru
В пособии описаны современные подходы к изучению семьи, роль ДОУ в повышении педагогической культуры семьи. Также выделены сферы возникновения трудностей во взаимодействии ДОУ и семьи и даны рекомендации по организации взаимодействия.
Адресаты статьи: педагогам дошкольных учреждений.
3. Название: Взаимодействие ДОУ и семьи.
Автор: Бочкарева О.И.
В данном пособии представлены основные направления и формы работы педагогического коллектива ДОУ с родителями. Также освещаются инновационные формы взаимодействия ДОУ и семьи, раскрывается роль семьи как социального института формирования личности ребенка. Особое внимание уделено работе социального педагога с семьями детей-инвалидов, многодетными и неполными семьями.
Адресаты: Пособие адресовано заведующим ДОУ, воспитателям, родителям.
4. Название: Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи.
Автор: Пастухова И.
В книге освещаются проблемы воспитания детей на примере детского сада компенсирующего вида. Даются рекомендации и приемы решения вопросов организации детей, взаимодействия родителей и воспитателей. Приводятся наглядные примеры осуществления совместных действий ДОУ и семьи.
Адресаты: предназначено педагогам, родителям и всем тем, кто интересуется вопросами воспитания.
5. Название: «Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект»
Авторы: Зверева О.Л., Кротова Т.В.
В методическом пособии раскрываются новые подходы в общении с родителями на современном этапе. Авторами пособия подробно освещаются основные этапы оказания методической помощи: раскрывается содержание работы, определяются ее формы и методы; представлена краткая история взаимодействия ДОУ с семьей ребенка. В пособии представлены анкеты для родителей и педагогов, сценарии мероприятий, программа оказания методической помощи воспитателя.
Адресаты: педагогам дошкольных учреждений.