«РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ 11-13 ЛЕТ»
Подготовка юных хоккеистов – сложный, многогранный и длительный процесс. Интерес к поиску эффективных средств учебно-тренировочного воздействия на детей 11-13 лет обучающихся хоккею с шайбой обусловлен тем, что именно на этом этапе возрастного развития закладывается основа почти всех характеристик физической подготовленности будущего взрослого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat._samoobrazovanie.docx | 94.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ГЕОЛОГ
РЕФЕРАТ
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ 11-13 ЛЕТ»
СОСТАВИТЕЛЬ:
ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Р.С. АБУСАГИТОВ
п. Уренгой
ВВЕДЕНИЕ
Одним из приоритетных вопросов теории и практики спортивной подготовки юных хоккеистов является совершенствование методики физического воспитания детей. Это связано с тем, что именно в это время формируются важные базовые умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии и складывается двигательная активность взрослого человека. Успех в организации и проведении учено- тренировочного процесса – это подбор средств и методов обучения и тренировки, определение уровня предлагаемых физических нагрузок с учетом возрастных особенностей и возможностей, занимающихся на каждом этапе обучения; все это является необходимым условием эффективности в подготовке юных хоккеистов.
Игровая деятельность хоккеистов носит, по существу, скоростно-силовой характер. Успешное выполнение различных игровых приемов - маневрирования на коньках, бросков и ударов шайбы, ведения и обводки, силовых единоборств - связано с максимальными силовыми проявлениями соответствующих мышечных групп. Поэтому, чтобы повысить эффективность игровой деятельности, хоккеисту необходимо в первую очередь поднять уровень специальных скоростно-силовых способностей.
А настоящее время в нашей стране специалистами хоккея создана система подготовки хоккеистов высокой квалификации, которая обеспечивает отечественному хоккею передовые позиции в мире.
Подготовка юных хоккеистов – сложный, многогранный и длительный процесс. Интерес к поиску эффективных средств учебно-тренировочного воздействия на детей 11-13 лет обучающихся хоккею с шайбой обусловлен тем, что именно на этом этапе возрастного развития закладывается основа почти всех характеристик физической подготовленности будущего взрослого человека.
Цель исследования – совершенствование физической подготовленности юных хоккеистов 11-13 лет путем использования комплекса упражнений, способствующих развитию скоростно-силовых способностей.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс юношей 11-13 лет, занимающихся хоккеем.
Предмет исследования – применение средств и методов спортивной тренировки для развития скоростно-силовых способностей у юных хоккеистов 11-13 лет.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что разработанный нами комплекс упражнений, основу которого составляет увеличение объема и интенсивности тренировочной нагрузки, позволит значительно повысить уровень скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов 11-13 лет.
ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Возрастные особенности развития силовых способностей
Под термином «скоростно-силовые способности» понимается способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движения [18].
Как показали исследования, уровень развития скоростно-силовых способностей повышается с 9 до 19 лет, достигая максимума к 17 годам. Более высокие темпы роста скоростно-силовых способностей у лиц мышечного типа телосложения отмечаются от 10 до 12 лет, у других типов телосложения - от 11 до 13 лет.
Во время хоккейного матча спортсмены выполняют многочисленные рывки, ускорения, остановки, торможения с последующими быстрыми стартами, броски, ведут силовые единоборства и т. п. Эффективно выполнять эти действия могут только те хоккеисты, у которых хорошо развита сила мышц.
Выявлена положительная взаимосвязь между силовыми показателями и уровнем мастерства спортсменов.
Для хоккея характерно свое специфическое развитие силы мышц. Установлено, что мышцы-разгибатели туловища имеют большое значение для стабилизации игровой позы хоккеиста, а сгибатели стопы, разгибатели голени и бедра - для отталкивания ото льда. Для хоккеистов важны:
быстрая сила, проявляющаяся в скоростных движениях при преодолении небольших отягощений;
взрывная сила, обеспечивающая быстрое наращивание рабочего усилия;
абсолютная сила, или предельные силовые возможности спортсмена, позволяющие преодолевать значительное сопротивление (отягощение);
силовая выносливость, обеспечивающая проявление силовых возможностей длительное время [2].
Таким образом, в системе подготовки юных хоккеистов значительное место должно быть отведено воспитанию мышечной силы. При этом необходимо учитывать специфическое развитие силы мышц хоккеиста и возрастные особенности организма.
Возрастная динамика развития силовых возможностей человека неравномерна. Это во многом обусловлено особенностями развития скелета, суставно-связочного аппарата, мышечной и нервной систем, а также общим биологическим созреванием организма. Известно, что абсолютная сила основных мышц непрерывно увеличивается от рождения до 20-30 лет, а затем начинает постепенно снижаться. При этом у нетренированных детей, как правило, проявляются три возрастных периода ускоренного развития: с 9 до 11 лет, с 13 до 14 и с 16 до 18 лет. Относительная сила, рассчитанная на 1 кг веса тела, достигает своего максимума нередко уже в 13-14-летием возрасте и окончательно устанавливается на высшем уровне к 16-17 годам. У детей в возрасте 7- 11 лет способность дифференцировать мышечные усилия развита еще слабо, в дальнейшем, с 11 до 16 лет, она развивается весьма интенсивно. То же самое относится к способности расслаблять мышцы. В период с 7 до 11 лет она изменяется незначительно, а к 15-16 годам существенно улучшается.
У детей младшего возраста вначале развиваются главным образом крупные мышцы туловища, нижних конечностей и плечевого пояса: в более поздние сроки мелкие мышцы. У детей слабо развиты мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра и приводящие мышцы ног.
Сила мышц-разгибателей нижних конечностей, несущих большую нагрузку при катании на коньках, с 8 до 9 лет увеличивается незначительно; под влиянием физических упражнений она быстро возрастает только после 9 лет. Однако в период с 8 до 9 лет отмечается наибольший прирост силы сгибателей кисти и предплечья, разгибателей предплечья, что является хорошей предпосылкой для обучения технике владения клюшкой.
У детей младшего школьного возраста связочно-мышечный аппарат стопы развит слабо; как следствие этого от чрезмерной нагрузки на нижние конечности у юных хоккеистов может появиться плоскостопие. Правильно дозированная нагрузка, соответствующие меры профилактики, направленные на укрепление связочно-мышечного аппарата стопы, позволяют избежать этого негативного явления [2].
Связочный аппарат верхних конечностей развит также недостаточно, поэтому у юных хоккеистов довольно часто происходит повреждение связок, особенно если они играют слишком большой и тяжелой клюшкой.
Быстрыми темпами развивается мышечная система в период полового созревания и после его окончания. Так, если у ребенка 8 лет мышцы составляют около 27% массы тела, у 12-летнего - около 29%, то у подростка 15 лет - около 33%, у юношей 18 лет - около 44% (у высококвалифицированных хоккеистов - около 51%).
Одновременно с увеличением объема мышечной массы возрастает сила мышц и способность их к длительной работе. Быстрее нарастает вес тех мышц, которые раньше начинают функционировать и являются более нагруженными.
Мышцы-сгибатели у подростков развиваются быстрее по отношению к мышцам-разгибателям.
В юношеском возрасте значительно увеличивается мышечная масса. Мышцы у юношей эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию и отличаются высокой способностью к расслаблению. По своему химическому составу, строению и сократительным свойствам мышцы у них приближаются к мышцам взрослых. Опорно-двигательный аппарат может уже выдерживать значительные статические напряжения и способен к довольно длительной работе. В связи с этим в данном возрасте целесообразно увеличивать объем силовой работы и величину отягощений.
Исследования показали, что возрастная динамика силы различных мышечных групп у хоккеистов в возрастном диапазоне с 11 до 18 лет в основном не отличается от зарегистрированной многими авторами у школьников, не занимающихся спортом. Имеются лишь незначительные различия, которые обусловлены тем, что занятия хоккеем накладывают определенный отпечаток на организм занимающихся, вызывая в нем определенные морфологические и функциональные изменения. Так, наибольший прирост как абсолютных, так и относительных показателей становой силы у хоккеистов отмечался в возрасте с 11 до 12 лет. Надо сказать, что величины становой силы у 12-летних хоккеистов превышали аналогичные показатели, зарегистрированные у легкоатлетов, пловцов, баскетболистов, футболистов и гимнастов того же возраста.
Высокий уровень развития мышц спины у 12-летних спортсменов можно объяснить тем, что при беге на коньках в посадке хоккеиста мышцы-разгибатели спины несут значительную нагрузку. Объем же катания, выполняемый хоккеистами к возрасту 12 лет, является достаточно большим, что и сказывается на увеличении становой силы.
С возрастом темпы прироста абсолютной становой силы снижаются. Вместе с тем следует отметить, что относительная величина становой силы у некоторых хоккеистов 13- 18 лет даже несколько ниже, чем у 12-летних. Поэтому целесообразно увеличивать объем упражнений для развития силы мышц-разгибателей спины, так как они во многом определяют правильную технику катания на коньках и владения клюшкой.
Абсолютная сила мышц-сгибателей кисти у хоккеистов увеличиваемся неравномерно в возрастном диапазоне с 11 до 18 лет. Наибольший прирост ее отмечался с 12 до 13 лет, особенно с 14 до 15 лет, а наименьший - с 16 до 18 лет. Относительная сила мышц-сгибателей кисти постепенно увеличивается до 15-лет, а затем несколько снижается.
Относительная сила мышц рук, определяемая в тесте как «подтягивание на перекладине», постепенно возрастает только до 14 лет.
Силовая выносливость мышц брюшного пресса с возрастом имеет тенденцию к
увеличению, однако прирост при этом не существенный.
Сравнительный анализ силы 10 основных мышечных групп, проведенный у высококвалифицированных хоккеистов, спортсменов молодежных и юношеских команд, показал следующее. Преимущество в силе у взрослых хоккеистов отмечено на всех изученных группах мышц.
Особенно большое различие между взрослыми хоккеистами и, юношами отмечено в силе мышц-сгибателей бедра, плеча и стопы. Различие в силе мышц-разгибателей несколько меньше, но все же довольно значительное.
В период с 16 до 18 лет у хоккеистов более всего увеличивается сила следующих групп мышц: сгибателей и разгибателей плеча, разгибателей предплечья, сгибателей бедра, разгибателей голени, а также разгибателей туловища.
В возрастной период с 18 до 25 лет у хоккеистов также отмечается значительный прирост силы основных мышечных групп, за исключением мышц-разгибателей: плеча, голени и туловища, сила которых увеличивалась в меньшей степени.
Характеризуя возрастную динамику силовых способностей, отметим, что в период полового созревания (12-16 лет) сила мышц во многом определяется биологическим возрастом, который при дозировании нагрузок силовой направленности необходимо учитывать [2].
1.2. Методика развития силовых способностей
Среди факторов, лимитирующих силовые возможности, выделяют:
внутримышечную координацию;
межмышечную координацию, собственную реактивность мышц (она зависит от физиологического поперечника и функционального состояния в момент сокращения);
биомеханический фактор (зависит от рычага приложения силы и определяется углом в рабочем суставе) [7].
Для того чтобы развить силу, необходимо добиваться максимальных мышечных напряжений. Это может быть достигнуто в результате волевых усилий, а также при использовании отягощений (напряжений).
При силовой подготовке хоккеистов используются упражнения на снарядах, со снарядами, парные упражнения, упражнения с преодолением собственного веса тела и сопротивления внешней среды, обеспечивающие работу мышц в преодолевающем и уступающем режимах.
На этапе первоначального обучения проводится общая силовая подготовка с целью осуществления разностороннего гармоничного развития всех мышечных групп. Силовые упражнения должны содействовать образованию достаточно крепкого «мышечного корсета», укреплять дыхательную мускулатуру, воздействовать на группы мышц, которые без применения физических упражнений развиваются особенно медленно.
Основное средство отягощения - собственный вес тела и звеньев тела. Упражнения должны быть динамичными, без существенных статических напряжений.
Наиболее распространенные средства силовой подготовки - общеразвивающие упражнения без отягощений и с отягощениями 1-2 кг.
В силовой подготовке хоккеистов 11-13 лет следует использовать следующие упражнения:
- лазанье и перелазание через различные препятствия;
- упражнения с футбольными, баскетбольными мячами в положении сидя, лежа на спине и животе;
- ходьбу на четвереньках;
- висы, смешанные висы и упоры;
- подвижные игры и эстафеты с включением указанных выше упражнений.
В возрасте 11 -13 лет можно уже дополнительно использовать упражнения с набивными мячами, гантелями, предметами весом 2-3 кг, утяжеленными клюшками.
Основной метод выполнения упражнений в возрасте 11-13 лет - повторный, однако упражнения выполняются не «до отказа». Не следует применять больших отягощений и тем более максимальных.
При воспитании силовых способностей у юных хоккеистов 11-13 лет следует избегать:
- больших нагрузок на позвоночник;
- длительных односторонних напряжений мышц туловища;
- перенапряжения опорно-связочного аппарата при прыжках, силовых упражнениях;
- длительных мышечных усилий, связанных с напряжением;
- волевых и эмоциональных напряжений, предъявляющих чрезмерно высокие требования к еще не окрепшей нервной системе [2].
Нужно исключать упражнения с резкими односторонними толчками (силовые приемы на большой скорости, на встречном движении), асимметричным подниманием тяжестей, чрезмерные и длительные нагрузки на опорную поверхность стоп (переноска больших тяжестей, упражнения с весом партнера, катание на коньках с отягощением).
Сила в 11-13 лет воспитывается с помощью использования преимущественно скоростно-силовых динамических упражнений: бега, прыжков, многоскоков, метаний легких предметов на дальность, бросков шайбы.
Необходимо использовать как можно шире естественные условия местности: ходить и бегать по песку, по мелкой воде, в гору, по мягкому грунту вдоль берега реки, моря, озера.
На этапе первоначальной подготовки нужно обучить юных хоккеистов разнообразным силовым упражнениям, которые в дальнейшем можно будет выполнять с гантелями, штангой, эспандерами и другими отягощениями. Надо отметить, что в данном возрасте мышцы больше растут в длину, чем в поперечнике, поэтому применение упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы, оказывается малоэффективным, а поэтому нецелесообразно.
Наряду с воспитанием силы у юных хоккеистов развивают способность расслаблять мышцы после их напряжения. Мышцы не должны быть напряжены, если они не участвуют в перемещении звеньев тела или в поддерживании его положения.
Большие мастера, как правило, отличаются от новичков и посредственных хоккеистов эффективным чередованием, напряжения и расслабления отдельных групп мышц, участвующих в выполнении технического приема. Это обеспечивает высокую экономичность в работе.
Освоив навыки произвольного расслабления мышц на начальном этапе обучения, юный хоккеист имеет хорошие перспективы в достижении высоких результатов на этапе спортивного совершенствования.
Значение силовой подготовки хоккеистов в возрасте 13-15 лет постепенно возрастает. Относительный объем общей силовой подготовки остается еще достаточно большим, однако при этом повышается роль разносторонней целенаправленной тренировки тех мышечных групп, которые определяют функциональную топографию силы квалифицированного хоккеиста. В этот период юные хоккеисты должны хорошо освоить технику выполнения всех силовых упражнений, понять смысл и направленность каждого из них.
Структура и содержание силовых упражнений, а так же условия, в которых они могут выполняться, постепенно усложняются. Например, к общеразвивающим упражнениям, выполняемым с преодолением тяжести веса собственного тела, добавляются упражнения с преодолением сопротивления партнера или веса тела (акробатические, парные и групповые упражнения), упражнения эспандерами, резиновыми и пружинными амортизаторами, с утяжеленной клюшкой, с набивными мячами до 3-5 кг, многоскоки. Прыжковые упражнения на опилочной дорожке можно выполнять с дополнительными отягощениями (1-3 кг). Постепенно усложняются полосы препятствий; подвижные и спортивные игры выполняются с набивными мячами, эстафеты - с набивными мячами с булавами, с предметами.
В тренировку включаются упражнения с небольшими отягощениями, которые выполняются в соответствии с требованиями метода повторных усилий и его разновидностей: динамических усилий и вариативного.
Метод повторных усилий характеризуется использованием непредельных отягощений (30-40% от максимального) с предельным числом повторений «до отказа». Этот метод является главным в подготовке юных хоккеистов и служит основой для использования других методов силовой подготовки. Нагрузка при использовании данного метода в большей степени соответствует возрастным особенностям подростков и юношей и задачам их подготовки.
Достаточно большой объем такой работы приводит к функциональной гипертрофии мышц, увеличению в них капиллярной сети и улучшению кровоснабжения и тем самым положительно сказывается на росте силы и силовой выносливости. Применение повторного метода позволяет избирательно «прорабатывать» отдельные мышечные группы, снизить вероятность травматизма и контролировать технику выполнения упражнения, так как темп движений при этом небольшой.
Метод динамических усилий предусматривает предельную скорость выполнения упражнения при незначительном (10-20%) отягощении. Правда, использование только одного данного метода, особенно в подготовке юношей, не позволяет существенно повысить уровень максимальной силы, так как воздействие на нервно-мышечный аппарат очень кратковременно, однако метод динамических усилий наиболее эффективен для воспитания быстрой силы хоккеиста.
В 16-18 лет по мере увеличения мышечной массы и биологического созревания организма силовая подготовка становится все более специализированной, т.е. тренировочные занятия включает в себя комплексы различных прыжковых, скоростно-силовых упражнений для развития мышц стопы, голени, бедра, плечевого пояса, предплечья и кисти, спины, живота. Упражнения выполняются в различных сочетаниях и разной последовательности.
В разносторонней целенаправленной силовой подготовке наряду с такими отягощениями, как вес собственного тела, вес партнера, «блины», гантели, утяжеленные пояса и клюшки, эспандеры, начинают применять штангу.
Используют методы повторных и динамических усилий. Вводятся методы прогрессирующих отягощений, максимальных усилий, изометрический и изокинетический. Начинает практиковаться ударный метод.
При использовании метода повторных усилий величина отягощения может увеличиваться до 70% от максимальной, а при динамическом методе - до 20%. Для воспитания силовой выносливости эффективен метод повторных усилий с величиной отягощения до 40-45% от максимального.
Метод максимальных усилий предусматривает выполнение упражнений с предельными и околопредельными внешними отягощениями. Величина отягощения составляет, по данным ряда специалистов, от 1 до 5 повторных максимумов (т. е. вес, который спортсмен может поднять от 1 до 5 раз в один подход). Следует отметить, что данный метод используется в подготовке достаточно квалифицированных спортсменов и требует хорошей предварительной подготовленности нервно-мышечного и опорно-двигательного аппарата.
При работе с максимальными весами необходимы также соответствующий психологический настрой и хороший функциональный фон. Тренировочные занятия с использованием метода максимальных усилий планируются в начале основной части занятия, в микроцикле - в 1-й или 2-й день после дня отдыха.
Интервалы отдыха при выполнении упражнений с максимальными весами должны быть достаточными для восстановления (обычно до 3- 5 мин между подходами). Паузы отдыха следует заполнять упражнениями на расслабление, а также на растягивание. Однако мышцы, которые непосредственно перед этим нагружались, не должны подвергаться резкому растягиванию.
В подготовке хоккеистов 16-18 лет метод максимальных усилий целесообразно использовать только в базовых мезоциклах подготовительного периода. Не рекомендуется включать работу с максимальными весами хоккеистам, после перерыва в занятиях, вызванного болезнями, травмами или другими причинами.
Метод прогрессирующих отягощений позволяет бороться с адаптацией к весу отягощений и предусматривает увеличение веса обычно с 50 до 75, а затем и до 100% от максимального с интервалами отдыха 3-4 ми между подходами.
Ударный метод тренировки, так же как и метод максимальных усилий, применяется в подготовке хоккеистов высокой квалификации. Он основан на стимуляции тренируемых мышц кинетической энергией падающего (движущегося) тела (снаряда) и обеспечивает быстрый переход от уступающей работы к преодолевающей (например, при прыжках в глубину и быстро выпрыгивании). Применение данного метода позволяет добиться проявления максимальных силовых возможностей спортсмена за короткое время, т. е. совершенствовать взрывную силу. Наибольший эффект достигается при использовании веса тела без дополнительных отягощений, при прыжках в глубину с высоты 40- 80 см, при приземлении на немного согнутые ноги и быстром выпрыгивании.
Ударный метод, как правило, целесообразно использовать на базовых этапах подготовки и не более 1-2 раз в неделю. За одну тренировку обычно выполняется 2-3 серии по 8-10 прыжков с интервалом отдыха между повторениями около 5 секунд и между сериями 3-4 мин.
Метод изометрических усилий используется как дополнительное средство в процессе подготовки юных хоккеистов. Он предусматривает выполнение максимальных повторных напряжений длительностью 5-6 с в статических условиях. При этом важно, чтобы исходное положение и суставные углы соответствовали специфическим движениям хоккеистов.
Изокинетический метод силовой тренировки предусматривает выполнение упражнений, в которых величина прилагаемого усилия по всей амплитуде движения остается неизменной. Это позволяет создать мышечное напряжение и проработать мышцы при различных суставных углах, что очень важно для хоккеиста, так как в игре он выполняет различные технические действия, особенно силовые приемы, в самых разнообразных исходных положениях.
Для тренировки изокинетический методом используют специальные тренажерные устройства, в основу работы которых положен принцип фрикционного механизма. С помощью таких тренажеров можно выполнять самые разнообразные специфические для хоккея упражнения, в том числе и с клюшкой. Следует подчеркнуть, что силовая тренировка с помощью изокинетического метода позволяет значительно снизить количество травм опорно-двигательного аппарата у хоккеистов.
Большое место в подготовке юных хоккеистов занимает круговая форма организации тренировки. Важную роль играют упражнения, близкие по структуре движений к технике бега на коньках и к технике владения клюшкой, как по внешней форме, так и по внутреннему содержанию, т. е. режиму работы мышц (бег на коньках с утяжеленным поясом, с буксировкой партнеров или отягощений по льду, броски утяжеленной шайбы, работа с утяжеленной клюшкой и т. п.).
Тренировочные задания силовой направленности необходимо сочетать с такими упражнениями на гибкость и расслабление, как семенящий бег, бег трусцой, встряхивание и поглаживание мышц. Наиболее приемлемым упражнением после силовой нагрузки является медленный, успокаивающий бег.
В силовой подготовке хоккеистов 8-12 лет тренировочные задания силовой направленности обычно выполняются в течение 10-20 мин, в возрасте 13- 15 лет - 25-30 мин, а в 16-18 лет в течение - 40- 60 мин.
Такие занятия можно проводить на протяжении всего подготовительного периода, на отдельных этапах соревновательного и в переходном периоде годичного цикла 1-2 раза в неделю для хоккеистов 8-15 лет, а для спортсменов 16-18 лет в отдельных микроциклах подготовительного периода - 2-3 раза в неделю. Силовую тренировку, если она направлена не на воспитание силовой выносливости, следует проводить на фоне достаточно высокой работоспособности организма (т. е. включать силовые упражнения сразу после дня отдых или разгрузочного дня).
Во время тренировочных занятий, направленных на воспитание силовых способностей, нередко возникают травмы опорно-двигательного аппарата. Наиболее типичные травмы - растяжение (в отдельных случаях разрыв) мышц или связок и деформации межпозвоночных дисков. Чтобы избежать травм, необходимо соблюдать ряд методических требований:
- выполнению упражнений обязательно должна предшествовать разминка (отсутствие разминки или е недостаточная интенсивность и продолжительность, как правило, приводят к травмам);
- большие отягощения допустимы лишь при хорошо восстановившихся мышцах, чему способствуют достаточно продолжительные интервалы отдыха между подходами и сериями;
- при появлении болей в мышцах и суставах следует сразу прекратить выполнение упражнения, вызвавшего боль;
- нужно избегать односторонней неравномерно нагрузки отдельных мышц и мышечных групп;
- при воспитании силы мышц нижних конечностей целесообразно выполнять не только глубокие приседания, но и упражнения в полуприседе и в приседе;
- при выполнении приседаний нужно выбирать исходные положения, позволяющие сохранить свободу движения в коленном суставе (ноги должны быть слегка разведены);
- необходимо предупреждать излишнюю нагрузку на позвоночник, для чего желательны упражнения в положениях лежа, сидя, в упоре, в висах и др.;
- следует тренировать мышцы спины, что снижает нагрузку на позвоночник;
- при всех упражнениях с отягощением нужно следить за тем, чтобы позвоночник был прямой;
- упражнения с большими весами можно выполнять лишь в том случае, если техника упражнения хорошо освоена с отягощениями малого или среднего веса [7].
1.3. Возрастная динамика скоростных способностей
Хоккеист должен все выполнять быстро: стартовать и бежать на коньках, тормозить и маневрировать, обводить соперника, вести, передавать и принимать, бросать шайбу в ворота, останавливать противника силовым приемом или, наоборот, уклоняться от силового единоборства. Вместе с тем он должен быстро реагировать на действия соперников и партнеров, быстро оценивать игровую ситуацию, мгновенно принимать тактическое решение и сразу же его реализовывать.
Скорость является комплексным, многофакторным двигательным качеством и определяется тремя относительно не зависимыми одна от другой элементарными формами: скрытым периодом двигательной реакции, скоростью одиночного сокращения и максимальной частотой движений.
Уровень развития скорости в первую очередь определяется функциональными характеристиками центральной нервной системы и периферического звена нервно-мышечного аппарата хоккеистов: подвижностью нервных процессов, скоростью, силой и частотой нервных импульсов, соотношением быстрых и медленных мышечных волокон, реактивностью мышц и их вязкостью, способностью мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное. Большое значение в проявлении быстроты имеет уровень координационных возможностей хоккеистов, их техническое мастерство, а также предельная мобилизация волевых качеств.
Быстрота движений зависит в большой степени и от энергетических возможностей организма: содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза (восстановления). Наибольшее практическое значение для хоккеистов имеет скорость целостных двигательных актов (бег на коньках, ведение, передача и бросок шайбы и т.д.), а не элементарные формы проявления быстроты.
Скорость в целостном сложнокоординационном движении зависит не только от уровня быстроты, но и от других факторов. Например, в беге скорость передвижения зависит от длины шага, которая, в свою очередь, определяется длиной ног, силой отталкивания и выносливостью и т. д.
При изучении скоростной подготовленности хоккеистов были выявлены состав и структура скоростных качеств, включающие следующие виды их проявления (Савин В. П., 1980, 1982):
- быстрота простой и сложной реакции;
- стартовая скорость;
- дистанционная скорость;
- быстрота тормозных движений;
- быстрота выполнения технических приемов игры;
- быстрота перехода от одного действия к другому [25].
Указанные виды скоростных качеств хоккеиста относительно независимы друг от друга. Во время соревнований, как правило, эти качества проявляются комплексно.
Однако, несмотря на комплексность проявления скоростных качеств в игровой деятельности, для эффективного их воспитания в тренировочном процессе необходимо избирательно воздействовать на каждый вид. Скоростные способности человека находятся в тесной взаимосвязи с возрастом. В процессе возрастного развития скоростные возможности повышаются до 20-25 лет, а затем постепенно снижаются. При этом все три элементарные формы быстроты изменяются в более узком возрастном диапазоне, преимущественно до 14-17 лет. Прирост скорости в последующие годы осуществляется за счет повышения силы мышц, увеличения мощности и емкости анаэробных механизмов энергообеспечения и совершенствования техники движений и т. д.
Исследования многих авторов показали, что латентное время реакции снижается непрерывно до 17, а в отдельных случаях до 20 лет и происходит неравномерно. Наибольшие темпы прироста приходятся на возраст с 7 до 12 лет.
Наивысшей скорость одиночного движения большого числа мышечных групп (в том числе и важных для хоккеистов мышц разгибателей и сгибателей бедра, голени и стопы) бывает в 9-11 и 13-14 лет. Скорость движения у подростков в возрасте 13-14 лет достигает значений, близких к предельным. В возрасте 15-16 лет происходит повышение скорости только при выполнении сложных движений.
Частота (темп) движений в единицу времени больше всего возрастает от 7 до 9 и в 12-13 лет, а после 15-16 лет происходит полная остановка темпов прироста частоты движений.
Таким образом, наиболее благоприятные сроки для развития всех форм быстроты приходятся на возраст от 7 до 14 лет. Примерно в эти же годы наибольший естественный прирост наблюдается и в развитии скоростно-силовых способностей. После 14-15 лет способность к совершенствованию быстроты снижается, и даже целенаправленная тренировка в дальнейшем не приводит к существенным изменениям. Прирост же скорости движения в основном объясняется совершенствованием силы, техники, анаэробных возможностей и т. п.
1.4. Методика развития скоростных способностей
Воспитание скоростных способностей у юных хоккеистов представляет собой довольно сложный процесс. Это связано:
во-первых, с многофакторной структурой скоростных способностей;
во-вторых, с тем, что элементарные формы, определяющие качество быстроты, относительно независимы одна от другой;
в-третьих, с особенностями тренировки в хоккее, сочетающей подготовку на льду и вне льда [2].
Все это в значительной мере снижает возможности положительного переноса тренированности с одних упражнений на другие.
Развитие скоростных способностей у хоккеистов осуществляется в двух направлениях:
1) при аналитическом воздействии на отдельные факторы, обусловливающие скорость движений;
2) за счет тренировочных упражнений целостного законченного характера.
Для воспитания скоростных способностей хоккеистов используются различные упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью. Они должны удовлетворять следующим основным требованиям:
техника этих упражнений должна обеспечивать их выполнение на предельных скоростях;
упражнения должны быть настолько хорошо изучены и освоены, чтобы во время их выполнения волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;
продолжительность упражнения должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления;
продолжительность упражнения для юных хоккеистов не должна превышать 10 с.
В связи с тем, что перенос тренированности в скоростных упражнениях в большинстве случаев не наблюдается, тренировочные упражнения по своим кинетическим и динамическим характеристикам должны соответствовать соревновательному упражнению.
Основными методами скоростной подготовки юных хоккеистов, являются: игровой, соревновательный, повторный и вариативный.
Игровой метод позволяет комплексно развивать скоростные качества хоккеистов. Подвижные и спортивные игры воздействуют на скорость двигательных (простых и сложных) реакций, быстроту движений и быстроту переключений с одних действий на другие.
Соревновательный метод позволяет при высоком эмоциональном подъеме проявлять максимальные скоростные качества, а также стимулирует предельную волевую мобилизацию при наличии повышенного интереса и духа соперничества.
Повторный метод применяется в двух разновидностях: выполнение собственно-скоростных упражнений с предельной или околопредельной скоростью и выполнение скоростно-силовых упражнений (метод динамических усилий), при котором предельное силовое напряжение обеспечивается путем перемещения относительно легкого груза с максимальной скоростью.
При выполнении упражнений повторным методом необходимо строго соблюдать временные режимы работы и отдыха. Интервал между упражнениями должен быть таким, чтобы к моменту начала повторения упражнения обеспечить, с одной стороны, восстановление работоспособности вегетативных функций, а с другой - оптимальную возбудимость центральной нервной системы. Интервал между пробеганием отдельных отрезков может быть равен: 100 м - около 8 мин, 30 м - 1,5-2 мин. В интервалах - активный отдых. В паузах выполняются различные упражнения, не требующие больших усилий хоккеистов (ведение шайбы в медленном темпе, броски и т. п.).
Вариативный метод предполагает чередование выполнения скоростных упражнений в затрудненных, облегченных и обычных условиях. Конечно, нельзя ограничиваться каким-либо одним методом. Определенного эффекта можно достичь лишь в том случае, если в тренировочном процессе будут использоваться все перечисленные методы в их различном сочетании.
Но кроме разумного чередования различных методов для достижения желаемого эффекта в скоростной подготовке хоккеистов не менее важное значение имеет грамотный набор соответствующих средств. Большинство из них носит комплексный характер, т. е. они оказывают одновременно воздействие на различные виды быстроты. Однако для более эффективного воспитания скоростных способностей иногда целесообразно избирательно воздействовать на ту или иную форму быстроты, для чего следует подбирать соответствующие средства [2].
В качестве примера можно привести упражнения скоростной подготовки, преимущественно развивающие те или иные виды скоростных способностей.
I. Упражнения для развития быстроты двигательных реакций.
1. Старты с места из различных исходных положений: стоя (лицом, спиной, боком), сидя, лежа. Выполняются по звуковому и зрительному сигналам.
2. Старты в движении. Выполняются в основном по зрительному сигналу с максимальной быстротой реагирования. Например, группа движется по кругу в среднем темпе, по сигналу (поднятая тренером вверх рука) группа выполняет слаломный бег в максимальном темпе. По сигналу (рука в сторону) группа резко останавливается и начинает бег в максимальном темпе в обратную сторону. По сигналу (рука за головой) группа выполняет поворот на 180° и осуществляет бег спиной вперед в максимальном темпе.
3. Подвижные игры: «День и ночь», «Разведчики и часовые», «Салки-пересалки», «Круговая охота», «Вороны и воробьи» и др.
4. Игрок № 1 движется вперед, выполняя различные приемы: ускорения, повороты, торможения, финты, остановки. Задача игрока № 2 - как можно быстрее реагировать и повторять движения партнера.
5. Передача шайбы в парах, тройках на месте и в движении с уменьшением расстояния между партнерами и увеличением скорости движения шайбы. Передавать шайбу партнеру в ноги, под неудобную руку, заставляя его быстро реагировать на передачу. То же с малой шайбой, мячом.
6. Игра в волейбол через плотное полотно, натянутое вместо сетки, для того чтобы игроки не видели подготовительных действий игроков соперника и быстро реагировали на внезапно появляющийся над «сеткой» мяч.
7. Упражнения с теннисными мячами у стенки. Игрок № 1 пытается поймать отскочивший от стенки (можно с неровной поверхностью) мяч, брошенный игроком № 2 в стенку из-за спины партнера.
8. Игра в настольный и большой теннис.
9. Игровые упражнения из хоккея.
II. Упражнения для развития стартовой скорости.
1. Пробежка с максимальной скоростью отрезков 5, 10, 15 м с места с шайбой и без шайбы. Бег в гору, бег с отягощениями, бег под уклон, бег по песку, но воде.
2. Те же упражнения, но в единоборствующих парах, тройках.
3. Прыжки вверх, в длину с места, многоскоки.
4. Подвижные игры: «Встречные старты», «Убегай-догоняй», «Старт с преследованием соперника», «По беговой дорожке» и др.
5. Различные виды эстафет на коротких отрезках.
III. Упражнения для развития дистанционной скорости.
1. Бег на 30, 60, 100 м.
2. Бег на 10-30 м с высоким подниманием бедра, с забрасыванием голени.
3. Бег на 10-30 м под уклон с ходу, бег с максимальной частотой движения ног на месте.
4. Многократные пролегания 15-40-метровых отрезков с паузами (1-3 мин) для отдыха.
5. Подвижные игры: «Команда быстроногих» и др.
IV. Упражнения для развития быстроты выполнения отдельных двигательных актов и технических приемов.
1. Упражнения на скорость разгибательного движения ноги при имитации бега на коньках.
2. Упражнения на скорость движения клюшкой при имитации ведения шайбы.
3. Упражнения на скорость движения клюшкой при имитации ударов и бросков.
4.То же, но с небольшими отягощениями.
5.Упражнения в быстроте выполнения технического приема игры в целом: ведения, обводки, передачи, броска удара шайбы.
V. Упражнения для развития быстроты выполнения рывково-тормозных действий и переключений.
1. Различные виды челночного бега;
2. Слаломный бег с отягощением и обводкой стоек.
3.Бег по коридору с притормаживанием на его сторонах.
4. Бег с поворотами на 180 и 360°.
5. То же с шайбой
6. Выполнение игровых упражнений с чередованием различных технических приемов (прием, ведение, обводка, передачи и броски и т. д.).
VI. Упражнения для развития скоростных способностей.
1. Различные эстафеты, выполняемые в режимах, обеспечивающих прирост скоростных способностей.
2. Игровые упражнения 1×0, 2×0, 3×0, 2×1, 3×1, 1×1, выполняемые на максимальной скорости во встречном и круговом потоках, с оптимальными интервалами отдыха и с догоняющими защитниками. Начинать выполнение упражнений следует по заранее обусловленному сигналу.
3. Различные модификации спортивных игр (хоккей, футбол, баскетбол, ручной мяч, регби), проводимых в режиме, способствующем развитию скоростных качеств, т. е. с чередованием работы максимальной мощности в пределах до 15 с и соответствующих интервалов активного отдыха (1,5-3 мин).
Приведенные выше упражнения далеко не исчерпывают всего арсенала скоростных упражнений, находящихся на вооружении тренеров, работающих с юными хоккеистами. Они даны в качестве примера, чтобы показать их преимущественную направленность на воспитание той или иной формы скоростных способностей юного хоккеиста в целях достижения большего эффекта тренировочного занятия.
В период первоначального обучения (8-10 лет), когда юные хоккеисты еще не в совершенстве овладели техникой катания на коньках, специальным развитием быстроты на льду заниматься не следует. Во время занятий вне льда наряду с решением задач всестороннего развитии организма детей с помощью общеразвивающих упражнений, подвижных и спортивных игр, стартов, прыжков, разнообразных эстафет решаются задачи улучшения простой и сложных двигательных реакций.
Вместе с тем, юные хоккеисты укрепляют связки суставов, повышают силу мышц, совершенствуют координацию движений. Все это является той базой, на основе которой юные хоккеисты быстрее освоят технику владения коньками и в дальнейшем смогут развивать быстроту непосредственно на льду в специальных игровых хоккейных упражнениях. В занятиях же на льду основное внимание уделяют обучению и совершенствованию техники катания на коньках и техники владения клюшкой. По мере того как хоккеисты освоят в совершенстве тот или иной технический прием (а это может быть один из приемов владения клюшкой), его уже можно использовать в качестве средства для развития скоростных способностей;
В возрасте 11 -12 лет объем ледовой подготовки увеличивается, однако значительная доля нагрузки пока приходится на упражнения, выполняемые на земле и в зале. Основными средствами развития быстроты в занятиях вне льда являются подвижные и спортивные игры, построенные на опережении действий партнера, прыжковые упражнения, беговые упражнения, различные эстафеты, в том числе и преодоление полосы препятствий, движения скоростно-силового характера, метания, старты из; различных исходных положений, бег с внезапными остановками, изменением скорости и направления движения, ловля и быстрая передача мяча. Значительное место отводится упражнениям для развития быстроты, владения клюшкой. Используются: ведение на месте и в движении, передачи, приемы, броски и удары шайбы, мяча, игровые упражнения и игры с мячами для тенниса и хоккея с мячом, а также имитации этих упражнений.
Все упражнения выполняются вначале с умеренной и средней скоростью, а затем, по мере освоения, - с более высокой, постоянно контролируемой, что позволяет избежать скованности юных хоккеистов и способствует планомерному совершенствованию координации движений. Беговые и прыжковые упражнения можно выполнять в облегченных условиях (например, под небольшой уклон). В метаниях могут использоваться отягощения небольшого веса. Подвижные и спортивные игры проводятся на небольших площадках. Подбираются такие игры, эстафеты и полосы препятствий, в которых не обходимо выполнять кратковременные, но быстрые движения.
Общеразвивающие средства для развития быстроты применяются и в зимний период на тренировках, проводимых на естественном льду. Во время разминки, перед игрой в раздевалке также целесообразно включать не сколько упражнений на быстроту.
В занятиях на льду используются подвижные игры и эстафеты, направленные на развитие быстроты двигательных реакций. В беге на коньках акцент делается на быстроте отталкивания и повышении максимальной частоты движений. Вместе с тем следует применять упражнения для развития быстроты реакций, скорости и частоты движений клюшкой, для чего используются разнообразные игровые упражнения и двусторонние игры с облегченными мячами и шайбами.
В возрасте 13-14 лет рекомендуется развивать быстроту в беге на льду, целенаправленно воздействовать на скорость двигательных реакций, силу и быстроту отталкивания и повышать максимальную частоту движений. По мере освоения различных способов техники бега на коньках и владения клюшкой совершенствуют скорость двигательной реакции, быстроту и частоту движений клюшкой при владении шайбой, быстроту выполнения броска, передачи, приема, обводки и т. п. Аналогичные задачи решаются и летом - при выполнении специальных упражнений хоккеиста.
В 12-14-летнем возрасте быстроту развивают вместе с силой. Время выполнения упражнений повторным методом обычно не превышает 10 с. Паузы отдыха достаточно большие, до полного восстановления.
Упражнения для развития быстроты требуют сосредоточенности и максимальной собранности, поэтому необходимо объяснить детям смысл предлагаемых заданий и следить за четким и точным их выполнением.
В связи с тем что элементарные формы быстроты после 14 лет практически не развиваются, последующая тренировка юных хоккеистов направлена в основном на повышение максимальной скорости. Тем не менее продолжается освоение и сложнокоординационных движений.
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
разработать комплекс упражнений, повышающий уровень скоростно-силовой подготовленности у хоккеистов 11-13 лет;
определить состояние скоростно-силовых способностей юных хоккеистов 11-13 лет;
экспериментально обосновать комплекс упражнений, повышающий уровень скоростно-силовых способностей юных хоккеистов 11-13 лет.
2.2. Методы исследования
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования:
Анализ научно-методической литературы.
Педагогическое тестирование.
Педагогический эксперимент.
Методы математической статистики.
Анализ научно-методической литературы.
Анализ литературных источников проводился с целью изучения результатов ранее проведенных исследований в области развития скоростно-силовых способностей. В работе проанализированы вопросы возрастных особенностей силовых и скоростных способностей в хоккее, а также приведены методики развития скоростно-силовых способностей.
В ходе изучения состояния указанного вопроса большое внимание уделялось не только анализу монографий, учебно-методических пособий, справочных материалов, но и обобщению полученных данных, в первую очередь касающихся силовых и скоростно-силовых упражнений, их влияние на развитие и совершенствование основных физических качеств.
2. Педагогическое тестирование, применяемое в процессе педагогического исследования, позволило использовать количественные способы оценки скоростно-силовых способностей юных хоккеистов 11-13 лет.
Были использованы следующие тесты (семь контрольных нормативов):
Скоростные способности:
бег на 30 м со старта;
бег на 60 м;
бег на коньках на 18 м.
Силовые способности:
подтягивание на перекладине хватом сверху;
приседания со штангой;
Скоростно-силовые способности:
прыжок в длину с места;
бег на коньках на 18 м.
3. Педагогический эксперимент проводился с целью:
выявления уровня скоростно-силовой подготовленности;
для проведения сравнительного анализа двух методик;
выявление эффективности использованного комплекса упражнений при развитии скоростно-силовых способностей у хоккеистов 11-13 лет.
4. Методы математической статистики.
В исследовании применялись общепринятые методы математической обработки результатов: определялись средние показатели (Х), квадратическое отклонение и темпы прироста. А также достоверность различий по Т-Критерию Стьюдента. Темпы прироста рассчитывались по формуле Brody; N=(V2-V1)/0.5*(V2+V1), где V2 и V1 результаты второго и первого обследований.
Обработка фактического материала проводилась с целью оценки его достоверности и значимости, а также для выявления качественно однородных групп в массиве оцененных в исследовании характеристик и тесноты связи между ними.
Все вычислительные операции выполнялись по стандартной программе Excel, предусматривающей расчет всех принятых статистических параметров выборки. Процедуры вычисления осуществлялись на ЭВМ.
2.3. Организация исследования
Исследование проводилось в три этапа.
I этап (сентябрь 2014 года по май 2015 года) - проводился выбор темы, анализ научно-методической литературы, подбирались средства и методы исследования.
II этап (май 2015 года – декабрь 2015 года) - проводилось педагогическое тестирование и педагогический эксперимент для определения эффективности предложенного комплекса упражнений для развития скоростно-силовых способностей у юных хоккеистов 11-13 лет.
В эксперименте приняли участие 30 хоккеистов, п. Уренгой, которые методом случайной выборки были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 15 человек в каждой.
Контрольная группа занималась по общепринятому режиму тренировки, экспериментальная группа - по разработанному нами комплексу упражнений, развитие скоростно-силовых способностей у хоккеистов 11-13 лет. Занятия проводились 4 раза в неделю по 90 мин.
Эксперимент проводился с сентября 2015 года по ноябрь 2015 года на базе ДЮСШ «Геолог».
После эксперимента было проведено повторное тестирование.
III этап (сентябрь 2016 - декабрь 2016 года) подводились итоги исследования, осуществлялась математическая обработка полученных результатов и оформление работы.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ
3.1. Теоретическое обоснование предложенного комплекса упражнений, способствующего развитию скоростно-силовых способностей у юных хоккеистов 11 -13 лет
На основании анализа существующих методик развития скоростно-силовых способностей был разработан комплекс упражнений на развитие скоростно-силовых способностей.
Методы развития скоростно-силовых качеств являются общими для различных спортсменов - выбор их не зависит от специализации, квалификации и индивидуальных особенностей хоккеиста.
Для развития скоростно-силовых качеств применяются общие методы - сопряженного и вариативного воздействия, кратковременных усилий, повторный и интервальный.
Для обеспечения высокой интенсивности и приближения режима работы хоккеиста к игровой деятельности следует преимущественно использовать круговую и поточную формы организаций и проведения тренировочных занятий по силовой подготовке с ярко выраженной скоростно-силовой направленностью.
Начиная с четвертой недели подготовительного периода, в силовой подготовке хоккеистов особое значение приобретают различные комплексы упражнений скоростно-силового характера.
При их составлении необходимо придерживаться следующих требований:
упражнения должны отвечать специфике хоккея, т.е. воздействовать на те группы мышц, которые определяют эффективность действий хоккеистов;
упражнения должны проводиться в определенной методической последовательности, предусматривающей их равномерное чередование по воздействию на различные мышечные группы: плечевого пояса, туловища, нижних конечностей;
упражнения проводиться на достаточно высоком эмоциональном фоне режиме работы, обеспечивающем рост скоростно-силовых показателей.
На основе экспериментальных исследований и обобщения практического опыта ведущих тренеров в настоящее время везде имеют место два наиболее оптимальных варианта режима работы в круговой форме организации тренировочного занятия скоростно-силовой направленности.
Рассмотрим варианты комплекса упражнений развития скоростно-силовых способностей у юных хоккеистов 11-13 лет.
I вариант. Продолжительность упражнения на каждой станции - 1,0-1,5 мин. Интервал отдыха между упражнениями - 46-90 сек. Количество упражнений в круге - 6-7. Количество серий - 3-4.
Величина пульса во время работы - 170-190 уд/мин. В конце паузы - 130-120 уд/мин.
II вариант. Непрерывное прохождение 5-6 станций в максимальном темпе за 40-60 сек. (без пауз отдыха). Количество повторений - 4-6 раз. Пульс после прохождения станций до 190 уд/мин. Интервал отдыха между повторениями должен обеспечивать восстановление пульса до 120 уд/мин.
В качестве примера можно рекомендовать следующий комплекс упражнений по I варианту режима работы:
1 станция - имитация броска шайбы, выполняемая на тренажере с отягощением 20-30% от максимума;
2 станция - челночный бег;
3 станция - отжимание от упора лежа с последующим кувырком;
4 станция - бег с поясным эспандером;
5 станция - ведение «блина» грифом штанги;
6 станция - прыжки в глубину.
По II варианту режима работы можно рекомендовать следующий комплекс упражнений:
1 станция - прыжковые упражнения вверх по лестнице с имитацией бега на коньках;
2 станция - имитация броска шайбы на тренажере;
3 станция - прыжки на одной ноге с толчком чучела или партнера плечом, грудью, бедром;
4 станция - кувырок в полёте в гору;
5 станция - бег с горы в максимальном темпе.
Комплекс упражнений II варианта более близок по содержанию и режиму к игровой деятельности хоккеиста. В этой связи он должен занимать ведущее место в специально-подготовительном этапе годичного цикла тренировки хоккеистов (с 5-6-й недели).
Это новшество было применено в связи с тем, что объем упражнений с субпредельной и предельной интенсивностью (метод сопряженного воздействия), хотя и имеет, тенденцию к ежегодному росту, но все же крайне ограничен.
Исследования (В.В. Кузнецов - ВНИИФК, Л.П. Матвеев, В.М. Зациорский – ГЦОЛИ ФК) показали, что величина утяжеления или облегчения преодолеваемого сопротивления в каждом конкретном случае должна быть предельной, позволяющей сохранить специфическую структуру движения.
Глобальные упражнения (основные) - к третьей группе.
Наиболее эффективными являются следующие упражнения:
прыжковые упражнения (на одной ноге, на обеих ногах, с ноги на ногу);
спрыгивание с высоты 30-130 см на одну или обе ноги с последующим быстрым прыжком вверх или вперед;
пятерной прыжок с места, с разбега в 5-10 шагов с целью укрепления голеностопных суставов;
прыжковые упражнения полезно выполнять на песке.
Целесообразно постоянно варьировать условия выполнения прыжковых упражнений в зависимости от грунта (опилки, газон, песок, глубокий снег), наклона дорожки (прыжок вверх до 30°, прыжок вниз до 5-10°), величины отягощения (пояс, свинцовый манжет).
Положительный эффект в воспитании данных качеств достигается методом синтеза, при котором скоростно-силовые упражнения выполняются после значительного воздействия силового упражнения.
Характерные упражнения, проводимые в соревновательном периоде:
В зале:
быстрое впрыгивание на снаряд (6-8 раз) и ускорение - 20-25 м (3-4 раза);
приседание со штангой 15-20 кг (3-4 раза) и быстрое впрыгивание с блином 5 кг (4 раза на время 5-5,5 сек);
имитация ведения шайбы (железная палка 1,5 кг и блин 2,5 кг);
то же, но деревянной палкой.
На льду:
бег на месте, с максимально растянутым эспандером;
ускорения;
единоборство;
ведение шайбы и обводка стоек с поясом (5 кг).
То же без отягощения основная тренировочная работа проводится со средними и большими сопротивлениями, периодически включаются упражнения с максимальным весом; по мере повышения тренированности скорость движений в упражнениях возрастает; с повышением мастерства развитие силовых качеств, приобретает все более специализированный характер; период состязаний вызывает значительное нервно-мышечное напряжение, в связи, с чем используемые силовые упражнения выполняются с большей скоростью, с около предельным весом, но при небольшом количестве повторений.
Такие упражнения оказывают тонизирующее влияние, способствуя более эффективному выполнению скоростно-силовой и скоростной работы на следующий день; в тренировке с отягощениями большого веса в первых подходах устанавливается вес штанги, равный 60-70% от личного рекорда хоккеиста.
После 3-4 подходов с двумя-тремя повторениями вес блина постепенно доводится до максимума, в то же время устанавливается также количество повторений; при работе до «отказа» применяются малые веса 30-25% от максимума (желательно добиваться прибавки двух-трех повторений с помощью волевого усилия); выполнение упражнений в медленном темпе (10-12 МП), близкому к изометрическому, равноценно по эффекту воздействию больших по объему силовых упражнений.
Для создания фундамента специальной силовой выносливости применяются следующие упражнения:
наклоны и вращения туловища с гирей, блином (5-10 кг), грифом;
различные метания набивного мяча, ядра, камней;
рывковые и толчковые тяги 10-12,5 кг;
в спрыгивание (на снаряды) с отягощением 5 кг;
взятие штанги 10-15 кг на грудь; имитация бега на коньках с блином 5 кг;
приседание с отягощением 15-20 кг на плечах.
Рекомендуемая организация занятий.
В зале упражнения скоростно-силовой направленности проводятся по методу круговой тренировки (5-5 станций-снарядов). В зале по кругу расположены снаряды и занимающиеся после выполнения серии упражнений на одном из них (снаряд-станция) переходят к другому. Снаряды располагаются таким образом, чтобы разнообразить характер работы со спортсменами, сохранив при этом целевую направленность занятия.
Например:
1 - станция - растягивание пристяжного эспандера;
2 - упражнения со скакалкой;
3 - прыжки через гимнастическую скамейку, имитирующие бег на коньках;
4 - ускорения на 8-10 м с остановками;
5 - выпрыгивание вверх с отягощением (блином).
Мощная мышечная деятельность в данном, случае чередуется с упражнениями малой интенсивности, направленными на развитие скоростно-силовых качеств ног.
При круговом методе организаций упражнений удобно рассчитывать интервалы отдыха между сериями.
Занятия на земле проводятся на плоскостных сооружениях.
Для разнообразия учебно-тренировочного процесса занятия проводятся на местности с использованием в виде отягощения камней, бревен, веток, деревьев и рельефа местности - канав, оврагов, возвышенностей, песчаных пляжей.
3.2. Экспериментальное обоснование комплекса упражнений развития скоростно-силовых способностей
На начальном этапе было поведено исследование исходного состояния скоростно-силовых способностей юных хоккеистов 11-13 лет, которые в дальнейшем приняли участие в эксперименте.
Всего в исследовании приняло участие 30 человек, которые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную по 15 человек в каждой группе.
Таблица 1
Исходное состояние скоростно-силовых способностей групп юных хоккеистов 11-13 лет до проведения эксперимента
Показатели | Контрольная группа | Экспериментальная группа | t-критерий |
Скоростные способности | |||
бег на 30 м со старта, с | 5,5±1,7 | 5,4±1,2 | >0,05 |
бег на 60 м, с | 10±2,5 | 10,2±1,7 | >0,07 |
бег на 400 м, с | 85±10,2 | 83±11 | >0,13 |
Силовые способности | |||
подтягивание на перекладине хватом сверху, раз | 5,8±1 | 6±2 | >0,09 |
приседания со штангой, раз | 7,1±1,25 | 7±1,8 | >0,05 |
Скоростно-силовые способности | |||
прыжок в длину с места, см | 145±12 | 148±11 | >0,18 |
бег на коньках 18 м, с | 4,2±2,1 | 4±1,7 | >0,07 |
С учетом представленных в таблице 1 данных о сравнении групп методом Стьюдента можно сказать, что по всем нормативам, полученные в ходе исследования значения t-критерия меньше табличного значения (t=2,5) то различия недостоверные и разница имеет случайный характер, т.е. можно заключить, что обе группы тренировались у одного тренера по одинаковой методике и разницы в полученных результатах по нормативам имеют случайный характер.
С целью развития и повышения уровня скоростно-силовых способностей юных хоккеистов 11-13 лет был проведен эксперимент:
контрольная группа занималась по общепринятому режиму тренировки;
экспериментальная группа - по разработанному нами комплексу упражнений, развитие скоростно-силовых способностей у хоккеистов 11-13 лет. Занятия проводились 4 раза в неделю по 90 мин.
После эксперимента было проведено повторное тестирование.
Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели скоростно-силовых способностей юных хоккеистов 11-13 лет в результате проведения эксперимента
Показатели | Контрольная группа | Экспериментальная группа | t-критерий |
Скоростные способности | |||
бег на 30 м со старта, с | 5,7±0,2 | 5,1±0,1 | <2,68 |
бег на 60 м, с | 11±0,6 | 8,9±0,5 | <2,69 |
бег на 400 м, с | 85±3,2 | 73±2,1 | <3,14 |
Силовые способности | |||
подтягивание на перекладине хватом сверху, раз | 5,8±0,5 | 7,2±0,2 | <2,60 |
приседания со штангой, раз | 6,2±0,3 | 8±0,4 | <3,60 |
Скоростно-силовые способности | |||
прыжок в длину с места, см | 146±4,5 | 162±3,2 | <2,90 |
бег на коньках 18 м, с | 4,9±0,3 | 3,5±0,3 | <3,30 |
Из данных таблицы 2 видно, что различия между контрольной и экспериментальной группой являются достоверными, т.к. t-критерий Стьюдента по всем нормативам больше табличного значения (t=2,5 при степени свободы k=28 и p•0,05). Это говорит о том, что методика, применяемая в экспериментальной группе, оказалась эффективнее методики контрольной группы.
Графическое изображение результатов проведенного эксперимента представлено на рис. 1.
Рис. 1. Показатели скоростных способностей юных хоккеистов в результате проведения эксперимента
Из рисунка видно, что по всем нормативам, характеризующим скоростные способности юных хоккеистов, в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика: среднее время бега на 30 м сократилось на 0,6 секунд; время бега на 60 м сократилось на 2,1 секунду; среднее время прохождения дистанции в 400 м сократилось на 12 секунд.
Рис. 2. Показатели силовых способностей юных хоккеистов в результате проведения эксперимента
Из рисунка видно, что по нормативам, характеризующим силовые способности юных хоккеистов 11-13 лет, в экспериментальной группе также наблюдается положительная динамика.
Прыжок в длину и бег на коньках являются нормативами, характеризующими скоростно-силовые способности. Показатели данных нормативов представлена на рис. 3 и рис. 4.
Рис. 3. Динамика результатов по нормативу «Прыжок в длину»
Данные рисунка показывают, что хоккеисты, входившие в экспериментальную группу, показали лучший результат по сравнению с ребятами контрольной группы - средняя длина прыжка на 14 см больше.
Рис. 4. Динамика результатов «Бег на коньках на 18м»
Из рисунка видно, что по нормативу «Бег на коньках на 18 м» экспериментальная группа показала значительно лучший результат, чем контрольная.
Таблица 3
Средние значения и темп роста нормативных показателей контрольной и экспериментальной группы до и после эксперимента
Показатели | Контрольная группа | Темп роста | Экспериментальная группа | Темп роста | ||
до | после | до | после | |||
Скоростные способности | ||||||
бег на 30 м со старта, с | 5,5 | 5,7 | 103,6 | 5,4 | 5,1 | 94,4 |
бег на 60 м, с | 10 | 11 | 110,0 | 10,2 | 8,9 | 87,3 |
бег на 400 м, с | 85 | 85 | 100,0 | 83,0 | 73,0 | 88,0 |
Силовые способности | ||||||
подтягивание на перекладине хватом сверху, раз | 5,8 | 5,8 | 100,0 | 6,0 | 7,2 | 120,0 |
приседания со штангой, раз | 7,1 | 6,2 | 87,3 | 7,0 | 8,0 | 114,3 |
Скоростно-силовые способности | ||||||
прыжок в длину с места, см | 145 | 146 | 100,7 | 148,0 | 162,0 | 109,5 |
бег на коньках 18 м, с | 4,2 | 4,9 | 116,7 | 4,0 | 3,5 | 87,5 |
Рис. 5. Средний прирост нормативных показателей развития скоростно-силовых способностей в результате педагогического эксперимента
Полученные данные свидетельствуют о том, что скоростно-силовые способности юных хоккеистов 11-13 лет экспериментальной группы достоверно выше по результатам всех нормативов, чем хоккеистов контрольной группы.
Таблица 4
Расчет темпы прироста показателей по группам после эскпеимента
Показатели | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Темп роста |
Скоростные способности | |||
бег на 30 м со старта, с | 5,7 | 5,1 | -10,5 |
бег на 60 м, с | 11 | 8,9 | -19 |
бег на 400 м, с | 85 | 73,0 | -14 |
Силовые способности | |||
подтягивание на перекладине хватом сверху, раз | 5,8 | 7,2 | 24 |
приседания со штангой, раз | 6,2 | 8,0 | 29 |
Скоростно-силовые способности | |||
прыжок в длину с места, см | 146 | 162,0 | 11 |
бег на коньках 18 м, с | 4,9 | 3,5 | -29 |
Из данных таблицы 4 видно, что в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, результаты были следующие: время пробегания 30 м сократилось на 10,5%, дистанции в 60 м на 19%, а дистанции в 400 м на 14%; количество подтягиваний на перекладине увеличилось на 24%, а количество приседаний на29%; длина прыжков в длину увеличилась на 11%, а время пробежки 18 м на коньках сократилось на 29%.
Можно заключить, что в результате применения разработанной методики по развитию скоростно-силовых способностей в экспериментальной группе по всем контрольным нормативам наблюдается положительная динамика.
ВЫВОДЫ
1. Проведенный анализ литературы показал, что развитие скоростно-силовых способностей выступает как эффективное средство развития физической подготовленности юных хоккеистов. В системе подготовки юных хоккеистов значительное место должно быть отведено воспитанию мышечной силы, которое достигается максимальными мышечными напряжениями. Наиболее распространенные средства силовой подготовки - общеразвивающие упражнения без отягощений и с отягощениями 1-2 кг. Основным методом развития силовых способностей хоккеистов 11-13 лет является повторный метод. Основными методами скоростной подготовки юных хоккеистов, являются: игровой, соревновательный, повторный и вариативный. Тренировки юных хоккеистов должны быть организованы в круговой форме.
2. Выявлено, что показатели, характеризующие развитие скоростно-силовые способности юных хоккеистов в контрольной и экспериментальных группах до проведения основного исследования незначительно отличаются друг от друга, что указывает на их развитие у детей.
3. Экспериментально установлено положительное влияние предложенного комплекса упражнений на развитие скоростно-силовых способностей юных хоккеистов. Так в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, результаты были следующие: время пробегания 30 м сократилось на 10,5%, дистанции в 60 м на 19%, а дистанции в 400 м на 14%; количество подтягиваний на перекладине увеличилось на 24%, а количество приседаний на29%; длина прыжков в длину увеличилась на 11%, а время пробегания 18 м на коньках сократилось на 29%.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Предложенный нами комплекс специальных упражнений рекомендуется выполнять в подготовительном периоде на этапе базовой подготовки.
2. Для создания фундамента специальной силовой выносливости применяются следующие упражнения:
наклоны и вращения туловища с гирей, блином (10-15кг), грифом;
различные метания набивного мяча, ядра, камней;
рывковые и толчковые тяги 20-22,5 кг; впрыгивание (на снаряды) с отягощением 15 кг; взятие штанги 30-35 кг на грудь;
имитация бега на коньках с блином 10 кг за спиной;
приседание с отягощением 20-25 кг на плечах.
3. Положительный эффект в развитии скоростно-силовых способностей достигается методом синтеза, при котором скоростно-силовые упражнения выполняются после значительного воздействия силового упражнения.
Характерные упражнения, проводимые в соревновательном периоде:
В зале:
- быстрое впрыгивание на снаряд с блином 15 кг (6-8 раз) и ускорение - 20-25 м (3-4 раза), приседание со штангой 30-35 кг (3-4 раза) и быстрое впрыгивание с блином 15 кг (4 раза на время 5-5,5 сек.) имитация ведения шайбы (железная палка 5 кг и блин 8-10 кг); то же, но деревянной палкой.
На льду:
- бег на месте, с максимально растянутым эспандером, ускорения, единоборство, ведение шайбы, обводка с поясов (5-10 кг).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Букатин А.Ю., Лукашин Ю.С. Хоккей. - М.: Физкультура и спорт. 2000. -181 с.
Букатин А.Ю.и др. Начальное обучение юных хоккеистов(8-10 лет): Учебное пособие / А. Ю. Букатин, В. М. Колузганов. - М.: Физкультура и спорт, 1983 -67с.
Быстров В.А. Хоккей (курс специализации) Метод.реком.- СПБ, 2000.- 23 с.
Быстров В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов. - М: Терра-Спорт, 2000.- 60 с. ил.
Возрастные особенности физического развития в условиях спортивной деятельности: методическое пособие для тренеров и преподавателей / Сост. О. А. Сухостав. – Омск: Издательство Сибади, 2005. – 34 с.
Волков Л. В. Физические способности детей и подростков / Л. В. Волков. – Киев: Здоровье, 1981. – 117 с.
Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - Киев: Здоровье. 1981. - 140 с.
Горский Л. Тренировка хоккеистов / Л. Горский. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 224 с.
Иванов А.А. Оценка общей и специальной подготовленности юных хоккеистов. УралГАФК, УГНОЦ, выпуск 8 часть 2 УрО РАО,2005. - 176 с.
Иванов А.А. Педагогический контроль общей и специальной физической подготовленности юных хоккеистов на учебно-тренировочном сборе в ДЮСШ: Атореф. дис. кан. пед. наук [ВНИИФК]. М. 2005. – 220 с.
Климин В. П. Управление подготовкой хоккеистов / В. П. Климин, В. И. Колосков. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 271 с.
Колосков В. И. Подготовка хоккеистов: техника, тактика / В. И. Колосков, В. П. Климин. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 200 с.
Купч Я.А. Управление подготовкой квалифицированных хоккеистов: Методические рекомендации. – Рига: Авото, 1986. – 71 с.
Лычагин Д.М. Хоккей в вопросах и ответах. – Новосибирск: СО РАН, 2001 . – 55 с.
Михалкин А.С. Хоккей для начинающих. Астана, 2001.- 46 с..
Николаев Ю.В. Соотношение объемов тренировочных заданий различной интенсивности при совершенствовании специальной физической подготовленности хоккеистов высокой квалификации. Автр.дис.КПН, Минск, 1988.- 23 с.
Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М: ООО Изд. «Астрель» : ООО Изд. «АСТ», 2002.-864с.
Павлов С.Е. Некоторые «секреты» подготовки хоккеистов. Москва, «ФОН» 2006.- 118 с., ил.
Питер Твист Хоккей: теория и практика: пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 288 с., ил.
Cавин В.П. Теория и практика хоккея: Учебник для студ.высш.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 400 с.
Селуянов В.П., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учебное пособие для студентов вузов физ.культуры / В. П. Селуянов.- М:СпортАкадемПресс, 2001.-184с.
Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: Учебник / Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнева. – 2-е изд. стер. – М.: Академия, 2004. – 517 с.
Тарасов А. В. Хоккей без тайн / А. В. Тарасов. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 271 с.
Тарасов А.В. Детям о хоккее.-2-е изд.,испр. и доп. / А. В. Тарасов. - М.: Сов.Россия, 1986.-206с.
Толковый словарь спортивных терминов. Около 7400 терминов / Сост. Ф.Н.Суслов, С.М. Вайцеховский.- М.: Физкультура и спорт, 1993.-352с.
Тренировка юных хоккеистов /Пер.с англ. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 199 с. ил.
Третьяк В. А. Советы юному вратарю: книга для учащихся. – 2-е изд. / В. А. Третьяк. – М.: Просвещение, 1989. – 94 с.
Хоккей: оптимизация скоростной подготовки хоккеистов: Методические рекомендации / Сост. В.П.Савин. - М.: Физкультура и спорт, 1980.-21с.
Черапкина Л. П. Физиология спорта: на примере хоккея / Л. П. Черапкина, В. Г. Тристан. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2006. – 80 с.
Черенков Д.Р. Методика предсезонной скоростно-силовой подготовки хоккеистов высокой квалификации. Автореф.дис...канд.пед.наук / Д. Р. Черенков. - М. 1995. - 23с.
Шестаков М.П. Специальная физическая подготовка хоккеистов: Учеб. пособие / М.П. Шестаков,А.П. Назаров, Д.Р.Черенков.-М.: СпортАкадемПресс, 2000.-143с.
Шестаков М.П. Специальная физическая подготовка хоккеистов: Учеб. пособие / М.П. Шестаков, А.П. Назаров, Д.Р.Черенков. - М.: СпортАкадемПресс, 2000.-143с.
Воспитание физических качеств // http://hcdmitrow99.ucoz.ru
Кузнецова З.М., Сергейчев В.Н., Глазистов А. В. Особенности обучения, подготовки юных хоккеистов / З. М. Кузнецова // http://www.kamgifk.ru
Пазий Д.А. Возрастные изменения в развитии силовых способностей юных хоккеистов // http://www.bmsi.ru
Савин В.П. Методические подходы к повышению специальной скоростно-силовой подготовленности юных хоккеистов / Савин В.П., Лукшин С.Н. // http://lib.sportedu.ru
Физическая подготовка юных хоккеистов // http://www.kinderliga.ru