Методические подходы к проектированию портфолио исследовательских работ учащихся

Парфененков Виталий Олегович

Систематизация достижений учащегося посредством создания портфолио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parfenenkov_vitaliy_olegovich_statya_o_portfolio.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Парфененков Виталий Олегович,

кандидат исторических наук,

методист ГБОУ

лицея № 408 Пушкинского района

 Санкт-Петербурга

Методические подходы к проектированию портфолио исследовательских работ учащихся

        В современной педагогике (как педагогической науке, так и в педагогической практике) большое внимание уделяется систематизации достижений учащегося посредством создания портфолио.

        Почему же именно портфолио представляется эффективной формой систематизации и оценивания учебных и внеучебных достижений?

Во-первых, такая форма систематизации и презентации результатов работы достаточно давно нашла свое место в бизнесе, всегда ориентированном на достижение результата, на результативную деятельность.

Во-вторых, портфолио известно как форма систематизации результатов творческой деятельности, и так же достаточно давно применяется представителями творческих профессий и деятелями искусства.

В-третьих, на ранних этапах разработки и внедрения портфолио в школьном образовании оно было связано с профильным обучением, и соответственно, наполнялось его результатами.

В-четвертых, портфолио позволяет ранжировать образовательные результаты, зачастую, из разных, не связанных между собой сфер и направлений деятельности учащегося (мпорт, предметные олимпиады, исследовательские конкурсы, творчество и т. п.).

Кроме того, именно создание портфолио является современным, связанным с новыми образовательными стандартами способом оценки индивидуального прогресса учащегося, (что, впрочем, не отменяет иные, стандартные формы оценки).

Как и любая деятельность, деятельность по созданию портфолио носит целесообразный характер, в связи с чем прослеживается зависимость типа портфолио от поставленной при его проектировании цели.

Среди широко используемых в современной школе портфолио выделим портфолио документов, проблемно-исследовательское портфолио, тематическое портфолио, портфолио отзывов и портфолио работ. На наш взгляд, к перечисленным типам портфолио следует добавить портфолио исследовательскихработ учащихся как вполне самостоятельную единицу, поскольку этот тип портфолио объединяет в себе элементы всех вышеперечисленных типов, ведь в нем содержатся и документы (в т. ч. – отзывы на ученические исследования), проблемно-исследовательские материалы и сами исследовательские работы, которых за время обучения в школе может быть несколько.

Порфолио исследовательских работ (как и иные типы портфолио) призвано решать следующие задачи, актуальные для современного образования:

  • поддержка и стимулирование учебной мотивации школьников;
  • поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • содействие индивидуализации (персонализации) образования школьников;
  • создание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации.

Особенностью портфолио исследовательских работ учащегося является относительно невысокая вероятность ошибок при его составлении, ведь сама исследовательская работа учащегося в системе современного образования носит исключительно добровольный характер, именно учащийся, а не его руководитель (научный или классный) собирает необходимые для портфолио материалы. В этом портфолио, наряду с официальными документами, представляются отзывы на работу слушателей, читателей, сверстников, а не только членов жюри или учителей.

Наконец, портфолио исследовательских работ оценивается баллами только в том случае, если такое требование адресовано участнику конкурса исследовательских работ или конференции со стороны жюри (в этом случае жюри предлагает и критерии оценивания, и структуру портфолио).

Портфолио исследовательских работ может быть выполнено по следующему плану, который следует считать примерным, ведь как было сказано выше, жюри конкурсов и конференций предлагает собственные требования к содержанию портфолио исследовательских работ учащихся:

  • Титульный лист (по схеме)
  • Рецензия научного руководителя
  • Автореферат (тезисы)
  • Исследовательская работа
  • Апробация исследовательской работы (таблица)
  • Результативность презентации исследовательской работы
  • Список публикаций (тезисы, вся работа)
  • Отзывы об исследовательской работе

Пункт плана «Апробация исследовательской работы» выполняется, как правило, в виде таблицы, примерное содержание которой может быть таким:

№ п.п.

Тема работы

Апробация работы, дата

Результат

1.

Роль православных монастырей в освоении северных территорий в 14 – 15 вв.

«Царскосельские старты»

14.03.14.

Диплом

1 степени

 

«Ижорские берега»

25.03.14.

Диплом

2 степени

 

Конкурс ИР по истории России (городской этап)

21.04.14.

Диплом

2 степени

2.

Отношения России и Запада на примере русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.

«Царскосельские старты»

16.03.15.

Диплом

1 степени

 

Городской конкурс ИР учащихся Санкт-Петербурга

19.04.15.

Диплом

1 степени

        Отдельно хотелось бы обратиться к такому важному для каждого ученика (а значит – и для его родителей и учителей) вопросу как вопрос наполнения портфолио качественными тематическими материалами, позволяющими быть конкурентноспособным как портфолио, так и его владельцу.

        Ответить на этот вопрос наполнения портфолио не сложно: для начала необходимо участвовать в олимпиадах и конкурсах, проводящихся в школе, районе, городе, регионе, конкурсах всероссийского масштаба как очного, заочного, так и интерактивного характера. При надлежащем уровне урочной подготовки, расширяемом за счет личного интереса, поддержки педагогов и родителей, использования познавательных возможностей района, города, сети Интернет, результаты не заставят себя долго ждать. Вопрос лишь в том, все ли возможности для конкурсного участия следует использовать?

        На наш взгляд, идеальным набором материалов в  портфолио учащегося старших классов, увлекающегося историей, мотивированного на высокий результат при поступлении в ВУЗ является следующий:

  1. Материалы отражающие результаты участия в районном, региональном, заключительном турах Всероссийской олимпиады по истории (грамоты о победах или призовых местах), а так же материалы, подтверждающие этапы подготовки к ним – это, прежде всего, участия в тренингах, ведь ни для кого не секрет, что в рамках  заключительного тура конкурируют между собой не только сами учащиеся, но и регионы, их направившие, в связи с чем обращающие особое внимание на подготовку «команды». Эти материалы важны по нескольким причинам. Они, во-первых, ярко характеризуют уровень базовой подготовки учащегося по предмету, во-вторых, указывают и на его интерес, и на его неординарные способности, ведь давно известно – олимпиадные задания выходят далеко за рамки школьной программы по предмету. В третьих – характеризуют определенную «интеллектуальную устойчивость» учащегося, выраженную в систематическом самосовершенствовании, готовности к поражениям во имя победы в будущем. Кроме того, отметим, что наиболее существенные выгоды абитуриенту предоставляет именно победа или призовое место в рамках заключительного тура всероссийской предметной олимпиады.

  1.  Материалы, отражающие результаты участия в районном, региональном, заключительном турах Всероссийской олимпиады по смежным с историей дисциплинам – обществознанию, праву, мировой художественной культуре, демонстрирующие не просто увлеченность учащегося историей, но и его широкий кругозор, разносторонность личности, способность к освоению любого социального материала на основе межпредметных и метапредметных связей.  

  1. Материалы, отражающие исследовательскую деятельность учащегося в рамках предмета «история» или группы смежных дисциплин, охватывающих широкий спектр проблематики от языкознания, обществознания, географии, права до методологии исследований. Этими материалами могут быть сами работы, авторефераты к ним, созданные варианты презентации результатов исследования, тезисов публикаций учащегося, а так же дипломы и грамоты, отражающие результативность участия в исследовательских конкурсах и конференциях, благодарственные письма организаторов конференций, программы проведения, иные материалы. Этот материал важен еще и потому, что является неотъемлимой частью портфолио исследовательских работ учащихся.

  1. Еще одним значимым «набором» материалов для портфолио являются свидетельства участия в творческих конкурсах и метапредметных олимпиадах. К таковым, безусловно, относятся вариации известных телевизионных программ «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Самый умный», широко проводимые в Санкт-Петербурге (где-то – под покровительством муниципальных образований, а где-то – при активном содействии Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга). Упомянем так же метапредметные олимпиады – «Молодые петербуржцы» и другие. Именно в подобных программах проявляются и творческие, и организаторские способности, и владение методами «добычи» необходимой для решения проблемы информации, навыки взаимодействия в коллективе.

  1. Учащиеся старших классов традиционно участвуют в олимпиадах, организаторами которых выступают ВУЗы. Эти олимпиады с одной стороны, позволяют набирать необходимые баллы для поступления в соответствующие ВУЗы, с другой стороны – ярко характеризуют личность учащегося как целеустремленную, имеющую высокую мотивацию к учению, стремящуюся достигать необходимого результата.
  2. Нельзя не сказать об еще одном важном факторе, влияющем на содержание портфолио старшеклассника, увлекающегося историей. Речь идет об участии в социальных акциях, вытекающих из традиций народа, его исторической памяти, а так же о волонтерском движении. И первое, и второе может быть связано с историческими и памятными датами, с встречами с участниками событий, помощью им, работе гражданского и патриотического содержания с младшими сверстниками. Организованная работа в этом направлении особенно ценна, если к ней удается привлечь единомышленников как из среды учащихся, так и из среды взрослых, ведь ее успешность может указывать и на понимание своих корней, своего места среди поколений петербуржцев и россиян, и на применение в социально-значимом плане своих знаний и навыков, полученных при изучении истории.

  1. Упомянем и огромное  разнообразие конкурсов и олимпиад, проводимых во всемирной сети. С одной стороны, они могут быть полезны для развития личности учащегося, а значит – и весомы в ученическом портфолио. С другой – большое количество конкурсов, проводимых абсолютно формально, особенно – конкурсов платных, участие в которых не может являться каким-то значимым показателем успешности ребенка, развития его личности. Важно отметить, что отсутствие очного этапа у подобных олимпиад и конкурсов является косвенным признаком формального подхода организаторов, за которым, к сожалению, утрачивается и сам ребенок, и его потенциал.

Подводя итоги обзору вариантов наполнения портфолио учащегося качественными, значимыми, показательными материалами, хотелось бы отметить роль учителя как в организации участия, подготовке к конкурсу, олимпиаде, конференции, так и в отборе именно тех форм проявления творческой активности по предмету, которые будут стимулировать дальнейший рост результатов ученика, развитие его представлений социально-исторического содержания, возможность их использования в интересах самого учащегося, его семьи, школы и общества.

Таким образом, портфолио, в том числе - портфолио исследовательских работ учащихся, в обозримой перспективе займет достойное место среди прочих типов портфолио, что связано как с реализацией нового образовательного стандарта в основной, и далее – в средней школе, так и с теми требованиями (и вытекающими из них льготами), которые ВУЗы все чаще и чаще выдвигают абитуриентам.