Влияние педагогической эмпатии на академическую успеваемость студентов.

Суворова Наталья Александровна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_suvorovoy_n.a.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Влияние педагогической эмпатии на академическую успеваемость студентов»

Психологическое благополучие учителя – одна из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. Исследования педагогической деятельности показали, что она обладает рядом особенностей, позволяющих характеризовать ее как потенциально эмоциогенную. Высокая эмоциональная напряженность вызвана наличие большого числа факторов стресса, постоянно присутствующих в работе учителя. Это такие особенности деятельности, как высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевая неопределенность, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д. эмоциональные особенности педагогической деятельности могут препятствовать возникновению глубокой и достоверной эмпатии, способствуют развитию эмоционального выгорания учителей.

Цель нашего исследования: выявить особенности проявления эмпатии у педагогов и влияние педагогической эмпатии на академическую успеваемость студентов.

К настоящему моменту в отечественной психологии существует достаточно много обзоров литературы по проблемам эмпатии, истории развития представлений о ней в философии  и психологии.  Мы же рассматриваем педагогическую эмпатию, как профессионально-значимое качество личности педагога, проявляющееся в ситуации общения и взаимодействия, в понимании внутреннего мира учащихся, эмоциональном приобщении к их жизни. Эмпатийные переживания преподавателя реализуются в формах помогающего поведения, то есть речь идет о действенной педагогической эмпатии, обеспечивающей успешность меж-

личностного взаимодействия. В этом случае педагогическая эмпатия имеет особую значимость для морального и нравственного совершенствования личности, оптимизации межличностных отношений, складывающихся в творческой деятельности и общении между преподавателем и студентом.

Такие исследователи, как А. А. Бодалев, С. Гмарин, Г. Калеро, Р. Мэй, Д. Ниренберг,Е. И. Рогов, К. Рудестам, П. Г. Щедровицкий, И. М. Юсупов отмечают, что эмпатия является ключом к подлинному пониманию человека. Иначе говоря, эмпатия способствует педагогической наблюдательности, является условием установления тесного контакта и подлинного диалогического общения, фактором, который все более способствует эмоциональной интеграции, восстановлению нарушенных связей с окружающими, необходимым условием любого творчества. Эмпатия является сложным функциональным образованием, в котором когнитивные и эмоциональные процессы составляют взаимообуславливающее единство. Эмпатия предполагает наличие ощущения понимания и сопереживания психологического состояния другого человека. Исходя из этого, в дальнейшем мы будем рассматривать роль эмпатии в педагогическом процессе, а в частности – как влияет педагогическая эмпатия преподавателей на академическую успеваемость студентов. Говоря об эмпатии, мы подчеркивали значимость диалогического общения между преподавателем и студентом, то есть, иначе говоря, акт эмпатии не может произойти вне диалога, который помимо передачи вербальной информации общающихся включает эмоциональный компонент. Поэтому очень важно уметь выражать свои эмоции, чувства, переживания словами.

На наш взгляд, изучение этого явления позволит в некоторой степени объяснить и расширить представления об эмпатии, а также получить более полную картину в области взаимоотношений между преподавателем и студентом.

Эмпирическое исследование эмпатии у преподавателей среднего профессионального учебного заведения проводилась на базе ОБОУ СПО  «Курский базовый медицинский колледж». В нем приняли участие преподаватели  ЦМК  «Медико-профилактической деятельности». Основным измерительным инструментом исследования эмпатии у преподавателей явилась следующая психодиагностическая методика: «Способность педагога к эмпатии» И.М.Юсупова.

Анализ результатов эмпирического исследования показал, что у большинства педагогов 70% – преобладает средний уровень эмпатии. Это говорит нам о том, что они в общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника могут терять терпение. Предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. В межличностных отношениях эти люди более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. У них нет раскованности чувств, и это мешает их полноценному восприятию людей.

        Из всех испытуемых было выявлено 30%         педагогов, которые обладают высоким уровнем эмпатии. Это говорит нам о том, что испытуемые чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. Они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты и находят общий язык. Испытуемые стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам.

        Среди педагогического состава не было выявлено низкого и очень низкого уровня эмпатии. И это не может нас не радовать, так как учителя с неразвитой эмпатией допускают педагогическую бестактность прибегают к неоправданным наказаниям или морализованию. Они не способны стать на место ребенка, ориентироваться в мире значимых для него переживаний, принять его оценки как свои собственные а, следовательно, не понимают его психологии.

Помимо проведенного эмпирического исследования педагогической эмпатии у преподавателей ЦМК «Медико-профилактической деятельности» нами была предпринята попытка анализа того, как она влияет на академическую успеваемость студентов. Изначально нами был просчитан средний балл успеваемости у студентов по каждому преподавателю отдельно. За вторую переменную были взяты баллы теста, полученные индивидуально каждым из преподавателей. Рассмотрение линейной корреляции (по К.Пирсону) между показателями теста и средним баллом успеваемости студентов по дисциплинам каждого преподавателя позволил получить результаты, свидетельствующие о наличии прямых связей средней силы ( r = 0,38, p ≤ 0,05), что говорит об средней связи между проявлением эмпатии у преподавателей и той оценкой, которую получает студент на экзамене. Сила связи позволяет высказать предположение, что личность преподавателя, а в частности такое его личностное качество, как эмпатия, влияет на оценку, получаемую студентом. Это доказывает нам, что оценка зависит не только от ответов студента на экзаменах, но и от того, насколько является эмпатийным преподаватель. Причем, учитывая тот факт, что акт эмпатии чаще будет происходить между преподавателями и студентами, которые чаще общаются и более симпатичны друг другу, то мы можем предположить, что и оценка будет выше именно у этих студентов.

Итак, проведя эмпирическое исследование эмпатии у преподавателей  нашего учебного заведения, мы можем констатировать тот факт, что преподаватели данной выборки в большинстве своем и  их педагогическая эмпатия, проявляемая преподавателями на экзамене, в некоторой степени влияет на оценку. Хотелось бы отметить, что принимали участие в исследовании преподаватели  одного ЦМК, но так как испытуемые были  разновозрастной категории, разные по гендерному составу и по педагогическому стажу, то можно предположить, что и остальной педагогических состав нашего колледжа будет иметь те же результаты исследования. Преподаватели вполне адекватно реагируют на все происходящее вокруг них, могут помочь советом, выслушать студентов, выход из сложившейся ситуации, а все это, в свою очередь, будет вызывать положительное отношение к ним со стороны студентов. Взаимопонимание при общении способно привести к снятию барьеров, налаживанию благоприятного психологического климата, способствовать раскрытию личностного потенциала каждого студента. Но при этом мы допускаем, что академическая успеваемость студентов может складываться и в зависимости от других составляющих, например, от подачи материала преподавателем, от степени его сложности, подготовленности студента к занятиям, его интеллектуальных возможностей, а эмпатия преподавателя выступает как один из факторов, влияющих на получаемую оценку. Мы с полной уверенностью можем утверждать, что им доступен для понимания большой спектр эмоциональных переживаний. Они способны к рефлексии, то есть анализу собственных психических состояний. Для этих педагогов важно, как они в действительности воспринимаются и оцениваются студентами. Они легко могут поделиться с аудиторией своими мечтами, фантазиями, переживаниями, не фиксируются на негативных переживаниях, способны к искреннему выражению своих реальных чувств, в том числе и отрицательных. Все это непременно должно способствовать большему эмоциональному включению в жизнь студентов, эмпатическому способу общения, стабилизации отношений, адекватному реагированию в стрессовых и конфликтных ситуациях.

Преподаватель Суворова Н.А.