Урок математики в начальных классах, его структура
Структура урока математики в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_nachalnyh_klassah_ego_struktura.docx | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Урок математики в начальных классах, его структура»
Подготовила:
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
Волкова Дарья Сергеевна
Люберцы 2016
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися вшколе является урок. Каковы же особенности современного урока?Современные подходы к уроку: личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный.
Личностно-ориентированный подход:
- отказ от ориентировки на среднего ученика;
- поиск лучших качеств личности, умение видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" - таково должно быть убеждение учителя);
- применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, качества характера, особенности мыслительных процессов);
- создание для ребенка ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость);
- исключение прямого принуждения, учитель не должен ставить акценты на отставание и на другие недостатки ребенка, необходимо понять причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не унижая ребенка, не нанося ущерба его достоинству ("Ребенок хорош, плох его поступок");
- предоставление возможности и помощи детям в реализации себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке - чудо, помоги ему проявиться").
Деятельностный подход– это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
- Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
- Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
- Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
- Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
- Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
- Использование данного метода в практике позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания.
Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:
- Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
- Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
- Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
- Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей "извне" к управлению ОУ и оценке его деятельности.
Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока:
- «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».
Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.
- «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.
- «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства».
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности.
Цели современного урока.
Для учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД; предметные цели.
Для учащихся:
УУД:
- личностные
-познавательные
-регулятивные
-коммуникативные.
Личностные:
обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные:
обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные:
включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Типология современных учебных занятий:
- Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
- Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями
- Урок применения предметныхЗУНов и УУД
- Урок обобщения и систематизации предметныхЗУНов и УУД
- Урок повторения предметныхЗУНов или закрепления УУД
- Контрольный урок
- Коррекционный урок
- Комбинированный урок.
Нетрадиционные виды уроков:
1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»
2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»
3. Кино-, теле-, видеоуроки
4. Уроки самоопределения, уроки самореализации
5. Урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств
6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий
7. Модульный урок.
Разработка конспекта урока:
- Тема урока
- Место урока в разделе
- Тип урока
- Цели урока в деятельности учителя и в деятельности учащихся(2 уровня: а) ученик научится… б) ученик получит возможность научиться…)
- Структура урока: этап, действия учителя, действия ученика
- Формы проверки результативности урока
Отличия структуры урока:
Урок I поколения | Урок II поколения |
1.Тема урока. | 1.Тема урока. |
2.Цель урока. | 2.Цель урока. |
3.Задачи урока: -Образовательная задача. -Развивающая задача. -Воспитательная задача. | 3.Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: -Познавательные УУД. -Коммуникативные УУД. -Регулятивные УДД. -Личностные УУД. |
4.Межпредметные связи. | 4.Межпредметные связи. |
5.Оборудование. | 5.Ресурсы. |
Схема урока:
Тема урока: …
Цель урока: …
Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУД
Познавательные УУД: …
Коммуникативные УУД: …
РегулятивныеУУД: …
Личностные УУД: …
Основные понятия: …
Межпредметные связи: …
Ресурсы: …
Этапы урока. | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» -пишет Надежда Егоровна Щуркова.
Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.