Статья на тему "Мониторинг как средство управления качеством образования"

Зарабекова Марихан Николавна

В данной статье рассматриваются подходы к определению и оценки качества образования. Рассматривается проблемы качества образования и обозначены основные подходы к управлению им.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг как средство управления качеством образования

Зарабекова М.

Аннотация: В статье рассматриваются подходы к определению и оценке качества образования. Рассматривается проблемы качества образования и обозначены основные подходы к управлению им.

Summary: The article discusses approaches to defining and assessing the quality of education. We consider the problem of the quality of education and outlines the main approaches to managing them.

Ключевые слова: качество образования, система управления качеством образования, образовательный процесс, мониторинг.

Keywords: The quality of education, the system of quality management of education, educational process, monitoring.

Уровень качества образовательных услуг всегда был и будет актуальной проблемой в системе управления образования. В этой связи роль педагогического менеджмента в обеспечении качества образования глубоко обоснованна в ряде научных исследований.

Один из взглядов на проблему качества образования был представлен в 1996 году в докладе Жака Делора «Образование: Сокрытое сокровище» Международной комиссии по образованию для XXI века. В этом докладе сформулированы «четыре столпа» современного образования:

- научиться делать,

- научиться познавать,

- научиться жить,

- научиться жить вместе.

Исходя из названных глобальных задач по обеспечению качества образования, В.П. Панасюк в своей работе определяет его (качество), как совокупность свойств, удовлетворяющая социальные потребности в формировании и развитии личности. Это мы можем рассмотеть в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств. [8, С.58]

В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании, мы видим, что «качество образования выпускников» трактуется как,определенный уровень знаний и умений; умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.[9, С. 20]

Так, в своей работе О.Е. Лебедев выделяет следующее понятие: «Под качеством образования следует понимать совокупность образовательных результатов, обеспечивающих возможность самостоятельного решения  данных проблем. Для решения этих проблем  требуется такое время, которое позволяет им заниматься и другими видами деятельности. Для оценки качества школьного образования важно ответить на вопрос: «К решению каких проблем готовит учащихся общеобразовательная школа». [4, С. 67]

Так же, изучив работу В.А. Болотова, мы рассмотрим следующее определение:

 «качество образования – характеристики системы образования, отражающие степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов учащимися и условий обеспечения образовательного процесса образовательными учреждениями и их системами нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям». [1,  С. 9].

       A.M. Моисеев понятие «качество образования в школе» трактует, как совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование [7].

Посмотрев монографии под редакцией М.М. Поташника, следует заметить, что качество образования понимается, как соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника.[10, с. 33].

Мы видим, что анализ приведенных ранее мнений демонстрирует то, как

   -одни авторы в собственной трактовке качества образования ориентированы на потребности личности и общества;

   -вторые:  на сформированный уровень ЗУН и другие социально значимые качества;

  - третьи: на совокупность свойств и результатов;

   -четвертые:  на цели и результаты;

  -пятые: на способность образовательного учреждения удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности учащихся.

В целом, вероятно, что понятие «качество образования» необходимо рассматривать, с одной стороны, с позиции уровней, другими словами способностями самого образовательного учреждения (поставщика) предоставлять комплекс услуг в виде Госстандарта  и с другой, потребностей личности и общества (потребителей) с позиции прогноза ее деятельности в дальнейшем.

И все же… Кто должен решить, являются ли услуги школы качественными?

Мы понимаем, что ответ на этот вопрос и вообще возникновение самого вопроса заключается в том, что взгляды производителя и потребителя не вcегда  совпадают. Проблема обусловлена тем, что нет единых механизмов процедуры оценивания качества образовательного процесса и управления им.

Направление на управление качеcтвом учебного процесса в целом будет только скоординированное, всеохватывающие, целенаправленное влияние на главные составляющие в целях соотношения итогов учебно-воспитательной работы муниципальным образовательным эталонам и запросам социальных партнеров [2].

Впрочем, в педагогической практике популярны эти формы и способы как контроль (промежуточный, текущий), мониторинг.

Контроль используется для обозначения наружных процедур оценки достижений, нацеленных на некий ожидаемый уровень качества. Мониторинг предполагает процессы конкретной оценки либо отслеживания тех, либо других критериев,  либо указателей качества образования [3, С. 28].

На наш взгляд, объективность в оценке качества образовательного процесса станет оснащенной в том случае, если соотносить:

-ценностные свойства образования:

-информативность,

-полезность,  

-упорядоченность,

-привлекательность  

         -  содержание и технология образовательного процесса;

        -требования потребителей (общества, родителей, работодателей) с образовательными результатами, качеством педагогических кадров и условиями обучения;

  -интересы личноcти обучающегося с запросами общества, страны в контексте гуманистической цели образования.

При этом критериями качества образовательного процесса станут считаться:

-личностно-ориентированный и развивающий характер обучения;

-адекватность способов и форм изучения и воспитания целям образования;

- обновление содержания образования;

-использование продуктивных образовательных технологий и способов и т.д.[12]

Ещё нужно обозначить, что при оценке качества образования следует руководствоваться такими положениями как:

- оценка качества образования исполняется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности.

- оценка качества не сводится лишь к тестированию познаний учащихся (хотя это и остается одним из характеристик качества образования).

Определяющую роль в оценке качества образования на современном рубеже становления образовательной системы РФ играет мониторинг. Необходимость проведения мониторинга качеcтва образования закреплена на урoвне  законодательных документов.

     Так, в новом Федеральном законе «Об oбразовании в Российской Федерации» в статье 28, пункте 2, подпункте, 13 сказано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится  «обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации».

Термин «мониторинг» трактуется по-разному. Анализ определений дает ответ на три принципиально важных вопроса:

-что такое мониторинг?

-с какой целью он осуществляется?

-как он осуществляется?

Рассмотрев работу А.Н. Майорова, где он глубоко раскрывает выше приведенные вопросы, мы видим, что мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, распространения и хранения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, которая нацелена на информационное обеспечение управления. Именно он позволяет нам судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз развития образовательной системы. 5, С. 75.

Исходя из приведенного суждения о мониторинге в образовании, мы выделили следующие его особенности:

- система,

- прогнозирование,

- измерение,

- наблюдение (отслеживание),

- сбор информации

- обработка информации

- хранение информации,

- управленческие решения.

Таким образом, с введением в образовательной организации системы мониторинга качества образования происходит смена объекта управления: oт управления педагогическим коллективом к управлению качеством образования.

Литература

1.Болотов В. А. Оценка качества образования. Ретроспективы и перспективы //Управление школой – 2012 - № 5 – с. 9 – 11.

2.Борилов А. В .Управление качеством образовательного процесса // Среднее профессиональное образование .2006 . № 7.С .6 .

3. Клычева Е . В ., Меркулова О . П . Обеспечение качества образовательного процесса (уровень факультета): науч. -метод . материалы .

Волгоград: Перемена, 2000.- 28с.

4. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие для вузов.  – М.: «Университетская книга», 2004.-67с.

5. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. – СПб.: Образование – культура, 1998.-75с.

6. Матвеева Н.Н. Процессный подход в управлении качеством образовательного процесса как средство повышения качества образовательных  результатов: дис.  …канд. пед. наук.- Самара, 2009, С.203

7. Моисеев А.М.  словарь-справочник «Внутришкольное  управление» М.,1998.

8. Панасюк В.П.  Системное управление качеством образования в школе. СПб.: М.:2000- 58с.

9. Полонский В. М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. – М.: МИРОС, 1995.-20с.

10. Поташник М.М.  Управление качеством образования.- М.:2000.-33с.

11. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для  XXI века. http://www.ifap.ru/library/book201.pdf

12. Управление качеством образования в школе. http://promotionjob.ru.pdf

13. Федеральный закон «Об образовании в РФ»// www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681

1. Bolotov V. evaluation of the quality of education. Retrospectives and prospects //school - 2012 - No. 5 - p. 9 - 11.

2. Borisov A. In .Quality management of educational process // Secondary vocational education .2006 . No. 7.With .6 .

3. Klychev E . In ., Merkulova About . P . Ensuring the quality of the educational process (faculty level): tutorial . -method . materials .

Volgograd: Peremena, 2000.- 28C.

4. Lebedev O. E. Management of educational systems: textbook for universities. - M.: "University book", 2004.-S.

5. Mayorov, A. N. Monitoring in education. - SPb.: Education - culture, 1998.-75C.

6. Matveeva N. N. The process approach in quality management of educational process as a means of improving the quality of educational results: dis. ...candidate. PED. Sciences.- Samara, 2009, P. 203

7. Moiseev, A. M. the dictionary of "School-based management M.,1998.

8. Panasyuk V. P. Systematic management of quality of education at school. SPb.: M.:2000 - 58 C.

9. Polonsky, V. M., Dictionary of concepts and terms in the legislation of the Russian Federation on education. - M.: MIROS, 1995.-20C.

10. Potashnik, M. M., Managing the quality of education.- M.:2000.-33.

11. Education: the hidden treasure. The main provisions of the Report of the International Commission on education for the twenty-first century. http://www.ifap.ru/library/book201.pdf

12. Quality management of education in the school. http://promotionjob.ru. pdf

13. Federal law "On education in the Russian Federation"// www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681