ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ

Алиева Гюльнара Эльдаровна

статья по взаимодействию по адаптацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ

ФИО

Владимирский государственный университет, г. Владимир

Аннотация. В статье раскрыты педагогические условия взаимодействие сотрудников детского сада и родителей облегчит адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада. Представлены результаты адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада вследствие совместной работы педагогического коллектива Муниципальной бюджетной образовательной дошкольной организации № 34 г. Владимира и семей поступавших в детский сад детей.

Ключевые слова: адаптация, предадаптационный период, взаимодействие, сотрудничество, ранний возраст.

В настоящее время потребность в общественном воспитании детей раннего возраста не только не утратила своей актуальности, но и возросла. Но прежде чем ребенок начнет нормально  жить и развиваться в условиях дошкольного учреждения ему необходимо преодолеть тяжелый этап в своей жизни – привыкание к дошкольному учреждению, так как установлено, что именно в раннем возрасте адаптация детей к детскому саду проходит дольше и трудней, чаще сопровождается болезнями.  Педагогически грамотный подход поможет решить эту проблему.

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс вхождения ребенка в новую для него среду детского сада и болезненное привыкание к ее условиям. На характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки [1; 46].

Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада рассматриваются в педагогических работах Н.М. Аксариной [2], Н.Д. Ватутиной [3], Р.В. Тонковой-Ямпольской [6], Е.В. Соловьевой [5] и многих других.

Авторы утверждают, что важная роль в период адаптации малышей к детскому саду отводится воспитателю и его совместной работе с семьёй ребёнка.

Проблема же нашего исследования заключается в разрешении противоречия, связанного с необходимостью активного участия родителей в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, и недостаточной разработанностью педагогических условий обеспечения благоприятной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Объектом нашей исследовательской работы является процесс адаптации детей к дошкольному учреждению; предметом - педагогические условия обеспечения благоприятной адаптации детей раннего возраста к детскому саду через взаимодействие с родителями.

В ходе исследовательской работы мы преследовали цель - теоретически обосновать педагогические условия адаптации детей раннего возраста к детскому саду через взаимодействие с родителями, обобщить опыт их реализации в МБДОО №34 г. Владимира и выработать соответствующие рекомендации родителям.

Для достижения поставленной цели нами выполнялись следующие задачи исследования:

  1. Дать характеристику адаптации детей к дошкольному учреждению;
  2. Определить роль семьи в обеспечении благополучной адаптации детей раннего возраста к детскому саду;
  3. Выявить  педагогические условия обеспечения благополучной адаптации детей к детскому саду через взаимодействие с семьей;
  4. Обобщить опыт работы  МБДОО № 34 г. Владимир по реализации педагогических условий адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду через взаимодействие с семьей.

Гипотеза исследования: взаимодействие сотрудников детского сада и родителей облегчит адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада, если будут выполнены педагогические условия:

  • проведение предадаптационой работы с семьями будущих воспитанников детского сада;
  • организация сотрудничества воспитателя и родителей в обогащении предметно-игровой среды, обеспечение ее приближенности к домашним условиям;
  • привлечение родителей к участию в организации педагогического процесса в период адаптации.

Методы исследования:

  1. Метод наблюдения.
  2. Метод опроса родителей.
  3. Психолого-педагогические тесты определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) [4].
  4. Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения методом экспертных оценок.

Обобщение опыта работы по обеспечению благоприятной адаптации детей раннего возраста к детскому саду через взаимодействие с родителями происходило на базе МБДОО № 34 г. Владимира.

В исследовании участвовали дети контрольной (10 человек, которые не испытывали специального педагогического воздействия) и экспериментальной (10 человек, которые испытывали специальное педагогическое воздействие) групп.

Прежде всего мы определили начальный уровень готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение указанными выше методами. На основании полученных результатов мы составили прогноз адаптации.

Затем нами были реализованы выдвинутые в гипотезе педагогические условия с целью обеспечения успешной адаптации детей к детскому саду.

Согласной им нами была проведена предадаптационная работа с семьями будущих воспитанников детского сада, а именно: проведено групповое собрание, на котором родителям был предложен ряд необходимых рекомендаций. Воспитатель также провела индивидуальные беседы с родителями по поводу выявления особенностей семейного воспитания ребенка. Кроме того родители вместе с ребенком были приглашены на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу детского сада.

С этой же целью мы предложила родителям написать эссе о своем ребенке на тему «Мой ребенок. Какой он?».

Таким образом, совокупность полученных данных о ребенке помогла построить работу с каждым вновь пришедшим воспитанником на основе учета его личностных особенностей, опыта и привычек.

Для реализации второго условия мы организовали сотрудничество воспитателя и родителей в обогащении предметно-игровой среды, обеспечении ее приближенности к домашним условиям.

Родители принимали непосредственное участие в ремонте и оформлении групповых помещений. Именно родителями было решено, а с разрешения заведующей перекрашено групповое помещение. Основная цель – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей.

Руками родителей был создан передвижной домик – любимое место игр детей. С помощью Чудо-Теремка можно организовать вместе с малышами увлекательные игры-драматизации.

Также было уделено внимание раздевалке. Там детей встречал забавный поезд из любимой сказки, красочно оформленный родителями. По общей договоренности родители нашей группе организовали в шкафчиках своих детей «полочку для любимых игрушек», где (по желанию ребенка) располагались вещи, принесенные из дома. На таких полочках, в частности, хранились небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями, цель которых – поднимать настроение загрустившему ребенку.

По предложению родителей было решено украсить потолок раздевалки подвесками, которые имели эстетическое значение, а также помогли зрительно «снизить» потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно.

Спальную комнату, туалетную комнату и раздевалку родители по нашему совету оформили также алгоритмами  «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь», «Я одеваюсь». Считается, что эти алгоритмы помогают детям быстрее усвоить, приобрести определенные умения, последовательность тех или иных культурно-гигиенических навыков в самостоятельной деятельности ребенка, а это, в свою очередь, позволяет легче привыкать к условиям детского сада.

С целью реализации третьего условия мы привлекли родителей к участию в педагогическом процессе в период адаптации.

В этом аспекте в период адаптации нами проводилась серия музыкально-игровых встреч с детьми и взрослыми: «Давайте познакомимся!», «Продолжаем наше знакомство», «Поиграем?», «Мы рады вас видеть!», «Добро пожаловать!», направленных на создание объединения детей, родителей, педагогов.

Также нами был предложен такой вариант формы работы, как «Вечер маминых сказок». Каждый день одна из мамочек приходила пораньше в детский садик, чтобы после ужина почитать деткам, а еще лучше, проиграть театрально сказку.

Но не только мамочек мы привлекали к сотрудничеству в период адаптации малышей. Папочек мы просили выбирать время, чтобы прийти и поиграть с детишками на улице, во время утренней или вечерней прогулки. В основном главы семейств занимали детей подвижными играми.

Для обеспечения общения детей друг с другом и взрослыми родители помогли организовать специальные игры, которые помогалит детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания к детскому саду, наладить контакт с окружающими: игры с песком и водой, сухой бассейн, нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора «Лего», игрушки-забавы, куклы Бибабо.

По окончании адаптационного периода была проведена оценка эмоционального состояния, деятельности детей, навыков взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, сна, речи детей. Мы определили, что дети экспериментальной группы в большей степени адаптированы к детскому коллективу по сравнению с детьми контрольной группы.

Итак, реализованное взаимодействие детского сада с родителями в период адаптации позволило повысить уровень психолого-педагогических знаний о возрастных особенностях детей раннего возраста, закономерностях и принципах воспитания и обучения, установить психологический контакт с семьей, объединить процесс адаптации малыша в условиях детского сада.

Наше исследование имеет практическую значимость: апробированы педагогические условия обеспечения благоприятной адаптации детей к детскому саду через взаимодействие с семьей и разработаны рекомендации по их реализации в педагогическом процесс в аспекте работы с родителями.

Список литературы

  1. Айсина, Р. и др.  Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. – 2015. – №6. – С. 46-51.
  2. Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста / М.Н. Аксарина. – М.: Медицина, 2013. – 472с.
  3. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад / Н.Д. Ватутина. - М.: Просвещение, 2012. – 430с.
  4. Печора, П.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста / П.Л. Печора. – М.: Скрипторий, 2013. – 122с.
  5. Соловьева, Е.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада / Е.В. Соловьева // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 8. – С. 12-17.
  6. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмид-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. - М.: Наука, 2014. – 318с.