Этапы коррекции моторной алалии
В презентации представлены этапы коррекции моторной алалии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_korrektsii_motornoy_allalii.ppt | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А лалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Актуальность Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми являются неоднозначными. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущим являются языковые нарушения. Встречается чаще сенсорной алалии.
Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы при моторной алалии Развитие речи Развитие личности Развитие сенсорных и двигательных возможностей
Рекомендации к организации работы с моторными алаликами Раннее начало работы Создание благоприятных для развития речи ребенка условий, исключить возможное травмирующее воздействие окружающей среды. Связь работы над речью с предметно-практической и игровой деятельностью ребенка Строгая дозировка занятий Использование в работе над речью возможно большего числа анализаторов: двигательного, слухового, зрительного, осязательного. Индивидуальный подход ребенку Обеспечение возможности общения ребенка с нормально говорящими детьми, которые младше его по возрасту. Учет основных закономерностей развития речи детей в ходе нормального онтогенеза Системное воздействие на все нарушенные компоненты речи
Первый этап Цель: Формирование первоначальных речевых навыков в систему речевого общений
Задачи Формирование речевой активности Формирование активного и пассивного словаря
Задача – вызвать желание подражать словам взрослого (причем все слова логопед повторяет многократно, показывая картинки, предметы или действия). Девочка качает куклу: «А-а-а!» У мальчика болят зубы: «О-о-о!» падает игрушка: «б ух!» плачет мышка: «и-и-и»» Подражание животным: Собака лает: «Ав-ав!» Корова мычит: «Му-му!» Кукушка кукует: «Ку-ку!» Птички пищат: «Пи-пи-пи!» Подражание музыкальным инструментам: Я сыграю на дудочке: « ту-ту, ду-ду-ду » Ты сыграй на дудочке: « ту-ту, ду-ду-ду » Транспортным шумам: Как гудит паровоз? « у-у-у » Как сигналит машина? «би -би- би»
Клиническая картина Ребенок молчалив Не стремиться к речевому общению Речевая стимуляция снижена Общается жестами, иногда в сопровождении голосовых реакций В звукопроизношении отмечается неопределенность, нет четкой и постоянной артикуляции Лепетные слова сопровождаются мимикой, некоторые мимические знаки закрепляются Многозначность лепетных слов Употребление однословных предложений Отсутствие понимания грамматических форм слов Непонимание мужского, женского и среднего рода Отсутствие критического отношения к своему дефекту Практически отсутствует собственная речь
Методические приемы
Второй этап Цель: развитие словаря и фразовой речи
Задачи второго этапа обучения Интенсивная работа по развитию понимания речи, направленная на различения форм слова Развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса практического усвоения простых грамматических категорий. Овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова: Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря; Развитие сознательного воспитания речи.
Задача – научить детей соединять слова в двухсловную фразу . Произношение детей не исправляют (дети соединяют их в «исходной» форме). Работа строится с постепенным усложнением предлагаемого ребенку материала: Имена близких людей, состоящих из двух слогов одинаковых: мама, папа, баба, дядя и т.д. из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Таня, Катя, Коля 2. Односложные слова: мак, суп, гусь, кот, дом и т.д. 3. Двухсложные слова: с ударением на первом слоге: вата, ноги, руки с ударением на втором слоге: пила, нога, рука
4. Трехсложные слова: с ударением на втором (среднем) слоге: машина, собака и т.д. 5. Двухсловная фраза: «Адёт амо» – идет домой, «дева куся» – девочка кушает. Дополнительно формировать умение дифференцировать неречевые звуки, их направление. Игры: «Угадай, что звучит» (Ребенок на слух определяет вид музыкального инструмента), «Где позвонили?» (Ребенок на слух определяет направление звука) «Дятел», «Отхлопай как я» (Повторение ребенком ритма, воспроизведенного педагогом);
Характеристика этапа Словарь увеличивается в основном за счет выученных слов. Становятся часты различные искажения слов: а) сокращения, б) перестановки в) более сложные искажения —литеральные парафазии; г) расширенное употребление слов - вербальные парафазии. Расширяется возможность правильного повторения некоторых звуков в изолированном звучании. С развитием словаря могут самостоятельно появляться новые звуки, но произношение всех звуков остается неустойчивым в слове и зависит от сложности слоговой структуры слова, от других звуков, входящих в слово. В конце этого этапа словарь начинает обогащаться быстрее, притом за счет самостоятельно появляющихся у ребенка слов на основе подражания речи окружающих. Слова часто употребляются самостоятельно, хотя не всегда к месту. На фоне всех описанных явлений все чаще отмечаются поиски артикуляции
Третий этап Цель: Формирование речевого высказывания, как основной единицей речевого действия.
Формирование фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы Работа над диалогом Работа над развитием описательного рассказа Задачи
Клиническая картина: Характеризуется появлением фразы в речи ребенка. У ребенка богатый словарный запас, парафазий становится меньше, они менее грубые. Звукопроизношение уточняется, остается смешение звуков. В быту ребенок использует короткие фразы, при усложнении фразы появляются грубые аграмаматизмы.
Методы и приемы работы: Отраженное повторение за логопедом фраз, выражений; Ответы на вопросы, дополнение предложений; Работа с деформированным текстом; Составление предложений по сюжетным картинкам; Заучивание легких стихотворений; Пересказ прослушанных рассказов,сказок.
Содержание работы: I. Формирование навыка осознанного вычленения фонем и артикулем и на этой основе — расширение активного словаря и закрепление морфологических обобщений. II . Формирование навыка слогового анализа слова и закрепление на этой основе морфологических грамматических стереотипов, развитие активного словаря III . Формирование анализа словесного состава предложения и закрепление на этой основе фразового стереотипа.
Четвертый этап Цель: Формирование коммуникативных умений и связной речи.
Развитие связной речи Формирование коммуникативных умений Предупреждение аграмматизмов Обучение грамоте Задачи
Клиническая картина: Появляется возможность пользоваться связной и контекстной речью; Ребенок может посещать общеобразовательную или вспомогательную школу; При усвоении школьной программы возникают трудности: Трудности восприятия и воспроизведения устной и письменной речи: а) аграмматизмы б) искажение слов в) замены букв и звуков
Для работы предлагаются следующие упражнения: - чтения слогов и слов различной фонетической сложности и нахождение соответствующей картинки. - чтение по карточкам определенных слогов, входящих в состав определенных слов, и выкладывание из этих слогов слов под соответствующими предметными картинками; - чтение слов и их дифференциация по слоговому составу - чтение слов и выделение лексем с заданной буквой или звуком; - чтение ряда слов и отбор слов с определенными значениями - чтение ряда слов и выкладывание соответствующего ряда картинок по памяти; - чтение слов с пропущенными буквами и словами и дополнение их указанными элементами, сначала с опорой на соответствующие картинки, а затем без указанной опоры;
- чтение предложений с одним и тем же лексическим составом, но с различным грамматическим оформлением слов и соотнесение прочитанного с соответствующими картинками. - прочтение предложения и дополнение соответствующим слогом или буквой слова, в которых пропущены указанные элементы, либо дополнение в предложение (устно, а затем выложить из букв разрезной азбуки) пропущенное слово в соответствующей грамматической форме с опорой на картинку. - чтение несложного связного текста и показ соответствующих предметов по картинке; - чтение несложного текста и ответы на вопросы педагога по тексту; после чтения текста найти первое, второе, третье предложение и повторить их устно; - чтение текста, ответы на вопросы, пересказ текста; - чтение связного текста, данного в неправильной последовательности, определение правильного порядка расположения предложений.
Заключение Несмотря на то что вопрос коррекции моторной алалии является достаточно объёмным и спорным. В нашем проекте мы постарались выявить основные направления, рекомендации, этапы и представили практический материал коррекции данного нарушения. Важно помнить, что процесс обучения ребенка с моторной алалией правильной и красивой речи требует терпения и времени, объединения усилий логопеда, педагога — психолога и родителей малыша.