Консультация на тему "Познавательное развитие дошкольников:игры, которые развивают память, смекалку".

Панченкова Елена Борисовна

Познавательный интерес дошкольников формируется через различные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_temu.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

Познавательное развитие дошкольников:

игры, которые развивают память, смекалку.

   Готов ли ребенок к получению новых знаний, умеет ли рассуждать и фантазировать, делать выводы? Все эти способности формируются у

дошкольников через познавательную деятельность. Познавательный интерес дошкольников формируется через различные формы взаимодействия с ними. Воспитатели или родители создают игровые условия, которые побуждают ребенка применять на практике имеющиеся у него знания, предлагать в процессе игры разнообразные варианты решения, соглашаться или спорить, логически рассуждать. Игра формирует и развивает у ребенка познавательный интерес, мышление, умение отстаивать свой путь решения, тем самым формируя у него лидерские качества. Лидерами становятся активные дети.  Часто дети не готовы к познавательному общению со сверстниками. Воспитатель должен постоянно, без особого давления, выполнять определенную игровую роль и направлять деятельность детей.

   Нужно формировать у детей познавательный интерес. Реализовать творческую и познавательную активность ребенок может в практической деятельности. Поэтому большую роль в детской деятельности играет организация развивающей среды. В процессе познавательной игровой деятельности детей решаются следующие задачи:

- развитие интереса к решению познавательных задач;

- умение сравнивать, обобщать;

- находить самостоятельно решения;

- образно и логически мыслить.

   Для реализации этих задач в работе с дошкольниками надо использовать разнообразные игры. Работа начинается с простых заданий, затем постепенно от занятия к занятию усложняются. Эти занятия способствуют развитию воображения, мышления и смекалки. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Как сказал Л.Выготский, «игра – это прекрасный метод развивающего обучения». Дети любят играть, потому что им нравится сам игровой процесс. Воспитатель должен способствовать развитию познавательной активности, логического осмысления, развитию умственных способностей ребенка.

   Ребенок дошкольного возраста запоминает информацию механически, без использования специальных приемов запоминания и осмысления информации. Родители и воспитатели должны научить детей управлять собственной памятью. От этого будут зависеть дальнейшие успехи и неудачи в обучении, а также состояние памяти ребенка.

   Память может быть:

- двигательной;

- зрительной;

- слуховой;

- тактильной.

   Мышление может быть:

- логическим;

- ассоциативным.

   В развитии ребенка большая роль отводится развивающим играм, которые тренируют память, внимание, способность к мышлению. Чтобы улучшить способность запоминания надо использовать увлекательные игры для развития памяти.

   Существуют различные занятия для улучшения памяти у детей. Одни методики предлагают индивидуальные занятия, другие – участие целой группы детей. Разные игры позволяют тренировать разные виды памяти. При выборе игры для развития памяти у детей необходимо учитывать возраст и способности ребенка. Тренировать память нужно систематически с раннего возраста.

   Игры на развитие двигательной памяти:

   Воспитатель проводит ребенка в пределах игровой комнаты по определенному маршруту, придерживая ребенка сзади за плечи. Последовательность действий может быть такой: воспитатель делает 2 шага вперед, а потом 3 шага назад, подпрыгивает и т.д. Потом предлагает ребенку повторить тот же путь с теми же движениями. Можно видоизменить упражнение. Становитесь за спиной ребенка и проделываете несколько простых движений с его телом. Например, поднимаете левую руку, наклоняете голову направо и т. д. Потом просите ребенка повторить движения.

   Игры для развития зрительной памяти:

   Для этого потребуется две картинки. На одной из них должен быть изображен какой-то предмет, а на другой – тот же предмет, но в нем отсутствует какой-то элемент. Сначала ребенку показывают первую картинку и говорят, чтобы он запомнил, что на ней изображено. На запоминание дается, например, 15 секунд. Затем ребенку показывают вторую картинку и предлагают назвать разницу от первой картинки.

Другой пример игры на развитие зрительной памяти. Берут несколько коробочек разного цвета или формы.  На глазах у ребенка в одну из коробочек кладут какой-нибудь предмет, например, монету или пуговицу. Все коробочки закрывают непрозрачным экраном на некоторое время. После этого ребенок должен найти в какой коробочке лежит спрятанный предмет.

   Игры для развития слуховой памяти:

   Воспитатель выбирает несколько пар слов, которые связаны между собой по смыслу, например, собака – кошка, диван – кровать, дверь – окно и т.д.  Пары слов зачитывают ребенку несколько раз. Далее ребенку называют первое слово из пары, а он должен вспомнить второе слово. Так развивается слуховая память.

   Игры для развития тактильной памяти:

   Тактильная память – это способность запоминать ощущения после прикосновения. Ребенку завязывают глаза и по очереди дают в руки разные предметы, например, 3 –5 штук, не называя их. Ребенок должен сам догадаться о том, что это за предмет.

   Игры для развития ассоциативной памяти:

   Воспитатель или родитель называет разные слова, а ребенок должен мысленно представить себе образ, описать внешний вид, особенности данного предмета. Например, называем слово «корова». Ребенок может назвать следующие ассоциации: деревня, трава,молоко, сметана и т.д.