Педагогические условия развития социальной компетентности у дошкольников в системе дошкольной образовательной организации
данная презентация является защитой в МГПУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_499554.pptx | 138.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гипотеза исследования: Создание системы организации социализации детей в дошкольной образовательной организации и разработка программы ее внедрения будет способствовать развитию социальной компетентности детей, посещающих дошкольную организацию Организация методического сопровождения педагогов будет способствовать повышению их квалификации и более эффективной работе по направлению «развитие социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста » Разработка методических рекомендаций по организации системной работы в целях развития социальной компетентности детей, посещающих дошкольную организацию, будет способствовать повышению уровня организации педагогического процесса.
Компетенция - круг полномочий, вопросов, совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним и как образовательный результат Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, как характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности – результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества проблем Социальная компетентность - качество человека, сформированное в процессе овладения представлениями и знаниями о социальной действительности, активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и в разных видах социального взаимодействия
Традиционный Ребёнок усваивает нормы, эталоны поведения, взгляды, характерные для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит на неосознанном уровне как некритическое восприятие господствующих стереотипов Институциональный Осуществляется в процессе взаимодействия ребёнка с институтами общества (школа, общественные объединения, а также средства массовой информации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами. Социализация происходит на базе нарастающего накопления им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения Стилизованный Осуществляется через субкультуры. Субкультура – комплекс морально-психологических черт и поведенческих направлений, типичных для людей определённого возраста, профессионального и культурного слоя, который создаёт стиль жизни возрастной, профессиональной или социальной группы. Субкультура проявляется во взаимоотношениях и нормах поведения, речи, внешнего вида, способах свободного времяпровождения. Для субкультуры характерны пристрастия к определённым пластам эстетической культуры, иерархия ценностей, относительно стиля жизни. Субкультура влияет на социализацию младшего школьника постольку, поскольку группа сверстников является её носителями, референтны (значимы) для него Межличностный Действует через значимых лиц. Таковыми людьми могут быть родители, педагоги, уважаемые взрослые, друзья – сверстники. В процессе общения происходит идентификация (отождествление) с конкретным человеком. Общение со значимыми лицами в группе может оказывать на ребёнка влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа Рис. 1 – Механизмы социализации личности Рефлексивный О существляется через индивидуальное переживание и осознание
Мотивационный потребность в общении и одобрении, желание занять определенное место среди значимых для ребенка людей – взрослых и сверстников Когнитивный (познавательный) наличие элементарных представлений об окружающем мире, осведомленность в области взаимоотношений людей в социуме, осознание собственной индивидуальности Поведенческий (коммуникативный) эффективное взаимодействие со средой, способность поступать так, как принято в культурном обществе Эмоциональный умение обходится со своими чувствами и эмоциями (понимание, выражение) и с чувствами и эмоциями других людей Рис. 2 – Компоненты социальной компетентности дошкольника
Составляющие социального воспитания Образование предполагает систематическую деятельность взрослых по формированию у детей представлений и элементарных знаний об окружающей действительности 2. Приобретение ребенком социального опыта осуществляется в процессе его участия в жизнедеятельности формализованных групп (коллективов) . 3. Индивидуальная помощь , или по-другому педагогическая поддержка , предполагает: помощь в приобретении представлений, знаний, навыков, необходимых для удовлетворения дошкольником своих позитивных потребностей и интересов; в осознании им своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму .
Принципы педагогической поддержки ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей; самореализация педагогов – в творческой самореализации ребенка; всегда принимай ребенка таким, какой он есть; все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами; не унижай достоинства своей личности и личности ребенка; дети – носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего человека; воспитание – диалог культур; не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий; доверяя, не проверяй! признавай право на ошибку и не суди за нее; умей признать свою ошибку; защищая ребенка, учи его защищаться. Алгоритм педагогической поддержки диагностический этап – состоит в определении возможностей (социальных, культурных, кадровых, материальных и иных) образовательного учреждения, педагога осуществлять педагогическую поддержку формирования социально-личностной компетентности; 2) Моделирующий этап – предполагает создание модели, программы деятельности педагога по формированию социально-личностной компетентности ребенка; 3) организационно- деятельностный этап – заключается в реализации разработанной модели и программы педагогической поддержки формирования социально-личностной компетентности ; 4) аналитико-коррекционный этап – предполагает анализ результатов деятельности учреждения, педагога по педагогической поддержки формирования социально-личностной компетентности, а также разрешению проблем, возникших в процессе реализации программы .
1 этап Сбор индивидуальных сведений о детях: возраст, пол, родственные отношения 2 этап Констатирующий эксперимент для изучения взаимоотношений детей в группе, их статусного положения, уровня эмоциональной тревожности 3 этап Формулирующий эксперимент – использование различных методик и практик для повышения уровня социализации дошкольников 4 этап Разработка методических рекомендаций касательно развития социальной компетентности старших дошкольников Рис. 3 – Этапы исследования
Игра «Секрет» Татьяна Г. Артем Т. Владимир В. Татьяна О. Сергей О. Антон К. Людмила Н. Надя П . Георгий М. Василий Ш. Андрей М. Алина П. Сергей А. Артем Л. Светлана Б. Юрий Р. Ярослав К. Никита К. Оксана Д. Надя К. Ольга С. Инна Т. Алина М. Андрей К. Марина Ш. Катя Б. Владимир С. Алла П. Дмитрий Д.
Дмитрий Д. Таня Г. Артем Т. Владимир В. Таня О. Сергей О. Антон К. Людмила Н. Надя П. Георгий М. Вася Ш. Андрей М. Алина П. Сергей А. Артем Л. Светлана Б. Юрий Р. Ярослав К. Никита К.. Оксана Д. Надя К. Ольга С. Инна Т. Алина М. Андрей К. Марина Ш. Катя Б. Владимир С. Алла П. Наташа А. Игра «Выбор в действии»
Уровень тревожности Количество детей с определенным статусом Звезды Желанные Принятые Изолированные К-во. % К-во % К-во % К-во % Высокий - - - - - - 7 23 Средний - - 5 17 5 17 - - Низкий 8 26 5 17 - - - - Уровень эмоциональной тревожности Количество детей с определенным статусом Звезды и желанные Принятые и изолированные К-во. % К-во. % Высокий - - 7 100 Средний 5 50 5 50 Низкий 13 100 - - Таблица 2 Процентное соотношение детей с различным статусом для каждого уровня эмоциональной тревожности Таблица 1 Статусное положение детей с различным уровнем тревожности
Дата проведения Задачи Сентябрь Культурный человек. Каким я хочу быть… Мои достоинства и недостатки. Не хочу быть неряхой . Октябрь. Маленький, да удаленький. Правила этики. Рыцарский этикет. Какая бывает красота. Ноябрь. Наша дружная семья. Дом, в котором ты живешь. Что такое культура. В мире вежливых слов. Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни. Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять. Способствовать избавлению от дурных привычек и формированию полезных. Воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям. Знакомить с правилами этикета. Декабрь. Я тебя прощаю. Почему ты обиделся? Зачем нужен друг. Легко ли быть справедливым. Январь. Умеешь ли ты дружить. Учусь себя оценивать. Февраль. Я без взрослых. Учусь мечтать. Гостям всегда рады (мы выбираем подарок). Мы идем в гости. Развивать умение анализировать поступки, сравнивать их с общепринятыми. Развивать ответственность, самоконтроль, умение «читать» эмоциональное состояние по мимике, жестам. Воспитывать и развивать осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятие о дружбе, друзьях. Учить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать. Март. Мы принимаем гостей. У мамы с папой гости. Подарок любимому человеку. Долг платежом красен. Апрель. Я пешеход. Я пассажир. Учусь сочувствовать. О фантазерах и лгунишках. Закрепить правила поведения в общественных местах. Воспитывать уважение к незнакомым взрослым и сверстникам. Воспитывать умение правильно вести себя в присутствии взрослых. Май. Новенький. Достаточно ли мы воспитаны. Культура и мы. Детский бал «Мы принимаем» Подготовить детей к переходу в новый коллектив. Упражнять в различных формах знакомств. Вызвать желание радоваться успехам сверстников. Развивать эстетический вкус детей, закреплять общепринятые нормы поведения. Таблица 3 План реализации формулирующего эксперимента
Уровень эмоциональной тревожности Результаты экспериментов Констатирующий Контрольный К-во % К-во % Высокий 7 23 1 3 Средний 10 34 8 27 Низкий 13 43 21 70 Таблица 4 Сравнительный анализ результатов экспериментов
Модель формирования социальной компетентности дошкольника Принципы 1. Принцип комплексного и согласованного воздействия – он предполагает сотрудничество социального педагога, воспитателей, родителей в процессе социализации ребенка; 2 . Принцип социальной адаптации - включает формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения; 3 . Принцип многоаспектности подразумевает сочетание различных направлений деятельности по формированию социальной компетенции дошкольников; 4 . Принцип последовательности предусматривает, что цели и задачи должны быть - разделены на общие стратегические и частные (этапные), т.е. не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой кампании; - для обеспечения последовательности или «алгоритма» шагов в реализации системной работы по социализации в нее должны обязательно входить методы диагностики вовлечение в социализацию детей педагогов и родителей; - улучшение качества воспитания и формирования у детей социальной компетентности; - создание в ДОУ благоприятного социально-психологического климата; - создание методики диагностического исследования уровня социализации дошкольников Задачи Задачи создавать условия для полноценного социального развития детей (предоставлять каждому из них возможность проявлять социальную мотивацию, самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать социальную компетентность и т.п.); - продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т.п.; определять уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, интерес к сверстникам, к группе детского сада и др.).
Мероприятия по формированию навыков социализации решение задач патриотического воспитания, формирование нравственной культуры миропонимания; определение чувств и мыслей по отношению к самому себе - формирование самооценки, самоуважения, самосознания, способов самовыражения - «Я-концепция»; решение задач сплочения детского коллектива, взаимоотношений с людьми – сверстниками, родителями, педагогами; обучение способам и культуре общения, определение и формирование ценностных ориентации в коммуникативной сфере, решение проблем передачи социального опыта, формирование культуры социального поведения; создание условий для проявления у ребят своих индивидуальных способностей, включение воспитанников в активные и нестандартные формы деятельности, привлечение ребят в различные учреждения дополнительного образования.