Исследовательская работа "Исследование эффективности применения домашних заданий в процессе физического воспитания"

Малюкова Марина Андреевна

     Важным средством физического воспитания учащихся и логическим продолжением урока физической культуры является домашнее задание. Выполнение их – одна из форм самостоятельной работы школьников, характерной особенностью которой является отсутствие непосредственной помощи и руководства со стороны учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx426.09 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

_____________________________________________________________________________

Исследование эффективности применения

домашних заданий в процессе физического воспитания

                                                                                 

                                                                             

                                                                                    Выполнил: учащийся 9б класса

                                                                                    МБОУ «СОШ № 4» Зайцев Александр

                                                                                   Научный руководитель: учитель

                                                                                   физической культуры МБОУ «СОШ № 4»

                                                                                   Малюкова Марина Андреевна

                                                        

Нягань 2014

Исследование эффективности применения

домашних заданий в процессе физического воспитания

Зайцев Александр Сергеевич

Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра, город Нягань

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Муниципальная общеобразовательная школа № 4», 9 – Б класс

Аннотация

Цель работы: исследовать эффективность применения  домашних заданий в физическом воспитании школьников.

Методы:

  1. Изучение и анализ литературных источников.
  2. Анкетирование.
  3. Педагогическое тестирование.
  4. Педагогический эксперимент.
  5. Методы математической статистики.

Приемы:

  1. Анализ
  2. синтез

Полученные данные

     Сравнивая результаты между контрольной и экспериментальной группами в конце исследования, можно говорить о существенной разнице во всех показателях и у девочек и у мальчиков.  Разница недостоверна только в беге на 1000 м.

Выводы

     Для достижения более высоких результатов в развитии физических качеств необходимо систематически и целенаправленно использовать различные по содержанию домашние задания, способствующие развитию физических качеств. Эффективность их бесспорна, главное – через домашние задания воспитать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями. Все это, в конечном счете, положительно скажется на физической подготовленности учащихся и состояние их здоровья.

Исследование эффективности применения

домашних заданий в процессе физического воспитания

Зайцев Александр Сергеевич

Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра, город Нягань

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Муниципальная общеобразовательная школа № 4», 9 – Б класс

План исследования

На основе изучения и анализа литературных источников, пришли к выводу, что систематическое, целенаправленное выполнение домашних заданий эффективно сказывается на состоянии здоровья школьников, их физическом развитии, двигательной подготовленности, физической и умственной работоспособности.

Учитывая важность изучаемого вопроса, перед исследованием была поставлена цель: выявить эффективность использования  домашних заданий в физическом воспитании школьников 13-14 лет.

Гипотеза: предполагаем, что систематическое использование домашних заданий положительно скажется на двигательной подготовленности школьников за счет повышения динамической двигательной активности школьников.

Предмет исследования: процесс физического воспитания, организуемый в школе и дома (домашние задания).

Объект исследования: учащиеся 13-14 лет.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в условиях нашей школы была выявлена эффективность применения домашних заданий в физическом воспитании школьников.

Задачи исследования:

  1. Выявить уровень двигательной подготовленности школьников 13-14 лет.
  2. Исследовать влияние домашних заданий на физическую подготовленность учащихся 13-14 лет.
  3. Определить эффективность используемой методики занятий.

Для решения указанных задач использовали следующие методы исследования:

  1. Изучение и анализ литературных источников позволили определить эффективность домашних заданий для детей среднего школьного возраста; их особенности, виды, содержание и т.д. Было изучено 24 литературных источника, позволивших сформулировать гипотезу, цель, задачи исследования и подобрать средства и методы для их решения.
  2. Педагогическое наблюдение использовалось для контроля за выполнением домашних заданий.
  3. Диагностика физических качеств (контрольные упражнения) применялись для определения уровня физической подготовленности, исследуемых школьников (двигательный компонент). С этой целью мы использовали президентские тесты, которые характеризуют уровень развития различных физических качеств и широко применяются в физическом воспитании школьников: прыжок в длину с места (см); сгибание и разгибание рук; в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа на спине (30 сек.); вис на перекладине (сек); наклон туловища вперед из положения сидя на полу (см); бег 1000 м (мин. сек.).
  • Прыжок в длину с места. Проводился на размеченной дорожке. Испытуемый, слегка растравив ноги, выполнял прыжок толчком двух ног с взмахом рук. Делалось три попытки. В протоколе фиксировался лучший результат.
  • Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Испытуемый из и.п. упор лежа (голова, туловище, ноги составляют одну линию). Сгибание рук выполнялось до касания пола грудью, а разгибания до полного разгибания рук при сохранении прямой линии «голова - туловище - ноги». Давалась одна попытка.
  • Поднимание туловища из положения лежа на спине. И.п. руки за головой, пальцы рук « в замок », ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксировалось количество выполняемых упражнений до касания локтями в одной попытке за 30 сек.
  • Удержание тела в висе на перекладине. Тестируемый занимал положение виса хватом сверху так, чтобы подбородок находился над перекладиной. После этого включался секундомер. Когда под влиянием утомления руки начинали разгибаться и глаза оказывались на уровне перекладины, выполнение теста прекращалось, секундомер выключался.
  • Наклон вперед из положения сидя. На полу обозначали центровую и перпендикулярную ей линию. Исследуемый, сидя на полу, ступни ног касались центровой линии, ноги прямые, ступни вертикальны, расстояние между ними 20-30 см. Выполнялось три наклона вперед, на четвертом фиксировался результат. На перпендикулярной мерной линии по кончикам пальцев (с фиксацией согнутого положения в течение 3 сек.), при этом положении  удерживая колени, не допуская их сгибания.
  • Бег 1000 м. Выполнялся с высокого старта. Результат фиксировался с помощью секундомера до десятых долей секунды. На дистанции при необходимости, возможно, было перейти на ходьбу.                                  

4. Педагогический эксперимент проводился в 2012-2013 учебном году на базе МБОУ «СОШ №4» г. Нягани Ханты-Мансийского АО. Испытуемыми были девочки и мальчики 13-14 лет, систематически посещающие уроки физической культуры.

В эксперименте приняли участие две группы: контрольная и экспериментальная, всего 20 человек – по 10 в каждой группе. Контрольная и экспериментальная группы подбирались с таким расчетом, чтобы начальный уровень их физического развития и двигательной  подготовленности были практически одинаковыми. И не оказали существенного  влияния на более быстрый рост изучаемых нами показателей в одной из групп.

Суть экспериментальной методики заключалась в том, что в течение учебного года учащимся экспериментальной группы давались домашние задания, направленные на успешное овладение всех видов учебной программы и развитие физических качеств. Главное внимание уделялось формированию у детей интереса к домашним заданиям и обязательному их выполнению. С этой целью проводились коллективные и индивидуальные беседы с детьми и их родителями о пользе домашних заданий. Главная задача экспериментальной работы – стимулировать детей к систематическому выполнению домашних заданий. С этой целью создавались благоприятные условия к их выполнению. Например: два раза в неделю преподаватель физической культуры оказывал консультативную и практическую помощь по выполнению домашних заданий. Большинство детей с удовольствием посещали такие занятия. Всегда осуществлялся постоянный контроль за выполнением домашних заданий и, в случае успеха, выставлялись хорошие и отличные оценки. В контрольной же группе работа с детьми велась по общепринятой методике, однако особый акцент на выполнение домашних заданий не делался.

Ниже приводим наиболее типичные домашние задания, используемые в условиях эксперимента: УГГ (комплексы); сгибание и разгибание рук в упоре лёжа; прыжки через скакалку: Бег в легком темпе с ускорениями; метание мяча (имитационные упражнения); упражнения для развития гибкости; Упражнения для развития силы; Передачи мяча в стену; Прыжки в длину с места; Подтягивание; Приседание на одной ноге; Прогулки на лыжах; Поднимание туловища из положения лежа; Акробатические упражнения (кувырок вперед, назад, стойка на лопатках, мост из положения лежа); Вис на перекладине.

Помимо описанных выше домашних заданий, использовались и многие другие, при выборе которых мы руководствовали тем, что они являются приемлемыми для учащихся данного возраста и способствуют успешному освоению всех видов учебной программы.

5. Для обработки полученных результатов использовался метод математической статистики.  Сравнение среднеарифметических показателей между группами и внутри них.

Библиография

  1. Астахов А. Движение – фундамент здоровья. //Физическая культура в школе. – 1989. - № 10. – С. 26.
  2. Гончаров Ю.И. Самостоятельные занятия дома. //Физическая культура в школе. – 1977. - № 9. – С. 31.
  3. Дубогай А.Д. К вопросу о домашних заданиях. //Физическая культура в школе. – 1984. - № 2. – С. 23.
  4. Межуев В.Б. Ещё раз о домашних заданиях. //Физическая  культура в школе. – 1996. - № 4. – С. 20.
  5. Чижов П.И. Немного о домашних заданиях. //Физическая культура в школе. – 1984. - № 6. – С. 26.

Исследование эффективности применения

домашних заданий в процессе физического воспитания

Зайцев Александр Сергеевич

Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра, город Нягань

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Муниципальная общеобразовательная школа № 4», 9 – Б класс

Научная статья

Целью современной школы является создание условий для разностороннего развития личности ребенка. Главнейшая задача на данном пути – вооружить детей способами саморазвития, воспитать их самостоятельными, творческими, инициативными, воспитать у них потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Это возможно в том случае, если ученики не только освоят накопленные человечеством знания, но и будут в состоянии их приумножить, что не в последнюю очередь зависит от того, как будут готовы школьники к самостоятельным занятиям. Одна из форм развития самостоятельности – домашнее задание. На сегодняшний день оно просто необходимо, т.к. два урока физической культуры не обеспечивают достаточную нагрузку учащихся.

Важным средством физического воспитания учащихся и логическим продолжением урока физической культуры является домашнее задание. Выполнение их – одна из форм самостоятельной работы школьников, характерной особенностью которой является отсутствие непосредственной помощи и руководства со стороны учителя.

А.В. Буйлина (5) находит, что опыт практических работников, результаты научных исследований наглядно свидетельствуют, что задания по физической культуре дают возможность учащимся переключаться с одного вида деятельности на другой, сделать паузу, активно отдохнуть, тем самым способствуя увеличению производительности учебной работы.

А.С. Бойко (4) считает, что учитель физической культуры должен систематически давать ученикам домашние задания по выполнению физических упражнений. Такое существенное дополнение, впервые внесенное в официальный документ, обязывает учителя обратить самое пристальное внимание на это звено учебно-воспитательного процесса, особенно важное на современном этапе, когда в школе широко реализуется идея самостоятельного приобретения учениками знаний и умений, а также навыков самостоятельного повышения умственного, морально-волевого и физического совершенствования.

Ряд авторов (2, 4, 6, 12, 14, 30, 32, 33, 36, 37, 41, 42) считают, что домашние задания вырабатывают привычку к самостоятельному выполнению физических упражнений, способствуют развитию организованности, самодисциплины, настойчивости. Научить школьников самостоятельно заниматься физическими упражнениями – одна из главных задач учителя физической культуры.

Без помощи домашних заданий не может быть решена проблема воспитания у школьников привычки систематически заниматься физическими упражнениями. Они должны быть отправным пунктом воспитания у школьников умения заботиться о своем здоровье. Система домашних заданий должна, по мнению педагога В.Н. Зинченко (14) способствовать решению следующих задач: повышению двигательной активности; укреплению основных мышечных групп; формированию правильной осанки; содействию комплексному развитию двигательных качеств, освоению правильных движений в беге, прыжках, метаниях.

А. Астахов (3) целью проведения домашних заданий считает повышение уровня физической подготовленности учащихся, выполнение ими контрольных нормативов.

Ю.И. Гончаров (10), учитель физической культуры из г. Норильска, предложил для повышения двигательной активности детей систему самостоятельных занятий физическими упражнениями в домашних условиях. В основу разработки был положен принцип потребности детского организма в движениях, в зависимости от изменяющихся биологических ритмов на Крайнем Севере. Учитывалось также содержание учебной программы по физической культуре, периодичность ее прохождения в условиях Севера. В содержание домашних заданий входит: комплекс утренней гигиенической гимнастики, а также самостоятельные занятия физическими упражнениями по развитию двигательных качеств, дозировка в зависимости от сезонных биологических ритмов. Таким образом, большинство авторов отмечают положительное влияние домашних заданий на двигательную активность, на физическое развитие учащихся и повышение уровня физической подготовленности.

Очень важной задачей в выполнении домашних заданий является процесс обучения учеников заниматься теми или иными упражнениями самостоятельно и систематически, воспитание посредством домашних заданий трудолюбия, честности и прилежания. То есть домашние задания по физической культуре должны не только воспитывать привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями, но и воспитывать добросовестность, умение трудиться, прививать жизненно необходимые навыки – вот основные задачи, которые решаются в процессе занятий физическими упражнениями.

Домашние задания способствуют физической и функциональной подготовке организма школьника, укрепляют его здоровье.

1.2. Содержание домашних заданий

Существенное значение для правильной организации системы домашних заданий имеет их содержание. И.Н. Козетов и Г.Ф. Пастушенко (19) предлагают упражнения, направленные главным образом на развитие физических качеств: прыжки со скакалкой, приседания на одной ноге, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, прыжки в длину с места, имитация мяча.

А.М. Воеводин (8) разработал систему упражнений-ориентиров, позволяющих определять подготовленность учащихся, освоение которых предусмотрено школьной программой по физической культуре, материала по гимнастике, легкой атлетике и лыжной подготовке. Для укрепления соответствующих групп мышц школьникам предлагаются специальные комплексы упражнений, которые выполняются как на уроке, так и дома.

М.Г. Коменцер (17) предлагает несколько упражнений-тестов, по которым можно определить у учащихся уровень развития силы, выносливости, ловкости и других двигательных качеств: угол в висе (количество раз); отжимание; прыжок в длину с места; махи ногами, бег в течение 5 минут и др. С научной точки зрения эти упражнения для определения физической подготовленности могли не совсем уложиться в рамки понятия «тест», но они стали своего рада стимулом для домашних занятий и в какой-то мере критерием физической подготовленности. В начале и конце учебного года проводится тестирование.

О.П. Долотина (11) предлагает включить несложные общеразвивающие упражнения на развитие мышц рук, туловища, ног, а также бег в медленном темпе и передвижения на лыжах. Задание оформляется в виде карточки «Домашнее задание по физической культуре», отпечатанной на машинке и вклеенной в дневник учащихся. Примерное содержание карточки: прыжки со скакалкой 100-150 раз; сгибание и разгибание рук в упоре на стуле 8-12 раз; подтягивание в висе (мальчики) 2-5 раз; поднимание туловища из положения, лежа на спине – 10-12 раз; ходьба на лыжах – 1 км. Разучивание упражнений домашних заданий осуществляется на уроке .

Как показывает учительский опыт, при подборе средств, для домашних заданий для учащихся  наиболее обоснованными являются такие упражнения, при разработке содержания которых учтены возрастные закономерности развития двигательных качеств. Ясно, что упражнения должны подбираться не сложные по координации, хорошо освоенные учениками. Они не должны требовать громоздкого оборудования или инвентаря, причем целесообразно подбирать такие упражнения, которые развивают двигательные качества, содействуют освоению правильных движений. Важно учитывать изменения с возрастом уровня физической подготовленности ребят, больше внимания уделять дифференцированному (особенно по полу) и индивидуальному подходу.

Подбор упражнений для каждой станции из числа предлагаемых надо осуществлять в зависимости от уровня физической подготовленности юношей – старшеклассников. По мере освоения заданий усложняются и упражнения.

1.3. Виды домашних заданий по физической культуре

Практики в области физической культуры выделяют следующие виды домашних заданий: тематические; сквозные; индивидуальные; общие.

Общие домашние задания для всего класса только для юношей и девушек, индивидуальные в зависимости от успеваемости. При этом следует рекомендовать примерные нагрузки для детей разной подготовленности и пола. Один и тот же ученик может получить и общее, и индивидуальное задание. Помимо этого, в общем, задании может быть элемент, одинаковый для всех (общий), и элемент, регулируемый каждым учеником, согласно уровня подготовленности.

Задача тематических домашних заданий – подготовка учащихся к освоению отдельных разделов учебной программы и развитие двигательных качеств, играющих большую роль при обучении тому или иному учебному материалу.

В.И. Бурцев (6) считает, что сквозные домашние задания даются в течение всего учебного года для каждого класса одни и те же. Их задача: поддерживать и достичь оптимального уровня двигательных качеств в течение всего периода обучения.

1.4. Организация домашних заданий по физической культуре

Задачу физического воспитания детей, их гармонического развития невозможно полностью реализовать без помощи родителей, которые кровно заинтересованы в сохранении  и укреплении здоровья своих детей. Привлечение внимания родителей к проблемам физического воспитания детей – решающее звено в усилиях, направленных на преодоление физической пассивности учащихся.

Дети любого возраста должны делать дома утреннюю гимнастику, физкультминутки, домашние задания по физическому воспитанию и т.д. А многие родители даже не знают, что такие задания есть. Эти задания приносят большую пользу и поэтому были внесены в учебную программу по физической культуре (1993).

За выполнение домашних заданий С.Г. Арзуманов, учитель физической культуры, ставит оценки не только детям, но и их родителям за физическую подготовку своих детей и за занятия с детьми в процессе внеклассной работы (2).

Учителю физической культуры надо начинать с откровенной беседы с родителями. Родители, которые до беседы, возможно, мало уделяли внимания успехам своего ребенка по физической культуре, станут иначе относиться к его самостоятельным занятиям физическими упражнениями, организуют контроль, окажут помощь в оборудовании места занятий, приобретут необходимый инвентарь – гантели, эспандер, мяч, скакалку и т.д.

Н.И. Силкина (32) считает, что необходимо соблюдать следующие условия:

  • добиться, чтобы учащиеся знали требования учебной программы и уровень развития основных двигательных качеств, которых они должны достичь в своем возрасте;
  • убедить учащихся в практической пользе домашних заданий, как необходимого дополнения к урокам физической культуры;
  • заинтересовать школьников полученными домашними заданиями;
  • умело выделять главное, над чем и в какой период работать тому или иному ученику;
  • уметь определять степень воздействия применяемых упражнений на организм школьников, знать способы правильного регулирования этим воздействием;
  • обращать внимание учащихся на организацию и методику проведения заданных на дом упражнений;
  • обязательно сообщать сроки проверки полученных домашних заданий;
  • обучить учащихся правильной терминологии, научить их пользоваться ею при записи домашних заданий;
  • фиксировать домашние задания в годовых планах прохождения учебного материала.

Наряду с методическим обеспечением домашних заданий, важно вести просветительскую и воспитательную работу с учениками. Только при этом можно выработать у детей потребность в занятиях физическими упражнениями.

На наш взгляд, они являются ведущими в освоении любых двигательных действий. Процесс  это длительный, поэтому в домашние задание необходимо систематически включать упражнения, способствующие развитию координационных способностей.

 Результаты исследования и их обсуждение

Характеристика физической подготовленности учащихся контрольной и экспериментальной групп до начала исследования

(межгрупповые различия)

Для проведения педагогического эксперимента были подобраны две группы: контрольная и экспериментальная. Группы подбирались с таким расчетом, чтобы начальный уровень физической подготовленности занимающихся в них не имела существенных различий. Делалось это для того, чтобы устранить положительное влияние начального уровня физической подготовленности на конечные показатели.

Для определения уровня развития физических качеств использовались президентские тесты. На начальном этапе исследования был определен уровень развития всех физических качеств. Обработав и проанализировав полученные результаты, мы получили следующую картину  (приложение I).

Как видно, начальные результаты выполнения двигательных действий, характеризующих уровень развития различных физических качеств, имеют небольшие отличия.

На основе выше изложенного, можем констатировать тот факт, что при выполнении всех физических упражнений, характеризующих уровень развития всех физических качеств, разница между девочками контрольной и экспериментальной групп и мальчиками этих же групп до начала экспериментальной работы несущественна.

  1. Характеристика физической подготовленности учащихся контрольной и экспериментальной групп до и после экспериментальной работы
  2.  (внутригрупповые различия)

После сравнения уровня физической подготовленности учащихся контрольной и экспериментальной групп, в течение учебного года мы проводили специальную работу, направленную на улучшение уровня физической подготовленности. С этой целью нами были разработаны различные домашние задания (групповые и индивидуальные). Значение их бесспорно, основная трудность состояла в том, чтобы заинтересовать учащихся в их выполнении, тем более, что учащиеся исследуемого нами возраста уже имеют свое собственное мнение и пока они не убедятся в нужности предлагаемой им работы по воспитанию физических качеств, никаких положительных результатов ждать было нельзя. Для того, чтобы убедить детей в необходимости работы дома, нами проводились специальные и индивидуальные беседы о пользе занятий физическими упражнениями. Помимо этого, выступали на родительском собрании с целью оказания нам помощи со стороны родителей в контроле за выполнением домашних заданий. Два раза в неделю, по желанию учащихся, уделялось время учителем физической культуры для оказания консультативной помощи в выполнении домашних заданий. При достижении даже незначительных положительных результатов в развитии физических качеств учащимся выставлялась оценка, обязательно выше предыдущей. Главное: стимулировать детей к выполнению домашних заданий. Два раза в год проводились специальные соревнования по сдаче контрольных нормативов (в конце 2012 г. и 2013г. (в конце учебного года)). Такая целенаправленная систематическая работа проводилась только с учащимися экспериментальной группы, с учащимися же контрольной группы работа проводилась обычная, акцент на выполнение домашних заданий не делался. В конце экспериментальной работы мы определили уровень физической подготовленности у испытуемых обеих групп. Для определения разницы мы сравнили отдельно показатели контрольной и экспериментальной групп с начальными и проанализировали их. Полученные данные позволяют говорить о том, что сам процесс физического воспитания (различные занятия) оказал положительное влияние на физическую подготовленность учащихся и контрольной, и экспериментальной групп, результаты в конце исследования увеличились в обеих группах и у мальчиков, и у девочек, однако разница в показателях контрольной и  экспериментальной групп значительна.

Сравнивая показатели физической подготовленности исследуемых контрольной группы до и после эксперимента видим, что результаты увеличились незначительно (рис. 2).

Рис. 2. Сравнительные показатели физической подготовленности учащихся контрольной группы до и после эксперимента

Совсем другая ситуация складывалась в экспериментальной группе. Показатели физической подготовленности у всех испытуемых к концу опытной работы изменились в лучшую сторону (приложение 3).

Рис. 3. Сравнительные показатели физической подготовленности учащихся экспериментальной группы до и после эксперимента.

3.3. Характеристика физической подготовленности учащихся контрольной и экспериментальной групп после исследовательской работы (межгрупповые различия)

Для выявления разницы в показателях физической подготовленности учащихся экспериментальной и контрольной групп мы обследовали их в конце эксперимента. Проанализировав полученные данные, получили следующую картину (приложение. 4).

Рис. 4. Сравнительные показатели физической подготовленности учащихся контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента

Результаты, представленные в таблице, позволяют говорить о существенной разнице в показателе. Различия во всех случаях достоверны. Исключение составляет разница в показателях, характеризующих общую выносливость. Мы считаем, что в дальнейшем необходимо осуществлять более эффективную работу по воспитанию общей выносливости, с этой целью продумать содержание домашних заданий в домашних условиях и создать условия для детей для выполнения домашних заданий на пришкольной спортивной площадке и в спортивном зале.

На основе выше изложенного можно предположить, что используемая нами экспериментальная методика оказала существенное влияние на развитие физических качеств.

Как видно из графике, во всех случаях выигрыш эффективности. Исключение составляет бег на 1000 м. Это позволяет говорить о том, что экспериментальная методика проведения занятий, которая заключалась в систематической работе дома, оказала положительное влияние на развитие физических качеств. Однако необходимо внести коррективы в содержание домашних заданий и, как и указывалось выше, создать все необходимые предпосылки и для развития общей выносливости. Работа предстоит большая, но на современном этапе это необходимо.

Обращает на себя внимание и тот факт, что выигрыш эффективности в % везде разный. Самый высокий выигрыш эффективности наблюдается при выполнении виса на перекладине – 53 %, в упражнении на гибкость (наклон вперед) – 51 %, в упражнении на силу (сгибание, разгибание рук в упоре лежа) – 35 %; в упражнениях, характеризующих скоростно-силовое качество прыгучесть (прыжок в длину) и силу мышц брюшного пресса эти показатели ниже и равны соответственно 24 % и 13 %.

Дать обоснование полученным результатам после проведения исследования, продолжавшегося только один учебный год, пока сложно, однако, мы предполагаем, что это связано с недостаточной индивидуальной работой дома с учащимися по развитию физических качеств и, может быть, с недостаточно серьезным отношением некоторых учащихся к домашним заданиям. Однако этот процесс длительный и при настойчивости и желании учителя физической культуры, родителей и самих детей, в первую очередь, можно воспитать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, что, безусловно, в конечном счете, положительно скажется на состоянии здоровья детей, их физическом развитии и двигательной подготовленности.

Выводы

1. На начальном этапе исследования уровень развития физических качеств у мальчиков и девочек контрольной и экспериментальной групп имеют незначительные отличия.

2. В конце исследовательской работы результаты, характеризующие уровень развития, физических качеств, улучшились у занимающихся и контрольной, и экспериментальной групп. Однако большие изменения произошли в экспериментальной группе. Выполнение домашних заданий оказала положительное влияние на развитие физических качеств.

3. Для достижения более высоких результатов в развитии физических качеств необходимо систематически и целенаправленно использовать различные по содержанию домашние задания, способствующие развитию физических качеств. Роль их бесспорна, главное – через домашние задания воспитать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями. Все это, в конечном счете, положительно скажется на физической подготовленности учащихся и состояние их здоровья.

4. Как показало наше исследование, в тех классах, где применялось домашнее задание по физической культуре, все показатели физической подготовки, работоспособности, и успеваемости ребят на 20-32% лучше, чем у тех, которые к выполнению этих заданий не привлекались.

П Р И Л О Ж Е Н И Я