Тактические приёмы обучению баскетбола

Комарова Валентина Ивановна

 Эта моя статья опубликована в сборнике научно-практической конференции ЧГУ им.и.Н.Ульянова. В ней вы найдёте некоторые рекомендации  по обучению баскетболу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon приёмы тактики 30.5 КБ
Microsoft Office document icon priyomy_taktiki_obucheniya_v_basketbol.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:


ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКИ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ

В.И.Комарова

Алатырский филиал  ФГБОУ ВПО «ЧГУ им.И.Н.Ульянова»

Анализ игровой деятельности многочисленных баскетбольных команд, являющихся объектом моего наблюдения и исследования, показал наличие у игроков большого количества тактических ошибок. Это означает, что процесс мышления, содержание которого направлено на анализ непрерывно меняющихся условий игровой деятельности и выбор соответствующего действия у игроков проходит не всегда с наибольшей интенсивностью. Это говорит  о наличии у игроков стойко сформировавшегося динамического стереотипа, связанного с определёнными условиями выполнения технических приёмов игры во время тренировок.

 Отсюда можно предположить, что  в методике обучения имеется ряд существенных недостатков, связанных с неумелой организацией условий обучения и неправильными приёмами техники игры, устранение которых позволит улучшить качество подготовки баскетболистов.

Я считаю, что со стороны  тренеров-преподавателей недостаточное внимание уделяется: постановке задач перед занимающимися в процессе выполнения ими упражнений, направленных на технико-тактическую подготовку, а также организации условий выполнения упражнений, направленных на решение поставленной задачи, особенно на начальном этапе обучения.

     В частности, при построении процесса технико-тактической подготовки баскетболистов необходимо учитывать следующие особенности:

1.Деятельность баскетболистов протекает в коллективе в быстро меняющихся условиях.

2.Между техническими приёмами и тактической целью их применения в игре существует логическая связь.

На основании проведённых педагогических наблюдений и эксперимента я пришла к тому, что закрепление двигательных навыков следует проводить в меняющихся условиях, близких по своему содержанию к игре в баскетбол.

  Условия обучения близкие к игровым, характеризуются:

 а) организацией размещения и передвижения учащихся по площадке во взаимодействии с партнёрами;

 б) наличием в упражнении соревновательного элемента;

 в) наличием сопротивления при выполнении упражнений;

г) использованием упражнений и их сочетаний, в которых учащимся предоставляется возможность оценки действий партнёров и защитников и самостоятельный выбор действий.

 Одним из средств решения данного приёма может служить остановка  учебно-тренировочной игры; в таких случаях преподаватель в конкретных условиях  и ситуациях  раскрывает ошибки и неправильные действия игроков. А затем в упражнениях, построенных на конкретных игровых моментах, закрепляет те или иные технические приёмы. Для активизации мышления в процессе выполнения упражнений необходима частая смена мест. Большое значение имеет теоретический курс. Так, например, знания полученные на теоретических занятиях и касающиеся целесообразного применения того или иного  технического приёма при решении тактических задач будет способствовать правильности действий в игре. «Основная цель тактики - организовать и подчинить единой мысли действия всех игроков для того, чтобы достигнуть победы и успеха» (3)

Командные действия организуются с помощью различных систем.  Постоянная расстановка игроков в каждой системе даёт возможность на тренировке изучить различные взаимодействия, применять их в обстановке игры. Общие знакомые и заранее изученные положения, встречающиеся и в тренировке и в игре, позволяют игрокам свободнее и быстрее взаимодействовать на площадке, не затрачивая времени на то, чтобы дополнительно обдумывать обстановку или согласовывать свои действия с партнёрами. Этим самым сокращается время  для перехода к активным действиям.

Для того чтобы активизировать мыслительную деятельность занимающихся баскетболом и повысить эффективность  процесса обучения я широко использую словесные формы  в виде:

1) указаний на правильность или ошибочность выполнения;

2) вопросов, связанных с действиями учащихся;

3) сравнение действий и  движений в соответствии с другими игроками.

«Спортивные соревнования - это вечный экзамен для спортсменов, тренеров, судей. Экзамен на мастерство, на честность и благородство, на мужество!»(1)

                                Список литературы:

1.Гомельский А.Я. Вечный экзамен М., «Физкультура и спорт»,1978-168с.  

2.Гомельский Е.Я. Игра гигантов М «Вагриус»,2004г-208с

3.Травин  К.И. Баскетбол М., «Физкультура и спорт», 1957г.-134с.



Предварительный просмотр:


ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКИ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ

В.И.Комарова

Алатырский филиал  ФГБОУ ВПО «ЧГУ им.И.Н.Ульянова»

Анализ игровой деятельности многочисленных баскетбольных команд, являющихся объектом моего наблюдения и исследования, показал наличие у игроков большого количества тактических ошибок. Это означает, что процесс мышления, содержание которого направлено на анализ непрерывно меняющихся условий игровой деятельности и выбор соответствующего действия у игроков проходит не всегда с наибольшей интенсивностью. Это говорит  о наличии у игроков стойко сформировавшегося динамического стереотипа, связанного с определёнными условиями выполнения технических приёмов игры во время тренировок.

 Отсюда можно предположить, что  в методике обучения имеется ряд существенных недостатков, связанных с неумелой организацией условий обучения и неправильными приёмами техники игры, устранение которых позволит улучшить качество подготовки баскетболистов.

Я считаю, что со стороны  тренеров-преподавателей недостаточное внимание уделяется: постановке задач перед занимающимися в процессе выполнения ими упражнений, направленных на технико-тактическую подготовку, а также организации условий выполнения упражнений, направленных на решение поставленной задачи, особенно на начальном этапе обучения.

     В частности, при построении процесса технико-тактической подготовки баскетболистов необходимо учитывать следующие особенности:

1.Деятельность баскетболистов протекает в коллективе в быстро меняющихся условиях.

2.Между техническими приёмами и тактической целью их применения в игре существует логическая связь.

На основании проведённых педагогических наблюдений и эксперимента я пришла к тому, что закрепление двигательных навыков следует проводить в меняющихся условиях, близких по своему содержанию к игре в баскетбол.

  Условия обучения близкие к игровым, характеризуются:

 а) организацией размещения и передвижения учащихся по площадке во взаимодействии с партнёрами;

 б) наличием в упражнении соревновательного элемента;

 в) наличием сопротивления при выполнении упражнений;

г) использованием упражнений и их сочетаний, в которых учащимся предоставляется возможность оценки действий партнёров и защитников и самостоятельный выбор действий.

 Одним из средств решения данного приёма может служить остановка  учебно-тренировочной игры; в таких случаях преподаватель в конкретных условиях  и ситуациях  раскрывает ошибки и неправильные действия игроков. А затем в упражнениях, построенных на конкретных игровых моментах, закрепляет те или иные технические приёмы. Для активизации мышления в процессе выполнения упражнений необходима частая смена мест. Большое значение имеет теоретический курс. Так, например, знания полученные на теоретических занятиях и касающиеся целесообразного применения того или иного  технического приёма при решении тактических задач будет способствовать правильности действий в игре. «Основная цель тактики - организовать и подчинить единой мысли действия всех игроков для того, чтобы достигнуть победы и успеха» (3)

Командные действия организуются с помощью различных систем.  Постоянная расстановка игроков в каждой системе даёт возможность на тренировке изучить различные взаимодействия, применять их в обстановке игры. Общие знакомые и заранее изученные положения, встречающиеся и в тренировке и в игре, позволяют игрокам свободнее и быстрее взаимодействовать на площадке, не затрачивая времени на то, чтобы дополнительно обдумывать обстановку или согласовывать свои действия с партнёрами. Этим самым сокращается время  для перехода к активным действиям.

Для того чтобы активизировать мыслительную деятельность занимающихся баскетболом и повысить эффективность  процесса обучения я широко использую словесные формы  в виде:

1) указаний на правильность или ошибочность выполнения;

2) вопросов, связанных с действиями учащихся;

3) сравнение действий и  движений в соответствии с другими игроками.

«Спортивные соревнования - это вечный экзамен для спортсменов, тренеров, судей. Экзамен на мастерство, на честность и благородство, на мужество!»(1)

                                Список литературы:

1.Гомельский А.Я. Вечный экзамен М., «Физкультура и спорт»,1978-168с.  

2.Гомельский Е.Я. Игра гигантов М «Вагриус»,2004г-208с

3.Травин  К.И. Баскетбол М., «Физкультура и спорт», 1957г.-134с.