Тактические приёмы обучению баскетбола
Эта моя статья опубликована в сборнике научно-практической конференции ЧГУ им.и.Н.Ульянова. В ней вы найдёте некоторые рекомендации по обучению баскетболу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
приёмы тактики | 30.5 КБ |
priyomy_taktiki_obucheniya_v_basketbol.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКИ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ
В.И.Комарова
Алатырский филиал ФГБОУ ВПО «ЧГУ им.И.Н.Ульянова»
Анализ игровой деятельности многочисленных баскетбольных команд, являющихся объектом моего наблюдения и исследования, показал наличие у игроков большого количества тактических ошибок. Это означает, что процесс мышления, содержание которого направлено на анализ непрерывно меняющихся условий игровой деятельности и выбор соответствующего действия у игроков проходит не всегда с наибольшей интенсивностью. Это говорит о наличии у игроков стойко сформировавшегося динамического стереотипа, связанного с определёнными условиями выполнения технических приёмов игры во время тренировок.
Отсюда можно предположить, что в методике обучения имеется ряд существенных недостатков, связанных с неумелой организацией условий обучения и неправильными приёмами техники игры, устранение которых позволит улучшить качество подготовки баскетболистов.
Я считаю, что со стороны тренеров-преподавателей недостаточное внимание уделяется: постановке задач перед занимающимися в процессе выполнения ими упражнений, направленных на технико-тактическую подготовку, а также организации условий выполнения упражнений, направленных на решение поставленной задачи, особенно на начальном этапе обучения.
В частности, при построении процесса технико-тактической подготовки баскетболистов необходимо учитывать следующие особенности:
1.Деятельность баскетболистов протекает в коллективе в быстро меняющихся условиях.
2.Между техническими приёмами и тактической целью их применения в игре существует логическая связь.
На основании проведённых педагогических наблюдений и эксперимента я пришла к тому, что закрепление двигательных навыков следует проводить в меняющихся условиях, близких по своему содержанию к игре в баскетбол.
Условия обучения близкие к игровым, характеризуются:
а) организацией размещения и передвижения учащихся по площадке во взаимодействии с партнёрами;
б) наличием в упражнении соревновательного элемента;
в) наличием сопротивления при выполнении упражнений;
г) использованием упражнений и их сочетаний, в которых учащимся предоставляется возможность оценки действий партнёров и защитников и самостоятельный выбор действий.
Одним из средств решения данного приёма может служить остановка учебно-тренировочной игры; в таких случаях преподаватель в конкретных условиях и ситуациях раскрывает ошибки и неправильные действия игроков. А затем в упражнениях, построенных на конкретных игровых моментах, закрепляет те или иные технические приёмы. Для активизации мышления в процессе выполнения упражнений необходима частая смена мест. Большое значение имеет теоретический курс. Так, например, знания полученные на теоретических занятиях и касающиеся целесообразного применения того или иного технического приёма при решении тактических задач будет способствовать правильности действий в игре. «Основная цель тактики - организовать и подчинить единой мысли действия всех игроков для того, чтобы достигнуть победы и успеха» (3)
Командные действия организуются с помощью различных систем. Постоянная расстановка игроков в каждой системе даёт возможность на тренировке изучить различные взаимодействия, применять их в обстановке игры. Общие знакомые и заранее изученные положения, встречающиеся и в тренировке и в игре, позволяют игрокам свободнее и быстрее взаимодействовать на площадке, не затрачивая времени на то, чтобы дополнительно обдумывать обстановку или согласовывать свои действия с партнёрами. Этим самым сокращается время для перехода к активным действиям.
Для того чтобы активизировать мыслительную деятельность занимающихся баскетболом и повысить эффективность процесса обучения я широко использую словесные формы в виде:
1) указаний на правильность или ошибочность выполнения;
2) вопросов, связанных с действиями учащихся;
3) сравнение действий и движений в соответствии с другими игроками.
«Спортивные соревнования - это вечный экзамен для спортсменов, тренеров, судей. Экзамен на мастерство, на честность и благородство, на мужество!»(1)
Список литературы:
1.Гомельский А.Я. Вечный экзамен М., «Физкультура и спорт»,1978-168с.
2.Гомельский Е.Я. Игра гигантов М «Вагриус»,2004г-208с
3.Травин К.И. Баскетбол М., «Физкультура и спорт», 1957г.-134с.
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКИ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ
В.И.Комарова
Алатырский филиал ФГБОУ ВПО «ЧГУ им.И.Н.Ульянова»
Анализ игровой деятельности многочисленных баскетбольных команд, являющихся объектом моего наблюдения и исследования, показал наличие у игроков большого количества тактических ошибок. Это означает, что процесс мышления, содержание которого направлено на анализ непрерывно меняющихся условий игровой деятельности и выбор соответствующего действия у игроков проходит не всегда с наибольшей интенсивностью. Это говорит о наличии у игроков стойко сформировавшегося динамического стереотипа, связанного с определёнными условиями выполнения технических приёмов игры во время тренировок.
Отсюда можно предположить, что в методике обучения имеется ряд существенных недостатков, связанных с неумелой организацией условий обучения и неправильными приёмами техники игры, устранение которых позволит улучшить качество подготовки баскетболистов.
Я считаю, что со стороны тренеров-преподавателей недостаточное внимание уделяется: постановке задач перед занимающимися в процессе выполнения ими упражнений, направленных на технико-тактическую подготовку, а также организации условий выполнения упражнений, направленных на решение поставленной задачи, особенно на начальном этапе обучения.
В частности, при построении процесса технико-тактической подготовки баскетболистов необходимо учитывать следующие особенности:
1.Деятельность баскетболистов протекает в коллективе в быстро меняющихся условиях.
2.Между техническими приёмами и тактической целью их применения в игре существует логическая связь.
На основании проведённых педагогических наблюдений и эксперимента я пришла к тому, что закрепление двигательных навыков следует проводить в меняющихся условиях, близких по своему содержанию к игре в баскетбол.
Условия обучения близкие к игровым, характеризуются:
а) организацией размещения и передвижения учащихся по площадке во взаимодействии с партнёрами;
б) наличием в упражнении соревновательного элемента;
в) наличием сопротивления при выполнении упражнений;
г) использованием упражнений и их сочетаний, в которых учащимся предоставляется возможность оценки действий партнёров и защитников и самостоятельный выбор действий.
Одним из средств решения данного приёма может служить остановка учебно-тренировочной игры; в таких случаях преподаватель в конкретных условиях и ситуациях раскрывает ошибки и неправильные действия игроков. А затем в упражнениях, построенных на конкретных игровых моментах, закрепляет те или иные технические приёмы. Для активизации мышления в процессе выполнения упражнений необходима частая смена мест. Большое значение имеет теоретический курс. Так, например, знания полученные на теоретических занятиях и касающиеся целесообразного применения того или иного технического приёма при решении тактических задач будет способствовать правильности действий в игре. «Основная цель тактики - организовать и подчинить единой мысли действия всех игроков для того, чтобы достигнуть победы и успеха» (3)
Командные действия организуются с помощью различных систем. Постоянная расстановка игроков в каждой системе даёт возможность на тренировке изучить различные взаимодействия, применять их в обстановке игры. Общие знакомые и заранее изученные положения, встречающиеся и в тренировке и в игре, позволяют игрокам свободнее и быстрее взаимодействовать на площадке, не затрачивая времени на то, чтобы дополнительно обдумывать обстановку или согласовывать свои действия с партнёрами. Этим самым сокращается время для перехода к активным действиям.
Для того чтобы активизировать мыслительную деятельность занимающихся баскетболом и повысить эффективность процесса обучения я широко использую словесные формы в виде:
1) указаний на правильность или ошибочность выполнения;
2) вопросов, связанных с действиями учащихся;
3) сравнение действий и движений в соответствии с другими игроками.
«Спортивные соревнования - это вечный экзамен для спортсменов, тренеров, судей. Экзамен на мастерство, на честность и благородство, на мужество!»(1)
Список литературы:
1.Гомельский А.Я. Вечный экзамен М., «Физкультура и спорт»,1978-168с.
2.Гомельский Е.Я. Игра гигантов М «Вагриус»,2004г-208с
3.Травин К.И. Баскетбол М., «Физкультура и спорт», 1957г.-134с.