Воспитание детей в семье с нарушениями зрения.
Предварительный просмотр:
Министерство образования РФ
ФГБОУ ВПО Ярославский государственный университет имени К. Д. Ушинского»
Воспитание детей в семье с нарушениями зрения.
Работу выполнила:
студентка СДФ
Щеглова В. Ю.
Работу проверила:
Теплякова Е.С.
Ярославль
2016
Содержание.
1.причины нарушения зрения;
2.выявление нарушения зрения у ребенка;
3.воспитание ребенка с нарушением зрения;
4.вывод;
5.литература.
Причины нарушения зрения.
Дети с нарушением зрения все чаще кроме тяжелых нарушений зрения имеют и другие аномалии развития, такие как врожденный порок сердца, нарушения моторики и другие. Причинами появления у детей таких сложных и даже множественных врожденных нарушений могут быть различные вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция и др.). Возможными причинами появления
детей с множественными врожденными пороками развития остаются заболевания родителей диабетом, токсоплазмозом, сифилисом и многими другими болезнями.
В ряде случаев к очень раннему нарушению зрения приводят тяжелые
заболевания новорожденного в первые месяцы жизни. Также причинами нарушениями зрения могут быть сильнодействующие лекарства, примененные для спасения жизни ребенка во время рождения. В любом случае ребенок с врожденными или очень рано наступившими нарушениями
зрения сталкивается с очень большим количеством проблем. Поэтому крайне важно, чтобы родители смогли как можно лучше понять эти проблемы. Чаще всего такой ребенок рождается довольно слабеньким и у родителей возникает очень много забот и переживаний по поводу его здоровья.
Выявление нарушения зрения у ребенка.
Врачи не всегда сразу определяют нарушения зрения новорожденного.
Большие сложности возникают с обследованием зрения у такого ребенка.
Очень важно, если родители понимают, что кроме постоянного наблюдения у врачей их ребенку необходима помощь специалистов по обучению детей с нарушением зрения.
Редко у детей встречается полная или тотальная слепота. Успехи современной медицины позволяют вернуть ребенку остаточное зрение при многих заболеваниях глаз. Но для этого недостаточно успешно проведенного курса лечения или операции, нужна система специальных занятий, чтобы научить ребенка пользоваться остаточным зрением. Специалисты по обучению детей с нарушением зрения и слуха подскажут, как лучше использовать в процессе воспитания чувства осязания, обоняния, вкуса, вибрации. Важно не забывать, как значительна роль телесного контакта с матерью для всего будущего развития ребенка. Способность матери понять малейшие признаки желаний ребенка и ее правильная реакция на эти желания оказывают самое большое влияние на будущее развитие ребенка.
Очень хорошо, если родители знают, как идет развитие нормального ребенка, и стремятся следовать этим этапам в воспитании своего больного ребенка. Развитие ребенка с глубокими нарушениями зрения и идет так же, как и здорового, но каждый его шаг и этап гораздо более растянут во времени и требует специальных усилий взрослых.
Уже на втором месяце у нормально развивающегося ребенка возникает реакция на лицо матери. Обычно это происходит во время кормления на руках матери. Дефектность зрения больного ребенка делает невозможным полноценный зрительный контакт с матерью, но остается возможность телесного и осязательного контакта. Ребенок чувствует тепло рук матери, запах грудного молока. Ребенок с врожденным дефектом может отставать в весе.
Очень часто дети с врожденными нарушениями зрения выглядят пассивными, равнодушными, никак не реагируют на происходящее вокруг них или их реакция связана только с их физическим состоянием. Важно попытаться преодолеть эту пассивность. Хорошо, если ребенок успокаивается при укачивании на руках у мамы и плачет, когда его кладут в
кроватку. Купание - хорошая возможность для развития движений малыша.
Очень важно, чтобы малыш развивался моторно с возможно меньшим отставанием от нормы. Общеукрепляющий массаж и специальная гимнастика всегда показаны детям. Если ребенок пассивен, родители должны стараться помочь ему переворачиваться на живот и обратно, приподнимать его за руки, учить упираться ногами и т.д. Здоровый ребенок очень подвижен
и постоянно сам меняет положение тела. За ребенка с нарушениями это должен делать взрослый. Необходимо следить, чтобы малыш не оставался долго в одной и той же позе.
От активности родителей в процессе воспитания ребенка с нарушением зрения зависит очень многое. При правильных действиях родителей ребенок постепенно становится более активным. Часто заметный скачок в двигательной активности ребенка наступает после операции глаз. Все больше внимания теперь нужно уделять стимуляции использования остаточного зрения.
Обычно всем младенцам нравится играть со светом. Они машут руками между лицом и светом, учатся фиксировать свой взгляд, рассматривая свои руки. Велико значение световой стимуляции и для развития нарушенного зрения, что особенно важно при катарактах. Можно использовать для этого и солнечный свет, и свет лампы, и тени деревьев. Следя за всем этим, ребенок учится контролировать свои руки и голову, это может стимулировать его движения и перевороты.
Воспитание ребенка с нарушением зрения.
Воспитание ребенка с нарушением зрения до двух лет.
В жизни ребенка очень важные достижения в развитии наступают после первого полугодия: ребенок может отличить ближайших взрослых от чужих людей и начинает проявлять интерес к предметам, находящимся в руках взрослого, тянуться к ним. Он научается хватать предмет. Необходимым условием хватания является зрительное сосредоточение на предмете, умение проследить за его движением, конвергенция глаз(физиологический акт сведения зрительных осей обоих глаз на фиксируемом предмете) и рассматривание, которые развиваются к этому времени. Чтобы вызвать действия хватания у ребенка, достаточно бывает поднести предмет на расстояние его вытянутой руки и, когда ребенок начинает тянуться к предмету, отдалить его, вынуждая вновь тянуться и, наконец, позволить схватить предмет.
Если родители соблюдают все правила воспитания , то ребенок с глубоким нарушением зрения к концу первого - началу второго года жизни может овладеть следующими умениями:
1) есть с ложки;
2) жевать;
3) откусывать от куска;
4) пить из чашки;
5) сидеть;
6) брать предметы в руку, тянуть в рот, трясти пред глазами, стучать ими,
рассматривать их;
7) сидеть на горшке.
Его поведение может быть охарактеризовано следующим образом:
1) проявляет недовольство, когда остается один;
2) успокаивается на руках у взрослого;
3) большую часть времени проводит один сидя, лежа или ползая;
4) пытается сам вставать;
6) проявляет интерес к светящимся, блестящим, ярким предметам;
Нужно начинать учить ребенка ходить, как только он начал хорошо стоять с
поддержкой. Слепой ребенок учится ходить, двигая какой-нибудь предмет перед собой, или протягивает вперед руку, чтобы не натолкнуться на встречные предметы. Начиная ходить самостоятельно, ребенок учится осваивать окружающее его пространство. Постоянное нахождение предметов в окружающем пространстве – главное требование для освоения его ребенком с нарушенным зрением. По мере того как увереннее ходит ребенок, родители стараются все реже брать его на руки. Берут на руки только после соответствующей просьбы-жеста ребенка (тянет руки вверх), а в дальнейшем только как поощрение за правильно выполненные действия.
Проведение в этот период различных специальных занятий по развитию движений способствует укреплению эмоционального контакта с родителями и подготавливает почву для развития будущего активного поведения такого ребенка в бытовых ситуациях.
Воспитание ребенка с нарушением зрения с двух до трех лет.
Для детей с глубокими нарушениями зрения на втором году жизни существуют следующие упражнения со взрослыми:
- бегать по комнате или на улице, держа малыша за руку; бегать, держась за веревочку в руках взрослого;
- уметь перешагивать и перелезать через препятствия;
- пролезать под протянутой низко над полом веревочкой;
- ползать под составленными в ряд большими стульями, можно ползать под свет фонарика;
- залезать на стул и спрыгивать на пол с помощью взрослого;
- катать машину по полу, тянуть ее за веревочку;
- качаться на кресле-качалке, на качелях;
- совершать совместные наклоны (малыш сидит на полу спиной к животу
взрослого и вместе с ним совершает наклоны вперед и назад);
- катание мяча по полу;
-игры с водой (стоя рядом с ванночкой, наполненной водой, наливать и выливать воду из кружки, играть с плавающими игрушками);
- игры с песком.
Развитие эмоционального контакта с родителями делает возможным более
полноценное участие ребенка в бытовых действиях, выполняемых по режиму дня. Распорядок дня всегда состоит из определенного набора сменяющих друг друга во времени ситуаций типа: утренний туалет, завтрак, прогулка, ужин и приготовление ко сну.
В свободное от дел и занятий время нужно давать ребенку некоторые предметы и игрушки для самостоятельных действий. Это должен быть несколько другой набор игрушек, отличных от употребляемых на занятиях со взрослым, например, кружка, ложка, тарелка, расческа, зеркальце, флажок, мячик и др. Наблюдая за самостоятельными действиями ребенка с этими предметами, вы сможете оценить, насколько малыш усвоил их употребление. Такая свободная игра с предметами не должна пока занимать продолжительное время. Хорошо, если ребенок может развлечь себя хотя бы 15 минут.
Если развитие ребенка идет нормально, то к концу второго - началу третьего года жизни он должен овладеть следующими умениями:
1) самостоятельно и уверенно ходить;
2) держать ложку во время еды (взрослый только направляет ее движение);
3) держать чашку за ручку и пить из нее;
4) участвовать в процессе раздевания (снимать штанишки, носки, обувь, шапку);
5) проявлять активность при одевании (протягивать руки в рукава, наклонять голову при одевании майки или платья, подтягивать колготки или штаны, уже надетые взрослыми на ноги);
6) знать свое место за столом во время еды;
7) хорошо ориентироваться в помещениях квартиры и на прогулке;
8) спокойно садиться на горшок, когда этого хочет взрослый; иногда садится самому;
9) бегать, прыгать, залезать на стулья и диван;
10) уметь зажигать и гасить настольную лампу, включать свет;
11) различать близких и чужих людей (настораживаться на руках у незнакомого человека).
Поведение ребенка можно охарактеризовать следующим образом:
1) большую часть времени проводит, передвигаясь по квартире и действуя с
предметами;
2) действует с предметами не только однотипно (облизывает, машет перед глазами, стучит по столу, бросает), но и с учетом физических свойств предметов (выбирает наиболее яркие и блестящие предметы и действует с ними рядом с источником света, может поставить прямоугольные предметы один на другой, покатать круглые предметы, надевает предметы с отверстием на руку или палец и т.д.);
3) особенно ласков с матерью, узнает и тянется к отцу, бабушке, дедушке и другим близким;
4) с удовольствием участвует в занятиях и играх со взрослыми;
5) в свободное время предпочитает действовать с одним-двумя любимыми
предметами.
Вывод.
Воспитание в семье ребенка с нарушением зрения требует больше усилий как со стороны родителей, так и со стороны ребенка, чем воспитание детей с нормальным развитием. Дети с нарушением зрения требуют больше времени и внимания к себе, и необходимо постоянно поддерживать его развитие, чтобы не ухудшить зрение, а хотя бы оставлять его на определенном уровне. Родители ни в коем случае не должны запускать состояние такого ребенка, воспитывать его как в физическом, так и в социальном плане, не акцентируя внимание на том что он отличается от других детей. Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание в семье ребенка с нарушением зрения – это трудоемкий и кропотливый процесс, который требует повышенного внимания и активности со стороны родителей.
Литература.
- Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением/ Дефектология, 1996;
- Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Мастюкова Е. М., Московкина А.Г. – М.,2003.
- Акатов, Л. И. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений. / Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2004.
- Загорская, Е.А.Тренинг общения для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями / Е. А. Загорская / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004.