Особенности воспитания и обучения одаренных детей.
Предварительный просмотр:
Министерство образования РФ
ФГБОУ ВПО Ярославский государственный университет имени К. Д. Ушинского»
Особенности воспитания и обучения одаренных детей.
Работу выполнила:
студентка СДФ
Щеглова В. Ю.
Работу проверила:
Жарова В. А.
Ярославль
2016
Содержание
- Введение.
- Многогранность одаренности.
- Воспитание одаренных детей.
- Обучение одаренных детей.
- Заключение.
- Список литературы.
Введение.
Среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное - ранее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей. Именно одаренные и талантливые дети - потенциал общества, именно они обеспечат интенсивное развитие постиндустриального общества.
Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. Актуальными проблемами современного образования являются как проблемы выявления одаренных, способных, талантливых детей (на сегодняшний день выявляется 1 из 5 одаренных детей), так и проблемы создания условий их обучения, воспитания и развития. В Национальной образовательной Доктрине, в Законе об образовании, Федеральной программе «Одаренные дети» это направление педагогической деятельности признано одним из приоритетных.
Необходима специальная психолого-педагогическая помощь и поддержка в развитии талантливой личности.
На сегодняшний день складываются наиболее благоприятные социальные условия и некоторые организационные формы, которые позволяют ставить и успешно решать проблему развития одаренных и талантливых детей на основе современных знаний о природе развития одаренности, разработки психологических средств стимулирования и помощи одаренным и талантливым.
Создание оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка требует специальных педагогических и психологических подходов, квалифицированных специалистов, эффективных методов, технологий обучения и воспитания.
Многогранность одаренности.
Что же такое «одаренность» и как она проявляется в совсем маленьком ребёнке? Что заставляет родителей увидеть в малыше талант и потом искать подтверждения своего открытия у специалистов? Наиболее частое проявление одаренности – это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность, ненасытное любопытство и отличная память.
Хотя такие ранние проявления одаренности обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности, отнюдь не все одаренные и талантливые дети сызмальства поражают родителей своими талантами. Поэтому для начала нам стоило бы описать наиболее общие черты, свойственные одаренным детям. Одаренность многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США (1977). Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности).
Одаренность в основном определяется 3 взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.
Познание
В сфере опережающего развития познания обычно отмечается следующее.
Существуют особые «сензитивные» периоды, когда дети «впитывают» все окружающее. Они способны заниматься несколькими делами сразу. Такие дети очень любопытны: «А как это устроено?», «Почему так происходит?» Им необходимо активно исследовать окружающий их мир. Одаренный ребенок часто не терпит каких-либо ограничений на свои исследования.
Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Их мозг отличается громадным «аппетитом» - да ещё и гаргантюанской способностью «переваривать» интеллектуальную пищу. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Также одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождаемый сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопрос чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем – либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
Психосоциальные аспекты
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
Очень рано у них проявляется сильно развитое чувство справедливости. Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны, но поскольку одаренные дети в некоторых вещах делают успехи, недостижимые для большинства их ровесников, родители таких детей склонны ожидать такой же легкости во всех своих начинаниях.
Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них.
Физические характеристики одаренности
Существует два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый – это тощий, маленький, бледный «книжный червь» в очках. Другой же – выдвинутый термином в его монументальной работе «Изучение гения» в 1925 году – говорит нам, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Хотя второй образ предпочтительнее первого, оба они достаточно далеки от истины. Физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети. Нет никакого смысла делать стереотипные обобщения относительно роста, веса, здоровья или внешности одаренных детей.
Таким образом, под одаренностью будем понимать – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Работа с одаренными детьми, должна осуществляться в три этапа.
I этап – анамнестический – на первой ступени обучения – выявление одаренных детей, учитывая их успехи в какой-либо деятельности.
По результатам олимпиадных, различных конкурсных, творческих работ, а также в ходе беседы с учителями в нашей школе составлен банк данных одаренных детей школы.
II этап – диагностический – на этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих способностей и особенностей ребенка.
III этап – этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка, а также его профильная направленность.
На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых – сформировать и углубить их способности.
Воспитание одаренных детей.
В педагогическом процессе при установке на массовое образование не позволяет в должной мере реализовать возможность развития интеллектуального ресурса личности в индивидуальной форме обучения. В связи с этим одной из важнейших проблем современной системы образования выступает разработка необходимых условий и необходимого методического инструментария по созданию образовательной школьной среды, которая способствует оказанию психологической поддержки, эффективному выявлению потенциальных возможностей детей, и как следствие, их развитие.
Особое значение при этом имеет эффективная организация процесса психолого-педагогической поддержки одаренных ребят в современных социально-культурных условиях образовательного учреждения. Несомненно, в таких условиях развитие, поддержка и социализация одаренных детей, выступают одной из приоритетных задач системы образования. Важнейшим направлением деятельной современной школы является совершенствование процесса выявления, воспитания и обучения талантливых, одаренных детей.
Отечественная система воспитательной работы с одаренными детьми включает несколько уровней. В основе данной системы стоят детский сад и школа, которые охватывают наиболее широкий круг детей. Необходимым условием в детском саду выступает наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в учебном плане и в отношении со сверстниками. В случае необходимости – возможно указание путей обращения в школьные заведения, которые работают с одаренными детьми . Кроме того, желателен допуск со стороны школы обучения по гибким программам, которые позволяют получать дополнительные знания тем ученикам, кто в них нуждается, что является редкостью.
Важно отметить, что насколько бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Следует, прежде всего, приучить трудиться и самостоятельно принимать решения, приучить к усидчивости. Одаренный ребенок не терпит притеснений, давления, окриков, что может явиться причиной возникшей проблемы. У такого ребенка трудно воспитывать усидчивость, терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать соответствующую обстановку для творчества. Для развития собственных талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться пространством и временем, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать внимание и индивидуальную заботу со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. В данном случае акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. При предоставлении одаренному ребенку возможности не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять собственные открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные предложения и идеи, глубоко вникать в суть проблем способствуют проявлению пытливости и природной любознательности, развитию критического и аналитического мышления.
Обучение одаренных детей.
А чему и как учить детей с незаурядными умственными возможностями, как способствовать их оптимальному развитию? Программы для одаренных детей должны отличаться от обычных учебных программ. Обучение таких детей должно отвечать их существенным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие.
Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.
Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.
Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.
Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.
В рамках индивидуальных программ обучения одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам.
Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одаренностью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к программам обучения для интеллектуально одаренных учащихся. Программы обучения должны:
– включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
– использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;
– предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т. д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;
– учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;
– содействовать изучению способов получения знаний (процедурных знаний, или «знаний о том, как»);
– обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
– поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
– гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;
– обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;
– способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
– включить элементы индивидуализированной, психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.
Инициативу разработки гибких программ могут взять на себя психолог, наставник, классный руководитель, учитель-предметник, кто-либо из родителей или сами ученики (старшеклассники) и привлечь к участию в разработке программ лиц, заинтересованных в судьбе одаренных учащихся.
К разработке содержания учебных программ применяются три основные стратегии. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение, углубление и обогащение.
Ускорение (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения, т.е. быстрое продвижение к высшим познавательным уровням). Ведь когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.
Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.
Поэтому в этой ситуации очень целесообразно использовать стратегию ускорения. Но при этом нужно не забывать основные требования включения учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения, а именно:
• учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;
• дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;
• необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие;
считается, что ускорение – наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам.
Ускорение позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития .
Существуют некоторые формы ускорения, например раннее поступление в школу. С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения, с другой – есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и в эмоциональном развитии детей. Ранний прием в школу должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей, когда интеллектуальной готовности соответствует и личностная зрелость ребенка.
Занятия в другом классе (Попеременное обучение). Одаренный ребенок может обучаться тому или иному предмету с детьми старшего возраста. Эта форма обучения предполагает группировку детей разных возрастов, однако не на все учебное время, а только на его часть, что позволяет им заниматься со старшими школьниками тем предметом, по которому они более всего успевают, занимаясь всеми остальными предметами со своими сверстниками, что дает одаренным детям возможность для общения с ними. Например, первоклассник, который очень хорошо читает, может по чтению быть во втором, третьем, даже четвертом классе. Эта форма может быть успешной только при условии, что в ней участвует не один ребенок. В последний год (или несколько лет) одаренные дети должны получить возможность доступа к занятиям по избранным ими предметам на университетском уровне.
Также применима форма перевода учащихся через класс. Благодаря такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его соучеников. В этой форме ускорения нет социально-эмоциональных проблем, дискомфорта и пробелов в обучении.
Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Проявляется в том, что учитель организовывает индивидуализацию обучения для нескольких одаренных детей. Однако одна такая форма наименее эффективна.
Стратегия ускорения нуждается в сочетании со стратегиями обогащения и углубления.
Углубление. Данная стратегия эффективна по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. Например, такая форма углубления, как перегруппировка параллелей. Школьники одного возраста распределяются для занятий по каждому учебному предмету в группы, учитывающие их сходные возможности и интересы. Один и тот же ребенок может заниматься какими-нибудь предметами (например, математикой и физикой) в «продвинутой группе», а другими (например, гуманитарными) – в обычной. Это предполагает, что во всех параллелях занятия по одинаковым предметам идут в одно и то же время и для каждого предмета ученики группируются по-новому. Эта форма обучения оказывается полезной для учеников всех уровней, в чем и заключается ее особое достоинство. В нашей школе это профильное обучение в старших классах.
Обогащение. Эта стратегия ориентирована на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем, за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Она предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы. Одаренный учащийся в этом случае получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому и программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направленное на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.
Заключение.
Разработанная и действующая в настоящее время программа «Дети России» содержит раздел «Одаренные дети». Вполне очевидно, что на государственном уровне выдвигаются задачи выявления и, соответственно, развития одаренных детей, создаются различные типы учебных заведений, проводится подготовка педагогических и научных кадров по работе с одаренными детьми. Современные проблемы понимания и развития одаренного ребенка выступают необходимостью перенесения проблемы из плана научных исследований в план практической педагогической деятельности.
В заключении стоит отметить, что изучение методики воспитательной работы с одаренными детьми необходимо для многих взрослых – и психологов, и педагогов, и, конечно же, родителей. Взрослым важно понимать, что такое способности и одаренность, каким образом они взаимосвязаны и чем отличаются друг от друга, чем обусловлено развитие одаренного ребенка.
Список литературы.
- Азаров, Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований: воспитание школьников. 2009.
- Баркан, А. И. Дети нашего времени. 2010.
- Гришакина, О. П. Учитель и одаренные дети : мастер-класс. 2009.
- Карпова, С. И. Модель образовательного учреждения для работы с одаренными детьми. Педагогика. 2011.
- Климонтова, Т. А. Открытость внутреннего мира учащихся с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности. Психологическая наука и образование. 2010.
- Кравченко, А. И. Психология и педагогика 2008.
- Лейтес, Н. С. О признаках детской одаренности 2009.