Опыт социального воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко)
Предварительный просмотр:
Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского
Опыт социального воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко)
Работу выполнила:
Щеглова Валерия
Студентка 3 курса
632 группы
Ярославль 2012
Содержание
Введение
Жизнь и деятельность А.С. Макаренко
Важнейшие принципы педагогической теории и практики А.С. Макаренко
Воспитание в коллективе и через коллектив
Роль детского коллектива в развитии личности
Колония имени Горького
Коммуна имени Дзержинского
Вывод
Список используемой литературы
Введение
Педагогика - одна из важнейших и интереснейших социальных дисциплин, которая имеет дело с самыми широкими социальными процессами. Эти процессы наполнены шумом голосов, чувств, диалогов за которыми стоят реальные люди, дети, реальные воспитатели. Здесь сталкиваются не просто отдельные личности, коллективы, а сталкиваются целые поколения. Поколения воспитателей и воспитуемых и даже поколения тех, кто претендует на лидерство в педагогических спорах.
Воспитание - дело всенародное, оно должно быть основано на народных традициях, и осуществляться в интересах народа, государства.
Современное воспитание - всегда сплав научных знаний о человеке, опыта человеческой культуры, народной мудрости. Если один из этих компонентов не учитывается, то воспитание становится неизбежно ущербным, где зарождаются педагогические ошибки, которые порождаются усложнением задач воспитания. Корни надо искать главным образом в недостатках знаний детской психологии, особенностей ребёнка, его развития в педагогических заблуждениях и самоуверенности.
Если учитель допустит промах в своих действиях, то может случиться так, что нормальный ребёнок превратится в трудновоспитуемого. И только тогда, когда воспитание будет взаимодействовать в совокупности с самовоспитанием и перевоспитанием и будет обеспечено положительное психическое развитие подростка, трудновоспитуемость будет преодолена.
Жизнь и деятельность А.С. Макаренко
А.С. Макаренко родился 13 марта 1888г. в г. Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. В 1905г. он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами. Работая учителем русского языка, черчения и рисования в двухклассном железнодорожном училище в пос. Крюкова Полтавской губернии по окончании училища, Макаренко стремился осуществить прогрессивные педагогические идеи. Он установил тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести труд в школе. Огромное влияние на формирование мировоззрения Макаренко оказал М. Горький, владевший тогда умами передовых людей России.
В течение восьми лет напряжённого педагогического труда и смелых новаторских поисков методов воспитания Макаренко создал замечательное воспитательное учреждение, прославившее советскую педагогику, носившее имя М. Горького с 1926г.
С 1928 по 1935гг. Макаренко руководил организованной харьковскими чекистами коммуной им. Ф.Э. Дзержинского. В 1935г. Антона Семёновича перевели на работу в Киев. Вскоре после этого коммуна была закрыта.
Шестнадцать лет руководил Антон Семёнович Макаренко колонией имени М. Горького и коммуной имени Ф.Э. Дзержинского. За эти годы воспитательную школу в его коллективах прошли около трёх тысяч детей.
Важнейшие принципы педагогической теории и практики А.С. Макаренко
А.С. Макаренко считал, что чёткое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности.
«.. Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики», - говорил он.
Уважение к личности ребёнка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А.С. Макаренко.
К своим воспитанникам он подходил с горьковским позывом «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему». К распространённому в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна «требовательная любовь», который является одним из основных принципов Макаренко, проходящий через всю его педагогическую систему.
А.С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился «проектировать в человеке лучшее». Сторонники «свободного воспитания» возражали против, каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что «безнаказанность воспитывает раба». Макаренко справедливо возражал им, говоря, что «безнаказанность воспитывает хулигана».
Он считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, вполне допустимы, кроме телесных наказаний.
Макаренко доказывал, что любой советский ребёнок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.
В любом воспитательном учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперёд, открывать им радостные реальные перспективы.
«Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость », говорил Макаренко.
И по этой важнейшей работе можно написать целую методику и работа эта должна организовываться по «системе перспективных линий».
Воспитание в коллективе и через коллектив
Большая заслуга А.С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Главную задачу воспитательной работы Макаренко видел в правильной организации коллектива. Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.
Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней её существования. Большая заслуга Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания.
Воспитание в коллективе и через коллектив - это центральная идея его педагогической системы, которая проходит через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания. А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям советской педагогики и способствовали формированию творческой целеустремлённой личности. Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде - объединении.
Он подчёркивал, что коллектив - часть советского общества: «через коллектив каждый входит в общество».
«Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора»,- писал Макаренко в статье «Проблемы воспитания в советской школе».
Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность.
Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива - «все за одного, один за всех». Хотя этот принцип не исключает и применения принципа «индивидуального воздействия» - т.е. непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.
Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперёд. Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определённой целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, даёт глубокое удовлетворение.
Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать своё руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива.
Такова в кратких словах сущность «системы перспективных линий» А.С. Макаренко, являющейся одной из частей его учения о воспитании и коллективе. Правильно осуществляемая в педагогической практике, она будит у воспитанников уверенность в их силах, поднимает их чувство собственного достоинства, развивает волю и настойчивость, поддерживает бодрость и жизнерадостность и побуждает коллектив стремиться к новым достижениям.
Роль детского коллектива в развитии личности
Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом.
Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.
Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
Воспитательный коллектив - это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.
Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками. Школьники узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных коллективов. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в трудовых коллективах, обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.
Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.
Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.
В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, познания и чувств. В этом сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосознания человека, понимания своей индивидуальности.
Таким образом, в коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровне.
Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирования будущего.
На деятелъностном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов (театральная постановка, выставка игрушек для малышей и т.п.), в корректировке действий, направленных на достижение общих целей.
Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношения симпатий или антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы.
Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.
В детском коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений. Именно о таком коллективе часто вспоминают с большой теплотой его бывшие участники (воспоминания о бывшем школьном классе, студенческой группе, внешкольном коллективе и т. п.)
Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.
Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу - способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности. Инициатива, творческая позиция личности, нарастание самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности являются индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива.
Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Этот процесс включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз.
1. Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Привнеся с собой в коллектив все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя в полной мере, прежде чем не освоит действующие в группе нормы (учебные, нравственные и др.) и способы деятельности, которыми владеют другие члены группы.
2. Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации. К примеру, попавший в новый коллектив подросток сначала осматривается, усваивает принятые среди членов группы нормы общения, лексику, общие интересы и стремления, затем он мобилизует свои внутренние ресурсы на то, чтобы «заявить» о себе в коллективе, проявить свою индивидуальность (начитанность, спортивные достижения) и вызвать интерес к своей личности.
3. Интеграция личности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.
Проявляется феномен, получивший определение отраженная субъектность, т.е. идеальная представленность и продолжение одного человека в другом. Отражаясь в других людях, личность выступает как деятельное начало, способствующее укреплению или изменению их взглядов, установок, формированию новых побуждений, возникновению новых планов и действий.
Каждая из фаз социального развития личности в коллективе имеет серьезные последствия для ее становления и возможностей самореализации. К примеру, неумение личности преодолеть трудности адаптации в коллективе может привести к развитию неуверенности в себе, в своих возможностях, а также к обидчивости и конфликтности поведения. Неспособность проявить свою индивидуальность в коллективе может стать причиной личностных деформаций, негативизма, агрессивности, неадекватной самооценки.
Фазы адаптации, персонализации и интеграции многократно переживаются личностью в результате вхождения в новые коллективы. Свою позитивную роль в развитии личности коллектив проявит в полной мере при условии успешного прохождения субъектом всех фаз, что приводит к развитию общественной направленности и формированию субъектной позиции личности в общении и сотрудничестве с другими людьми.
Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности.
Колония имени Горького
А.С. Макаренко широко использовал выдвинутые советской властью новые принципы деятельности учреждений для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей, идеи о подчинении деятельности этих учреждений общим целям и принципам воспитания, о ведущей роли воспитания в перевоспитании.
В 1920 году Макаренко принял предложение Полтавского губернского отдела народного образования организовать и возглавить колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Работе с трудными детьми он посвятил 16 лет своей жизни, и она связана с колонией имени Горького и коммуной имени Дзержинского, которые помогли окончательно оформиться педагогической системе Макаренко.
Метод, которым пользовался Макакренко, позволил ему превратить огромную армию озверевших, грязных и оборванных беспризорных подростков, в людей, которые нашли своё место в жизни и оказались нужными обществу, научились жить достойно.
Работу пришлось начинать в очень трудных условиях. Воспитанники, с которыми А.С. Макаренко пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к труду.
В течение 3-4 лет он создал образцовое воспитательное учреждение - трудовую колонию имени А.М. Горького.
Главное, что определило успех начинаний Макаренко, - это убеждённость в том, что воспитанники колонии всё-таки люди, и относиться к ним нужно соответствующе. В колонии никто никого насильно не держал. За нарушение распорядка полагалось изгнание. Большинство подростков, какими бы отпетыми преступниками ни были, осознавали необходимость для них колонии, хотя бы по причине весьма примитивной: наличие крыши над головой и питания. Несмотря на тяжёлое время, в колонии, которой заведовал
Макаренко, воспитанников, обеспечивали всем необходимым, но при этом совершенно справедливым образом им давали понять, что неработающий не ест. Воспитатели колонии наталкивались на яростное сопротивление со стороны колонистов, которые не горели желанием посвятить своё свободное время труду в ущерб своим старым привычкам. Однако терпение, человеколюбие и мудрость педагогов позволили им одержать победу над ленью воспитанников.
Численность колонистов в 1926 году выросла до 120 человек. Для коллектива, увеличившегося в размерах, потребовалась более сложная организация. Эта организация была нужна не только для поддержания дисциплины, но и для более рационального ведения колонистами своего хозяйства.
Макаренко решительно выступал против того, чтобы держать под крышей колонии дармоедов и тунеядцев, питающихся за государственный счёт, особенно в такое время, когда с обеспечением были большие проблемы. В колонии имени Горького, применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.). Дети включались в производственный процесс, производя всё необходимое для жизни в колонии, это занимало их мысли и не давало поводов для обращения к прошлой жизни.
Большое внимание в колонии уделялось образованию (школа с шестилетним обязательным образованием), культурному развитию детей: многие из воспитанников без особых усилий смогли поступить на рабфак, также колонисты создали свой собственный театр, который стал достопримечательностью в округе. Совместный труд скреплял ребят товарищескими узами, что делало дисциплину более прочной и осознанной.
В колонии, которой заведовал Макаренко, работали не только дети. Весь персонал самоотверженно трудился на благо ребят, был для них примером. В этом же году воспитанники колонии имени А.М. Горького получили неожиданное предложение переселиться на территорию бывшего Куряжского монастыря вблизи Харькова, где в то время размещалась крайне запущенная и в хозяйственном и в педагогическом отношении колония, где жили 280 крайне запущенных детей. План «завоевания Куряжан» был продуман в деталях. Макаренко наотрез отказался от способа проведения этой операции, предложенного работниками Наркомпроса Украины. Они настаивали на постепенном воздействии «благовоспитанных» горьковцев на распущенных Куряжан забывая о том, что возможно и обратное влияние.
Веря на преобразующую силу коллектива горьковцев, Макаренко решает прибегнуть к открытому им «методу удивления», или «методу взрыва».
«Метод взрыва» - мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления, успешно использовался в колонии имени Горького. Однако в подобных масштабах предстояло применить его впервые. Антон Семёнович решил с помощью «горьковцев» превратить Куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов.
макаренко педагогический воспитание колектив дзержинский
Коммуна имени Дзержинского
С июня 1927 года Макаренко участвовал в организации - детской трудовой коммуны имени Ф.Э. Дзержинского в посёлке Новый Харьков (пригород Харькова), совмещая эту работу с деятельностью в колонии имени Горького. В коммуне имени Дзержинского царил коммунарский образ жизни.
Самой броской приметой коллектива, его, так сказать, фирменным знаком, была демократия. Не зная исключений, она правила жизнью коммунаров мудро и умеренно. Именно ей были обязаны воспитанники и материальным благополучием, и становлением духовной зрелости, и гражданской активностью. Все проблемы жизни: хозяйственные, культурные, воспитательные - решались на общих собраниях. Они проходили ежедневно, но длились не более 15-20 минут, регламент был жёстким. Постановления общего собрания были законом для всех, даже для администрации.
Коллектив был разбит на отряды (школьные классы существовали параллельно). Через каждые шесть месяцев командиры менялись. Для выполнения того или иного хозяйственного задания создавались сводные отряды. В них командиры постоянных отрядов трудились как рядовые. Эта система зависимостей служила гарантом демократии, не давая шансов даже самой сильной личности для того, чтобы, как писал Макаренко, «стать над коллективом».
Дисциплина здесь, как ей и положено, была проявлением подлинной демократии. Коммунары были дисциплинированны, потому, что каждый день с утра до вечера и на каждом шагу упражнялись в дисциплине, привыкали к ней, как ко второй натуре. Коммунары гордились своей дисциплиной. Они даже выдвинули собственный критерий дисциплинированности - «поступок наедине». Если поступаешь правильно, когда никто тебя не видит, тогда ты дисциплинирован. Сказать, что коммунары жили в достатке - значит, не сказать ничего. В коммуне действовал принцип: никаких признаков сиротства, вызывающего оскорбительную жалость, унижающее сострадание.
Всё своими руками. Хочешь жить лучше, богаче - трудись, зарабатывай.
Если трудовой базой колонии имени Горького было сельское хозяйство ставшее рентабельным лишь на третьем году существования, то коммуна имени Ф.Э. Дзержинского ушла много дальше.
Начав со скромных мастерских, переоборудованных затем в производственные цеха, коммуна к 1930 году перешла на полную самоокупаемость. А в 1932 году на её территории были воздвигнуты большие корпуса заводов, на которых работало до 600 коммунаров. В этих корпусах впервые в СССР начали изготовлять фотоаппараты марки «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский) и электросвёрла.
Важным фактором воспитания в коммуне стала даже система заработной платы. Заводы приносили большую ежегодную прибыль. Естественно, что основная часть причитающихся коммуне денег шла на совершенствование производственного процесса и на нужды коллектива в целом. Кроме того, коммуна давала несколько миллионов рублей чистой прибыли государству. Кроме большого экономического значения, это производство важно было и в педагогическом отношении, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе. Не следует, однако думать, что производство заполняло всю жизнь коммунаров. Каждый из них отдавал работе не более 4 часов, а около 5 часов отводилось на учебные занятия, соединяя образование с производственным трудом. Если в колонии имени Горького школа с обязательным обучением имела лишь шесть классов, то в коммуне был открыт сначала рабфак, а затем и школа - десятилетка. Таким образом, любой из коммунаров при достаточном желании и настойчивости мог поступить и в вуз.
Из фонда совета командиров, в который отчислялись проценты из зарплаты коммунаров, для каждого выпускника коммуны приобреталось так называемое «приданное», комплект необходимых вещей, которые обычно даёт своим детям семья, когда они уходят в самостоятельную жизнь. Если кто-то из бывших коммунаров попадал в трудное материальное положение (не из простой лени), фонд совета командиров выделял ему ту или иную сумму. Чтобы коммунары, выходя в жизнь, знали, как обращаться с деньгами, им ежемесячно выдавалось по 10-15 рублей на карманные расходы. Особенно важной коммунары считали статью расходов, по которой шли отчисления в фонд международной солидарности. Несмотря на полный график жизни, коммуна никогда не страдала болезнью, от которой мучаются почти все сегодняшние школы. Имеется в виду так называемая заорганизованность. Причина такой беды вовсе не избыток, а скорей дефицит организованности, то есть состояние, когда вместо нужных дел организуют всякую ерунду. Никто ею заниматься не хочет. Приходится заставлять. Другое дело, если, к примеру, организуется стенгазета длиною в половину коридорной стены. Тут и шаржи, над которыми ребята могут посмеяться, и чертежи фантастических аппаратов, и вопросы, типа «Что? Где? Когда?», и задачи, которые даже во сне заставляют ребят думать. Редколлегия такой стенгазеты состоит из 150 человек. Коммунары сочиняют, рисуют, придумывают, роются в книгах, ищут сюжеты. Все занимаются интересным делом. С чего начинается жестокость - тоже серьёзнейшая школьная болезнь? С подзатыльника первокласснику, вымогательства у робкого, избиения слабого. Коммунары жили разновозрастными семьями. Назывались эти семьи первичными коллективами. Старшие опекали малышей. Сильные защищали слабых. Поощряя гуманность, педагогика Макаренко истребляла в зародыше произвол и насилие, самодурство. В коммуне даже самые маленькие никогда не боялись, что их обидят. Они знали: их защитит не только свой отряд, но и первый встречный коммунар. Что касается эстетического воспитания, то это был лишь один из каналов воздействия на воспитанников. Отводя чрезвычайно важное место эстетическому воспитанию, и понимая его весьма широко, Макаренко включал в него не только такие бесспорные средства эстетического воздействия, как хорошая книга, посещение театра и кино, живопись, музыка, но и менее очевидные. Обилие цветов на территории и в помещениях, натёртые до блеска полы, белоснежные скатерти на столах, аккуратная одежда и причёска - всё это были те самые « принципиальные мелочи», которые входили в общую глубоко продуманную систему эстетического и вместе с тем нравственного воспитания. Систему нравственного и эстетического воспитания дополняла физическая подготовка. Спортивные игры и гимнастика, прогулки и большие туристические походы давали отличную разрядку после напряжённой работы и учебных занятий, способствовали физической закалке ребят.
Вывод
Система воспитания, созданная Макаренко носит универсальный, характер, поскольку позволяет работать с детьми независимо от того, в какой социальной среде они были воспитаны. Главным остаётся одно: ребёнок, каким бы он ни был, должен быть приучен к труду, ему с младых ногтей необходимо прививать ненависть к тунеядству и паразитизму. Только это может стать залогом развития здорового общества.
Доказательством эффективности методики А.С. Макаренко может судить тот факт, что страна взрастила выдающихся деятелей: учёных, работников культуры и искусства, великолепных специалистов во всех сферах. Печально, что о системе Макаренко вспоминают сейчас очень редко. И это притом, что более полумиллиона детей в нашей стране лишены радости детства и заботы взрослых! Какое же будущее ждёт такую страну?
Список используемой литературы
1. Гурмитт. О воспитании.- С.- Петербург., 1911.- С.28.
2. Макаренко А.С. Воспитание в советской школе - М: «Педагогика», 1972г.
3. Макаренко А.С. О воспитании - М: Политиздат, 1990г.
4. Макаренко А.С. О моём опыте // Пед. соч.: В 8 т. - М., 1983-1986.
5. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия / Сост. Л.В. Мардахаев.- М., 2003.
6. http://www.biografia.ru