Социально-психологические условия становления будущего учителя
В период студенчества происходит овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками учителя. Главные новообразования в этом периоде считаются— социальная зрелость и пригодность к работе учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-psihologicheskie_usloviya_stanovleniya_budushchego_uchitelya.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
"Социально-психологические условия становления будущего учителя"
Введение
Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.
Студенчество - это довольно мобильная социальная группа , его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.
Характеристика студенчества как социальной группы
Студент (от лат. studens, род. падеж studentis – усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения.
Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями.
Студенчество как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно с первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 - нач. 20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.
Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.
Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.
Семашко, выделяя студенчество как особую социальную группу, отмечает внутренние различия, вызванные источниками формирования студенчества. С другой стороны, автором подчеркивается, что студенчество не было бы социальной группой, если бы не «множественность» происхождения не сглаживалось определенным образом единой социально-функциональной его природой и единством других признаков.
Представляют определенный интерес определения студенчества, данные А.С. Власенко и Т.В. Ищенко.
А.С. Власенко пишет: «Студенчество - это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием».
Т.В. Ищенко акцентирует внимание на том факте, что студенчество является составной частью такой общественной группы, как молодежь: «Студенчество - особая общественная группа общества, резерв интеллигенции - объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня - представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению - молодежи».
Таким образом, студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции. не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество тем не менее частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.
Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.
Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.
Студенчество - это довольно мобильная социальная группа , его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.
К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего такую, как социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.
Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.
Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда - учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.
Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения - это специфическая черта студенчества.
Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.
Роль студенчества в профессиональном становлении учителя
Студенчество - время обучения в педагогических колледжах и институтах. На этом этапе студенты - будущие педагоги получают систематическую общеобразовательную и профессиональную подготовку в средней специальной или (и) высшей школе. Учебный процесс в вузе предлагает студентам различные формы обучения (лекционные, семинарские, лабораторные занятия, учебную и производственную практику). Уже в вузе студенты могут анализировать ход учебного процесса с профессиональных позиций. Важно также заниматься самообразованием (изучение литературы, влияние средств массовой информации, участие в различных конференциях, выставках, занятия исследовательской деятельности, обучение на разных курсах, занятие педагогической деятельностью, общение с преподавателями и т.п.).
В период студенчества происходит овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками учителя. Главные новообразования в этом периоде считаются— социальная зрелость и пригодность к работе учителя.
Будущий учитель должен приспособиться к обучению в новых условиях. Закладываются основы для становления как учителя. Например во время прохождения практики учиться применять теоретические знания на практике. Ему приходится выполнять одновременно или с небольшим разрывом во времени следующие функции:
— следить за обстановкой в классе (перцептивная функция учителя),
— излагать новый материал (академическая функция),
— опрашивать учеников, выставлять отметки (контрольная функция),
— организовывать эффективную работу учащихся (организаторская функция),
— при этом нужно адекватно общаться с отдельными учениками и с классом в целом (коммуникативная функция) и т.п.
Естественно, что все эти сложнейшие функции не могут быть обеспечены одной лишь сознательной активностью. В связи с этим у будущего учителя имеется проблема: необходимые автоматизмы пока ещё отсутствуют, нужно время и практика, причём процесс этот трудный и противоречивый.
Также в этот период происходит личностный рост будущего учителя. В идеале, учитель на деле убеждается, что он может удовлетворить свои потребности, будучи учителем, и что его знания, умения, опыт будут востребованы и достойно оценены обществом.
В это время особенно важна поддержка педагогов.
Заключение
Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного
Роль студенчества в профессиональном становлении учителя
Студенчество- время обучения в педагогических колледжах и институтах. На этом этапе студенты - будущие педагоги получают систематическую общеобразовательную и профессиональную подготовку в средней специальной или (и) высшей школе.
В период студенчества происходит овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками учителя. Закладываются основы для становления как учителя. Например во время прохождения практики учиться применять теоретические знания на практике.
Также в этот период происходит личностный рост будущего учителя. В это время особенно важна поддержка педагогов.
Список литературы
1.Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006.
2.Вишневский В.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х – социокультурная динамика // Социологические исследования. 2012. № 12.
3.Иконникова С.Н. Социология молодежи. Л.: Знание, 2012
4.Кон И.С. Молодежь / Философский энциклопедический словарь / ред. кол.: С.С. Северинцев и др. 2-е изд. М., 2012.
5.Кон И.С. Социология личности. М., 2011
6.Молодежь и современность / под ред. В.Т. Лисовского и В.А. Ядова. М., 2010.