Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Медики выделяют несколько групп детей, у которых могут чаще, чем у их сверстников, возникать те или иные проблемы в развитии, и в том числе в общении с близкими и в установлении отношений с окружающим миром. Это так называемые «трудные младенцы» - дети группы риска: недоношенные малыши; малыши, которых переносили; дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболевания во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус , герпес, токсоплазмоз и др.), малыши, у которых мамы страдали токсикозом беременности, дети с врожденными пороками развития; дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму; младенцы с гемолитической болезнью новорожденного; малыши, перенесшие детские инфекции (грипп, паратит , скарлатина, корь и др.), дети, которым во время родов или в период пребывания в детской больнице делали искусственное дыхание или проводили приемы реанимации; младенцы, получившие при рождении низкие баллы по шкале Апгар .
Шкала́ Апга́р — система быстрой оценки состояния новорождённого . На 27-м ежегодном конгрессе анестезиологов (1952) американская врач-анестезиолог Вирджиния Апгар впервые официально представила разработанную ею систему оценки состояния новорождённого на первых минутах жизни. Это простой метод для начальной оценки состояния ребёнка с целью выявления необходимости реанимационных процедур . Шкала предполагает суммарный анализ пяти критериев, каждый из которых оценивается целочисленно в баллах от 0 до 2 включительно. Результат оценки может быть в диапазоне от 0 до 10 . Шкала Апгар является одним из трёх параметров, наряду с весом и ростом, которые сообщают родителям новорождённого . Пять критериев для оценки по шкале Апгар : 0 баллов 1 балл 2 балла Окраска кожного покрова Генерализованная бледность или генерализованный цианоз Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей (акроцианоз) Розовая окраска всего тела и конечностей Частота сердечных сокращений Отсутствует <100 >100 Рефлекторная возбудимость Не реагирует Реакция слабо выражена (гримаса, движение) Реакция в виде движения, кашля, чихания, громкого крика Мышечный тонус Отсутствует, конечности свисают Снижен, некоторое сгибание конечностей Выражены активные движения Дыхание Отсутствует Нерегулярное, крик слабый ( гиповентиляция ) Нормальное, крик громкий
Наша цель помочь родителям принять своего ребенка таким, каков он есть, со всеми присущими только ему особенностями и сложностями. Научиться понимать его желания, улавливать смысл его поведения и реагировать на него так, как хотелось бы только ему . Родителям в этот самый длинный первый год жизни малыша предстоит пройти большой и сложный путь, на их плечи ложится огромнейшая ответственность за постепенное введение ребенка в культуру через эмоциональное общение с ним, с помощью первых игрушек и первых игр. Наша книга поможет расширить и обогатить родительский опыт, даст возможность наблюдать и оценивать достижения малыша, оказывать ему помощь, поощряя его инициативные и самостоятельные действия, избегая как принуждения, так и чрезмерной опеки.
Службы ранней помощи уже по своему замыслу , - являются центрами комплексного сопровождения индивидуального развития детей. Здесь специалисты разного профиля – медики, психологи , педагоги – объединяются , чтобы направить свои усилия на помощь каждому ребенку, испытывающему трудности взросления, коммуникации , адаптации в изменяющихся условиях обучения и воспитания . Универсальные ценности демократического общества: уважение к уникальной личности ; п ризнание права на собственный выбор ; ценности ее движения в сторону самостоятельности, в сторону образования самодеятельного, самосознающего, самоустремленного субъекта, способного с некоторого момента к саморазвитию.
Службы (отделы) ранней помощи открываются в помещениях, отвечающих педагогическим, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности. Службы (отделы) оснащаются необходимым инвентарем, игрушками, пособиями и оборудованием в установленном порядке для специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждений и учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Целесообразно организовать работу служб (отделов) как в утренние часы, так и в вечернее время, а также в субботние и воскресные дни (в зависимости от режима работы дошкольного образовательного учреждения или центра). График их работы составляется с учетом потребностей родителей (законных представителей ).
Служба (отдел) ранней помощи основывает свою работу на следующих принципах : открытости партнерства командного междисциплинарного подхода профессиональной ориентации на взаимодействие с семьей проблемного ребенка д обровольности Конфиденциальности Целью работы службы (отдела) ранней помощи может быть оказание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки и сопровождение семьи, воспитывающей проблемного ребенка первых трех - четырех лет жизни, для содействия его оптимального развития и социализации в обществе. Клиентами службы (отдела) ранней помощи являются семьи с проблемными детьми первых трех - четырех лет жизни: с выявленными отклонениями в развитии, дети с нервно-психическими нарушениями, которые могут приводить к проблемам в развитии в будущем (дети группы биологического риска) и социального риска.
Показаниями для направления семьи с ребенком от рождения до трех - четырех лет в службу (отдел) ранней помощи могут быть следующие проблемы со здоровьем и развитием детей: Дети с выявленными отклонениями в развитии Дети биологической группы риска Дети социальной группы риска Перечень должностей работников службы ранней помощи определяется в соответствии с приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 г. №463/1268, приказом Минобразования РФ, Госкомвуза РФ от 14 декабря 1995 г. № 622/1646 и постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. № 32, а также на основании миссии, цели и основных задач деятельности, отраженных в Уставе учреждения, уровня и направленности реализуемых образовательных программ, структуры службы (отдела) ранней помощи.
Примерный перечень функций службы (отдела) ранней помощи. Информационно-просветительская деятельность . Организационно-координационная деятельность. Деятельность по осуществлению комплексной медико-психолого-педагогической диагностики. Деятельность по психолого-педагогическому консультированию, помощи и реабилитации. Профилактическая деятельность . Деятельность по психолого-педагогическому информированию. Развивающая деятельность. Медицинское консультирование и помощь. Психотерапевтическая деятельность. Методическая деятельность . Научно-экспериментальная деятельность. Деятельность по непрерывному повышению квалификации. Деятельность по созданию и развитию коллектива и междисциплинарной команды специалистов . Деятельность по материально-техническому обеспечению службы. Деятельность по управлению службой .
Примерное распределение обязанностей в службе (отделе) ранней помощи Руководитель службы (отдела) ранней помощи Координатор службы (отдела) ранней помощи Методист службы (отдела) ранней помощи В обязанности социального работника входит информирование семьи по вопросам социальных прав и гарантий, предоставляемых государством детям с особыми потребностями и их семьям. Психолого-педагогическая деятельность в службе (отделе) ранней помощи. В обязанности учителя-дефектолога, логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога . Музыкальный руководитель Педагог дополнительного образования Медицинская и техническая деятельность в службе (отделе) ранней помощи.
Содержатся ответы на все ключевые вопросы теории сопровождения : кто сопровождается, куда сопровождается, каким образом это происходит. Базовые принципы теории сопровождения: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения ; мультидисциплинарностъ сопровождения. Принципы теории педагогической поддержки: согласие на помощь; опора на наличные силы и потенциальные возможности; вера в эти возможности; ориентация на способность самостоятельно преодолевать трудности; совместность , сотрудничество, содействие; конфиденциальность (анонимность); доброжелательность и безоценочность ; безопасность , защита здоровья, прав, человеческого достоинства; реализация принципа «Не навреди»; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату (Л.М. Шипицина , Е. И. Казакова и др.)
Пять основных этапов процесса сопровождения: диагностический , поисковый , консультативно-проективный , деятельностный , рефлексивный Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, выявления всех настораживающих признаков неблагополучия изучаемой событийной общности . Цель поискового этапа – сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы. На консультативно-проективном (или договорном) этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, анализируют позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. Деятельностный , самый трудный и ответственный этап сопровождения, должен обеспечить достижение желаемого результата. Рефлексивный этап – период осмысления результатов деятельности службы по решению той или иной проблемы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !