Карточки с пальчиковой гимнастикой по лексическим темам

Нужная Ольга Александровна

Развитие мелкой моторики пальцев рук и речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovaya_gimnastika-kartochki.doc331 КБ

Предварительный просмотр:

1 год обучения                                                                            л/т Игрушки

«Игрушки»

На большом диване в ряд       (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино,           (загибают поочередно все пальчики) 

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.     (разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Тане             (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Мы игрушки сосчитать.

1 год обучения                                                                     л/т  Сад. Фрукты

«Компот»

Будем мы варить компот,                (левую ладошку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот:            (указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,                    (загибают пальчики по одному,

Грушу будем мы рубить.                           начиная с большого)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,                (опять «варят» и «мешают»)

Угостим честной народ.

1 год обучения                                                                              л/т Осень

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,           (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать                 (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,                              (загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.     («шагают» по столу средним и указательным  

                                                                                                пальчиками)

1 год обучения                                                л/т Дикие животные осенью

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,            (хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга

Продает она орешки.                               попеременно)

Лисичке-сестричке,                     (загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,                             (ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)

Кому в зубок,

Кому  лапочку.

1 год обучения                                                                   л/т Огород. Овощи

«У Лариски – две редиски»

У Лариски две редиски.              ( по очереди разгибают пальчики из кулачка,             У Алешки – две картошки.        начиная с большого, на одной или обеих руках)

У Сережки сорванца –

Два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

1 год обучения                                          л/т Домашние животные осенью

Раз-два – шли утята.                       (поочередно сгибать все пальцы правой руки

Три-четыре – за водой                    (затем левой), начиная с самого большого, а со

А за ними плелся пятый,                звуком «Пи-пи-пи» - ритмично сгибать и  Позади бежал шестой,                            разгибать пальцы обеих рук)

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался –

Громко запищал:

  • Пи-пи-пи – не пищи!
  • Мы тут рядом, поищи!

1 год обучения                                                                                 л/т Одежда

«Алёнка»

Алёнка-маленка                         (хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга

Шустра, быстра:                                              - 2 раза)

Воды наносила,                         (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насобирала,

Песню допела,

Везде поспела.                         (хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 р)

В охотку ей дело.

1 год обучения                                                                  л/т Кухня Посуда

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,                    (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли:                   (одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик,                (загибают пальчики по одному, начиная с  

                   ложку                                                         большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                     (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,             (загибают пальчики по одному, начиная с Ковшик тоже развалился,                                    большого)

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.                     (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)     

1 год обучения                                                                                л/т Обувь

Посчитаем в первый раз,                      (попеременные хлопки ладонями и удары

Сколько обуви у нас.                                 кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки                      (на каждое название обуви загибают по   Для Наташки и Сережки,                          одному пальчику, начиная с большого)

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

1 год обучения                                                                            л/т Зима

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,                  (загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.                 («идут» по столу указательным и средним

                                                                               пальчиками)

Бабу снежную лепили,                          («лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,                 (крошащие движения всеми пальчиками)   

С горки мы потом катались,                 (ведут указательным пальцем правой руки

                                                                                 по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись.                         (кладут ладошки на стол то одной, то

                                                                               другой стороной.)

Все в снегу домой пришли.                     (отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.                         (движения воображаемой ложкой; руки  

                                                                                        под щеку)

1 год обучения                                                              л/т Квартира. Мебель

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,                      (загибают пальчики, начиная с большого, на обеих

                                                                                руках).

Много мебели в квартире.             (сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,      (загибают пальчики, начиная с большого)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.        (попеременно хлопают в ладоши и стучат

Много мебели в квартире.                          кулачками)

1 год обучения                                                              л/т Зимующие птицы

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей         (ритмично сжимают и разжимают 

Прилетело? Мы расскажем.                                  кулачки)

Две синицы, воробей,                             (на каждое название птицы                                                                                

Шесть щеглов и голубей,                   загибают по одному пальчику)

Дятел в пестрых перышках,

Всем хватило зернышек.              (опять сжимают и разжимают кулачки)

1 год обучения                                                       л/т Новогодний праздник

«Елочка»

Перед нами елочка:               (пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка                  

        «елочки»)

Шишечки, иголочки,            (кулачки, указательные пальчики выставлены)

Шарики, фонарики,              («Шарики» из пальцев вверх, вниз)

Зайчики и свечки,                    («Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони

                                                              сложены, пальцы сжаты)

Звезды, человечки.                (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и                                                                  

                                                            указательный пальцы стоят на столе)

1 год обучения                                                              л/т Птицы прилетели

«Ласточка»

Ласточка, ласточка,                        (на каждую строку большой палец

Милая касаточка,                            «здоровается» дважды с одним пальчиком,

Ты где была,                                    начиная с указательного, - 

Ты с чем пришла?                           сначала на правой, потом на левой руке).

- За морем побывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну-красну.

1 год обучения                                                              л/т Домашние птицы

«Уточка»

Шла уточка бережком,               («Идут» двумя пальцами по столу, переваливаясь)

Шла серая по крутому.

Вела детей за собою,

И малого, и большого,               (Загибают безымянный палец; большой палец)

И среднего, и меньшого,           (Загибают средний палец; мизинец)

И самого любимого.                  (Загибают указательный палец)

1 год обучения                                                                         л/т Насекомые

«Пчела»

Прилетела к нам вчера                   (машут ладошками).

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек              (на каждое название насекомого

И веселый мотылёк,                       загибают один пальчик)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                     (делают кружочки из пальчиков

                                                                         и подносят к глазам)

Пожужжали, полетали,                (машут ладошками)

От усталости упали.                     (роняют ладони на стол)

1 год обучения                                                  л/т Профессии. Почтальон

«Что принес нам почтальон»

Что принес нам почтальон?        (сжимают и разжимают кулачки) 

С толстой сумкой ходит он.        («шагают» пальчиками по столу) 

Перевод, журнал, газету,             (на каждое наименование загибают по одному

В бандероли - две кассеты           пальчику, начиная с большого)

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

1 год обучения                                                           л/т Рыбки в аквариуме

«Жил да был один Налим»

Жил да был один налим,            (плавные движения сложенными ладошками,

                                                                         имитирующие движения плавников)

Два ерша дружили с ним.            (ладони раздвинуты; движения ладонями порознь)

Прилетали к ним три утки           (руки сложены накрест, взмахи ладонями)

По четыре раза в сутки

И учили их считать:                             (сжимать и разжимать кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять.                  (загибать пальчики, начиная с большого)

1 год обучения                                                  л/т Профессии на транспорте

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня:                  (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг

                                                                     о друга попеременно)

Паровоз и два коня,                     (загибают пальчики на двух руках)

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе?                          (хлопают попеременно в ладоши и ударяют

Как узнать?                                       кулачками друг о друга)

Помогите сосчитать!

1 год обучения                              л/т Домашние животные и их детёныши

«Поросята»

(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам  каждым из пальчиков.)

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,        (Мизинцы)                         

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.                (Безымянные)                         
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю                      
("Фонарики")                                                       

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю              (Сжимаем и разжимаем  

                                                                                                                           кулачки.)
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,                  
(Средние.)                           
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.                  
(Указательные.)             
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю              
(Сжимаем и разжимаем  

                                                                                                                            кулачки.)
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,                         (Большие.)
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.   (Руку сжимаем в кулак,  

                                                                                                                      большой палец

                                                                                                                        зажимаем внутрь.)

1 год обучения                                                                                   л/т Весна

«Дождик»

- Дождик, дождик, поливай                   (указательным пальцем постукивать по

                                                                                                         ладони другой)
- Будет хлеба каравай,                            
(образовать перед собой круг руками)
- Будут булки, будут сушки,                  (похлопывать поочередно одной ладонью

                                                                                                             другую)
- Будут вкусные ватрушки.                   (соединить большой и указательный пальцы  

                                                                                   рук вместе, образовывая большой круг)

1 год обучения                                                    л/т Первые весенние цветы

«Радуга»


Гляньте: радуга над нами,                  (нарисовать рукой над головой полукруг

                                                                                         (маховое движение)
Над деревьями,                                    
(руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.)
Домами,                                                (руки сложены над головой крышей)
И над морем, над волной,                   (нарисовать волну рукой)
И немножко надо мной.                      (дотронуться до головы)

1 год обучения                    л/т Мамин праздник. Профессии наших мам

«Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая              (ритмичные хлопки в ладоши и удары

Да веселая.                                       кулачками попеременно)

Два у лавки стоят,                         (загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,                        (загнуть указательные пальцы  на обеих руках)

Два Степана у сметаны                (загнуть средние пальцы)

Объедаются.

Две Дашки у кашки                      (загнуть безымянные пальцы)

Питаются.

Две Ульки в люльке                      (загнуть мизинцы)

Качаются.

1 год обучения                                                                           л /т Наше село

«Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое!         (дети пальцами правой руки по очереди

                                                                     «здороваются» с пальцами левой, похлопывая

                                                                     друг друга кончиками, начиная с больших пальцев)

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!                 (переплетают пальцы «замочком» и

                                                                           поднимают руки над головой)

1 год обучения                                           л/т Домашние животные весной

«Дудочка»

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду                     (пальцы обеих рук сложены в колечки

Потерял пастух дуду.                        и поднесены ко рту; дети выполняют

                                                                         круговые движения – «играют на дудочке»)

А я дудочку нашла,                           (ритмичные удары в ладоши и кулачками

Пастушку я отдала.                           друг о друга попеременно)

 - Ну-ка, милый пастушок,              («идут» указательным и средним 

Ты спеши-ка на лужок.                      пальцами по столу)

Там Буренка лежит,                         (ритмичные удары в ладоши и кулачками

На теляток глядит.                            друг о друга попеременно)

А домой не идет,

Молочка не несёт.

Надо кашу варить,                          (указательным пальцем правой руки

Сашу кашей кормить.                    «варят кашу» на левой ладошке)

1 год обучения                                                        л/т Профессии. Продавец

«За работу»

Ну-ка, братцы, за работу.              (поочередно разгибать пальцы,

Покажи свою охоту.                        начиная с большого)

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,                   (энергично шевелить пальцами)

Наших деток забавлять. 

1 год обучения Дикие животные весной

- Мальчик с пальчик,                    (4 раза сгибать большой палец левой руки)

Где ты был?

- Долго по лесу бродил!               (4 раза сгибать большой палец правой руки)

Встретил я медведя, волка,         (большой палец правой руки поочередно

Зайку, ежика в иголках                соприкасается с остальными пальцами)

Встретил белочку, синичку,        (4 пальца последовательно сгибаются – 

Встретил лося и лисичку.                     кланяются)

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.  

1 год обучения Правила дорожного движения

«Человечек бежит»

(Указательный и средний пальцы "бегают" по столу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой, наконец - двумя руками вместе.)

Жил на свете человек,

Скрюченные ножки,

И гулял он целый век

По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой

В скрюченном домишке

Жили летом и зимой

Скрюченные мышки.

1 год обучения                                     л/т Цветущие комнатные растения

«Улитка»

(Одна из рук – «цветочек», она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка – чашечка цветка. Вторая рука – улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперед (рога улитки).

В домике она сидит,                  («Улитка» раскачивается из стороны в сторону)

Рожки высунув, молчит.

Вот улиточка ползёт                 (ползёт вперед по столу)

Потихонечку вперед.

На цветочек заползёт,               («Улитка» заползает на «цветочек»)

Лепесточки погрызёт.               («Улитка» поочередно обхватывает пальцы

                                                                  («лепесточки») второй руки («цветочка»)

Рожки в голову втянула,           (рука («улитка») сворачивается в кулак)

В домик спряталась, заснула.    (вторая рука  закрывается, пряча

                                                                                «улитку» в «бутоне»)

1 год обучения                                                             л/т Лето, цветы на лугу

«Солнышко»

Свети, свети, солнышко                 (поднимите руки с растопыренными веером

                                                                      пальцами, ладони поверните к себе)

На зеленое полюшко                      (указательным пальцем правой руки загните

                                                             большой палец на левой руке)

На белую пшеницу                          (тем же пальчиком по очереди загните  

                                                                             остальные пальцы левой руки)

На чистую водицу,

На наш садочек,

На аленький цветочек.

1 год обучения                                                          л/т Комнатные растения

«Цветы»

           

(Держать руки перед собой, сложив локоток к локотку, пальцы к пальцам (бутончиком).

Раскрываются цветы                       (пальчики развести в стороны не 

Необычной красоты,                       отрывая друг от друга основания ладони)

Ветерок чуть дышит,                       (пальчики зашевелись как будто на ветру)

Лепестки колышет,                          («цветочек» наклоняется то в одну,

Так колышет, так колышет.                       то в другую сторону)

Закрываются цветы                         (снова прижать пальчики друг к другу)

Необычной красоты,  

Засыпают тихо, тихо                       (можно сложить ладошки, поднести к

                                                                                           уху и наклонить голову)

1 год обучения                                                                             л/т Транспорт

«Дружим с пальчиками»


Чтоб красиво говорить                            
(можно делать фонарики)
Надо с пальцами дружить!                    
(сложить ручки вместе)
Вот — большой,                        
(показать каждый пальчик или помассировать его)
Вот — это средний,
Безымянный,
И последний —
Наш мизинчик-малышок.
У-у-у — указательный забыли.
Мы рога козы покажем                            
(изображаем животных)
И рога оленя даже.
Ушки зайки не забудем,                            
(помассировать ушки)
Ушками водить мы будем.                        
(пошевелить ушками)
Чтоб красиво говорить,
Надо с пальцами дружить!

2  год обучения                       л/т Осень. Признаки осени. Деревья осенью

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,             (удары по столу пальчиками обеих рук.

                                                            Левая начинает с мизинца, правая –

                                                            с большого пальца.)

Вышел дождик погулять.                 (беспорядочные удары по столу 

                                                             пальчиками обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке,         («шагают» средним и указательным

А куда ему спешить?                        пальчиками обеих рук по столу.)

Вдруг читает на табличке:               (ритмично ударяют то ладонями, то

«По газону не ходить!»                          кулачками по столу.)

Дождь вздохнул тихонько:              (часто и ритмично бьют в ладоши.)

 - Ох!                                                  (один хлопок.)

И ушёл. Газон засох.                        (ритмичные хлопки по столу.)

2  год обучения                                                                   л/т Овощи. Огород. 

«Хозяйка однажды с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла,           («шагают» пальчиками по столу)

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох,       (загибают по одному пальчику

Петрушку и свеклу.                                      на название на обеих руках.)

Ох!...                                                              (хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе -              (попеременные удары кулачками

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.     и ладонями.)

Картошка? Капуста? Морковка?                (загибают пальчики на обеих 

Горох? Петрушка иль свёкла?                                         руках.)

Ох!                                                                  (хлопок.)

(продолжение на оборотной стороне)

Хозяйка тем временем ножик взяла           (стучат ребром каждой ладони

И ножиком этим крошить начала                  по столу.)

Картошку, капусту, морковку, горох,        (загибают по одному пальчику

Петрушку и свеклу.                                      на название на обеих руках.)

Ох!...                                                               (хлопок.)

Накрытые крышкой, в душном горшке      (ладони складываются крест-

Кипели, кипели в крутом кипятке                 накрест на столе.)

Картошка, капуста, морковка, горох,         (загибают по одному пальчику

Петрушка и свекла.                                      на название на обеих руках.)

Ох!...                                                               (хлопок.)

И суп овощной оказался неплох!                 (показывают, как едят суп.)

2  год обучения                                                             л/т Грибы. Лес. Ягоды.

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,                    (пальчики обеих рук «здороваются»

                                                                         начиная с больших)

В лес идет мы погулять.                         (обе руки «идут» указательными и

                                                                        средними пальцами по столу.)

За черникой,                                            (загибают пальчики, начиная с

За малиной,                                                    большого)

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесём.

2  год обучения                                                                                    л/т Обувь 

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки                    (загибают на обеих руках

На ногах сапожки.                      пальчики по одному, начиная с больших.)

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,                             («шагают» по столу указательным

Новые кроссовки.                             и средним пальцами обеих рук.)

2  год обучения                                                  л/т Зима. Зимующие птицы.

«Пирог»

Падал снег на порог.               (дети два раза медленно опускают ладони

                                                    на стол.)

Кот слепил себе пирог.           (прижимая ладонь к ладони, показывают,

А пока лепил и пек,                 как лепят пирог.)

Ручейком пирог утёк.             («бегут» пальчиками обеих рук по столу.)

Пирожки себе пеки                 (опять показывают, как пекут пирог.)

Не из снега – из муки.

2  год обучения                                                        л/т Домашние животные

«Бурёнушка»

Дай молочка, Бурёнушка,              (дети показывают, как доят корову.)

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки,                        (делают «мордочки» из пальчиков.)

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,                 (загибают по одному пальчику

Творогу немножечко,                       на обеих руках.)

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье                          (снова «доят».)

Молоко коровье.

2  год обучения                                                                          л/т Новый год.

«На ёлке»

Мы на елке веселились,                  (Ритмичные хлопки в ладоши.)

И плясали, и резвились.                 (Ритмичные удары кулачками.)

После добрый Дед Мороз             (Дети «шагают» средним и указательным

Нам подарки преподнёс.               пальцами обеих рук по столу.)

Дал большущие пакеты,               («Рисуют» руками большой круг.)

В них же – вкусные предметы:    (Делают ритмичные хлопки.)

Конфеты в бумажках синих,        (Загибают на обеих руках пальчики,

Орешки рядом с ними,                   начиная с большого.)

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

2  год обучения                                                    л/т Детский сад. Профессии

«Наша группа»

В нашей группе все друзья.   (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)

Самый младший – это я.       (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

2  год обучения                                             л/т Ателье. Швея. Закройщица

«Наперсток»

Вышивает, шьет иголка,           (Левая ладошка раскрыта, в правой руке – 

Пальцу больно,                             воображаемая иголка; иголка «шьёт» и 

                                                        задевает кончик указательного

Пальцу колко.                                     пальца на левой руке.)

А наперсток                               (Дети делают правой рукой такое движение, 

В тот же миг                                как будто надевают на указательный

К девочке на пальчик                      палец левой руки наперсток.)

Прыг!

Говорит иголке:                            («Шьют».)

 - Шей,                                          (Грозят указательным пальчиком 

А колоться ты не смей!                                 левой руки.)

2  год обучения                         л/т Речные, озёрные и аквариумные рыбы

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,                     (Сложенными вместе ладонями дети

Рыбке весело играть.                             изображают, как плывет рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница,                     (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.                     (Медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,                      (Снова изображают, как плывет  

                                                                             рыбка)

Крошку хлебную взяла.                        (Делают хватательное движение

                                                                  обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,                  (Снова «плывут»)

Рыбка быстро уплыла.

2  год обучения                                                          л/т Откуда хлеб пришёл

«Каша»

Каша в поле росла,                   (Дети подняли руки, шевелят пальчиками)

К нам в тарелку пришла.         («Идут» пальчиками по столу)

Всех друзей угостим,              (В правой ладошке «мешают» указательным

По тарелке дадим.                     пальцем левой руки)

Птичке-невеличке,                  (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке,

Всем дадим по ложке!

2  год обучения                                                                         л/т Насекомые 

«Паучок»

Паучок ходил по ветке,          (Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут»

А за ним ходили детки.           по предплечью, а затем по плечу другой руки)

Дождик с неба вдруг полил,   (Кисти свободно опущены, выполняем 

                                                    стряхивающее движение (дождик)

Паучков на землю смыл.         (Хлопок ладонями по столу, коленям)

Солнце стало пригревать,        (Ладони боковыми сторонами прижаты

                                                          друг к другу, пальцы растопырены,  

                                                         качаем  руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,                 (Действия аналогичны первоначальным)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

2  год обучения                                                                л/т Дикие животные 

«Зайцы»


(Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.) 

Десять серых зайцев дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
«Вон человек с ружьём»
Двое закричали: «Давайте убежим!»,
Двое прошептали: «Давайте помолчим!»,
Двое предложили: «Мы спрячемся в кустах!»
А двое вдруг спросили: «Он может сделать «Бах»?»
«Бах» - выстрелил охотник,                                
(Хлопаем в ладоши.)
Нажав ружья курок,                    
(Бежим пальчиками по столу или коленям.)
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.
 

2  год обучения                            л/т Весна. Приметы весны. Прилёт птиц.

«Весна»

Стучат всё громче дятлы,        (Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими)
Синички стали петь.
Встаёт пораньше солнце,        
(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем

Чтоб землю нашу греть.           руки вверх, раскрываем ладони, боковые 

                                                   части остаются  прижатыми, пальцы 

                                                     растопырены.) 
Встаёт пораньше солнце,        
(Движения повторяются.)
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,            
(Выполняем руками волнообразные движения  

Растаял весь снежок,                            

(продолжение на оборотной стороне)

А из под старой травки             (Ладони сомкнуты "ковшом".) 
Уже глядит цветок...                
(Ладони раскрываются, боковые стороны

                                         рук  соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты)

А из под старой травки            (Движения повторяются.)
Уже глядит цветок
Раскрылся колокольчик          
(Руки стоят на столе, опираясь на локти.

                                                               Пальцы сжаты в кулак.)
В тени там, где сосна,             (Пальцы постепенно разжимаются, свободно  

                                                       расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,    
(Качаем кистями рук в разные стороны,

                                                             проговаривая "динь-динь".)
Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

2  год обучения                                                                              л/т Игрушки

«Дружные пальчики»

Эти пальчики щипают,                (Большим и указательным пальцем

                                                        щипаем ладонь другой руки.)
Эти пальчики гуляют,                 (Указательный и средний "идут" по другой

                                                                              руке.)
Эти - любят поболтать,              
(Средний и безымянный шевелятся,

                                                              трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать,                  (Безымянный и мизинец прижимаем к  

                                                           ладони.)
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.              
(Крутим большим пальцем вокруг

                                                                    мизинца.)

2  год обучения                                                        л/т Стройка.  Профессии 

«Дом»

Я хочу построить дом,                    (Руки над головой "домиком".)
Чтоб окошко было в нём,               (
Руки перед глазами. Концы пальцев рук

                                                            сомкнуты в "окошко".)
Чтоб у дома дверь была,                
(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты

                                                            боковыми частями.) 
Рядом чтоб сосна росла                  
(Пальцы растопырены. Руки тянем

                                                            вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял,                
(Руки перед собой кольцом, пальцы

                                                            соединены.)
Пёс ворота охранял.                         (Одна рука "пёс", мизинец отсоединить

                                                            от других пальцев.)
Солнце было,                                    (Скрестить кисти рук, пальцы

                                                             растопырены.)
Дождик шёл,                                      
("Стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл              
(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки

                                                                     смотрят вверх.)

2  год обучения                                                                       л/т Фрукты. Сад

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы  с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

2  год обучения                                                                        л/т Наша Армия

«Пограничник»

Тропинки лесные, пахучие травы.         (Указательный и средний "идут" по                                        

За темным оврагом простор полевой.                        другой  руке.)

Вечерней порою                                       (Ритмичные удары кулачками.)

В дозор от заставы

Идет пограничник,

Страны часовой.

…Тропинки лесные,                                 (Пальчики обеих рук «здороваются» Пахучие травы…                                       начиная с больших.)

Звенит соловей над бегущим ручьем.

Идет пограничник в дозор от заставы

В любую погоду – и ночью и днем.               

2  год обучения                                                                                л/т Одежда

(Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения)

В понедельник я кроила,

А во вторник – платье шила.

В среду – фартук вышивала,

А в четверг – белье стирала:

Все свои платочки

И Братишкины носочки.

А в пятницу, субботу

Отдыхала от работы.

2  год обучения                                                                                  л/т Посуда 

«Посуда»

Раз, два, три, четыре,                    (Чередование хлопков в ладоши и ударов

                                                             кулачков друг о друга.)
Мы посуду перемыли:
                   (Одна ладонь скользит по другой по

                                                         кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку    
(Загибать пальчики по одному, начиная с

                                                          большого.)
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли,
                     (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,          
 (Разгибать пальчики по одному, начиная с

Ковшик тоже развалился,                                             большого.)
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали.                  
(Удар кулачками, хлопок в  ладоши.)

2  год обучения                                                        л/т Комнатные растения

«Цветок распустился»

(Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно)

У нас в палисаднике

Возле терраски

Растут голубые

Анютины глазки.

Анютины глазки,

Анютины глазки,

Они распускаются

Быстро, как в сказке.    

2  год обучения                      л/т Весенние сельскохозяйственные работы

«Гроза»

Капли первые упали,                        (слегка постучать двумя пальцами

                                                             каждой  руки по столу)
Пауков перепугали.                           (внутренняя сторона ладони опущена

                                                             вниз; пальцы слегка согнуть и,  

                                                             перебирая ими, показать, как

                                                             разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,                
(постучать по столу всеми пальцами

                                                             обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.      (скрестив руки, ладони соединить

                                                            тыльной стороной; махать пальцами,

                                                             сжатыми вместе).
(продолжение на оборотной стороне)

Дождь полил как из ведра,               (сильнее постучать по столу всеми

                                                            пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.                       (указательный и средний пальцы обеих

                                                            рук бегают по столу, изображая

                                                            человечков; остальные пальцы  

                                                             прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,                  (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.                 (барабанить кулаками, а затем

                                                             похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце                     (поднять обе руки вверх с

                                                              разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!

2  год обучения                            л/т Транспорт: грузовой и пассажирский

                                              «Капитан»

Я плыву на лодке белой                      
(прижать руки ладонями друг к другу, По волнам с жемчужной пеной.         слегка приоткрыв).
Я - отважный капитан,
                        (показывать, как лодка качается на Мне не страшен ураган.                      волнах, а затем плавными движениями

                                                               рук - сами волны).
Чайки белые кружатся,                      
(скрестив руки, соединив ладони

Тоже ветра не боятся.                          тыльной стороной и помахать       Лишь пугает птичий крик                   пальцами, сжатыми вместе).
Стайку золотистых рыб.                      (
выпрямленными ладонями с пальцами, И, объездив чудо-страны                    прижатыми друг к другу изобразить Посмотрев на океаны,                          рыбок. Плавными движениями

Путешественник-герой,                       ладоней показать, как рыбы плывут в К маме я вернусь домой.                      воде).

2  год обучения                                                       л/т Мебель. Части мебели

«Наша квартира»

В нашей комнате – столовой -            (На каждое название предмета мебели

Есть отличный СТОЛ дубовый,          дети загибают по одному пальчику.

СТУЛЬЯ – спинки все резные.           К концу стихотворения должны 

Ножки гнутые, витые.                          быть загнуты все десять пальцев).

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев ШКАФ зеркальный,

Две широкие КРОВАТИ

С одеялами на вате

И березовый КОМОД.

Мама там белье берет.

А в гостиной КРЕСЛА есть. Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ – центр музыкальный.

2  год обучения                                                                                      л/т Лето

«Жучок»


Этот маленький жучок                      (перебираем пальцами по ступням.)
По земле гуляет,
Листик сладенький найдёт              
(щипаем ступни.)
И его кусает.
Чтоб ещё листочек съесть,              
(перебираем пальчиками по ногам (со

Хочет он повыше влезть.                  ступней до коленей).
Этот маленький жучок                     (перебираем пальцами по коленям.)
По траве гуляет...
Этот маленький жучок                    
(перебираем пальцами по животу.)
По кустам* гуляет...
Этот маленький жучок                    
(перебираем пальцами по груди.)
Выше залезает,
Вот он ямочку нашёл,                    
("жучок заползает" в ямочку на плече  

                                                            у шеи.)
Лёг и отдыхает.                                (пальчики сжимаем в кулаки.) 
Он не будет вас кусать,
Хочет он чуть-чуть поспать
.         (опускаем голову вниз, глаза закрываем.)

2  год обучения                                                                  л/т Полевые цветы

«Червячки»

Раз, два, три, четыре, пять         (пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь    

                                                      (движение ползущей гусеницы), идем по

                                                      столу указательным и средним пальцами

                                                       (остальные  пальцы поджаты к ладони).

Червячки пошли гулять.             (складываем пальцы щепоткой, качаем ими

                                                                      вверх и вниз.)

Вдруг ворона подбегает,             (раскрываем ладонь, отводя большой палец

                                                        вниз, а остальные вверх.)

Головой она кивает,

Каркает: "Вот и обед!"                 (сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

Глядь - а червячков уж нет!

2  год обучения                                                л/т Профессии на транспорте.

(По ходу стихотворения по очереди загибать пальчики)

Мы с первым пальцем-малышком

В трамвайный парк пойдем пешком.

С другим – поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

А с третьим – сядем мы в такси,

Попросим в порт нас отвезти!

С четвертым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись-ка, пятый, в самолёт,

С тобой отправимся в полёт.

2  год обучения                                                                                   л/т Почта.

«Письмо»

К нам пришло письмо одно,                   (Дети идут пальчиками по столу)

Было странное оно.

Вместо марок – три снежинки,                (Сжимают и разжимают кулачки) 

А конверт – из чистой льдинки,

А письмо не на листке,

А на беленьком снежке:

- Скоро, скоро к вам примчу,                    (На каждой руке соединяют          На метели прилечу,                                     большой палец поочередно с     

Запляшу и закружу,                                     остальными)

Снегом землю наряжу,

И деревья, и дома… -

И подписано: «Зима»

2  год обучения                                                                                  л/т Космос

«Часы»


Мышь полезла в первый раз                  
(Перебираем пальчиками ("бежим") 

Посмотреть, который час.                               от коленочек до макушки)
Вдруг часы сказали: “Бом!”,                  
(Один хлопок над головой.)
Мышь скатилась кувырком.                  
(Руки "скатываются" на пол.)
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”            
(Два хлопка.) 
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”    
(Три хлопка.) 
Мышь скатилась кувырком.

2  год обучения                                       л/т Правила дорожного движения.

«Машины»

На улице нашей                             (Хлопки в ладоши)

Машины, машины,

Машины малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые,                     (Вращать ладошками по кругу)

Фырчат легковые,

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

Эй, машины, полный ход,          (Сжимать и разжимать кулачки)

Я – примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

3 год обучения           л/т Осень (Периоды осени. Осенние месяцы. Деревья осенью

«Осень»

Ветер по лесу летал,               (Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый,                          (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки      (Спокойно укладывают ладони на стол)

Ветер бросил на тропинку.

3 год обучения                                      л/т Фрукты. Труд взрослых в садах.

«Апельсин»

Мы делили апельсин.                   (Дети разламывают воображаемый

                                                          апельсин на дольки)

Много нас,                                      (Показывают 10 пальцев)

А он один.                                      (Показывают 1 палец)

Эта долька – для ежа.                    (Загибают большой палец левой руки)

Эта долька – для стрижа.              (Загибают указательный палец)

Эта долька – для утят.                   (Загибают средний палец)

Эта долька – для котят.                 (Загибают безымянный палец)

Эта долька – для бобра.                 (Загибают мизинец)

А для волка – кожура.                    (Бросательное движение правой рукой)

Он сердит на нас -                          (Сжимают кулаки и прижимают их к

Беда!!!                                                          груди)

Разбегайтесь - кто куда!                («Бегут» пальцами по столу)

3 год обучения                          л/т Перелетные птицы. (Водоплавающие птицы,  

                                                                                                                      подготовка к отлету)

                                                      «Птички»

Эта птичка – соловей,                        (Дети загибают по одному пальчику на Эта птичка – воробей,                        обеих руках)

Эта птичка – Совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

3 год обучения                                           л/т Поздняя осень. Грибы. Ягоды

«Грибы»

Топ-топ – пять шагов,                 (Дети «шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов.              (Переплели пальцы обеих рук – туесочек,

Мухомор красный -                     большие пальцы – ручка; показали 5 пальцев

Гриб опасный.                              правой руки)

А второй -  лисичка,                     (На каждое двустишие дети разгибают 

Рыжая косичка.                             по одному пальчику, начиная с мизинца,

Третий гриб – волнушка,              на одной или обеих руках)

Розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

3 год обучения                                              л/т Дикие животные и их детеныши.  

                                                                                                  (Подготовка животных к зиме)

                                     

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели              (Дети загибают пальцы на обеих руках:

Белочке в дупле на ели.                    по одному пальцу на каждое двустишие)

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,               (Удары ладонями и кулаками поочередно)

Всем тепло, уютно в нем.

3 год обучения                                     л/т Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

                                                                                      (Материалы, из которых они сделаны)

«Ботинки»

Всюду, всюду, мы вдвоем                (Средний и указательный пальчики  

Неразлучные идем.                           «шагают» по столу)

Мы гуляем по лугам,                        (Дети загибают по одному пальчику,

По зеленым берегам,                         начиная с большого)

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать.                 (Укладывают ладони на стол).

3 год обучения                                  л/т Зима. Зимующие птицы. Дикие животные

                                                                                                               зимой. (Зимние месяцы)

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,                      (Загибают пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили.         («Лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий,                          (Показывают круг, сжимают ладони Очень гладкий                                    вместе, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.         (Грозят пальчиком)

Раз – подбросим.                             (Смотрят вверх, подбрасывают

                                                          воображаемый снежок)

Два – поймаем.                               (Приседают, ловят воображаемый

                                                         снежок)

Три – уроним                                  (Встают, роняют воображаемый

                                                         снежок)

И… сломаем.                                  (Топают).

3 год обучения                             л/т Мебель (Назначение мебели, части предметов  

                                                                         мебели; материалы, из которых они сделаны)

                                 

                                    «Наша квартира»

В нашей комнате – столовой -              (На каждое название предмета мебели

Есть отличный СТОЛ дубовый,            дети загибают по одному пальчику.

СТУЛЬЯ – спинки все резные.              К концу стихотворения должны 

Ножки гнутые, витые.                             быть загнуты все десять пальцев).

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев ШКАФ зеркальный,

Две широкие КРОВАТИ

С одеялами на вате

И березовый КОМОД.

Мама там белье берет.

А в гостиной КРЕСЛА есть. Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ – центр музыкальный.

3 год обучения                                            л/т Посуда. (Виды посуды; материалы,

                                                                                                              из которых она сделана)

«Машина каша»

Маша каши наварила,                           (Указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила.                   дети мешают в левой ладошке)

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,                                   (Загибают по одному пальчику на Жучке – в плошку,                                 левой руке)

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                               (Разжимают кулачок)

Всё до крошки раздала.                        (Сдувают «крошку» с ладошки)

3 год обучения                                                                              л/т Новый год

                                                  «Подарки»

Дед Мороз принёс подарки:              (Дети «шагают» пальчиками по столу)

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,                  (На каждое произнесенное название подарка

Попугая и пингвина,                               загибают по одному пальчику сначала

Шоколадок полмешка                        на правой, потом на левой руке).

И пушистого щенка!

Гав! Гав!                                               (Делают из пальчиков правой руки мордочку

                                                                           щенка, согнуты средний и указательный

                                                                           пальчики – «ушки»).

3 год обучения                                     л/т Профессии. (Трудовые действия)

«Повар»

Повар готовил обед,                       (Ребром ладони дети стучат по столу)

А тут отключили свет.

Повар леща берёт                           (Загибают большой палец на левой руке)

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,               (Загибают указательный палец)

В печку кладёт варенье.

Мешает суп кочерыжкой,             (Загибают средний палец)

Угли бьёт поварёшкой.                 (Загибают безымянный палец)

Сахар сыплет в бульон.                 (Загибают мизинец)

И очень доволен он!                      (Разводят руками)

3 год обучения                                      л/т Животный мир морей и океанов

«Акула»

Приплывали две севрюги,                     (Двумя ладонями дети изображают,

                                                                  как плывут севрюги)

У них спины словно дуги.                      (Выгибают ладони тыльной

                                                                  стороной вверх)

Налетали с двух сторон.                         (Изображают, как севрюги плывут

                                                                  навстречу друг другу)

Ты, акула, выйди вон.                             (Делают толчок ладонями от груди).

3 год обучения                       л/т Весна. Первые весенние цветы. Мамин праздник

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,                         (Дети пальчиком «идут» по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,                                    (Загибают по одному пальчику

Яблоки душистые,                                  на обеих руках, начиная с мизинца)

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

3 год обучения                  л/т Насекомые.(Подготовка насекомых к зиме)

«Пчёлки»

Домик маленький на ёлке,            (Одна из рук стоит на столе, опираясь на

                                                         локоть, пальцы растопырены (ёлка) На

                                                          второй руке пальцы смыкаются в кольцо

                                                          (улей). "Улей" прижат к "ёлке.

Дом для пчёл, а где же пчёлки?    (Дети заглядывают в "улей").                                                                              
Надо в дом постучать,                    (Сжимаем кулачки. Стучим кулаками

Раз, два, три, четыре, пять.            друг о друга, чередуя руки.) 

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?             (Разводим руками, растопыриваем
Стали вдруг вылетать:                    
пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).
Раз два, три, четыре, пять!

                                                                                       

3 год обучения                 л/т Овощи. Труд взрослых на полях и в огороде

«Квасим капусту»

- Это что еще за куст?                  (Стоя, руки перед грудью в «замке»)
- Это что еще за хруст?               
(Куст «распружинился», подрос –   руки  

                                                        соединены только основаниями  ладоней и

                                                         кончиками пальцев.  

- Как же мне без хруста,              (Ладони чуть-чуть поворачиваем во  

                                                       встречном направлении и при этом издаем

                                                       хруст)                                                                                                         
- Если я – капуста
?                      (Кольцо из рук, кончики пальцев соединены

                                                       над головой.)
- Мы капусту рубим, рубим,
      («Рубим капусту» на поверхности

                                                        воображаемого стола ребрами ладоней.)
- Мы капусту солим, солим,       (Обе руки сложены щепотью и «солят».)
(продолжение на оборотной стороне)

- Мы капусту мнем, мнем,            (Сжимаем и разжимаем кулаки)
- А морковку трем, трем,              (Трем ладони друг об друга – для

                                                        тренировки держите их на уровне груди и  

                                                        нажимайте на ладони с силой.)
- Все перемешаем!                         (Перемешиваем – в горизонтальной

                                                        плоскости.)
- В бочки набиваем                      
(Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не

                                                       наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти.)
- В погреб опускаем.                    (В таком же положении глубоко

                                                       наклоняемся и кладем на  пол сложенные

                                                        ладони.)
- Эх, вкусная капуста!                 (Выпрямляемся и гладим себя по животу.)

3 год обучения                             л/т Знакомство с творчеством А.Л.Барто

«Перчатка»

Весёлая мышка                            (Раскрываем ладошку, пальцы растопырены

                                                                  (перчатка).
Перчатку нашла,                           (Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной

                                                                   стороной вверх.)
Гнездо в ней устроив,                  (Складываем ладоши "ковшом") 
Мышат позвала.                            
(Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)

Им корочку хлеба                         (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим
Дала покусать,                               по кончикам остальных пальчиков.)
Погладила (отшлёпала) всех        
(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные  

                                                                    (скользящим движением от мизинца к

                                                                    указательному)

И отправила спать.                        (Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку)

3 год обучения                                           л/т Растения и животные весной

(Выполнять действия в соответствии с содержанием)

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать. 

3 год обучения                                                                      л/т Инструменты

Тук-тук  молотком,

Строим, строим новый дом.

Этот дом – для Маши,

Этот дом – для Саши,

Этот  дом – для Даши,

Этот дом – для Наташи,

Этот дом – для Ксюши,

Этот – для Андрюши.

Все соседи,

Все друзья.

Жить без дружбы им нельзя.

3 год обучения                                                                            л/т Родное село

«Десять внучат»

У нашей бабушки                              (руки сожмите в кулаки)

Десять внучат                                    (разожмите кулаки и покажите 10

                                                             пальцев).

Две Акульки сопят в люльке            (пошевелите мизинцами),

Две Аринки спят на перинке            (пошевелите безымянными пальцами),

Две Аленки глядят из пеленки         (пошевелите средними пальцами),

Два Ивана на лавках сидят               (пошевелите указательными пальцами),

Два Степана учиться хотят               (пошевелите большими пальцами).

Десять внуков                                     (покажите 10 пальцев) 

А бабушка одна                                  (прижмите ладони к груди).

3 год обучения                            л/т Животные жарких стран. Повадки, детёныши

«Где обедал воробей?»

- Где обедал, воробей?                (Дети машут перекрещенными ладошками)

- В зоопарке у зверей.                      (Ладошками изображают раскрывающуюся пасть)

Пообедал я сперва                              На каждое название животного загибают

За решеткою у льва.                               по одному пальчику сначала на левой,

Подкрепился у лисицы,                  затем на правой руке).

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена,

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил                                      (Опять изображают раскрывающуюся Чуть меня не проглотил.                           пасть животного.)

3 год обучения                       л/т Знакомство с творчеством С.Я Маршака

                                                «У жирафов»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.        
(Хлопаем по всему телу

                                                                                                               ладонями.)
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,                                    
(Обоими указательными

                                                                                                              пальцами дотрагиваемся

На носах, на животах, на коленях и носках                  до соответствующих

                                                                                                             частей тела.)                                                                                   
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как 

                                                                                                     бы собирая складки)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,                                  
(Обоими указательными

                                                                                                            пальцами дотрагиваемся

На носах, на животах, на коленях и носках.                    до соответствующих

                                                                                                                     частей тела.)
(продолжение на оборотной стороне)                                                                                                          

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.     (Поглаживаем себя,

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.     как бы разглаживая.                                                                                                                       

                                                                                                                         шёрстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,                                         (Обоими  

На носах, на животах, на коленях и носках.                   указательными пальцами.                                                                                                                                         

                                                                                                              дотрагиваемся до
                                                                                                  соответствующих частей тела.)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.          
(Проводим ребрами          А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.            ладони по телу (рисуем             

                                                                                            полосочки).                                               
На лбу, ушах, на шее, на локтях,                        
(Обоими указательными пальцами На носах, на животах, на коленях и носках        дотрагиваемся до

                                                                                              соответствующих частей тела.)  

               

3 год обучения                                         л/т Домашние животные и их детёныши

                                                                                        (Содержание дом. животных осенью)

«Два козлика»

Как-то раз к кому-то в гости            (На обеих ручках прижимаем большими  

                                                                         пальцами средние и безымянные.) 
Шёл козлёнок через мостик,            (Держим кисти горизонтально, сближаем руки.)
А навстречу шёл другой,                  (На первый слог каждой строчки соединяем

Возвращался он домой.                                  руки с размаха.)
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!                
(На слово "бух" - хлопаем в ладоши.) 
И с моста в водичку - плюх!              
(Роняем руки на колени.) 

3 год обучения                                л/т Знакомство с творчеством К.И.Чуковского

«Змейка»

(Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть.)

Посмотрите-ка, друзья,                    (Медленно вращаем кистью руки.)
У меня живёт змея!
По дивану, по коврам                      
(Выполняем рукой медленные волнообразные 

                                                           движения.)
Может ползать тут и там.              
("Змея" ползёт по дорожке, первый палец      Хоть и нет у змейки ножек,            отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а Очень быстро по дорожке,             потом постепенно ускоряя темп

Широко открыв свой рот               (в соответствии с произносимым текстом).
За лягушками ползёт.
Нет у этой змейки глаз                  
(Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. 

И поймала в этот раз                      Крутим кистью руки (как бы оглядываясь).
Не лягушек, не стрекоз,                  
(Волнообразные движения рукой.)
А ребёночка за нос.                        
("Змея" хватает за нос партнёра по игре.)

3 год обучения                                  л/т Знакомство с творчеством С.В.Михалкова

                                                «Кролик»

Маленький кролик с большими ушами,        
(Кисти прижать к голове, как ушки.)
Розовым носом,                                                (Указательными пальцами

                                                                                          дотронуться до носа.)
Смешными усами                                      (Указательные пальцы прижаты к губам.)
Норку глубокую роет себе                                 (Роем норку (колени).
Сильными лапками в мягкой земле.
Чистит он шёрстку себе                                    
("Чистим шёрстку".)
Или спит.                                                             (Руки складываем, кладём под щёку.)
Кролик ушами всегда шевелит.                         (Шевелим "ушами".)
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов                      
(Сжаться в комочек.)

3 год обучения                                    л/т Знакомство с творчеством А.С.Пушкина

«Черепашка»


(Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.)

Моя черепашка в коробке живёт,              
(Рука лежит на другой ладони)

Купается в ванне,                                       (Волнообразные движение кулаком

                                                                      в воздухе.)
По полу ползёт                                           ("Черепашка" ползёт по другой

                                                                      руке).
Её на ладошке я буду носить,                    (Руки возвращаются в исходное

                                                                      положение.)
Она не захочет меня укусить                    (Отрицательный жест головой.)

3 год обучения                                                         л/т Наша Родина - Россия

«Утречко»

Утро настало                       (ладони скрестите, пальцы раздвиньте)

Солнышко встало.

— Эй, братец Федя            (правую руку сжать в кулак, оставив  свободным

                                                      только большой палец, и поставьте ее на ладонь лев. руки)

Разбуди соседей                  (вращать по кругу большим пальцем правой руки)

Вставай, Большак                (щелкнуть большим и указательным пальцами  

                                                        правой руки по большому пальцу левой руки)

-  Вставай, Указка                (щелкнуть  большим и указательным пальцами  

                                                        правой руки по указательному большому пальцу лев. руки)

-  Вставай, Середка              (щелкнуть  большим и указательным пальцами правой

                                                        руки  по среднему пальцу левой руки)

-  Вставай, Сиротка              (щелкнуть  большим и указательным пальцами правой

                                                                 руки по безымянному пальцу левой руки)

 И Крошка-Митротка           (щелкнуть большим и указательным пальцами правой

                                               руки по мизинцу левой руки)

Привет, Ладошка                  (щелкните по центру ладони)

Все потянулись и проснулись                (руки поднять вверх, пальцы вытянуть)

                                            

3 год обучения                                               л/т Столица Родины – Москва

«Домик»

Под грибом - шалашик-домик,            (соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,                      
(постучать кулаком одной руки о

                                                                ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.                    (ладони обеих рук обращены вниз,  

                                                               пальцы скрещены; средний палец

                                                               правой руки опущен вниз и слегка

                                                              качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,                        
(ладони опустить вниз, ребром

                                                                прижать друг к другу)
(продолжение на оборотной стороне)

А на нем - дубовый стол.                      (левая рука сжата в кулак, сверху на

                                                                кулак опускается  ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.        
(направить левую ладонь

                                                                вертикально вверх, к ее нижней части

                                                                приставить кулачок правой руки
                                                               большим пальцем к себе)

На столе - тарелка с вилкой.              
(ладонь левой руки лежит на столе и

                                                               направлена вверх, изображая тарелку,

                                                               правая рука изображает вилку: ладонь

                                                               направлена вниз, четыре пальца

                                                               выпрямлены и слегка разведены в

                                                               стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.

3 год обучения                                                                             л/т Транспорт

(По ходу стихотворения по очереди загибать пальчики)

Мы с первым пальцем-малышком

В трамвайный парк пойдем пешком.

С другим – поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

А с третьим – сядем мы в такси,

Попросим в порт нас отвезти!

С четвертым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись-ка, пятый, в самолёт,

С тобой отправимся в полёт.

3 год обучения                                                                                    л/т Космос 

«Звездочки»

В небе звездочки блестят,               (Пальцы на обеих руках сжимать и

Весело сверкают,                             разжимать)

И с ребятами они

Поиграть желают.

Ну-ка, звездочки, светлей              (Медленно вращать кистями рук)

На небе засияйте,

Звездную карусель                         (Пальцы на обеих руках сжимать и            В небе начинайте.                           разжимать)

Раз, два, три, четыре, пять             (Хлопки)

Созвездье мы найдем сейчас.

3 год обучения                                                          л/т Комнатные растения

«Гусеница»

Этот странный дом без окон           (Дети складывают руки домиком над головой)

У людей зовется «кокон».                (Обхватывают ладонями локти)

Свив на ветке этот дом,                    (Делают вращательные движения указ пальцем)

Дремлет гусеница в нем.                  (Соединяют указательный и большой пальцы)

Спит без просыпа всю зиму.            (Кладут сложенные ладони под щеку)

Но зима промчалась мимо -             (Сгибают руки в локтях и попеременно

                                                                         поднимают ладони  вверх-вниз)

Март, апрель, капель, весна              (Сжимают пальцы рук и разжимают)

Просыпайся, соня-сонюшка!            (Поднимают руки и потягиваются)

Под весенним ярким солнышком     (Через стороны опускают руки вниз)

Гусенице не до сна –

Стала бабочкой она.                          (Делают маховые движения руками)

3 год обучения                                                             л/т Труд на селе зимой

«Зимняя прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять                    (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.                
("Идём" по столу указательным и

                                                                 средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,                        
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,                
(Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
                 (Ведём указательным пальцем правой

                                                                руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.                        
(Кладём ладошки на стол то одной

                                                                стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли.                  
(Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли.
                    (Движения воображаемой ложкой,

                                                               руки под щёки)

3 год обучения                                              л/т Перелётные птицы весной

«Дрозд-дроздок»

Дружок ты мой, дрозд,                          (Дети машут сложенными ладонями,

                                                                как крыльями)

В крапинку хвост,

Носик – остренький,

Бочок  - пестренький,                             (Загибают по одному пальчику на  

                                                                  обеих руках,

Перья – тонкие,                                        начиная с большого)

Песни – звонкие.

Весной распеваются,

Зимой забываются.                                  (Снова машут сложенными

                                                                   накрест ладонями)