САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Хайруллина Лилия Зуфаровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_fazylovoy_l.z._2015_ekaterinburg.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

 Фахрутдинова Резида Ахатовна

доктор педагогических наук, профессор

Казанский Федеральный университет

Фазылова Лилия Зуфаровна

Студент, магистр 2 курса

Казанский Федеральный университет

INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITIES STUDENTS – THE FUTURE TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGES IN THE UNIVERSITY

Fakhrutdinova Rezida Akhatovna

doctor of pedagogical sciences, professor

Kazan Federal university

Fazylova Lilia Zufarovna

Student, master 2 courses

Kazan Federal university

АННОТАЦИЯ

      В статье раскрываются сущностные характеристики организации  самостоятельной деятельности студентов в образовательном пространстве вуза. Авторы  работы дают теоретическое обоснование данной проблемы и реализацию опытно – экспериментальной работы по разработанным программам по подготовке будущих учителей иностранного языка.

Ключевые слова: самостоятельная работа, самостоятельная познавательная деятельность, знания, умения, навыки.

ABSTRACT

      The article describes the essential characteristics of the organization of independent work of students in the educational space of the university. The authors provide a theoretical justification of the problem and the implementation of a pilot - experimental work on programs designed to prepare future teachers of foreign languages.

Key words: self-study, self-cognitive activity, knowledge, abilities, skills.

           Процессы реформирования системы высшего образования, модернизация системы Российского образования, в целом, предъявляют новые требования к подготовке педагога на современном этапе развития общества.  Мировой опыт организации обучения подразумевает необходимость коренных изменений в системе высшего профессионального образования. Одно из основных направлений – это изменение учебного процесса таким образом, чтобы студент без принуждения стремился к систематическому, активному, самостоятельному овладению знаниями и профессиональными навыками. При этом он должен сам оценивать свой уровень подготовки, самостоятельно выбирать темп и определять уровень усвоения знаний, переживать положительные эмоции в процессе обучения.

       Самостоятельная работа является одним из главных резервов повышения эффективности подготовки специалистов. Она выступает как средство развития самостоятельной деятельности студента и как ее составляющая единица, направленная на воспитание самостоятельности личности. В этом видится новизна самостоятельной работы студентов при условии внедрения ее в учебный процесс, особенно в условиях принятия новых стандартов.

           Самостоятельная познавательная деятельность студентов  в нашем понимании – это совокупность учебно-познавательных действий, выполнение которых характеризуется их самостоятельностью. Кроме того, самостоятельную познавательную деятельность студентов можно характеризовать как процесс постепенного развития самостоятельности, т.е. перехода от копирующих и воспроизводящих действий к самостоятельным, творческим.

      Под самостоятельной образовательной деятельностью студентов применительно к обучению иностранному языку в вузе мы понимаем систему субъект - субъектного взаимодействия педагога и студента в виде конкретного процесса в приобретении знаний, умения и навыков на основе самостоятельной аналитико – синтетической деятельности. Эта деятельность стимулирует учебную активность студентов, развивает их интеллектуальные способности, профессиональные навыки, умения и потребности в самообразовании. Она проявляется в деятельности более высокого порядка – реализации функции межкультурной коммуникации, что является современной целью изучения иностранного языка.

      В рамках исследования самостоятельной образовательной деятельности студентов нами было проведено экспериментальное исследование.

     Оно проводилось в Казанском Федеральном (Приволжском) университете на базе Кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования. Цель исследования состояла в мониторинге  сформированности учебно-познавательных компетенций, а также овладения студентами умениями работать с учебной, инструктивной, научной литературой, умениями искать, анализировать информацию, обобщать полученные сведения, делать выводы.

      В образовательном процессе по дисциплине «Теория и методика обучения основному иностранному языку» большую долю учебной нагрузки занимает самостоятельная подготовка студентов к занятиям. Роль преподавателя в этом случае сводится к курированию правильного направления подготовки. Данная учебная дисциплина занимает важное место в подготовке специалиста – будущего учителя иностранного языка, кроме того, предполагает приобретение важных для дальнейшей научной и практической работы навыков. В процессе самостоятельного изучения студенту, как будущему учителю, следует стремиться не только к ознакомлению с имеющимися в учебниках определениями, но и к свободному владению необходимой терминологией и полноценному раскрытию на основе её использования рассматриваемого вопроса.

       При подготовке к самостоятельной работе студенту было предложено:

1.Внимательно ознакомиться с материалами, характеризующими курс и тематику самостоятельного изучения, что изложено в учебно-методическом комплексе по дисциплине. Это позволило четко представить как круг изучаемых тем, так и глубину их постижения.

2.Ответить на разработанные тестовые задания, которые давали возможность студентам применить полученные в ходе практических занятий знания, умения и навыки.

3. Важнейшей составляющей самостоятельной работы студентов является научно – исследовательская работа. Студенты выполняют курсовые работы, в рамках которых представляют как теоретическое обоснование проблемы, так и результаты опытно – экспериментальной работы.

     Дисциплина «Теоретическая педагогика» предполагает формирование профессиональной компетентности посредством развития теоретического мышления будущих педагогов, ведущего к осмыслению объективной педагогической реальности. В результате освоения дисциплины студент должен знать:  методы педагогического исследования и критерии их выбора;  структуру и логику исследований в педагогике;  современные образовательные технологии, их вариативность; уметь:  проектировать и организовывать свою учебную деятельность; конструировать содержание образования на разных ступенях обучения и делать выбор образовательных программ; владеть:  навыками конструирования образовательного процесса;  способами реализации исследовательской позиции профессиональной деятельности;  навыками критического и самостоятельного мышления при анализе проблем современной педагогики.

       Таким образом, самостоятельная работа студента является ключевой составляющей учебного процесса, которая определяет формирование навыков, умений и знаний, приемов познавательной деятельности и обеспечивает интерес к творческой деятельности. Развитие навыков самостоятельной работы студентов в рамках образовательного  пространства вуза является важнейшей составляющей  повышения её качества.

Литература:

1. Абдрафикова А.Р., Ахмадуллина Р.М., Конопацкая Е.А., Пименова Т.С.

Рабочая программа дисциплины "Теория и методика обучения основному иностранному языку"; - Казань.2013.-9с.

2.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 192 с.