"Культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш!»
«Будь здоров, малыш!» - творческий проект по здоровье сбережению детей младшего дошкольного возраста.
Данный проект по формированию культурно-гигиенических навыков содержит методические рекомендации, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_po_samoobrazovaniyu.docx | 40.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность в ДОУ»
Проект по теме: Культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш!»
Содержание
1. Введение… …………………………………………………………………………………...3 2. Актуальность проекта… ……………………………………………………………………..3 3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты… ………………………………………5 4. Аннотация проекта …………………………………………………………………… ……..6 5. Этапы реализации проекта ………………………………………………………...………....8 6. План мероприятий … ………………………………………………………………………...9 7. Ресурсы ………………………………………………………………………………………11 8. Риски и пути преодоления рисков … ……………………………………………………...12 9. Выводы ……………………………………………………………………………….. …….13 10. Список литературы…………………………………………………………………………13 |
1. Введение
«Будь здоров, малыш!» - творческий проект по здоровьесбережению детей младшего дошкольного возраста.
Данный проект по формированию культурно-гигиенических навыков содержит методические рекомендации, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы -стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для детей естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия формирования культурно-гигиенических навыков, предметом деятельности является процесс по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
2. Актуальность проекта
Образовательная область «Здоровье» предусматривает от педагогов формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Будь здоров, малыш!», главная задача которого - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Воспитание современного ребёнка и его знаний в области здоровьесбережения – одна из ведущих задач дошкольной педагогики, особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности здоровые, ведь только физически здоровый человек живёт полной жизнью.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.
Формируют навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель проекта: создание благоприятных условий для формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Тактические цели:
1. Создать предпосылки для изучения необходимости соблюдения культурно-гигиенических навыков для детей.
2. Сформировать культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы в разных видах деятельности.
3. Организовать деятельность для формирования культурно-гигиенических навыков для детей.
Задачи проекта:
1.Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
2.Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
3.Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
4.Обогатить предметно-развивающую среду группы.
5.Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Дети от 1, 5 до 3-х лет должны:
* С помощью взрослого приводить себя в порядок.
* Пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
* По порядку одеваться и раздеваться.
* При небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках).
* Аккуратно складывать одежду.
Дети от 3–4 лет должны:
* Следить за своим внешним видом.
* Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания.
* Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.
* Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
* Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
* Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
* Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Возможности проекта для педагогов:
* Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
* Формирование валеологической культуры.
* Укрепление связи с родителями.
Продукт проекта:
1. Знания у детей и прочно сформированные привычки культурно-гигиенических навыков.
2. Изготовление книжек-малышек с родителями «Будь здоров, малыш!».
3. Консультации для родителей о здоровье.
4. Аннотация проекта
Участники проекта: воспитатели, помощник воспитателя, родители, дети.
Целевая группа проекта: дети младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровье сберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Воспитание современного ребёнка и его знаний в области здоровьесбережения – одна из ведущих задач дошкольной педагогики.
2. Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию.
3. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки.
В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы её построения:
• принцип развивающего образования;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей;
• принцип гуманизации;
• принцип непрерывности и системности образования.
Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог. Продолжил эту тему профессор педагогики при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями. «… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «… творчество - разновидность поисковой активности», утверждал В. С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», - писал К. Н. Вентцель. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.
Пути решения проекта: разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ
5. Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на срок 1 учебный год с «01 сентября по «30» августа.
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы. Постановка целей и задач. Определение методов, подготовительная работа с дошкольниками и их родителями. Подготовка оборудования и материала. | Сентябрь |
2. | Практический этап | Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме; блок занятий по ознакомлению с окружающим миром. | Октябрь-май |
3. | Обобщающе- результативный этап | Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей. | Июнь-июль |
4. | Презентация проекта | Презентация проекта. Выставка работ. | Август |
6. План мероприятий
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | «Зайка-попрыгайка» | совместная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, драматизации, работа с родителями. |
2. | «Социально-личностное развитие» | «Вместе веселее!» | дидактические игры и упражнения, чтение художественной литературы, беседы, работа с родителями. |
3. | «Познавательно-речевое развитие» | «Будь здоров!» | совместная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, художественное слово, драматизации, работа с родителями. |
4. | «Художественно-эстетическое развитие» | «Мойдодыр» | совместная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, художественное слово, драматизации, работа с родителями, праздники и развлечения. |
Название мероприятий | Ответственные |
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап | |
Разработка содержания проекта «Будь здоров, малыш!» Составление плана работы. Разработка плана мероприятий по проекту. Сбор и анализ литературы по данной теме. Диагностика детей по данной теме. Консультация для родителей «Методика проведения опытов с детьми»
| Воспитатель, родители, дети |
2 этап - Практический этап | |
Наглядная информация для родителей на тему:«Как приучить ребёнка быть аккуратным» Блок познавательных занятий «Одежда», «Обувь» Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме. Наглядная информация для родителей на тему:«Как ухаживать за молочными зубами» Дидактические упражнения: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать» Оформление дежурного уголка. Наглядная информация для родителей на тему: «Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста». Памятка для родителей «Внешний вид малышей: о чём не стоит беспокоится» Чтение русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки». Дидактическое упражнение: «Айболит встречает ребят» Чтение художественной литературы:«Мойдодыр » Игры ситуации: «Купание куклы» ,«Накормим куклу» Наглядная информация для родителей на тему: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков». Дидактические игры: «Водичка, водичка», «Вымой руки» Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» Дидактические игры: «Умывалочка», «Делаем причёску» Занятия на тему: «Варвара краса – длинная коса» Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол» Занятия на тему: «Водичка, умой моё личико» Полоскание ротовой полости кипячёной водой после каждого приёма пищи. Сообщение для родителей на тему: «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Занятие: «Путешествие в страну Здоровья » Анкетирование родителей: «Здоровый образ жизни» Дидактическое упражнение: «Что нужно кукле? » «Оденемся на прогулку» Разучивание стихов о культурно-гигиенических навыках. Знакомство с трудом мед. сестры (экскурсия в мед. кабинет) Папка раскладушка «Растём здоровыми» Развлечение «Приключение мыльного пузыря» Сюжетно-ролевая игра «Больница» Игровая ситуация «Котик простудился» Наглядная информация для родителей на тему: «Витамины в жизни ребёнка» Консультации для родителей «Как привить детям культурно – гигиенические навыки»,«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности» Родительские собрания: «Движение – это жизнь», «Как вырастить ребенка здоровым?» | Воспитатель, родители, дети |
3 этап - Обобщающе - результативный этап | |
Книжки-малышки «Будь здоров!» Анкетирование родителей «Чему научился Ваш ребёнок? » Итоговое занятие: «Вот какие мы большие» Подведение результатов реализации проекта | Воспитатель, родители, дети |
4 этап - Презентация проекта | |
Презентация и защита проекта для педагогов ДОУ «Будь здоров, малыш!» | Воспитатель |
7. Ресурсы
Нормативно-правовые ресурсы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
- СанПиНы 2.4.1.2660-10
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Информационные ресурсы:
- Ресурсы сети Интернет.
- Учебно-методическая литература.
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
- библиотека;
- игротека;
- аудиотека;
- фонотека.
Материально-технические ресурсы:
В ДОУ имеется групповые комнаты, музыкальный зал, спортивный зал, необходимые для организации работы над проектом. Они оснащены комплектами мебели, экраном, компьютером, мультимедийным проектором.
Финансовые ресурсы:
Финансирование проекта производится из средств воспитателя.
Критерии оценивания проекта:
- Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).
- Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
- Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
- Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
8. Риски и пути преодоления рисков
Риски | Пути преодоления рисков |
Отсутствие должной заинтересованности и подготовленности у некоторых участников проекта. | Проведение консультаций. Представление презентаций. |
Проблема методического обеспечения | Создание рабочей группы. Разработка проекта. |
9. Выводы
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства. Также проект призван активизировать деятельность родителей в воспитании и образовании своих детей.
В целом проект с детьми и родителями имеет прогрессивный характер и позволит не только формированию культурно-гигиенической культуры у детей, но и даст толчок для развития познавательной деятельности в целом.
10. Список литературы
- Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: методическое пособие/Т. Л. Богина. -М.:Издательство «Мозаика-Синтез», 2006. – С. 94 -96
- Доскин, В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М: «Просвещение», 2002. С. 52–55.
- Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование, тренинги, занятия: методическое пособие/Н. И. Крылова. –Волгоград: издательство «Учитель», 2009.164-169с.