"Формы физкультурно-оздоровительной работы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_organizatsii_fizicheskogo_vospitaniya_v_detskom_sadu.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование различных форм физкультурно-оздоровительной работы как важнейшее условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Физическое воспитание дошкольников представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная активность. Формы этой работы могут быть различными:
- Физкультурные занятия.
- Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, гимнастика после сна, закаливающие мероприятия).
- Активный отдых (физкультурные досуги и праздники дня здоровья, каникулы).
- Самостоятельная двигательная активность.
- Домашние задания по физкультуре.
- Индивидуальная и дифференцирована работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии).
- Кружки.
Главная цель - удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития; обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями по физической культуре; создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребенка и воспитания у них потребности к систематическим физическим упражнениям.
Каждая форма физического воспитания имеет свое специфическое назначение:
-обучающее (занятие по физкультуре);
-организационное (утренняя гимнастика);
-стимулирование умственной работоспособности (физкультминутки),
-активный отдых (досуг, дни здоровья, каникулы);
-коррекция физического и двигательного развития (индивидуальная и дифференцированная работа);
-создание условий для развития двигательных способностей детей на занятиях по интересам (секционно-кружковая работа);
-специальная лечебная профилактика.
Обязательное требование к каждому физкультурному мероприятию – все они должны радовать детей и приводить к положительным результатам.
Физкультурные занятия.
Включают в себя:
-вводно-подготовительную часть (разминку),
-основную, где решается комплекс основных задач,
-заключительную (назначение которой восстановить дыхание и пульс)
Выделяют следующие формы физкультурных занятий:
- Учебно-тренировочные или традиционные
- Сюжетные
- Игровые
- Тематические
- Комплексные
- Занятия на воздухе
- Контрольно-учетные
Форма занятия зависит от возраста детей, задач. Места проведения.
Утренняя гимнастика
Современные требования к утренней гимнастике в детском саду.
Во время проведения утренней гимнастики
-Не должно быть никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины!
-Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую раскованность движений!
Гимнастика – это не только физкультурное мероприятие, сколько специально предусмотренный режимный момент, где сосредоточен целый комплекс воздействий на разностороннее развитие детей (движение, музыка, ритмы, эстетика окружения, общение, игра).
Формы проведения гимнастики:
- Традиционная форма с использование общеразвивающих упражнений.
- Обыгрывание какого-нибудь сюжета (Например: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробышки», «Медвежата»).
- Подвижные игры с разным уровнем подвижности (средним - в начале занятия), средне - большим – в середине, малым – в конце).
- Использование элементов ритмической гимнастики танцевальных движений, хороводов;
- Оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени).
Для ритмичного сопровождения используются счет, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождение.
Гимнастика проводится с детьми ежедневно в утренний отрезок времени, в течение 10 – 12 минут. Комплекс утренней гимнастики планируется на две недели и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Как правило, вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания). Это небольшая разминка.
Основная часть – общеразвивающие упражнения с предметами (флажки, платочки, кегли, кубики, обручи, мячи и т.п.)
В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию:
-Упражнения на восстановление дыхания
-Пальчиковые гимнастики,
-Упражнения для глаз,
-Упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж и другие.
Физминутки.
Физминутки снимают усталость и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность.
Требования:
- Должны проводиться на начальном этапе утомления (8-11 мин. занятия), так как более позднее их проведение не дает желаемого эффекта.
- Содержание физминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия.
- Упражнения для физминуток должны быть занимательны, хорошо знакомы детям.
- Предпочтение нудно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
- Необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно и результативность.
Подвижные игры.
Подвижные игры могут быть разнообразными:
- По типу физкультурных занятий. Здесь решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Подбор упражнений подчинен тем же требованиям: обеспечение нагрузки на все группы мышц, разная интенсивность с постепенным повышением нагрузки. Главное отличие в том, что игры проводятся в более непринужденной форме, длительность их меньше.
- Подвижные игры с элементами спорта (баскетбола, футбола и т.д.)
- Игры разной подвижности и на разные движения.
- Подвижные игры на развитие физических качеств (развитие ловкости, быстроты, выносливости. Например: метание мяча и бег за ним, подкидывание мяча вверх и ловля мяча и т.д.
- Сюжетные игры с движениями («Гуси- лебеди», « У медведя во бору»).
Гимнастика после сна.
Основная цель– поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение простого самомассажа (растирание, поглаживание, пощипывание, поколачивание, надавливание), выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика), ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам).
Гимнастика должна помочь ребенку проснуться, вызывать у него положительные эмоции, укреплять мышечный тонус.
Закаливающие мероприятия.
Закаливание - это система мероприятий, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма.
В программу закаливания в детском саду должны входить методы, предусматривающие воздействие разных закаляющих факторов: воды, воздуха, температур, солнечных и ультрафиолетовых лучей, механических и прочих раздражителей.
Правила закаливания:
- Регулярность.
- Интенсивность должна возрастать постепенно.
Таким образом, физкультурные занятия и физкультурно-оздоровительная работа, проводимая воспитателями в течение дня являются, важнейшими условиями сохранения и укрепления здоровья дошкольников.