Роль родного языка, народной педагогики и этнических традиций в воспитании подрастающего поколения.

Шарафисламова Залифа Муратовна

 

Язык –  сокровище каждой нации. Язык – это нить, связующая поколения.

Формированию  национального самосознания подрастающего поколения способствует любовь к родному языку, родному краю, ценностям национальной культуры, традициям своего народа, народным праздникам и традициям. Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в течение многих поколений играли и играют сегодня решающую роль в становлении личности, в формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шарафисламова Залифа Муратовна

Роль родного языка, народной педагогики и этнических традиций в воспитании подрастающего поколения.

         Язык –  сокровище каждой нации. Язык – это нить, связующая поколения.

Формированию  национального самосознания подрастающего поколения способствует любовь к родному языку, родному краю, ценностям национальной культуры, традициям своего народа, народным праздникам и традициям. Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в течение многих поколений играли и играют сегодня решающую роль в становлении личности, в формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. В них сосредоточены такие гуманистические ценности, которые не подвержены старению. В то же время они создают этническую специфику народов, украшают их духовный облик. Сейчас важно не растерять те ценности в духовной культуре прошлого, которые были накоплены многими поколениями того или иного этноса, так как в воспитании подрастающих поколений невозможно обойтись без использования опыта народа в этой области, его педагогических традиций. Следует учитывать, что в основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях, стереотипных нормах поведения других народов должно лежать полноценное овладение этническими особенностями своей культуры – лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов. Роль родного языка, народной педагогики и этнических традиций в воспитании подрастающего поколения  - это процесс социального взаимодействия и общественно-народного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, всю народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках, в жизни, быте, традициях. Педагог, обеспечивая национальное воспитание, формирует национальное самосознание ребёнка путём обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа. Особо следует подчеркнуть, что задачи национального образования  могут решаться только при наличии соответствующим образом подготовленного педагогического персонала. Подрастающий человек воспитывается только личностью учителя, и никакие учебники не могут его заменить, это и есть основополагающий принцип народной педагогики.

         Значимость нравственного и эстетического воспитания отмечалась исстари, во все времена. Каждая историческая эпоха имеет свой эстетический идеал, свою систему воспитания, выдвигает те или иные формы, средства и методы воспитания, образования, которые соответствуют социально-экономическим условиям общества.

        Эстетическое воспитание осуществляется через усвоение народной этики, эстетики, участие в ритуалах и обрядах. Песни, сказания, былины, постоянное общение с природой развивают художественный вкус людей, обеспечивает связь нравственного с прекрасным. В нашей школе стало традицией проводить каждый год «Фестиваль Дружбы народов».  Учащиеся каждого класса представляют национальность Башкортостана: представить национальный костюм народа, выступить с концертными номерами, приготовить национальные блюда, инсценировать обычаи народа. Здесь дети знакомятся с традициями, обычаями, культурой, историей, бытом разных народов нашей республики. К празднику они готовятся тщательно, с интересом, творчески. На этом празднике звучат задорные русские частушки, трогательная татарская песня, проникающая в душу мелодия башкирского курая, веселая удмуртская песня. Республика Башкортостан стал родным домом для представителей более 130 национальностей. Межнациональное согласие, общественно-политическая стабильность и спокойствие – это самое дорогое, что мы сегодня имеем в Башкортостане. Дружба и согласие между народами у нас складывались в течение четырех столетий. За эти годы создался уникальный межнациональный микроклимат, который заключается во взаимном уважении и культурно-духовном обогащении людей разных национальностей. Задача педагогов и воспитателей сохранить все это самое ценное для нашей республики и преумножать его. И в этом большое преимущество имеют учителя родных языков. На уроках родного языка учителя стараются передать детям духовно-нравственное богатство предков, чтобы не прервалась «времён связующая нить». Для них самым надёжным стержнем учебно-воспитательного процесса является идея воспитания учащихся на традициях и обычаях национальной культуры, на истории земли родной, судьбах наших земляков, прошлом и будущем нашей Родины. Учителя проводят встречи с писателями и поэтами разных национальностей, с известными людьми села и района. Они на уроках и во внеурочное время знакомят учащихся с фольклорными традициями и обрядами башкирского, русского, марийского и удмуртского народов, а также вовлекают и родителей в организацию праздников и мероприятий. Учителя марийской национальности создали фольклорный коллектив «Мур памаш», в репертуаре которого не только лирические и плясовые песни, но и обрядовые песни. Ведь через обряды, сопровождаемые песнями, отображается стремление осмыслить окружающий мир, объяснить связь человека  с ним. Учащиеся школы с большим интересом принимают участие в таких этнокультурных мероприятиях.  При составлении своей родословной на уроках башкирского языка дети изучают историю своей семьи, Родины, интересуются традицией, обычаями своего рода, профессиями своих предков, гордятся ими, и тем самым они вовлекаются в исследовательскую деятельность, учатся самостоятельно работать, получать знания, радуются своим открытиям.

       Задачу передачи накопленного духовного опыта, ценностей, воспитания и обучения конструктивно мыслящей личности, допускающей множество истин, уважающей взгляды и позиции другого, можно решить через приобщение детей к духовному наследию человечества, усвоение культуры родного народа как общечеловеческой культуры. Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Поэтому целостная система образования должна включать не только обучающий компонент, но и систему нравственного просвещения и воспитания школьников.  

     Для активизации познавательной деятельности обучаемых по проблемам народной педагогики и этнических традиций можно использовать следующие формы работы: беседы, диспуты по педагогическим воззрениям разных народов, идеале совершенного человека, методам и приемам воспитания; творческие вечера с выступлениями представителей национальной интеллигенции (композиторов, художников, писателей); проведение КВН по материалам фольклора; подготовка рефератов о традициях воспитания детей, нормах поведения разных народов (по итогам самостоятельной поисковой деятельности). Очень важно, чтобы задачи обучения гармонично сочетались с задачами воспитания и закреплялись в поведении обучаемых. В нашей школе учатся дети русской, татарской, марийской, удмуртской, башкирской национальностей. Задача педагогов, учителей родных языков: научить детей уважительно относиться к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям не только своего народа, но и других наций; быть тактичными в общении с людьми другой национальности – тактичный человек никогда не позволит себе оскорбить и унизить человека другой национальности, осмеивая традиции, обычаи его народа или используя анекдоты, шутки, поговорки о представителях другой национальности. Дети должны понять, что знание своего родного языка – это один из важнейших аспектов культуры человека.

Литература

1.Гасанов З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей//Педагогика. – 2009. – С.112-132.

2.Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. – М.: Знание, 2000. – 195с.


 

Комментарии

Баранова Зөлфиә Вәлит ҡыҙы

Һаумыһығыҙ, Зәлифә Моратовна! Хәлдәрегеҙ нисек? Бик матур, фәһемле, бай сайтығыҙ! Күп кенә материалдар туплағанһығыҙ. Тәжрибәгеҙ менән уртаҡлашҡанығыҙ өсөн Һеҙгә ҙур рәхмәт!Һеҙгә эшегеҙҙә ҙур уңыштар, яңы асыштар теләйем.