Презентация

Львова Татьяна

Данная презентация предназначена студентам Специального (Дефектологического) отделения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Алалия. Дислалия. Ринолалия.727.33 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алалия. Дислалия. Ринолалия. Львова Т. Ю. Студентка III курса СФГА Волгодонск 2015

Слайд 2

содержание Введение Алалия. Этиология и патогенез Классификация алалии Дислалия. Причины возникновения Ринолалия. Характеристика нарушения Заключение Литература

Слайд 3

введение Алалия относится к разряду органических речевых нарушений центрального характера. В настоящее время термином «алалия» принято обозначать тяжелое нарушение речи, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом доминантном полушарии головного мозга, наступившее еще до формирования речи, т. е. до 1—2 лет жизни ребенка. Это нарушение характеризуется полным или частичным отсутствием речи, несмотря на сохранность периферического слуха, и интеллекта.

Слайд 4

Алалия. Этиология и патогенез Значимыми причинами являются следующие факторы: поздние роды, искусственные и спонтанные аборты, мертворождения в анамнезе, патология беременности, особенно сильный токсикоз в первой половине. Неблагоприятными являются также: угрожающие выкидыши, психотравмы; неправильное положение плода, кровотечения; резус-несовместимость, роды раньше срока; стремительные, затяжные, сухие роды, стимуляция; наложение щипцов, травмы головы во время родов.

Слайд 5

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Слайд 6

Классификация алалии В основе возникновения моторной (экспрессивной) алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребёнка не развивается собственная речь, но понимание чужой речи остаётся сохранным. Сенсорная (импрессивная) алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора. При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи, при сохранном слухе, ребёнок не понимает речь окружающих.

Слайд 7

Моторная (экспрессивная) алалия Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Обусловлено несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Слайд 8

Речевая симптоматика моторной алалии Фонетические нарушения - дети, у которых фонематическая система развита на низком уровене , употребляют ограниченное число фонем. Обычно это гласные и первые в генезисе детской речи согласные. Правила оперирования этими фонемами элементарные. У детей с относительно развитой фонематической системой отмечается большее количество фонем. У некоторых присутствуют все фонемы или большинство фонем, причем и «трудные». Фонематическая система разглажена.

Слайд 9

Для детей с моторной алалией характерны вставки трудных звуков. Замены, пропуски и перестановки также характерны, при этом пропуск и замены часто совмещаются. Нарушение звукопроизношения носит непостоянный и разнообразный характер: в одних словах ребенок правильно произносит звук, а в других – этот звук заменяется, пропускается или переставляется. При этом замены происходят не на один стабильный звук, а на разные звуки.

Слайд 10

Фонематические нарушения связаны не с характеристикой фонемы, не с трудностями ее артикулирования, а с контекстуальными влияниями в слове.

Слайд 11

Лексические нарушения – показательно для детей расхождение между количественным составом пассивного и активного словаря. Пассивный словарь больше, чем активный, т. е. дети понимают лучше, чем говорят.

Слайд 12

Грамматические нарушения – дети затрудняются при именном и глагольном управлении, при согласовании, не используют предлоги и союзы, в их речи нет чёткости родовых и числовых окончаний. Преобладают корневые слова; различение и употребление практически всех грамматических форм затруднено.

Слайд 13

Дети с моторной алалией не могут наблюдать, анализировать и обобщать языковые явления, производить мыслительные операции над языковым материалом, понимать и правильно использовать языковой знак – соотносить определённую морфему, слово с конкретным предметом или явлением.

Слайд 14

Синтаксические нарушения (по Ковшикову В. А.): Ограничение наборов типов предложения: дети используют простые, нераспространённые предложения. У многих детей сложные предложения полностью отсутствуют. Чаще предложения носят повествовательный характер. Число синтаксических конструкций ограничено: чаще эти предложения состоят из подлежащего, сказуемого или дополнения. Дети не владеют языковыми средствами для передачи отношений на синтаксическом уровне.

Слайд 15

Синтаксические нарушения на уровне текста: неправильно употребление средств связи предложений в тексте. Поэтому наблюдается недостаточная развёрнутость текста, пропуски частей сюжета, нарушение логических связей. Степень выраженности нарушения на уровне текста находится в прямой зависимости от степени нарушения языковой системы.

Слайд 16

Неречевая симптоматика моторной алалии Неврологические нарушения – различной степени выраженности: от стёртых проявлений мозговой дисфункции и единичных знаков повреждения ЦНС до выраженных неврологических расстройств ( парезы). Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Понижена моторная активность, недостаточна ритмичность, нарушены динамическое и статическое равновесие (не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и пятках, бросать и ловить мяч и т. д.).

Слайд 17

Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук, иногда среди детей с моторной алалией преобладают левши и амбидекстры. Одни дети – расторможены, импульсивны, хаотичны в деятельности, гиперактивны, другие - вялые, заторможенные, инертные, аспонтанные.

Слайд 18

Психопатологические нарушения – у детей недоразвитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления), особенно на уровне произвольности и осознанности. При алалии имеются особенности памяти: сужение её объёма, ограниченность удержания словесных раздражителей и т. д. особенно страдает вербальная память – произвольная, опосредованная, включающая память на слова, фразы, целостные тексты. При зрительном подкреплении дети запоминают материал легче, речезрительная память оказывается более развитой.

Слайд 19

Психофизическая расторможенность или заторможенность, пониженная наблюдательность, недостаточность мотивационной и эмоционально – волевой сферы: дети долго не включаются в выполнение задания, поверхностно оценивают проблемную ситуацию, имеют нестойкость интересов, интеллектуальную пассивность, пробелы в знаниях (связанные с отсутствием речевого опыта и ограниченной познавательной деятельностью), специфическое поведение.

Слайд 20

Дислалия. Причины возникновения Дислалия – это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Слайд 21

Органические (врождённые или приобретённые дефекты костного и мышечного строения периферического речевого аппарата): Недостатки строения челюстно – зубной системы: дефекты в строении зубного ряда (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов); дефекты в строении челюстей: прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперёд), прогения (нижняя челюсть выдвинута резко вперёд), передний открытый прикус, боковой (правосторонний, левосторонний), двусторонний прикус;

Слайд 22

укороченная или слишком массивная уздечка языка .. Патологические изменения величины и формы языка (слишком маленький или слишком большой язык).

Слайд 23

Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба (узкое, высокое, твёрдое, укороченное). При таких аномалиях наиболее заметно нарушается правильное произношение шипящих и свистящих звуков, сонорных, страдает внятность речи в целом. Атипичное строение губ (толстые, массивные губы, узкие, тонкие, малоподвижные) – приводит к неправильному произношению губных, губно – зубных и гласных звуков.

Слайд 24

Функциональные расстройства – не имеют дефектов артикуляционного аппарата, причины: Неблагоприятная наследственность. Неблагоприятное внутриутробное развитие: токсикозы во время беременности матери; интоксикация матери, резус конфликт матери и ребёнка; острые хронические заболевания; падения, ушибы во время беременности. Неблагоприятные социальные условия: материнская депривация; наличие дефектов речи у окружающих людей ребёнка; двуязычие в семье, стрессовые ситуации.

Слайд 25

Функциональная дислалия – возникает в детском возрасте, в процессе усвоения системы произношения, может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков. К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Механическая дислалия - нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Ее иногда называют органической.

Слайд 26

Ринолалия. Характеристика нарушения Ринолалия – нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо – физиологическим поражением речевого аппарата. При ринолалии происходит специфическое изменение голоса, из – за того, что струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс.

Слайд 27

Основные причины , приводящие к нарушению нормального функционирования нёбно – глоточного затвора: Наличие врождённых (реже приобретённых) расщелин мягкого твёрдого нёба, приводящих к полной невозможности разобщения носовой и ротовой полостей. Короткое мягкое нёбо. Отсутствие маленького язычка или его раздвоенность. Наличие параличей и парезов мягкого нёба, полностью исключающих или резко ограничивающих возможность его поднимания и смыкания с задней стенкой глотки, что не позволяет изолировать носовую полость от ротовой. Общая вялость артикуляторных мышц (в т. ч. и мягкого нёба), чаще всего наблюдающаяся у физически ослабленных детей и также препятствующая образованию нёбно – глоточного затвора. Наличие аденоидных разрастаний, носовых полипов, опухолей в области носоглотки, искривлений носовой перегородки, создающих условия для постоянной изоляции носовой полости от ротовой. При этом воздух или совсем не попадает в носовую полость, или попадает в неё в очень ограниченном количестве – голос приобретает носовой оттенок.

Слайд 28

Заключение Различные зоны головного мозга по – разному участвуют в речевом процессе. Поражение какого – либо его участка приводит к специфическим симптомам нарушений речевой деятельности. Данные о мозговой организации речевого процесса дают возможность уточнить представления об этиологии и механизмов нарушения речевой деятельности.

Слайд 29

Данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно соче­тать логопедическую работу с медицинским воздействием (ме­дикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оператив­ным вмешательством и др.). Эти данные являются необходимы­ми при изучении и устранении расстройств голоса, ринолалии, нарушений речи при сниженном слухе и др.

Слайд 30

Литература Логопедия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец – ти «Дефектология» / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др; Под ред. Л. С. Волковой – М. Просвещение, 2006. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. С. П.: Детство-пресс, 2000. Беденко Г.В., Поваляева М.А. «Педагогическая диагностика и коррекция речи». Ростов-на-Дону. Издательство РГПУ, 2007. Гришпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликах. М.: 2005. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. ? М., Просвещение, 2004. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Левиной Р.Е. — М., 2001. Рау Ф.Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. М., 200 8. Основы специальной психологии. /Под ред. Л.В. Кузнецовой. -- М., Академия, 2003. www. Xreferat.ru RONL.RU