Презентация

Львова Татьяна

Данная презентация может быть использована студентами Специального (Дефектологического) образования

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование дочисловых представлений у умственно отсталых дошкольников. Студентка III курса СФГА Львова Т. Ю.

Слайд 2

содержание Введение Особенности развития количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта Специфические задачи обучения Организация работы Методы и приёмы обучения Методика формирования дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта Формирование представлений один – много, много – мало Составление упорядоченного ряда предметов Установление отношений больше, меньше, поровну Преобразование множеств, изменяющих количество элементов Заключение Литература

Слайд 3

Введение Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития дошкольников, т.к. процессы счёта, сравнения и преобразования множеств предполагают осуществление целенаправленных интеллектуальных действий. Поэтапное формирование математических знаний (по Л. Б. Баряевой, Н. Г. Морозовой и т. д.) оказывает корригирующее воздействие на наиболее слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а следовательно, всей познавательной деятельности в целом.

Слайд 4

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Развитие детей с нарушением интеллекта с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У детей, отстающих в умственном развитии, наблюдается пониженный интерес к окружающему, безразличие, общая патологическая инертность; отсутствие внимания к игрушкам и другим предметам ближайшего окружения; чрезвычайно поздно появляются первые действия с предметами — хватание и манипуляции, что тесно связано с развитием восприятия. В преддошкольном возрасте умственно отсталые дети не проявляют понимания функционального назначения предметов, не совершают даже специфических манипуляций. Их действия с предметами стереотипны, нецеленаправленны (стучат игрушками об пол, грызут их, раскидывают по комнате). Дети не удерживают взгляд на предметах, не рассматривают их.

Слайд 5

Предметная деятельность не возникает, сенсорный и практический опыт не накапливается, что значительно затрудняет или делает невозможным усвоение математических представлений в раннем возрасте. Поэтому к моменту поступления в специальный детский сад (4—5 лет) дети обнаруживают недоразвитие, а часто и полное отсутствие элементарных математических представлений; они приходят с явной недостаточностью представлений о количественных отношениях, о счете, о форме и величине предметов, о пространстве и времени. У них отмечается низкий уровень развития зрительного восприятия, трудности при выделении и группировке предметов по качественному признаку, отсутствие у многих даже практической ориентировки.

Слайд 6

В процессе обучения у детей этой категории формируются некоторые элементарные представления о количестве. К шести—семи годам умственно отсталые дошкольники усваивают счет в пределах 5—10. Характерно, что, пересчитывая предметы, они касаются пальцем каждого предмета, называя числительные вслух, но при этом не всегда последнее числительное соотносят со всей группой предметов.

Слайд 7

Причины, задерживающие формирование представлений о количестве у умственно отсталых детей: инертность, тугоподвижность нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствию целенаправленных действий, снижению интереса к окружающему; низкий уровень ориентировочной деятельности; недостаточная деятельность, несовершенство взаимодействия анализаторов, что затрудняет накопление сенсорного опыта; позднее и нарушенное развитие речи (бедность словаря, трудности в формулировании собственных высказываний, непонимание обращенной речи).

Слайд 8

Специфические задачи обучения формирование представлений о количестве: один — много — мало, пустой — полный; о количественных отношениях: больше — меньше — поровну; о сохранении количества; формирование умений осуществлять группировку, чередование предметов на основе определенного качественного признака; сравнивать непрерывные множества путем наложения и приложения; преобразовывать множества путем увеличения, уменьшения и уравнивания, сопоставление численностей множеств, воспринимаемых различными анализаторами.

Слайд 9

Коррекционная работа на начальных этапах направлена на развитие восприятия и на формирование сенсорных действий — знакомство с сенсорными эталонами, действия по подражанию и образцу. Далее постепенно осуществляется переход к формированию умственных действий, выполняемых в развернутом наглядном плане. Ребенок упорядочивает, преобразовывает, сравнивает множества. С этой целью у детей формируют практические ориентировочные действия (пробы, примеривание). Необходимо стремиться подвести их к подлинной зрительной ориентировке, что очень важно для развития мышления и познавательной деятельности в целом.

Слайд 10

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ Основная форма работы – обучение детей на занятиях. При построении занятий необходимо учитывать основные методические принципы обучения умственно отсталых дошкольников: смена видов деятельности; повторяемость программного материала; обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия; игровая форма обучения. Прочное усвоение знаний обеспечивается повторением изучаемого материала. Умственно отсталым детям требуется значительно большее количество повторений. Повторение изучаемого материала происходит как в процессе одного занятия, так и на последующих занятиях. Главным условием является то, чтобы повторение задании происходило в новых ситуациях, при смене наглядного материала, варьировании приемов работы. Это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более прочными и обобщенными.

Слайд 11

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ Ввиду особенностей психического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, все обучение носит наглядно-практический характер, т. е. количественные представления ребенок усваивает, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами. Наиболее эффективными и действенными методами обучения являются совместные действия педагога и ребенка, подражание действиям педагога и действия по образцу. В ходе осуществления действий по подражанию дети видят каждый предмет, находящийся в руке педагога, и каждое выполняемое им действие. В этом случае выбор необходимого предмета, способы деятельности и последовательность выполнения действий даются в готовом виде.

Слайд 12

Довольно часто приходится прибегать к совместным действиям, когда педагог берет руку ребенка в свою и совместно с ним выполняет нужное действие. Совместные действия используются, как правило, в самом начале обучения, а в дальнейшем при формировании новых навыков и выполнении сложных заданий. Совместные действия и действия по подражанию готовят ребенка к выполнению действий по образцу, а затем и к выполнению заданий по словесной инструкции.

Слайд 13

Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения. Используются такие практические приемы сравнения как наложение и приложение. При первичном выделении качественного или количественного признака сопоставляются контрастные предметы (количества предметов), отличающиеся только данным признаком. Например, для того чтобы дать детям понятие длинный — короткий, подбирают два предмета одинакового цвета, равные по ширине и толщине, отличающиеся только длиной. Разница в длине должна быть не менее 10—15 см. Для того чтобы дать детям представление о количестве один — много используют одинаковые предметы, чтобы ребенок фиксировал внимание именно на количестве, а не на их качественных особенностях. Педагог кладет на стол много однородных предметов, выделяет из группы 1 предмет и указывает: «Здесь один, а здесь много (5—10 предметов)».

Слайд 14

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДОЧИСЛОВЫХ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОДБОР И ГРУППИРОВКА ПРЕДМЕТОВ ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ КАЧЕСТВЕННОМУ ПРИЗНАКУ Начальным этапом развития представлений о множестве является объединение и группировка предметов по определенному качественному признаку, что способствует лучшему усвоению сенсорных эталонов, а также формирует у детей представления о множестве предметов. Многие умственно отсталые дошкольники испытывают трудности при выделении и особенно при группировке предметов. Поэтому работу по формированию количественных представлений в специальном детском саду целесообразно начинать с группировки предметов по качественным признакам и выделении отдельных предметов из группы. Формирование навыков группировки предметов по тем или иным признакам осуществляется одновременно с их изучением (цвета, формы, величины).

Слайд 15

Умение группировать нужно развивать у детей постепенно. На первых порах детям предлагаются задания по образцу - сначала один предмет: ребенку предлагается найти и показать среди нескольких предметов разного цвета или размера такой, как в руках у педагога (выбор по образцу). Затем подбирается несколько предметов к одному и тому же образцу. Например, педагог говорит ребенку: «Все вот такие большие кубики положи в эту коробку». Образец ставится перед ребенком. Вначале дети подбирают предметы только по одному признаку (цвету, форме или величине), позднее по двум (форме и цвету, форме и величине, цвету и величине). Из большого количества шариков разного цвета и размера ребенку предлагается: «Выбери все вот такие (дается образец) большие красные шарики».

Слайд 16

На следующих этапах нужно учить детей самостоятельно выделять тот признак, который являлся существенным при выполнении поставленной задачи. Дети группируют предметы по цвету, форме, величине, функциональному назначению. Перед ребенком в качестве образца кладется красная и синяя карточки, ставится коробка с игрушками красного и синего цвета. Дается инструкция: «Разложите игрушки в две коробочки: сюда все такие (педагог указывает жестом на красную карточку), а в другую — все такие (указывает на синюю карточку)». Ребенок должен догадаться сам, без словесного вычленения педагогом принципа группировки, по какому признаку разложить игрушки, т. е. классифицировать их по цвету.

Слайд 17

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОДИН - МНОГО, МНОГО - МАЛО Формирование первых количественных представлений происходит в различных игровых и практических ситуациях. Детей учат находить один и много одинаковых предметов в окружающей обстановке. Сначала создается специально подготовленная обстановка, когда педагог до начала занятия расставляет по одной и по несколько игрушек на отдельных столах и стульчиках. Ребенку предлагается показать и назвать, где и каких игрушек много, а какая — одна. Затем детей учат находить один и много предметов в естественных условиях окружающей обстановки. Постепенно дети приобретают способность самосто­ятельно находить один и много одинаковых предметов по всей комнате (групповой, спальной и др. помещениях). Такая работа способствует развитию у детей восприятия количества. Это закрепляется в слове-названии, приводит к формированию представлений о количестве. В дальнейшем создаются условия для применения усвоенных количественных представлений в различных видах деятельности.

Слайд 18

СОСТАВЛЕНИЕ УПОРЯДОЧЕННОГО РЯДА ПРЕДМЕТОВ Этот процесс лежит в основе формирования представлений о числе и счете. Упорядочивание множеств является предпосылкой для формирования представлений об упорядочении чисел. В дальнейшем на уровне чисел эти отношения выражаются: 3 больше, чем 2; 2 больше, чем 1, и наоборот. Обучение воспитанников составлению упорядоченного ряда включает в себя чередование и выделение предметов по величине. Обучение осуществляется последовательно: по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. К этому этапу обучения у детей уже должны иметься некоторые представления о противоположных признаках величины: большой — маленький, длинный — короткий.

Слайд 19

игры и упражнения по чередованию предметов с противоположными признаками 1 . Из строительного материала, приготовленного педагогом, выбираются большие и маленькие кубики. Педагог и дети строят поезд для матрешек, чередуя маленькие и большие кубики. Постройка обыгрывается. 2. Каждому ребенку дается лист картона и набор длинных и коротких брусочков. Предлагается построить забор из длинных и коротких «дощечек», чередуя их. 3. Детям предлагаются брусочки: длинные — розового цвета и короткие — красного. Вместе с педагогом они строят дорогу для машин, выкладывая по очереди длинные и короткие «плиты». Постройка обыгрывается. В процессе таких упражнений у детей уточняются представления о величине и закрепляются названия признаков.

Слайд 20

УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, ПОРОВНУ Вначале детей знакомят с составлением равных по количеству (от 3 до 5) множеств предметов по подражанию и словесному заданию. Предметы в каждой из групп должны быть одинаковые по всем признакам и расположены горизонтально на равном расстоянии друг от друга. Например: «Возьми столько же, положи столько же». Дети учатся накладывать, затем прикладывать столько предметов, сколько дано в образце, и определять словом поровну, столько..., сколько... .

Слайд 21

Операция установления взаимно-однозначного соответствия является основой сравнения в математике. Она является чувственной основой в развитии счетной деятельности детей. Этап сравнения множеств по количеству готовит мышление ребенка к отрыву от конкретной ситуации. Для того чтобы определить, больше или меньше предметов в одной группе по сравнению с другой, ребенку надо отойти в своем решении от зрительного восприятия и прийти к выделению общего основания.

Слайд 22

Категория количества включает в себя два основных понятия: число и величина. Поэтому наряду с заданиями по сравнению дискретных множеств целесообразно включать элементарные задания по количественному сравнению непрерывных множеств, помещающегося в емкостях разного или одинакового размера, что находит выражение в словах: в большом — больше, в маленьком — меньше, в одинаковых — поровну.

Слайд 23

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МНОЖЕСТВ, ИЗМЕНЯЮЩИХ КОЛИЧЕСТВО ЭЛЕМЕНТОВ Обучение воспитанников преобразованию множеств начинается с выполнения ими сенсорных действий по подражанию и по образцу. Постепенно воспитанников подводят к пониманию того, что если к определенному множеству добавить ряд элементов, то оно увеличится, станет больше, а если убрать — станет меньше.

Слайд 24

заключение В течение всего периода обучения умственно отсталые дошкольники учились осуществлять группировку и упорядочение предметов на основе определенного качественного признака; сравнивать множества по количеству путем наложения, приложения или составления пар; преобразовывать множества путем увеличения, уменьшения и уравнивания. У них формировались представления о количестве: один — много — мало, пустой — полный', о количественных отношениях: больше — меньше — поровну; о сохранении количества. Таким образом, в этот период у воспитанников формировались дочисловые количественные представления и на их основе необходимые предпосылки для овладения в дальнейшем представлениями о числе и счете.

Слайд 25

литература Азбукина В. С. Особенности элементарных математических представлений у умственно отсталых детей дошкольного возраста // Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях / Под ред. Н. Г. Морозовой. — М., 2009. Гаврилушкина О. П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошкольных учреждений. — М., 2001. З.Гальперин П. Я., Георгиев Л. С. Формирование начальных математических понятий // Дошкольное воспитание. 1961. № 6. 4. Давыдов В. В. Психологические особенности «дочислового» периода обучения математике // Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. — М., 2006. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта: Кн. для педагога-дефектолога. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 88 с, 8 с. ил. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-691-00740-8.