Психолингвистика как особая область науки и общественной практики
«Возникновение этой новой области науки было объективно обусловлено потребностями общественного развития человеческого общества, в частности потребностью научного познания природы психической интеллектуальной деятельности человека»
А.А. Леонтьев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pl.pptx | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психолингвистика
Психолингвистика — наука, изучающая психологические и лингвистические аспекты речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности.
«Возникновение этой новой области науки было объективно обусловлено потребностями общественного развития человеческого общества, в частности потребностью научного познания природы психической интеллектуальной деятельности человека» А.А . Леонтьев
Предметом исследования психолингвистики является, прежде всего, речевая деятельность как специфически человеческий вид деятельности, ее психологическое содержание, структура, виды (способы), в которых она осуществляется, формы, в которых она реализуется, выполняемые ею функции. «Предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности ее комплексного моделирования» А.А. Леонтьев
Другим важнейшим предметом изучения психолингвистики выступает язык как основное средство осуществления речевой и индивидуальной речемыслительной деятельности, функции основных знаков языка в процессах речевой коммуникации.
Наконец , еще одним основным предметом исследования ПЛ является человеческая речь, рассматриваемая как способ реализации речевой деятельности (речь как психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний; различные виды и формы речевой коммуникации)
Наличие не одного, а сразу нескольких предметов исследования обусловлено спецификой этой области научного знания, тем, что психолингвистика является «синтетической», комплексной наукой, возникшей на основе своеобразного и уникального объединения, частичного слияния двух древнейших наук человеческой цивилизации — психологии и науки о языке (лингвистики).
Объект Ч еловек как субъект речевой деятельности и носитель языка, процесс общения, коммуникации в человеческом обществе (основным средством осуществления которого и выступает речевая деятельность), а также процессы формирования речи (РД) и овладения языком в онтогенезе (в ходе индивидуального развития человека).
К теоретической психолингвистике примыкают некоторые недавно оформившиеся направления психологии человека и психологии речи. Сюда относится теория речевой коммуникации, наиболее полно представленная в трудах Е.Ф . Тарасова, и семиосоциопсихология , пропагандистом которой в отечественной психолингвистике является Т.М . Дридзе . К этому же кругу исследований относятся психолингвистические исследования проблемы языковой нормы и культуры речи. Тарасов Евгений Федорович Тама́ра Моисе́евна Дри́дзе
коррекционная педагогика Коррекционная психология афазиология патопсихология психиатрия инженерная, космическая, военная психология судебная психология криминалистика деятельность средств массовой информации реклама Прикладная психолингвистика
Таким образом, психолингвистика, используя методологию теоретического и экспериментального анализа, исследует те стороны интеллектуальной психической деятельности человека, которые в первую очередь интересуют коррекционного педагога (в частности, логопеда) и которые являются объектом его специально-педагогического воздействия, а также психологические и лингвистические аспекты речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности.
1. Назовите сферы применения прикладной психолингвистики. 2. Свой вклад в развитие теоретической психолингвистики внесли : Уильям Бэтсон , Е.Ф . Тарасова , Г.Н . Надсон, Г.Ф . ФилипповТ.М . Дридзе . 3. О сновоположник отечественной школы психолингвистики... ПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
Спасибо за внимание!