Методический опыт
Предварительный просмотр:
Опыт использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста
Автор-составитель: Сняткова Юлия Александровна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. | 3 |
Глава I. Теоретический аспект проблемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста ……………………………………….. 1.1. Способности как индивидуально-психологические особенности личности, природа творческих способностей ………………………………… 1.2. Занятия изобразительной деятельностью как средство развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста …….......... 1.3. Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. …………. Глава II. Содержание опытно-практической работы по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе занятий внеурочной деятельностью ……………………………………………………. 2.1. Организация исследования ……………………………………………….. 2.2. Результаты опытно-практической работы………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………..……… ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………… | 5 5 8 10 14 14 15 16 17 18 |
Введение
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности[1].
Незаменимым средством духовного формирования является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Изобразительное искусство занимает особое в развитии творческих способностей личности школьника, так как лежащая в её основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. В младшем школьном возрасте изобразительная деятельность является устойчивым увлечением практически всех детей. Занимаясь изобразительной деятельностью, они имеют возможность выражать свои впечатления, свое понимание и эмоциональное отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве.
Актуальность.
Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает её включённость в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.
Для развития воображения, творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике художественного образования младших школьников мы используем нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям. Поэтому мы вводим рассматриваемые техники в практику художественного образования младших школьников с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности.
При этом анализ педагогического опыта показывает, что не все педагоги осознают значимость проблемы развития творческого потенциала личности младшего школьника, не владеют приёмами использования нетрадиционных техник рисования и поэтому не могут научить детей этим техникам.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительной деятельностью (урочной и внеурочной) и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы использования нетрадиционных техник рисования. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определило предмет исследования: развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе занятий внеурочной деятельностью посредством нетрадиционных техник рисования.
Цель исследования: определить возможность развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе занятий внеурочной деятельности в изостудии «Веселый карандаш» посредством нетрадиционных техник рисования.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
Рассмотреть теоретический аспект проблемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Определить возможности использования нетрадиционных техник рисования в процессе занятий внеурочной деятельности как средства развития творческих способностей учащихся.
Разработать и реализовать серию занятий внеурочной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста и доказать ее результативность.
Теоретическая основа исследования: научные труды Л.С. Выготского (о природе творческих способностей), А.М. Матюшкина (о раннем проявлении творческих способностей человека), П. Торренса (о творчестве как общей особенности личности и его влиянии на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности).
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, методика О.М. Дьяченко «Дорисуй фигуры», методика В.Т. Кудрявцева.
Глава I. Теоретический аспект проблемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
1.1. Способности как индивидуально-психологические особенности личности, природа творческих способностей
Понятие «способности», введенное в науку Платоном, является предметом философских, психологических, педагогических исследований. Решающий шаг в активном изучении творческого развития личности был сделан в эпоху Просвещения. В трудах А. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеция, И. Гердера прослеживалась глубокая взаимосвязь идей свободного развития личности с проблемами гуманизма нового времени и культуры образования. В исследованиях А.Н. Лука творчество раскрывается через анализ способностей [11].
Рассмотрим понятие «способности». Основанием говорить о наличии у человека способностей к какой-то деятельности служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки и, во-вторых, добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень. В отечественной психологии ведущим остается определение Б.М. Теплова, который выделил основные признаки: 1) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) это те особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков [15]. Отмечается, что “способности – сложное, синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются” [6].
Другой подход, связанный с рассмотрением способностей в первую очередь как родовых качеств человека, основан на теории Л.С. Выготского. Согласно мысли ученого, “во всяком исторически возникшем приобретении человеческой культуры отложились, материализовались исторически складывавшиеся в ходе этого процесса человеческие способности (психические процессы определенного уровня организации)” [5]. По Л.С. Выготскому, имеется три характеристики способностей. Во-первых, это понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью. Во-вторых, развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого целого. И третье – развитие способностей характеризуется через освоение ребенком достижений культуры.
Таким образом, процесс развития способностей является интегративным[1] образованием существующих в культуре способов человеческого познания. В центре подобного образования находится знак – слово [5].
Рассмотрим понятие «творческие способности», их место в структуре способностей. Общие умственные способности подразделяют на познавательные и творческие способности. В.Н. Дружинин общие способности делит на интеллект (способность решать), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность (в других концепциях имеет другое определение) – общая творческая способность (преобразование знаний) [6].
Ученые не достигли согласия по поводу того, существует ли вообще креативность или она является научным конструктом. Вопрос изучения психологической природы креативности является одним из самых дискуссионных. В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность и была названа креативностью (творческостью) [16].
Термины «креативность» (Гилфорд Дж., Торренс П., Матюшкин А.М.) [11] и «творческая активность» (Петровский В.А.) [13] не всегда адекватно отражают специфику творческих проявлений дошкольника. Особой чертой детского творчества являются его синкретизм[2] (Выготский Л.С.), неспецифичность (Кудрявцев В.Т.), и возможность его проявления в различных сферах. [10].
Основными показателями творческих способностей, по Э.П. Торренсу, являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.
Беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени.
Гибкость мысли - способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.
Гибкость - это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуально, риску и к парадоксам.
Оригинальность - способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.
Любознательность - способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
Точность - способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту.
Смелость - способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.
Отечественные психологи В.Т. Кудрявцев и В.Б. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.
1. Реализм воображения – образное схватывание некой значимой, общей тенденции либо закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать ее в систему серьезных логических категорий.
2. Умение созидать целое ранее частей.
3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении трудности не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а без помощи других создавать альтернативу.
4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы более выпукло обнаруживают свою скрытую в обыденных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.
Ученые и педагоги, специализирующиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности [8]:
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Упругость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать уникальные идеи и изобретать новейшие.
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
8. Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция.
Анализируя выставленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единогласно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления как обязательные составляющие творческих способностей.
Таким образом, существуют различные подходы к рассмотрению природы творческой способности. Очевидно, что факторы, оказывающие влияние на развитие креативности еще недостаточно изучены.
1.2.Занятия изобразительной деятельностью как средство развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в образовательных организациях, в том числе в учреждениях дополнительного образования. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность являются благоприятными условиями для развития творческих способностей.
Известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой» [14].
Изостудия «Веселый карандаш» является одной из форм внеурочной деятельности учащихся 1-3 классов МОУ СОШ № 35. В изостудии проводятся занятия по изобразительной деятельности. Эстетическая микросреда создаётся на каждом занятии и определяется его содержанием, является специфичной для каждого занятия. Содержание каждого занятия хорошо продумывается, оно интересно для детей, вызывает у них положительные эмоции, творческую активность, а при его выполнении приносит удовлетворение достигнутым результатом. Проведение занятий в изостудии побуждает детей к содержательному и духовному общению. Нами используются в работе наиболее соответствующие содержанию занятия методы и приёмы обучения, активизирующие личностно значимые мотивы деятельности детей.
В изостудии дети попадают в совершенно другую, отличающуюся от урочной среду. Учащиеся работают в условиях полной свободы, построенной на доверии друг к другу. Дети передвигаются, обсуждают свои работы, советуются друг с другом, спорят, шутят.
Занимаясь внеурочной деятельностью, дети учатся наблюдать за разнообразием форм живой природы, любоваться выразительными образами природы, выразительностью природных форм. Представление о пластике и выразительности изображений проходит через знакомство с возможностями художественных материалов. Дети знакомятся со сходством и различиям существующих и сказочных растений, животных и птиц, формой растений (цветов, деревьев), их характерными особенностями, выражают впечатления от увиденного в рисунках, пытаются использовать изображения сказочных растений (цветов) как украшения в декоративных работах.
Большая работа проходит по знакомству с изобразительными материалами. Школьники знакомятся с цветами, красками (гуашью), кистями, палитрой, названиями цветов и красок, назначением палитры, формой и размером кистей и их применение. При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны.
Педагогу необходимо хорошо знать своих учеников, их индивидуальные интересы, привычки и т.п., чтобы иметь возможность развивать их творческие способности. В процессе занятий в изостудии дети больше раскрывают себя через рисунок.
Нужно отметить, что все дети рисуют. А это значит, что в младшем школьном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Творческая выразительность детских рисунков не является чем-то неизменным, застывшим. Она развивается под влиянием обучения, нужно только найти наиболее эффективную систему педагогических воздействий. Педагог должен помнить о влиянии эмоций как движущей силе воображения, а, следовательно, и выразительности детского творчества. Л.С. Выготский указывал на то, что эмоции являются одним из видов связи воображения с действительностью. Именно эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому. В то же время, не владея реалистическими способами рисования, не зная в достаточной степени самой действительности, ребенок не может передать это в рисунке. Он ищет посильные средства изображения, знакомится с объектами окружающей действительности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка.
При проведении занятий в изостудии автор считает важным соблюдение следующих условий:
- личностно-ориентированная позиция педагога;
- развитие мыслительных процессов;
- погружение в культуру художественной деятельности;
создание предметно-игровой среды.
Еще одно из важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает нам не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, что всякий раз мы создаем новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Таким образом, на занятиях внеурочной деятельности в изостудии происходит воспитание ребенка, творчески относящегося к любому делу, у детей развивается фантазия, образное мышление, происходит активизация творческого воображения.
1.3. Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
Ребенка необходимо знакомить с нетрадиционными изобразительными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п. [9].
Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное. Среди трудностей, с которыми часто сталкиваются дети можно выделить - сложность изображения предметов тонкими линиями. И поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И как следствие, у детей гаснет интерес к изобразительному искусству, желание рисовать. Чтобы этого не происходило, мы стали использовать нетрадиционные техники изображения. Специалисты, занимающиеся этим вопросом утверждают, что изображать можно различными материалами, на основе множества материалов; нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка (Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова). Для рисования детям можно представить различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. В практике обучения детей изобразительной деятельности широко используются разнообразные материалы: детям нравится новизна. Они с большим интересом рисуют даже простым графитным карандашом, используя различный нажим для передачи оттеков предмета.
Использование нетрадиционных техник способствует выразительности образов в детских работах, позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом [9].
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей младшего школьного возраста. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких простых техник, как рисование пальчиками, обрывание бумаги, художественный образ, создаваемый с помощью кляксографии, монотипии и т. п.
Занятия с элементами нетрадиционных техник основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они дают колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок может полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве. Так техника «Рисование свечой» очаровывает детей своей таинственностью. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели свечей. Детей поражает то, что стоит лишь закрасить кистью или большим тампоном чистый лист – на цветном фоне появляется изображение. Когда же тайна “волшебного” листа разгадана, дети стремятся ощутить в руках эту чудесную палочку, с ее помощью идут минуты творчества. Рисунок есть, и его нет. В этом привлекательность этого способа рисования.
Дети с удовольствием работают в технике “отпечатывание”. Эта техника привлекает детей тем, что позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т. д.
Рисование пальчиками и ладошками позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства – вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно - выразительное средство.
Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то этот способ не вызовет у них никаких сложностей. Для тычка достаточно взять какой-либо предмет (например, ватную палочку), опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз. Будет оставаться четкий, определенной формы отпечаток. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной, неоднородной фактуры. Ритмично нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, украсить готовый силуэт орнаментом или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов.
Интересная техника «Рисование по сырому листу» - происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.
Граттаж. Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечку. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. Когда тушь высохнет, остым предметом - скребком, ножом, вязальной спицей - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи.
Основой кляксографии является клякса. В понимании многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Поэтому задачей педагога является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно-творческой деятельности детей. Задачей данного вида рисования является понимание детьми симметричности – зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные, причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли. Для начала пробуют работать с одной краской, потом с несколькими.
Монотипия используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.), Техника, схожая по исполнению с кляксографией: лист бумаги складывается пополам вертикально, на одной половинке рисуются подетально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы он имел более четкие контуры, чем его отражение на «водной глади» водоема.
Если на листе бумаги изобразить какие-нибудь каракули или недорисованный контур предмета, то можно увидеть в них какие-то объекты, постараться их дорисовать, дополнить необходимыми элементами, доводя до восприятия целостности объекта («каракулеграфия»). По сложности задач, развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определенного уровня развития воображения, опыта, наблюдений.
Проступающий рисунок. Это смешанная техника сочетает рисование разными материалами с целью ознакомления со свойствами и выразительными особенностями изобразительного материала. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.
Шаблонография. Чтобы нарисовать предмет, нужно представить, из каких геометрических форм он состоит. Дети с раннего возраста учатся узнавать форму в игрушках, в предметах окружающей действительности. С возрастом опыт ребенка становится шире, и он начинает понимать, что каждый сложный предмет можно изобразить с помощью простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов, прямоугольников.
Итак, мы рассмотрели многие техники нетрадиционного рисования и выделили наиболее подходящие для реализации задач нашего исследования и наиболее приемлемые, на наш взгляд, для детей младшего школьного возраста:
«Рисование пальчиками и ладошками», т.к. целью этой техники является развитие творчества и воображения, а задачей развитие оригинальности (способность быстро переключаться с одной идеи на другую);
«Граттаж» – способствует развитию беглости (наибольшее количество идей) и гибкости.
«Кляксография» – при получении изображения у детей развивается беглость (количество идей, образов в рисунке), гибкость (способность быстро переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (найти необычный образ, отличающийся от других);
«Каракулеграфия» - развивается беглость, гибкость.
Вводить детей в “большое искусство” следует как можно раньше, создавая предпосылку для “самостоятельного вхождения” и определяя фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.
На занятиях с элементами нетрадиционных техник дети приобретают навыки изображения реальных объектов разными способами. Формируется способность разного видения реальных объектов, развивается творческий подход к изобразительной деятельности [9].
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Таким образом, при умелом руководстве процессом развития творческих способностей в процессе использования нетрадиционных техник рисования, с учетом возможностей и интересов каждого ребенка, педагог может добиться высоких результатов.
ГЛАВА II. Содержание опытно-практической работы по развитию творческих способностей у дошкольников в процессе занятий в изостудии
2.1. Организация исследования
Исследование проходило на базе МОУ СОШ № 35 в рамках занятий внеурочной деятельности (изостудия «Веселый карандаш»). В исследовании принимала участие группа детей 1 класса – 2 мальчика и 6 девочек.
Целью опытно-практической работы явилось развитие творческих способностей у детей в процессе занятий в изостудии.
Задачи опытно-практической работы:
Провести диагностику творческих способностей школьников.
Разработать и реализовать серию занятий по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие творческих способностей школьников.
Провести повторную диагностику творческих способностей дошкольников и доказать результативность опытно-практической работы.
Для организации опытно - практической работы нами был составлен план, который включал ряд этапов:
На первом этапе мы провели пилотажное исследование с целью выявления уровня развития творческих способностей у детей. В беседе с педагогом мы выяснили, что особо одаренных в области изобразительного творчества детей в группе нет, они проявляют увлеченность и активность, но эпизодически и нерегулярно. У детей есть интерес, но технические навыки отсутствуют. Дети предпочитают рисовать карандашом и красками.
На втором этапе мы осуществили подбор методик диагностики творческих способностей школьников.
Для диагностики мы применили следующие методики:
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко. [7]. (Приложение 1)
Диагностика развития воображения «Где чье место?» (Приложение 2).
3. Опросник креативности Д. Джонсона, в модификации Е. Туник [16] (Приложение 3). Данный опросник креативности (далее - ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК – это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.
На третьем этапе мы осуществили первичную диагностику. Анализ показал, что большинство обследованных нами детей 1 класса имеют средний и низкий уровень развития творческих способностей. (Приложение 4)
На четвёртом этапе мы реализовали серию занятий в рамках внеурочной деятельности в изостудии «Веселый карандаш»: 2 раза в неделю, длительностью 40 минут. Всего было проведено 10 занятий. Разработанные нами занятия по изобразительной деятельности, направленные на развитие творческих способностей у школьников, включали использование нетрадиционных техник рисования, с помощью которых дети могли выразить свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение собственных идей при создании необычных произведений изобразительного искусства. (Приложение 5)
Своё общение с детьми мы строили, основываясь на принципах личностно-ориентированной модели воспитания и обучения, используя наглядные, словесные, игровые приёмы работы.
Занятия мы адаптировали для детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями к проведению занятий, с индивидуальными особенностями детей, с целью нашего исследования.
На пятом этапе мы провели повторную диагностику развития творческих способностей у детей по выбранным нами методикам. Результаты представлены в приложении 6.
Таким образом, мы поставили цель и задачи опытно-практической работы, выбрали базу исследования, определили выборку испытуемых, подобрали конкретные диагностические методики.
После проведения занятий мы проанализировали каждое из них с целью преодоления трудностей и планирования дальнейшей работы с детьми.
2.2. Результаты опытно-практической работы
Задача шестого этапа - выявление результативности проведенной нами серии занятий по развитию творческих способностей. Для решения данной задачи мы провели сопоставление первичной и повторной диагностики детей по выбранным нами методикам.
Анализ статистических данных по методике «Дорисовывание фигур» показал, что трое из обследованных нами детей перешли на более высокий уровень развития творческих способностей. У остальных детей изменений не произошло, это обусловлено тем, что за короткий период опытно-практической работы мы могли наблюдать лишь положительную тенденцию развития творческих способностей у школьников в зоне их ближайшего развития). (Приложение 7)
Исследователи единогласно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные составляющие творческих способностей. Сравнительный анализ данных первичной и вторичной диагностики развития воображения у детей «Где чье место» позволяет нам сделать вывод о результативности наших занятий. (Приложение 8).
Затем мы провели сопоставление данных диагностики детей по опроснику креативности Д. Джонсона, в модификации Е. Туник. Результаты детей изменились. (Приложение 9). Мы заметили, что, после проведенной нами серии занятий по развитию творческих способностей, дети на занятиях стали более активными, изобретательными и внимательными. Результаты первичной и повторной диагностики представлены в таблице. (Приложение 10)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение нетрадиционных техник в процессе рисования способствует развитию у детей творческой активности, развивает воображение, стимулирует к созданию разнообразных и относительно неповторимых оригинальных замыслов.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели определение способностей как индивидуально-психологических особенностей личности; мы выяснили, что существуют различные подходы к рассмотрению природы творческой способности, одни из них сводятся к рассмотрению ее как врожденной, не изменяющейся характеристике, другие – как поддающейся изменениям. Однако, очевидно, что факторы, оказывающие влияние на развитие креативности еще недостаточно изучены.
Мы выяснили, что творчество для детей младшего школьного возраста предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Теоретический анализ литературы показал, что при умелом руководстве процессом развития художественного детского творчества, с учетом возможностей и интересов каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно-эмоциональную сферу, педагог может добиться высоких результатов.
Благодаря применению нетрадиционных техник рисования у детей развивается фантазия, образное мышление, происходит активизация творческого воображения. Анализ проведенной серии занятий внеурочной деятельности показал, что у детей есть огромный интерес и желание проявлять творчество, но с ними необходимо постоянно заниматься для повышения уровня развития творческих способностей, иначе эти способности в дальнейшем могут угаснуть.
В ходе сравнительного анализа результатов первичной и повторной диагностики мы сделали вывод о том, что применение нетрадиционных техник в процессе рисования способствует развитию у детей творческой активности, желания рисовать, развивает способность видеть необычное в обычных предметах. Тем самым нами была подтверждена возможность развития творческих способностей нетрадиционными техниками рисования в процессе реализации занятий по изобразительной деятельности.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных занятий в качестве методических рекомендаций в работе педагога.
В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд. Ребенок, может быть, не станет художником, но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
Библиографический список
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России- М.: .
2. Асмолов А. Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2001. -367 с.
Барташникова И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. - Харьков: Фолио, 1997. – 24 с.
3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Д.Б. Богоявленская. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320с.
4. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей / Н.А. Ветлугина. - М.: 1972. – 190 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: книга для учителя / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.
6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб.: Издательство Психология «Питер», 1999. - 368с.
7. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59с.
8. Ефремов В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001. с. 38-39 с.
9. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова и др. – М.: Сфера, 2005. – 56с.
10. Кудрявцев В.Т. Ребёнок: новый подход к диагностике творческих способностей / В.Т. Кудрявцев, В.Б. Синельников. - Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9. - С. 52-59.
11. Лук А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. - М.: Политиздат, 1976. -144 с.
12. Матюшкин А. М. Концепция творческой одарённости / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – с. 29-33.
13. Петровский А. В. Введение в психологию / А. В. Петровский. – М.: Просвещение, 1998. - 494с.
14. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А.Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1974. – 288 с.
15. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М.: 1982. – 286 с.
16. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест П. Торренса : Методическое руководство/ Е. Е. Туник. – Иматон, 1998. – 170 c.
17. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / В.С. Юркевич. - М.: Просвещение, 1996. – 96 с.
18. Юркевич В.С. Типы одаренности / В.С. Юркевич // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М.: Просвещение, 1997. – 260 – 270с.
Приложение 1
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.
Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.
Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.
По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).
Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.
Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.
Можно выделить следующие уровни:
При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).
Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
Приложение 2
Диагностика развития воображения «Где чье место?»
Игровая методика для педагогов и родителей.
Предлагаемая игровая методика не только позволяет определить, насколько у ребенка развито воображение, но и является средством его развития.
"Где чье место?"
Психологический смысл данной методики состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации: уйти от конкретности и реальности (например, от вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой.
Стимульный материал.
Для проведения этой методики-игры подойдет любая сюжетная картинка, правда, с некоторыми особенностями. Вот пример такой картинки (рис. 1).
Около всех изображенных предметов расположены пустые кружочки. Для игры также понадобятся такие же по величине кружочки, но уже с нарисованными на них фигурками (рис. 2). Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке.
Игровое задание.
Взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в "необычные" места, а затем объяснить, почему они там оказались.
Приложение 3
Опросник креативности Д. Джонсона, в модификации Е. Туник
Цель: изучение развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста.
Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.
Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.
По П. Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов.
По Д. Джонсону, креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.
Данный опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК – это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10-20 минут. Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.).
Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста). Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – постоянно.). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка – 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.
Уровень креативности | Сумма баллов |
Очень высокий | 40-34 |
Высокий | 33-27 |
Нормальный, средний | 26-20 |
Низкий | 19-15 |
Очень низкий | 14-8 |
Опросник:
Творческая личность способна:
Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).
Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).
Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).
Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).
Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).
Лист ответов
Дата _____________
Группа___________ Возраст______________
Респондент (Ф.И.О.) ____________________________________
(заполняющий анкету)
В листе ответов с номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики. Возможные оценочные баллы:
– никогда,
– редко,
– иногда,
– часто,
– постоянно.
№ | Ф.И.О. | Характеристики креативности | |||||||
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Приложение 4
Результаты первичной диагностики детей
Учащиеся | «Дорисовывание фигур» | «Где чье место?» | Опросник креативности |
У1 | средний | средний | средний |
У2 | средний | средний | средний |
У3 | средний | средний | средний |
У4 | низкий | очень низкий | очень низкий |
У5 | низкий | низкий | низкий |
У6 | средний | средний | средний |
У7 | средний | средний | средний |
У8 | высокий | высокий | высокий |
Приложение 5
Результаты вторичной диагностики детей
Учащиеся | «Дорисовывание фигур» | «Где чье место?» | Опросник креативности |
У1 | высокий | высокий | средний |
У2 | средний | средний | средний |
У3 | средний | средний | средний |
У4 | средний | низкий | низкий |
У5 | средний | средний | средний |
У6 | средний | средний | средний |
У7 | средний | высокий | средний |
У8 | высокий | высокий | высокий |
Приложение 7
Сравнительный анализ результатов первичной
и вторичной диагностики детей
по методике «Дорисовывание фигур»
Приложение 8
Сравнительный анализ результатов первичной
и вторичной диагностики развития воображения детей
по методике «Где чье место?»
Приложение 9
Сравнительный анализ результатов первичной
и вторичной диагностики детей по опроснику креативности Д. Джонсона, в модификации Е. Туник
Приложение 10
Сравнительный анализ результатов первичной
и вторичной диагностики развития творческих способностей
детей
Ф.И. учащегося | «Дорисовывание фигур» | «Где чье место?» | Опросник креативности | |||
первичн. | повторн. | первичн. | повторн. | первичн. | повторн. | |
У1 | средний | высокий | средний | высокий | средний | средний |
У2 | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
У3 | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
У4 | низкий | средний | очень низкий | низкий | очень низкий | низкий |
У5 | низкий | средний | низкий | средний | низкий | средний |
У6 | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
У7 | средний | средний | средний | высокий | средний | средний |
У8 | высокий | высокий | высокий | высокий | высокий | высокий |
Приложение 10
Творческие работы детей с использованием нетрадиционных техник рисования
[1] Интеграция - (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) — в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей [32].
[2] Синкретизм- (от греческого sykretismos - соединение), 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления . 2) особенность мышления - и восприятия - , характеризующаяся тенденцией связывать между собой разнородные явления, встречающаяся у детей раннего и дошкольного возрастов [33].