элективный курс по математики 10 класс

Медведева Мария Ивановна

элективный курс по математики 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10klass.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кошурниковская средняя общеобразовательная школа № 8

                      Рассмотрено                                                                 Согласовано                                   Утверждаю

                      на заседании МО                                                         зам. директора по   УВР                                     и о директора школы

                      Протокол №                                                                                         Л.Н.Ярусова                                 Н.Г.Попов

           от  «          »               г.              «          »                               г.                         «          »                               г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного  курса по математике

для    10  класса

«Текстовые задачи»

                                                                                   

  Составитель: Медведева Мария Ивановна,

Учитель математики

                                                                           

   

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка.

   Рабочая программа  элективного курса по математике для 10 класса составлена на основе   авторской программы «Элективный курс по математике для 10класса «Текстовые задачи»» составитель Кузнецова Е.П.

Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том, что решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет в среднем около 30%. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач и не умеют за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики.

Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах и качественно подготовиться к ЕГЭ и конкурсным экзаменам в вузы. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения, которые не рассматриваются в рамках школьной программы.

Полный минимум знаний, необходимых для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения в школе, поэтому представленный элективный курс «Текстовые задачи» рекомендуется вводить с 10-го класса.

Представленный элективный курс содержит 6 тем. Первая тема «Текстовые задачи и техника их решения» является обзорной. При ее раскрытии акцент должен быть сделан на выделение основных этапов решения текстовых задач и их назначение. Следует также обратить внимание учащихся на важность умелого письменного оформления. Следующие четыре темы – «Задачи на движение», «Задачи на смеси, сплавы, растворы», «Задачи на работу», «Задачи на прогрессии» – закрепляют и дополняют знания учащихся, полученные на уроках. Последняя тема – «Задачи с экономическим содержанием», – выходит за рамки школьной программы и значительно совершенствует навыки учащихся в решении текстовых задач.

Провести занятия можно в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач или в форме семинаров, нацелив учащихся на предварительную подготовку и самостоятельный поиск материалов с их последующим обсуждением.

Цели и задачи курса:

  • определить уровень способностей учащихся и уровень их готовности к профильному обучению в школе и вузе;
  • систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;
  • познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения;
  •  реализовать межпредметные связи.

Ожидаемые результаты

После изучения курса учащиеся должны:

  • уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики ее решения, использовать при решении различные способы;
  •  уметь применять полученные математические знания при решении задач;
  •  уметь использовать дополнительную математическую литературу.

 

Содержание курса

Текстовые задачи и техника их решения (4 ч)

Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их систем. Значение правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

Задачи на движение (4 ч)

Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

Текстовые задачи на проценты (4 ч)

Движение: план и реальность. Совместное движение. Задачи на закон сложения скоростей. Задачи на прямолинейное движение. Задачи на движение по окружности. Прямолинейное движение не по одной прямой.

Задачи на сплавы, смеси, растворы (4 ч)

Формула зависимости массы или объема вещества от концентрации и массы или объема. Особенности выбора переменных и методика решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

Задачи на работу (4 ч)

Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

Задачи на прогрессии (4 ч)

Формула общего члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий. Особенности выбора переменных и методика решения задач на прогрессии.

Задачи с экономическим содержанием (4 ч)

Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.

Нестандартные задачи (2 ч)

Разные задачи. Нестандартные задачи. Прикладные задачи разных направлений.

Задачи из тестов ЕГЭ (5 ч)

 

Учебно- тематическое планирование

 

Содержание учебного материала

Кол-во часов

1.

Текстовые задачи и техника их решения

4ч.

2.

Задачи на движение

 

4ч.

3

Текстовые задачи на проценты

4

Задачи на сплавы, смеси, растворы

 

4ч.

4

Задачи на работу

 

4ч.

5

Задачи на прогрессии

 

4ч.

6

Задачи с экономическим содержанием

 

4ч.

7

Нестандартные задачи

 

2ч.

8

Задачи группы В, второй части ЕГЭ

 

5ч.

 

итого

35

 

Календарно-тематическое планирование.

Наименование раздела и кол-во часов

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Цель урока

Дата

(план)

Дата

(факт)

Текстовые задачи и техника их решения

(4часа )

1-4

1.Виды текстовых задач. Примеры.

2. Задачи на пропорции.

3.4. Решение текстовых задач

4

Ввести понятие текстовая задача. Ознакомить с видами текстовых задач. Решать задачи на прямо и обратно пропорциональные величины.

01.09

08.09

15.09

22.09

Задачи на движение

(4часа)

5-8

1.Движение: план и реальность.

2.задачи на движение тел по течению и против течения.

3.4. Задачи на движение тел в одном направлении, навстречу друг другу.

4

Решение задач на движение тел по течению и против течения, равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Рассмотреть формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения

29.09

06.10

13.10

20.10

Текстовые задачи на проценты

(4часа)

9-12

1.Определение процента. Из истории процента.

2.Задачи на изменение величин.

3.Задачи , связанные с изменением цены.

4.Задачи о вкладах и займах

4

Ввести определение процента, чтение чисел, дробей и процентов. Решать , задачи на применение процентов.

27.10

10.11

17.11

24.11

Задачи на сплавы, смеси, растворы

(4часа)

13-16

1.Зависимость величин.

2.Смешивание двух растворов.

3.Задачи на многократные переливания.

4. Решение задач

4

Вести формулы зависимости массы или объема от концентрации и массы или объема. Решение задач на сплавы, смеси, растворы.

Составление таблиц данных задачи и ее назначение для составления математической модели.

01.12

08.12

15.12

22.12

Задачи на работу

(4часа)

17-20

1.Зависимости величин.

2.3.4.Решение задач на совместную работу.

4

Рассмотреть формулы  зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу.

29.12

12.01

19.01

26.01

Задачи на прогрессии

(4час)

21-24

1.Арифметическая прогрессия.

2.Геометрическая прогрессия.

3.4.Решение задач

4

Ввести определение арифметической и геометрической прогрессии. Решать задачи с применение формул арифметической и геометрической прогрессии

02.02

09.02

16.02

02.03

Задачи с экономическим содержанием

(4часа)

25-28

1.Сложные проценты.

2.3.4.Решение задач

4

 Ввести Формулы процентов и сложных процентов. Рассмотреть особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.

09.03

16.03

23.03

06.04

Нестандартные задачи (2час)

29-30

1.2.Нестандартные задачи

2

Решение нестандартных задач, прикладных задач разных направлений

13.04

20.04

Задачи группы В(2часа)

31-32

1.2. Решение задач из ЕГЭ.

2

Рассмотреть решение задач из ЕГЭ

27.04

04.05

Задачи второй части ЕГЭ.

(3часа)

33-35

1.2.3. Решение тестов

3

Решение текстовых задач из тестов ЕГЭ.

11.05

18.05

25.05