Диплоп "Менеджмент в образовании"
Актуальность исследования. В отечественной системе образования реализуется значимый этап инновационного развития, связанный с введением ФГОС. Требуются новые подходы к целеполаганию, отбору содержания образования, координации форм и методов организации образовательного процесса.
Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России требуют реформирования системы образования. Процесс обновления требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания, но и совершенствования методической работы в общеобразовательных учреждениях. Ориентируясь на идею гуманно ориентированного образования, на формирование личности обучающегося, признание её ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны помнить о том, что такая личность формируется личностью самого педагога. Поэтому необходимо создать все условия роста профессионального мастерства педагогов. Таким образом, организация действенной и эффективной структуры методической работы в общеобразовательном учреждении является весьма актуальной.
Введение ФГОС – это новый, по сути, революционный этап модернизации российского образования.
В ФГОС выделены направления, реализуя которые, мы сможем достичь результатов, определенных стандартом:
- Приведение ресурсной и материально-технической базы школы в соответствие с требованиями, изложенными в ФГОС.
- Подготовка будущего учителя к работе в принципиально новой системе образования и переподготовка учителей со сложившейся системой работы.
Актуальные вопросы введения ФГОС:
- Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: проблема – задача – результат.
- Основа стандарта – системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. В концепции ФГОС осуществляется «перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук». Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: «Давно уже пора сменить цель образования – не просто давать практические навыки, а учить учиться». Концепцией ФГОС фиксированного содержания образования не предусмотрено, ученик формирует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученика к той или иной информации, а не к ученику: «Возьми мои знания». Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы.
- С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности. Эффективная оценочная деятельность учителя предполагает наличие следующих компетентностей:
- умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленные целям (технология «Портфолио», технология оценивания учебных достижений учащихся и др.);
- корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);
- формировать оценочную самостоятельность учащихся.
Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности учителя.
- Основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности. За счет неё расширяется пространство взаимодействия участников образовательного пространства, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности.
В системе общего образования первой к реализации требований ФГОС приступила начальная школа. Уже более трех лет в Российской Федерации реализуется ФГОС начального общего образования, и все это время на различных уровнях обсуждаются проблемы и риски его реализации. Но так как в системе образования успех любых нововведений зависит, прежде всего, от учителя, то чаще всего обсуждается деятельность учителя. Особенностью является не столько выделение различных групп образовательных результатов, сколько смена их приоритетов.
На первый план выдвигаются личностные, а не предметные результаты. В связи с этим значимость различных функций учителя существенно меняется. Педагогу необходимо создать условия для овладения обучающимися универсальными учебными действиями (далее – УУД) в процессе освоения предметного содержания. Это означает, что в условиях реализации ФГОС приоритет в педагогической деятельности принадлежит управленческой функции. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, стимулирования, организации, контроля, оценивания, рефлексии и анализа.
Именно благодаря воспитанию и происходит целенаправленное формирование и развитие личности, достигаются личностные результаты обучения.
Обучая, учитель развивает у обучающегося интеллектуальные и познавательные способности, формирует у него УУД, организует его исследовательскую и творческую деятельность. Следовательно, образовательная деятельность учителя обогащается исследовательской функцией. Для успешной реализации выделенных функций учитель должен обладать определенными компетенциями, которые он приобретает в процессе обучения или повышения квалификации.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - это обширный комплекс материалов и документов, взаимосвязанных друг с другом и обеспечивающих его внедрение. Внедрение ФГОС не может осуществляться только на основе знакомства с этим комплексом документов. Педагоги должны быть адаптированы к новым структурным, содержательным и технологическим компонентам стандарта, совершить новый шаг в своем профессиональном развитии. По сути дела, должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами образовательного стандарта второго поколения.
В условиях обновления школьного образования особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю. Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса.
Для обеспечения массового перехода школ на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования необходима консолидация усилий, прежде всего педагогов и руководителей образовательного учреждения, чему призвана содействовать работа методической службы школы.
Цель методической работы – поиск и реализация инновационных подходов к развитию кадрового потенциала педагогической среды образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Важной задачей для школ является освоение новых ФГОС и решение большого количества проблем, которые возникают при этом:
- неготовность учителей к реализации ФГОС;
- неэффективное управление, администрирование процессом введения ФГОС;
- несоблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы.
Анализ изложенных фактов и концепций позволяет выделить следующие научно-исследовательские противоречия, требующие своего разрешения:
- между предъявленными учителю требованиями и степенью овладения им необходимыми для их выполнения умениями и навыками;
- между новыми потребностями, запросами, стремлениями учителя и уровнем его возможностей;
- между желанием учителей соответствовать современным требованиям и невозможностью достигнуть этого уровня через традиционную систему профессионального образования.
Таким образом, актуальность данного дипломного исследования определяется как теоретическим, так и практическим значением его темы «Организация системы методической работы с педагогическими кадрами в условиях реализации ФГОС».
Цель исследования: Изучить особенности организации системы методической работы с педагогическими кадрами образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Объектом исследования является методическая работа с педагогическими кадрами в образовательном учреждении.
Предметом исследования является соответственно организация системы методической работы с педагогическими кадрами образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС.
Задачи исследования: В соответствии с целью исследования определены его конкретные задачи:
- Изучить теоретические основы построения системы методической работы.
- Рассмотреть изменения в системе методической работы в связи с реализацией ФГОС нового поколения
- Изучить кадровый потенциал профессиональной среды ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего (полного) общего образования» в условиях реализации ФГОС нового поколения.
- Усовершенствовать модель организации методической работы с педагогическими кадрами ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего (полного) общего образования» в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Гипотеза исследования: Исходя из цели, объекта, предмета, задач и темы исследования можно выдвинуть следующую гипотезу – при правильно организованном процессе методической работы должна совершенствоваться система работы учителя в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Методологическую основу исследования составляют:
– гуманистический подход к личности, рассматривающий человека как высшую ценность общества и самоцель общественного развития;
– демократизация образования;
– целостный системный подход к педагогическому процессу, отражающий взаимообусловленность явления и процессов, единство теории, эксперимента и практики;
– принципы вариативности образования, единства, взаимосвязи и взаимодействия объективного и субъективного, традиционного и инновационного, логического и исторического подходов к изучению вопроса системы методической работы, ее современного состояния и перспектив развития.
При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:
- анализ существующей методической литературы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
- обобщение и синтез точек зрения, представленных в методической литературе (метод научного синтеза и обобщения).
Новизна исследования состоит в том, что экспериментально полученные результаты в своей совокупности содержат изучение подходов к разработке методической модели, способствующей развитию кадрового потенциала профессиональной среды ОУ в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных положений и выводов выпускной квалификационной работы при освоении (разработке и апробации) и внедрении ФГОС нового поколения с четким и внятным представлением о результате;
разработке методических и управленческих подходов в условиях реализации ФГОС нового поколения в работе с педагогическими кадрами;
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplom_.odt | 80.71 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО ВПО
«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по дополнительной профессиональной образовательной программе
профессиональной переподготовки
«МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ»
(для руководителей и кадрового резерва общеобразовательных учреждений)
//350 часов, 3 месяца
Тема:
« Организация
методической работы в ОУ
в условиях внедрения и реализации ФГОС »
Дипломную работу подготовил:
Анохина Ольга Александровна
Должность:
учитель английского языка
Место работы:
МБОУ «Центр образования №23» г. Новомосковск
Номер и дата договора:
10 сентября 2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1.Теоретические основы построения системы методической работы с педагогическими кадрами образовательного учреждения.
1.1. Принципы построения системы методической работы с педагогическими кадрами
1.2. Изменения в системе методической работы с педагогическими кадрами в условиях реализации ФГОС.
Глава 2. Организация системы методической работы с педагогическими кадрами в МБОУ « Центр образования №23 ».
2.1.Изучение кадрового потенциала профессиональной среды МБОУ « Центр образования №23 » в условиях реализации ФГОС нового поколения.
2.2.Совершенствование модели организации методической работы с педагогическими кадрами МБОУ « Центр образования №23 ».
Заключение.
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В отечественной системе образования реализуется значимый этап инновационного развития, связанный с введением ФГОС. Требуются новые подходы к целеполаганию, отбору содержания образования, координации форм и методов организации образовательного процесса.
Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России требуют реформирования системы образования. Процесс обновления требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания, но и совершенствования методической работы в общеобразовательных учреждениях. Ориентируясь на идею гуманно ориентированного образования, на формирование личности обучающегося, признание её ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны помнить о том, что такая личность формируется личностью самого педагога. Поэтому необходимо создать все условия роста профессионального мастерства педагогов. Таким образом, организация действенной и эффективной структуры методической работы в общеобразовательном учреждении является весьма актуальной.
Введение ФГОС – это новый, по сути, революционный этап модернизации российского образования.
В ФГОС выделены направления, реализуя которые, мы сможем достичь результатов, определенных стандартом:
- Приведение ресурсной и материально-технической базы школы в соответствие с требованиями, изложенными в ФГОС.
- Подготовка будущего учителя к работе в принципиально новой системе образования и переподготовка учителей со сложившейся системой работы.
Актуальные вопросы введения ФГОС:
- Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: проблема – задача – результат.
- Основа стандарта – системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. В концепции ФГОС осуществляется «перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук». Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: «Давно уже пора сменить цель образования – не просто давать практические навыки, а учить учиться». Концепцией ФГОС фиксированного содержания образования не предусмотрено, ученик формирует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученика к той или иной информации, а не к ученику: «Возьми мои знания». Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы.
- С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности. Эффективная оценочная деятельность учителя предполагает наличие следующих компетентностей:
- умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленные целям (технология «Портфолио», технология оценивания учебных достижений учащихся и др.);
- корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);
- формировать оценочную самостоятельность учащихся.
Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности учителя.
- Основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности. За счет неё расширяется пространство взаимодействия участников образовательного пространства, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности.
В системе общего образования первой к реализации требований ФГОС приступила начальная школа. Уже более трех лет в Российской Федерации реализуется ФГОС начального общего образования, и все это время на различных уровнях обсуждаются проблемы и риски его реализации. Но так как в системе образования успех любых нововведений зависит, прежде всего, от учителя, то чаще всего обсуждается деятельность учителя. Особенностью является не столько выделение различных групп образовательных результатов, сколько смена их приоритетов.
На первый план выдвигаются личностные, а не предметные результаты. В связи с этим значимость различных функций учителя существенно меняется. Педагогу необходимо создать условия для овладения обучающимися универсальными учебными действиями (далее – УУД) в процессе освоения предметного содержания. Это означает, что в условиях реализации ФГОС приоритет в педагогической деятельности принадлежит управленческой функции. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, стимулирования, организации, контроля, оценивания, рефлексии и анализа.
Именно благодаря воспитанию и происходит целенаправленное формирование и развитие личности, достигаются личностные результаты обучения.
Обучая, учитель развивает у обучающегося интеллектуальные и познавательные способности, формирует у него УУД, организует его исследовательскую и творческую деятельность. Следовательно, образовательная деятельность учителя обогащается исследовательской функцией. Для успешной реализации выделенных функций учитель должен обладать определенными компетенциями, которые он приобретает в процессе обучения или повышения квалификации.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - это обширный комплекс материалов и документов, взаимосвязанных друг с другом и обеспечивающих его внедрение. Внедрение ФГОС не может осуществляться только на основе знакомства с этим комплексом документов. Педагоги должны быть адаптированы к новым структурным, содержательным и технологическим компонентам стандарта, совершить новый шаг в своем профессиональном развитии. По сути дела, должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами образовательного стандарта второго поколения.
В условиях обновления школьного образования особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю. Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса.
Для обеспечения массового перехода школ на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования необходима консолидация усилий, прежде всего педагогов и руководителей образовательного учреждения, чему призвана содействовать работа методической службы школы.
Цель методической работы – поиск и реализация инновационных подходов к развитию кадрового потенциала педагогической среды образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Важной задачей для школ является освоение новых ФГОС и решение большого количества проблем, которые возникают при этом:
- неготовность учителей к реализации ФГОС;
- неэффективное управление, администрирование процессом введения ФГОС;
- несоблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы.
Анализ изложенных фактов и концепций позволяет выделить следующие научно-исследовательские противоречия, требующие своего разрешения:
- между предъявленными учителю требованиями и степенью овладения им необходимыми для их выполнения умениями и навыками;
- между новыми потребностями, запросами, стремлениями учителя и уровнем его возможностей;
- между желанием учителей соответствовать современным требованиям и невозможностью достигнуть этого уровня через традиционную систему профессионального образования.
Таким образом, актуальность данного дипломного исследования определяется как теоретическим, так и практическим значением его темы «Организация системы методической работы с педагогическими кадрами в условиях реализации ФГОС».
Цель исследования: Изучить особенности организации системы методической работы с педагогическими кадрами образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Объектом исследования является методическая работа с педагогическими кадрами в образовательном учреждении.
Предметом исследования является соответственно организация системы методической работы с педагогическими кадрами образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС.
Задачи исследования: В соответствии с целью исследования определены его конкретные задачи:
- Изучить теоретические основы построения системы методической работы.
- Рассмотреть изменения в системе методической работы в связи с реализацией ФГОС нового поколения
- Изучить кадровый потенциал профессиональной среды ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего (полного) общего образования» в условиях реализации ФГОС нового поколения.
- Усовершенствовать модель организации методической работы с педагогическими кадрами ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего (полного) общего образования» в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Гипотеза исследования: Исходя из цели, объекта, предмета, задач и темы исследования можно выдвинуть следующую гипотезу – при правильно организованном процессе методической работы должна совершенствоваться система работы учителя в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Методологическую основу исследования составляют:
– гуманистический подход к личности, рассматривающий человека как высшую ценность общества и самоцель общественного развития;
– демократизация образования;
– целостный системный подход к педагогическому процессу, отражающий взаимообусловленность явления и процессов, единство теории, эксперимента и практики;
– принципы вариативности образования, единства, взаимосвязи и взаимодействия объективного и субъективного, традиционного и инновационного, логического и исторического подходов к изучению вопроса системы методической работы, ее современного состояния и перспектив развития.
При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:
- анализ существующей методической литературы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
- обобщение и синтез точек зрения, представленных в методической литературе (метод научного синтеза и обобщения).
Новизна исследования состоит в том, что экспериментально полученные результаты в своей совокупности содержат изучение подходов к разработке методической модели, способствующей развитию кадрового потенциала профессиональной среды ОУ в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных положений и выводов выпускной квалификационной работы при освоении (разработке и апробации) и внедрении ФГОС нового поколения с четким и внятным представлением о результате;
разработке методических и управленческих подходов в условиях реализации ФГОС нового поколения в работе с педагогическими кадрами;
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы построения системы методической работы с педагогическими кадрами образовательного учреждения
1.1. Принципы построения системы методической работы с педагогическими кадрами
Качество педагогической деятельности педагога – это интегративная характеристика, отражающая способность педагога компетентно и эффективно осуществлять функции педагогической деятельности.
Одним из основных каналов повышения качества педагогической и управленческой деятельности является система методической работы. Методическая работа в образовательных учреждениях представляет собой часть системы непрерывного образования руководящих и педагогических кадров учреждений.
Администрации образовательного учреждения необходимо создавать условия для регулярного профессионального общения педагогов в общеобразовательном учреждении и ставить перед ними реальные и практические задачи, которые требуют совместной деятельности.
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки и ценного педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, система взаимосвязанных действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, на достижение нового качества образования.
Методическая работа в образовательном учреждении представляет собой часть системы непрерывного образования педагогических и руководящих кадров учреждения образования.
Методическая работа в образовательном учреждении представляет собой систему взаимодействующих структур, участников, условий и процессов, а также направлений, принципов, функций, форм, приемов, методов, мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства, компетентности и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, и в конечном итоге – на повышение качества образования в конкретном учреждении.
Как любая человеческая деятельность методическая работа должна иметь свои цели и задачи. В работах разных авторов встречаются различные трактовки целей и задач методической работы.
Симонов В.П. утверждает, что главная цель методической работы - это непрерывное совершенствование квалификации преподавателя, непрерывное содействие его эрудиции и компетенции в области определенной науки (учебного предмета) и методики его проведения.
Итак, целью методической работы в образовательном учреждении является создание условий для непрерывного профессионального образования педагогических работников учреждения образования, для максимального удовлетворения их спроса на методические услуги через обучение, развитие, информирование, внедрение новшеств и элементов ценного опыта, а также для эффективной реализации государственной политики и повышения качества образования в рамках конкретного образовательного учреждения.
Основные задачи методической работы, которые выделяет Симонов В.П., заключаются в следующем:
- повышение профессионального и культурного уровня преподавателей;
- стимулирование его служебной и общественной активности;
- обновление и совершенствование знаний в области преподавания учебной дисциплины;
- совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов - новаторов и творчески работающих преподавателей;
- совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися;
- совершенствование деятельности по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы учащихся, как на занятиях, так и во внеучебное время;
- формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности;
- приобщение педагогов к исследовательской деятельности.
В работе Ручкиной А.С.: выделены следующие основные задачи методической работы:
- обеспечение оперативного информирования педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и зарубежном опыте, достижениях психолого-педагогических наук с целью внедрения в практику своей работы;
- систематическое, всестороннее изучение и анализ педагогической деятельности на основе диагностики;
- стимулирование и развитие творческого исследовательского подхода к учебно-воспитательному процессу, обеспечение постоянного роста профессионального мастерства через коллективную и индивидуальную деятельность;
- выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта в учебном заведении;
- организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров.
Ильенко Л.П.: выделяет следующие основные функции и задачи методической службы:
- изучение и творческое понимание всех нормативных программно- методических документов;
- активное внедрение и использование достижений и рекомендаций
психолого-педагогической науки;
- изучение и внедрение в практику достижений педагогов-новаторов;
- создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих традиции школы;
- диагностика и прогнозирование результатов учебно-воспитательного процесса;
- стимулирование инициативы и творчества членов педагогического коллектива и активизация его деятельности в исследовательской, поисковой работе;
- выявление и предупреждение недостатков, затруднений и перегрузки в работе педагогического коллектива;
- использование в учебно-воспитательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий;
- развитие мировоззрения, профессионально-ценностных и личностно- нравственных качеств педагогов.
Проанализировав все эти определения, можно сделать вывод, что основными задачами следует признать:
- информирование кадров;
- обучение;
- выявление, изучение, распространение опыта;
- методическое обеспечение;
- диагностика и прогнозирование учебно-воспитательного процесса.
Если задачи методической работы можно сформулировать достаточно точно, то с определением содержания часто возникают определенные трудности. Эти трудности определяются, в первую очередь, характеристиками объекта управления. Трудно отрицать тот факт, что учитель - стажер испытывает другие затруднения в процессе работы, чем учитель-методист.
Однако, необходимость методической учебы важна для всех групп учителей. Так же отличия в содержании методической работы определяются и уровнем развития всего педагогического коллектива.
Н.В.Немова выделяет несколько содержательных моментов методической работы в зависимости от ситуации и производственных задач:
- работа с молодыми специалистами;
- деятельность по адаптации педагогических кадров в новой школе;
- работа с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность;
- организация работы с кадрами по итогам аттестации;
- обучение при введении новых технологий и инноваций;
В соответствии с целями и задачами методической службы в ОУ можно выделить следующие направления деятельности:
- повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров;
- работа с молодыми и вновь прибывшими специалистами;
- научно-исследовательская работа;
- методическая работа.
Обновление образования требует и от педагогов, и от руководителей знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной обучающих систем и технологий; знания интерактивных форм и методов обучения; владения технологией целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной методической системы; развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной инновационной, педагогической и методической деятельности в целом.
Управление методической работой в образовательном учреждении включает в себя реализацию следующих функций:
- анализ осуществления методической и инновационной работы в ОУ;
- прогнозирование и планирование методической и инновационной работы;
- организация методической и инновационной деятельности в ОУ;
- контроль за осуществлением методической и инновационной работы;
- стимулирование участия работников ОУ в методической и инновационной деятельности;
- коррекция и координация процесса осуществления методической и инновационной деятельности в образовательном учреждении.
По отношению к педагогу методическая служба выполняет ряд функций:
- приобретение и закрепление статуса педагога;
- профессиональное самосохранение;
- повышение конкурентоспособности;
- профессиональное развитие;
- самореализация;
- решение профессиональных и личных проблем;
- удовлетворение от работы.
Следовательно, методическую работу можно представить как деятельность, с помощью которой педагогический коллектив имеет возможность привести систему своих образовательных услуг в соответствии с запросами общества.
Основная цель методической работы – способствовать предоставлению и развитию качественных образовательных услуг на основе эффективного взаимодействия субъектов образовательной деятельности с учетом сегодняшних потребностей заказчика и тенденций завтрашнего дня. Поэтому методическую работу в школе мы представляем как деятельность, с помощью которой педагогический коллектив приводит систему своих возможностей в соответствие с потребностями рынка образовательных услуг и запросами заказчика, как сегодняшних, так и с учетом тенденций их изменений в "зоне ближайшего развития" ОУ. На фоне возросшей потребности в совершенствовании образовательного процесса необходима серьезная психологическая, методическая, технологическая подготовка, которая возможна только в условиях системной деятельности методической службы.
1.2. Изменения в системе методической работы с педагогическими кадрами в условиях реализации ФГОС
Для обеспечения массового перехода школ на федеральные государственные стандарта общего образования необходима консолидация усилий, прежде всего педагогов и руководителей образовательного учреждения, чему призвана содействовать работа методической службы школы.
Основная цель методической работы - способствовать предоставлению и развитию качественных образовательных услуг на основе эффективного взаимодействия субъектов образовательной деятельности с учетом сегодняшних потребностей заказчика и тенденций завтрашнего дня. Поэтому методическую в школе мы представляем как деятельность, с помощью которой педагогический коллектив приводит систему своих возможностей в соответствие с потребностями рынка образовательных услуг и запросами заказчика, как сегодняшним, так и с учетом тенденций их изменений в «зоне ближайшего развития» ОУ. На фоне возросшей потребности в совершенствовании образовательного процесса необходима серьезная психологическая, методическая, технологическая подготовка, которая возможна только в условиях системной деятельности методической службы. Таким образом, методическая служба в условиях введения и реализации ФГОС является связующим звеном между управлением и образовательным процессом, реализующим основную образовательную программу школы и обеспечивающим результаты образовательной деятельности.
Цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС может быть сформулирована следующим образом: обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога. Признаками такой готовности являются: освоение учителем системы ценностей современного образования и положительная динамика его способности эффективно использовать учебно-методические и информационно-методические ресурсы, т.е. овладение и использование педагогом технологий системно-деятельностного подхода, ставшего основным на современном этапе развития образования.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях введения новых образовательных стандартов выстраивается в соответствии с принципами:
- принцип «зоны ближайшего развития»(обоснован Л.С. Выготским для обучения детей). В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности.
При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога сугубо индивидуальна.
Реализация данного принципа предполагает:
- изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога при внедрении ФГОС;
- актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем);
- определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;
- составление программы профессионального роста педагога;
- систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их корректировку.
Принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствовании. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Реализация данного принципа предполагает:
- систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку профессионального роста педагогов и педагогических коллективов;
- оказание помощи педагогу, педагогическому коллективу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег;
- определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей;
- разработку положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов;
- поддержку, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием.
Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы предполагает, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп.
Реализация данного принципа предусматривает:
- изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов, их классификацию и определение наиболее распространенных, типичных запросов педагогов;
- определение востребованной тематики и соответственно различных групповых форм методической работы;
- предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы;
- возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации.
- Принцип непрерывности и преемственности предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению ФГОС.
Этот принцип означает:
- обеспечение целостности, систематичности методической деятельности в ОУ;
- координацию, согласованность деятельности всех субъектов внедрения ФГОС;
- сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;
- учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста,
- выбор форм и методов методической работы, обеспечивающий развитие творческих способностей и предусматривающий большую самостоятельность и ответственность педагога.
Мы выяснили, что методическая работа в образовательном учреждении представляет собой систему взаимодействующих структур, участников, условий и процессов, а также направлений, принципов, функций, форм, приемов, методов, мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства, компетентности и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, и в конечном итоге – на повышение качества образования в конкретном учреждении.
Любая система – это комплекс взаимосвязанных элементов, которые обладают такими свойствами, как целенаправленность, целостность. Всякая система открыта, т. е. связана с другими системными и несистемными объектами, и является частью системы более высокого порядка. Система методической работы в учебном заведении – это часть системы работы с педагогическими кадрами, часть системы управления работой классного руководителя, часть системы повышения профессионализма, непрерывной учебы классного руководителя.
Выбирая вариант методической работы, зам. директора по воспитательной работе должен учитывать:
- задачи, поставленные перед педагогами;
- количественный и качественный состав педагогического коллектива;
- результаты изучения личности и деятельности классных руководителей , особенно их трудности;
- качественный и количественный анализ текущих, конечных результатов воспитательной работы;
- особенности содержания методической работы;
- традиции учебного заведения; сравнительную эффективность различных форм методической работы;
- меру в использовании тех или иных направлений, содержания, форм, приемов методической работы;
- особенности конкретной ситуации, сложившейся в учебном заведении (наличие молодых классных руководителей и т. д.);
- наличие времени для осуществления намеченной методической работы (возможное сокращение количества мероприятий, перенос по времени и т. д.)
- материальные, морально-психологические и др. условия; имеющиеся в конкретный момент реальные возможности привлекать классных руководителей к организации методической работы, быть руководителем МО, входить в состав творческой группы и т. д.
Необходимые условия для методической работы: организационно-педагогические (свободное время, скоординированность деятельности), морально-психологические, санитарно-гигиенические.
Т.о., задачи методической работы в условиях внедрения ФГОС могут быть сформулированы следующим образом:
- выявить затруднения, потребности и образовательные запросы учителей;
- обеспечить каждого учителя необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами;
- создать мотивационные условия, благоприятные для профессионального развития и решения задач внедрения ФГОС;
- организовать работу проектных (проблемных) групп для решения новых задач профессиональной деятельности;
- обеспечить реализацию индивидуальных программ профессионального роста каждого педагога, включая самообразование и обучение непосредственно на рабочем месте;
- выявить, проанализировать и обеспечить тиражирование наиболее ценного опыта работы учителей по реализации новых образовательных целей в условиях внедрения стандартов.
При разработке модели методической работы необходимо:
- определить направления методической работы на основании выделенных групп педагогов и их наиболее типичных затруднений;
- определить полный состав действий, необходимых для реализации задач по каждому направлению;
- согласовать по срокам связи между направлениями, тем самым обеспечить их координацию;
- распределить действия по каждому направлению во времени;
- сформировать планы-графики реализации каждого направления.
Таким образом, методическая служба и в условиях внедрения и реализации ФГОС является связующим звеном между управлением и образовательным процессом, реализующим основную образовательную программу школы и обеспечивающим результаты образовательной деятельности.
Выводы по главе 1:
В первой главе рассмотрены теоретические основы построения методической работы с педагогическими кадрами образовательного учреждения. В первом параграфе первой главы рассмотрены принципы построения системы методической работы с педагогическими кадрами. Во втором параграфе рассмотрены изменения в системе методической работы с педагогическими кадрами в условиях реализации ФГОС.
Администрации образовательного учреждения необходимо создавать условия для регулярного профессионального общения педагогов в общеобразовательном учреждении и ставить перед ними реальные и практические задачи, которые требуют совместной деятельности.
Для обеспечения массового перехода школ на федеральные государственные стандарта общего образования необходима консолидация усилий, прежде всего педагогов и руководителей образовательного учреждения, чему призвана содействовать работа методической службы школы.
Таким образом, методическая служба и в условиях внедрения и реализации ФГОС является связующим звеном между управлением и образовательным процессом, реализующим основную образовательную программу школы и обеспечивающим результаты образовательной деятельности.
Глава 2.Организация системы методической работы с педагогическими кадрами в
МБОУ « Центр образования №23 »
2.1.Изучение кадрового потенциала профессиональной среды МБОУ
« Центр образования №23 » в условиях реализации ФГОС нового поколения
Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.
Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта считается ведущим и системообразующим. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации и операционализации — в планируемые результаты.
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования — преемственность и развитие.
Требования к условиям реализации ООП представлены пятью компонентами: информационно-методическим, материально-техническим, финансово-экономическим, кадровым и психолого-педагогическим обеспечением. Добавлен только последний компонент, остальные составляющие аналогичны стандарту начального образования, однако в каждом компоненте есть новые позиции. Так, кадровые условия приведены в соответствие с новым порядком аттестации педагогических работников: соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям, устанавливается при их аттестации. Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет.
Прежде всего, необходим новый подход к системе повышения квалификации учителя (об этом в последнее время очень много говорится). Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение.
В 2011 - 2012 учебном году в школе был реализован комплексный проект введения ФГОС, цель которого – приведение образовательной системы школы в соответствие с требованиями ФГОС. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС – приоритетное направление развития школы и необходимое условие эффективности образовательного процесса. В рамках комплексного введения ФГОС в школе осуществлялся проект «Формирование готовности педагогов к введению ФГОС». Проект состоял из пяти этапов: информационно-аналитический, диагностический, этап планирования, основной, итоговый.
Задачи проекта «Формирование готовности педагогов к введению ФГОС»:
- определение степени готовности педагогов к введению ФГОС;
- составление перечня изменений, которые следует провести в системе методического сопровождения педагогов школы в связи с введением ФГОС;
- разработка программы методического сопровождения процесса введения ФГОС и программ саморазвития педагогов.
Информационно-аналитический этап проекта ставил своей целью первичную подготовку педагогов, входящих в рабочую группу по организации введения ФГОС: прохождение ими проблемных курсов, изучение тематической литературы, обсуждение первых выявленных проблем и противоречий.
На диагностическом этапе было проведено заседание МО начального образования школы, участники которого разработали критерии готовности учителей к введению ФГОС. Также всем учителям начальных классов на заседании МО было предложено заполнить диагностическую карту «Критерии готовности педагога к введению ФГОС» (приложение 1). Помимо учителей их готовность к введению ФГОС оценили представители администрации школы. Педагоги заполнили также анкету «Готовность к введению ФГОС» (приложение 2).
Диагностический этап не только выявил ряд трудностей, препятствующих эффективности процесса введения ФГОС в школе, но и явился сильным мотивирующим фактором для саморазвития учителей.
Кроме того, были выделены конкретные запросы педагогов по организации методической помощи.
Результаты диагностики готовности учителей начальных классов к введению ФГОС выявили:
- средний уровень когнитивной готовности педагогов по причине их поверхностного знакомства с новыми нормативными документами;
- средний уровень мотивации педагогов к введению ФГОС по причине предпочтения стереотипных стратегий деятельности;
- неадекватную самооценку педагогов по причине недостаточного уровня развития у них рефлексивных навыков.
В рамках реализации этапа планирования работы прошло заседание методического совета, целью которого было составление перечня изменений в образовательной системе школы, необходимых для успешного введения федеральных государственных образовательных стандартов, как в начальном, так и в среднем звене. Перечень изменений стал причиной корректировки программы методического сопровождения образовательного процесса, создания плана работы МО начальных классов на период введения ФГОС, а также планов саморазвития учителей, которые они составляли на основе примерного плана разработки программы саморазвития педагога.
Основной этап проекта включал в себя реализацию планов работы МО начальных классов и планов саморазвития педагогов. При составлении планов саморазвития обязательным мероприятием было проектирование рабочих программ учебных предметов в соответствии с ФГОС. Учителям было предложено воспользоваться планом разработки рабочей программы учебного предмета.
Итоговый этап работы в рамках проекта был посвящен повторной диагностике готовности педагогов начального звена к введению и реализации ФГОС, анализу итогов реализации ФГОС в 1-м классе.
Такой же проект «Формирование готовности педагогов к введению ФГОС» был запущен в 2013-2014 учебном году в основной школе, диагностический этап которого выявил следующие основные затруднения педагогических работников на этапе введения ФГОС:
- неполная готовность педагогов к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
- недостаточный опыт разработки разделов основной образовательной программы общего образования (базисного учебного плана, части, формируемой участниками образовательного процесса; программ отдельных учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности);
- принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
- недостаточный уровень психологической компетентности некоторых учителей начального и общего образования;
- упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
- сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы.
На основе выявленных затруднений была создана программа методического сопровождения введения ФГОС общего образования в МБОУ
« Центр образования №23 » (приложение 3.).
Целью программы является создание условий для формирования готовности педагогических кадров к работе в условиях реализации ФГОС общего образования».
Задачи программы:
- информирование педагогов об основных направлениях обновления содержания и организации образования в России и инновационных процессах в образовании;
- содействие осмыслению происходящих изменений и выработке собственного отношения к ним;
- систематизация представлений об условиях и способах повышения качества начального образования, реализация компетентностного подхода, развития личности обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья, развития их способностей, учебной деятельности и мотивации учения;
- ознакомление с современными технологиями и методиками начального обучения, в т.ч. с информационными, и использование их в работе педагогов школы;
- формирование умений проектирования и конструирования образовательного процесса в начальной. Основной средней школе в соответствии с современными требованиями;
- содействие развитию у педагогов навыков рефлексии собственной педагогической позиции, формированию ключевых профессиональных компетенций, профессионально-значимых личностных качеств, их культурной толерантности на основе мониторинга педагогических затруднений;
- формирование мотивации учителей к профессиональному росту, творческой деятельности, повышению общекультурного уровня, психолого-педагогической и методической компетентности.
Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационнообразовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Но ее конечный результат, мы уверены, принесет радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное — мы вырастим образованного и достойного человека.
Согласно плану методического сопровождения введения ФГОС НОО и ООО в течение 2010-2014 годов были проведены на должном уровне мероприятия, обеспечившие эффективное введение ФГОС.
В МБОУ « Центр образования №23 » сформировалась модель методической работы по сопровождению процесса введения и реализации ФГОС.
Педагоги школы принимают активное участие в работе районной проблемной группы по вопросам реализации ФГОС.
Также педагогические работники школы регулярно участвуют в районных семинарах-практикумах, которые организуются и проводятся муниципальным координационным советом по координации деятельности при введении и реализации ФГОС.
Также учителя школы участвуют в вебинарах, посещают краткосрочные курсы, семинары, изучают и используют на практике материалы по ФГОС.
Положительным фактом повышения уровня методической работы является стимулирование педагогов, когда наряду с моральными факторами поощрения практикуются материальные вознаграждения за конкретные результаты инновационной и методической деятельности: количество подготовленных методических разработок, открытых уроков, проведенных мастер-классов, участие в конкурсах и олимпиадах, привлечение к методической работе, распространение опыта.
Благодаря сложившейся системе методической работы имеются положительные результаты:
1. Педагоги школы регулярно повышают уровень своей профессиональной компетенции. Курсы повышения квалификации прошли – 100 % педагогов школы. В школе создана необходимая образовательная среда, в которой одни учителя получили необходимый им педагогический опыт, а другие - возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала.
2. Активно применяют инновационные технологии в своей педагогической деятельности.
3. Выросла активность педагогов, их стремление к творчеству, принимаем участие в конкурсах профессионального мастерства (конкурсы «Учитель года», конкурсы на лучшие методические разработки и др.).
4. Обучающиеся школы успешно выступают на различных исследовательских конкурсах и предметных олимпиадах.
Таким образом, создание и совершенствование в школе современного методического сопровождения, систематической помощи молодым специалистам, другим категориям педагогов, формирование нового типа учителя работает на предоставление качественных образовательных услуг, удовлетворение запросов участников образовательного процесса, а также на развитие школы, на её завтрашний день.
2.2.Совершенствование модели организации методической работы с педагогическими кадрами МБОУ « Центр образования №23 »
Методическая работа в МБОУ « Центр образования №23 » - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития потенциала и возможностей каждого обучающегося.
- Модернизация системы образования привела к пересмотру всех направлений деятельности школы, в том числе и методической службы. Сегодня методическая служба в школе – это своего рода сервисная служба, что более корректно отражает её назначение: работает на запрос и поддержку учителя, быть клиентоориентированной. Методическая служба имеет матричную структуру (таблица 1.)
- Таблица 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Матричная структура методической службы позволяет выделить «стержень сервиса» - предметно-методический, определяющий работу предметных методических объединений учителей.
- Сквозная поддержка педагогов через маркетинговый, мониторинговый сервисы, в свою очередь объединяет их единой технологической цепочкой, а также обеспечивает развитие основного процесса школы с опорой на маркетинговые исследования и данные мониторинга.
- Консалтинговый и библиотечно-методический сервисы позволяют с одной стороны, получить индивидуальную поддержку и помощь в режиме сопровождения и наставничества, с другой, воспользоваться образовательными ресурсами ОУ как системы управляемых знаний. Основные сервисы представлены в таблице 2.
- Таблица 2.
- Основные сервисы методической службы школы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
- Методическая работа осуществляется в соответствии с нормативно-правовой базой:
- приказ об организации методической работы в школе;
- положение о методическом совете школы;
- положение о методическом объединении учителей-предметников;
- положение о наставничестве;
- положение о творческой группе учителей (приложение).
- Работа школьной методической службы связана с созданием поля для профессионального роста учителей, с укреплением коллектива через развитие профессиональных и межличностных контактов. Сегодня востребован не просто учитель, а педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества учителя могут развиваться в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, при условии, если педагог учится искать свое профессиональное лицо. Поэтому методическая работа в школе выстраивается таким образом, чтобы каждый учитель видел проблемы своей школы, обеспечивал не только необходимый сегодня результат, но и мог стремиться к позитивной динамике его в будущем.
- Для обеспечения современного уровня профессиональной подготовки педагогов в рамках библиотечно-методического сервиса организуется работа по ознакомлению учителей с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, создаются условия для самообразования учителей. В целях оказания методической помощи учителям в школе регулярно проводятся теоретические семинары «Факультатив педагогу», семинары-практикумы, мастер-классы, организуется работа по усвоению знаний, умений, навыков педагогического самоанализа. На проводимых в школе творческих семинарах «Методика самоанализа» учителя знакомятся с разными оценочными вариантами методик, технологий изучения себя как личности и своей педагогической деятельности, а на практических занятиях вырабатывается алгоритм самоанализа урока. С самоанализа урока начинается совместная аналитическая деятельность заместителя директора школы и учителя. В результате такого взаимодействия у учителя формируется творческое отношение к своему труду.
- В условиях перепроектирования оргструктуры управления педагоги стали проводить малые педагогические советы, где обсуждаются вопросы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Учителя сами определяют проблему, тему, готовят и проводят данное мероприятие, определяют запрос на следующий педагогический совет, т.е. выступают руководителями мини-проектов, а заместитель директора в роли координатора. Таким образом, реализуется потребность в горизонтальном карьерном росте учителя, возможность получения одобрения со стороны коллег, признания администрации, педагоги реализуют потребность в самоактуализации, ставят перед собой новые задачи, делают шаги для воплощения профессиональных и личных планов, формируется субъектная позиция у большей части педагогов. Решения малых педагогических советов иногда становятся темой для проведения общешкольного педагогического совета.
- Педагогический совет определяет основную стратегию развития методической деятельности, а в период между работой педагогического совета методическое сопровождение учителя осуществляет методический совет школы, который координирует деятельность методических объединений и творческих групп учителей по реализации проектов, внедрению современных образовательных технологий, работу по анализу рабочих программ, организует деятельность по развитию профессионального мастерства педагогов, пропаганде актуального педагогического опыта.
- Особое внимание методические объединения уделяет формированию умения учителя освоить систему обратной связи, работать над исправлением замеченных недостатков. Групповая форма работа учителей-предметников обеспечивает эффективное обсуждение уроков, анализ результатов деятельности. В рамках обмена опытом в школе проходят методические дни. План проведения их таков: сообщение по теме методического дня, посещение открытых уроков и их обсуждение – это один из путей создания в школе творческого микроклимата, побуждающего каждого к профессиональному росту. Сохранив в своей модели методические объединения учителей-предметников (чье функционирование достаточно отработано), педагоги стали искать и другие формы для содружества и сотворчества учителей, развивая, таким образом, и горизонтальные, и вертикальные связи. Это творческие группы учителей, участвующие в реализации проектов, занимающиеся внедрением в практику современных приёмов и методов работы, освоением новых педагогических технологий. Такие объединения позволяют педагогам выйти за рамки предметных объединений, создают условия для ознакомления и обмена наработанными технологиями обучения. Сегодня учителями школы применяются технологии: «Дебаты», «Портфолио», «Метод учебного проекта», «Деятельностный метод обучения», «Педагогическая мастерская», «Обучение в сотрудничестве», «Исследовательские методы», «ИК-технологии», «Здоровьесберегающие технологии», «Лекционно-семинарско-зачетная система обучения», «Коллективные способы обучения».
- Жизненной необходимостью стала информатизация образовательной среды школы, где созданы условия для развития педагогов, учащихся и родителей информационной культуры, создания единого информационного образовательного пространства школы: сайт школы, электронный журнал, электронный дневник, электронная библиотека. Электронный документооборот стал основой управленческой деятельности. Таким образом, использование новых технологий в образовательном процессе позволяет учителю обновлять и дифференцировать содержание учебного материала, обеспечить реальные возможности обучения учащихся с разными потребностями и интересами, развивать ключевые компетенции ученика и учителя в рамках реализации ФГОС. Это даёт возможность постепенного перехода к выработке индивидуального образовательного маршрута учащегося и способствует его жизненному самоопределению.
Предлагаемая модель методической деятельности предполагает создание среды, т.е. оптимальных условий для развития личности и профессионализма каждого отдельного учителя на основе его индивидуальных особенностей и образовательных потребностей. Индивидуальный подход к учителю в процессе повышения уровня его компетентности способствует раскрытию потенциальных сил, возможностей, способностей и строится на сочетании принципов:
1. ориентация на достижение "зоны ближайшего развития" каждого педагога;
2. сочетания индивидуальных и групповых форм деятельности с педагогами как основы профессионального диалога;
3. использование методов стимулирования их творческого роста;
4. непрерывность и преемственность методической деятельности (т.е. внедрение новых форм и сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы)
Направлениями методической деятельности в условиях введения и реализации ФГОС являются:
1. Внедрение требований ФГОС в практику школы.
2. Анализ и обобщение педагогического опыта в решении проблем введения ФГОС.
3. Текущая методическая помощь.
В системе непрерывного образования на базе школы в условиях введения и реализации ФГОС педагогический совет становится системообразующим центром исследовательской деятельности педагогического коллектива. Цель педсовета - исследования – развить умения педагогов анализировать, осмысливать, проектировать образовательную деятельность. Результатом работы учителей в процессе подготовки и проведения такого педсовета предполагается достижение нового уровня готовности каждого педагога к проектированию самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Также в школе действует методический совет, который реализует задачи методической работы, поставленные на текущий год, участвует в составлении и утверждении плана методической работы школы.
Методическая работа отличается разнообразием форм и методов ее организации. Участники МО знакомятся с нормативно-методическим обеспечением образовательного процесса; проводят теоретические и практические семинары по использованию современных образовательных технологий, открытые уроки, внеклассные мероприятия с использованием информационно-коммуникативных технологий; обучаются проектированию рабочих программ; знакомятся с новой системой учебно-методических комплектов; оказывают консультативную помощь; организуют конкурсы различной направленности, спортивные мероприятия, встречи на природе.
Таким образом, создание и совершенствование в школе современного методического сопровождения, систематической помощи молодым специалистам, другим категориям педагогов, формирование нового типа учителя работает на предоставление качественных образовательных услуг, удовлетворение запросов участников образовательного процесса, а также на развитие школы, на её завтрашний день.
Выводы по главе 2:
Во второй главе рассматриваются вопросы организации системы методической работы с педагогическими кадрами в МБОУ «Центр образования №23 ». В первом параграфе главы исследуется кадровый потенциал профессиональной среды МБОУ « Центр образования №23 » в условиях реализации ФГОС нового поколения.
- О совершенствовании модели организации методической работы с педагогическими кадрами МБОУ « Центр образования №23 » идет речь во втором параграфе главы.
- Предлагаемая модель методической деятельности предполагает создание среды, т.е. оптимальных условий для развития личности и профессионализма каждого отдельного учителя на основе его индивидуальных особенностей и образовательных потребностей. Индивидуальный подход к учителю в процессе повышения уровня его компетентности способствует раскрытию потенциальных сил, возможностей, способностей.
- Заключение
В представленном дипломном исследовании рассмотрены теоретические основы построения методической работы с педагогическими кадрами образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС, определены основные принципы методической работы с педагогическими кадрами:
- ориентация на достижение "зоны ближайшего развития" каждого педагога;
- сочетания индивидуальных и групповых форм деятельности с педагогами как основы профессионального диалога;
- использование методов стимулирования их творческого роста;
- непрерывность и преемственность методической деятельности
- Исходя из проведенного исследования, можно утверждать, что усовершенствование методической работы МБОУ « Центр образования №23 » связано с созданием поля для профессионального роста учителей, с укреплением коллектива через развитие профессиональных и межличностных контактов. Сегодня востребован не просто учитель, а педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества учителя могут развиваться в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, при условии, если педагог учится искать свое профессиональное лицо. Поэтому методическая работа в школе выстраивается таким образом, чтобы каждый учитель видел проблемы своей школы, обеспечивал не только необходимый сегодня результат, но и мог стремиться к позитивной динамике его в будущем.
Таким образом, создание и совершенствование в школе современного методического сопровождения, систематической помощи молодым специалистам, другим категориям педагогов, формирование нового типа учителя работает на предоставление качественных образовательных услуг, удовлетворение запросов участников образовательного процесса, а также на развитие школы, на её завтрашний день.
- ЛИТЕРАТУРА
- Еременкова Т.Ю. Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта // Справочник заместителя директора школы. – 2012. – №2. – С.6-8.
- Максимова С.А., Целикова В.В. Универсальные профессиональные компетенции педагога // Справочник заместителя директора школы. – 2012. – №2. – С.9-14.
- Плетнева О.В. Проектирование методической работы в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС// научно-методический журнал «Методист» №6, 2011.
- Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2010.
- Стебловская Л.С., Евсюкова Е.В., Шиянова И.В. Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС // Справочник заместителя директора школы. – 2013. – №5. – С.58-70.
- Сыромятникова Л.М., Методическая работа в школе. // Настольная книга завуча. – 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Диагностическая карта
«Критерии готовности педагога к введению ФГОС»
Уважаемые педагоги, просим вас заполнить диагностическую карту. Отметьте знаком «+» те критерии готовности к введению ФГОС, которые вам соответствуют.
Критерий | Само оценка педагога | Оценка эксперта |
Когнитивный аспект | ||
Знание роли и значения введения ФГОС в современной школе |
|
|
Знание основных документов, связанных с введением ФГОС: | ||
• Национальная инициатива «Наша новая школа», утв. Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271; |
|
|
• ФГОС, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» |
|
|
Знание особенностей технологии деятельностного подхода в образовании |
|
|
Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС |
|
|
Мотивационный аспект | ||
Понимание значения ФГОС для современного образования |
|
|
Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС |
|
|
Активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС |
|
|
Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем |
|
|
Настойчивость в преодолении затруднений |
|
|
Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения научно-методической компетенции учителя |
|
|
Личностный аспект | ||
Умение выстраивать субъект-субъектные отношения |
|
|
Демократический стиль общения с обучающимися |
|
|
Индивидуальный подход к обучающимся |
|
|
Толерантность |
|
|
Технологический аспект | ||
Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем: | ||
• элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера; |
|
|
• элементов развивающего характера; |
|
|
• проблемы (противоречий); |
|
|
• возможности организовать учебное исследование; |
|
|
• вариативности |
|
|
Умение работать над формированием компонентов учебной деятельности: | ||
• целеполагания; |
|
|
• контроля и оценки; |
|
|
• учебного интереса; |
|
|
• содержательной рефлексии |
|
|
Умение организовать учебное исследование |
|
|
Умение организовать проектную деятельность обучающихся |
|
|
Умение предоставлять самостоятельность обучающимся |
|
|
Умение использовать разные формы организации деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная) |
|
|
Умение работать с ошибками учеников |
|
|
Умение предоставлять выбор обучающимся (выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т. д.) |
|
|
Умение включать обучающихся в учебный диалог (полилог) |
|
|
Анализ результатов диагностики
Обработка результатов диагностики осуществляется по двум направлением:
- определение готовности педагогов к введению ФГОС на основе их самооценки (наиболее ярко отражает уровень когнитивной и мотивационной готовности педагогов);
- сравнительный анализ ответов педагогов и экспертов, выявление адекватности самооценки педагогов (наиболее ярко отражает уровень развития рефлексивных навыков педагогов).
По итогам диагностики целесообразно разработать систему выявления уровня готовности педагогов к введению ФГОС по тому или иному аспекту. Например, соответствие педагога пяти критериям когнитивного аспекта свидетельствует о высоком уровне когнитивной готовности педагогов к введению ФГОС, трем – среднем, менее одного – низком. При этом учитывается уровень адекватности самооценки педагога, который определяется совпадением отметок учителя и эксперта.
Приложение 2
Анкета для педагога
«Готовность к введению ФГОС»
Уважаемые педагоги! Просим вас принять участие в анкетировании по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС). Выберите один из предложенных вариантов ответа на вопрос или запишите свой ответ.
1. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на развитии и образовательных результатах обучающихся?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
2. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
3. Как вы считаете, какие положительные изменения произойдут в образовательных учреждениях с введением ФГОС?
4. Сформулируйте основные отличия ФГОС (стандарт 2-го поколения) от федерального компонента государственного стандарта общего образования (стандарт 1-го поколения).
5. Перечислите основные требования к рабочим программам учебных предметов (курсов).
6. Как бы вы определили роль участников образовательного процесса при организации перехода на ФГОС?
7. По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС?
8. На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
9. Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС, вы испытываете?
10. Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить?
11. На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Приложение 3
Программа методического сопровождения введения
ФГОС общего образования МБОУ «Центр образования №23 »
Проблемное поле (основные затруднения педагогических работников на этапе введения ФГОС):
- неполная готовность педагогов к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
- недостаточный опыт разработки разделов основной образовательной программы общего образования (базисного учебного плана, части, формируемой участниками образовательного процесса; программ отдельных учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности);
- принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
- недостаточный уровень психологической компетентности некоторых учителей начального и общего образования;
- упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
- сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы.
Целью программы является создание условий для формирования готовности педагогических кадров к работе в условиях реализации ФГОС общего образования».
Задачи программы:
- информирование педагогов об основных направлениях обновления содержания и организации образования в России и инновационных процессах в образовании;
- содействие осмыслению происходящих изменений и выработке собственного отношения к ним;
- систематизация представлений об условиях и способах повышения качества начального образования, реализация компетентностного подхода, развития личности обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья, развития их способностей, учебной деятельности и мотивации учения;
- ознакомление с современными технологиями и методиками начального обучения, в т.ч. с информационными, и использование их в работе педагогов школы;
- формирование умений проектирования и конструирования образовательного процесса в начальной. Основной средней школе в соответствии с современными требованиями;
- содействие развитию у педагогов навыков рефлексии собственной педагогической позиции, формированию ключевых профессиональных компетенций, профессионально-значимых личностных качеств, их культурной толерантности на основе мониторинга педагогических затруднений;
- формирование мотивации учителей к профессиональному росту, творческой деятельности, повышению общекультурного уровня, психолого-педагогической и методической компетентности.
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
| ||
Мониторинг педагогических затруднений педагогов в организации деятельности согласно ФГОС | октябрь | Мониторинговый сервис |
Организация и проведение инструктивно-методических совещаний и обучающих семинаров по вопросам введения ФГОС. Обмен между педагогами района и республики опытом внедрения ФГОС | В течение года | Предметно-педагогический, библиотечно-методический сервис |
Организация участия педагогических работников в районных, республиканских мероприятиях, посвященных вопросам введения ФГОС | В течении года | Консалтинговый |
Организация круглого стола по теме «Опыт работы по ФГОС»: проблемы, перспективы» | Май | Заместители директора, предметно-педагогический сервис |
Организация индивидуального и тематического консультирования педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения работы по ФГОС | По индивидуальному запросу | Педагог-психолог |
Организация работы по изучению и использованию методических рекомендаций:
| В течение года | Предметно-педагогический, библиотечно-методический сервис |
Отслеживание готовности педагогов к работе по ФГОС через программу электронного мониторинга | В течение года | Заместители директора, мониторинговый сервис |
| ||
Обновление на сайте школы информации о ходе работы по ФГОС | В течение года | Предметно-педагогический, библиотечно-методический сервис |
Проведение общественного обсуждения хода внедрения ФГОС
| В течение года | Директор, предметно-педагогический, библиотечно-методический сервис |
Создание и регулярное пополнение базы данных о финансовых, материально-технических, кадровых, научно-методических ресурсах | Июнь-август | Мониторинговый |
Пополнение электронной базы нормативных документов, методических рекомендаций по введению ФГОС | В течение года | Предметно-педагогический, библиотечно-методический сервис |
Пополнение банка контрольно-измерительных материалов для оценки процесса и результатов освоения ООП ООО | В течение года | Маркетинговый, консалтинговый, предметно-методический |
| ||
Обеспечение прохождения курсов повышения квалификации членами творческих групп | По плану | Консалтинговый |
Участие учителей в постоянно действующих обучающих семинарах-практикумах: | Постоянно | Заместители директора, предметно-педагогический, библиотечно-методический сервис |
Участие в НПК разных уровней по вопросам реализации ФГОС | По плану | консалтинговый, предметно-методический |
| ||
Экспертиза рабочих программ по учебным предметам | Август | Заместители директора, предметно |
Экспертиза рабочих программ по внеурочной деятельности | Август | Заместители директора, предметно |
Мониторинг введения ФГОС | Декабрь | Мониторинговый |
Подготовка отчетных и аналитических материалов по введению ФГОС | Июнь | Заместители директора, маркетинговый |
Изучение состояния преподавания учебных предметов | В течение года | Заместители директора, предметно-педагогический |
Анализ удовлетворенности родителей качеством образовательной подготовки | Май | Маркетинговый |
Мониторинг здоровья обучающихся | Сентябрь-май | Мониторинговый |
Анализ результатов образования в условиях реализации ФГОС | Май | Мониторинговый |
Мониторинг сформированности УУД | Май | Мониторинговый |
| ||
Разработка ООП ООО | Июнь-август | Заместители директора, предметно-педагогический |
Разработка учебного плана | Июнь-август | Заместители директора, предметно-педагогический |
Разработка программы внеурочной работы | Июнь-август | Заместители директора, предметно-педагогический |
Разработка методических рекомендаций «Организация развивающей образовательной среды ОУ в условиях реализации ФГОС» | До мая | Заместители директора, предметно-педагогический |