Состояние монотонии, механизм развития, влияние на деятельность
Скука и связанное с ней состояние монотонии является по своим характеристикам противоположным состоянию эмоционального напряжения. Она часто встречается на производстве в учебной деятельности, в учебно-музыкальной и спортивно-тренировочной деятельности, да и просто в обычной жизни, так называемая «монотония быта». Опасность монотонности заключается в снижении внимания к процессу производства, быстрой утомляемости и снижении интереса к трудовому процессу, что влияет на безопасность труда в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostoyanie_monotonii.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
В психологической литературе одно из первых упоминаний о состоянии монотонии встречается в работе Г. Мюнстерберга (1912 г.). Изучением этого состояния интересуются физиологи, психологи, социологи. И это не случайно. Монотонность влияет на эффективность деятельности, настроение человека, на его развитие как личности. Канадский ученый В. Герон, изучавший влияние монотонной окружающей обстановки на психику и деятельность человека, пришел к выводу о необходимости постоянного изменения сенсорного окружения человека для его нормального существования. Даже животные инстинктивно избегают монотонной обстановки. Крыса, например, предпочитает использовать в лабиринте различные пути к пище, а не один и тот же, она стремится покинуть пространство, в котором провела много времени, и активно ищет новые или менее изученные участки. Это свидетельствует о том, что стремление к разнообразию впечатлений является важнейшей биологической потребностью.
Скука и связанное с ней состояние монотонии является по своим характеристикам противоположным состоянию эмоционального напряжения. Она часто встречается на производстве в учебной деятельности, в учебно-музыкальной и спортивно-тренировочной деятельности, да и просто в обычной жизни, так называемая «монотония быта». Опасность монотонности заключается в снижении внимания к процессу производства, быстрой утомляемости и снижении интереса к трудовому процессу, что влияет на безопасность труда в целом.
1. Состояние монотонии
Психологическое объяснение состояния монотонии, данное Е.П. Ильиным, звучит как: «состояние монотонии является по своим характеристикам противоположным состоянию напряжения. Состояние монотонии рассматривается мною как эмоциональное, а именно - как операциональное состояние» [3].
В отечественной литературе наиболее четко взгляд на монотонию как на операциональное состояние изложен М. И. Виноградовым и 3. М. Золиной. Их объяснение основывается на предположении И. П. Павлова, что «воздействие на одни и те же клетки длительно действующего раздражителя приводит к их быстрому истощению, к развитию запредельного охранительного торможения, которое иррадиирует по коре головного мозга и проявляется в фазах парабиоза» [4].
Психологическое объяснение состояния монотонии, данное Бартенверфером, состоит в том, что: «монотонная работа приводит к сужению объема внимания, нервному истощению и вследствие этого снижению психической активности мозга. По существу, это понимание состояния монотонии как психического утомления» [3].
В литературе первой половины XX в. существует неоднозначность понимания терминов «монотонность» и «монотония». Многие авторы под монотонностью понимают возникающее при однообразной деятельности состояние и заменяют этим термином понятие «скука». Другие называют монотонностью продолжительное и неприятное однообразие деятельности. В этом случае монотонность характеризует работу, а не состояние человека. Наконец, некоторые авторы характеризуют однообразие работы понятием «монотония». Как отмечал Е.П. Ильин: «Я считаю обоснованным использование В. Г. Асеевым (1974) термина «монотонность» только для обозначения характера труда, окружающей человека обстановки, а для возникающего при однообразной обстановке состояния - термина "монотония"»[4].
Н. Д. Левитов разделяет переживание монотонии и скуки на том основании, что первая возникает при однообразной работе, а вторая может возникнуть и при разнообразной, но неинтересной работе. Это деление спорно. Скука может быть следствием как объективного и субъективного однообразия (однообразия впечатлений), так и потери интереса к работе. Состояние монотонии характеризуется не развитием запредельного торможения в двигательных центрах, а возникновением «эмоционально-мотивационного вакуума» при однообразии рабочих операций или при редких сенсорных стимулах, когда работа перестает занимать работающего и привлекать его внимание, т. е. становится для него неинтересной.
Все авторы, занимающиеся проблемой монотонии, согласны в том, что это состояние является следствием однообразной деятельности (монотонности). Вопрос только в том, какую деятельность следует считать однообразной.
В ряде исследований, проведенных во Франции и США, было показано возникновение у водителей грузовиков дальнего следования галлюцинаций. После нескольких часов пути они начинают видеть различные образы, например больших красных пауков на смотровом стекле, несуществующих животных, перебегающих дорогу, и т. п. Об аналогичных явлениях у летчиков во время длительных ночных полетов сообщают Л. П. Гримак и В. А. Пономаренко (1971). Летчики перестают ощущать себя управляющим самолетом, видят себя вне кабины самолета, свободно плывущими в пространстве. Через несколько секунд они вздрагивали, приходили в себя и хватались за рычаги управления.
Итак, именно однообразие впечатлений и служит той побудительной причиной, которая вызывает состояние монотонии.
2. Механизмы развития
В.И. Рождественская и И.А. Левочкина (1972) связывают монотонию с развитием угасательного торможения. Но конкретная причина развития именно этого вида торможения авторами не обсуждается. Между тем его возникновение можно объяснить феноменом привыкания (адаптации) к одному и тому же раздражителю, которое приводит к ослаблению воздействия этих раздражителей. Однако влияние привыкания на кору головного мозга осуществляется не прямо, а опосредованно, через ретикулярную формацию. Будучи местом конвергенции сенсорных путей, ретикулярная формация получает от всех афферентных путей потоки импульсов, которые здесь перерабатываются, суммируются и по неспецифическим афферентным путям передаются дальше в кору головного мозга.
Следует отметить, что в центральной нервной системе имеются специальные нейроны, обнаруживающие свойства угасания реакций, или привыкания. Они расположены и в коре головного мозга. Но больше всего этих «нейронов новизны» именно в ретикулярной формации. Показано, что большинство клеток ретикулярной формации обладают свойством быстрого привыкания к повторной стимуляции. Таким образом, имеется целый комплекс фактов, дающих основание связывать возникновение торможения (снижение уровня активации) корковых центров с уменьшением реактивности неспецифических структур ретикулярной формации и, как следствие, уменьшением ее активирующего влияния на кору головного мозга.
При исследовании механизмов развития монотонии во главу угла можно ставить субъективные переживания человека - апатию, скуку, эти непременные спутники однообразной работы. А они возникают как следствие потери интереса к работе при однообразии сенсорных воздействий, т.е. снижения силы мотива, превращения его из положительного в отрицательный, в желание прекратить работу.
Как уже говорилось, в первых работах по изучению состояния монотонии оно рассматривалось авторами как состояние психического утомления. Однако некоторые наблюдения позволили ряду авторов разделить эти состояния. Так. Г. Верной писал, что чувство монотонности иногда не зависит от усталости и что монотония и утомление - два разных состояния. «Одна мысль о предстоящей монотонной работе приводит уже к ощущению монотонности, которое, таким образом, следует рассматривать как явление психологического характера и которое не обязательно связано с утомлением умственных центров» [1].
Необходимость отличать состояние, вызываемое однообразием деятельности, от утомления подчеркивал Н. Д. Левитов. Справедливость такого разделения была подтверждена в исследованиях Н П. Фетискина, Н. Е. Высотской. Если при монотонии увеличивается время только сложной сенсомоторной реакции, а время простой реакции либо остается неизменным, либо даже уменьшается, то при утомлении увеличивается время и той и другой реакции. Если при монотонии сдвиг в сторону торможения наблюдается только по «внешнему» балансу, а во «внутреннем» балансе наблюдается сдвиг в сторону возбуждения, то при утомлении сдвиги в сторону торможения имеются в обоих балансах. При монотонии частота сердечных сокращений снижается, а при утомлении она увеличивается. При монотонии происходит снижение энерготрат, при утомлении же энерготраты возрастают. Увеличение темпа работы при монотонии приводит к улучшению самочувствия, уменьшению скуки, а при утомлении оно лишь усугубляет отрицательные сдвиги, в том числе и чувство усталости. Наконец, состояние монотонии предшествует утомлению, но утомление может возникнуть и без состояния монотонии.
Необходимо также отличать состояние монотонности от психической насыщенности. Психическая насыщенность вызывает волнение, нервозность, беспокойство; монотонность, напротив, сопровождается полусонным состоянием, сопровождающимся снижением психической активности и скукой. Психическая насыщенность вызывается главным образом повторением деятельности, а для появления монотонности необходимы и другие объективные данные (бедность раздражителей, однообразие их, ограниченность поля наблюдения и т. д.).
Следующим важным вопросом является выяснение изменений, происходящих в человеческой психике вследствие монотонности. Суммируя уже упоминавшиеся симптомы, можно отметить прежде всего субъективное влияние монотонности, имеющее характер переживания; чувства усталости, сонливости, испорченность настроения (в разной степени), скука, нейтральное отношение и т.д.
Самым спорным является вопрос об индивидуальных различиях в сопротивляемости монотонности. Экстравертированная личность может противостоять монотонности в меньшей мере чем интравертированная. Между интеллектом и чувствительностью к монотонности не было установлено корреляции.
И последний, разбираемый в связи с состоянием монотонии, вопрос: «Как же монотония влияет на деятельность?».
3. Влияние на деятельность
В настоящее время различные виды монотонных работ разделяются на две основные категории:
1. Монотонность действия, или монотонность первого вида, при которой состояние монотонии возникает в связи с выполнением однообразных рабочих действий и частым их повторением.
2. Монотонность обстановки ожидания, или монотонность второго вида, при которой состояние монотонии возникает в связи с воздействием однообразных факторов окружающей рабочей обстановки и дефицита поступающей информации («сенсорный голод»), а также вследствие пассивного наблюдения и контроля за автоматизированным процессом.
При первой категории монотонных работ степень выраженности состояния монотонии зависит от следующих факторов трудового процесса: количества однообразно повторяющихся действий в единицу времени, продолжительности отдельных рабочих операций, степени сложности выполняемых операций, принудительного ритма и темпа, величины и интенсивности мышечных нагрузок и т.д. При этом, чем меньше количество элементов в однообразно повторяющихся рабочих операциях и чем эти операции короче, тем монотоннее труд. Кроме того, чем более просты по содержанию отдельные элементы операций и все операции в целом, тем в большей степени развивается состояние монотонии.
При второй категории монотонных работ, основу которых составляет малая величина информационной нагрузки, определяющими являются следующие факторы: малый объем полезной информации о ходе технологического процесса в единицу времени, небольшая степень ответственности за принимаемое решение, ограниченность поля наблюдения оператора, небольшое количество объектов наблюдения и активных действий оператора в единицу времени, бедность внешних раздражителей и др. При этом, чем меньше объем информации воспринимает оператор в единицу времени и чем менее она содержательна и важна, тем в большей степени развивается состояние монотонии. Имеют значение также наличие и продолжительность интервалов, в течение которых полезная информация не поступает. Чем продолжительнее такие интервалы, тем монотоннее труд.
Степень влияния монотонных трудовых процессов на психофизиологическое состояния работника во многом определяется его индивидуальными особенностями и зависит от типа нервной системы, темперамента, свойств личности и др. При одинаковом уровне квалификации далеко не все лица одинаково устойчивы к действию фактора монотонности. Известно, в частности, что существуют люди монотонофилы и монотонофобы. По мнению некоторых исследователей, молодые люди (от 20 лет) более чувствительны к монотонности труда, чем люди более старшего возраста.
В процессе исследований также установлено, что людей, отличающихся большой устойчивостью к монотонии характеризует определенный типологический комплекс. Как правило, это люди со слабой нервной системой относительно процесса возбуждения, с более инертными нервными процессами. Устойчивость к монотонии соседствует также с низкой экстраверсией, замкнутостью, низким уровнем нейротизма, высокой эмоциональность и низкой тревожностью. Люди менее устойчивые к монотонии, как правило работники с более сильной нервной системой, с высокой подвижностью нервных процессов, общительные, сангвинического характера, эмоционально менее устойчивые, с высокой тревожностью (высокий уровень нейротизма).
Таким образом, среди прочих факторов психические особенности личности, несомненно, имеют важное значение при характеристике степени влияния монотонного труда на развитие симптомокомплекса, характеризующего состояние монотонии.
Важным является вопрос о методах борьбы с монотонией.
М.И. Виноградов предлагает следующие пять мероприятии или путей борьбы с монотонностью вообще, а при поточном производстве в особенности:
1. Объединение чрезмерно простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию.
2. Периодическую смену операций, выполняемых каждым рабочим, т. е. совмещение операций.
3. Периодические изменения ритма работы.
4. Введение дополнительного перерыва.
5. Введение посторонних раздражителей (функциональная музыка).
Несколько по-иному, можно сказать более «психологично», видит пути предупреждения и преодоления монотонности в работе Н. Д Левитов.
1. При выполнении однообразной работы необходимо проникнуться сознанием ее необходимости, в таком случае повышается роль мотивов, стимулов в работе. Большое значение имеют также результаты работы. Чем яснее и отчетливее человек видит на каждом этапе работы ее результаты, тем больше он заинтересовывается своей работой и тем меньше переживает состояние «монотонности».
2. Нужно стремиться отыскивать интересное в однообразной работе.
3. Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы иметь возможность отвлекаться, например думать о чем-нибудь интересном. Этот путь, правда, допустим лишь при однообразных и очень простых работах.
4. Можно создать внешние условия, ослабляющие впечатление однообразия работы. В некоторых случаях, например, достаточно перенести работу из закрытого помещения на свежий воздух, чтобы она переживалась как менее однообразная.
5. Введение функциональной музыки.
Все эти приемы и другие позволяют отодвинуть наступление монотонии.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о трудности нахождения единых для всех видов деятельности критериев утомления. Правильнее будет искать их для конкретных видов деятельности, опираясь на анализ их специфических условий.
Другим важным фактором, влияющим на утомление, является отношение людей к выполняемой работе. В пределах одного и того же вида деятельности динамика изменения функциональных состояний нервной системы может быть различной в зависимости от наличия интереса у человека к работе, от его добросовестности и ответственности за ее результаты. Так, при напряженной умственной работе КЧМ может не только не снижаться, но даже повышаться у лиц, переживших в процессе работы сильное эмоциональное возбуждение или относящихся к работе с большим интересом и увлечением.
Влияния отношения субъекта к деятельности можно избежать, только применяя такие показатели, регистрация которых не связана с его активным участием. Но, по-видимому, совершенно избежать влияния субъективных отношений к процессу работы невозможно. Эта важная сторона проблемы утомления требует специальных исследований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время не раз доказано, что биологический (психофизиологический) фактор играет важную роль в профессиональной деятельности человека. Сейчас необходимо выяснить другой вопрос: в каком соотношении находится социальное и биологическое в каждом конкретном случае. Как известно, формирование и развитие человека происходит в результате сложного взаимодействия природных и социальных систем, воздействие которых неравнозначно и противоречиво. «В связи с этим роль типологических особенностей может быть в том или ином действии и поступке велика, а в других случаях - незначительна» [2].
Основной смысл изучения закономерностей связей типологических особенностей проявления свойств нервной системы с другими факторами, влияющими на эффективность деятельности, заключается в возможности прогнозирования. «Можно предсказать с определенной вероятностью, как человек поведет себя в той или иной ситуации, какие способности у него выражены больше, а какие - меньше, какой стиль деятельности ему более подходит и т.д.» [1].
При этом важно помнить, что типологические особенности выступают лишь как один из факторов успеха, облегчают его достижение, но не гарантируют его. И было бы ошибкой считать, что людям с «нетипичной» для данного вида деятельности типологией дорога к успеху заказана.
Таким образом, учет всех отмеченных выше закономерностей есть необходимое звено научной организации трудовой деятельности и предупреждения производственного травматизма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Хрестоматия по инженерной психологии : учебное пособие / Сост. Б.А. Душков и др. - М. : Высшая школа, 1991. - 287с.
2. Дубовый Л.М., Макаров Ю.А. Лекции по психологии труда, учебное пособие - Пенза, Издательство ПГПУ им. В.Г. Белинского, - 2000. - 168 с.
3. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека : учебное пособие - СПб. : Питер, 2005. - 412 с: ил.
4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства : учебное пособие - СПб. : Питер, 2001. - 752 с: ил.