Адаптированная образовательная программа для детей - инвалидов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью по обучению чтению 6 класс (индивидуальное обучение)

Вершинина  Ирина  Александровна.

Данная прогамма составлена на основе "Программы воспитания и обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью" (часть 2) Т.Б. Башировой ИПКРО Иркутск 2011год. Рабочая программа может помочь педагогам при создании АООАП, а  так же использаватьсяч в рабете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

адаптированная основная образовательная

программа для детей умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

 по чтению  

6 класс

Пояснительная записка.

Адаптированная образовательная рабочая программа  для детей-инвалидов с тяжёлой   умственной отсталостью  составлена на основе:

1.  Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова,    ИИПКРО Иркутск – 2011 год.

2.РУП для образовательных учреждений Иркутской области, реализация программы начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на2011 – 2012, 2012 -2013 учебный год

Обучение чтению осуществляется на основе отдельно подобранного материала для чтения.

           Рабочая программа по чтению предназначена для обучающихся по АООП для детей с тяжёлой   умственной отсталостью, направлена на коррекцию высших психических функций учащихся.  Входит в образовательную область – филология.

Цель: осуществление умственного и речевого развития.

Задачи:

-  обучение основам знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала;

-  овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса

- развитие логического мышления, умение работать с книгой, с совершенствование навыков чтения.

Срок реализации данной программы 1 год.

Основные принципы отбора материала:

Содержание обучения чтению детей с тяжёлой умственной отсталостью строится на новых принципах, основными из которых являются:

-  коммуникативный подход, направлен на развитие контекстной речи;

-  развитие устной речи;

-  предметно-практическая направленность, связано с другими учебными предметами.

-  последовательность изучения материала (от простого к сложному).

- программа определяет оптимальный объём знаний и умений по чтению, который доступен детям с умеренной умственной отсталостью.

-  коррекционная направленность обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Предполагаемые результаты.

Ожидаемые результаты рассматриваются с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. Возможные предметные результаты должны отражать:

  1. развитие речи как средства общения
  2. понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
  3.  овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными, качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями
  4. понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, других графических знаков;
  5. чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова: узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий; использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
  6.  развитие осмысленного чтения, целыми словами, вслух и про себя,
  7. отвечать на вопросы полным ответом, ориентируясь на иллюстрации,
  8. ориентироваться в тексте, делить текст на части с помощью учителя.

Оценка знаний учащихся.

При оценивании уровня знаний ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности, адекватного  структуре их дефекта.

Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).

Не оценивать

Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.

3

Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого, по подражанию или по образцу..

4

Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).

5

Инструментарий для оценивания:

-  устные ответы,

- умение ориентироваться в тексте,

- пересказ небольших рассказов,

- чтение стихов наизусть.

Общая характеристика учебного предмета.

        Рабочая программа по чтению предназначена для обучающихся по АООП для детей с тяжёлой   умственной отсталостью, направлена на коррекцию высших психических функций учащихся.  Входит в образовательную область – филология.

Цель изучения данного предмета: развитие речи учащихся и их мышления посредством чтения литературных произведений.

Задачи:

-  формирование на доступном уровне простейших навыков чтения,

-  формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач), доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с педагогами.

- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (графических изображений).

-  умение пользоваться доступными средствами коммуникации

-  обучение чтению в доступных ребенку пределах,

-  формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

-  развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;

- развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения

- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)

- отрабатывать умения выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц; описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста, составлять характеристики героев с помощью учителя.

- развивать устную речь (умения высказывать свою мысль, связно передать содержание и т. п.).

- развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства (в произведениях учащиеся должны научиться видеть красивое и безобразное; борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости; различать тружеников и бездельников; защитников Отечества и его врагов и т. п.).

- развивать мыслительную деятельность, устранять затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений, выделение в тексте непонятных слов и выражений, умение пользоваться подстрочным словарем; подбор слов со сходными и противоположными значениями, объяснение слов с помощью учителя, данных в переносном значении и т. п- развивать и корректировать память и логическое мышление.

- вырабатывать жизненно необходимые речевые навыки.

- воспитывать интерес к чтению и формировать любовь к художественному слову, русской и современной литературе, устному народному творчеству.

- воспитывать морально-этические и нравственные качества личности на примере героев произведений (воспитание честности, чести и достоинства, сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости, мужества, смелости и др.).

Технологии обучения чтению.

При обучении используются следующие методы обучения учащихся глубокой умственной отсталостью на уроках чтения: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).

-  индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения, занимательные задания, загадки, кроссворды.

-  игровые упражнения на активизацию речевого аппарата ( скороговорки, чистоговорки)

-   действия по образцу, по словесной инструкции,

- предварительное рассматривание картин, самостоятельное называние, показывание изображённых предметов

-  чтение вслух, сопряжённое чтение,

- просмотр мультфильмов,

-  рисование картинок к прочитанному тексту.

Методы обучения чтению:

-  образец чтения,

-  сопряжённое чтение,

- чтение по ролям,.

Применяются типы уроков.

-  урок первоначального изучения материала;

-  урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-  урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

        

Преподавание уроков чтения тесно связано развитием речи – дети узнают о природных явлениях, изменениях в живой и неживой природе, изобразительной деятельностью -  дети рисуют картинки к прочитанным произведениям.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

        Предмет «Чтение» входит в образовательную область – филология.

Изучение предмета ведётся по урочной системе.  1 час в неделю по 40 минут , 35часов в год.

Содержание тем учебного курса.

  1. Чтение слов сходных по звучанию  8 часов

2  Чтение текстов, статей из  журналов.  (27 часов)

        Требования к знаниям и умениям обучающегося после 6  года обучения :

-  различать и читать слова сходные по звучанию,

- сознательно и правильно читать текст целыми словами без искажения слогового состава,

- трудные по смыслу и слоговой структуре слова читать по  слогам,

- отвечать на вопросы по прочитанному,

- высказывать свое отношение к поступку  героя, событию,

- пересказывать содержание прочитанного по вопросам,

- выборочно читать простые по содержанию тексты,

- устно составлять небольшие рассказы на темы, близкие интересам учащихся,

- знать наизусть  2 – 3 стихотворения

                        Формы контроля:

-  устный опрос,

-  самостоятельное чтение,

- умение ориентироваться в тексте,

- чтение наизусть.

- пересказ текста по вопросам.

Календарно – тематическое планирование уроков чтения

для детей с тяжёлой умственной отсталостью  

6 класс индивидуальное обучение на дому

В неделю - 1 час, 35 часов в год .

Тема урока

Кол – во часов

Контроль знаний

Практические работы

Дополнительный материал

Календарные сроки

план

факт

1

Раздел 1. Чтение слов сходных по звучанию (8 часов)

1.1

Чтение подписей к картинкам

2

Букварь стр. 24 – 29

набор картинок с подписями

07.09.15

16.09.15

1.2

Чтение слов - подписей

2

соотнесение картинки и подписи

уч. стр. 8 - 9 набор картинок с подписями

23.09.15

30.09.15

1.3

Чтение двусловных предложений

4

соотнесение картинки и подписи

Букварь стр. 31 - 41

05.10.15

12.10.15

19.10.15

26.10.15

2

Раздел 2. Чтение текстов, статей из  журналов.  (27 часов)

2.1

Чтение текстов к картинкам с повторяющимися словами

4

сопряжённое чтение

Букварь стр. 41 - 49

09.11.15

16.11.15

23.11.15

30.11.15

2.2

Чтение текстов из 2 – 3 предложений к картинкам

3

сопряжённое чтение, повтор слов

Букварь стр. 51 -  54

07.12.15

14.12.15

21.12.15

2.3

Чтение подписей – заданий к картинкам

1

разбор прослушанных и прочитанных заданий

Журнал «Непоседа»

11.01.16

2.4

Чтение «Кошка и мышка»

1

сопряжённое чтение

уч. чтение стр.12

18.01.16

2.5

Чтение «В лесу»

1

сопряжённое чтение,

разбор текста, соотнесение с картинкой

уч. чтение стр.13

25.01.16

2.6

Слушание сказки  «Лиса и тетерев»

1

разбор по картинкам

уч. чтение стр. 42

01.02.16

2.7

Чтение «Наш Сад»

1

слушание, сопряжённое чтение,

разбор текста, соотнесение с картинкой

уч. чтение стр. 16

08.02.16

2.8

Т. Сапгир «Ёж и ёлка»

1

слушание, сопряжённое чтение,

разбор текста, соотнесение с картинкой

уч. чтение стр. 14

11.02.16

2.9

Чтение «папы»

1

слушание, сопряжённое чтение,

разбор текста, соотнесение с картинкой

Букварь стр. 55

17.02.16

2.10

Чтение «Повар»

1

слушание, сопряжённое чтение,

разбор текста, соотнесение с картинкой

Букварь стр. 56

24.02.16

2.11

Чтение четверостиший

1

журнал «Непоседа»

29.02.16

2.12

Чтение «Покупки»

1

слушание, сопряжённое чтение,

разбор текста, соотнесение с картинкой

Букварь стр. 58

03.03.16

2.13

Сказка «Заяц и белка»

1

слушание, сопряжённое чтение,

разбор текста, соотнесение с картинкой

уч. чтение стр. 54

09.03.16

2.14

Чтение «Строители»

1

слушание, сопряжённое чтение,

разбор текста, соотнесение с картинкой

Букварь стр. 59

14.03.16

2.15

Чтение «Сказки»

1

слушание, сопряжённое чтение,

разбор текста, соотнесение с картинкой

Букварь стр.65

17.03.16

2.16

Тише, мыши!

1

слушание, сопряжённое чтение,

разбор текста, соотнесение с картинкой

уч. чтение стр.50

23.03.16

2.17

Чтение четверостиший

1

журнал «Непоседа»

06.05.16

2.18

Сказка «Ёж»

1

слушание, сопряжённое чтение,

разбор текста, соотнесение с картинкой

уч. чтение стр.. 56

13.04.16

2.19

Чтение «В зоопарке»

1

слушание, сопряжённое чтение,

разбор текста, соотнесение с картинкой

Букварь стр. 66

20.04.16

2.20

Сказка «почему кот моется после еды»

1

слушание, сопряжённое чтение,

разбор текста, соотнесение с картинкой

уч. чтение стр. 90

27.04.16

2.21

Чтение «Виталик»

1

слушание, сопряжённое чтение,

разбор текста, соотнесение с картинкой

Букварь стр. 68

05.05.16

2.22

Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

1

слушание, сопряжённое чтение,

разбор текста, соотнесение с картинкой

уч. чтение стр.104

18.05.15

Итого 35 часов.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1.  Учебник В.В. Воронковой «Чтение» 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Гуманитарный образовательный центр «Владос»
  2. Инструкции к электрочайнику, электроутюгу, фену, электроплитке, отпаривателю.
  3. Статьи из журналов « Непоседа», «Мурзилка»,  «Юный натуралист», газет.
  4. Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова,    ИИПКРО Иркутск – 2011 год.
  5. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2003.
  6. Карточки индивидуальной работы, тесты, перфокарты.
  7. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшин «Букварь», Москва,»Просвещение».
  8. Иллюстрации  к произведениям.