Адаптированная образовательная программа для детей - инвалидов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью по обучению чтению 6 класс (индивидуальное обучение)
Данная прогамма составлена на основе "Программы воспитания и обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью" (часть 2) Т.Б. Башировой ИПКРО Иркутск 2011год. Рабочая программа может помочь педагогам при создании АООАП, а так же использаватьсяч в рабете.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
адаптированная основная образовательная
программа для детей умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
по чтению
6 класс
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная рабочая программа для детей-инвалидов с тяжёлой умственной отсталостью составлена на основе:
1. Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова, ИИПКРО Иркутск – 2011 год.
2.РУП для образовательных учреждений Иркутской области, реализация программы начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на2011 – 2012, 2012 -2013 учебный год
Обучение чтению осуществляется на основе отдельно подобранного материала для чтения.
Рабочая программа по чтению предназначена для обучающихся по АООП для детей с тяжёлой умственной отсталостью, направлена на коррекцию высших психических функций учащихся. Входит в образовательную область – филология.
Цель: осуществление умственного и речевого развития.
Задачи:
- обучение основам знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала;
- овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса
- развитие логического мышления, умение работать с книгой, с совершенствование навыков чтения.
Срок реализации данной программы 1 год.
Основные принципы отбора материала:
Содержание обучения чтению детей с тяжёлой умственной отсталостью строится на новых принципах, основными из которых являются:
- коммуникативный подход, направлен на развитие контекстной речи;
- развитие устной речи;
- предметно-практическая направленность, связано с другими учебными предметами.
- последовательность изучения материала (от простого к сложному).
- программа определяет оптимальный объём знаний и умений по чтению, который доступен детям с умеренной умственной отсталостью.
- коррекционная направленность обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Предполагаемые результаты.
Ожидаемые результаты рассматриваются с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. Возможные предметные результаты должны отражать:
- развитие речи как средства общения
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
- овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными, качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями
- понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, других графических знаков;
- чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова: узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий; использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
- развитие осмысленного чтения, целыми словами, вслух и про себя,
- отвечать на вопросы полным ответом, ориентируясь на иллюстрации,
- ориентироваться в тексте, делить текст на части с помощью учителя.
Оценка знаний учащихся.
При оценивании уровня знаний ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности, адекватного структуре их дефекта.
Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним). | Не оценивать |
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого. | 3 |
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого, по подражанию или по образцу.. | 4 |
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально). | 5 |
Инструментарий для оценивания:
- устные ответы,
- умение ориентироваться в тексте,
- пересказ небольших рассказов,
- чтение стихов наизусть.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа по чтению предназначена для обучающихся по АООП для детей с тяжёлой умственной отсталостью, направлена на коррекцию высших психических функций учащихся. Входит в образовательную область – филология.
Цель изучения данного предмета: развитие речи учащихся и их мышления посредством чтения литературных произведений.
Задачи:
- формирование на доступном уровне простейших навыков чтения,
- формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач), доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с педагогами.
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (графических изображений).
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации
- обучение чтению в доступных ребенку пределах,
- формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
- развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
- развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
- отрабатывать умения выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц; описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста, составлять характеристики героев с помощью учителя.
- развивать устную речь (умения высказывать свою мысль, связно передать содержание и т. п.).
- развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства (в произведениях учащиеся должны научиться видеть красивое и безобразное; борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости; различать тружеников и бездельников; защитников Отечества и его врагов и т. п.).
- развивать мыслительную деятельность, устранять затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений, выделение в тексте непонятных слов и выражений, умение пользоваться подстрочным словарем; подбор слов со сходными и противоположными значениями, объяснение слов с помощью учителя, данных в переносном значении и т. п- развивать и корректировать память и логическое мышление.
- вырабатывать жизненно необходимые речевые навыки.
- воспитывать интерес к чтению и формировать любовь к художественному слову, русской и современной литературе, устному народному творчеству.
- воспитывать морально-этические и нравственные качества личности на примере героев произведений (воспитание честности, чести и достоинства, сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости, мужества, смелости и др.).
Технологии обучения чтению.
При обучении используются следующие методы обучения учащихся глубокой умственной отсталостью на уроках чтения: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).
- индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения, занимательные задания, загадки, кроссворды.
- игровые упражнения на активизацию речевого аппарата ( скороговорки, чистоговорки)
- действия по образцу, по словесной инструкции,
- предварительное рассматривание картин, самостоятельное называние, показывание изображённых предметов
- чтение вслух, сопряжённое чтение,
- просмотр мультфильмов,
- рисование картинок к прочитанному тексту.
Методы обучения чтению:
- образец чтения,
- сопряжённое чтение,
- чтение по ролям,.
Применяются типы уроков.
- урок первоначального изучения материала;
- урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
Преподавание уроков чтения тесно связано развитием речи – дети узнают о природных явлениях, изменениях в живой и неживой природе, изобразительной деятельностью - дети рисуют картинки к прочитанным произведениям.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Предмет «Чтение» входит в образовательную область – филология.
Изучение предмета ведётся по урочной системе. 1 час в неделю по 40 минут , 35часов в год.
Содержание тем учебного курса.
- Чтение слов сходных по звучанию 8 часов
2 Чтение текстов, статей из журналов. (27 часов)
Требования к знаниям и умениям обучающегося после 6 года обучения :
- различать и читать слова сходные по звучанию,
- сознательно и правильно читать текст целыми словами без искажения слогового состава,
- трудные по смыслу и слоговой структуре слова читать по слогам,
- отвечать на вопросы по прочитанному,
- высказывать свое отношение к поступку героя, событию,
- пересказывать содержание прочитанного по вопросам,
- выборочно читать простые по содержанию тексты,
- устно составлять небольшие рассказы на темы, близкие интересам учащихся,
- знать наизусть 2 – 3 стихотворения
Формы контроля:
- устный опрос,
- самостоятельное чтение,
- умение ориентироваться в тексте,
- чтение наизусть.
- пересказ текста по вопросам.
Календарно – тематическое планирование уроков чтения
для детей с тяжёлой умственной отсталостью
6 класс индивидуальное обучение на дому
В неделю - 1 час, 35 часов в год .
№ | Тема урока | Кол – во часов | Контроль знаний Практические работы | Дополнительный материал | Календарные сроки | ||
план | факт | ||||||
1 | Раздел 1. Чтение слов сходных по звучанию (8 часов) | ||||||
1.1 | Чтение подписей к картинкам | 2 | Букварь стр. 24 – 29 набор картинок с подписями | 07.09.15 16.09.15 | |||
1.2 | Чтение слов - подписей | 2 | соотнесение картинки и подписи | уч. стр. 8 - 9 набор картинок с подписями | 23.09.15 30.09.15 | ||
1.3 | Чтение двусловных предложений | 4 | соотнесение картинки и подписи | Букварь стр. 31 - 41 | 05.10.15 12.10.15 19.10.15 26.10.15 | ||
2 | Раздел 2. Чтение текстов, статей из журналов. (27 часов) | ||||||
2.1 | Чтение текстов к картинкам с повторяющимися словами | 4 | сопряжённое чтение | Букварь стр. 41 - 49 | 09.11.15 16.11.15 23.11.15 30.11.15 | ||
2.2 | Чтение текстов из 2 – 3 предложений к картинкам | 3 | сопряжённое чтение, повтор слов | Букварь стр. 51 - 54 | 07.12.15 14.12.15 21.12.15 | ||
2.3 | Чтение подписей – заданий к картинкам | 1 | разбор прослушанных и прочитанных заданий | Журнал «Непоседа» | 11.01.16 | ||
2.4 | Чтение «Кошка и мышка» | 1 | сопряжённое чтение | уч. чтение стр.12 | 18.01.16 | ||
2.5 | Чтение «В лесу» | 1 | сопряжённое чтение, разбор текста, соотнесение с картинкой | уч. чтение стр.13 | 25.01.16 | ||
2.6 | Слушание сказки «Лиса и тетерев» | 1 | разбор по картинкам | уч. чтение стр. 42 | 01.02.16 | ||
2.7 | Чтение «Наш Сад» | 1 | слушание, сопряжённое чтение, разбор текста, соотнесение с картинкой | уч. чтение стр. 16 | 08.02.16 | ||
2.8 | Т. Сапгир «Ёж и ёлка» | 1 | слушание, сопряжённое чтение, разбор текста, соотнесение с картинкой | уч. чтение стр. 14 | 11.02.16 | ||
2.9 | Чтение «папы» | 1 | слушание, сопряжённое чтение, разбор текста, соотнесение с картинкой | Букварь стр. 55 | 17.02.16 | ||
2.10 | Чтение «Повар» | 1 | слушание, сопряжённое чтение, разбор текста, соотнесение с картинкой | Букварь стр. 56 | 24.02.16 | ||
2.11 | Чтение четверостиший | 1 | журнал «Непоседа» | 29.02.16 | |||
2.12 | Чтение «Покупки» | 1 | слушание, сопряжённое чтение, разбор текста, соотнесение с картинкой | Букварь стр. 58 | 03.03.16 | ||
2.13 | Сказка «Заяц и белка» | 1 | слушание, сопряжённое чтение, разбор текста, соотнесение с картинкой | уч. чтение стр. 54 | 09.03.16 | ||
2.14 | Чтение «Строители» | 1 | слушание, сопряжённое чтение, разбор текста, соотнесение с картинкой | Букварь стр. 59 | 14.03.16 | ||
2.15 | Чтение «Сказки» | 1 | слушание, сопряжённое чтение, разбор текста, соотнесение с картинкой | Букварь стр.65 | 17.03.16 | ||
2.16 | Тише, мыши! | 1 | слушание, сопряжённое чтение, разбор текста, соотнесение с картинкой | уч. чтение стр.50 | 23.03.16 | ||
2.17 | Чтение четверостиший | 1 | журнал «Непоседа» | 06.05.16 | |||
2.18 | Сказка «Ёж» | 1 | слушание, сопряжённое чтение, разбор текста, соотнесение с картинкой | уч. чтение стр.. 56 | 13.04.16 | ||
2.19 | Чтение «В зоопарке» | 1 | слушание, сопряжённое чтение, разбор текста, соотнесение с картинкой | Букварь стр. 66 | 20.04.16 | ||
2.20 | Сказка «почему кот моется после еды» | 1 | слушание, сопряжённое чтение, разбор текста, соотнесение с картинкой | уч. чтение стр. 90 | 27.04.16 | ||
2.21 | Чтение «Виталик» | 1 | слушание, сопряжённое чтение, разбор текста, соотнесение с картинкой | Букварь стр. 68 | 05.05.16 | ||
2.22 | Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» | 1 | слушание, сопряжённое чтение, разбор текста, соотнесение с картинкой | уч. чтение стр.104 | 18.05.15 |
Итого 35 часов.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Учебник В.В. Воронковой «Чтение» 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Гуманитарный образовательный центр «Владос»
- Инструкции к электрочайнику, электроутюгу, фену, электроплитке, отпаривателю.
- Статьи из журналов « Непоседа», «Мурзилка», «Юный натуралист», газет.
- Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова, ИИПКРО Иркутск – 2011 год.
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2003.
- Карточки индивидуальной работы, тесты, перфокарты.
- В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшин «Букварь», Москва,»Просвещение».
- Иллюстрации к произведениям.