Адаптированная образовательная программа для детей - инвалидов с умеренной умственной отсталостью по обучению письму 6 класс (индивидуальное обучение)
Данная программа разработана на основе "Программы воспитания и обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью" (часть 2) Т.Б.Башировой ИПКРО Иркутск 2011 год. будет полезна педагогам работающим с детьми с тяжёлой умственной отсталостью длс создания АООП по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_po_pismu_dlya_detey-invalidov_s_umerennoy_umstvennoy_otstalostyu_1.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по письму 6 класс
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная рабочая программа для детей-инвалидов с умеренной и умственной отсталостью составлена на основе:
1. Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова, ИИПКРО Иркутск – 2011 год.
2.РУП для образовательных учреждений Иркутской области, реализация программы начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на2011 – 2012, 2012 -2013 учебный год
Обучение письму осуществляется на основе индивидуального специально подготовленного материала к урокам для индивидуальной работы ( так как учебники для детей с умеренной и тяжёлой умственной по данному предмету отсутствуют)
Рабочая программа по письму предназначена для обучающихся по АООП для детей с умеренной умственной отсталостью, направлена на коррекцию высших психических функций учащихся. Входит в образовательную область – филология.
Цель: формирование элементарных навыков письма в учебной деятельности, осуществление умственного и речевого развития.
Задачи:
- обучение основам знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся
- развитие логического мышления, умение работать с книгой, с совершенствование навыков письма.
Срок реализации данной программы 1 год.
Основные принципы отбора материала:
Содержание обучения и письму детей с умеренной умственной отсталостью строится на новых принципах основными из которых являются:
- коммуникативный подход, направлен на развитие контекстной речи;
- развитие устной и письменной речи;
- предметно-практическая направленность, связано с другими учебными предметами.
- систематичность и последовательность изучения материала (от простого к сложному).
- программа определяет оптимальный объём знаний и умений по письму, который доступен детям с умеренной умственной отсталостью.
- коррекционная направленность обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Предполагаемые результаты.
Ожидаемые результаты рассматриваются с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. Возможные предметные результаты должны отражать:
- развитие речи как средства общения
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
- овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными, качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями
- понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, других графических знаков;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий, компьютерного устройства,
- развитие предпосылок к осмысленному письму: узнавание и различение образов графем (букв); графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, слов.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления по письму:
- развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук,
- выполнять простые, доступные инструкции педагога;
- развитие фонематических процессов восприятия, памяти,
- различать, называть и показывать с помощью учителя гласные и согласные звуки и буквы;
- писать по карандашному образцу рука в руке элементы букв, буквы, слоги, двусложные слова.
- слушать небольшое по объему и простое для понимания произведение (рассказ, сказку, стихотворение);
Оценка знаний учащихся.
При оценивании уровня знаний ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности, адекватного структуре их дефекта.
Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним). | Не оценивать |
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого. | 3 |
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого, по подражанию или по образцу.. | 4 |
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально). | 5 |
Инструментарий для оценивания:
- написание кратких ответов,
- работа на карточках,
- контрольное списывание.
- диктанты (5 – 8 отдельных слов)
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа по письму предназначена для обучающихся по АООП для детей с тяжёлой умственной отсталостью, направлена на коррекцию высших психических функций учащихся. Входит в образовательную область – филология.
Цель изучения данного предмета:
Развитие устной и письменной речи, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков.
Задачи:
- формирование на доступном уровне навыков письма,
- формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач), доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с педагогами.
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (графических изображений).
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации
- формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова;
- копирование, написание слов и простых предложений;
- развитие предпосылок к осмысленному письму;
- овладение письмом на доступном уровне.
Технологии обучения письму.
При обучении используются следующие методы обучения учащихся умеренной умственной отсталостью на уроках письма: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).
- индивидуально – дифференцированный подход, практические упражнения: занимательные задания.
- игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»).
- действия по образцу, по словесной инструкции,
- предварительное рассматривание, соотнесение картинки и слова с помощью педагога, показывание,
- подготовительные объяснения, показ,
- использование разнообразных материалов: мел, карандаш, фломастеры и т.
Применяются типы уроков.
- урок первоначального изучения материала;
- урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
- повторительно-обобщающий урок;
Преподавание уроков письма тесно связано развитием речи – дети узнают о природных явлениях, изменениях в живой и неживой природе соотносят их с написанием слов, предложений, чтением – учащиеся читают (прослушивают) небольшие тексты для списывания, математика – написание чисел.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Предмет «Письмо» входит в образовательную область – филология.
Изучение предмета ведётся по урочной системе. 2 часа в неделю по 40 минут, 70 часов в год.
Содержание тем учебного курса.
Закрепление знаний, умений полученных в 5 классе (6 часов)
- списывание предложений с книги,
- написание первого слова в предложении с заглавной буквы,
- составление предложений на заданную тему.
Звуки и буквы 20 часов
- звуки и буквы
- повторение гласных и согласных звуков
- гласные звуки и буквы, написание
- согласные звуки и буквы, написание
- различение звонких и глухих согласных (б - п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с)
- сочетание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ
Слово 22 часа
- закрепление знаний о словах обозначающих название предметов, умение выделять в тексте слова отвечающие на вопрос «Кто это?» «Что это?» (с помощью учителя)
- имена собственные ( название городов, сёл, деревень, улиц), заглавная буква в названиях
- предлоги НА, В, с помощью учителя составлять словосочетания с предлогами, умение находить предлоги, писать их раздельно
Предложение 15 часов.
- упражнение в составлении предложений по вопросу, картине, опорным словам, на заданную тему, записывать их
- составление предложений из 3 слов данных в разбивку, с помощью учителя и их запись под диктовку
- завершение начатого предложения с помощью картинки, опорных слов, запись под диктовку
- написание бумаг – запись домашнего адреса и адреса школы, подписывание тетради, написание личных данных (фамилия, имя)
Повторение пройденного 7 часов.
Требования к знаниям и умениям обучающегося.
В итоге после седьмого года обучения учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по звуковому составу,
- различать звонкие и глухие согласные,
- узнавать имена собственные и писать их по правилу
- составлять словосочетания с предлогами В НА , писать их раздельно со словами,
- составлять предложения по вопросам и опорным словам,
-писать под диктовку простые слова и предложения,
- писать домашний адрес, подписывать тетрадь, написать своё имя и фамилию.
Формы контроля:
- устный опрос, беседа,
- выполнение работ на карточках,
- диктант (написание букв под диктовку, 2 – 3 простых предложения из 2 слов)
Календарно – тематическое планирование уроков письма
для детей с тяжёлой умственной отсталостью
6 класс индивидуальное обучение на дому
В неделю - 2 часа – письмо, 70 часов в год .
№ | Тема урока | Кол – во часов | Контроль знаний Практические работы | Дополнительный материал | Календарные сроки | |
план | факт | |||||
1 | Раздел 1. Закрепление знаний, умений полученных в 5 классе (6 часов) | |||||
1.1 | Предложение , правила написания предложений. | 1 | тексты из 4 – 5 предложений | 02.09.15 | ||
1.2 | Составление и написание предложений из слов | 2 | списывание предложения | наборы слов | 03.09.15 10.09.15 | |
1.3 | Составление предложений на заданную тему. | 2 | составить 2 предложения по картинке | сюжетные картинки | 14.09.15 17. 09.15 | |
1.4 | Проверочная работа | 1 | сюжетная картинка | 21. 09.15 | ||
Раздел 2. Звуки и буквы (20 часов) | ||||||
2.1 | Звуки и буквы | 1 | алфавит | 24. 09.15 | ||
2.2 | Гласные и согласные звуки | 1 | определение речевых и неречевых звуков | алфавит | 28. 09.15 | |
2.3 | Гласные звуки и буквы | 2 | соотнесение звука и буквы | гласные буквы | 30. 09.15 01.10.15 | |
2.4 | Согласные звуки и буквы | 3 | определение гласных звуков и обозначающих их букв | согласные буквы | 07.10.15 08.10.15 14.10.15 | |
2.5 | Звонкие и глухие согласные б - п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с | 6 | определение гласных и согласных звуков и обозначающих их букв | картинки с изображением предметов с парными согласными уч. стр. 60 - 73 | 15.10.15 21.10.15 22.10.15 28.10.15 29.10.15 11.11.15 | |
2.6 | Закрепление по теме «Звуки и буквы) | 1 | нахождение в слове предложенных букв | алфавит, предметные картинки уч. стр. 75 | 12.11.15 | |
2.7 | Сочетание «ЖИ – ШИ» | 1 | предложения со словами имеющими сочетание ЖИ – ШИ, | 18.11.15 | ||
2.8 | Сочетание «ЧА - ЩА» | 1 | написание жи - ши | предложения со словами имеющими сочетание ЧА – ЩА, | 19.11.15 | |
2.9 | Сочетание «ЧУ - ЩУ» | 1 | написание ча - ща | предложения со словами имеющими сочетание, ЧУ – ЩУ | 25.11.15 | |
2.10 | Закрепление написания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ | 2 | написание слов с сочетанием жи – ши, ча – ща, чу - щу | предложения со словами имеющими сочетание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ | 26.11.15 02.12.15 | |
2.11 | Контрольное списывание | 1 | предложения со словами имеющими сочетание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ | 03.12.15 | ||
Раздел 3. Слово. (22 часа) | ||||||
3.1 | Слова, обозначающие названия предметов | 2 | предметные картинки уч. стр. 92 - 93 | 09.12.15 10.12.15 | ||
3.2 | Слова отвечающие на вопрос Кто? | 2 | Самостоятельное выполнение заданий | предметные картинки уч. стр. 96 - 97 | 16.12.15 17.12.15 | |
3.3 | Слова отвечающие на вопрос Что? | 2 | предметные картинки | 23.12.15 24.12.15 | ||
3.4 | Закрепление по теме «Слова, обозначающие предмет» | 2 | предметные картинки уч. стр. 100 - 102 | 30.12.15 13.01.16 | ||
3.5 | Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных | 2 | Самостоятельное выполнение заданий | картинки с изображением людей, животных, птиц… уч. стр. 103 - 109 | 14.01.16 20.01.16 | |
3.6 | Большая буква в названиях городов ,сёл, деревень, улиц. | 2 | Самостоятельное выполнение заданий | картинки с изображением городов, сёл, карты. | 21.01.16 27.01.16 | |
3.7 | Закрепление по теме слова обозначающие предметы. | 2 | Самостоятельное выполнение заданий на бланке | Специально заготовленные задания на бланке | 28.01.16 01.02.16 | |
3.8 | Написание адреса (домашний, школы) | 2 | бланки для подписи адреса, конверты | 03.02.16 04.02.16 | ||
3.9 | Проверочная работа | 1 | Написание диктанта, выполнение практического задания. | 10.02.16 | ||
3.10 | Предлог НА, В | 2 | 15.02.16 18.02.16 | |||
3.11 | Составление словосочетаний и предложений с предлогами НА и В | 2 | сюжетные картинки | 22.02.16 25.02.16 | ||
3.12 | Проверочная работа | 1 | составление предложений | предметные картинки | 02.03.16 | |
4 | Раздел 4. Предложение (15 часов). | |||||
4.1 | Определение предложений в тексте | 1 | тексты | 07.03.16 | ||
4.2 | Составление предложений по предложенным, опорным словам, и их запись. | 2 | списывание предложений из текста | набор слов | 09.03.16 10.03.16 | |
4.3 | Составление предложений по картинке, и их запись. | 2 | Самостоятельное выполнение заданий | сюжетные картинки | 16.03.16 21.03.16 | |
4.4 | Составление предложений по вопросу, и их запись. | 3 | Самостоятельное выполнение заданий | сюжетные картинки | 24.03.16 04.04.16 06.04.16 | |
4.5 | Составление предложений на заданную тему, и их запись. | 3 | Самостоятельное выполнение заданий | сюжетные картинки | 07.04.16 11.04.16 14.04.16 | |
4.6 | Закрепление по теме предложение | 3 | Самостоятельное выполнение заданий | сюжетные картинки набор слов | 18.04.16 21.04.16 25.04.16 | |
4.7 | Проверочная работа по теме «Предложение» | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | 28.04.16 | ||
5 | Раздел 5. Повторение пройденного (7 часов). | |||||
5.1 | Звуки и буквы | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | алфавит | 04.05.16 | |
5.2 | Сочетание «ЖИ-ШИ», «ЧА-ЩА», «ЧУ-ЩУ» | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | предложения со словами имеющими сочетание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ | 05.05.16 | |
5.3 | Слова, обозначающие предмет | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | сюжетные картинки | 11.05.16 | |
5.4 | Предложение | 2 | Самостоятельное выполнение заданий | сюжетные картинки | 12.05.16 16.05.16 | |
5.5 | Проверочная работа | 1 | Написание диктанта, выполнение практического задания | 19.05.16 | ||
5.6 | Итоговый урок | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | 26.05.16 |
Итого 70 часов
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова, ИИПКРО Иркутск – 2011 год.
- Александрова Г.В. Занимательный русский язык. – СПб, Тригон, 1997.
- Волина В.В. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 1995
- Карточки индивидуальной работы, тесты, перфокарты.
- В.В. Воронкова «Русский язык» 2 класс Гуманитарный издательский центр «Владос»