Адаптированная образовательная программа для детей - инвалидов с умеренной умственной отсталостью по обучению счёту 6 класс (индивидуальное обучение)

Вершинина  Ирина  Александровна.

 Программа составлена на основе  "Программы  для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью" Т.Б.Баштровой Иркутск ИПКРО 2011г. данный материал будет полезен педагогам, работающим с детьми с умеренной и яжёлой умственной отсталостью, для разработки своих АООП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

адаптированная основная образовательная

программа для детей умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Счёт

6 класс

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

1. Адаптированной образовательной программы для детей-инвалидов с тяжёлой умственной отсталостью.

2.  Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова,    ИИПКРО Иркутск – 2011 год.

3.РУП для образовательных учреждений Иркутской области, реализация программы начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на2011 – 2012, 2012 -2013 учебный год

 Обучение счёту осуществляется на основе индивидуальных заданий.

         Рабочая программа по обучению счёту предназначена для обучающихся по АООП для детей с тяжёлой умственной отсталостью, направлена на коррекцию высших психических функций учащихся.  

Данный предмет входит в образовательную область «Математика».  В коррекционном обучении предусматривает раздел -  арифметика, элементарные представления о геометрических фигурах.

Цель предмета: 

- максимально возможная социализация детей с умеренной степенью умственной отсталости,

-  формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта,

-  овладение элементарными навыками счёта,
- дать учащимся доступные временные, количественные, пространственные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.

Задачи:

-  повышение уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств,

-  развитие речи учащихся, обогащение математической терминологией,

- воспитание целенаправленности, настойчивости, трудолюбия и самостоятельности, умение планировать и доводить начатое дело до конца.

        Срок реализации данной программы 1 год.

Основные принципы отбора материала:

-   счёт является одним из основных учебных предметов.

- обучение счёту носит предметно-практическую направленность, тесно связано с  жизнью учащихся, другими учебными предметами.

-  последовательность изучения материала (от простого к сложному).

- оптимальный объём знаний и умений по счёту, который доступен конкретному ребёнку

- коррекционная направленность обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

           В программу изучения включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, определяется учителем в объёме, который зависит от состояния знаний и умений учащихся, их готовности к знакомству с новыми темами.

Учитывая особенности детей с тяжёлой умственной отсталостью, программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала.

Учитывая особенности детей с умственной отсталостью, программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Для этого программа предполагает два уровня требований к знаниям и умения учащихся.

        Реализация программы рассчитана на 1 год обучения.  В соответствии с программой «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова,    ИИПКРО Иркутск – 2011 год.

Предполагаемые результаты.

        При наличии у ребёнка положительных эмоциональных реакций на учебные действия:

-   осуществлять действия с множествами на элементарном числовом уровне,

-   узнавать и записывать числа в пределах 20, называть числовой ряд (прямой и обратный счёт)

-   решать задачи на сложение и вычитание,

-  выделять по словесной инструкции признаки формы, цвета, размера,

-   ориентироваться в мерах стоимости, времени, ёмкости.

 Оценка устных ответов

При оценивании уровня знаний ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности, адекватного структуре их дефекта.

Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).

Не оценивать

Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.

3

Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого, по подражанию или по образцу..

4

Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).

5

Инструментарий для оценивания:

- устные ответы учащихся,

-  самостоятельная работа,

-  выполнение заданий по инструкции.

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Данная рабочая программ разработана на основе  программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова,    ИИПКРО Иркутск – 2011 год.

Цель изучения курса: максимально возможная социализация детей с тяжёлой умственной отсталостью.

-  формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта,

-  формирование элементарных математических навыков.
Задачи:

-  формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

-  формирование на доступном уровне простейших навыков счёта,

- формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач), доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с педагогами.

-  формирование элементарных математических представлений о форме, величине, объёме, стоимости, количественных, пространственных, временных представлениях.

-  формирование представлений о количестве, числе, знакомство с составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

-  овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

        

Технологии преподавания курса счёт.

При обучении учащихся с тяжёлой умственной отсталостью используются следующие методы обучения (классификация методов по характеру познавательной деятельности).

-  индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения: занимательные задания.

-   совместные действия ребёнка и взрослого,

-   действия по подражанию,

-   действия по образцу, по словесной инструкции,

-   приём наложения и приложения, обводки трафаретов.

-   элементарные счётные действия, с помощью тактильного и зрительного восприятия,

-  воспроизведения величины, формы предметов, цифр с помощью пантомимических средств ( показ руками),

-  предварительное рассматривание, самостоятельное называние,

-   соотнесение натуральных предметов с объёмными и плоскостными изображениями,

-   подготовительные наблюдения,

-   обыгрывание предметов.

Применяются разнообразные    типы уроков:

-  урок объяснения нового материала (наглядный показ действий со счётным материалом, с мерами длины, объёма, с объяснением и практическими действиями учащегося);

-  урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок применение усвоенных действий с материалом учащимся с помощью и самостоятельно);

-  урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок – действия по инструкции);

-  комбинированный урок.

        

Обучение счёту тесно связано с другими предметами:

-  развитие речи -  пополняют словарный запас математическими терминами,

-  чтение и письмо -  ознакомление и написание математических терминов.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

        Данный предмет входит в образовательную область «Математика».

Изучение предмета ведётся по урочной системе индивидуально, 40 минут, 2 часа в неделю (70 часов в год), геометрический материал изучается на уроках обучения счёту, как часть урока и отдельными уроками.

Содержание тем учебного курса.

        В начале учебного года повторяется материал, пройденный на предыдущих годах обучения.

Повторение материала пройденного в  5 классе –  22 часа

-  Счёт в пределах 20.

- Десятичный состав числа.

- Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд.

- Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

- Мера стоимости – 5 руб, 10 руб. монеты 10 коп., 50 коп.

- Мера времени – сутки, год, месяца.

- Построение прямоугольника.

Сложение и вычитание в пределах 20   (23 часа)

- Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд,  счёт по 2.

- Прямой и обратный счёт в пределах 20.

- Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20.

- Работа со счётами.

- Решение задач в условиях которых имеются понятия «дороже – дешевле», «на сколько больше – на сколько меньше», решение задач на нахождение суммы и остатка.

Единицы измерения. 17 часов

- Меры емкости – литр ( работа с литровыми и пол-литровыми  ёмкостями)

- Меры стоимости. Работа с монетами. Размен монет.

- Меры времени. Определение времени по часам с точностью до часа.

- Геометрический материал треугольник. Обводка по шаблону, построение по точкам при помощи линейки.

Геометрический материал.

Построение треугольника по шаблону, по точкам, с помощью линейки.

Геометрический материал изучается постепенно, включается в конце каждого раздела.

Повторение пройденного 8 часов

- Сложение и вычитание в пределах 20.

- Единицы измерения.

- Построение линий, прямоугольника. Треугольника.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

к концу шестого года обучения учащиеся должны ориентировочно  овладеть следующими знаниями и умениями:

сложение и вычитание в пределах 20

- счёт прямой и обратный  в пределах 20,

- работа со счётами,

- решение задач с мерами стоимости  «дороже – дешевле»,

- построение треугольника по точкам при помощи линейки,

- ориентировка в мерах стоимости,

- ориентировка в мерах времени,

- ориентировка в мерах ёмкости.

Контроль знаний.

Контроль знаний осуществляется на уроках в виде выполнения заданий по словесной инструкции. Проводятся  самостоятельные работы в конце похождения темы.

         Календарно-тематическое планирование по  счёту

 6 класс

В год 70 часов,  2 часа в неделю.

 № п/п

Тема урока.

Кол-во часов

Контроль знаний

Дополнит.

материал

Календар. сроки

план

факт

1

Раздел 1.  Повторение материала,  пройденного в 5 классе.  (22 часа)

1.1

Нумерация чисел в пределах 20

2

Выполнение заданий на карточках

счётный материал

03.09.15

07.09.15

1.2

Десятичный состав числа.

2

Самостоятельное выполнение заданий

счётный материал

10.09.15

14.09.15

1.3

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Решение задач.

4

Самостоятельное выполнение заданий решение задач

счётный материал

17.09.15

21.09.15

24.09.15

28.09.15

1.4

Мера времени ( сутки, год , месяц)

2

Самостоятельное выполнение заданий

календарь

01.10.15

05.10.15

1.5

Мера стоимости (копейки, рубли)

размен монет

3

Самостоятельное выполнение заданий

набор монет

08.10.15

12.10.15

15.10.15

1.6

Счёт равными группами по 2, 3, 4, 5 в пределах 20

3

Самостоятельное выполнение примеров, решение задач

19.10.15

22.10.15

26.10.15

1.7

Прямоугольник

2

 построение прямоугольника

шаблоны прямоугольника

29.10.15

09.11.15

18

Закрепление по теме «Повторение»

3

Самостоятельное решение задач

12.11.15

16.11.15

19.11.15

1.9

Проверочная работа

1

Бланк с задание к/р

23.11.15

2

Раздел 2.Сложение и вычитание в пределах 20.  (23 часа)

2.1

Устная и письменная нумерация в пределах 20

1

счётный материал

26.11.15

2.2

Прямой и обратный счёт в пределах 20

1

Прямой и обратный счёт десятками

счётный материал

числовые таблицы

30.11.15

2.3

Сложение  в пределах 20 без перехода через разряд. Решение задач.

3

Самостоятельное выполнение примеров, на счётах и без счёт

уч. стр. 72 - 75

03.12.15

07.12.15

10.12.15

2.4

Вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Решение задач.

3

Самостоятельное выполнение примеров на счётах и без счёт

уч. стр 72 - 75

14.12.15

16.12.15

17.12.15

2.5

Сложение  в пределах 20 с переходом через разряд. Решение задач.

5

Самостоятельное выполнение примеров

на счётах и без счёт

уч. стр.  122 - 137

21.12.15

24.12.15

28.12.15

11.01.16

14.01.16

2.6

Вычитание в пределах 20 с переходом через разряд. Решение задач.

5

Самостоятельное выполнение примеров, на счётах и без счёт

уч. стр. 140 - 156

18.01.16

20.01.16

21.01.16

25.01.16

28.01.16

2.9

Закрепление по теме «сложение и вычитание в пределах 20 с  переходом через разряд»

4

Самостоятельное выполнение повторение прямой и обратный счёт примеров,

уч. стр. 157 - 160

01.02.16

04.02.16

08.02.16

11.02.16

2.10

Проверочная работа

1

Самостоятельное выполнение заданий

15.02.16

3

Раздел 3. Единицы измерения (17 часов)

3.1

Построение прямоугольников и треугольников по шаблону

1

Шаблоны треугольников

18.02.16

3.2

Мера ёмкости 1 л, 0,5 л (литр), сложение и вычитание мер ёмкости

2

Измерение жидкости мерой 1 л, 0,5л

Сосуды с водой, мера 1л, 0,5 л

22.02.16

25.02.16

3.3

Мера времени сутки, год, месяц

1

календарь

29.02.16

3.4

Мера времени 1 ч (час) 30 мин

2

Определение время по часа

Модель часов

03.03.16

07.03.16

3.5

Понятие моложе, старше, решение задач

2

10.03.16

14.03.16

3.6

Закрепление по теме «Единицы измерения»

3

Самостоятельное выполнение

Условные мерки, модель часов

17.03.16

21.03.16

24.03.16

3.7

Проверочная работа

1

Самостоятельное выполнение заданий

Бланк с заданиями.

04.04.16

3.8

Меры стоимости рубли, копейки.

Понятие «дороже -  дешевле»

3

Набор монет

07.04.16

11.04.16

14.04.16

3.9

Прямоугольник, треугольник , построение по точкам.

1

построение геометрических фигур

шаблоны

18.04.16

3.10

Проверочная работа по теме

« Единицы измерения»

1

Самостоятельное выполнение заданий

материалы проверочной работы.

21.04.16

4

Раздел 4. Повторение пройденного  (8 часов)

4.1

Сложение и вычитание в пределах 20

2

Самостоятельное выполнение примеров и задач

25.04.16

28.04.16

4.2

Единицы измерения

2

Самостоятельное выполнение примеров и задач

Модель часов, мер длины

05.05.16

12.05.16

4.3

Построение линий заданной длины, построение треугольников, прямоугольников

2

построение геометрических фигур

Шаблоны треугольника и прямоугольника

16.05.16

18.05.16

4.4

Проверочная работа

1

Задания для проверочной работы

23.05.16

4.5

Итоговый урок

1

26.05.16

Описание материально-технического обеспечение образовательного процесса.

  1. А.А. Хилько Математика: учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Санкт – Петербург «Просвещение»,
  2. Счётный материал. ( в пределах 100).
  3. Измерительные инструменты ( метр, дециметр)
  4. Дидактические игры.
  5. «Подбери по цвету» (форме, величине).
  6. «Разложи в ряд» (чередование предметов по цвету, форме, величине 1х1, 2х2 элемента).
  7. «Картинное цветовое лото» (соотнесение геометрической фигуры определённого цвета с картинками другого предмета такого же цвета, например: синий квадрат – синий шарик).
  8. «Геометрическое лото» (форма и цвет).