Адаптированная образовательная программа для детей - инвалидов с умеренной умственной отсталостью по обучению счёту 6 класс (индивидуальное обучение)
Программа составлена на основе "Программы для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью" Т.Б.Баштровой Иркутск ИПКРО 2011г. данный материал будет полезен педагогам, работающим с детьми с умеренной и яжёлой умственной отсталостью, для разработки своих АООП.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
адаптированная основная образовательная
программа для детей умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Счёт
6 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Адаптированной образовательной программы для детей-инвалидов с тяжёлой умственной отсталостью.
2. Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова, ИИПКРО Иркутск – 2011 год.
3.РУП для образовательных учреждений Иркутской области, реализация программы начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на2011 – 2012, 2012 -2013 учебный год
Обучение счёту осуществляется на основе индивидуальных заданий.
Рабочая программа по обучению счёту предназначена для обучающихся по АООП для детей с тяжёлой умственной отсталостью, направлена на коррекцию высших психических функций учащихся.
Данный предмет входит в образовательную область «Математика». В коррекционном обучении предусматривает раздел - арифметика, элементарные представления о геометрических фигурах.
Цель предмета:
- максимально возможная социализация детей с умеренной степенью умственной отсталости,
- формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта,
- овладение элементарными навыками счёта,
- дать учащимся доступные временные, количественные, пространственные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Задачи:
- повышение уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств,
- развитие речи учащихся, обогащение математической терминологией,
- воспитание целенаправленности, настойчивости, трудолюбия и самостоятельности, умение планировать и доводить начатое дело до конца.
Срок реализации данной программы 1 год.
Основные принципы отбора материала:
- счёт является одним из основных учебных предметов.
- обучение счёту носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью учащихся, другими учебными предметами.
- последовательность изучения материала (от простого к сложному).
- оптимальный объём знаний и умений по счёту, который доступен конкретному ребёнку
- коррекционная направленность обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
В программу изучения включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, определяется учителем в объёме, который зависит от состояния знаний и умений учащихся, их готовности к знакомству с новыми темами.
Учитывая особенности детей с тяжёлой умственной отсталостью, программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала.
Учитывая особенности детей с умственной отсталостью, программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Для этого программа предполагает два уровня требований к знаниям и умения учащихся.
Реализация программы рассчитана на 1 год обучения. В соответствии с программой «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова, ИИПКРО Иркутск – 2011 год.
Предполагаемые результаты.
При наличии у ребёнка положительных эмоциональных реакций на учебные действия:
- осуществлять действия с множествами на элементарном числовом уровне,
- узнавать и записывать числа в пределах 20, называть числовой ряд (прямой и обратный счёт)
- решать задачи на сложение и вычитание,
- выделять по словесной инструкции признаки формы, цвета, размера,
- ориентироваться в мерах стоимости, времени, ёмкости.
Оценка устных ответов
При оценивании уровня знаний ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности, адекватного структуре их дефекта.
Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним). | Не оценивать |
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого. | 3 |
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого, по подражанию или по образцу.. | 4 |
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально). | 5 |
Инструментарий для оценивания:
- устные ответы учащихся,
- самостоятельная работа,
- выполнение заданий по инструкции.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Данная рабочая программ разработана на основе программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова, ИИПКРО Иркутск – 2011 год.
Цель изучения курса: максимально возможная социализация детей с тяжёлой умственной отсталостью.
- формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта,
- формирование элементарных математических навыков.
Задачи:
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счёта,
- формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач), доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с педагогами.
- формирование элементарных математических представлений о форме, величине, объёме, стоимости, количественных, пространственных, временных представлениях.
- формирование представлений о количестве, числе, знакомство с составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Технологии преподавания курса счёт.
При обучении учащихся с тяжёлой умственной отсталостью используются следующие методы обучения (классификация методов по характеру познавательной деятельности).
- индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения: занимательные задания.
- совместные действия ребёнка и взрослого,
- действия по подражанию,
- действия по образцу, по словесной инструкции,
- приём наложения и приложения, обводки трафаретов.
- элементарные счётные действия, с помощью тактильного и зрительного восприятия,
- воспроизведения величины, формы предметов, цифр с помощью пантомимических средств ( показ руками),
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние,
- соотнесение натуральных предметов с объёмными и плоскостными изображениями,
- подготовительные наблюдения,
- обыгрывание предметов.
Применяются разнообразные типы уроков:
- урок объяснения нового материала (наглядный показ действий со счётным материалом, с мерами длины, объёма, с объяснением и практическими действиями учащегося);
- урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок применение усвоенных действий с материалом учащимся с помощью и самостоятельно);
- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок – действия по инструкции);
- комбинированный урок.
Обучение счёту тесно связано с другими предметами:
- развитие речи - пополняют словарный запас математическими терминами,
- чтение и письмо - ознакомление и написание математических терминов.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Данный предмет входит в образовательную область «Математика».
Изучение предмета ведётся по урочной системе индивидуально, 40 минут, 2 часа в неделю (70 часов в год), геометрический материал изучается на уроках обучения счёту, как часть урока и отдельными уроками.
Содержание тем учебного курса.
В начале учебного года повторяется материал, пройденный на предыдущих годах обучения.
Повторение материала пройденного в 5 классе – 22 часа
- Счёт в пределах 20.
- Десятичный состав числа.
- Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд.
- Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
- Мера стоимости – 5 руб, 10 руб. монеты 10 коп., 50 коп.
- Мера времени – сутки, год, месяца.
- Построение прямоугольника.
Сложение и вычитание в пределах 20 (23 часа)
- Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд, счёт по 2.
- Прямой и обратный счёт в пределах 20.
- Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20.
- Работа со счётами.
- Решение задач в условиях которых имеются понятия «дороже – дешевле», «на сколько больше – на сколько меньше», решение задач на нахождение суммы и остатка.
Единицы измерения. 17 часов
- Меры емкости – литр ( работа с литровыми и пол-литровыми ёмкостями)
- Меры стоимости. Работа с монетами. Размен монет.
- Меры времени. Определение времени по часам с точностью до часа.
- Геометрический материал треугольник. Обводка по шаблону, построение по точкам при помощи линейки.
Геометрический материал.
Построение треугольника по шаблону, по точкам, с помощью линейки.
Геометрический материал изучается постепенно, включается в конце каждого раздела.
Повторение пройденного 8 часов
- Сложение и вычитание в пределах 20.
- Единицы измерения.
- Построение линий, прямоугольника. Треугольника.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
к концу шестого года обучения учащиеся должны ориентировочно овладеть следующими знаниями и умениями:
сложение и вычитание в пределах 20
- счёт прямой и обратный в пределах 20,
- работа со счётами,
- решение задач с мерами стоимости «дороже – дешевле»,
- построение треугольника по точкам при помощи линейки,
- ориентировка в мерах стоимости,
- ориентировка в мерах времени,
- ориентировка в мерах ёмкости.
Контроль знаний.
Контроль знаний осуществляется на уроках в виде выполнения заданий по словесной инструкции. Проводятся самостоятельные работы в конце похождения темы.
Календарно-тематическое планирование по счёту
6 класс
В год 70 часов, 2 часа в неделю.
№ п/п | Тема урока. | Кол-во часов | Контроль знаний | Дополнит. материал | Календар. сроки | |||||
план | факт | |||||||||
1 | Раздел 1. Повторение материала, пройденного в 5 классе. (22 часа) | |||||||||
1.1 | Нумерация чисел в пределах 20 | 2 | Выполнение заданий на карточках | счётный материал | 03.09.15 07.09.15 | |||||
1.2 | Десятичный состав числа. | 2 | Самостоятельное выполнение заданий | счётный материал | 10.09.15 14.09.15 | |||||
1.3 | Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Решение задач. | 4 | Самостоятельное выполнение заданий решение задач | счётный материал | 17.09.15 21.09.15 24.09.15 28.09.15 | |||||
1.4 | Мера времени ( сутки, год , месяц) | 2 | Самостоятельное выполнение заданий | календарь | 01.10.15 05.10.15 | |||||
1.5 | Мера стоимости (копейки, рубли) размен монет | 3 | Самостоятельное выполнение заданий | набор монет | 08.10.15 12.10.15 15.10.15 | |||||
1.6 | Счёт равными группами по 2, 3, 4, 5 в пределах 20 | 3 | Самостоятельное выполнение примеров, решение задач | 19.10.15 22.10.15 26.10.15 | ||||||
1.7 | Прямоугольник | 2 | построение прямоугольника | шаблоны прямоугольника | 29.10.15 09.11.15 | |||||
18 | Закрепление по теме «Повторение» | 3 | Самостоятельное решение задач | 12.11.15 16.11.15 19.11.15 | ||||||
1.9 | Проверочная работа | 1 | Бланк с задание к/р | 23.11.15 | ||||||
2 | Раздел 2.Сложение и вычитание в пределах 20. (23 часа) | |||||||||
2.1 | Устная и письменная нумерация в пределах 20 | 1 | счётный материал | 26.11.15 | ||||||
2.2 | Прямой и обратный счёт в пределах 20 | 1 | Прямой и обратный счёт десятками | счётный материал числовые таблицы | 30.11.15 | |||||
2.3 | Сложение в пределах 20 без перехода через разряд. Решение задач. | 3 | Самостоятельное выполнение примеров, на счётах и без счёт | уч. стр. 72 - 75 | 03.12.15 07.12.15 10.12.15 | |||||
2.4 | Вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Решение задач. | 3 | Самостоятельное выполнение примеров на счётах и без счёт | уч. стр 72 - 75 | 14.12.15 16.12.15 17.12.15 | |||||
2.5 | Сложение в пределах 20 с переходом через разряд. Решение задач. | 5 | Самостоятельное выполнение примеров на счётах и без счёт | уч. стр. 122 - 137 | 21.12.15 24.12.15 28.12.15 11.01.16 14.01.16 | |||||
2.6 | Вычитание в пределах 20 с переходом через разряд. Решение задач. | 5 | Самостоятельное выполнение примеров, на счётах и без счёт | уч. стр. 140 - 156 | 18.01.16 20.01.16 21.01.16 25.01.16 28.01.16 | |||||
2.9 | Закрепление по теме «сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд» | 4 | Самостоятельное выполнение повторение прямой и обратный счёт примеров, | уч. стр. 157 - 160 | 01.02.16 04.02.16 08.02.16 11.02.16 | |||||
2.10 | Проверочная работа | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | 15.02.16 | ||||||
3 | Раздел 3. Единицы измерения (17 часов) | |||||||||
3.1 | Построение прямоугольников и треугольников по шаблону | 1 | Шаблоны треугольников | 18.02.16 | ||||||
3.2 | Мера ёмкости 1 л, 0,5 л (литр), сложение и вычитание мер ёмкости | 2 | Измерение жидкости мерой 1 л, 0,5л | Сосуды с водой, мера 1л, 0,5 л | 22.02.16 25.02.16 | |||||
3.3 | Мера времени сутки, год, месяц | 1 | календарь | 29.02.16 | ||||||
3.4 | Мера времени 1 ч (час) 30 мин | 2 | Определение время по часа | Модель часов | 03.03.16 07.03.16 | |||||
3.5 | Понятие моложе, старше, решение задач | 2 | 10.03.16 14.03.16 | |||||||
3.6 | Закрепление по теме «Единицы измерения» | 3 | Самостоятельное выполнение | Условные мерки, модель часов | 17.03.16 21.03.16 24.03.16 | |||||
3.7 | Проверочная работа | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | Бланк с заданиями. | 04.04.16 | |||||
3.8 | Меры стоимости рубли, копейки. Понятие «дороже - дешевле» | 3 | Набор монет | 07.04.16 11.04.16 14.04.16 | ||||||
3.9 | Прямоугольник, треугольник , построение по точкам. | 1 | построение геометрических фигур | шаблоны | 18.04.16 | |||||
3.10 | Проверочная работа по теме « Единицы измерения» | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | материалы проверочной работы. | 21.04.16 | |||||
4 | Раздел 4. Повторение пройденного (8 часов) | |||||||||
4.1 | Сложение и вычитание в пределах 20 | 2 | Самостоятельное выполнение примеров и задач | 25.04.16 28.04.16 | ||||||
4.2 | Единицы измерения | 2 | Самостоятельное выполнение примеров и задач | Модель часов, мер длины | 05.05.16 12.05.16 | |||||
4.3 | Построение линий заданной длины, построение треугольников, прямоугольников | 2 | построение геометрических фигур | Шаблоны треугольника и прямоугольника | 16.05.16 18.05.16 | |||||
4.4 | Проверочная работа | 1 | Задания для проверочной работы | 23.05.16 | ||||||
4.5 | Итоговый урок | 1 | 26.05.16 |
Описание материально-технического обеспечение образовательного процесса.
- А.А. Хилько Математика: учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Санкт – Петербург «Просвещение»,
- Счётный материал. ( в пределах 100).
- Измерительные инструменты ( метр, дециметр)
- Дидактические игры.
- «Подбери по цвету» (форме, величине).
- «Разложи в ряд» (чередование предметов по цвету, форме, величине 1х1, 2х2 элемента).
- «Картинное цветовое лото» (соотнесение геометрической фигуры определённого цвета с картинками другого предмета такого же цвета, например: синий квадрат – синий шарик).
- «Геометрическое лото» (форма и цвет).