Публичное выступление на конференции (доклад)

Сенько Александра Константиновна

Публичное выступление на конференции (доклад)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_vystuplenie_na_konferentsii_doklad.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ

В работе отражены особенности процедуры выступления учеников-исследователей на научно-практической конференции, а также приведены рекомендации по содержанию и форме публичного выступления.

Материал состоит из следующих частей:

  1. Научно-практическая конференция – этап демонстрации результатов исследования

Научно-практическая конференция является одним из ключевых этапов исследовательской деятельности - здесь публично демонстрируются результаты исследования. Важной является вся деятельность студентов-исследователей до, во время и после конференции.

До конференции ученик -исследователь:

  • оформляет результаты исследования в виде бумажного и компьютерного продукта,
  • технические решения по возможности выполняет в виде схем, моделей и/или реальных образцов,
  • готовит 7-10 минутный доклад по теме проведенного исследования;
  • для публичного выступления подбирает готовый и/или создает новый наглядный материал;
  • проходит предварительное обсуждение своего доклада перед другими студентами-исследователями.

Во время конференции:

  • публично докладывает о результатах своего исследования перед участниками конференции: комиссией, студентами, педагогами, родителями, гостями;
  • после доклада отвечает на заданные ему вопросы;
  • завершив выступление, становится слушателем других докладов.

После конференции:

  • при необходимости дорабатывает материалы проведенного исследования;
  • делает очередной выбор объекта (темы) свой дальнейшей исследовательской деятельности;
  • имеет возможность принять участие в конкурсах, конференциях, проводимых на разных уровнях: городском, областном, федеральном, международном, где может представить результаты своего исследования.

         2. Цель публичного выступления

Публичное выступление носит характер научно-практической дискуссии и происходит в обстановке дружественности и поддержки, но с повышенными требованиями к обоснованности, достоверности, самостоятельности, теоретической и практической значимости проведенного исследования.

Докладчик должен осознавать, что наличие постоянного внимания и интереса слушателей к его выступлению является критерием его успешного изложения.

 3. О содержании публичного выступления

Основное содержание публичного выступления докладчика должно отражать суть, краткий ход, личный вклад в проведенное исследование, главные итоги: теоретическую и практическую новизну и значимость результатов. Докладчик должен понимать, что за определенное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений участников конференции по теме исследования.

4. Форме публичного выступления

Успех ученика-исследователя на конференции во многом зависит от формы публичного выступления. Докладчик должен осознавать, что восприятие и понимание участниками конференции предлагаемой новой информации во многом определяется формой контакта с аудиторией и формой подачи результатов исследования.

5. Факторы, влияющие на успех публичного выступления

До, во время и после выступления на конференции ученику-исследователю необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой публичного выступления – это внешний вид и речь докладчика, используемый им демонстрационный материал, а также форма ответов на вопросы в ходе дискуссии. Ниже приведены рекомендации к каждому из обозначенных факторов.

Внешний вид докладчика.

Одежда - чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить цветами, стеснять дыхание и движения.

Прическа - аккуратная.

Мимика - отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории.

Фигура – подтянутая: спина - прямая, плечи – развернуты.

Движения - свободные, уверенные, плавные; неагрессивные.

Речь.

Громкость – доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.

Произношение слов - внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударением.

Темп – медленный - в значимых зонах информации, средний - в основном изложении, быстрый - во вспомогательной информации.

Интонация - дружественная, спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.

Направленность речи – должна быть ориентирована в сторону основной аудитории, а не к Председателю (Ведущему) и членам комиссии, если они находятся сбоку или сзади докладчика.

Демонстрационный материал.

Приборы, модели, конструкции и другие наглядные предметы.

Демонстрация реальных предметов привлекает внимание, способствует оперативному пониманию и усвоению новой информации. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место для размещения наглядных предметов.

При демонстрации работы предметов или при проведении опытов докладчику необходимо соблюдать технику безопасности жизни людей, а также целостность, чистоту помещения и чужих привлеченных к использованию предметов.

Слайды, кино- и видеоролики, компьютерные презентации.

Видео материалы являются современными средствами изобразительной наглядности и эффективны для восприятия информации присутствующими. Докладчику необходимо заранее предусмотреть технические и организационные средства демонстрации видеоматериалов.

Плакаты, схемы, чертежи, таблицы, графики, рисунки и другие материалы, оформленные на бумажном носителе.

«Бумажный» материал должен быть удобен для восприятия присутствующими, кроме того, удобен докладчику при переноске, демонстрации, креплении и снятии. Содержание плакатов, схем и т.д. рекомендуется рисовать/писать в увеличенном масштабе. Докладчику необходимо заранее предусмотреть место для удобной демонстрации плакатов и подготовить средства их оперативного крепления и последующего снятия. Во время ссылки на тот или иной плакат докладчику рекомендуется пользоваться обычной и/или лазерной указкой.

Возможен вариант, когда докладчик заранее готовит необходимое количество малоформатных копий плакатов, схем и т.д. и до выступления раздает их присутствующим.

Записи на доске.

Записи на доске обогащают устное выступление, но при этом докладчику необходимо учитывать временные затраты на запись, а также следить за четкостью и аккуратностью ее исполнения.

Дискуссия по теме доклада.

После основного выступления начинается дискуссия по теме доклада, в которой имеют право участвовать все присутствующие на конференции. Докладчику в устной форме могут задаваться любые вопросы, связанные с темой проведенного исследования.

Во время ответа докладчик должен проявлять тактичность. Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно выслушать и при необходимости уточнить и записать вопрос. Рекомендуется на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а затем на них отвечать. Докладчику надо учитывать, что краткий, четкий и хорошо аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить малосущественные дополнительные вопросы.

Если при ответе возможны ссылки на текст исследовательской работы, то их рекомендуется делать. Это придает ответам наибольшую убедительность и одновременно позволяет подчеркнуть достоверность результатов проведенного исследования.

Благодарность докладчика в адрес присутствующих и лиц, задающих вопросы, создаст общее положительное впечатление о публичном выступлении студента-исследователя.

ВЫВОДЫ

Публичное выступление студентов-исследователей на конференции один из ключевых этапов процесса исследования, требующий повышенного внимания. Понимание докладчиком цели публичного выступления на конференции во многом определяет содержания и форму доклада.

Практика показала, что соблюдение докладчиком приведенных рекомендаций по содержанию и форме публичного выступления приводит к успешному для него результату.