Презентация " Обучение и воспитание детей с множественными нарушениями развития"
Презентация для студентов и специалистов по обучению и воспитанию учащихся с множественными нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnye_narusheniya_diagnosti_i_obuchenie.pptx | 208.86 КБ |
obuchenie_detey_s_kompleks.nar_.pptx | 200.71 КБ |
obuchenie_i_vospitanie_detey_s_kompleksnymi_narusheniyami_razvitiya.pptx | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Группы риска по наличию или появлению в будущем у ребенка сложного нарушения развития поражение какой-либо одной системы организма, влекущее за собой тяжелое нарушение развития, например: тяжелое поражение ЦНС, глубокое поражение слуха, зрения, опорно-двигательной системы; множественные врожденные пороки развития (в том числе внутренних органов), выраженные стигмы дизэмбриогенеза ; выявленная генетическая патология; глубокая недоношенность; инфекционные заболевания во время беременности у матери, такие как краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз, грипп и др.; - нейроинфекция (менингит или менингоэнцефалит ) в раннем возрасте; хронические заболевания матери, такие как диабет, хронические заболевания почек, рассеянный склероз, гепатит и др.; наличие в семье людей с множественными нарушениями
Медико-психолого-педагогическое обследование ребенка выяснить тяжесть и качественные особенности первичных нарушений, возможности пораженных функций; -выявить ведущее, в наибольшей степени нарушающее психическое развитие первичное нарушение; -описать вторичные нарушения развития в разных сферах и вклад каждого первичного нарушения в их формирование; -определить трудности компенсации имеющихся нарушений, обусловленные сочетанием первичных дефектов.
Социально-психологические условия развития и воспитания ребенка: время возникновения и обнаружения имеющихся первичных нарушений, если первичные нарушения возникли в течение жизни ребенка.,то выяснить, как шло его развитие до этого момента и как изменилось после него; -с какого возраста и какую медицинскую и коррекционно-педагогическую помощь получал ребенок; -каковы условия и характер его воспитания, жизненный опыт
Функциональный диагноз включает в себя: -оценку значения для развития ребенка церебрально-органических расстройств и других нарушений здоровья и особенностей их проявления (медицинская составляющая); -психологическую структуру психической деятельности (психологическая составляющая); -качество сформированности основных социальных навыков: поведенческих, коммуникативных, учебно-познавательных (педагогическая составляющая).
Задача психолого-педагогического обследования детей с комплексными нарушениями - изучение особенностей психофизического развития и выявление потенциальных возможностей ребенка, подготовка основ для составления индивидуальной программы коррекционно -развивающей работы.
В процессе обследования необходимо выявить: индивидуальные способы коммуникации; -особенности моторики; -особенности сенсорного развития, способы восприятия окружающего; -уровень познавательной активности, особенности внимания, памяти , мышления ; -состо яние речи; -особенности работоспособности ; особенности эмоционально-волевой сферы
Требования при проведении психолого-педагогического обследования установление спокойной, доброжелательной обстановки, теплого отношения к ребенку, поощрение его действий и одобрение успехов; апробированность всех методик в работе с детьми с единичными нарушениями в развитии; инструкции должны даваться понятным ребенку способом (устно, дактильно , жестами, непосредственным показом и др.), а задания предъявляться в форме, соответствующей возможностям его восприятия; обследование должно быть начато с заданий, заведомо доступных для самостоятельного выполнения, затем необходимо введение однотипных заданий с постепенным их усложнением и потом усложняющихся заданий других типов; в процессе выполнения заданий ребенку должна оказываться дозированная, заранее запланированная помощь.
Оценка результатов обследования при комплексных нарушениях спонтанное развитие ребенка ограничено гораздо в большей степени, чем у детей с единичными нарушениями. Ребенок должен быть обучен самым простым вещам, которыми он не овладеет самостоятельно. Поэтому при оценке состояния ребенка надо учитывать условия его воспитания, наличие и качество - его предшествующего обучения; -разные сочетания более или менее выраженных первичных нарушений в каждом случае обусловливают индивидуальный путь развития ребенка, особые способы компенсации имеющихся нарушений. При этом формируется особое поведение, которое может выглядеть как «аномальное», но в данной ситуации имеет совершенно определенное адаптивное значение, как, например, обследование предметов ртом или ползание вперед ногами в раннем возрасте у слепоглух детей; -
часто развитие ребенка тормозится из-за проблем коммуникации, когда взрослые не могут приспособиться к ограниченным возможностям ребенка в восприятии и понимании устной речи и недостаточно используют доступные ребенку невербальные способы общения понимании устной речи и недостаточно используют доступные ребенку невербальные способы общения. Чем тяжелее имеющееся у ребенка комплексное нарушение, тем меньше возможность оценивать его развитие с помощью тестирования, количественных оценок. Нельзя давать заключение на основе однократного обследования, для адекватной диагностики необходимы повторные обследования командой специалистов. При тяжелых комплексных нарушениях судить об интеллектуальных возможностях ребенка можно только после длительного (не менее года) специального обучения. Нужно быть очень осторожными - в своих суждениях и помнить, что неудачное заключение может изменить жизнь ребенка в худшую сторону.
Комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование ребенка завершается составлением заключения о его состоянии. Характеристика по результатам обследования ребенка должна быть развернутой, содержать в себе описание развития по разным линиям и оценку выполнения ребенком заданий, анализ .
Краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка (по результатам обследования) Диана С. (4 года 11 мес.): сенсоневралъная глухота, ЗПР ( F 84.8) на фон е раннего органического поражения ЦНС, ДЦП (левосторонний гемипарез, речи нет. Состояние зрения - сходящееся косоглазие ( необследованное ) . До 4,5 лет дошкольное учреждение девочка не посещала. Моторное развитие. Ходит самостоятельно. Темп передвижения ускоренный, стопы повернуты внутрь, ноги в коленях немного согнуты Отмечаются трудности в сохранении равновесия при ходьбе и беге. Объем движений рук и пальцев ограниченный. Координация и согласованность в работе рук недостаточны. Ведущая рука не сформирована. Выполняет действия с предметами обеими руками. Социальное развитие. В общении со взрослыми и сверстниками ребенок устанавливает кратковременный формальный контакт. Инициатором взаимодействия, как правило, является взрослый. В основном отмечается полевое поведение, нерегулируемое ситуацией. Средствами общения служат естественные жесты, эмоциональная мимика, тактильный контакт. Диана частично может обслуживать себя самостоятельно - надевает и снимает одежду и обувь, пользуется туалетом с помощью и под контролем взрослого; в еде избирательна, предпочитает жидкую и полутвердую пищу. При приеме пищи неаккуратна, ложку держит неправильно, может начать есть руками; носовым платком самостоятельно не пользуется. .
Познавательное развитие Не сформирован навык элементарного анализа и синтеза. Девочка производит практические пробы, по возможности пытаясь применить физическую силу, не учитывая при этом свойства предметов. При складывании матрешки действует хаотично, без учета величины. Наблюдается некоординированность , неловкость движений. Не может произвести дифференциацию по цвету и форме. При составлении разрезной картинки нет целенаправленности действий, комбинаторные способности на низком уровне. Помощь педагога малоэффективна. Выполнение всех действий сопровождает причмокиванием. Не проявляет заинтересованности в получении положительного результата. Быстро истощается .
Предметно-игровая деятельность. Отмечается нестойкий интерес к игрушкам. Характер предметно-игровых действий - манипулятивно -процессуальный (рассматривает предметы, ставит кубики один на другой перекладывает предметы и т. п.). Длительность не более 5 мин. В игру с детьми, как правило, не включается, наблюдает за ними со стороны или играет в одиночку. Речью игровые действия не сопровождает. Не проявляет интерес к изобразительной деятельности и конструированию: часто отвлекается, переключается на посторонние предметы. Отмечаются нарушения зрительно-двигательной координации. Задания выполняет совместно со взрослым. Речевое развитие. Обращенную речь не понимает, не подражает, самостоятельная речь отсутствует. Не фиксирует внимание на лице говорящего
Примерная индивидуальная коррекционно-развивающая программа на период январь - июнь 20 - 20 уч. г. № Задачи и содержание работы в ДОУ Методические приемы Содержание работы в семье 1 Физическое воспитание 1.1 Учить взаимодействовать с детьми в процессе занятий и игр, соблюдать очередность выполнения упражнений Построение в шеренгу (вдоль линии); в колонну друг та другом. Перемещение по кругу (хороводные игры). Ходьба: в колонне по одному; на носках, на пятках; на внешней и внутренней стороне стопы; е высоким подниманием колен; с перешагиванием через предметы. Передача мяча над головой (в колонне). Дидактическая игра «Закати мяч на горку». Игры с надувными шарами Проводить в домашних условиях комплексы утренней гимнастики с набором упражнений, рекомендованных инструктором ПО ФИЗО (учитывая особенности психофизического развития, зрения). Во время прогулки обращать внимание на предметы, которые лежат на дороге (ветки, палочки, камушки, бумага и пр.). Учить перешагивать через них. Учить бросать и ловить мяч. Примерные виды игр: «Чей шч выше гюддешт», «Кто дальше бросит мяч». Подпрыгивание на надувном шаре (фитболе) со страховкой. При прогулке на детской площадке учить ходить по бревнышку, по бордюру с поддержкой за руку, а затем самостоятельно под контролем взрослого 1.2 Проводить комплекс общеразвивающих упражнений для рук, туловища, ног с предметами и без них. Упражнения проводить с помощью взрослого и по подражанию Исходные положения: основная стойка, стойка ноги на ширине плеч, руки в различном положении, стоя на коленях, сидя, лежа на спине, лежа на животе. Вращение то в одну, то в другую сторону в положении стоя или сидя на полу (игры типа «Волчок»). Вращение в разные стороны, держа при этом различные предметы в руках (мячики, палочки и пр.). Катание палочек ногами 1.3 Выполнять упражнения для развития равновесия и упражнения для формирования правильной осанки Ходьба по гимнастической скамейке, канату, шнуру. Подтягивания по наклонной доске, перекаты.
спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура понятия «тяжелые и множестве нарушения» позволяет определить данное нарушение как специфическое состояние психофизического развития человека вследствие органического поражения ЦНС, при котором совокупность в высокой степени пораженных нарушений интеллекта, поведения, коммуникации , движения, сенсорных функций в значительной мере препятствует развитию самостоятельной жизнедеятельности индивида в обществе
Р езультаты обследования восьмидесяти детей с T МНР (А.М . Царев, 2005). Характер и выраженность нарушения Степень умственной отсталости Умеренная F - 71 тяжелая F-72 глубокая - F - 73 Всего | Нарушения опорно-двигательного аппарата 20 10 13 43 ; - не передвигается самостоятельно 5 2 6 13 - передвигается на коляске 2 1 2 5 - передвигается ползком или на четвереньках 2 1 1 4 - передвигается на ногах с помощью ходунков 2 - - 2 - самостоятельно ходит, но испытывает трудности в передвижении 11 6 4 21 Сенсорные нарушения 8 4 7 19 - нарушение зрения 5 4 5 14 - тугоухость 3-4-й ст. 3 0 2 5 Речевые нарушения. 42 20 18 80 - нарушение импрессивной речи 42 20 18 80 - нарушение экспрессивной речи 42 20 18 80 - отсутствует вербальная речь 8 15 17 40 - произносит отдельные слова 13 3 0 16 - произносит отдельные фразы 21 2 1 9Т Нарушения поведения 9 24 16 49 - самоагрессия 1 6 5 12 - агрессия 6 9 4 19
Принципы воспитания и обучения: Педагогического оптимизма. Гуманистический подход к личности ребенка, вера в потенциальные возможности развития и обучения. Ранняя диагностика и раннее начало коррекционной работы. Единство диагностики, развития и коррекции. Онтогенетический-учет закономерностей развития ребенка. Социальной направленности воспитания и обучения, первостепенность формирования жизненной компетентности и социального поведения. Деятельностный принцип-проведение коррекционной работы в русле ведущих для каждого периода развития видов детской деятельности(предметно-игровой, изобразительной, конструктивной). Коммуникативный-предполагает развитие взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми ( системы коммуникации). Совместно-разделенной деятельности педагога и воспитанника ( последовательность во взаимодействии педагога и воспитанника)
Условия для воспитания и обучения Медико-социальные Предметно-развивающая среда Технические средства и специальное оборудование
Формы организации психолого-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста 1.Служба ранней помощи . Цель-социальная и психолого-педагогическая поддержка семьи, имеющей ребенка с нарушениями развития, не посещающего дошкольные учреждения, коррекция отклонений в развитии, подбор методов работы и способов взаимодействия с ним. 2. Лекотека . Цель- обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития, их социальная адаптация, подготовка к включению в ДОУ, оказание психолого-педагогической помощи родителям.
3.Группы для детей с комплексными нарушениями развития . Цель-социальная адаптация детей, обогащение их психического развития, психолого-педагогическая коррекция нарушений с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка. Принимаются дети от 3-7 лет, наполняемость групп- 5 человек. 4.Группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии. Цель-проведение коррекционной работы с детьми, консультативно- методическая поддержка родителей в организации воспитания и обучения детей, систематически не посещающих дошкольное учреждение.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К комплексным нарушениям развития относится сочетание нескольких первичных психофизических нарушений, обусловливающих отклонения от нормального хода психического развития и трудности социальной адаптации и обучения ребенка (Т.А. Басилова , Г.П. Бертынь , М.Г. Блюмина , Е.М. Мастюкова , М.С. Певзнер. В.Н. Чулков).
К множественным нарушениям относят различные комбинации сенсорных, двигательных, интеллектуальных нарушений, расстройств эмоционально-волевой сферы, выраженных в разной степени, например, сочетание у одного ребенка слепоглухоты с умственной отсталостью: тяжелого нарушения слуха с умственной отсталостью и ДЦП.
Термин «тяжелые и множественные нарушения» чаще всего используется для характеристики детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, имеющих другие первичные нарушения (движений, эмоциональной сферы и др.). Четкое очерчивание границ группы детей с множественной патологией оказывается весьма проблемным вследствие ее многообразия, не позволяющего им войти ни в одну категорию, определяемую какой-либо одной аномалией или нарушением.
Структура тяжелых и множественных нарушений развития совокупность различных психофизических нарушений вследствие органического поражения ЦНС; высокая степень выраженности нарушений (в первую очередь нарушений интеллекта); существенное влияние совокупности нарушений на развитие личности в целом; потребность в интенсивной помощи, превышающей размеры поддержки, оказываемой при каком-то определенном нарушении, в силу ее недостаточности; необходимость создания среды, адаптированной к особым потребностям человека.
Совокупность сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых нарушений, расстройств эмоциональной сферы в значительной мере препятствует развитию самостоятельной жизнедеятельности лиц с комплексными нарушениями в обществе. Наличие у ребенка комплексных нарушений объективно приводит к необходимости оказания ему помощи, превышающей размеры поддержки, предоставляемой при каком-то определенном нарушении, в силу ее недостаточности.
Принципы классификации комплексных нарушений ( В.Н. Чулков ,2000г.) дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых обусловливает значительные трудности развития (слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, глухие (слепые) дети с первичной задержкой развития и др.); дети с выраженным (ведущим) одним первичным нарушением и другим, выраженным в слабой степени (осложненный дефект); дети с множественными нарушениями, когда имеются три или более первичных нарушений, выраженных в разной степени. К ним же относится наличие нескольких небольших нарушений, совокупность которых дает отрицательный кумулятивный эффект.
Классификация Т.А.Басиловой и Н.А.Александровой (2008г.) 1.дети с потенциально сохранными возможностями интеллектуального и личностного развития . Данная группа детей в условиях рано и правильно организованной психолого-педагогической помощи может быть относительно хорошо адаптирована в окружающем мире, способна к обучению.
2. дети с выраженным отставанием в умственном развитии. Дети с выраженным отставанием в интеллектуальном развитии, сочетающемся с другими расстройствами, нуждаются в уходе и помощи со стороны окружающих, прежде всего семьи, их обучение концентрируется на формировании навыков социально-бытовой ориентировки, развитии взаимодействия с окружающими.
Классификация по ведущему нарушению: глухие или слабослышащие дети с другими первичными нарушениями: зрения, интеллекта, ДЦП, речи, эмоциональной сферы); слепые или слабовидящие дети с дополнительными нарушениями (слуха. интеллекта, ДЦП, речи, эмоциональной сферы); слепоглухие дети с дополнительными нарушениями (интеллекта, ДЦП. речи, эмоциональной сферы); дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сочетающимися с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, эмоциональной сферы: дети с нарушениями интеллекта, имеющие недостатки зрения, слуха, спорно-двигательного аппарата, речи, эмоциональной сферы; дети с тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой сферы (в том числе с расстройствами аутистического спектра), сочетающимися с разной степени выраженности нарушениями слуха, зрения, опорно- двигательного аппарата, речи, интеллекта.
По времени наступления возможно выделить несколько групп детей ( Т.А.Басилова . Н.А.Александрова , 2008): с врожденными и рано возникшими сложными нарушениями; появившимися или приобретенными в дошкольном возрасте; приобретенными в подростковом, зрелом и в старческом возрасте
История обучения детей с комплексными нарушениями развитя В 1909 году в Санкт-Петербурге, в приюте для умственно отсталых, возглавляемом Е.К. Грачевой, была организована первая группа слепоглухих детей, которая после Октябрьской революции влилась в состав Петроградского отофонического иститута .
В 1923 году при Харьковской школе слепых известный специалист в области тифло -сурдопедагогики И.А. Соколянский открывает школу-клинику для индивидуалъного обучения слепоглухих детей, наиболее известной ученицей которой стала Ольга Скороходова . Детский дом для слепоглухих был организован в 1963 году в г. Загорске Московской области. В обучение включались дети с тяжелыми нарушениями зрения и слуха начиная с двухлетнего возраста
В 1970-е годы начинается обучение слепых и слепоглухих с умственной отсталостью в Головеньковском детском доме (Тульская обл.). В 1980-1990-е годы в НИИ дефектологии АПН СССР были развернуты комплексные клинико-психолого-педагогические исследования Результатом психолого-педагогических исследований на этом этапе явилось создание специальных классов для глухих и слабослышащих с задержкой психического развития и умственной отсталостью, умственно отсталых слепых и слабовидящих, умственно отсталых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствующем типе школ. Для детей с комплексными нарушениями, которые вследствие объективных причин не могли посещать специальную школу (тяжелые двигательные нарушения , текущие психические заболевания), организуется надомное обучение, что диктовалось задачами всеобуча детского населения.
причины комплексных нарушений генетический синдром или заболевание (очень редко - сочетание генетических синдромов); перенесенное заболевание или травма; сочетание двух внешних причин, обусловивших разные нарушения; сочетание наследственного синдрома с нарушением, вызванным внешней причиной; наследственная предрасположенность, реализованная в результат действия какого-либо внешнего фактора
Типы генетических синдромов и заболеваний: синдромы множественных врожденных пороков развития (например синдромы Маршалла, LEOPARD , CHARGE -синдром, синдром Дауна) наследственные дефекты обмена веществ (например, галактоземия , гомоцистинурия ); наследственные болезни соединительной ткани (например, синдромы Стиклера , Марфана , Альпорта ); другие.
Синдром Ушера
Синдром Маршалла
Синдром Альпорта
Синдром LEOPARD
Синдром Ольстрема
Синдром CHARGE
Комплексные нарушения экзогенного происхождения 1. Причиной врожденных нарушений могут быть внутриутробные инфекции, патологическое течение беременности и родов, тяжелые заболевания матери во время беременности, недоношенность. 2. Приобретенные комплексные нарушения могут иметь своей причиной заболевания новорожденных (например, гемолитическую болезнь, перинатальное поражение ЦНС, пневмонию, гепатит, желудочно-кишечные инфекции), инфекции, перенесенные до двух лет в тяжелой форме, как грипп, дизентерия, эпидемический паротит, пневмония, туберкулез. Наибольшее значение имеют нейроинфекции (менингиты, менингоэнцефалиты , энцефалиты) различной этиологи