Итоговый проект,Тема: «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроке чтения»
«Духовно –нравственное воспитание дошкольников и младших школьников в современных условиях».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_dnv_1.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Воскресенский научно-методический центр»
(МУ ДПО «ВНМЦ»)
Итоговый проект
Тема: «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроке чтения»
«Духовно –нравственное воспитание дошкольников и младших школьников в современных условиях».
Вариативный модуль
72 часа
Выполнил: Голубева Галина Николаевна
учитель начальных классов
МОУ « СОШ№11»
Проверил: Гаркушина
Зинаида Сергеевна
Содержание (оглавление)
Введение (актуальность темы) стр 3-4
- Раздел 1. Роль художественных произведений в духовно-
нравственном воспитании школьников стр 4-5
2. Раздел 2. Технологическая карта урока Литературного чтения
по притче Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек» стр. 5-12
3. Заключение стр.13
4. Используемая литература стр.14
Введение
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
Именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.
Важнейшая задача, которая стоит перед учителем, заключается в том, чтобы формировать такие личные качества как совесть, долг, честь, достоинство. Наибольшим потенциалом в реализации этой задачи обладают уроки литературного чтения. Литература как искусство слова формирует духовно-нравственные ценности человека и оказывает влияние на его мировосприятие и отношение к людям.
Результат нравственного и эстетического воспитания, по мнению Л.В. Занкова, – «подлинное человеческое отношение к людям, к труду, к культуре», «…к тому, чем живет Родина, ее люди». Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, «содержатся» в них, но читатель должен суметь их извлечь, перевести на «свой» язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературного чтения организует учитель. Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома.
Целью духовно-нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми.
Цель методической разработки – раскрыть роль уроков литературного чтения в становлении духовно-нравственных качеств личности младших школьников; на примере урока литературного чтения по притче Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» показать важность формирования уважительного отношения к старости.
Прогноз: Через систему духовно – нравственного воспитания школа предполагает заложить прочную основу духовности и нравственности у учащихся, подготовить почву для становления их личности. Учебная и воспитательная работа носит деятельный характер и поможет школьникам глубоко осмыслить историческое прошлое нашей Родины; определить своё место в современном обществе, будет способствовать удержанию детей от дурных поступков и сохранению нравственного и физического здоровья.
РАЗДЕЛ 1. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время стала очевидной необходимость духовно- нравственного воспитания русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.
Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожалению, выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых – родителей и педагогов – на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т. е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности.
Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком.
Важнейшая задача, которая стоит перед учителем, заключается в том, чтобы формировать у младших школьников такие личные качества, как совесть, долг, честь, достоинство. Эти качества нужно воспитывать с рождения, воспитывать в любом обществе, при любых социально-экономических условиях.
Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения.
Проанализировав содержание учебников «Литературное чтение», можно заметить, что авторы смогли подобрать такие произведения, которые содействуют духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности к служению людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Живым источником мудрости и духовности русского народа являются пословицы и поговорки, которые не утратили актуальности и сегодня. Практика показала, что можно широко применять пословицы и поговорки, которые характеризуются устремленностью к духовности, нацеленностью на толерантность, уступчивость, солидарность, добро, любовь.
Хочется остановиться на трех важных аспектах становления духовно-нравственной личности:
- различение добра и зла;
- любовь и уважительное отношение к близким, отцу и матери, родным, окружающим;
- воспитание патриотизма, готовности встать на защиту Родины.
В духовно-нравственной сфере современного общества идет разрушение традиционных устоев семьи, а ведь именно в семье ребёнок должен узнать, «что такое хорошо и что такое плохо». Для России с её многовековой православной культурой семейная жизнь являлась школой любви, как постоянной готовности отдавать себя другим, заботясь и оберегая своих близких. В произведении Л. Толстого «Старый дед и внучек» автор учит уважительно относиться к старшим и не обижать слабых, ведь каждый человек будет старым и немощным, здесь звучит главная мысль – золотое правило нравственности: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Поэтому в школьной программе подобрано много произведений об уважительном отношении к старшим, матери, отцу, близким людям:
- А.П.Платонов «Ещё мама»;
- Я.Л. Аким «Друг»;
- Ю.Яковлев «Мама»;
- Ю.В.Драгунский «Друг детства»;
- Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек».
Через эти произведения ребенок учится видеть своё место в семье, осмысливать свои поступки, анализировать своё поведение, отношение к матери, отцу, близким. Ведь в традициях русского народа было заложено выполнение заповедей, данных Богом, по которым жили наши предки: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Чти отца твоего и матерь твою».
Хочется подчеркнуть, что курс «Литературное чтение» имеет огромное значение в духовно-нравственном становлении младшего школьника, проявления духовности, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что формирует у детей высокое патриотическое сознание, любовь к своему Отечеству, его языку, духовным ценностям и уважительное отношение к людям.
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ВО 2 КЛАССЕ ПО ПРИТЧЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК»
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления
Дидактическая цель:
Создать условия сознания и осмысления блока новой учебной информации.
Цели по содержанию:
Обучающая: познакомить детей с притчей Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», продолжить формирование навыка качественного чтения.
Развивающая: Развивать речь учащихся, вдумчивое восприятие текста, повышать познавательную активность
Воспитательная: способствовать воспитанию через художественное произведение, его героев, жизненную позицию: сочувствие, милосердие к людям
Методы обучения:
репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельность:
индивидуальная, фронтальная
Технология: игровая
Средства обучения:
- Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы
- Цветок с отдельными лепестками
- Карточки с заданиями
- Экран
- Мультимедийный проектор
- Толковый словарь Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.
- Портрет Л.Н.Толстого
- Плакат с полянкой, цветочки синие и красные
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Оргмомент | Определяет уровень готовности обучающихся к уроку | Проверяют готовность к уроку своего рабочего места |
2. Мотивация и целеполагание | Предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цели урока, обобщает их ответы, формулирует задачу на урок | Определяют цели урока |
- Сегодня у нас в классе должно произойти важное событие – должен распуститься необычный цветок. Каждому лепестку этого цветка соответствует определенное задание. Выполняя эти задания, вы поможете нашему цветку быстрее распуститься. - Как вы думаете, что нам придется делать, чтобы цветок расцвел? - Помогая цветку распуститься, вы покажете как правильно и выразительно умеете читать, рассказывать, работать с пословицами, узнаете значения новых слов, вместе будем учиться делать выводы, анализировать | ||
3. Актуализация ЗУН | Предлагает выполнить задание: - Сегодня мы познакомимся с произведением великого русского писателя. Что это за писатель, вы узнаете, когда выполните задание: Рассмотри портреты, допиши недостающие буквы в фамилии, из этих пропущенных в словах букв собери фамилию автора. А. Бар т о , Н. Кры л ов, Н. Но с ов, И. Т о кмакова, К. Чуковски й Автор: Лев | Выполняют работу на карточках |
Вывешивает лепесток с буквой «П» |
Предлагает подготовленному заранее ученику рассказать о Л.Н.Толстом Дополняет рассказ ученика | Один из учеников сообщает биографические сведения о Л.Н. Толстом | |
- Л.Н. Толстой родился почти 200 лет назад. Всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки. Их читают во всем мире. Толстой очень любил детей. | ||
В то время было очень мало школ, дети бедных людей не могли учиться. Лев Николаевич открыл школу в Ясной Поляне, написал учебник для детей и сам стал их учить. | ||
- Какие произведения Льва Николаевича Толстого вы уже читали? | Отвечают на вопрос | |
Сегодня мы познакомимся с притчей «Старый дед и внучек». Что такое притча? Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. | ||
Предлагает выполнить задание: Прочитайте пословицы. Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны. Соедините начало и конец пословиц так, чтобы получились верные высказывания - Вся семья вместе… детки же и горе - Нет лучше дружка… и душа на месте - Детки – радость… чем родная матушка | Выполняют задание | |
Предлагает проверить правильность выполнения задания (правильный вариант пословиц показан на экране) | Проверяют правильность выполнения задания | |
Вывешивает лепесток с буквой «О» |
- Как вы понимаете смысл этих пословиц? - Какой темой они объединены? | Отвечают на вопросы | |
Сегодня мы будем читать произведение о семье. | ||
Беседа по иллюстрации в учебнике: | Рассматривают иллюстрацию, высказывают свои мнения, отвечая на вопросы | |
- Откройте учебник на странице 110. Кого вы видите на иллюстрации? - Где они живут? - Как вы думаете, какие они? - Может ли эта семья жить в наше время? - Почему вы так думаете? | ||
Вывешивает лепесток с буквой «Ч» | ||
Физкультминутка: Спал цветок и вдруг проснулся- Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. | Выполняют движения физкультминутки | |
4. Первичное усвоение материала | 1) Словарная работа - притча «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье. Написана она очень давно. При чтении нам встретятся слова, которые очень редко употребляются. (на экране высвечиваются слова: Лоханка, невестка, слаживает, бранить) | |
- Как вы думаете, что обозначают эти слова? Корректирует высказывания детей | Высказывают предположения | |
- Лоханка – круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости. - Невестка – жена брата. - Слаживает – складывает. - Бранить- ругать. | ||
Вывешивает лепесток с буквой «Т» |
2) Первичное восприятие текста. Рефлексия | ||
- Послушайте притчу, подумайте и продолжите своими словами предложения, которые вы видите на экране: Я почувствовал… Я задумался… | ||
Читает текст. Предлагает детям дополнить высказывания | Предлагают варианты продолжения предложений | |
Вывешивает лепесток с буквой «Е» | ||
5. Осознанное осмысление учебного материала | Предлагает детям разделить притчу на две смысловые части | |
1) Чтение притчи про себя | Читают | |
- Прочитайте притчу про себя и подумайте, на сколько частей можно её разделить. Докажите | Предлагают варианты, доказывают | |
2) Чтение и анализ первой части Предлагает детям прочитать первую смысловую часть «по цепочке» | Читают первую часть «по цепочке» | |
- Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол? - Что случилось во время обеда за печкой? - Почему дед уронил и разбил чашку с едой? - Что сделала невестка, когда дед разбил чашку? | Выбирают в тексте ответ, отвечают на вопросы | |
Вывешивает лепесток с буквой «Н» | ||
3) Чтение и анализ второй части | ||
- Прочитайте вторую смысловую часть притчи. - Зачем Миша делал лохань? - Почему родители Миши заплакали? - Как после этой истории родители Миши стали относиться к дедушке? | Выбирают нужный эпизод и зачитывают, отвечают на вопросы | |
Вывешивает лепесток с буквой «И» |
Физкультминутка: Дружно маме помогаем, Пыль повсюду вытираем, Мы белье теперь стираем, Полоскаем, отжимаем, Подметаем все кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. | ||
6. Закрепление учебного материала | 1) Определение морали притчи | |
- Можно ли назвать эту притчу поучительной? - Чему она нас учит? - Какова идея этого произведения? - Подходит ли пословица «Как аукнется, так и откликнется» к этой притче? | Высказывают свое мнение, отвечая на вопросы | |
2) Определение актуальности | ||
- Может ли произойти такая история в наши дни? - Есть ли в вашей семье пожилые люди. Расскажите, как вы к ним относитесь. | Отвечают на вопросы | |
Вывешивает лепесток с буквой «Е» | ||
Предлагает составить ключевое слово: - Вот и распустился наш цветок. Прочитайте слово, которое получилось. - Как вы думаете, что такое «почтение»? Корректирует ответы детей (Почтение – глубокое уважение) | Составляют слово. Высказывают свое мнение о значении слова «почтение» | |
Предлагает из подобранных дома пословиц о семье выбрать ту, в которой встречаются слова «почтение», «почитать» | Дети проговаривают свои пословицы | |
- Посмотрите на экран. Здесь записаны пословицы, которые мы составили в начале урока. Добавим к ним еще одну, которую вы сейчас предложили: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». | ||
- Возьмите веера с цифрами и покажите номер той пословицы, которая наиболее точно отражает идею притчи. - Соотнесите содержание притчи с пословицей. | Показывают нужную цифру | |
7. Домашнее задание | Предлагает составить рассказ о своей семье | |
8 Подведение итогов. Рефлексия | -Вот мы с вами и вырастили необычный цветок. - Ребята, что нужно было знать и уметь, чтобы вырастить такой цветок? - Что нового вы сегодня узнали? - Все вы сегодня старательно работали, выразительно читали, составляли развернутые предложения, правильно раскрывали смысл пословиц, учились соотносить содержание текста с пословицей, узнали очень много слов. | Отвечают на вопросы |
- У нас на доске – зеленая полянка. Подойдите, пожалуйста, к ней и повесьте на нее маленький цветочек: красный – если вам понравился урок, синий – если урок не понравился. | Приклеивают цветочки |
Заключение
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, эмоциональных ценностей. Одной из задач нравственного воспитания младших школьников является воспитание милосердия, сострадания, сочувствия к людям.
Надо так организовать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним – сначала в школе, в классе, а потом и в жизни. Но это должна быть их самостоятельная деятельность, и на уроках, и после них, конечно, направляемая и педагогически руководимая учителем.
Чтобы воспринять нравственные ценности, нужно, чтобы на уроке дети:
- думали над прочитанным;
- сопереживали героям;
- оценивали их поступки;
- осмысливали их проблемы;
- соотносили их жизнь со своей жизнью;
- старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Список литературы
- Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы
- Поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.
- Романовская З. И. Чтение и развитие младших школьников. – М., 1982
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования Российской Федерации. Москва, 2004 г
- Шатохина С. Б. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 8 – С. 109-110