«Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»(Контрольная работа)
Для студентов профессиональных и высших учебных заведений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_muzyka.docx | 25.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский Педагогический Государственный Университет»
Факультет дошкольной педагогики и психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
(реферат)
По дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
На тему: «Музыка. Цель, задачи и значение музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
Выполнила студентка
IV курса 402 группы
заочного отделения
Остряк – Саная Н.В.,
Проверила: Комиссарова Л.Н.
Москва 2016
Оглавление
- Введение
- Что такое музыка?
- Влияние музыки и музыкального воспитания на ребёнка – дошкольника.
- Педагогические условия, цель и задачи музыкального воспитания.
- Заключение
- Список литературы
1.Введение
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.
На данный момент остро стоит проблема полноценного планирования, организации музыкального воспитания на всех уровнях обучения ребенка, а в первую очередь в детском саду. Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок, и он не может не оказывать большого влияния на развитие способностей ребенка, на его мировоззрение.
Для того чтобы говорить об организации музыкального воспитания в детском саду необходимо в первую очередь определиться с терминами «музыка», «музыкальное искусство», с целью и задачами музыкального воспитания ребенка, определить, для чего вообще нужны занятия музыкой.
2. Что такое «музыка?»
Музыка – особый вид творческой деятельности, ремесло, профессия. Это умение, которое связано с понятием ценности, красоты и вдохновенности созданного. Однако результаты искусства (в частности музыкального) с точки зрения «здравого смысла» и пользы – не имеют утилитарной материальной ценности, как бы бесполезны.
Искусство – это умение, мастерство, искусность, поэтому оно неизбежно связано с понятием ценности, качества, а также, как правило, с понятиями красоты, вдохновенности созданного.
Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.
Музыкальная культура личности - это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения.
3.Влияние музыки и музыкального воспитания на ребёнка – дошкольника.
Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней. В большинстве своем все люди испытывает потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но, к сожалению, это в основном радио и ТВ-репертуар. Назначение музыкальных произведений связывается с развлечением и отдыхом, музыка, по их мнению, помогает расслабиться после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние.
Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняемо впоследствии.
Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, развивает эмоции, интересы, воспитывает его чувства, формирует вкусы.
Возвращаясь к выше сказанному.., имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.
Музыка несёт в себе ценностную информацию об окружающей жизни и обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному наследию, ребёнок познаёт эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. А в период детства особенно важно вхождение ценностей культуры в личностный опыт ребёнка. Приобщение детей к миру ценностей музыкальной культуры с первых лет жизни способствует формированию ценностного отношения к искусству, осознанию жизненных и эстетических ценностей, личностному развитию.
Музыка развивает ребёнка умственно. Помимо различных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально – образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, которые характеризуют настроение, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: Сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, выделение черт общего и различного – и, таким образом, способствует интеллектуальному развитию детей.
На музыкальных занятиях требуется внимание, сосредоточенность, концентрация памяти, и это важно для общего развития ребёнка. В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, а они способствуют развитию воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах, формированию основ музыкальной и общей культуры.
Следовательно, если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий - низкий, громкий - тихий), двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.
Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и позднее продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста. Содержанием музыкального воспитания дошкольников является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.
В области восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуквысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. У старших дошкольников восприятие еще недостаточно дифференцированно: не имеет целенаправленного характера, часто непроизвольно (непреднамеренное восприятие). Поэтому в сочетании с аналогичными особенностями внимания, восприятие ребенка обычно привлекается яркостью, наглядностью.
Наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал, что: «внимание маленького ребенка - это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка - если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник".
Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания -развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.
И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает музыкальные способности детей, а различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребёнка...
Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка к всему многообразию музыкальной культуры. Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие на развитие детей как в духовном, культурном, личностном плане, так и в физическом посредством различных упражнений.
Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть уже и формирует его вкусы и предпочтения. Постепенно в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) необходимо развивать в детях все самое лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать общие и специальные музыкальные способности.
Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.
Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.
Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.
4.Педагогические условия, цель и задачи музыкального воспитания.
Из всего сказанного выше, можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Развивающее воздействие музыкальных занятий возможно лишь при определённых педагогических условиях:
I – органическая взаимосвязь познавательной, ценностно – ориентационной (шедевры мирового искусства, музыкально - эстетическая, духовно – нравственная культура) и творческой деятельности детей.
Формирование навыков, умений, музыкальных способностей на репертуаре, не имеющем художественной ценности не даст важнейшего результата – музыкально – творческого и общекультурного развития детей. Поэтому познавательная деятельность детей в процессе музыкального воспитания должна быть организована на ценностно – ориентационной и творческой основе.
II – гуманный стиль общения взрослого и ребёнка, реализация принципов педагогики сотрудничества. Важная роль отводится игре, активизации творчества, самостоятельности детей, а способом увлечь ребёнка музыкой – привлекательные формы и методы, отсутствие муштры, увлеченность музыкой самого педагога, обладающего высокой профессиональной компетентностью, музыкальной и общей культурой.
Из всего выше сказанного мы подошли к цели музыкального воспитания - формирование у ребёнка – дошкольника основ музыкальной и общей культуры, духовное становление и развитие личности. А для достижения цели предполагается решение ряда задач.
Основными задачами музыкального воспитания детей можно считать следующие:
- Накапливать опыт восприятия народной музыки, произведений мировой музыкальной классики разных эпох и стилей;
- Развивать музыкальные способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности, обогащать знания, умения и навыки музыкальной деятельности на ценностном содержании образования (музыкальные шедевры);
- Вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости;
- Развивать музыкальное мышление и общие интеллектуальные способности детей (осознание эмоционально - образного содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, развитие «словаря эмоций», первоначальных суждений о музыке);
- Развивать творческое воображение, проявления творческой активности и самостоятельности;
- Формировать музыкально – эстетическое сознание (эстетические чувства, интересы, начала вкуса, представления об эталонах красоты)
- Побуждать к оценке музыкальных впечатлений, поддерживать проявления эмоционально – оценочного отношения;
- Воспитывать духовно – нравственные качества детей, культуру поведения средствами музыкально – эстетической деятельности.
5.Заключение
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего - от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми, стиля педагогического общения и др.
Таким образом, нам воспитателям в детских садах, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У детей совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.
Общество должно быть заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе и музыкальную культуру. А наши дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.
6.Список литературы:
1.Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших учебных заведений / Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Изд. 2-е испр. и дополн. – Дубна: Феникс+, 2014.
2.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.; Просвещение, 1981г.
3.Метлов Н.А. Музыка - детям- М.; Просвещение, 1985г.
4.Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. - М, 1982г.
5.Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997
6.Сухомлинский, В.А. О воспитании. М., 1985
7.Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания - М., 1989г.