Методические рекомендации для социальных педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях
В центре внимания социального педагога находятся обучающиеся и их семьи, права которых могут быть нарушены. Это обучающиеся из неблагополучных семей, находящиеся под опекой, из малообеспеченных семей, обучающиеся-инвалиды. Особое внимание приходится уделять неблагополучным семьям, которые имеют часто целый комплекс проблем.
Поэтому для эффективного решения поставленных задач по взаимодействую со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, родителями, педагогическим коллективом и социальными службами.
Традиционно у классных руководителей и педагогов возникают сложности с детьми из неблагополучных семей. Это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, проживание в асоциальных семьях и т. п.
Несмотря на то, что не все факторы именуются семейными, большинство из них связано с нарушением традиций семейного воспитания или пренебрежением в семье к интересам ребёнка, а значит так или иначе связано с неблагополучием семьи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для социальных педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся
в социально-неблагополучных семьях
Автор: социальный педагог ГБОУ школы № 59 Приморского района Санкт-Петербурга
Актуальность:
В соответствии с федеральным законодательством, основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ являются:
- укрепление правовой защиты детства;
- поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;
- обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;
- обеспечение воспитания, образования и развития детей;
- поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
Под понятием сопровождение мы подразумеваем помощь, поддержку и обеспечение.
В целом, процесс сопровождения рассматривается с двух основных подходов:
Первый – определяет сопровождение как «процесс проектирования образовательной среды, создание условий для максимально успешного обучения конкретного ребенка с опорой на ресурсы его собственного развития, приоритет егопотребностей, целей и ценностей»;
Второй подход основывается на понимании процесса сопровождения какподдержание существования ребенка в условиях, оптимальных для успешного раскрытия его личностного потенциала, недопущения его дезадаптации.
Эти два подхода носят ограниченный характер, поскольку не включает в себя работу с факторами за пределами образовательного процесса. Поэтому процесс сопровождения должен охватывать весь социум ребенка и его окружения, а не только образовательный.
Выделяются следующие виды сопровождения:
- индивидуально-ориентированное сопровождение (объект сопровождения -
ребенок);
- системно ориентированное сопровождение (объект сопровождения – группа,
образовательный процесс, среда образования в целом).
Основные проблемы, решаемые в процессе индивидуально-ориентированногосопровождения:
- Определение образовательно-профессионального пути;
- Овладение базовым процессом деятельности (процессом обучения, процессом профессиональной деятельности);
- Развитие личностных компетенций;
- Овладение практикой межличностного взаимодействия и взаимопонимания;
- Сохранение психологического здоровья;
- Овладение дополнительными процессами деятельности (способностьструктурировать свободное время, культура отдыха и т.п.).
Основные сферы системно-ориентированного сопровождения:
- Адаптация детей в переходные периоды развития;
- Экспертиза образовательных программ;
- Взаимодействие в группе сверстников;
- Проектирование развития образовательного маршрута ребенка;
Правовые аспекты социально-педагогического сопровождениядетей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях:
В профессиональной деятельности социальный педагог руководствуется следующим нормативным документами федерального и регионального уровня:
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Семейный кодекс РФ;
- Федеральный Закон «Об основах системы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ);
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
№ 124-Ф (в ред. от 03.12.2011).
В качестве основных задач сопровождения детей из семей с признаками социального неблагополучия определяются:
- Определение причины семейного неблагополучия. Планирование работы с неблагополучными семьями;
- Выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, планирование и проведение с ними работы;
- Содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося;
- Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
- Предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);
- Профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
- Создание благоприятной обстановки в классе вокруг ребенка из неблагополучной семьи;
- Работа с обучающимся класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
Таким образом, основные усилия социального педагога должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение отклонений в их развитии.
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа специалистов обычно включает 3 основные составляющие:
- Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая психолого-педагогическую поддержку ученика;
В условиях общеобразовательной школы социальногопедагога с обучающимисяносит чаще всего индивидуальный характер, каждая встречасодержит элементы диагностики и консультирования;
- Работу с педагогическим коллективом (индивидуальная работа с педагогами, участие в работе Совета по профилактике).
Основной задачей в работе с педагогами является формирование толерантности в отношении ребенка (подростка);
- Работу с семьей, направленную на развитие психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений.
Работа с родителями строится с использованием приемов семейного консультирования, которая представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками; опосредованное влияние на процесс социализации детей.
Определяется специфика профессиональных задач социального педагога, в работе с детьми из неблагополучных семей.
Методические рекомендации для социальных педагогов:
Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
- раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;
- определение причин неблагополучия семьи;
- осуществление информационной помощи семье;
- организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».
Семьи с признаками социального неблагополучия находятся в ОУ на индивидуальном сопровождении.
Порядок постановки семьи на индивидуальное социально-педагогическое сопровождение регламентируется локальными актами ОУ.
Получение информации о семье возможно:
- от классного руководителя, педагогов ребенка;
- анализа социального паспорта класса;
- из бесед с ребенком, другими его родственниками, сверстниками;
- при непосредственном контакте с семьей (посещение на дому, приглашение на беседу в образовательное учреждение);
- через наблюдение за ребенком в школе, особенностями его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, изучение его социального статуса в группе сверстников, анализ особенностей учебной, игровой деятельности, поведения.
Актуальные проблемы семейного неблагополучия и специфика деятельности социального педагога по решению проблемы
Направления деятельности/формы помощи | Правовые основания деятельности |
Невыполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению ребенка, игнорирование потребностей ребенка: | |
- Беседа с родителями: предупреждение об ответственности за неисполнение родительских обязанностей; - Постановка семьи на психолого-социальное сопровождение в ОУ; - Консультирование родителей об основных обязанностях по воспитанию ребенка (знакомство с Семейным кодексом РФ – ст.63,64,65,69,71,73, 74,77); - Обследование жилищно-бытовых условий ребенка, подготовка соответствующего акта по результатам обследования. Если ситуация в семье не меняется: 1. Ходатайство в КДН и ЗП о привлечении родителей к административной ответственности (в соответствии со ст. 5.35 КоАП РФ); 2. Оказание помощи семье в решении психологических, юридических и др. вопросов; 3. Привлечении специалистов социальных служб к работе с данной семьей. | Семейный кодекс РФ (ст. 69-77) Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ, ст. 13) Субъекты взаимодействия по проблеме: - Отдел охраны прав детей управления образования; - Органы опеки и попечительства; - Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; -Судебные органы (иски образовательного учреждения, органов опеки, КДНиЗП, родственников ребенка, самого ребенка по достижении 14 лет). |
Нахождение ребенка в социально-опасном положении в семье (т.е. жизнь и здоровье ребенка находятся под угрозой - семейное насилие, безнадзорные дети, смерть родителей) | |
- Уведомление органов опеки и попечительства, КДНиЗП, социальной защиты о факте нахождения ребенка в социально-опасном положении в семье; - Обследование жилищно-бытовых условий ребенка, подготовка соответствующего акта по результатам обследования; - Обращение в органы опеки и попечительства с ходатайством об изъятии ребенка из семьи; - Ходатайство в ГБУ «Центр семьи» Приморского района г. Санкт-Петербурга о помещении ребенка в центр; - Контроль и /или участие в дальнейшем устройстве ребенка. | Семейный кодекс РФ (ст. 69-77) Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ, ст. 13) Закон Санкт-Петербурга «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (закон СПб от 08.05.2007 № 160-32 Субъекты взаимодействия по проблеме: - Отдел охраны прав детей управления образования; - Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; - Отдел по делам несовершеннолетних; - Органы опеки и попечительства; - ГБУ «Центр семьи» Приморского района г. Санкт-Петербурга |
Насилие в семье по отношению к ребенку | |
- Обращение в подразделения по охране прав детства, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел. | Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ) Субъекты взаимодействия по проблеме: - Участковые уполномоченные по месту жительства; - Отдел охраны прав детей управления образования; - Управления (отделы) внутренних дел по месту жительства; - Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; - Отдел по делам несовершеннолетних; - Территориальные Центры социальной помощи семье и детям Реабилитационные центры для детей и подростков. |
Организация и ведение патронажа семьи ребенка «группы риска» | |
- Изучение статуса семьи и условий жизни ребенка; - Определение позитивных воспитательных ресурсов семьи; - Обследование жилищно-бытовых условий проживания семьи; - Выявление служб, ранее работавших с семьей; - Определение (совместно с семьей, социальным окружением) содержания дальнейшей работы: форм социальной, социально-психологической, правовой помощи; - Привлечение (по необходимости) других служб и ведомств для оказания помощи семье; - Представление интересов ребенка (семьи) в различных инстанциях (КДНиЗП и др.); - Содействие (по необходимости) организации занятости членов семьи; - Текущие и контрольные посещения семьи. | Семейный кодекс РФ Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ) Субъекты взаимодействия по проблеме: - Отдел охраны прав детей управления образования; - Управления (отделы) внутренних дел по месту жительства; - Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; - Отдел по делам несовершеннолетних; - Территориальные Центры социальной помощи семье и детям Реабилитационные центры для детей и подростков; - Детские поликлиники по месту жительства. |
Профилактика правонарушений несовершеннолетних | |
- Представление интересов несовершеннолетних при рассмотрении дел в КДНиЗП, судах; - Работа с семьями (патронаж) несовершеннолетних правонарушителей; - Постановка на внутришкольный учет обучающихся, совершивших правонарушения; - Повышение правовой компетентности учащихся об ответственности за совершение правонарушений; - Повышение правовой компетентности родителей (законных представителей) по проблемам ответственности за правонарушения несовершеннолетних детей. | Закон Санкт-Петербурга «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (закон СПб от 08.05.2007 № 160-32 Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ) Субъекты взаимодействия по проблеме: - территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; - комиссии муниципальных районов и городские); - территориальных органов УВД, в т.ч. по месту жительства; - органы опеки и попечительства. |
Основные этапы работы социального педагога
с социально-неблагополучной семьей
Правовой основой для социально-педагогической работы является получение социальным педагогом разрешения руководителя образовательного учреждения на проведение профилактической работы с семьей (в соответствии с Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от 24.06.1999 г., в ред. 03.12.2011 № 378-ФЗ).
Основная работа с семьей включает несколько этапов, первый из которых связан с изучением социальной ситуации семьи.
1. Изучение семьи и условий жизни ребенка
На предварительном этапе проводится диагностика всех детей на предмет выделения детей группы риска, воспитывающихся в семьях с разными формами социального неблагополучия.
Приоритеты работы социального педагога на данном этапе:
- Раннее выявление детей, имеющих различные социальные, психологические или педагогические проблемы.
- Выявление характера проблем.
- Изучение причин социального неблагополучия обучающихся.
Изучение социальным педагогом семейной ситуации проводится после анализа социальных паспортов классов. Социальные паспорта, как правило, содержат информацию о количестве в конкретном классе детей из семей, по тем или иным показателям попадающих в «группу риска».
В дальнейшем дети «группы риска» обследуются в зависимости от выявленного «фактора риска» семейного неблагополучия с использованием подобранных диагностических средств. Такая углубленная диагностика проводится совместно с психологом. Уровень социальной адаптированности/дезадаптации, степени риска форм отклоняющегося поведения ребенка может быть выявлен с помощью методик, например, методики диагностики социально-психологической адаптации подростков К.Роджерса и Р.Даймонда. По необходимости может запрашиваться и анализироваться информация из медицинских учреждений, из подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, органов социальной защиты.
На данном этапе определяется категория детей и проблемы, с которыми работают специалисты образовательного учреждения (социальный педагог, психолог), и обучающиеся, решение проблем которых требует помощи в специально организованных условиях.
Работа по первичному изучению семьи проводится социальным педагогом с использованием различных методов: беседы с членами семьи, наблюдения за детьми вне дома (образовательное учреждение, среда сверстников и т.п.), беседы с социальным окружением семьи (соседи, педагоги ребенка и др.).
Выделим основные рекомендации по использованию диагностического инструментария для изучения социальной ситуации семьи:
Диагностический инструментарий социального педагога
Наименование методики | Назначение методики | Категория (с кем проводится) | Форма проведения |
Изучение социальной ситуации развития ребенка | |||
Социальный паспорт класса | Выявление детей «группы риска», нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении. Проводится анализ соц. паспортов классов ОУ, т.о., в диагностику включаются все дети | Классы, классные руководители | Бланк-анкета заполняется классным руководителем |
Социальная карта личности | Получение информации о личности ребенка: состояние здоровья, психосоциальное развитие, личностные особенности, проблемы поведения. Проводится в отношении обучающихся, имеющих проблемы поведения; находящихся в ситуации социального неблагополучия (семейное, внесемейное окружение, социальная среда и т.п.) | Классные руководители | Заполняется классным руководителем; возможен вариант беседы |
Анализ факторов социального неблагополучия | |||
Матрица определения социального благополучия ребенка | Выявление факторов (сфер) социального неблагополучия ребенка, определение принадлежности ребенка к «группе риска». Проводится в комплексе с другими методиками, выявляющими индивидуальные особенности и социальную ситуацию детей «группы риска» | Дети школьного возраста | В форме беседы, экспертных опросов |
Карта (акт) обследования жизненного пространства ребенка | Изучение условий проживания ребенка в семье с целью выявления степени неблагополучия, оценки возможности проживания ребенка в семье. Проводится в случаях, когда есть информация о явном неблагополучии (социальной опасности) проживания ребенка в семье | Жилищные условия, среда проживания ребенка | Наблюдение, осмотр (в ситуации, когда есть основания предполагать, что ребенок проживает в неблагоприятных для его развития, состояния здоровья и т.д.) условиях |
Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений | |||
Паспорт семьи | Составление социально- психологического портрета семьи, выявление «проблемных сфер» для определения возможных форм социально-педагогической помощи семье | Семья ребенка | Беседа с ребенком, родителями, анализ данных посещения семьи |
2. Обследование жилищных условий проживания семьи
Анализ жилищно-бытовых условий неблагополучной семьи проводится социальным педагогом во время посещения семьи, беседы с ее членами.
Основная цель этой работы – выявление проблемы жизненного пространства детей, взрослых членов семьи с целью снижения степени риска негативного влияния условий жизни на ребенка, его семейную социальную ситуацию.
В процессе обследования жилья ребенка социальный педагог анализирует санитарно-гигиеническую обстановку, условия организации питания ребенка, наличие у него собственной постели, угла или комнаты, обеспеченность сезонной одеждой и обувью.
По результатам изучения условий жизни семьи социальным педагогом составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи. Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи составляется в случаях:
- если есть информация о том, что условия проживания неблагоприятны для нормального существования ребенка (несоблюдение санитарно-гигиенических норм; нет нормальных условий для сна, занятий, досуга ребенка; в квартире родители и посторонние постоянно распивают спиртные напитки; родители не заботятся о бытовых условиях для ребенка);
- жилье непригодно для проживания из-за его состояния (аварийное, ветхое).
3. Выявление служб, ранее работавших с семьей
На этом этапе социальный педагог получает информацию по проблеме от педагогов образовательного учреждения, которое посещает ребенок по поводу обращения к ним родителей, близких родственников.
Целесообразным становится взаимодействие с психологом – в том случае, если он знает ребенка или его окружение, так как любая информация может стать полезной в установлении контакта с ним и семьей.
Возможно также получение необходимых данных по месту жительства ребенка, в учреждениях дополнительного образования, если он их посещает. Важно иметь информацию о получении ребенком (семьей) социальной помощи в Центре социальной помощи семье и детям, других учреждениях социальной защиты.
Необходимым может стать и анализ информации о проводимой работе с данной семьей участковыми уполномоченными, сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних, специалистами по охране прав детства.
На основе анализа информации о службах, ранее работавших с семьей, планируется следующий этап работы социального педагога по реабилитации семьи, определяется функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребенку специализированной помощи.
4. Реализация программы сопровождения семьи
Приоритеты работы социального педагога на данном этапе:
- Раннее выявление детей, нуждающихся в индивидуальном социально-педагогическом сопровождении.
- Охрана и защита прав несовершеннолетних.
- Взаимодействие со службами (в школе и вне школы), которые могут и будут помогать социальному педагогу в решении проблем детей, нуждающихся в социально- педагогической помощи.
- Работа школьного совета профилактики по профилактике правонарушений среди обучающихся.
- Систематическое проведение мониторинга эффективности профилактической и коррекционно-развивающей работы.
- Профориентационная работа и трудоустройство обучающихся.
- Социально-правовое просвещение учителей, обучающихся и родителей, профилактика конфликтов, правонарушений и наркозависимости.
- Создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе и гуманистического отношения к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Социально-педагогическое сопровождение детей (профилактическая и коррекционно-развивающая работа):
Программа индивидуального сопровождения включает в себя:
- взаимодействие педагога и подростка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;
- организацию досуга подростка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);
- помощь в преодолении учебных затруднений;
- помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении.
Реализация программ индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий:
- по развитию социальных навыков
- по формированию компетентности в сфере межличностного общения
- профессионального самоопределения
- развития социально-правовой компетентности подростков
Цель программы индивидуально-ориентированного сопровождения: развитие позитивных поведенческих стереотипов личности и формирование на этой основе социально одобряемых форм поведения.
Задачи:
- развитие навыки социально одобряемого поведения, соблюдения общепринятых норм и правил;
- расширение представления об эффективных способах взаимодействия с окружающими, прежде всего с родителями, педагогами и школьным коллективом;
- обучать навыкам самоконтроля и способам саморегуляции поведения.
Основные принципы индивидуальной профилактической и коррекционной работы:
- приоритет интересов ребенка.
- положительный характер обратной связи. Большинство детей этой категории нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих.
- непрерывность сопровождения
При организации групповой работы с детьми и подростками важно учитывать принцип добровольности и личной заинтересованности.
5. Текущие и контрольные посещения семьи
Данный этап работы, как правило, предполагает реализацию технологии социального патронажа.
Патронаж – представляет собой посещение семьи с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, что позволяет установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, необходимую как плановую, так и экстренную помощь.
Диагностическая цель патронажа предусматривает ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска, анализ сложившихся проблемных ситуаций.
Контрольная цель – направлена на оценку состояния семьи и ребенка, динамики проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения семьей рекомендаций.
Адаптационно-реабилитационная – оказание конкретной образовательной, психологической, социальной, посреднической помощи.
Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы. Например, регулярно посещаются семьи с детьми-инвалидами - с целью помочь преодолеть психотравмирующие ситуации, реализовать и контролировать систему реабилитационных мероприятий, разрешать социально-правовые вопросы.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и, прежде всего асоциальных семей, наблюдение за которыми дисциплинирует их в определенной мере, а также позволяет выявлять и противодействовать возникающие кризисные ситуации, защищая интересы ребенка.
Патронаж может осуществляться в отношении любой «проблемной» семьей, в целом, возможно патронирование любой семьи с любым типом неблагополучия, низкого ситуационно-ролевого статуса.
Возможен следующий вариант регистрации посещений семьи (патронажа)
социальным педагогом:
Дата | Причина посещения (в т.ч. указать – плановое в ходе патронажа, внеплановое) | ФИО должности специалистов, осуществивших выход в семью | Описание ситуации | Результат посещения |
В период патронажа изучение динамики ситуации может проводиться не только во время посещения семьи непосредственно на дому, но и в процессе встреч с родителями в образовательном учреждении (по инициативе социального педагога). Проводятся беседы с ребенком в образовательном учреждении, наблюдение за его социальными контактами, особенностями поведения в школе, также беседы с педагогами о нем в образовательном учреждении.
6. Оценка эффективности работы с семьей
На данном этапе осуществляется анализ проделанной работы:
- принятие решения о необходимости и возможности продолжения ППМСС семьи в следующем учебном году
- специалистами разрабатываются рекомендации для классных руководителей по работе с семьей или ребенком в дальнейшем.
Анализ результатов работы с отдельной семьей определяет динамику ситуации, содержание дальнейшей работы по сопровождению семьи:
- Позитивная динамика решаемой проблемы (на уровне изменения в знаниях, навыках, поведении, субъективной удовлетворенности)
- Оценка позитивной динамки ситуации может включать следующие показатели:
- уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье)
- родители проявляют заботу о детях
- дети посещают образовательное учреждение
- уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков
- семья поддерживает контакты с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.
- в социальном окружении семьи появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними
- семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
Таким образом, в ситуации, когда семья по своему статусу определяется как неблагополучная или асоциальная, в деятельности социального педагога на первый план выходит работа по защите ребенка от неблагоприятной семейной ситуации. Основные усилия направляются на то, чтобы риск отрицательного влияния на него в такой семье стал минимальным. Таким образом, с родителями, ближайшим окружением семьи проводится работа, направленная на изменение поведения, смену установок на воспитание
ребенка, поддержку семьи. В любом случае действия социального педагога, других специалистов направляются на соблюдение права ребенка жить в семье, сохранении воспитательного ресурса.
Литература, использованная при подготовке методических рекомендаций:
1. Гавриш Е.М. Работа школьного социального педагога с неблагополучными семьями. - //Социальная педагогика. – 2014. - № 1. – С. 113-114
2. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями «группы риска». – М.: НИИ «Школьные технологии», 2012, с.26-52
3. Олефиренко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2013
4. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ)
Литература для специалистов службы сопровождения и педагогов:
1. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013
2. Ефимова, И.В. Социальная работа в области профилактики и преодоления семейного неблагополучия И.В. Ефимова //Социальная педагогика. – 2011. - № 1. – С. 97-100.
3. Иванова Н. П. Ребенок в неблагополучной семье: показатели диагностики // Социальная педагогика. - 2011. - N 3. - С. 97-108.
4. Илатовская Л.А. Психологическое сопровождение детей группы риска //Социальная педагогика. – 2011, - № 4. – С. 89-97
5. Кошелева Е.П. Социально-психологическая помощь детям из неблагополучных семей. – М.: МГПИ, 2013
6. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Работа социального педагога с семьей группы риска (статьи). - //Социальная педагогика, 2012, №№ 2-5
7. Методика работы социального педагога. - /под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2011
8. Саленко Н. Профилактическая работа с семьями, имеющими несовершеннолетних детей. //Социальная педагогика, 2006, № 2, С. 76-86
9. Таболова, Е.М. Семейное неблагополучие как социальная проблема /Е.М Таболова //Социальная педагогика. – 2011. - № 1. – С. 90-92
10. Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. – М.: Академия, 2011
11. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. М.: ВАКО, 2012
12. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. – М.: Дрофа, 2014