Педагогические способности

Шмидт Светлана Салаватовна

Педагогические способности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_sposobnosti.docx37.59 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические способности.

Педагогические способности – сложное целостно-структурное психическое образование, складывающееся прижизненно в процессе педагогической деятельности и под её воздействием.

    Условно (чисто рабочее деление) общих способностей 4 группы:

1 группа: дидактические способности (связаны с осуществлением информационной функцией педагога – передачей информации детям).

2 группа: организационно-коммуникативные (осуществление организаторской функции и общение).

3 группа: личностные способности (связаны, в основном, с осуществлением воспитательной функцией педагога).

4 группа: специальные способности

Основной стержень педагогических способностей – расположенность к детям, которая пронизывает все стороны деятельности педагога (расположенность к детям - это сердечная привязанность к ним, желание с ними работать; чувство глубокого удовлетворения от общения с детьми, внимательное, доброжелательное и чуткое отношение к ним).

Это единственная педагогическая способность, отсутствие которой у педагога ничем компенсировать нельзя. Маскировать её отсутствие, «притворяться», не удастся. Дети очень наблюдательны и чувствуют, искренне любит их педагог, любит свое дело или лишь выполняет тягостную для него обязанность.

ТАБЛИЦА

 «ГРУППЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

ЛИЧНОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ

СПОСОБНОСТИ

СПОСОБНОСТЬ ПЕРЕДАВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДЕТЯМ

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ

СПОСОБНОСТИ

ПЕТЬ, ТАНЦЕВАТЬ И ДР.

ЭКСПРЕССИВНО – РЕЧЕВЫЕ СПОСОБНОСТИ

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ

СПОСОБНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ВООБРАЖЕНИЕ

АКАДЕМИЧЕСКИЕ

(ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ)

СПОСОБНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ТАКТ

СПОСОБНОСТЬ К

САМОРЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ПОВЕДЕНИЯ

  1.                 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
  2.                     ВНИМАНИЯ

СУГГЕСТИВНЫЕ

СПОСОБНОСТИ

Рассмотрим  подробнее все  группы  способностей.

1 группа: ДИДАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

  1. СПОСОБНОСТЬ ПЕРЕДАВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДЕТЯМ: способность объяснять, пояснять, разъяснять, способность делать свою мысль максимально понятной для другого.

Способный педагог делает содержание любого учебного вопроса доступным для ребенка (трудное сделать легким, сложное – простым, непонятное – понятным), преподносит им материал ясно, вызывая интерес к изучаемому предмету.

В основе данной способности лежит учет педагогом психологии ребенка, уровня его подготовки, предвидения возможных затруднений детей при усвоении учебного материала. Некоторым воспитателям  ДОУ объясняемый материал кажется простым и не требующим разъяснений – в этом случае они ориентируются на себя, а не на ребенка, рассматривают материал применительно к себе. Хороший воспитатель способен представить себя на месте детей, исходя из того, что ясное и понятное ему может быть совсем неясным и непонятным им. Под этим углом зрения продумывается и планируется характер и форма изложения информации  для  детей.

В процессе изложения педагог по целому ряду признаков (поведение, выражение лица, поза и т.д.) может составить верное впечатление о том, как дети усваивают то, о чем он говорит, и перестроиться в случае необходимости.

Хороший педагог всегда стремится внести в свою работу новое, оригинальное, используя опыт работы лучших педагогов-новаторов, заимствуя у них все ценное, но, никогда не копируя их слепо и бездумно. Хороший опыт необходимо перерабатывать применительно к своим условиям, своим психологическим особенностям, понимая, что у него иной класс, другие дети и сам он – другой человек.

  1. ЭКСПРЕССИВНО - РЕЧЕВЫЕ СПОСОБНОСТИ: педагог находится в постоянном речевом общении с учащимися и от того, как он способен осуществить эту функцию, каковы особенности его речи, зависит успех его педагогической деятельности.

Экспрессивно-речевые способности – это способности выражать свои мысли и чувства в речевой форме, окрашенной выразительной мимикой и пантомимикой. Иногда эти способности называют ораторскими.

Речь педагога должна быть эмоционально выразительной (эмоционально окрашенной), интонационно яркой, задушевной, с четкой дикцией, отличаться отсутствием стилистических, грамматических и фонетических погрешностей, проникновенной, создающей атмосферу искренности и доверия в общении с учениками.

Речь педагога представляет собой совокупность трех знаковых средств:

  1. Лингвистической (собственно речь, язык)
  2. Паралингвистической (выразительная интонация, правильная расстановка акцентов, умелое использование пауз).
  3. Кинетической (мимика, пантомимика, поза, жестикуляция).

При изложении материала педагогу следует избегать длинных фраз и сложных словесных конструкций. Очень оживляет речь уместный юмор, шутка, доброжелательная ирония.

Однообразная, тягучая, монотонная речь быстро утомляет, вызывает скуку, апатию, вялость, безразличие. Слишком торопливый темп речи «скороговорка» мешает усвоению и тоже быстро утомляет.

Влияет и громкость речи: чересчур громкая, резкая, крикливая речь нервирует учащихся; слабый, тихий голос учителя плохо слышен.

Жесты оживляют речь, но слишком частая, однообразная суетливая жестикуляция и резкие движения раздражают.

Педагог не должен перегружать свою речь большим количеством незнакомых учащимся, излишних терминов и формулировок.

Для педагога очень важна способность говорить экспромтом, говорить содержательно, гладко, без ненужных пауз, запинок. Педагог, хорошо знающий материал, из года в год повторяющий его, обычно излагает его без каких-либо трудностей.  Но его речь становится неузнаваемой – бедной и невыразительной, как только он начинает говорить без предварительной подготовки. В основе способности к экспромту лежат такие способности как богатство словесных ассоциаций, свободный отбор языковых средств, богатство словарного запаса, вербальная память.

  1. АКАДЕМИЧЕСКИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) СПОСОБНОСТИ.  

Под академическими (познавательными) способностями понимают потребность педагога в постоянном углублении и расширении своих знаний. Прежде всего, это касается знаний в области преподаваемого предмета, методической литературы, знакомства с опытом лучших учителей – новаторов. Учитель обязан постоянно расширять свой кругозор. При обучении в современных условиях, когда стремительно нарастает поток информации, школьники требуют от учителя не только знаний, значительно превосходящих по объему учебник, но и развития общих познавательных интересов, широкой эрудиции, разносторонних знаний в смежных областях науки. Таким образом, академические способности предполагают:

  1. Глубокое и свободное владение материалом учебного предмета, знакомство с новыми исследованиями в этой науке.
  2. Широкую образованность, эрудицию в смежных областях науки.

Нельзя научить других тому, что сам не изучил досконально, в чем не разобрался во всех деталях. Это предполагает весьма основательную содержательную подготовку к каждому уроку с привлечением дополнительных материалов, раздвигающих рамки учебника. В.А. Сухомлинский очень образно выразил эту мысль, указав, что для того, чтобы дать ученикам искорку знаний, сам учитель должен выпить целое море света. А его последователь Н.И.Кодак, продолжая мысль своего учителя, подчеркивал, что педагог должен стремиться достичь в своем предмете такого капитального уровня знаний, такой эрудиции, чтобы удивить, восхитить и зажечь учащегося.

   Глубина и разносторонность интересов школьников порой ставит в трудное положение учителей. Они не всегда могут со знанием дела ответить на сложные вопросы учащегося. По выражению П.П. Блонского, «учитель – не энциклопедический словарь», не на все вопросы он может ответить сразу, но он должен помочь учащимся, может быть совместно с ними, разобраться в этих вопросах. Дети очень чутки в оценке эрудиции учителя, узость и недостаточность его знаний легко отличаются школьниками, следствием чего является значительное снижение авторитета педагога.

  1.  РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ.

Важной педагогической способностью является способность распределять внимание между двумя или несколькими видами деятельности. Педагогу необходимо внимательно следить за содержанием и формой излагаемого им материала, и в то же время держать в поле внимания всех учащихся, реагировать на признаки утомления, невнимательности, непонимания, случаи нарушения дисциплины, следить за своим собственном поведением (позой, жестами, мимикой, походкой и т.д.).

2 группа: ОРГАНИЗАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ.

  1. КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ.

Коммуникативная способность педагога определяется его способностью устанавливать, формировать у себя педагогически-целесообразную позицию в отношении школьников, которая определяет стиль и тон его взаимоотношений с учащимися. Педагог должен воздерживаться от двух крайностей, двух полярных форм общения с учащимися:

1 позиция: основана на авторитете положения – постоянным подчеркиванием разницы положений, стремлением держать учеников на «дистанции», противостоянии учителя и учащихся, «мы» - учителя и «они» - школьники. Стиль и тон отношения к ученикам – холодный, высокомерный, требовательный, постоянное подчеркивание своего превосходства.

2 позиция: основана на «размывании» границ между учителем и учениками, на установлении псевдодружеских, даже фамильярных отношений.

   Для определения педагогически целесообразной позиции в течение ряда лет по инициативе Ф.Н.Гоноболина проводились беседы с подростками и старшими школьниками на тему: «Какого учителя вы бы назвали идеальным учителем? Охарактеризуйте его». Если раньше учащиеся отвечали, что идеальный педагог – это тот, кто прекрасно знает свой предмет; преподает очень интересно; объясняет так, что все становится совершенно ясным и понятным; т.е. начинали характеристику с указаний на дидактические способности учителя, то теперь «центр тяжести» переносится на личность учителя «идеальный учитель – это такой к которому запросто можно подойти и посоветоваться в трудных случаях жизни». Иначе говоря, если раньше идеальный учитель воспринимался учащимися прежде всего как «преподаватель», то теперь как «авторитетная личность». С этой позиции педагог должен строить систему взаимоотношений с учениками: это контакт с детьми, основанный на отношениях сотрудничества, взаимоуважения; это способность общаться с детьми, быть для них близким человеком, не теряя авторитета старшего.

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ.

Это чувство меры в поведении и обращении учителя к учащимся, способность находить наиболее педагогически целесообразные меры воздействия на учащихся; умелое сочетание уважения к личному достоинству и разумной требовательности к нему; доверия и систематического контроля, проверки; способность устанавливать деловой и психологический контакт с учащимися, чуткость и эмпатия, способность чувствовать боль другого человека, прийти ему на помощь и сделать это так, чтобы не задеть, не унизить, не обидеть его болезненного порой самолюбия.

  1. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ.

Проявляются в:

  1. В способности организовать детский коллектив
  2. В способности организовать самого себя как субъекта педагогической деятельности.
  1. Учитель прежде всего – организатор детского коллектива. Он должен организовать коллектив учащихся, сплотить его, наладить отношения дружбы и товарищеской взаимопомощи. Разумеется, педагог не всегда должен играть роль непосредственного организатора. Чем старше дети, тем больше он представляет им инициативы и самостоятельности.
  2. Организация учителем своей деятельности предполагает аккуратность, деловитость, четкость и точность, умение планировать деятельность и осуществлять самоконтроль. Учитель никогда не опаздывает (это быстро передается ученикам), использует каждую минуту урока. У опытных учителей вырабатывается чувство времени – умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки. В течение урока, конечно, бывают иногда непредвиденные потери времени. Учитель должен уметь контролировать и вовремя вносить коррективы в ход урока. Для выработки «чувства времени» заранее в конспектах урока делать разметки времени, отмечая, что нужно сделать к истечению 10, 20, 30 минут урока, подготовить дополнительный материал, который можно использовать, если образуется непредвиденный резерв времени, отметить материал, который можно снять (однотипные задания) или перенести на следующий урок, если не хватает времени.

Организованность педагога очень высоко ценится учащимися.

4. СУГГЕСТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ.

В переводе с латинского –«основанные на внушении», выражаются в волевом воздействии учителя на учащихся, в его способности предъявлять требования и добиваться их безусловного выполнения.

  Людям со слабой волей работать в школе очень трудно. Суггестивные способности у них могут развиться с большим трудом. Говоря о способности к внушающему воздействию имеет значение уверенность в себе, чувство ответственности за обучение и воспитание школьников, убежденность в своей правоте. Речь идет о способности требовать, добиваться своего, но добиваться спокойно, без грубого нажима, принуждения и угроз. При этом имеет большое значение убедительность доводов педагога, его аргументация. Не последнюю роль играют тон и стиль речевого выражения требования (важно как сказать).

  Педагоги без суггестивных способностей преподносят учащимся требования, указания, даже домашние задания в просительно-неуверенном, беспомощном, упрашивающем, порой даже извиняющемся тоне под протестующий хоровой «аккомпанемент» учащихся. Ученики тонко понимают, что учитель не чувствует себя хозяином положения («все равно не выполнят домашнего задания») и бравируют своей безнаказанностью.

3 группа: ЛИЧНОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ.

  1. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ.

(от латинского слова «перцепция», что означает «восприятие») - это способности учителя воспринимать ученика, и не только его внешние особенности, а главным образом, его внутренний мир; это своеобразная проницательность, связанная с тонким пониманием личности ученика и его психических состояний. Способный педагог по незначительным признакам улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика и правильно понимает, что значат эти изменения («читать по лицу, по голосу, по походке»), часто эту способность называют педагогической наблюдательностью. Например, учитель должен уметь легко отличать подлинную внимательность ученика на уроке от «симуляции внимания». Некоторые ученики весьма изобретательны – принимают «внимательную» позу, демонстрируют «внимательный взгляд», а мысли заняты чем-то посторонним. Поэтому учителю не следует ориентироваться лишь на внешние проявления прилежания, а необходимо добиваться подлинного внимания. В процессе изложения нового материала не всегда учитель должен прибегать к прямому контролю понимания учащихся посредством вопросов: «Все ясно?», «Кому что-то непонятно?» Есть ученики, которые стесняются объявить о своем непонимании или просто не считают нужным это делать. По целому ряду внешних признаков («поймал» отсутствующий или непонимающий взгляд; кто-то недоуменно развел руками; досадливо пожал плечами или, наоборот, одобрительный кивок головой, удовлетворенная мимика) педагог составляет суждение о том, как ученики усваивают материал.

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ.

Это способность учителя предвидеть (вообразить с достаточной степенью вероятности) последствия своих действий в отношении ученика. Как часто приходится наблюдать, как учителя (особенно молодые) не могут предвидеть и оценить заранее возможные реакции учеников на свои действия. Эта способность основывается на глубоком понимании психологии учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей. Педагогическое воображение – это способность «заглянуть вперед», предвидеть то, чего еще нет. Эта способность связана с «проектированием» личности учащегося, с представлением, что из ученика может получиться в будущем, это «вероятностное прогнозирование» развития тех или иных психологических особенностей воспитанников. Эта способность связана с педагогическим оптимизмом, верой в силу воспитания, верой в человека.

  1. СПОСОБНОСТЬ К САМОРЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ПОВЕДЕНИЯ.

Можно выделить 2 подструктурных компонента:

  1. Выдержку и самообладание
  2. Саморегуляция психических состояний.
  1. Выдержка и самообладание: это способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденной ситуации владеть собой, управлять своими чувствами, темпераментом, не терять контроля над своим поведением. Но это не означает, что учитель искусственно сдерживает свои чувства. Он может искренне радоваться вместе с учащимися и считает возможным, когда необходимо, в воспитательных целях показать свой гнев и возмущение, чтобы серьезно провинившийся школьник глубоко почувствовал, что его проступок настолько плох, что вызывает искреннее возмущение, но при этом  ни в коем случае педагог не теряет над собой контроль, не переходит на крикливо-злой, грубый и оскорбительный тон.
  2. Саморегуляция психических состояний: на успешность работы педагога влияют тип нервной системы (темперамент), временные психические состояния (например, настроение). Педагог должен владеть своим психическим состоянием, не являться рабом своего настроения, уметь управлять своими чувствами. От настроения педагога зависит психическое самочувствие учащихся. Различное настроение педагога повышает или снижает жизненный тонус, активность и работоспособность школьников.

Педагогом может быть представитель любого типа темперамента, если он сумеет использовать положительные стороны своего типа и преодолевать отрицательные. Например, холерик должен опираться на такие положительные стороны как страстность, активность, энтузиазм, энергичность и сдерживать такие отрицательные стороны как вспыльчивость, резкость, раздражительность.

4 группа: СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Специальные способности педагога - это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др. Чем больше таких специальных умений в арсенале педагога, тем интереснее и содержательнее жизнь детей в образовательном учреждении. Педагог, много умеющий, вызывает восхищение и гордость воспитанников. Они хотят подражать ему, стремятся большему научиться.

ВЫВОД: рассмотренные группы (компоненты) пед.способностей взаимосвязаны, взаимопроникают, что дифференцировать (разделять) их порой затруднительно. В педагогическом коллективе должны быть разные педагоги, индивидуальные черты которых будут дополнять друг друга. Главное осознать, какие требования предъявляет пед.деятельность к психологическим особенностям учителя, что надо в себе развивать, чего добиваться, чтобы максимально поднять уровень профессиональной подготовки.